Наталия Долматова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа»

Тема: «Что такое природа?»

Цель: расширить знание детей о живой и неживой природе.

Задачи: Продолжать учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек

часть природы/.

Учить детей отличать природные объекты от искусственных /созданных

человеком/.

Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.

Словарная работа: обогащение словаря: мудрость, искусственные объекты /не природа/;

активизация словаря: живая и неживая природа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение литературы о природе,

наблюдения, дидактическая игра «Ромашка».

Методические приёмы: художественное слово, беседа, сравнения, показ иллюстраций,

Оборудование: интерактивная доска, фото - слайды с изображением природы, экологические знаки, фото-слайды с изображением муравья и божьей коровки, Д/и «Ромашка».

1. -Ребята, вы любите гулять в лесу, в парке, на лугу?

А кто из вас отдыхал на море?

Кто отдыхал в горах?

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, как вы думаете, что такое природа?

Природа-это реки, моря, озёра, леса и поля, небо и солнце, почва и воздух, и всё живое.

Ребята, а вы знаете, что человек - тоже часть природы и самая маленькая букашка-это тоже часть природы.

Я вам прочитаю стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, а вы внимательно послушайте.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоён.

Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (стихотворение о красоте природы).

Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что вы видите на экране, на экране (на экране фото-слайды природы).

Природа.

А как бы вы назвали эти изображения?»

Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать.

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать-

На землю падает опять. (Вода).

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я всё терплю

И всем добром плачу. (земля, почва).

Голубой платок,

Красный колобок, По платку катается,

Людям улыбается. (Небо, солнце).

В густом лесу, под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. (Еж).

Стоят два дуба.

На дубах - бочка,

На бочке - кочка,

На кочке – лес. (Человек).

Много рук нога одна. (Дерево).

Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.

А что вы ещё видите на экране? (дети называют объекты живой и неживой природы).

Ребята, скажите, что относится к живой природе? (животные, растения, всё то, что растёт, дышит, питается и размножается).

А что относится к неживой природе? (солнце, камни, вода, почва).

Скажите, почему вы не видите на экране изображение домов, машин, заборов, заводов?/ если дети будут затрудняться с ответом, помочь/

Все то, что сделано руками человека, мы не можем называть природой.

И так, природа – это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, даже из природного материала. Например: деревянный стульчик сделан из природного материала дерева, но он сделан руками человека и стульчик природой не является. Машина сделана руками человека - это не природа. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это природа. Верблюда и лошадь человек просто приручил, сделала их домашними животными, они и без человека существовали в природе. Верблюд и лошадь питаются, дышат у них бывают детеныши. А машину человек сделал сам. Машина не дышит, у нее не бывает детенышей. Человек часто придумывает вещи, которые похожи на природные объекты. Например: вертолет похож на кого?

Стрекозу.

Подводная лодка на кого похожа?

На кита.

2. Физ. минутка.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

3. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку вещи и к чему они относятся. На доске вокруг желтой серединки прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены объекты живой и не живой природы и не природы. Дети по очереди отрывают лепестки. Я задаю вопросы:

Что изображено на лепестке?

Из чего оно сделано?

К чему относится данный объект? (ребенок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением растения или животного).

4. - Ребята, природа радует человека своей красотой! Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правильности.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучатся нужно.

Нас деревьях всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

Ребята, чему учит нас природа?

А как вы думаете, природа нуждается нашей дружбе?

Нуждается.

(Показать экологические знаки и обсудить с детьми значение знаков).

Люди должны жить в дружбе с природой, беречь все, что есть на земле! Никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.

Ребята, вам знакомы эти насекомые?/ показываю картинки с изображением божьей коровки и муравья/

Ребята, скажите они красивые?- Кто держал их в руках?

А знаете ли вы, что такие маленькие насекомые приносят большую пользу природе, но часто страдают из-за неразумного любопытства человека.

Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться, не причиняя им вреда. Не ломать деревья и кустарники. Помогать зимой птицам.

Вы хотите ребята, стать защитниками природа?

Тогда давайте дадим клятву:

Ты дружок смотри не подкачай

Правдивым будь и добрым, обещай!

Не обижай не птахи, не сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется

Родиной твоей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга» Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе Красная книга как средство воспитания бережного, внимательного отношения детей.

«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия в первой младшей группе по ознакомлению с миром природы Интегративные задачи: - расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных зимой (лиса, заяц, медведь); - сформировать умение выделять.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса» Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса». Цель: создание условий для уточнения и закрепления.

Конспект ОД «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы в старшей группе. «Путешествие в мир природы» Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. Конспект по экологии «Цветочный город» Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Весна» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе на тему "Весна". Цель: повторить признаки весны, формировать развитие.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Наблюдение за котёнком» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во 2 младшей группе «Наблюдение за котёнком». Цель: Знакомство детей с живым объектом.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Путешествие в сказку Колобок» Цель: -Продолжить формировать представления у детей о животных, живущих в лесу (лиса, заяц, медведь, волк). -Познакомить с их повадками,.

Конспект занятия по ознакомлению с природным миром во второй младшей группе «У природы есть друзья - это мы, и ты» В группу входит Лесная Фея: Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки (Здороваются) Я пришла вас попросить о помощи Воспитатель: Что.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в старшей группе Конспект занятия Тема: «Что случилось с рекой?» Задачи: 1. Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение.

Библиотека изображений:

Познавательное развитие: Организовать познавательный практикум с целью приобщения детей к элементарному, доступному им экспериментированию.

Дать представление о том, что камни бывают разными. Создавать условия для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической деятельности.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, желание заниматься ею; воспитывать социальные навыки

Речевое развитие: развивать умение самим добывать знания, делать выводы, доказывать, объяснять свою точку зрения, умение анализировать и рассуждать.

Художественно-эстетическое развитие: - познакомить с наиболее распространенными декоративными камнями и изделиями из них, формировать эстетическое восприятие окружающего.Показать, какую роль в жизни человека играют камни, познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд с давних времен.


Стагнеева Елена Леонидовна

Тема: Осень

Цель: обобщение знания детей об особенностях времени года осень.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепить знания детей о сезонных изменениях осенью в природе, о взаимодействии человека с природой в осенью.
  2. Развивающие : развивать способность объяснять причинно-следственные связи между природными явлениями; закрепить знания детей о том, что человек намеренно или нет, может нарушить связь в природе.
  3. Воспитательные : воспитывать любовь к природе, желания беречь ее.

Возрастная группа: старшая группа.

Форма организации: групповая форма.

Оснащение:

  • музыкальное сопровождение, ноутбук, листья деревьев и кустарников, мнемотаблица «Осень», мяч;
  • семена сливы, винограда, яблока;
  • контейнеры для семян; фрукты и ягоды.

Ход ООД

Педагог:
— Дети, слышите, кто-то с нами поздоровался?

Кто это может быть? Давайте спросим, кто это?

Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назовите вы меня!

Дети отвечают:
— Осень!

Педагог:
— Ребята, вы хотите порадовать Осень, готовы закрепить знания об осени?

Педагог задает вопросы детям:
— Скажите, пожалуйста, после какого времени года наступает осень?
— А после осени, какое время года наступает?
— Назовите осенние месяцы.

Дети отвечают на вопросы.

— Давайте теперь расскажем об изменениях в природе осенью. Для этого можете воспользоваться мнемотаблицей, сюжетными рисунками об осени.

Дети рассказывают об осенних изменениях: солнце поднимается не высоко над землей, поэтому греет мало, становится холоднее, дни становятся короче, ночи длиннее, пасмурных дней становится больше, часто идут дожди; люди от дождя укрываются зонтиком, надевают сапоги, куртки, шапки. Осенью дуют сильные ветры, желтеют и опадают листья, птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме, люди собирают урожай.

Педагог предлагает детям пройти на ковер.

Игра ТРИЗ «Что будет, если …?»

Педагог задает вопрос, бросает мяч ребенку, ребенок отвечает на поставленный вопрос. Передает мяч обратно.

  1. Что будет, если чайки не улетят на юг?
  2. Что будет, если воробьи улетят на юг?
  3. Что будет, если люди будут кричать в лесу?
  4. Что будет, если люди будут разжигать костры в лесу?
  5. Что будет, если дети будут ломать ветки деревьев, сдирать кору?
  6. Что будет, если люди будут разорять муравейники?
  7. Что будет, если люди будут оставлять мусор на природе?

— На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы!

Педагог читает стихи и раскладывает листья на ковер.

Осенние листочки
На дереве висят
И на ветру холодном
Озябшие дрожат.

А ветер-шалунишка
Листочки вдруг сорвал,
Он дунул посильнее —
Листочек побежал.

Подвижная игра «Раз, два, три… бери»

Дети под музыку плавно двигаются. Музыка останавливается. Воспитатель говорит: «Раз, два, три, дубовый лист бери». Дети выполняют задание.

— Раз, два, три, березовый лист бери.

— Раз, два, три, осиновый лист бери.

— Раз, два, три, лист кустарника бери.

— Раз, два, три, еловый лист бери.

— Почему же вы ничего не взяли?

— Как называются деревья, у которых вместо листьев иголки (хвоинки)

— Чем еще они отличаются от лиственных деревьев?

— Молодцы, ребята, правильно выполнили задания и ответили на вопросы.

Игра «С какого дерева шишка?»

— Ребята давайте поделимся на три группы. Каждая группа соберет под дерево те шишки, на которых они росли. Вы какие шишки хотите собрать?

Дети подбирают еловые, лиственничные, сосновые шишки к рисункам деревьев.

Молодцы, ребята дружно выполнили задание!

Игра «Приготовим угощенье»

— Как вы уже говорили, осенью собирают урожай, давайте испечем из овощей пирожки и угостим соседа. Теперь сладкий пирог из фруктов, напитки из ягод.

Дети по очереди называют овощи (фрукты, ягоды) «передают» соседу пирожки, (сладкий пирог, напитки).

Исследовательская деятельность.

На подносе лежат семена яблок, винограда, косточки сливы; яблоки, сливы, виноград; контейнеры с изображением соответствующих плодов.

Педагог предлагает:

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это тут лежит?

— Недавно их не было тут. Кто же их сюда принес?

— Наверное, Осени нравится, как много вы знаете о ней. Вот она и принесла их нам. Давайте сложим их коробочки, и у нас пополнится коллекция семян.

— Только каких же растений эти семена?

— Как теперь нам быть, как узнать, семена каких растений тут?

Дети отвечают:

— Можно спросить у взрослых, откусить и посадить семя т.д.

— Давайте выберем самый интересный способ получения знаний — исследование.

1. Выявление проблемы.

— Какая трудность у нас возникла, ребята?

2. Определение цели исследования.

— Что мы хотим узнать?

3. Выдвижение гипотезы.

— Как вы думаете, ребята, какого плода это плоское, овальное семя? А это маленькое, на что похоже семечка? Какого плода семечка? А это?

4. Составление предварительного плана.

— Что мы сделаем, чтобы узнать семена каких плодов у нас?

  1. Разрежем плод.
  2. Вытащим семечку.
  3. Сравним с другими семенами.
  4. Проведение исследования. Вывод.
  5. Указать возможные дальнейшие пути для изучения.

— Когда будете кушать обратите внимание на семена.

Педагог показывает фрукты, ягоды.

— Посмотрите, ребята, вот какие дары нам принесла осень!

— О каком времени года мы с вами говорили?

— Какое задание вызвало затруднение? Почему?

— Какое задание понравилось больше всего? Почему?

— Что вы расскажете родителям о нашей сегодняшней деятельности?

— А мне, ребята, очень понравилось, как вы сегодня старались, внимательно слушали вопросы, правильно отвечали на них, помогали друг другу, слушали друг друга.

Ленура Муртазаева
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Путешествие в природу»

Программные задачи:

Научить детей отличать живые объекты от неживых. Развивать речь детей.

Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.

Развивать навыки учебной деятельности. Закрепить знания о природе родного края. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки о природе, волшебная шкатулка. Иллюстрации с изображением признаков живой природы: растет, дышит, питается, двигается, размножается. Глобус, два пластиковых стаканчика. Вода.

Раздаточный материал:

Карточки с изображением объектов живой природы. Карандаш. Мел.

Салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе стоит шкатулка, чтобы открыть шкатулку необходимо отгадать загадку.

«Яркое солнце

и голубое небо,

горы, океаны,

равнины, леса.

Вода и песок,

и вокруг все живое.

Как все это называем мы друзья?»

(Природа)

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель: Давайте мы с вами будем сегодня путешественниками и отправимся на поиски клада. Но, чтобы найти клад надо выполнить несколько заданий (сидя за столами, дети смотрят картинки о природе (беседа по содержанию).

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Природу.

Воспитатель: Правильно. Все, что нас окружает, не сделано руками человека – это природа. Она бывает живая и неживая. Ребята, а какие объекты живой природы вы видели?

Дети: Растения, цветы, деревья.

Воспитатель: Правильно, все живое: растет, дышит, питается, двигается, размножается. А какие объекты неживой природы вы видели?

Дети: дождь, ветер, солнце

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали объекты живой и неживой природы.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик, где ты был».

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел

С этим братцем песни пел.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением природы. Возьмите карандаши и стрелочками распределите объекты живой и неживой природы (дети выполняют задание).

Воспитатель: Скажите, что вы отнесли к живой и неживой природе?

Дети: Кактус, свекла, божья коровка – это все живое, а луна, солнце, облако, туча с дождем – это неживая природа.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами относимся к живой или неживой природе?

Дети: Мы относимся к живой природе.

Воспитатель: Почему?

Дети: Мы дышим, растем.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Воспитатель: Правильно, мы часть природы, мы живые, а все живое – растет, дышит, размножается, питается. А как мы с вами дышим?

(воспитатель предлагает выполнить дыхательное упражнение).

Воспитатель: У вас на столе лежат салфетки, возьмите их и подуйте, как ветер, дыхательная гимнастика «Ветер».

Дыхательная гимнастика «Ветер».

Воспитатель: Ребята, мы сейчас проведем опыт, и рассмотрим объекты неживой природы.

1. Опыт с водой (воспитатель показывает сам). Воспитатель переливает воду с одного стакана в другой.

Воспитатель: Что стало с водой, она перестала, быть водой или нет?

Дети: Нет, не перестала.

2. Опыт с мелом (совместно с детьми).

3. Один из детей показывает опыт вместе с воспитателем. Берут мел и ломают его пополам.

Воспитатель: Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки стали меньше, вода тоже осталась водой.

Воспитатель делает вывод: мел и вода - объекты неживой природы.

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. А, что нового мы с вам и узнали? А понравилось ли вам? Что больше понравилось? А что вызвало трудности?

Воспитатель: Давайте мы с вами закончим нашу беседу прекрасным стихотворением Л. Дайнеко «Голубая планета»

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению детей с природой и развитию речи в старшей группе «Поздняя осень» Программное содержание: уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью. Активизировать.

Конспект НОД по ФЭМП и ознакомлению с природой в старшей группе Конспект НОД по ФЭМП и ознакомлению с природой в старшей группе Тема. Волшебное королевство знаний Программное содержание: закрепить знания.

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и природой на тему"Наша родина- Крым". Интеграция образовательных областей:.

Конспект итоговой ООД по ознакомлению детей с природой в подготовительной группе «Путешествие паровозика из Ромашково» Цель: выявить уровень знаний и умений детей подготовительной к школе группы по ОО ООП «Ознакомление с природой». Задачи: Обобщить знания.

Конспект занятия по ознакомлению с природой Красноярского края в старшей группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с природой Красноярского края в старшей группе. МДОБУ "Детский сад № 28 "Аленький цветочек"" г. Минусинск.

Конспект ООД с детьми по ознакомлению с природой на тему:"Прогулка по осеннему лесу" в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения Детский сад комбинированного вида №8 "Лебёдушка"

воспитатель: 1 квалификационной категории Моисеева Л.И. городского округа Химки

Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
  2. Воспитывать положительное отношение к осени.
  3. Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов;
  4. Развивать у детей умение узнавать, называть по листу – дерево;
  5. Уметь слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников;
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать умение сопереживать животным, оказывать им помощь.

Используемые медиа-обьекты:

  1. Картинки с изображением осени и одна с изображением лета;
  2. Осенние листья “Назови лист от какого дерева”;
  3. А.Вивальди "Осень"; Чайковский "Ноябрь"; звукозапись звуков ветра; Руббак "Медведь"
  4. Оформление зала “Поздняя Осень”;
  5. Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса» ;
  6. Угощение от белки корзина с орешками;
  7. Костюм белочки (серый) , медведя, ветра.

Используемое оборудование:

магнитофон

Предварительная работа.

  1. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.) ;
  2. Работа с календарём природы;
  3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему;
  4. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень» ;
  5. Беседа по картине В.Вавейкина, З.Соколовой «Поздняя осень» ;
  6. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени;
  7. Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме;
  8. Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный) .

Организационный компонент:

В соответствии с СанПиНом и здоровьесберегающими технологиями.

Ход занятия:

(Дети входят в красочно украшенный зал)

Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие,

В группе здесь у нас сидят,

Строго все на нас глядят.

И не строго, а с улыбкой очень тёплой и простой

Гости нас встречают с вами, чем ответить?

(добротой)

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и пусть это пожелание будет тёплым и искренним. Ребята, какое настроение у вас сегодня?

(хорошее, бодрое)

Отличное настроение, так как все мы здоровы и веселы.

А что такое здоровье?

(когда ты радуешься, не болеешь)

Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию, а вот куда, попробуйте догадаться…

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку брусникой,
Катю – костяникой,

Машеньку – орешком,
Серёжу – сыроежкой,
Настеньку – малинкой,
Полину – земляникой.

Так кто этот богатырь?

(лес)

Конечно, лес. А что такое ЛЕС?

(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)

Правильно, мы с вами совершим прогулку- экскурсию в лес. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу

(идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники)

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти. Я буду ваш экскурсовод.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять.
Будем весело шагать. (дети маршируют) .
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом.

(идут «змейкой» между кочками)

Ноги выше поднимаем
На кочки мы не наступаем.
(высокий шаг, перешагивают через листочки) .
И снова по дорожке

Мы весело шагаем. (маршируют) .

Вот и лес. Давайте поприветствуем осенний лес, прочитав ему стихотворения.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь?
Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский.

Давайте внимательно рассмотрим природу в лесу, ответьте на вопрос:

Какой время года в лесу?

(осень)

Давайте с вами вспомним сколько осенних месяцев?

Назовите их?

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

А какой сейчас месяц?

(октябрь)

Игра "Погода осенью"

  • У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

  • Листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают
  • Дождь осенью (что делает) –дождь осенью идет.
  • Урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью (что делают) - Птицы осенью улетают.
  • Деревья осенью (что делают) - Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью (что делают) - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Дети, какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Отлично. Вы правильно говорите, о погоде.

Дует ветер, летят листья.

Ребята, что это?

(Листопад)

Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?

(прекращается сокодвижение)

Верно, осенью прекращается сокодвижение.

Давайте поиграем с листьями. С нами осень хочет поиграть.:

Игра с листочками

Она разбросала последние листочки и предлагает поднять один листочек назвать его и сказать с какого он дерева.

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

(Деревья стоят без листвы ветки звенят и покрываются инеем, насекомые исчезли, часто идёт дождь и первый снег; дни стали короче, а ночи длиннее; солнце светит и греет совсем мало; по ночам бывают заморозки; лужи покрываются льдом; земля промерзла; прилетают зимующие птиц.)

Пословицы:

  • Осень - время собирать урожай.
  • Придет осень, за все спросит.
  • Цыплят по осени считают.
  • В осень и у воробья пир.
  • Осенью и воробей богат.
  • Октябрь месяц первых снегов, первых холодов
  • Октябрьский гром - зима бесснежная.
  • К октябрю березы оголяются.
  • В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
  • Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет и пословиц.

(Дети садятся)

А сейчас Вика прочитает стихотворение "Осень" Л.Луканова

Тучей неба синева
От земли закрыта,
И осенняя трава
Инеем покрыта.

Лед на лужице блестит,
Лужа замерзает.
Это к нам зима спешит,
Осень провожает.

Игра «Назови лишнюю примету, лишнюю картинку»

  • улетели птицы, зеленеет травка, голые деревья, низкие тучи
  • холодные дожди, бегут ручейки, листопад, снег с дождём

Три картинки с изображением осени и одна с изображением лета.

Игра осенние слова

Ребята, я поняла, что осень вам нравиться, а какие слова вы могли бы сказать про позднюю осень.

(печальная, хмурая, дождливая, долгая, затяжная, теплая, холодная, поздняя, задумчивая, унылая, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная)

Ребята, вы слышите курлыканье? Кто издает эти звуки?

(птицы)

Мы слышим последние прощальные крики перелетных птиц. А что происходит с остальными птицами?

(остаются зимовать)

А как их называют?

(зимующие птицы)

В народе их называют «зимовщики» . Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?

(Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.)

- Назовите зимующих птиц:

(Свиристель, щегол, сова, клёст, дятел, воробей, ворона, синица, снегирь, сойки)

Ребята, а кто ещё живёт в лесу?

(дикие животные)

Почему их так называют?

(они живут в лесу, сами строят себе жильё и добывают пищу)

А каких диких животных можно встретить в лесу поздней осенью?

(лису, зайца, волка, белок, рыси, оленя, лося, кабана)

Правильно, а почему мы не можем встретить медведя поздней осенью?

(потому, что он поздней осенью залезает в берлогу спать)

А сейчас Оля расскажет вам историю, которая произошла с медведям поздней осенью, когда он готовился к зимней спячки. Это стихотворение написал поэт Л.Квитко:

Инсценировка:

Медведь в лесу.

Ходит по лесу медведь,
Бродит по лесу медведь...
Стужа, стужа на носу -
Очень холодно в лесу.

Лес почти совсем раздет:
Ни гнезда, ни птицы нет.
Только ветер стонет, стонет,
По тропинкам листья гонит -

То туда, То сюда.
Стал на цыпочки медведь,
Лапы вытянул медведь:
- Ветер, ветер, не свисти!

Тучей снежной налети!
Все деревья запуши,
Все кусты запороши.
Ветер веет, веет, веет,

Теплым снегом сеет, сеет.
Пух да пух - Бело вокруг.
Сразу тихо-тихо стало,

Снег лежит, как одеяло.
Вечер на землю упал...
А куда ж медведь пропал?
Кончились тревоги

Спит в своей берлоге.

Вам понравилась история про медведя?

(ответы детей)

Ребята, как вы думаете, ветер выполнил просьбу медведя?

(выполнил, он стал потихоньку веять и снегом сеять, и насыпал снега как покрывала)

Да ветер молодец, выполнил просьбу медведя.

Ребята, что-то холодно и дождливо стало в лесу. И обитателям леса тоже трудно в такую погоду. Давайте послушаем стихотворение об этом”.

Ребёнок читает стихотворение.

А.А. Блок “Зайчик”

Хмурая дождливая наступила осень,
Всю капусту сняли, нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку серому попасть…

Думает о лете, прижимает уши,
На небо косится – неба не видать…
Только б потеплее, только бы посуше…
Очень неприятно по воде ступать!

Ребята, могут ли люди помочь животным в это время года?

(ответы детей)

Как это можно сделать?

(ответы детей)

В конце ноября зайка меняет шубку на какую?

(белую шубку)

Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег?

(нет он дрожит от страха)

(ответы детей)

Кто попрятался в норы?

(Ежик, барсук, полевая мышь.)

А что же делает белочка?

(Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

Почему говорят «Лес – наше богатство» ?

(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы)

Лес – украшение планеты, здоровье людей.

Лес – родной дом для растениям и животным.)

Как люди ещё используют лес?

(Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.)

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.

Берегите русский лес,
Он – источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели,

Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной.
Птице и зверю хочется верить в мир и покой!

Ой, ребята посмотрите белочка к нам в гости пришла.

Белка:

Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.

Целый день я всё скакала
И орешки собирала
Вы такие молодцы
Вот гостинцы вам мои

Вы всегда желанные гости в лесном доме, только не забывайте, пожалуйста, любить и беречь природу.

Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережёт!

До скорой новой встречи в лесу, ребята!

Белочка уходит

До свидания, Осень! До свидания, жители лесного дома! До свидания, Лес!

Итог занятия:

Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес. Нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Кого мы встретили в лесу? Вы очень хорошо рассказали стихи об осени, все справились с заданиями, а теперь вернемся в группу. 7.

Литература:

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2002. - 159 с.
  2. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006. - 176 с. - (В помощь воспитателю) .
  3. Бобылёва Л. "Береги природу! " Беседы со старшими дошкольниками. Журнал Дошкольное воспитание № 7-2002.
  4. Кощеева Е. Л., Хамидуллина Л. А., Прохорова В. В. Путешествия в мир природы: Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. - М.: АРКТИ, 2009. - 96 с. (Готовимся к школе) .
  5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 152 с.: цв. вкл.
  6. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 168 с.: цв. вкл.