«Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит»

Тайна величественной природы

Известный российский писатель Иван Сергеевич Тургенев, прославился как мастер пейзажа. В его творчестве описание картины природы неразрывно с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. С помощью описания природы, автор открывает внутреннюю суть своего героя. Так в романе «Отцы и дети», Тургенев, используя пейзаж природы, показывает, как меняется настроение самого героя Аркадия, автор очень точно передает его внутренний мир. Природа в описании Тургенева очень красочна, автор представляет её настолько подробно, что картина буквально оживает. Слова, которые писатель подбирает, очень точно передают представленный пейзаж: «золотисто зеленело, … лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка».

Природа, представленная в произведениях Тургенева, очень разнообразна. В рассказе «Бежин луг», ярко представлен июльский пейзаж: «цвет небосклона, легкий, бледно лиловый», «в сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой», ночью «стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье». Писатель проникается описанием природы настолько сильно, что его пейзажи становятся настолько реальными, будто оживают. Красочность его картин можно сравнить с работой кисти художника. Но только с одним отличием - пейзажи Тургенева динамичны, они в постоянном движении. Очень красочно передает автор начало дождя в рассказе «Бирюк» из цикла «Записки охотника»: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

Тургенев понимал природу, преклонялся перед её величественностью и неукоснительностью установленных ею законов. Он отмечал бессилие человека перед силой природы, восхищался, даже с некоторым острахом, её могуществом. Природа выступает, как нечто вечное, непоколебимое, в противовес человеческому смертному существованию. Писатель пытается увидеть то общее связующее между природой и человеком, но спотыкается об её безмятежное молчание. Автор неоднократно отмечал независимость действия законов природы от человеческих стремлений, планов, амбиций и жизни человека вообще. Природа в произведениях Тургенева проста и открыта в своей реальности, но сложна и таинственна в проявлениях, часто враждебных человеку сил.

Его даже пугало безразличие природы, воплощенное в незыблемости законов, на которые человек не имел влияния. Всё в её власти, независимо от человеческого на то желания или согласия. Особенно ярко автор демонстрирует это проявление в стихотворной прозе «Природа». Здесь Тургенев обращается к матушке-природе с вопросом: «О чем дума твоя? Не о будущих ли судьбах человечества…» Однако, ответ его очень изумил, оказывается, она в это время заботится об улучшении жизни блохи. «Разум мне не закон» - железным холодным голосом отвечала она.

Бесконечные загадки природы и мироздания беспокоят автора и тревожат его воображение. Образ природы в произведениях Тургенева показан очень красочно и профессионально, с использованием богатой русской речи, придавая пейзажу неописуемую красоту, наполненную красками и запахами.

Сочинение - описание

Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Уголок природы можно найти везде: на улице, дома, в школе, на работе в виде простых горшочков с цветами или цветов в вазе, которые дарят люди, что бы понравиться тем кому они их преподносят. Но мне предстоит нелегкая, но скажем не самая скверная, задача – описать что-то настолько красивое, чарующе хрупкое, совершенное по своей красоте, креативное, что бы описание «этого» не наскучило читающим мое сочинение и, конечно же, оцениваемое положительно. В самом начале моих размышлений я думала описать природу моего, всеми любимого, города Алматы. Деревья, которые летом придают городу, живой цветущий вид, несмотря на захламленность и большое количество машин, портящих воздух. Осенью, листья окрашиваются в разные тона желтого, красного, зеленого цветов, но зимой это разноцветье угасает и на ветках появляется снег, который укрывает их от холодного и влажного ветра. Весной мы ощущаем приятный запах цветущей сирени, яблок, абрикосов, которые впоследствии обретают аппетитные формы и хочется сорвать, но боишься, что выйдет соседка пенсионного возраста и прогонит, с опытом солдата, прогоняющего врага с поля битвы, за плечами, и такой желаемый кусочек бесплатного счастья превращается в «быстро спрячься и сорви».
И все-таки мои мысли подошли к такому актуальнейшему решению вопроса, который я надеюсь, никто еще не придумывал до меня! (В этом месте нужно похихикать, потерев, ладони друг о друга, над гениальностью и величием моего воображения) Я решила описать цветок, что растет на высоких известняковых горах и о котором слагали легенды, те, кто умели это делать. Этот цветок для меня является самым непонятным соединение нежности, ранимости, красоты, переплетенные с жаждой жизни, стойкостью и целеустремленностью. Я думаю, каждый знает легенду об Эдельвейсе, ученые называют его Leontopodium, что означает львиная лапка. Он стал символом труднодоступности и удачи. Представьте себе крутую известняковую гору, и где-то в глубине скал прячется этот хрупкий в длину всего 15-25 см - цветок. Его лепестки будто покрыл иней, которые в виде звезды окружают соцветие. Размером совсем не большой, казалось, ничем не примечательный, но в нем столько тайны и загадки, которая завораживает и заставляет поражаться столь совершенной красоте. Умиротворяющее прекрасное зрелище, столь редкое, как и необычное и встречается оно в особых местах, где царствует гармония

Утро солнца

За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должно взойти солнце. Его лучи уже загораются на горизонте. Ожидают утра все: растения, животные, люди.

Только почему же его еще нет? Может, еще спит сладким сном? А может, было в ссоре с землей и не хочет больше светить? Что же теперь? И все-таки восток постепенно розовеет. Наконец, будто из-под одеяла, взошло над горизонтом солнце, величественное, красивое.

Быстренько осветило лучом воды, лес, окружающие поля, дома людей. Заискрилась зеленым

Ковром земля в его сиянии. Когда луч солнца дотронулся и до моего лица, я проснулся, весело ему улыбнулся, открыл глаза и радостно встретил новый день.

Любимое время года

Больше всего я люблю весну. Это, по-моему, самое прекрасное время года.

Весной все на земле просыпается к новой жизни. Тает снег, появляется молодая зеленая травка. На деревьях и кустах распускаются листочки. Весной возвращаются к нам перелетные птицы: скворцы, грачи, аисты. Они начинают вить гнезда, готовить жилье для будущих птенцов.

Я люблю наблюдать за весенней природой. Видеть, как все вокруг обновляется, украшается

После зимнего сна. Весело поют ручейки, на все голоса прославляют приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется душистым запахом растений. Весна - это обновление в природе. Именно за это я ее люблю.

Рассвет

Я очень люблю встречать первые вспышки пробуждения нового дня. Задолго до востока солнце извещает о своем приходе. Оно окрашивает своими лучами ночной небосклон, гасит зори.

Я люблю встречать солнце, игру и трепет утренних вспышек его лучей. Сначала на горизонте появляется багряно красная полоса. Потом она становится оранжевой, розовой, а дальше солнцем наполнялось все вокруг. И будто впервые видишь зеленый листочек, дерево, которое растет вплоть до моего окна, и легкий туман над родным городом, который просыпается до нового дня.

И вот рассвет изменяется новым днем, наполняется заботами жизни людей, и я слышу нежное: «Хорошего утра, сыну!»

Золотая осень

Вот и минуло теплое лето. Наступила осень. Незаметно подкралась она к нашим садам, полям, рощам, лесам. Еще в конце августа деревья начали укрываться желтыми листьями, а теперь оно уже блестело на солнце, будто золото. Деревья стояли в багряных, желтых листьях, которые потихоньку спадали наземь. Земля была покрыта цветными листьями, как будто идешь по прекрасном ковре. Я люблю слушать шорохи опавших листьев, смотреть на волшебные росписи осени на листьях клена. Промелькнуло короткое бабье лето, начинало повевать холодом, умолкли пернатые музыканты. Вот и пришло время прощаться с золотой осенью.

Сочинение-описание за картиной Екатерины Белокур «Цветы за плетнем»

На картине Екатерины Белокур - замечательные цветы на фоне чистого, погожего неба. Их можно распределить на два букета. Один, ближний, находится в тени, второй - более выразительный, светлый, осеняемый солнечными лучами. Цветов немного: красный, зеленый, белый, голубой. Но употреблено много промежуточных красок.

Я думаю, мастерица очень любит природу, безмерно влюбленная в цветы. А их здесь множество. Тянутся к солнцу розовые мальвы. По березовой ветви поплелась вьющаяся березка. Очаровывают глаз белоснежные ромашки и оранжевые лилии, розово красные тюльпаны и настурция с вишневыми прожилками на лепестках.

Картина очаровывает гармонией цветов и форм, захватывает красотой и мастерством.

Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает.

Мини-сочинение на тему природа

Вариант 1. Своеобразна и неописуемо красива природа осенью . Не смотря на то, что дождь и туман достаточно частые явления, выдаются и ясные тихие дни для прогулки в ближайший лес. Присядешь, полюбуешься золотым одеянием леса , вслушаешься в и пение птиц, проводишь взглядом улетающих птиц. Где-то вдалеке прогремел гром. Капля за каплей начался дождь. Спрятавшись под деревом, оглянулся по сторонам. Как же красиво вокруг, нравится мне осенняя природа . Воздух такой свежий! Домой идти совсем не хочется.

Вариант 2. Человек и природа тесно связаны друг с другом. Природа создает все условия для жизни человека, поэтому так важно жить с ней в гармонии. Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает. Интерес человека к природе безграничен; сколько тайн и загадок несут в себе леса, моря. Очень многое мы еще не знаем о природе . Чтобы наслаждаться красотой природы не нужно ехать далеко, достаточно сходить в парк или лес. Особенно красива природа осенью, когда хочется сидеть на лавочки и впитывать в себя всю ее красоту, наслаждаться ею. Именно тогда чувствуешь, как твоя душу наполняется новыми красками, как она насыщается красотой окружающего мира. В эти моменты осознаешь, как тесно связаны люди с природой.

Урок литературного чтения

Описание природы (словесный пейзаж). Эпитет.

по программе «Литературное чтение»

Учебные задачи:

· познакомиться с изобразительными средствами в лирическом стихотворении;

· развивать умения анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания словесного пейзажа;

· формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.

Время проведения : 2 четверть.

Возраст учащихся : 3 класс .

Количество часов: 2 часа.

Материал учебника: 3 класс, 2 книга, с. 50-51.

Для работы по творчеству можно использовать портрет писателя, а также небольшую биографическую справку о нем.

УЧИТЕЛЬ. Читая разные произведения в учебнике и других книжках, тебе не раз приходилось встречаться с описаниями природы. Вспомни, какие замечательные авторы (писатели и поэты) являются мастерами словесного пейзажа . Назови имена авторов, чьи описания природы тебе запомнились!

УЧИТЕЛЬ. Давай уточним, что такое словесный пейзаж. Выскажи свою версию и своему соседу. А затем посмотри, как определяется понятие «словесный пейзаж» в Словарике читателя в конце учебника. Перенеси это определение в свою тетрадь.

Пейзаж – описание природы, т. е. словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков.

(В данном случае дано более развернутое определение понятия, чем в учебнике «Литературное чтение». В работе с детьми можете воспользоваться им).


УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Ивана Алексеевича Бунина. Познакомься с текстом стихотворения . Когда будешь читать произведение, подумай, с каким настроением автор описывает природу.

На доске появляется запись: С каким настроением рассказывает автор об осени? Опиши авторское настроение !

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

УЧИТЕЛЬ. Как ты думаешь, часто ли меняется настроение? Найди те фрагменты стихотворения, в которых тебе хотелось изменить интонацию во время чтения. Выдели эти слова и выражения в тексте.

(Ученики берут карандаши и делают выделения в тексте согласно предложенному заданию.)

*** Выделены фрагменты текста, в которых происходит смена настроения. Они указаны в самом стихотворении синим цветом. Именно так предлагают выделить строки сами ученики 3 класса.)

КОММЕНТАРИЙ. Поэт удивительно тонко чувствует состояние осенней природы. Он создаёт яркую, точную картину золотой осени. Вначале (в 1 строфе) звучат интонации восхищения, искреннего любования этой картиной: здесь столько красок, что нельзя взгляда оторвать!

Начиная со 2 строфы, автор детально выписывает каждый штрих осени. Он наблюдает за осенним лесом, и то, что видят его глаза, запечатлевается в этой строфе. Чувство восхищения природой не покидает его и здесь. В конце строфы стихотворение звучит более спокойно, размеренно, умиротворённо , поскольку поэт говорит о том, что осень полностью ступает в свои владения.

То, что описывается в 3 строфе, происходит в настоящем времени. Герой, который оказывается очевидцем осенних «событий» (их можно назвать!), наслаждается красками преображающегося леса и звуками, которые дарит ему осень. В этой строфе звучит нотки умиротворения, блаженства, спокойствия .

Наконец, 4 строфа, которая перекликается с 1, закольцовывает текст. И опять поэт с чувством восхищения, даже благоговения описывает природу, передаёт своё внутреннее состояние. Его зачаровывает осенний лес, он немеет от красоты и множества ярких оттенков осени.

УЧИТЕЛЬ. Вы на предыдущих уроках познакомились с новым изобразительным средством языка. (Ученики называют сравнение, вспоминают, с какой целью авторы используют это средство для создания образа). Найди сравнения в этом стихотворении. Выдели их в тексте. Прочитай найденные тобой строки.

(Ученики берут карандаши и делают выделения в тексте согласно предложенному заданию. Затем зачитывают указанные в тексте фрагменты.)


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной...

КОММЕНТАРИЙ. В этом стихотворении мастерски использует сравнения для создания осенено пейзажа. Ученики постепенно, шаг за шагом, находят каждое сравнение и поясняют: какой предмет сравнивается? На каком основании происходит сравнение с другим предметом? Например: «Лес, точно терем расписной…» В этой фразе осенний лес неслучайно сравнивается с теремом.

Терем – верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями). Терем – самая яркая, верхняя часть дома, которую можно было увидеть издалека. Поэтому и осенний лес сравнивается с теремом на том основании, что его красота бросается в глаза человеку. Осенний лес в пору золотой осени, обладающий всеми красками, поистине царское зрелище. Им, как теремом, любуются, восхищаются.

Ученики обязательно поясняют природу сходства указанных предметов, в диалоге проясняют то, что не совсем понятно после первого прочтения.

УЧИТЕЛЬ. А теперь найди в 1 строфе самые яркие определения-признаки , с помощью которых автор описывает осенний лес. Выдели их. Обязательно проверь себя, советуясь с ребятами и учителем.

На доске появляется запись: Найти в 1 строфе определения-признаки . С какой целью использует их поэт в стихотворении?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный ,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

КОММЕНТАРИЙ. Слова расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлый, пёстрый – это признаки, которые создают яркий образ осеннего леса. Такие определения придают стихотворению живость, эмоциональность, выразительность.

В речь ученика начальной школы активно входят прилагательные, поэтому обращение к новому изобразительному средству языка – эпитету , выделению его в тексте, умение любоваться точным, удачно найденным словом становится уместным и значимым в развитии эмоционально-речевой сферы личности читателя.

УЧИТЕЛЬ. А почему терем расписной ? Попробуйте дать свой ответ. (Ученики предлагают свои версии. Затем обсуждают их.)

Послушайте ответ, который на этот вопрос дал другой ученик 3-го класса. Обсудите его с ребятами в группе! Согласны ли вы с мнением ученика?

(Ученики обсуждают ответ ученика: приводят доказательства своих обсуждений.)

УЧИТЕЛЬ. А теперь поясните, как вы понимаете значение каждого определения. Чтобы проверить себя, обращайтесь к толковому словарю.

Что значит «лиловый»?

Что значит «багряный»?

Что значит слово «золотой»?

На какой вопрос отвечают все три слова: расписной, лиловый, багряный?

(Ученики поясняют значение слов, отвечают на вопросы.)

*** Расписной – расписанный кистью, живописью, красками; пестрый.

Лиловый – светло-фиолетовый, сиреневый; смесь цветов розового и голубого, голубоватый, ало-голубой.

Багряный – багровый, красный.

УЧИТЕЛЬ. В этом стихотворении Иван Алексеевич Бунин использовал особое изобразительное средство – художественное определение (эпитет). А ученики одного третьего класса придумали такую модель, которая отражает признаки эпитета. Правы ли они? Рассмотри Модель эпитета и загляни в Словарик читателя .

*** Ученики высказывают свои суждения, преобразовывают модель, могут составить свою. Только это сделать лучше вначале, перед показом данной модели.

УЧИТЕЛЬ. Вы познакомились с новым изобразительным средством – эпитетом. Оно помогает авторам создавать образы природы. Каждый из вас теперь, надеюсь, сможет создавать свои тексты, в которых расскажет о природе, своём отношении к ней. Что же такое эпитет? Дайте своё определение. Запишите его в тетради.

Эпитет – художественное, красочное определение, придающее тексту живость, эмоциональность, выразительность.

Изобразительные средства – это средства языка, основанные на особых приёмах употребления слова, помогающие автору создавать образы в произведениях.

Лирическое стихотворение – это произведение, в котором изображается состояние души, переживания героя, приобретающие признаки художественного образа.

УЧИТЕЛЬ. Я думаю, пора каждому из вас попробовать написать творческую работу! Заполни пустые места в рассказе. Впиши слова, выражающие твоё (авторское) отношение к событиям. Прочти свое сочинение в классе, обсуди его с ребятами.

Очень____________________история

Третий день, как за окном идёт ________________ дождь. Он как будто __________________, что ночью________________________, и к ночи_______________ ещё больше. ______________________без перерыва.

В первый день, когда на улице появляются _____________________зонтики, из окна казалось, что улица___________________. Было_______________и______________ настроение. И лица у всех были такие, что сразу подумаешь: «___________________________». А ___________________дождь ___________________. И сейчас на улице___________________, как во время_____________________. А ___________________дождь стучит и________________.

УЧИТЕЛЬ. Какие изобразительные средства помогли тебе дополнить этот текст? Приведи примеры, поясни свою точку зрения.

Дополнительный материал к урокам по данной теме

УЧИТЕЛЬ. Вам известно замечательное стихотворение об осени «Листопад». В нём автор создал яркий, незабываемый образ этого времени года. Я предлагаю обратиться к произведениям других видов искусств. Это живописные картины художников, которые представляют образы осенней природы. Рассмотрите их внимательно!

3. Текст о жанре живописи

Образы в живописи

Пленэром (в переводе с французского «открытый воздух») называют натурные пейзажи, создаваемые непосредственно на природе. Плэнер позволяет проследить изменения окружающей среды в разное время суток, в зависимости от погоды, света, времени года и найти новые художественные средства выражения различных состояний природы.