С первых шагов человечества в покорении неба мир постоянно наблюдал эволюцию военной авиации. Истребители всегда приходили на выручку в военных и локальных конфликтах, выполняя сложнейшие операции. На сегодняшний день эта разновидность самолетов достигла в своем развития несказанно высокой точки прогресса. В наше время уже никого не удивить возможностью человека пребывать в воздушной стихии, но вот высокая технологичность, колоссальная боевая оснащенность боевых истребителей и масса возможностей, которые открываются перед ними, действительно поражают разум и будоражат воображение. Богатство мощи и разнообразия этих боевых машин побуждает создать рейтинг самых лучших истребителей в мире .

10. Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Открывает топ-10 лучших истребителей Boeing F/A-18E/F Super Hornet. Он находится на вооружении армии США и является палубным истребителем-бомбардировщиком и штурмовиком. Боевые машины такого вида очень популярны для размещения на авианосцах. Этот истребитель оснащен 6-ствольной пушкой, которая способна вести огонь со скоростью 6000 выстрелов в минуту. Девять внешних креплений подвести позволяют оснастить самолет широким рядом различного вооружения, среди которого: ракеты – простые и с лазерным наведением, множество типов бомб, а также вооружением, позволяющим вести эффективную борьбу против вражеских кораблей, и системой, препятствующей отслеживанию самолета на радарах.

9. Saab JAS 39 Gripen

На вооружении шведской армии вот уже тридцать лет стоит боевой истребитель Saab JAS 39 Gripen, который занимает 9-е место в нашем рейтинге. Его первый показательный полет состоялся в 88-ом году прошлого столетия. На сегодняшний день эта боевая машина оснащена одними из лучших технологий мира. Истребитель четвертого поколения был создан специально для эффективного ведения боевых действий в условиях скандинавской местности – ограниченности равнин и суровости погоды. Вооружение Saab JAS 39 Gripen составляют: 30-миллимитровая пушка, различные типы бомб (в зависимости от необходимости), несколько типов ракет (управляемые и неуправляемые).

8. МИГ-35

Гений российского военного воздушного вооружения – истребитель МИГ-35. Этот самолет планируется поставить на вооружение только в этом (2018-м) году, но он уже зарекомендовал себя как один из лучших истребителей, хотя и не показывал себя еще на боевом поприще. МИГ-35 превзошел своего предшественника по множеству параметров. Так, этот истребитель расходует меньше топлива, кислородная станция вырабатывает больше кислорода, а длительность работы автопилота во время прицеливания продлена для того, чтобы у пилота было больше возможности ведения точного огня по противнику. В том числе российским инженерам удалось снизить стоимость выпуска истребителя, для сравнения – французская сторона тратит на создание самолетов подобного типа в 2–3 раза больше средств.

7. F-16 Fighting Falcon

Седьмую строчку в рейтинге истребителей занимает американский F-16 Fighting Falcon. В свое время эта боевая машина была лидером в числе наиболее популярных в мире – низкая стоимость ее производства и высокие показатели качественных характеристик позволили военным заводам США выпускать эти машины в больших количествах для экспорта в другие страны. В настоящий момент на весь мир приходится свыше 4700 истребителей F-16 Fighting Falcon. Эти боевые машины успели проявить себя более, чем в ста боевых операций по всему миру.

6. Eurofighter Typhoon

Боевой истребитель Eurofighter Typhoon является детищем сразу четырех стран ЕС, доказавший свою эффективность в реальных вооруженных конфликтах. Одним из основных достоинств этого самолета является возможность создавать помехи на вражеских радарах, что позволяет вести корректировку полета управляемых ракет. Это, в первую очередь, повлияло на то, что Eurofighter Typhoon стал очень «живучим» – попасть в истребитель с такой системой довольно непросто. Также Тайфун превосходит свои аналоги в дальности ведения огня (аж на 100 км). На сегодняшний день в мире насчитывается порядка пятисот таких истребителей, и каждая боевая машина изготовлена по уникальной технологии.

5. Dassault Rafale

В списке самых мощных истребителей оказалась и гордость французских вооруженных сил – Dassault Rafale. Создатели утверждают, что единственным фактором, который препятствует невероятному подъему этой боевой машины является ее высокая стоимость. Dassault Rafale уже 50 лет находится на вооружении армии Франции, он несколько раз отлично показывал себя в вооруженных конфликтах. Однако сегодня этот истребитель используется только для проведения учебных и показательных полетов. Также его название нередко фигурировало при авиакатастрофах, но французская сторона каждый раз утверждала, что причиной тому стал человеческий фактор.

4. Lockheed Martin F-35 Lightning II

Еще одной разработкой американских ВВС стал Lockheed Martin F-35 Lightning II, призванный заменить устаревшие самолеты этого поколения. Истребитель поступил на вооружение как военно-морского флота США, так и сухопутных войск – он активно используется на авианосцах флота из-за небольшой дистанции разбега при взлете, и торможения – при посадке. Также Lockheed Martin F-35 Lightning II способен производить вертикальный взлет. После разработки и выхода истребителя в серийное производство он был экспортирован и в другие страны мира, первой из которых была Великобритания. Самолет оснащен передовой электроникой и мощным вооружением.

3. Су-35С

На третьей строчке рейтинга расположился один из лучших российских истребителей. Су-35С совершил свой первый боевой вылет в 2008 г. По качественным характеристикам истребитель можно отнести к 5-му поколению. Аналитики США окрестили Су-35С самой опасной и смертоносной моделью из всех, что когда-либо были созданы в СССР и России. На сегодняшний день часть характеристик и боевых возможностей истребителя держится вооруженными силами в строжайшей секретности, потому полноценно оценить его боевой потенциал пока не представляется возможным.

2. Су-57

Совершенно новое достижение отечественной военной индустрии – Су-57. Истребитель пятого поколения признается отечественными конструкторами как лучший истребитель российской авиации. На сегодняшний день эта боевая машина стоит на одной ступени с американским «Раптором». Главной особенностью Су-57 является возможность вести бой сразу с несколькими противников, которые могут находиться как в воздухе, так и на земле. В настоящее время конструкторы работают над улучшенной маскировкой истребителя. Самолет оснащен передовой в мире электроникой и невероятно смертоносным вооружением.

1. Lockheed Martin F-22 Raptor

На первой строчке рейтинга «лучшие истребители мира» располагается американский Lockheed Martin F-22 Raptor. В действительности он делит пальму первенства с российским Су-57. Раптор – истребитель 5-го поколения, представленный публике во второй половине 90-го года. Он способен выполнять множество целей и боевых задач. На данный момент Раптор признан, как передовая разработка американских конструкторов в этой сфере. В числе преимуществ боевой машины – полная незаметность для вражеских радаров. Lockheed Martin F-22 Raptor охарактеризован как истребитель с высокой маневренностью, низким расходом топлива и сравнительно небольшой массой. Зарегистрировано всего два случая потери этих истребителей в боевых операциях.

Ни для кого не секрет, что самолеты являются самым быстрым видом транспорта. Некоторые из них способны развивать скорость вплоть до 1500 километров в час. При этом скорость является решающим фактором в военной промышленности. По этой причине мы рассмотрим самые быстрые истребители в мире. Речь идет об уникальных разработках, отличающихся мгновенной реакцией и удивительным маневрированием. Для последних истребителей рубеж в 2000 километров в час – далеко не предел. При этом многие страны выделяют огромные деньги на вооружение, что сказывается на появлении уникальных, нижеуказанных аналогах.

Рейтинг самых быстрых истребителей открывает Dassault Rafale. Этот летающий аппарат выполняет огромный спектр задач. В миссии воздушного судна входит преодоление не только близких, но и дальних расстояний. Рафаэль оснащен множеством мощных орудий, предназначенных для нанесения высокоточных ударов по наземным целям. На большой высоте его скорость составляет 1,8 Маха или 1900 километров в час. Истребитель был разработан ВМС Франции еще в 2004 году. Но по сегодняшний день истребители, которых в мире насчитывается всего 145 единиц, считаются одними из быстрейших.

Полное название истребителя Saab JAS 39 Gripen. Уникальное воздушное средство было разработано шведской компанией под названием СААБ. Впервые в эксплуатацию истребитель был представлен в 1997 году. ВВС Швеции неоднократно модифицировали модель. В настоящее время максимальная скорость оружейного открытия составляет 2200 км/ч или 2.0 Маха. За время производства было создано около 270 самолетов. При этом 204 единицы по сегодняшний день функционируют для обеспечения безопасности Швеции.

Военный самолет является одним из самых быстрых в Индии и во всем мире. Скорость 2.3 Маха. Данное средство может приземляться даже на неподготовленные аэродромы и морские судна. Отличается хорошей манёвренностью. Всего выпущено близко 1500 таких самолетов, что обусловлено их выносливостью и износостойкостью. Истребитель может вести долгий, активный бой, не теряя скорости и резкости. Стоит отметить, что индийские производители добились высоких достижений в изобретении воздушных транспортных средств. Ежегодно они выпускают огромное количество самолетов, многие из которых используются в военной промышленности всего мира.

Как уже оговаривалось, Индия является одной из ведущих стран в области изобретения военной техники. Вероятно, попытки модифицировать МиГ-29 привели к созданию еще одного из самых быстрых истребителей на планете - МиГ-23. Скорость транспортного средства на большой высоте составляет 2 445 км/ч. Речь идет о многоцелевом истребителе, который в 80-х годах принимал участие во всех известных вооруженных противостояниях. В настоящее время самолет находится на вооружении Сирии, Ливии и даже Индии.

Представитель вооруженных сил Германии Typhoon был введен в производство в 2003 году. Максимальная скорость истребителя достигает 2.0 Маха или 2450 км/ч. Стоит отметить, что это невидимый самолет, то есть Стелс. Большая часть корпуса этого наземного транспорта изготовлена из специального покрытия, которое блокирует электромагнитные волны. При этом боевой радиус истребителя составляет 1390 км. Поразительные результаты. Многоцелевой самолет также используют в Великобритании и Италии. Всего в мире существует близко пятисот таких истребителей.

Пятая строчка достается советскому военному судну Су-27. Советский многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения, создававшийся для завоевания превосходства в воздухе, был сконструирован ОКБ «Сухой» в 1977 году. В 1985 году самолет встал на вооружение ВВС СССР. Сейчас он находится в эксплуатации в ВВС России, являясь основным истребителем. Модификации Су-27 состоят на вооружении КНР, Украины, Индии и других государств. Максимальная скорость, на которую способен самолет - 2876,4 км/ч (2,35 Маха). Всего было произведено порядка 809 таких воздушных единиц.

К самым быстрым истребителям на планете следует отнести Грумман F-14, скорость которого достигает 2485 километров в час. Уникальный самолет был разработан специалистами компании Grumman Aircraft Engineering Corporation. Первый аналог появился в 2006 году. На данный момент ведутся активные поставки самолетов в Иран, где истребитель состоит на вооружении. Речь идет о надежном перехватчике, который может сопровождать сразу 4 цели. При этом он может одновременно захватывать до 6 целей. Известно о существовании 712-и истребителей.

Скорость этого самолета равна 2 650 км/ч. Разработка была представлена специалистами из США. В своем классе самолет является безукоризненным лидером, так как отличается отличной манёвренностью. Тактический истребитель появился в 1976 году. При этом его производство запланировано до 2025 году для вооружения Америки. Ежегодно сотрудники ведущих компаний добавляют новшества, позволяющие усовершенствовать реакцию и маневры самолета. Всего известно о существовании 1500 таких изделий. Все находятся в США.

Самым быстрым истребителем в мире считается МиГ-31 со скоростью в 3000 километров в час. По названию, Вы уже догадались, что он принадлежит к достоянию России. Привлекает обширными возможностями. Истребитель способен перехватывать цели и уничтожать вражеские объекты на больших, малых и средних высотах. Также определяет ложные тепловые цели. Впервые появился в 1981 году. Не стоит говорить, что с тех пор прошел массу модернизаций. Максимальную скорость развивает на высоте от 25 километров.

Начиная со Второй мировой, а возможно, что и во время предшествовавших ей вооруженных конфликтов, таких как войны в Испании и Абиссинии, стала очевидной решающая роль на исход боевых действий авиации. Господство в воздухе определяет успех. Потом были Корея, Вьетнам, Афганистан, Иран и Ирак, Ближний Восток, снова Ирак и множество других локальных столкновений, подтвердивших большое значение самолетов в ведении боя. Без возможности эффективно противостоять действиям штурмовой и бомбардировочной авиации противника не остается шансов на победу. А для этого нужны и средства противовоздушной обороны, и самолеты особого типа, обладающие рядом специальных качеств, таких как скорость, маневренность и малая уязвимость.

Представления о том, каким должен быть самый лучший истребитель, менялись с годами. На метаморфозы этого типа боевой техники влияли и развивающиеся технологии, и опыт, полученный ценой больших жертв.

Тридцатые-сороковые, эра винтовых истребителей

В небе Испании хорошо проявил себя И-16. По состоянию на 1936 год это был, пожалуй, самый лучший истребитель в мире. В его конструкции инженеры бюро Поликарпова применили новейшие технические решения, революционные для того времени. Это был первый серийный образец с убираемыми шасси, мощным двигателем и вооружением (в том числе была предусмотрена возможность установки неуправляемых реактивных снарядов). Но господство «Чатос» («Курносый» - так его называли республиканцы за широкий профиль капота) продолжалось недолго. В небе появился немецкий «Мессершмитт-109», который в течение всей Второй мировой войны подвергался нескольким модификациям. Составить ему конкуренцию могли лишь некоторые самолеты, близкие по классу и мощности двигателя, в числе которых был английский «Спитфайр» и разработанный несколько позже американский «Мустанг».

Однако при всех выдающихся технических характеристиках, очень трудно подобрать всеобъемлющий критерий для того, чтобы определить самый лучший самолет. Истребитель, оказывается, тоже может быть разным, и оценивать его нужно по многим параметрам.

Пятидесятые, Корея

В послевоенное время с появлением начался отсчет поколений истребителей. К первому из них можно отнести начальные разработки инженеров всего мира, созданные еще в середине сороковых. У нас это был МиГ-9, по своим параметрам недалеко ушедший от «Мессершмитта-262». Уже во время американцы были шокированы неприятным для них сюрпризом.

Стремительный, компактный и очень маневренный МиГ-15 сокрушал казавшуюся незыблемой мощь стратегической авиации США. С этого МиГа берет начало второе поколение. Тогда это был самый лучший истребитель в мире, и потребовалось время, чтобы создать ему достойного соперника, которым стал «Сейбр».

Шестидесятые годы, Вьетнам и Ближний Восток

Потом была В небе закружились в «собачьих схватках» два пожизненных соперника, «Фантом» и МиГ-21. Эти самолеты были очень разными, и по размерам, и по весу, и по степени вооруженности. Американский F-4 весил вдвое больше советского перехватчика, был менее маневренным, но обладал рядом преимуществ в дальнем бою.

Определить, какой самый лучший истребитель воевал во вьетнамском небе, трудно, но общий счет оказался в пользу МиГа. Следует учитывать и то обстоятельство, что в сопоставимых ценах советский самолет стоил намного (в разы) дешевле, к тому же в случае неблагоприятного исхода боя американцы теряли двух пилотов, а не одного. Оба эти самолета относились уже к третьему поколению авиационной техники. Тем временем прогресс продолжался, к перехватчикам предъявлялись все более строгие требования.

Четвертое поколение, начиная с семидесятых

Начиная с 1970 года развитие истребительного авиастроения пошло по новым магистральным линиям. Авионика стала не просто средством, помогающим пилоту в обнаружении неприятели и решении навигационных задач, она взяла на себя ряд функций управления. Стала крайне важной степень заметности летательного аппарата для вражеских радаров. Изменились параметры двигателей, а вектор тяги стал изменяемым, что заставило в корне пересмотреть понятие маневренности. Определить, какой самый лучший истребитель относится к четвертому поколению не так-то просто, мнения на этот счет разделяются. У американского Ф-15 есть свои сторонники, особенно на Западе, и у них свои аргументы, главным из которых остается удачный опыт боевого применения «Орла». Другие же считают, что в четвертом поколении самый лучший истребитель в мире - Су-27 российского производства.

Поколение за поколением

Поколения реактивных перехватчиков отделяются друг от друга по нескольким признакам: по времени разработки, форме и типу крыла, информационной насыщенности и некоторым другим критериям, но четкую грань провести между ними не всегда просто, она остается условной. К примеру, глубокая модификация МиГ-21 настолько улучшила его характеристики, что его можно приближенно считать самолетом четвертой генерации практически по всем показателям боевой эффективности.

Направление конструкторской мысли

Перехватчики пятого поколения сегодня составляют основу России и других технологически развитых стран. Они в состоянии выполнять различные боевые задачи, защищать воздушное пространство своих государств, их продают в рамках военно-технического сотрудничества стратегическим партнерам. Но работа над новыми проектами идет непрерывно. Перспективные образцы новейшей авиационной техники имеют некоторые особенности, отличающие их от предшествующих моделей, что дает основания считать, что настал черед уже пятого поколения. К его признакам можно отнести малую радиолокационную заметность, выраженную в стремлении убрать все виды вооружений, ранее размещавшихся на внешних подвесках и технологию радиопоглощающих поверхностей, получившую с легкой руки американцев название «Стеллс». Кроме этого, все новейшие достижения в области авиационного двигателестроения, рулей и систем управления также указывают на принадлежность самолета к последнему поколению. Важно и применение в конструкции композитных материалов, что снижает вес, и опять же, повышает скрытность. Именно таким и должен быть сегодня самый лучший истребитель в мире. Фото подобного самолета узнаваемо, очертания фюзеляжа и плоскостей несколько угловаты, двигатели оставляют малозаметный инверсионный след, а форсунки имеют довольно высокий угол возможного поворота.

«Раптор»

Чем-то они неуловимо похожи, хотя и общие компоновочные схемы, и технические параметры существенно различаются. К ним можно отнести в первую очередь «Раптор» Ф-22. Специалисты, главным образом, американские, считают, что это - самый лучший истребитель в мире. Главным аргументом в пользу этого мнения служит тот факт что «Раптор» - единственная в мире серийно выпускающаяся и принятая на вооружение машина, соответствующая требованиям, предъявляемым к перехватчику пятого поколения. Все остальные аналогичные модели, в том числе и российские, находятся в стадии разработки и доводки. Есть и важный фактор, позволяющий сомневаться в правильности такого мнения. Дело в том, что F-22 ни разу не участвовал в боевых действиях, а как он поведет себя в условиях реального боя неизвестно. В свое время американский ВПК широко разрекламировал бомбардировщик-невидимку Би-2, а потом оказалось, что даже устаревшие советские радары, состоявшие на вооружении армии Югославии, вполне могут его засечь.

А как у нас?

В России, разумеется, не оставляют без внимания попытки США добиться военной гегемонии. У нас планируют создать самолет, способный сразиться с самым совершенным перехватчиком вероятного противника. Его планировали «поставить на крыло» еще в 2005 году, но помешали трудности главным образом экономического характера. В развитых странах на создание аналогичного образца и постановку его на вооружение обычно уходит полтора десятилетия, а техническое задание КБ Сухого получило в 1999 году. Простые расчеты наводят на мысль о том, что дата, когда российские ВВС получат самый лучший истребитель в мире, - 2014 или 2015 год.

О нем известно немного. Назвали проект не просто самолетом или перехватчиком, а Комплексом Фронтовой Авиации. (ПАКФА - «П» расшифровывается как перспективный, «А» - авиационный, некоторая тавтология авиаконструкторам простительна.) Взлетный вес - примерно 20 тонн, как и у американских Ф-22 и еще не принятого на вооружение Ф-35. Тактические характеристики позволяют использовать машину с небольших ВПД, применена технология малой радиозаметности. Естественно, электронное оборудование - самое современное. Вполне вероятно, что это будет самый лучший истребитель в мире. Т- 50 - еще одно название платформы ПАКФА, возможно, что эти рабочие коды уступят место классическому обозначению «Су» с каким-то номером.

Китай

Наши китайские друзья долгое время не утруждались задачей разработки собственных самолетов. Обычно в КНР выбирали хороший советский образец, получивший добрую славу, закупали техническую документацию и производили под собственным индексом, состоящим из буквы Y (для гражданских) или J (для военных) и номера. Однако экономический бум последних десятилетий, превративший Китай во всемирную универсальную мастерскую, подтолкнул народную авиапромышленность к началу работы над собственными проектами. Возможно, J-10 и не самый лучший истребитель в мире, но все известные ТТД этого самолета говорят о том, что он представляет собой машину на грани IV и V поколений с возможностью дальнейшей модификации. Оригинальное решение общей компоновочной схемы (дельтовидная «утка» без классического хвостового оперения) красноречиво говорит, что на этот раз китайские самолетостроители обошлись без внешних заимствований, проявив собственный подход.

Топ-хит парад

История мировой авиации богата выдающимися достижениями. Одно только перечисление самолетов-перехватчиков, ставших шедеврами инженерного искусства, займет слишком много места. Как выбрать из них самый лучший истребитель? В ряду удачных моделей нельзя не вспомнить о Ла-5 и Ла-7, «Аэрокобре», на которой воевали И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин, французском «Мираже», шведских «Саабах», английском «Лайтинге» и многих других мощных и красивых машинах. Задача усложняется и тем, что как бы ни был совершенен ему практически всегда находился достойный соперник. Поэтому условный рейтинг самых выдающихся перехватчиков имеет смысл представить попарно:

  1. «Мессершмитт-109» и «Спитфайр». Во время Второй мировой войны советские самолеты были хороши, но им не хватало мощных двигателей, поэтому они оказались вне топ-списка.
  2. МиГ-15 и «Сейбр» Ф-86. Они вдоволь навоевались друг с другом в Корее.
  3. «Фантом» Ф-4 и Миг-21. Вьетнам, Ближний Восток и другие военные конфликты указали на сильные и слабые стороны этих столь разных самолетов.
  4. «Орел» F-15 против Су-27. «Игл» имеет очень хорошую репутацию благодаря успешному применению на современных театрах военных действий. «Сухой» не уступает ему по большинству технико-тактических показателей, а по некоторым превосходит, но боевого опыта ему недостаточно для абсолютной победы в конкурсе на звание «самый лучший истребитель в мире». 2014 год отмечен принятием в состав боевых подразделений российских ВВС дюжины самолетов Су-35С, представляющих собой глубоко модернизированную версию Су-27.
  5. Т-50 и «Раптор». Соперники, по всей видимости, вполне достойные. Лучше бы им не встречаться в воздушных схватках, но если это все же произойдет в будущем, есть высокая вероятность, что наша машина не подведет.

Каким будет самый лучший истребитель в мире 21 века? Остается только гадать, к каким новым концепциям придут инженеры-авиаконструкторы будущего. Столетие только началось, и по всем признакам, оно будет бурным…

10

Многоцелевой истребитель Gripen создавался начиная с середины 1980-х годов для обороны своей страны - возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.

Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30 % корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника. Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.

9


В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО; в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами. За время кампании пилоты «Файтинг Фалконов» одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. По официальным данным НАТО, потери составили один самолёт, который был сбит 2 мая зенитно-ракетным комплексом С-125; пилот катапультировался и был эвакуирован. Сербские и российские источники утверждают о более тяжёлых потерях (по одному из изданий - не менее 7 «достоверно сбитых» F-16.)

8


МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ПАО «РСК „МиГ“») в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.

7


Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» - американский всепогодный истребитель четвёртого поколения. Разработан в 1972 году. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Передан в эксплуатацию в 1976 году.

В конструкции планера самолёта используются титановые сплавы (26,7 %), алюминиевые сплавы (37 %), высокопрочные стали (5 %), композиционные материалы (не менее 5-7 %).

Топливо на F-15 размещено в шести топливных баках: четырёх фюзеляжных и двух крыльевых. Фюзеляжные баки мягкие, крыльевые, вырабатываемые в первую очередь, - кессонные. Самолёт имеет автономные системы питания двигателей с собственными расходными баками и системой кольцевания. Большая часть топливопроводов расположена в баках. Расходные баки защищены протектором от пуль калибра до 12,7 мм. Для обеспечения взрывобезопасности, все топливные баки заполнены пенополиуретановым поропластом.

Самолеты F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии. Истребитель F-15 Eagle останется в ВВС США до 2025 года.

6


Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.

Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления.

Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 - 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей - 4000 часов.

5


Дассо «Рафаль» - французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный французской компанией «Dassault Aviation». Совершил первый полёт 4 июля 1986 года. Принят на вооружение ВМС и ВВС Франции в 2004 и 2006 году соответственно. В 2009 году Министерство обороны Франции заказало дополнительно 60 истребителей.

Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «бесхвостка» с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением (т. н. канарды), среднерасположенным треугольным в плане крылом с корневыми наплывами и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

На истребителе установлена ОПС, РЛС с ФАР/АФАР RBE/RBE2(с 2012 года). Оборудован системой предупреждения Thales SPECTRA, она включает: предупреждение о лазерном облучении, о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG (с 2012 года), состоящей из 2 пассивных ИК-датчиков на киле. Система DDM-NG позволяет получать сферическую картинку в ИК-диапазоне. Каналы воздухозаборников выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, обеспечивая тем самым снижение ЭПР самолёта.

4


Еврофайтер Тайфун - многоцелевой истребитель четвёртого поколения. «Тайфун» разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. Исследования перспективного самолёта начались ещё в 1979 году.

В настоящее время ведётся серийное производство истребителя. Самолёт поставлен на вооружение ВВС: Германии, Италии, Испании, Великобритании, Австрии и Саудовской Аравии. Подписаны контракты на поставку в Оман и Кувейт.

3


Потенциальным покупателем «Супер Хорнетов» является Австралия, располагающая значительным парком истребителей «Хорнет» ранних серий. 3 мая 2007 года был заключён контракт на поставку в Австралию 24 F/A-18F Super Hornet стоимостью $2,9 млрд. Корпорация Boeing, поглотившая в 1997 году корпорацию McDonnell Douglas, настойчиво продвигает свою продукцию и на центральноевропейский рынок - в Польшу, Венгрию и Чехию.

Двигатель F414-GE400, построен на базе F404. Серийно производится с 1998 года, обладает функцией FADEC (электронно-цифровой системой управления двигателем). КНД длиннее на 13 см, что увеличило расход воздуха на 16%, форсажная камера короче на 10см, камера сгорания на 2,5 см, диски и лопатки КНД цельнолитые (блиск), лопатки и турбины обеих ступеней турбин так же представляют собой единое целое и изготавливаются наращиванием (блиск монокристаллический).

Двигатель двухконтурный, двухвальный, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления и 7-ступенчатого компрессора высокого давления, камеры сгорания (с керамическим напылением от F402), 1-ступенчатой турбины компрессора высокого давления и 1-ступенчатой турбины компрессора низкого давления, форсажной камеры (от YF120), сопло суживающееся - расширяющееся, регулируемое (от F404-GE-400). Коробка приводов расположена внизу двигателя. Степень сжатия возросла до 30.

Расчётный ресурс F/A-18E планировался на уровне 6000 часов и не более 100 посадок на палубу в год. Однако Strategy Page сообщает, что ресурс части крыла самолёта, как предполагается, составит не более 3000 часов. Несмотря на это, десятки F/A-18E уже налетали свыше 3000 часов. В рамках проводимой модернизации планируется увеличить ресурс до 10 000 часов.

2


Lockheed Martin F-35 - семейство перспективных малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель - CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой - STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель - CV).

На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Обозначения серийных вариантов: F-35A (со стандартным взлётом и посадкой), F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой) и F-35C (взлёт с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с использованием аэрофинишера).

F-35 обладает широкой номенклатурой вооружения. Среди них ракеты класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Входят в номенклатуру и корректируемые бомбы JDAM весом до 910 кг, кластерные бомбы CBU-103, −104 и −105 WCMD (Wind-Corrected Munitions Dispencer), управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.

В дополнение к базовым требованиям, Норвегия и Австралия финансируют работы по приспособлению к F-35 перспективной противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM), которая получит название Joint Strike Missile (JSM). По утверждению производителя, F-35 сможет запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренних отсеков на максимальных сверхзвуковых скоростях.

1


F-22 «Раптор» - многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 является первым стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. А также он является самым дорогим истребителем в мире.

F-22 оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) Pratt & Whitney F119-PW-100 с тягой 15876 кгс, и оснащенными управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Данные двигатели имеют бесфорсажную тягу около 10000 кгс и позволяют самолёту совершать полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что является важным тактическим преимуществом.

Сопла двигателей имеют плоскую форму, снижающую заметность самолёта в инфракрасном диапазоне. В конструкции сопловых устройств применен радиопоглощающий материал на основе керамики, который снижает радиолокационную заметность самолёта.

F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, 480 снарядов, ракетами класса воздух-воздух: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder. А также корректируемыми бомбами JDAM.

F-22 совместим с управляемыми высокоточными авиабомбами GBU-39 и SDB-53/B, выполнялись тестовые сбросы, однако, на 2015 год планов по интеграции их с F-22 заявлено не было. Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.

23 сентября 2014 года в СМИ появилась информация о первом боевом применении F-22 ВВС США против исламистов в Сирии. Самолёт нанёс удары по городу Ракка и его пригороду. К февралю 2015 F-22 выполнили по крайней мере 112 боевых заданий в небе Сирии. К июню 2015 года F-22 включались в состав каждой группы ударных самолётов, бомбящих Сирию. Описан один 11-часовой вылет, в котором F-22 наглядно продемонстрировал свою многофункциональность, выполнив ударную задачу, разведав наземные силы противника, наведя на цели другие самолёты и сопроводив бомбардировщики.