Государственный комитет РФ по высшему образованию

Российская Экономическая Академия им. Плеханова

Кафедра экономической географии

Курсовая работа
по экономической географии
На тему: "География нефтяной промышленности"

Выполнил
студент I курса ФБ д/о. группа 31-06
Варлыгин С.А.
Научный руководитель доцент Никитина С.А.

Москва 1994г.

ПЛАН

2. Экономико-географическая характеристика размещения месторождений нефти РФ.
3. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче.
4. Особенности размещения нефтеперерабатывавающей промышленности. Главные центры размещения.
5. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы.
6. Задачи перспективного развития отрасли. Влияние кризиса.

1. Значение нефтяной промышленности в народном хозяйстве Российской Федерации. Топливный баланс страны, его структуры, удельный вес нефти в нем.
Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.
Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны?
Это:

  • сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;
  • источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно - печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт);
  • сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.
Нефть - наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.
В настоящее время нефтяная промышленность Российской Федерации занимает 3 место в мире. В 1993 году было добыто 350 млн. т нефти с газовым конденсатом. По уровню добычи мы уступаем только Саудовской Аравии и США.
Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин, 48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью более 300 млн. т/год нефти, а также большое количество других производственных объектов.
На предприятиях нефтяной промышленности и обслуживающих ее отраслей занято около 900 тыс. работников, в том числе в сфере науки и научного обслуживания - около 20 тыс. человек.
Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) это соотношение между добычей, производством и потреблением топливно-энергетических ресурсов. Все виды топлива и энергии при расчете структуры ТЭБа переводятся в условные единицы - тонны условного топлива - с помощью показателя их теплотворной способности и условных коэффициентов.
За последние десятилетия в структуре топливной промышленности произошли коренные изменения, связанные с уменьшением доли угольной промышленности и ростом отраслей по добыче и переработке нефти и газа. Если в 1940 г. они составляли 20,5%, то в 1984г
- 75,3% суммарной добычи минерального топлива. Теперь на первый план выдвигается природный газ и уголь открытой добычи. Потребление нефти для энергетических целей будет сокращено, напротив, расширится ее использование в качестве химического сырья. В настоящее время в структуре ТЭБа на нефть и газ приходится 74%, при этом доля нефти сокращается, а доля газа растет и составляет примерно 41%. Доля угля 20%, оставшиеся 6% приходятся электроэнергию.
Изменения структуры добычи минерального топлива в СССР
(в % к итогу)
В 1987г. добыча нефти с газовым конденсатом в Российской Федерации составила 569,5 млн. т или 91% общей добычи бывшего СССР. За более чем 100 летнюю историю развития нефтяной промышленности России было добыто почти 13 млрд. т нефти и около 40% этой добычи получено за последние 10 лет.
Однако в последнее время происходит интенсивное снижение добычи нефти. С 1988 по 1993г. годовая добыча уменьшилась более чем на 210 млн. т. Отрасль находится в состоянии глубокого кризиса. Это обусловлено целым комплексом факторов, совпадение которых во времени усилило их негативный эффект.
Высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значительной мере выработаны и по крупным залежам происходит интенсивное снижение объемов добычи нефти. Практически весь фонд нефтяных скважин переведен с фонтанного на механизированный способ добычи. Начался массовый ввод в разработку мелких, низкопродуктивных месторождений. Указанные факторы вызвали резкий рост потребностей отрасли в материальных и финансовых ресурсах для своего освоения, выделение которых в условиях экономического и политического кризиса СССР и России было сокращено.
Особенно негативное влияние оказало разрушение экономических связей с Азербайджаном и Украиной, на территории которых находилось большинство заводов бывшего СССР по производству нефтепромыслового оборудования и труб нефтяного сортамента.

2. Экономико-географическая характеристика размещения месторождений нефти Российской Федерации.
До революции почти вся добыча нефти в нашей стране была сконцентрирована на Кавказе, где добывалось 97% нефти. В 30-е годы были открыты новые нефтяные месторождения - в Поволжье и на Урале, но вплоть до Великой Отечественной войны основным нефтедобывающим районом был Кавказ. В 1940-1950-е гг. добыча нефти на Кавказе вследствие истощения месторождений сократилась (ее добыча там в настоящее время имеет локальное значение, на территории России это район Северного Кавказа). Добыча нефти в Волго-уральском районе наоборот сильно возросла, в результате чего этот район выдвинулся на первое место в нефтяной промышленности СССР. До недавнего времени это был важнейший по разведанным запасам нефти район. Здесь были открыты такие известные месторождения, как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское, Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское. Добыча нефти в этом районе обходится недорого, но нефть Башкирии содержит много серы (до 3%), парафина и смол, что осложняет ее переработку и снижает качество продукции. На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.
В 1960г. было открыто первое нефтяное месторождение в Западной Сибири, а с начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа, расположенных на обширной территории Западной Сибири, от Урала до Енисея. Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносные районы, где находятся такие месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мегионское, Сосницко-Советское, Александровское и др. В 1964 г. там началась промышленная добыча нефти. В последующие годы нефтяная промышленность Западной Сибири росла очень быстрыми темпами и в 1974 г. опередила по добыче нефти все другие районы СССР. Нефть Западной Сибири отличается хорошим качеством, высокой экономической эффективностью добычи. В настоящее время Западная Сибирь - главный нефтедобывающий район страны.
На северо-востоке европейской части России расположен Ухтинский нефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш). Он обеспечивает нефтью север европейской части страны. Недалеко от него, у места впадения реки Усы в Печору, разрабатывается группа месторождений нефти (Тимано - Печерская нефтегазоносная провинция). Часть добываемой здесь нефти по трубопроводу поступает в Ярославль.
Кроме основных нефтедобывающих районов нефть добывают на севере острова Сахалин (месторождение Оха). С Сахалина нефть по нефтепроводам поступает на материк - в Комсомольск-на-Амуре. В Калининградской области находится месторождение нефти локального значения.
Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую, более сложную стадию развития, когда возникает необходимость резко увеличить объем поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубин под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходимой для этого производственно-технической базы. Начата добыча нефти в Арктике, на шельфе у о. Колгуев (Песчаноозерское месторождение).

3. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче.
К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов нефти. В разработке находится 840 месторождений, расположенных во многих регионах страны: от Калининградской области на западе до о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Тюменская область, где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66% российской нефти. Вторым по значению районом является Урало-Поволжье, где добывается 27%, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция - 3,2%, Северный Кавказ - 1,6%, Сахалин - 0,5%.
Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии разработки, когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается. Степень выработанности текущих запасов нефти превысила 50%, в том числе более 30% в Тюменской области, 70% в Волго-Уральской провинции и 80% - на Северном Кавказе. Особенно значительно выработаны запасы на наиболее крупных и высокопродуктивных месторождениях, обеспечивающих основную часть добычи нефти в России. В этой связи одна из важнейших проблем - сохранение высокой производительности старых районов.
Наблюдается "старение" Волго-Уральского района. Его технико-экономические стали ниже по сравнению с прежним уровнем, а добыча нефти (например, в Башкирии) даже сократилась.
При "старении" ряда нефтяных районов огромную роль приобретает создание новых нефтяных баз. Среди них резко выделяются Западно - Сибирская низменность, где возникла главная база страны. Добыча Западно - Сибирской нефти возрастала стремительными темпами. В дальнейшем удельный вес этой нефтяной базы сохранится на достигнутом уровне. Из новых нефтяных баз формируется также Тимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).
Произошли изменения в структуре добычи нефти по способам эксплуатации месторождений. В 1965г почти 2/3 всей нефти добывалось наиболее дешевым фонтанным способом. Теперь его доля заметно сократилась, наоборот резко возросло значение насосного способа, с помощью которого в 1987г было добыто свыше 2/3 всей нефти.
Оценивая в целом сырьевую базу нефтяной промышленности России, можно сделать вывод, что в количественном отношении она достаточна для решения текущих и прогнозных задач по добыче нефти. Однако качественные изменения в структуре разрабатываемых и прогнозных запасов нефти будут негативно отражаться на эффективности процессов нефтеотдачи. Разработка таких запасов потребует применения более сложных и дорогостоящих технических средств и технологических процессов, а также применение новых более эффективных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов.
В условиях непрерывного ухудшения качественного состояния сырьевой базы отрасли увеличение нефтеотдачи приобретает стратегическое значение для стабилизации и развития процессов нефтедобычи.

4. Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Главные районы размещения.
Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.
Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.
Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.
Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

  • транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;
  • для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов;
  • хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов;
  • потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.
Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.
Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.
Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).
Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.
Распределение нефтепереработки по экономическим районам России в % к итогу

5. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы.
В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.
На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.
Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутререгиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:
На восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);
На запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару
- Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород
- Ярославль - Кириши (Северо - Запад);
На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:
На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;
На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент -Чарджоу;
На восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.
Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

6. Задачи перспективного развития отрасли.
В настоящее время нефтяная промышленность России находится в состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти. Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн.т.
Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не с дополнительными государственными инвестициями, а с последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их отрасли средства, а Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия.
В указанном направлении уже предприняты крупные меры. Задания по поставкам нефти для государственных нужд сокращены до 20% ее добычи, остальные 80% предприятия имеют право реализовать самостоятельно. Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть.
Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень рентабельности в цене.
Важное значение для повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса России имеет проводимая в настоящее время работа по его акционированию и приватизации. В процессе акционирования принципиальные изменения происходят в организационных формах. Государственные предприятия по добыче и транспорту нефти, ее переработке и нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого типа. При этом 38% акций указанных обществ остается в государственной собственности. Для коммерческого управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности, образовано специальное Государственное предприятие "Роснефть", которому передаются пакеты государственных акций около 240 акционерных обществ, в том числе по добыче нефти и газа - 26, по нефтепереработке - 22, по нефтепродуктообеспечению - 59, а также по производству масел и смазок, переработке газа, бурению скважин, геофизике, машиностроению, науке и другим видам обслуживающих производств. В состав "Роснефти" вошли также различные ассоциации, банки, биржи и другие организации.
Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и нефтепродуктов созданы акционерные компании "Транснефть" и "Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее время запрещена.
Перспективы развития нефтяной промышленности России на предстоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти, объем которых кратно превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов нефти в России свидетельствует об их неидентичности разведанным запасам. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью - на шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия подобных месторождений в Западной Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие еще нескольких тысяч нефтяных месторождений.
Внедрение новых методов и технологий повышения нефтеотдачи пластов сдерживается высокими капитальными вложениями и удельными эксплуатационными затратами на их применение по сравнению с традиционными способами добычи нефти.
В связи с этим Минтопэнерго РФ разрабатываются предложения о принятии в законодательном порядке ряда мер, направленных на экономическое стимулирование применения новых эффективных методов повышения нефтеотдачи пластов. Эти меры позволят улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов, занимающихся разработкой новых методов, а главное - более динамично наращивать добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.
Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтегазодобывающей отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения в создавшихся экономических условиях иностранного капитала, так и стремлением использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не получили должного развития в отечественной промышленности.


Литература
1. В.А. Динков, "Нефтяная промышленность вчера, сегодня, завтра"
Москва, ВНИИОЭНГ 1988г
2. "Трубопроводный транспорт нефти" Москва, ВНИИОЭНГ N1 1993г
3. "Топливно-энергетический комплекс" Москва, Менатеп N4-9 1993г
4. Байков, Берлин "Нефть СССР" Москва, Недра 1987г
5. Эскин и др. "Нефть в структуре энергетики" Москва, Наука 1989г
6. "Нефть и газ в экономике: Встреча с прессой" Москва 1989г
7. В.Л. Березин "Нефть и газ Западной Сибири" Москва 1990г
8. "Нефтяная промышленность" Москва, ВНИИОЭНГ N1 1994г
9. "Народное хозяйство Российской Федерации" Москва 1993г


Главным вопросом сегодняшнего урока будет следующий: - « Нефтяная промышленность - беда или благо России?» Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 9 классе с использованием ИКТ по теме «Нефтяная промышленность «беда или благо» России?»

Цель:

  1. создать условия для развития познавательного интереса к особенностям нефтяной промышленности на территории России через решение проблем нефтяной отрасли.

Задачи:

обучающие

  1. сформировать представление об особенностях нефтяной промышленности России. Определить роль нефтяной промышленности в структуре хозяйства России.

развивающие

  1. способствовать обучению школьников умению обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами; создать условия для развития исследовательских навыков учащихся;
  2. развить умение работать с различными источниками географической информации и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

воспитательные

  1. Способствовать формированию коммуникативной культуры.
  2. Способствовать формированию нравственно-эстетической культуры оформления работ

Оборудование: карта топливной промышленности, коллекция «Нефть и продукты её переработки»,атласы, мультимедийный проектор, компьютеры. «География России. Население и хозяйство.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/В.П.Дронов, В.Я.Ром»: - М.Дрофа-2007, презентация урока.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: научно-практический семинар.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.


Форма организации обучения : индивидуальная, групповая.
Опережающие задания:

  1. Что называется нефтью, каковы причины её образования? Для чего она применяется? (приложение 1)
  2. Развитие нефтяной отрасли на территории Сокура. (приложение 2)
  3. Как происходит переработка нефти? (приложение 3)
  4. Крупные нефтепроводы России (приложение 4)
  5. Экологические проблемы нефтяной промышленности (приложение 5)

Результаты работы:

  1. Таблица №1 «Положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на развитие нефтяной промышленности на территории России».
  2. Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика нефтяных баз России»

Ход урока

  1. Организационный момент

Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото».
Главным вопросом сегодняшнего урока будет следующий: - « Нефтяная промышленность - беда или благо России?» Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.
Для работы на уроке вы можете использовать различные источники географической информации, для оформления работы можно применять программу презентации Power Point , так же вы можете согласиться или предложить свои критерии оценки развития нефтяной промышленности в России. В результате решения проблемы, поднятой на уроке у вас должна сложиться целостная картина особенностей развития нефтяной промышленности на территории России. Результатом работы служит готовая таблица «Положительных и отрицательных факторов оказывающие влияние на развития нефтяной промышленности России» (приложение 6) которая оформляется, используя текстовый редактор Microsoft Word 2003, практическая работа «Сравнительная характеристика нефтяных баз России» (приложение 7) с применением программы презентации Power Point.

  1. Изучение нового материала

Нефть была известна человеку с глубокой древности. О её применении для освещения, обогрева, изготовления лекарств упоминали Геродот и Плутарх. В 19 в. стимулом к её развитию стало изобретение керосиновой лампы, а затем и двигателя внутреннего сгорания. В 20в. ни один другой вид первичных энергоресурсов не оказал большего влияния на экономическое и социальное развитие человечества, как нефть. Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти. Нефтяная промышленность имеет большое значение для развития нашей страны. Решение проблем нефтяной промышленности на данном этапе исторического развития стоит очень остро, Сейчас мы с вами выявим значение нефтяной промышленности в экономике России.

Отрасли

Электроэнергетика

11,9 %

Топливная промышленность

19,9 %

Чёрная металлургия

8.1 %

Цветная металлургия

7,7 %

Химическая

6,3 %

Лёгкая

1.5 %

Машиностроение

20.1 %

Лесная

4,4 %

Пищевая

13,9 %

Прочие

6,2 %

Для этого мы с вами рассмотрим структуру экономики России

Выявите долю топливной промышленности в структуре экономики России?

19,9 % в структуре экономики России занимает топливно-энергетический комплекс.
Какова же доля нефтяной промышленности в структуре производства энергоресурсов?

39 % нефтяная промышленность занимает в структуре производства энергоресурсов.
Таким образом, нефтяная промышленность является ведущей отраслью промышленности России. Но нефть не только одна их главных отраслей в экономике России, она составляет основу экспорта России.

Проанализируйте товарную структуру экспорта России, выявите долю нефти в экспорте России.

Из России экспортируется 210 млн. т нефти в год, что составляет 40% экспорта энергоресурсов. таким образом является не только ведущей отраслью экономики России и поставщиком значительной части валюты. Добыча России составляет 10% мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили, что государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет РФ
Хотя сёйчас в условиях мирового финансового кризиса происходит резкое снижение цен на нефть, (себестоимость добычи нефти составляет 7 долларов за баррель, а за 1 баррель нефти на сегодняшний день дают долларов) добывать нефть по-прежнему выгодно. Но в стоимость 1 барреля нефти входит не только цена добычи топлива, но и, переработка нефти, доставка до потребителя, налоговые пошлины.

Что же называется нефтью, каковы причины её образования? Для чего она применяется?
Знаете ли вы: используя лишь 1 мг нефти можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того чтобы нагреть ведерный самовар нужно менее половины стакана нефти
Для добычи нефти, газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность и затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.

Добыча нефти происходит в основном двумя способами:

  1. насосным
  2. фонтанным

Анализ рисунков «Способы добычи нефти», какой способ добычи нефти дешевле?
Россия по праву считается одной из немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую и славную историю. Российские геологи и нефтяники ведут поиски, разведку и разработку нефтяных месторождений свыше 135 лет. А первый нефтяной фонтан забил в России в 1864 году из скважины, пробуренной у реки Кудако на Кубани.
Российская Федерация обладает большими запасами нефти, она занимает 2 место по разведанным запасам нефти (20 млрд.т, что составляет 13% общемировых запасов нефти) после Саудовской Аравии (35,8 млрд.т), но хотя по добыче нефти Россия занимает 3 место в мире (в год добывается 350 млн т), после Саудовской Аравии и США,но ресурсообеспеченность России нефтью невелика.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет. на которые должно хватить данного ресурса. либо его запасами из расчёта на душу населения.
Определите ресурсообеспеченность стран мира нефтью, используя статистические данные.

Ресурсообеспеченность стран мира нефтью


Название страны

Количество лет, на которые хватит нефти

Саудовская Аравия

81,3

Россия

57,1

Ирак

116,1

Кувейт

126,6

ОАЭ

109,5

Таким образом, при современном количестве разведанных ресурсов и данных темпах добычи нефти хватит на 57 лет, это один из самых низких показателей ресурсообеспеченности нефтью в мире.
Вывод:
Развитие нефтяной промышленности идёт невысокими темпами, одной из главных проблем нефтяной промышленности является низкая ресурсообеспеченность.
Основными причинами являются следующие: недостаточные объёмы геологоразведочных работ, почти 50% пробуренных скважин не эксплуатируется, значительная часть запасов нефти теряется в недрах и не может быть извлечена на поверхность.
Мы с вами составим сравнительную характеристику нефтяных баз России, выделим их проблемы и перспективы.
Вам уже известно, что нефть, как и все топливные ресурсы, является невознобновимым природным ископаемым. Основные месторождения нефти сосредоточены в осадочном чехле древних платформ, геологическое строение территории является ведущим фактором в размещении нефтяных баз России.
Проанализируйте карту «Нефтяной запас России»

На территории России выделяется несколько крупных нефтяных баз-это Западно-Сибирская и Волго-Уральская и Тимано – Печорская, а так же шельфы морей, омывающие территорию России

Самостоятельная групповая работа. Каждая группа получит план характеристики нефтяной базы. 1-я группа составит характеристику Западно-Сибирской базы, а 2-я группа Волго-Уральской,3-я группа - Тимано – Печорской базы. Для более полной характеристики особенностей нефтяных баз мы составим сравнительную характеристику нефтяных баз России по плану:

  1. географическое положение
  2. степень разведанности запасов
  3. степень разработки бассейна
  4. способ добычи
  5. качество нефти
  6. основные месторождения
  7. направления транспортировки
  8. эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяной базы

результаты работы вы оформите в виде таблицы (приложение 6), по окончании работы вам необходимо будет представить свою нефтяную базу, с использованием программы презентации Power Point .Нефть в сыром виде почти не используется. Поэтому она до поступления потребителям должна пройти переработку, превращаясь в бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла.
Как происходит переработка нефти?

Переработка нефти происходит на НПЗ. Анализ карты:

Нефтеперерабатывающие заводы России». На данный момент в России действуют 28 заводов по переработке нефти. Производственный процесс на НПЗ осуществляется круглосуточно. Нефтеперерабатывающий завод - завод, на котором нефть разгоняют на фракции и вырабатывают из них товарные нефтепродукты и сырье для дальнейшей переработки или органического синтеза. Вдоль трасс трубопроводов и в их конечных пунктах размещаются нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Мощности 26 заводов России позволяют ежегодно перерабатывать 300 млн. тонн нефти.

Для доставки продукции нефтепереработки потребителю используется трубопроводный транспорт. Анализ карты: «Транспортировка российской нефти «. Трубопроводный транспорт по объему выполняемой работы уже превзошел железнодорожный. Строительство трубопроводов в 3-5 раз быстрее и дешевле, чем железных дорог. По трубопроводам транспортируется почти вся нефть (97%), природный газ, многие продукты нефтепереработки (20%).

Нефтяные компании России.
Ведущую роль в развитии нефтяного комплекса играют компании: “Роснефть”, “Сургутнефтегаз”, “ЮКОС”, “ЛУКойл”, “СИДАНКО”.

При всё более возрастающих масштабах добычи и переработки нефти всё более остро стоит экологическая проблема.
Влияние свойства нефти на особенности её использования.


Демонстрация нефти и работа по определению физических свойств нефти.

Ход работы:

  1. Рассматриваем пробирку с нефтью (масленичная жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом.)
    Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов.
  2. Растворяем нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка). Плотность пленки меньше воды, поэтому она находится на поверхности.

Вывод о причинах экологических проблем.
Экологические проблемы нефтяной промышленности

  1. Закрепление

Результатом работы на уроке является готовая таблица. В конце урока учащиеся отвечают на главный вопрос урока: Нефтяная промышленность – «беда» или «благо» России?

Ответ учащихся: развитие нефтяной промышленности в современном объёме на данном этапе исторического развития, скорее всего, является «бедой» России:

  1. большинство месторождений России истощены, Россия теряет свои позиции крупного экспортёра, лишается значительной части валюты, для решения проблемы требуется освоение перспективных месторождений нефти
  2. большинство нефтеперерабатывающих заводов выработало свой ресурс, требуется строительство новых НПЗ или модернизация старых НПЗ
  3. не все скважины в достаточной мере эксплуатируются, часть глубоко залегающих пластов невозможно эксплуатировать из-за отсутствия современного оборудования;
  4. на мировом рынке происходит снижение цен на нефть, необходимо увеличивать экспорт не сырой нефти, а продуктов её переработки
  5. создать или войти в действующую группировку стран экспортёров нефти для совместного регулирования цен на нефть на мировом рынке.

Добыча и экспорт нефти всегда было прибыльной сферой производства, хотя дальнейшее е развитие нефтяной промышленности требует больших капиталовложений для разведки и освоения новых месторождений нефти, модернизации оборудования на НПЗ.

Занятие по ознакомлению с природой

«Экскурсия в парк Золотая осень»

Составитель: Попова Е.А.

Цель – познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых и птиц.

План экскурсии:

    Наблюдение и беседа по вопросам: Какие деревья растут в нашем парке? Как они изменились осенью? У всех ли деревьев одинаковые листья? Нравиться ли вам осенний парк? Чем он вам нравится?

    Предложить детям собрать листья для гербария (брать лишь те листья, которые лежат на земле).

    Понаблюдать за насекомыми и птицами. Беседа по вопросам: Каких птиц вы увидели в парке? Куда спрятались насекомые? Рассказать, что перелет птиц связан с наступлением холодов и с исчезновение корма: сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, затем – питающиеся зерном, ягодами, последними – водоплавающие.

    Чтение педагогом и детьми стихотворений о лесе, осени.

    Игра «Отгадай с какого дерева этот листок?»

Экскурсия в парк «Поздняя осень»

Цель – уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать их наблюдательность. Дать представление о семенах различных растений.

План экскурсии:

    Наблюдение и беседа по вопросам: Что произошло с деревьями, их листьями? Чем хороша осень?

    Обратить внимание детей на небо (осенью оно обычно вверху темно-голубое, а по краям светлее). Предложить рассмотреть сухие листья (они покоробились, порывы ветра носят их по дорожкам) и побегать по ним (послушать, как они шуршать).

    Наклонить ветку и рассмотреть с детьми почки, объяснить, что деревья не погибли, они только сбросили отмершие листики и готовятся к зиме.

    Предложить детям поискать насекомых. (Их нет: все жуки, мухи, бабочки попрятались в трещинах стволов деревьев и заснули). Найти свернутые листья на ветках. (Они опутаны паутиной. Внутри «пакета» белые коконы – это зимует гусеница бабочки-боярышницы. Весной она проснется и будет наносить вред почкам и молодым побегам). Помочь детям снять их с деревьев и уничтожить.

    Выполнить посильную работу по уборке парка.

    Собирать плоды и изучать их внешний вид. Научить детей заготавливать семена трав для зимней подкормки птиц (например лопаточки ясеня, которые пригодятся для подкормки снегирей).

Для закрепления знаний детей о семенах в группе рекомендуется провести дидактически игры:

- «Детки на ветке» - педагог раскладывает сосновые, еловые шишки, семена клена, сережки березы, затем по очереди показывает засушенные ветки деревьев и спрашивает: «Где детки этой ветки?».

- «Путаница» - педагог кладет плоды дерева к листьям другого и предлагает ребенку распутать «путаницу».

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ (план - конспект экскурсии в природу) Цели:     познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире; развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период; воспитывать любовь к природе родного края; расширять кругозор, словарный запас, спектр представлений по данной теме. Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы. Место проведения экскурсии: окрестности школы (лесопосадка, ручей). Подготовка учителя к экскурсии: 1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью лесной, придорожной, прибрежной (чтобы показать уч-ся особенности увядания природы разных биоценозов). 2. Приготовить карточки-определители растений. 3. Провести беседу об охране природы. 4. Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.). Подготовка учащихся к экскурсии: 1. Побеседовать с учащимися о различных периодах осени (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой увядающей природы, с вопросами ее охраны). 2. Ввести три новых понятия об осени и указать сроки их наступления: «календарная осень», «астрономическая», «биологическая». 3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода осени (сентябрь, октябрь, ноябрь). 4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в природе. ХОД ЭКСКУРСИИ: 1. Организационный момент начала урока - экскурсии: . Игра «Зеркало»: посмотри на товарища. Готов ли он к экскурсии. . Игра «Посчитаем шапки», «Посчитаем пуговицы», «Посчитаем шарфики», «Посчитаем карманы». А. Вступительное слово. Учитель: Ребята, сегодня я хочу совершить путешествие в природу, путешествие не простое, а волшебное. Послушайте внимательно стихотворение и отгадайте, куда мы сегодня совершим путешествие: Бродит в роще листопад По лесам и кленам. Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном. Соберем из листьев веер Яркий и красивый. Побежит по листьям ветер Легкий и игривый. И послушно листьям в след Птицы улетели... Учитель: Догадались, про какое время года это стихотворение? (Осень.) Правильно ребята, я приглашаю вас на экскурсию, под названием «Осень» Б. Повтор ТБ на экскурсии. Учитель: Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя на экскурсии: 1. Надо соблюдать дисциплину, правила поведения на дороге. 2. Не пробовать на вкус какие - либо ягоды, растения, грибы. 3. Не трогать незнакомые подозрительные предметы. 4. Нельзя ломать ветки, рвать растения. 5. Нельзя брать и кидать палки, камни. Учитель: Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать наше путешествие 2. Основная часть. А. Актуализация ранее изученного опыта воспитанников: Учитель: А теперь ребята посмотрите вокруг себя. И скажите, какая бывает осень? (Вывести на определение ранняя / поздняя) - А что мы можем сказать о ранней осени? Какая она, что в это время происходит в природе? Как раннюю осень называют по другому? (листья - желтые, красные, оранжевые, листья опадают, птицы собираются на юг, день становится короче, ночь - длиннее). - Почему птицы улетают на юг? (насекомые впадают в спячку, есть нечего) - А что происходит в природе поздней осенью? (Становится холодно, день стал коротким, ночь длинной, птицы улетели, выпадает первый снег, солнце не греет, холодное). Учитель: Молодцы, много знаете об осени. Игра «Назови признак» Ребята, я вам сейчас буду называть явления природы, а вы должны образовать от них признаки, например: Ветер - ветреный Дождь - дождливый Облако - облачный Туман - туманный Холод - холодный. Б. Игра-упражнение «Не теряй пару» «Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая, и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу». В. Рассказ - наблюдение об осени. Учитель: Давайте немного пройдёмся и посмотрим какого - же цвета осень? Посмотрите налево и скажите, какого цвета листья на этом дереве? - Они ещё зелёные. Теперь посмотрите направо и скажите, какого цвета листья на этом дереве? (Жёлтые, золотые.) За счёт жёлтых, золотых листьев на берёзе осень называют «золотой». Давайте все вместе скажем: «Золотая осень». Учитель: Осень - это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет - символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года - золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет. И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый. - Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь насекомых? (Их стало меньше) - Бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо. - Сентябрь - это месяц «птичьих стай». Почему? (Ответы детей) - Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы - ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют не отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. Г. Динамическая пауза. Учитель: Ох, ребята, что-то холодно стало! Давайте погреем руки. Руки в кулачки сожмем И немножко подождем. На ладошки мы подуем, Все снежинки мы с них сдуем. Каждый пальчик мы возьмем, Сильно на него нажмем. (Дети выполняют соответствующие тексту движения). Д. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.) Листья берёзы, Листья рябины, Листики клёна, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («Шагают» пальчиками.) Д. Игра «Верю - не верю» Учитель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» - если неверное. - Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники («не верю») - На деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»), - Сушатся грибы («не верю»), - Сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю»). - Залаяла собака («верю»), из травы выскочил белый заяц («не верю») - При этом он испугал жаворонка («не верю») - И куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни (« не верю»), - А зайчик прыгнул в воду («не верю»), - Нырнул в свой домик («не верю»), Забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму (« не верю»). Е. ГРУППОВАЯ РАБОТА. Трудовая деятельность (в соответствии с индивидуальными особенностями развития воспитанников). 1-я группа - сбор семян, шишек, желудей. 2-я группа - сбор листьев с деревьев, кустов. 3-я группа - наблюдение за поведением насекомых и его описание. 4-я группа - наблюдение за чем-то необычным, что будет замечено во время экскурсии, и описание. Учитель: Сбор листьев. Уточнение с какого дерева, и какого цвета листья собрали дети. Упражнение «Составь букет». Дети составляют композицию из листьями, чередуя их по цвету. 3.Подведение итогов экскурсии. - Ребята теперь вы знаете, почему осень называют жёлтой, золотой? (Ответы детей.) - Что понравилось и что запомнилось вам в нашей экскурсии? - Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали. Домашнее задание: рассказать родителям о своих впечатлениях на экскурсии, обратить внимание на краски осени, ее приметы; в библиотеке найти загадки, книги об осени. Карточка №1. 1.На ветке 10 синиц. 6 синиц улетели. Сколько осталось? 2.У Артёма 9 копеек. Он нашёл 1 копейку. Сколько стало? 3.В классе 9 мальчиков, а девочек на 4 меньше. Сколько девочек? 4.На столе лежит 6 книг, а тетрадей на 2 больше. Сколько тетрадей? 5.Костя получил 5 оценок. Из них 4- пятёрки. Сколько четвёрток? 6.Костя получил на математике 1 пятёрку, на чтении ещё 2 пятёрки, а на музыке ещё 1 пятерку. Сколько всего оценок? 7.У Любы 3 марки, у Лены 7 марок. На сколько у Любы меньше, чем у Лены? Карточка №3. 1.Боря купил 8 марок. 4 марки он потерял. Сколько осталось? 2.Лена получил 6 пятёрок, потом ещё 3. Сколько всего? 3.В вазе 3 розы, а лилий на 2 больше. Сколько лилий? 4.К речке идут 8 утят, а уток на 2 меньше. Сколько уток? 5. В пакете всего 7 конфет. Из них 1 ириска. Сколько шоколадных? 6.У Миши и Вани всего 9 леденцов. Миша съел 4 леденца, а Ваня столько же. Сколько осталось? 7.У Лили 3 шоколадки и 1 леденец. На сколько шоколадок больше, чем леденцов? Карточка №2. 1.Было 8 конфет. Петя съел 2 конфеты. Сколько осталось? 2.На столе 5 груш и 3 апельсина. Сколько всего? 3. У Тимура 6 книг, а у Алины на 2 больше. Сколько у Алины? 4.Мы выписали 3 газеты, а журналов на 2 меньше. Сколько журналов? 5.В вазе 10 цветов. Из них 3 тюльпана, а остальные- розы. Сколько роз? 6.В вазе 3 цветка, положили ещё 4 цветка, а 2 цветка завяли. Сколько осталось? 7.В вазе 5 роз, а тюльпанов4. На сколько роз больше, чем тюльпанов? Карточка №4. 1.Было 10 цыплят. 3 убежали. Сколько осталось? 2.У Пети 7 копеек, у Вовы 2 копейки. Сколько всего? 3.У Эли 5 конфет, а у Артура на 1 меньше. Сколько у Артура? 4.В пакете 5 груш, а в сумке на 3 больше. Сколько в сумке? 5.Во дворе 5 кошек. Из них 1 рыжая, остальные - серые. Сколько серых котят? 6.Было 7 котят. 2 котёнка ушли, а 3 пришли. Сколько стало? 7.Во дворе 7 котят и 5 щенят. Кого больше и на сколько? Карточка №5. 1.Было 7 чашек. 2 разбили. Сколько осталось? 2.На ветке 4 вороны и столько же воробьёв. Сколько всего? 3.Диане 7 лет, а Витя на 1 год младше Дианы. Сколько лет Вите? 4.В магазине продали 8 утюгов, а ламп на 2 больше. Сколько ламп продали? 5.В парке всего 7 деревьев. Из них 3 липы. Сколько берёз? 6.В парке было 4 дерева. Сначала посадили 2 берёзы, потом ещё столько же. Сколько стало? 7.В парке 6 берёз и 2 осины. На сколько осин меньше, чем берёз? Карточка №6. 1.У Вовы 7 открыток. Он подарил Мише 3 открытки. Сколько осталось? 2.На дереве 7 птиц. Прилетели ещё 3. Сколько стало? 3.На первой полке 2 книги, а на второй на 5 больше. Сколько книг на второй полке? 4.Лиде 5 лет, Антон на 2 года моложе Лиды. Сколько лет Антону? 5.В классе 10 детей. Из них 6 мальчиков. Сколько девочек? 6.В классе 10 детей. 5 человек вышли, а 3 вошли. Сколько стало? 7.В классе 9 мальчиков и 10 девочек. На сколько девочек больше, чем мальчиков? Карточка №7. 1.На пальто было 6 пуговиц. 3 оторвались. Сколько осталось? 2.Илья съел 4 яблока и 3 груши. Сколько всего? 3.Света живёт на 3 этаже, а Коля на 1 этаж выше. На каком этаже живёт Коля? 4.В озере 10 лещей, а окуней на 2 меньше. Сколько окуней? 5.У Васи было 10 копеек. После того как он купил тетрадь, у него осталось 7 копеек. Сколько стоит тетрадь? 6. У Васи было 10 копеек. Он купил тетрадь за 4 копейки и блокнот за 5 копеек. Сколько копеек осталось? 7.У Лены 5 рублей, у Юли 9 рублей. У кого больше и на сколько? Карточка №8. 1.В тарелке 8 слив. Костя съел 2 сливы. Сколько осталось? 2.В саду растут 6 роз и 3 пиона. Сколько всего цветов? 3.В классе 5 шкафов, а окон на 2 меньше. Сколько окон в классе? 4.На верхней полке 4 книги, а на нижней на 3 больше. Сколько книг на нижней полке? 5.В сарае было несколько лопат. Когда 3 лопаты взяли, осталось 5 лопат. Сколько лопат было сначала в сарае? 6.У Дениса было 2 карандаша. Тимур дал Денису ещё 2 карандаша, а Анны 3 карандаша. Сколько карандашей стало у Дениса? 7.В вазе 10 тюльпанов и 5 роз. Чего больше и на сколько? Карточка №9. 1.Было 10 копеек. Истратили 4 копейки. Сколько осталось? 2.У машины 4 колеса. Сколько колес у двух машин? 3.Коле 9 лет, а Игорь на 2 года моложе. Сколько лет Игорю? 4.Во дворе играют малыши. Девочек 5, а мальчиков на 1 больше. Сколько мальчиков? 5.Всего 7 карандашей. Из них 3 красных. Сколько синих? 6.У Вовы было 7 карандашей. 1 он потерял. Потом он купил ещё 4 карандаша. Сколько стало? 7. У Вовы было 7 синих карандашей и 2 красных. На сколько красных меньше, чем синих? Карточка №10. 1.Было 8 шариков. 3 лопнули. Сколько осталось? 2.У Кати 3 жёлтых шара и 4 зелёных. Сколько всего? 3.У Романа 9 карандашей, а у Данила на 1 больше. Сколько у Данила? 4.В букете 6 колокольчиков, а ромашек на 1 меньше. Сколько ромашек? 5.В тарелке 8 овощей. Из них 4 огурца. Сколько помидоров? 6. В тарелке было 8 овощей. Сначала съели 2 огурца, потом 3 помидора. Сколько осталось? 7. В тарелке 8 огурцов и 5 помидоров. На сколько огурцов больше, чем помидоров? Карточка №11. 1.На столе 10 грязных ложек. 5 ложек вымыли. Сколько осталось? 2.Дед Мороз подарил Юле 3 шоколадки и столько же конфет. Сколько всего? 3.В небе 8 самолётов, а вертолётов на 3 меньше. Сколько вертолётов? 4.Оле 6 лет, Серёжа на 2 года старше. Сколько лет Серёже? 5.У Мити 7 шаров. Из них 2 - большие. Сколько маленьких? 6. У Мити было 7 шаров. 1 лопнул, 2 улетели. Сколько осталось? 7.У Мити 3 больших шара и 4 маленьких. На сколько больших шаров меньше, чем маленьких? Карточка №12. 1.У учителя 10 тетрадей. 8 она уже проверила. Сколько осталось? 2.Данил выпил сначала 4 чашек чая, потом ещё 1. Сколько всего? 3.Артём смастерил 6 поделок, а Стас на 1 меньше. Сколько поделок сделал Стас? 4.Свете 7 лет. Юра на 3 года старше Светы. Сколько лет Юре? 5.Петя поймал всего 5 рыб. Из них 3 окуня. Сколько лещей? 6. Петя поймал 5 рыб, потом ещё столько же. Мама из 3 рыб сварила суп. Сколько осталось? 7.Петя поймал 3 окуней и 10 лещей. На сколько больше лещей, чем окуней? Карточка №13. 1.У почтальона 8 писем. 5 писем он раздал. Сколько осталось? 2.На поляне 4 зайца. Пришли ещё 2. Сколько стало? 3.Вера живёт на 5 этаже, а Юля на 2 этажа выше. На каком этаже живёт Юля? 4.В нашем доме 5 этажей. Дом, стоящий рядом, на 4 этажа выше. Сколько этажей в соседнем доме? 5.В автобусе 9 человек. Из них 5 мужчин. Сколько женщин? 6.Курочка снесла 10 яиц. Мышка разбила 4 яйца, но курочка ещё снесла 3 яйца. Сколько стало? 7. У почтальона 4 письма и 3 журнала. Чего больше и на сколько? Карточка №14. 1.Было 9 цветов. 4 завяли. Сколько осталось? 2.На первой полке 8 книг. На второй - 2. Сколько всего? 3.У Васи 7 флажков, а у Антона на 3 меньше. Сколько у Антона? 4.С огорода принесли 5 репок, а морковок на 1 больше. Сколько морковок? 5.Было 10 яиц. Мышка пробежала и разбила несколько яиц. Осталось 8 яиц. Сколько яиц разбила мышь? 6. В автобусе было 5 человек. 3 человека вышли, а вошли 8 человек. Сколько стало? 7. В автобусе 9 мужчин и 3 женщины. На сколько женщин меньше, чем мужчин? Карточка №15. 1.Витя выучил 4 стихотворения. 3 он забыл. Сколько осталось? 2Лене 4 года. Сколько лет будет Лене через 2 года? 3.Люба живёт на 10 этаже, а Юра на 4 этажа ниже, На каком этаже живёт Юра? 4.В саду 4 яблони, а кустов малины на 3 больше. Сколько кустов малины? 5.В вагоне едут 10 офицеров: 4 из них - майоры, а остальные - капитаны. Сколько капитанов? 6.В вагоне 7 пассажиров. Вошёл 1, вышли 5. Сколько осталось? 7.В саду 3 яблони и 5 груш. Чего больше и на сколько? Карточка №16. 1.В автобусе 6 человек. 4 вышли. Сколько осталось? 2.Марат пригласил на день рождения 2 девочек и 3 мальчиков. Сколько всего? 3.Володя живёт на 4 этаже, а Оля на 3 этажа выше. На каком этаже живёт Оля? 4.В парке 6 дубов, а елей на 2 меньше. Сколько елей? 5.Мама испекла 8 пирожков: 3 из них с капустой. Сколько с повидлом? 6. .Мама испекла 8 пирожков. Надя съела 2, Юля съела столько же. Сколько осталось? 7.В парке 6 дубов и 10 берёз. Чего больше и на сколько? Карточка №17. 1.Было 9 детей. 2 мальчика ушли. Сколько осталось? 2.В классе 5 девочек и 4 мальчика. Сколько всего? 3.Дарине 7 лет, а Оля на 2 года старше. Сколько лет Оле? 4.Купили 10 апельсинов, а лимонов на 3 меньше. Сколько купили лимонов? 5.На ветке 6 птиц. Из них 3 вороны. Сколько синиц? 6.На ветке было 3 синицы. Прилетели ещё 4, а улетели 2. Сколько осталось? 7.На ветке 3 вороны и 5 синиц. На сколько синиц больше, чем ворон? Карточка №18. 1.Бабушка испекла 8 пирожков. Саша съел 3 пирожка. Сколько осталось? 2.В небе зажглись 7 звёзд. Потом ещё 3 звезды. Сколько всего звёзд на небе? 3.В вазе 3 розы, а астр на 3 больше. Сколько в вазе астр? 4.На дереве 7 синиц, а ворон на 5 меньше. Сколько ворон на дереве? 5.В корзине всего 8 грибов. Из них 6 съедобных, а остальные - поганки. Сколько поганок в корзине? 6.Курочка снесла 8 яиц. Мышка 3 яйца разбила, потом курочка снесла ещё 4 яйца. Сколько стало? 7. Курочка снесла 8 золотых и 3 простых яйца. Каких яиц больше и на сколько? Карточка №19. 1.В книге 9 страниц. Коля 4 страницы прочитал. Сколько осталось? 2.В вазе 3 гвоздики и 2 ромашки. Сколько всего? 3.Длина блокнота 9 сантиметров, а ширина на 2 сантиметра короче. Какова ширина? 4.В зоопарке 1 крокодил, а бегемотов на 2 больше. Сколько бегемотов? 5.На аэродроме 8 самолётов. Несколько улетели, осталось 4. Сколько самолётов улетели? 6. На аэродроме 8 самолётов. Прилетели 2, улетели 5. Сколько осталось? 7. На аэродроме 9 самолётов и 3 вертолёта. На сколько самолётов больше, чем вертолётов? Карточка №20. 1.В небе 7 звёзд. 4 звезды погасли. Сколько осталось? 2.На ёлке 6 игрушек. Лада повесила ещё 1. Сколько стало? 3.Петя съел 4 груши, а Катя на 1 больше. Сколько съела Катя? 4.Коле 9 лет, Оля на 4 года моложе Коли. Сколько лет Оле? 5.На тарелке 7 ягод. Из них 3 вишни. Сколько слив? 6. На тарелке 7 ягод. Вова съел 3 ягоды, Настя съела 2 ягоды. Сколько осталось? 7. На тарелке 8 вишен и 5 слив. На сколько слив меньше, чем вишен? Карточка №21. 1.Было 10 помидоров. Из 2 сделали салат. Сколько осталось? 2.У Насти 5 марок. У Веры - столько же. Сколько всего? 3. Лене 5 лет, а Лиля на 2 года старше. Сколько лет Лиле? 4.В левом кармане 6 рублей, а в правом на 1 рубль меньше. Сколько рублей в правом кармане? 5.Ира собрала 8 грибов. 2 из них - поганки. Сколько съедобных грибов? 6.Ира собрала 2 гриба, потом нашла ещё 4 гриба, 1 поганку выбросила. Сколько осталось? 7.В корзине 8 белых грибов и 2 поганки. На сколько поганок меньше, чем белых грибов?

Татьяна Перова
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе

ТЕМА : Экскурсия в осенний парк . Золотая осень .

ЦЕЛЬ : учить детей различать наиболее характерное состояние

осенней погоды : холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,

провести наблюдение за осенней природой ,

закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету,

вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев ,

развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.

Ход ЭКСКУРСИИ:

Вводная беседа

Какое время года наступило?

Какие осенние месяцы знаете ?

Какой месяц осени сейчас ?

Мы с вами познакомились с приметами ранней осени . А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень . Мы отправляемся в парк , чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?

Основная часть парке )

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк . Там мы с вами

будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.

Пришли в парк .

Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)

Что изменилось в природе с наступлением осени ?

Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев , которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

Дети, посмотрите, в парке стало светлее . Как, по вашему, действительно парк стал светлее ? А почему?

Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень » .

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзке на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…

Посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.

А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями . Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.

А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.

Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?" Какой

Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.

Поэтому мы попробуем сделать это руками.

Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить

Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые

или тонкие?

А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,

оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)

А листья большие или маленькие?

Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.

Давайте соберем листья, но только желтые. Собирают потом

коричневые, потом только зеленые).

Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие

листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и

предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,

опускаются на землю.

Давайте мы тоже покружимся как листики.

Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.

Игра «Деревья» . Воспитатель говорит : - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает

деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети

кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю» .

Дети подбрасывают листья и приседают. «Змейка из листьев» - дети с листьями

берут друг друга за руки и идут змейкой.

Мы уже знаем, что осенью часто идут дожди . Сейчас мы поиграем в игру

«Солнышко и дождик» и посмотрим, кто же из вас самый, внимательный.

Светит солнышко, все бегают, играют. Но вот пошёл дождик, по сигналу

воспитателя дети бегут под зонтик.

Предложить и другие игры. Перед тем, как дети уйдут из парка , воспитатель

Предлагает полюбоваться красотой осеннего парка .