Устали ходить на работу? Думаете, что рабочий день слишком длинный, а отпуск короткий? Всё познаётся в сравнении. Мы подготовили для вас подборку, в которой собрали информацию об особенностях трудового законодательства разных стран мира.

Но сначала напомним, что у нас. На основании ст. 91 ТК РФ рабочая неделя в России не может превышать 40 часов. Это общая максимальная норма рабочего времени для всех работников, как постоянных, так временных и сезонных. Официально в России установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Как правило, это суббота и воскресенье. Для некоторых категорий работников предусмотрена в нашей стране и шестидневка. По 6 дней в неделю работают люди, занятые на производстве, где пятидневка представляется нецелесообразной (например, в торговле).

При беременности работающим женщинам предоставляется 70 - 84 выходных дней до родов и 70 - 110 календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по социальному страхованию в размере среднего заработка. Далее (до достижения ребёнком возраста 1,5 года) выплачивается пособие в размере 40% заработка.

А что у других?

  1. Самые продолжительные отпуска в мире имеют жители Швеции, Дании, Финляндии, Австрии и Канады. Работники здесь отдыхают не менее 5 недель в год. А самые короткие отпуска у жителей Филиппин, Мексики и Сингапура. Работники этих стран имеют право отдыхать 5, 6 и 7 дней в год соответственно.
  2. Израильские работодатели помимо отпускных дней предоставляют работникам ещё и «оздоровительные» дни. Количество тех и других зависит от стажа работы. Максимально отдыхают израильтяне, имеющие трудовой стаж не менее 19 лет. Он имеют право на 28 отпускных дней и 9 «оздоровительных».
  3. Самая короткая трудовая неделя в Нидерландах, она составляет 30,5 часа (для сравнения: в России — 40 часов).
  4. В Египте работодатель должен повышать заработную плату не менее чем на 7% ежегодно. Если гражданин Египта просто присутствует на рабочем месте, но отлынивает от исполнения обязанностей, он может рассчитывать на половину зарплаты. Если человек увольняется по собственному желанию, ему обязаны выплатить всю сумму за месяц.
  5. Японское трудовое законодательство достаточно жёстко обходится с беременными женщинами: если японка отработала в организации меньше года или имеет обеспеченного супруга, ей могут отказать в оплате отпуска по уходу за ребенком.
  6. В некоторых странах выходные — это не суббота и воскресенье, а другие дни недели. Например, израильтяне выходят на работу в воскресенье, а заканчивают трудовую неделю в четверг или пятницу после обеда. В Алжире и Саудовской Аравии люди работают с субботы по среду, а в Иране — с субботы по четверг.
  7. Особенностью трудового законодательства США является разночтения между Федеральным законом и законами разных штатов, которые иной раз перекрывают друг друга. Федеральным «Актом о справедливых трудовых стандартах» США определена минимальная сумма часовой оплаты труда гражданина в возрасте старше 20 лет — не менее 7.25$ в час. Правда, из-за разночтений в федеральном законодательстве и законах штатов это правило выполняется не всегда.
  8. В Китае по всей стране — шестидневка с 10-часовым рабочим днём. При этом граждане имеют право на отпуск продолжительностью всего-навсего 10 дней в год.
  9. Шведские предприятия постепенно переходят на шестичасовой рабочий день. «Переход с 8- на 6-часовой рабочий день показывает, что мы инвестируем в наших работников, — признавался в интервью директор стокгольмской компании Filimundus Линус Фельдт. — Если ваш персонал счастлив, то счастлива и вся компания».
  10. После распада СССР бывшие советские республики приняли трудовые кодексы с трудовой неделей продолжительностью 40 часов, как и в России.

В современном мире имеется огромное количество самых разных специальностей, их численность настолько велика, что сосчитать их едва ли возможно. Подмечено, что ежегодно некоторые специальности утрачивают свою актуальность и попросту исчезают, а другие, ранее неизвестные - образуются. А вот полную базу вакансий в России, в том числе и в Перми можно найти на портале
Jobsora Пермь . Поверьте с этим сервисом вы обязательно сможете подобрать себе подходящую работу. А в этой статье собраны наиболее интересные моменты, так или иначе, связанные с рабочими моментами.

1. Англия (18 век) - чтобы привлечь к рабочему процессу и максимально заинтересовать отшельников, инициировали сооружение хижин.

2. Малооплачиваемая и непрестижная профессия именуется, как - «макджоб».

3. Нью-Джерси - именно там был сотрудник, который умудрился не просто дожить до 100 лет, но и продолжать в этом возрасте выполнять свои профессиональные обязанности!

4. Бельгия - наиболее длинный рабочий день зафиксирован у жительницы этого государства. Целых 78 часов подряд, женщина жарила всем известный картофель фри!

5. Подмечено, что практически 50% собственной жизни, большинство граждан проводит за осуществлением трудовой деятельности.

6. Рональд Рейган (Америка) - известен тем, что до того, как занять пост Президента, он какое-то время проработал спасателем. На его счету - 70 спасенных жизней.

7. Антарктида – только там можно встретить такую специальность, как подниматель пингвинов! В обязанности такого человека входит своевременное поднятие животных, которые из-за своего любопытства периодически оказываются на спине.

8. Тодд Гордон (США) - единственный в мире человек, чья профессия заключается в работе улыбкой.

9. Япония - жители этой страны проводят в офисах 60% времени.

10. Карьера оказывается в приоритете для 2/3 представительниц прекрасной половины человечества - о детях нет и речи.

11. Согласно опросу, женщины искренне полагают, что справляются со своими обязанностями в разы эффективнее чем их коллеги мужчины.

12. Британия - стилисты тамошних салонов красоты применяют в своей практике сперму быков, считая ее лучшим кондиционером для волос.

13. Понедельник - день тяжелый, так полагают практически все жители планеты.

14. Проведенное сотрудниками одного университета исследование, показало, что внутренний климат оказывает существенное влияние на работоспособность коллектива.

15. По утверждению великих ученых из Британии - те сотрудники, чье рабочее место расположено максимально близко к окну, трудятся намного эффективнее.

16. Португалия - именно тут зафиксировано наиболее количество женщин, добившихся невероятных успехов в работе.

17. Полет в космос - признан, как самая сложная и опасная трудовая деятельность.

18. Завод производитель Кока-Колы - его штатные сотрудники не вправе разглашать тайну, заключающуюся в приготовлении напитка.

19. Многие ученые, почему-то пришли к выводу, что повышение заработной платы сотрудникам, необходимо осуществить только в среду, а не в любой другой день.

20. Компания Microsoft - в начале своего пути (первый год), ее доход составлял всего 16.000 тыс. долларов.

21. Индия - знаменита своим рестораном, возведенным на территории бывшего кладбища. Прежде чем обслужить посетителя, официанты обязаны поклонится усопшим.

22. Ресторан «Dick’s Last Resort» - если посетителю нужны салфетки, он должен чем-то запустить в обслуживающий персонал.

23. Компания NIKE, выкупила права на этот логотип у его создателя всего за 35 долларов.

24. Доказано, что каждый день порядка 60 человек становятся миллионерами.

Считается, что в нашей голове заключен не один, а три разных мозга

Джон Медина - молекулярный биолог-эволюционист, директор Центра изучения мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, руководитель отделения биоинженерии медицинской школы при университете Вашингтона. Джон Медина трижды признавался лучшим преподавателем в университетах США.

Что стоит знать о мозге вам и вашим детям

Чтобы улучшить свои умственные способности - больше двигайтесь. Физическая нагрузка обеспечивает поступление в мозг крови, достав­ляющей глюкозу для потребления энергии и кислород для очищения от токсичных частиц. Она также стимулирует выработку протеина, кото­рый способствует созданию нейронных связей.

Полноценные физические нагрузки два раза в неделю уменьшают риск возникнове­ния умственных расстройств вдвое и снижают риск развития болезни Альцгеймера на 60 процентов.

2. Есть три разных мозга

Считается, что в нашей голове заключен не один, а три разных мозга. Первый – первобытный мозг, отвечает за естественное функционирование биологического организма; второй управляет эмоциями; и третий, рас­полагающийся поверх первых двух, как тонкий слой желе, и делает нас высокоразвитыми, интеллектуальными существами.

3. Мы можем фокусироваться только на одном объекте одновременно

Центры внимания в мозге могут фокусироваться только на одном объекте одновременно. Для мозга не существует мультизадачности.

Мы легче воспринимаем логические связи и абстрактные понятия, чем запоминаем детали.

Эмоциональное возбуждение помогает мозгу учиться.

Слушатели могут начать скучать уже после десяти минут монотонной лекции или пре­зентации, но их внимание можно вернуть при помощи зацепки, вызывающей бурные эмоции.

4. Кратковременная память: повторить, чтобы вспомнить

Память характеризуется четырьмя этапами: запоминание (или кодирова­ние), сохранение, воспроизведение и забывание.

Попадающая в мозг информация мгновенно разделяется на фрагменты, передающиеся на хранение в различные области коры головного мозга. Большинство событий, происходящих в процессе учебы, также запомина­ется в первые несколько секунд обучения. Чем тщательнее мы кодируем в памяти информацию в самом начале, тем лучше она запоминается.

Увеличить шансы на вспоминание можно, если воспроизвести условия, при которых информация впервые поступила в мозг.

5. Повышение надежности долговременной памяти

Бóльшая часть информации исчезает из памяти в течение минут после восприятия, но та, которая переживет этот период, со временем закре­пится.

Мозг рисует нам лишь приблизительную картину реальности, так как он смешивает новые знания с воспоминаниями из прошлого и хранит их как единое целое.

Долговременную память можно сделать более надежной, если вводить новую информацию постепенно и повторять через определенные про­межутки времени.

6. Хороший сон - хорошее мышление

Мозг постоянно находится в состоянии противоборства между клетка­ми и химическими веществами, которые стремятся отправить вас спать, и клетками и химическими веществами, поддерживающими вас в состо­янии бодрствования.

Активность нейронов мозга во время сна крайне высока и ритмична - возможно, из-за воспроизведения полученной в течение дня информации.

Необходимость во сне и отдыхе у людей различна, но потребность в полуденном сне свойственна всем.

Недостаток сна негативно сказывается на внимании, способности к целенаправленной деятельности, рабочей памяти, настроении, логическом мышлении и даже моторике.

7. Стресс негативно влияет на способность мозга учиться

Защитная система организма - выброс адреналина и кортизона - предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни. Хронический стресс, например неблагоприятная домашняя атмосфера, оказывает разрушительное воздействие на систему, предназначенную для кратковременной реакции.

При хроническом стрессе адреналин приводит к образованию шрамов в кровеносных сосудах, что может привести к сердечному приступу или инсульту, а кортизон разрушает клетки гиппокампа, нанося вред способ­ностям учиться и запоминать.

Самый сильный стресс вызывает ощущение отсутствия контроля над ситу­ацией, то есть чувство беспомощности.

Нервный стресс ухудшает спо­собность детей к обучению и снижает продуктивность работы служащих.

8. Сенсорная интеграция: задействуйте больше чувств

Мы воспринимаем информацию о событии при помощи органов чувств, переводим ее в электрические сигналы, которые направляются к опре­деленным участкам мозга, чтобы он реконструировал по фрагментам общую картину.

Принимая решение о том, как сочетать сигналы, мозг частично полагает­ся на предыдущий опыт, поэтому два человека по-разному воспринима­ют одно и то же событие.

Наши чувства работают сообща - зрение влияет на слух, например, и т. п., - следовательно, мы лучше обучаемся, когда стимулируется не­сколько органов чувств одновременно.

Запах обладает свойством воскрешать воспоминания. Возможно, это происходит потому, что обонятельные сигналы (нервные импульсы) анализируются в той зоне головного мозга, которая участвует в формировании эмоций и мотивации. А эмоции, как известно, тесно связаны с памятью.

9. Зрение важнее остальных сенсорных органов

Зрение важнее других чувств, на него расходуется добрая половина ре­сурсов мозга.

То, что мы видим, - это то, что командует увидеть нам мозг, и точность воспроизведенной картины далека от 100 процентов.

Анализ и обработка визуальной информации происходят поэтапно. Сет­чатка глаза аккумулирует световую энергию в кратковременные, похо­жие на фильмы информационные дорожки. Зрительная кора головного мозга обрабатывает полученные сигналы (одни ее области регистрируют движение, другие - цвет и т. д.) и объединяет их в целостное представ­ление.

Визуальная информация лучше запоминается и воспроизводится, чем печатный текст или устная речь.

10. Мозг мужчины и женщины различен

У мужчин одна х-хромосома, а у женщин - две, несмотря на то, что одна из них резервная.

Генетически женщины устроены сложнее, так как активные х-хромосомы клеток представляют собой набор из материнских и отцовских клеток . Мужчины получают х-хромосомы от матери, а в y-хромосоме содержится менее 100 генов, в то время как х-хромосома несет около 1500 генов.

По структуре и биохимическому составу мозг мужчин и женщин разли­чен - например, у мужчин миндалина крупнее, и быстрее вырабаты­вается серотонин.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на сильный стресс: женщины задействуют миндалину левого полушария и запоминают детали эмоций. Мужчины используют миндалину правого полушария и воспринимают суть проблемы. опубликовано

Человек - существо социальное. Он не может в полной мере развиваться, не контактируя с другими людьми. Только постоянно обучаясь, мы становимся сильнее, получаем доступ к самым потаенным уголкам своей души. Виды человеческой деятельности тесно связаны с пониманием своего предопределения. Выбор жизненного пути зависит от характера, амбиций, условий жизни, готовности действовать, несмотря на значимые преграды, то есть определяется внешними и внутренними составляющими. Прилагая определенные усилия, мы имеем возможность полноценно двигаться вперед.

Рассмотрим основные виды человеческой деятельности. Стоит заметить, что не все они будут проявлены в жизни конкретного индивида, поскольку многое зависит от уровня сознания, от того, насколько личность готова принимать на себя ответственность. Какие виды человеческой деятельности существуют? Попробуем разобраться.

Игра

Представляет собой довольно занимательный компонент, непременно сопутствующий любому развитию. Игра как вид человеческой деятельности заслуживает особенного внимания. Ведь именно с нее начинается активный процесс познания окружающего мира. В противном случае вряд ли стало бы возможно чему-то научиться, проявить себя во внешнем мире. Если понаблюдать за играющим ребенком, то можно заметить одну интересную особенность: он моделирует разные ситуации, представляющие для него интерес, решает важные задачи. Огромная фантазия заставляет его придумывать сложные сюжетные ходы, сознание буквально фонтанирует идеями.

Увлеченность процессом игры помогает освободиться от тревожащих мыслей, научиться иначе смотреть на окружающую реальность. Этот вид деятельности выступает способом познания мира через проигрывание множества моделей и ролей. Главной особенностью является то, что в игре человек не боится принимать решения и действует интуитивно, опираясь на свое внутреннее видение.

Общение

Все виды человеческой деятельности тесным образом связаны между собой. Невозможно одно представить без другого. Взаимодействие с окружающими столь же необходимо, как и обучение, возможность проводить исследовательскую деятельность. Общение представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение глубинной потребности в признании и понимании. Установление теплых отношений невозможно без доверия.

Обучение

В идеале должно осуществляться всю жизнь для эффективного самосовершенствования. Обучение - это вид человеческой деятельности, направленный на получение новой информации, которая позже становится нашим знанием. В процессе приобретения новых навыков человек совершенствует свои способности, получает возможность полноценно работать над собой. Зрелая личность понимает необходимость таких изменений, поскольку нацелена на внутреннее преображение. В детском возрасте обучение подразумевает прежде всего получение новых знаний. Ребенку необходимо усвоить множество предметов, прежде чем он отправится во взрослую жизнь.

Во многих случаях эффективное обучение становится причиной для того, чтобы начать гордиться своими достижениями. Здесь у каждого будут индивидуальные заслуги. Отличительной особенностью является то обстоятельство, что для осуществления процесса обучения необходимо самостоятельно прилагать усилия, ведь знания не появятся сами собой.

Физический труд

Для многих это занятие является показателем полезного времяпрепровождения. Многие люди проникаются искренним уважением к тем личностям, которые занимаются данной деятельностью. Физический труд в обществе ценится и поощряется. Считается, что такая личность действительно честно зарабатывает деньги и потому может считаться благородной. Данный вид деятельности необходим еще и потому, что позволяет развиваться физически, оставаться выносливым. Это крайне важно в наше время стремительного развития гиподинамии. Люди, избравшие для себя такую деятельность, надолго сохраняют отличную физическую форму, могут справиться с любой непредвиденной ситуацией, если только она требует силы и активности.

Умственный труд

Данная деятельность является уделом людей утонченных и интеллигентных. Как правило, умственную деятельность выбирают для себя те личности, которые сосредоточены на выполнении интеллектуальной задачи. Этот вид человеческой деятельности во многом обусловливает научно-социальный прогресс. Чем больше личность занимается, тем скорее она развивается в какой-то значимой для себя отрасти. Развитие мысли происходит постепенно, под влиянием определенных составляющих.

Умственный труд всегда ценился, особенно в определенных кругах. Интеллектуальное сознание - это ищущий характер, который постоянно стремится к тому, чтобы выйти на понимание сложных вещей. Концентрируясь на главном, оно способно стать удивительным проводником в мир интеллектуальных составляющих. Чтобы заниматься умственной деятельностью, необходимо иметь определенный склад характера, постоянно работать над собой. Чем больше человек читает книг, изучает что-то, тем мощнее он развивается интеллектуально, и тем скорее расширяются его возможности.

Наука

Склонность к исследовательской работе во многом определяет склад характера. Наука - вид человеческой деятельности, которая требует развитого аналитического ума. Это обязательное условие. В противном случае деятельность не будет иметь значительного успеха. Главной особенностью является то, что все выводы и умозаключения делаются на основании логических составляющих. Занимаясь научной деятельностью, обязательно нужно что-то доказывать, опираясь на теоретические подходы ученых и их практические наработки. Здесь нельзя просто делать выводы, если они не подкреплены соответствующими знаниями. Наука требует максимальной четкости и точности. Невозможно действовать наобум, не имея представления о предмете своего исследования. Примечательно то, что научные деятели, привыкая строить сложные умозаключения, потом начинают относиться к жизни как к непрекращающейся цепочке предположений и заключений. От подобного мировоззрения очень сложно освободиться, принимая решение, основываясь на сугубо научном подходе. Все дело в том, что жизнь иногда оказывается намного сложнее, чем любая исследовательская работа.

Искусство

Представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд представителей интеллигенции. Способность понимать произведения искусства является показателем развития эстетического вкуса. Настоящие литературные произведения, картины великих мастеров и музыку могут оценить по достоинству далеко не все. Для этого нужно иметь утонченное мировосприятие и как минимум повышенный интерес к определенному виду искусства. Такие люди отличаются изысканным вкусом, у них часто обнаруживаются дополнительные таланты. Главной особенностью является то, что индивиды, увлекающиеся искусством, часто настолько погружаются в выдуманный мир, что перестают замечать окружающую реальность.

Искусство всегда требует от человека определенной самоотдачи. Ведь такая деятельность никогда не смогла бы развиваться, если бы ей не уделялось достаточно времени и внимания. Личность, увлеченная искусством, всегда чем-то жертвует ради того, чтобы заниматься любимым делом. Как правило, жизнь всегда направляет таких людей, помогает им постоянно ощущать непреходящий смысл совершаемых действий. У них обязательно имеется высокая цель, которая все оправдывает и допускает. Они действуют не ради денег, а во имя светлой идеи.

Торговля

Вид человеческой деятельности, который процветает с давних времен. Человек, выбравший для себя торговлю, как правило, высоко ценит собственный материальный достаток. Он способен оценить выгоду и заметить значимые перспективы в любой ситуации. В большинстве случаев люди значительно преуспевают в выбранном занятии, если у них имеется к этому склонность. Торговля является неотъемлемым элементом жизни. Такой человек отличается тем, что нацелен на получение материальных благ и ценностей. Для него имеет большое значение, какую одежду он носит, чем питается, насколько велико его благосостояние. Торговцы во многих вопросах действуют достаточно хладнокровно и целеустремленно. Они не поддаются влиянию эмоций и потому быстрее достигают значительных результатов. Представители других сфер могли бы с большим воодушевлением им позавидовать.

Маркетинг

Это направление, несомненно, берет свое начало из торговли. Маркетинг - вид человеческой деятельности, целиком направленный на получение материальной выгоды. Данная сфера предполагает, что личность умеет разбираться в сложных вопросах, действовать, опираясь на собственное перспективное планирование. Большое значение имеет такая вещь, как самоорганизация. Только полностью сосредоточившись на задаче, можно ее решить. Без грамотного планирования не обойтись. Маркетинг предполагает, что человек будет действовать четко и в согласии с требованиями современного общества.

Банальная ошибка может привести к непоправимым последствиям, поэтому здесь крайне важно самообладание, умение держать чувства под контролем. Конечно, это удается далеко не всем. Удачливый маркетолог - тот, что свободен от собственных сомнений и тревог. Главной отличительной особенностью такой личности является уверенность в себе. Ведь способность быстро принимать решения действительно ведет к успеху.

Творчество

Потребность в созидании заложена в каждом из нас. Другой вопрос заключается в том, работает ли личность над собой, готова ли уделять достаточно времени и внимания своему творчеству. Эта деятельность требует не просто большой самоотдачи, но еще и колоссальной выдержки и терпения. Порой требуется обладать сильной волей для того, чтобы что-то получилось. Творческий путь никогда нельзя назвать простым и легким. Порой личности необходимо пройти через множество испытаний, чтобы добиться успеха. Человек вынужден прилагать максимум усилий, поскольку только в этом случае он развивается, становится самодостаточным и уверенным в себе.

Самосовершенствование

Занимает особенную позицию в жизни личности. Если мы перестанем работать над собой, нам будет трудно совладать с собственными эмоциями. Такая личность начинает со временем деградировать, перестает развивать имеющиеся способности. Самосовершенствование является неотъемлемым элементом любой деятельности. Чем бы человек ни планировал заниматься, он обязательно должен уделять особое внимание своему внутреннему миру.

Работа с чувствами и эмоциями очень важна. Благодаря ей мы начинаем лучше осознавать, что в жизни по-настоящему ценно.

Вместо заключения

Таким образом, основные виды человеческой деятельности - труд, игра, наука или искусство, и каждый заслуживает отдельного внимания. Важно, чтобы личность непременно развивалась, а не стояла на месте. Этому способствует полная самоотдача.

У вас в голове находится самый невероятный компьютер на Земле. Он обладает возможностью запоминать миллиарды единиц информации и извлекать их практически мгновенно. Он может распознать шум или запах, рукописный текст или рисунок гораздо быстрее и более надежно, чем электронные компьютеры. Конечно, это ваш мозг. Он настолько сложный, что лишь несколько лет назад ученые стали понимать, как он работает и на что способен. Вот несколько полезных отрывков и интересных историй о человеческом мозге из книг «Как запоминать (почти) все и всегда» , «Зажги себя» , «Здоровый мозг» .

Как устроен мозг?

Наш мозг приблизительно такого же размера и формы, как два кулака взрослого человека, поставленных вместе. Он разделен на два полушария, которые соединяются так называемым мозолистым телом. Половинки мозга выглядят одинаково, но выполняют разные функции. Каждая «приглядывает» за своей половиной тела.

Особая часть мозга носит название гиппокамп, от греческого hippokampos, что означает «морской конек», из-за его изогнутой формы. Она отвечает за кратковременную память и память о событиях, которые произошли с вами лично. Кора головного мозга (или «серое вещество») покрывает бóльшую его часть. Память хранится на всей ее площади.

Интересный факт: левая половина вашего мозга контролирует правую половину вашего тела, а правая половина мозга контролирует левую часть тела. Это известно, так как у людей, пострадавших от травмы или инсульта в одном из полушарий мозга, всегда страдает противоположная сторона тела.

Работа неврологов позволила сделать множество открытий о работе мозга. Во-первых, сам мозг не имеет болевых рецепторов, своеобразных датчиков боли. Это означает, что вы можете быть в сознании, пока нейрохирурги копаются в ваших мозгах, и ничего не почувствовать.



.

Лево- и праворукость зависит от того, как ваш мозг «запитан». У левшей контрольные области, которые обычно расположены в левом полушарии мозга, могут оказаться в правом полушарии. Пока до сих пор неясно, почему это происходит. Удивительно, что большинство животных не склонны быть «праволапыми». Например, какую лапу подает ваша собака? Какой лапкой ваша кошка при необходимости открывает дверь? Ученые обнаружили, что примерно в половине случаев они используют правую лапу и в половине - левую.

Хотя наши воспоминания распределены по обоим полушариям мозга, они сами работают по-разному. Например, слова и значения обычно хранятся в левом полушарии мозга, а мелодии и изображения по большей части - в правом. Мы знаем это по изучению людей, мозг которых так или иначе был поврежден. Один человек, перенесший инсульт в левом полушарии, был неспособен говорить, но по-прежнему мог петь!

В другом случае пациенту, чей мозг был рассечен посередине и два полушария оказались разъединенными, показывали изображение банана. При этом правый глаз

пациента был закрыт. Правое полушарие пациента узнавало банан и знало, что это фрукт, но не было способно назвать его. Когда правый глаз открывали, в дело вступало левое полушарие, и название всплывало в сознании.


.

Большинство людей помнят очень мало из происходившего с ними до пяти лет. Крайне необычно припоминать события из возраста меньше трех лет. Для многих детей самые ранние воспоминания - что-то волнующее или страшное.

Большинство двухлеток, если им обещали подарок, запомнят это и будут часто напоминать об этом родителям; однако их воспоминания не сохранятся слишком долго. Даже когда дети подрастают, их воспоминания очень короткие. Некоторые длятся лишь 10 секунд - ровно столько, сколько надо, если вы не стремитесь запомнить что-то навсегда.


.

Забывчивость

Забывать полезно, это помогает удалить все лишнее и сконцентрироваться на действительно важном. Иногда вы сознательно можете желать избавления от воспоминаний, болезненных или вызывающих печаль.

Люди забывают информацию, если хранят ее, но никогда не используют. Возможно, вам известно, что морская свинка по-французски - cobaye. Не исключено также, что вы узнали это только сейчас. Существует также вероятность, что эта информация никогда больше вам не понадобится. Естественно, вскоре слово исчезнет из вашей памяти. Чтобы оно сохранилось, нужно очень часто его повторять.

Самый продолжительный из известных случаев амнезии произошел с американцем Джоном Р. Кроссвайтом в 1936 году. Он попал в автомобильную катастрофу, и когда пришел в сознание, то решил, что его имя Джон Кросс. В результате этой ошибки Джон Кроссвайт был объявлен пропавшим без вести и официально признан мертвым в 1940 году. Позднее Джон Кросс женился, и его семья не знала, что у него уже были жена и дети. В 1973 году у этого человека произошел инсульт, и в результате произошедших в мозге изменений он вспомнил, кто такой на самом деле.


.

Умные тоже забывают

Некоторые очень умные люди, как кажется, имеют ужасную память. Друг известного гения математики Дэвида Гильберта однажды показал ему сложную формулу на доске.

Гильберт был очень впечатлен и сказал: «Это потрясающе! Кто это написал?». «Ты!» - ответил друг. И это не означает, что у Гильберта плохая память. Много умных людей часто рассеянны, то есть невнимательны, потому что их мозг занят слишком многими вещами.

Иногда желание заставить мозг работать может завести слишком далеко. Американец Уильям Джеймс Сайдис был сыном психолога из Гарвардского университета. С раннего возраста его тренировали запоминать и учиться. К семи годам Вильям окончил восемь лет школьного обучения за шесть месяцев и изучил пять языков! Он поступил в Гарвардский университет, окончил его с высшими оценками и стал университетским лектором в возрасте 14 лет. Однако в 25 лет он работал обычным бухгалтером. Когда его спросили, почему так, он ответил: «Я счастлив. Эта работа позволяет мне забывать».


.

Мозг нужен только двигающемуся живому существу, отмечает нейрофизиолог из Нью-Йоркского университета Родольфо Льинас. В качестве иллюстрации он приводит пример маленького, похожего на медузу морского животного под названием асцидия. После появления на свет она прикрепляется к кораллу и медленно съедает свой мозг. Поскольку асцидия не передвигается, мозг ей не нужен.

По мере того как человеческий вид эволюционировал, чисто физические навыки его представителей превращались в абстрактные способности предвидеть, оценивать, проводить связь между явлениями, планировать, наблюдать за собой, выносить суждения, исправлять ошибки, менять тактику, а затем и запоминать все, что делалось в целях выживания. Те нейронные цепочки, которые наши далекие предки использовали, чтобы добывать огонь, мы сегодня применяем, например, для изучения французского языка.

Выполняя физические упражнения, особенно связанные со сложными движениями, мы также тренируем те отделы нашего мозга, которые включены в мыслительную деятельность. Автоматические мыслительные и двигательные функции управляются базальными ядрами, мозжечком и стволом - древними зонами, которые исследователи до последнего времени связывали только с моторными функциями. Передача фундаментальных навыков и знаний в эти зоны мозга, связанные с нашим подсознанием, освобождает другие важные его отделы для работы по адаптации к окружающим условиям. Этот элемент в устройстве работы мозга очень важен. Представьте, что нам нужно было бы на некоторое время останавливаться и вспоминать, как совершить привычное движение. Мы изнывали бы от усталости еще до того, как налили бы себе утреннюю чашку кофе. Поэтому, кстати, пробежка по утрам так важна.


.

Факторы риска

Потеря памяти . Вы моментально забываете имена новых знакомых; кладете куда-то ключи от машины и через несколько минут уже не можете их найти; если не записываете важную мысль, то не можете ее вспомнить? Как ни удивительно, ваша главная проблема связана не с памятью: ваш мозг знает, где остались ключи и во сколько вам нужно быть у врача. Проблема в том, что вы не можете добраться до этой информации в нужный момент. Постепенно вы, конечно, вспомните, куда подевали ключи, но перед этим будете несколько минут метаться в поисках. А дня через два и время пропущенного приема у врача всплывет в памяти.

Если вам сложно вспомнить недавние события, но то, что случилось несколько десятков лет назад, вы прекрасно помните, ваша память уже довольно серьезно ослаблена. Потеря памяти связана с целой совокупностью факторов: возрастом, неправильным питанием, недостатком полезных веществ в рационе, болезнями. Но при изменении образа жизни память можно восстановить.

Сложно сфокусироваться на задаче . Вам бывает сложно вернуться к работе после того, как вас отвлекли? Если в комнате работает радио или телевизор, бывает ли вам сложно читать или сконцентрироваться? Дело в том, что вам все хуже удается делать одновременно несколько вещей. Если использовать популярный компьютерный термин, можно сказать, что вам сложнее дается многозадачность. Молодой мозг способен работать в режиме многозадачности и очень быстро поглощать огромные объемы информации. А мозг человека постарше иногда «застревает». Он оказывается перегружен информацией и не может ее быстро обработать.

Снижение способности к обучению . Когда мозг начинает терять работоспособность, осваивать новое нам становится все сложнее. Мозг теряет мощность «жесткого диска», в силу чего восприятие новой информации требует все бóльших усилий. К примеру, вам может становиться сложнее учить новый язык или даже следить за сюжетом романа. Вот что происходит в этом случае. Ваш мозг состоит из миллиардов клеток - нейронов, каждый из которых окружен защитной мембраной. У нейронов есть крошечные отростки, похожие на ветки, - дендриты. Вот они-то и играют важную роль в процессе обучения: когда мозг сталкивается со сложной задачей, он формирует новые дендриты, что активизирует коммуникацию между клетками мозга и повышает вашу сообразительность. И хотя новые дендриты могут формироваться в очень пожилом возрасте, этот процесс с годами серьезно замедляется, в силу чего вам становится труднее удерживать информацию в голове, будь то фразы на новом языке или хитросплетения сюжета новой книги.

Усталость мозга. Не возникает ли у вас ощущения, что ваш мозг страшно переутомлен? Если вам сложно производить в уме простые вычисления или следить за счетом в теннисном матче - это определенно признак утомления мозга. Вам может быть все сложнее выполнять задачи, требующие длительной концентрации (скажем, писать отчет по работе). Вам не удается теперь обрабатывать информацию так быстро, как раньше, и наверняка вы замечаете, что медленнее соображаете. Почему теперь вам приходится по полдня искать очки или ключи от машины? Внутри вашего мозга существуют механизмы, способные, если их не контролировать, разрушить его. Все аспекты вашей жизни: режим сна, принимаемые вами лекарства, рацион - могут либо тормозить эти разрушительные процессы, либо ускорять их.