Татьяна Ботякова

Тема: "Осень на опушке краски разводила".

Образовательная область: «Художественное творчество».

Вид: продуктивная деятельность (рисование).

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка».

Цель: развивать интерес детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Образовательные:

Учить рисовать пейзаж, используя оттиск печатания листом.

Развивающие:

Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Познание:

Расширять и уточнять представления детей об осенних изменениях в природе.

Чтение художественной литературы:

Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Социализация:

Воспитывать у детей желание общаться и играть с воспитателем.

Здоровье:

Учить детей длительному выдоху.

Физическая культура:

Развивать потребность в двигательной активности.

Воспитывать интерес к музыкальным произведениям.

Оборудование: Тонированная бумага формата А4, гуашь желтого, красного, коричневого цвета, листья деревьев, кисточки, стаканчики с водой, тряпочки, репродукции картин, листочки на ниточках, магнитофон с аудиозаписью.

Словарная работа: активизировть в речи слова ясная, солнечная, пасмурная, дождливая.

Предварительная работа:

1. Познавательные беседы о времени года - осень.

2. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотографий по теме.

3. Чтение стихотворений об осени, разгадывание загадок.

4. Наблюдение за красотой осенней природы во время прогулок.

Ход НОД:

Шла сегодня в детский сад,

Чтобы встретить там ребят.

Вижу в ящике письмо…

От кого оно пришло?

Вы, ребята, не зевайте,

Быстро, дружно отвечайте!

Загадка об осени.

Что за волшебница краски взяла,

Листья покрасила, с веток смела,

Мошек упрятала спать до весны,

«Что за волшебница?»- спросите вы.

Дети: Осень!

Воспитатель читает текст письма: Ребята, приглашаю всех на прогулку по осеннему лесу!

Восп. : Хотите отправиться на прогулку по осеннему лесу!

Восп. : А отправимся в лес мы на паровозике!

Вы, ребята, не зевайте,

Места в вагоне занимайте!

Готовы? Поехали!

(Под песню «Паровоз Букашка» дет. ансамбля «Семицветик» дети идут и выполняют движения в соответствии с текстом).

Восп. : Вот мы и приехали в лес!

(Детей встречает Осень).

Осень: Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы приняли мое приглашение! Посмотрите, как красиво вокруг! Что вы видите?

Дети: Деревья.

Осень: Какого цвета листья на деревьях?

Дети: Красные, желтые, оранжевые, коричневые.

Осень: Как вы думаете, почему деревья такие красивые? Кто раскрасил листву?

Дети: Осень.

«Осень».

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник, и зарделись клёны.

В пурпуре зелёном только дуб зелёный.

Утешает осень: не жалейте лето!

Посмотрите, роща - золотом одета!

З. Федоровская

Осень: Какие деревья вы знаете? (Клен, береза, ель, дуб ит. д.)

Упражнение «Какой листок?».

Если лист с дуба, то он какой – дубовый

Если лист с березы - березовый

Если лист с клена - кленовый

Если лист с рябины - рябиновый

Осеню часто идут дожди, солнце греет не так жарко, птицы собираются улетать в теплые края.

Что происходит осенью с деревьями?

В какие цвета окрашивает осень листья деревьев?

Давайте рассмотрим иллюстрации. В группе организованна выставка произведений известных художников, фотографии на тему осень.

(Дети рассматривают выставку).

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде. Листья на деревьях осенью очень разнообразны по цвету. Они имеют зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Не зря осень называют золотой.

Ф/минутка.

Мы листики осенние, на веточке сидели,

Дунет ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покружил и на землю положил.

Осень: В это время года часто дует порывистый ветер и на деревьях шелестят листочки.

«Подул осенний ветерок, задрожал листок.

Листья по ветру летят и кружат, кружат, кружат».

Я сейчас вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на листочки. (Раздаёт листья на ниточке). А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут листья на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков).

П/игра: «Солнышко и дождик».

Светит солнышко с утра Вос-ль показывает солнышко.

Значит, нам гулять пора

Хорошо под солнышком Дети ходят по группе

Бегать и играть

Хорошо под солнышком

Во дворе гулять

Кап –кап- кап!- по дорожке Дети прячутся под зонтом.

Смогут капельки - горошки

Прячьтесь, дети под зонтом

Дождь осенний переждём.


Восп: Спасибо, осень, за интересную прогулку по осеннему лесу. А нам с ребятами пора возвращаться в д/сад.

(Дети возвращаются на паровозике обратно в д/сад.)


Восп: Ребята, вам понравилась наша прогулка? (Да). И мне очень понравилось!

Лес в осеннее время года особенно красив! Это добрая волшебница Осень раскрасила все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам тоже стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.

(Показ воспитателем способа изображения).

Листик с дерева намажу

Красно - желтенькой краской.

Переверну его, проглажу –

Выйдет дерево, как в сказке.

Так деревья рисовать –

Ничего нет проще.

Я могу наштамповать

Небольшую рощу.

(Дети работают под музыку Чайковского «Времена года. Осень».



После того, как высохнут рисунки, недостающие детали можно дорисовать). Восп: Посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Вы настоящие волшебники.


Рефлексия.

Где мы сегодня побывали?

Что увидели интересного?

Как мы рисовали деревья?

Что понравилось?


Стихотворение для заучивания со старшими дошкольниками.

Мнемотехника - способ заучивания стихотворения с помощью картинок и знаков.


Сложные слова, такие, как "пурпур", "зарделись" сложно объяснить детям, но если постараться и вызвать ряд ассоциаций, то старшие дошкольники успешно усваивают значения таких слов.



По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

Утешает осень:" Не жалейте лета!"

Посмотрите - роща - золотом одета.

З. Федоровская



Кодирование стихотворения.


1. - "ОСЕНЬ" - буква "О" желтого цвета, осенний лист - шаблонное обозначение слова;

"НА" - слово; "Опушке" - край леса с пеньками; "КРАСКИ" - краски разноцветные; "РАЗВОДИЛА" - кисточка, которой разводят краски.


2. По листве тихонько кистью проводила - "ПО ЛИСТВЕ" - "ПО" - слово; ветка с зелеными листьями; "ТИХОНЬКО" - бабочка, цветок, облако - рассуждения детей: бабочка летает тихо, неслышно; облако движется неслышно, тихонько; цветок растет тихонько, медленно;"КИСТЬЮ ПРОВОДИЛА" - кисть ведет линию.


3. Пожелтел орешник и зарделись клены - "ПОЖЕЛТЕЛ ОРЕШНИК" - пятно желтого цвета, ветка орешника; "И ЗАРДЕЛИСЬ" - красный флаг рдеет, краснеет, ярко, сочно, как солнце, только красное; "КЛЕНЫ" - кленовый лист.


4. В пурпуре осеннем, только дуб зеленый - "В ПУРПУРЕ" - корона красного цвета рассуждения детей: пурпурный, зачит королевский, яркий, нарядный; "ОСЕННЕМ" - "О"- желтого цвета, осенний лист - шаблонное значение; "ТОЛЬКО" - коробка с шариками, только один шарик красный, остальные - синие; "ДУБ" - ветка дуба с желудем; "ЗЕЛЕНЫЙ" - пятно зеленого цвета.


5. Утешает осень: "Не жалейте лета" - "УТЕШАЕТ" - лицо в слезах, носовой платок - рассуждения детей: когда утешают, предлагают платок, чтобы вытереть слезы; "ОСЕНЬ" - шаблонный рисунок; "НЕ ЖАЛЕЙТЕ" - засохший цветок, который уже не нужно жалеть - весной вырастит новый и красивый; "ЛЕТО" - слово, цветок ромашки - шаблонный рисунок.


6. Посмотрите - роща - золотом одета - "ПОСМОТРИТЕ" - глаза; "РОЩА" - березы, березовая роща, одинаковые деревья; "ЗОЛОТОМ" - золотое колечко; "ОДЕТА" - пустая вешалка - кто-то оделся, снял с вешалки одежду.


Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето.

Осень золотая
А. Яранова

Осень золотая
Ходит по дорожкам.
У нее на ножах
Желтые сапожки.

У нее на платье
Листики цветные,
А в ее лукошке
Есть грибы лесные.

Осень
З.Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
В. Нирович

Осень

М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Осенний букет

Детский сад, детский сад
На прогулке будет рад –

Соберем скорей букет
Ах, каких в нем листьев нет.

Вот коричневый дубовый,
Золотистый весь кленовый.

Желтый от березы лист,
А у ивы – серебрист.

Красный – у рябинки,
Бурый – у осинки.

Листья все огнем горят.
В ладошках крепких у ребят.

Мы букет поставим в вазу
И станем любоваться сразу.

Не промокнут наши ножки

Не промокнут наши ножки
В дождик сильный самый.

Ведь одели нам сапожки
Утром наши мамы.

В куртках нам совсем тепло,
Зонтик укрывает,

Если с неба потекло –
Осень. Так бывает.

Дождь гулять нас не пускает

На прогулку не идём,

Дождик скачет за окном.

Плачет тучка - в лужах след,

Ветер кружит, солнца нет.

В группе можно рисовать,

Дом построить, поиграть,

Но, а мы хотим гулять,

Бегать, прыгать и скакать

Дождик, дождик хватит петь,

Дай нам осень посмотреть

Золотая осень. Стихи для детей классиков русской поэзии и современных детских поэтов. Картинки и задания для малышей.

Осень у каждого человека своя со своими красками и своим настроением. Для кого-то осень — радостная художница с разноцветными красками, для других — унылая, плачущая и тоскливая погода, для третьих осень — это веселые игры с шуршащими листьями и грибная пора, а для четвертых — сбор урожая. И всё это осень! Такая разная! И очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте увидел, как по-разному смотрят на одно и то же явление все люди! Как в одном и том же люди чувствуют совершенно противоположное настроение! И в этом нам поможет поэзия! Ведь в поэзии главное совсем не рифма, а тот образ, то настроение, которое она передает!

Эти стихи не предназначены для чтения друг за другом в один день. Это стихи-настроения, и каждое из них требует своей ситуации прочтения поэзии детям для того, чтобы малыш смог уловить, прочувствовать то, что хотел передать нам автор стихов.

  • Оказались с малышом в парке и играли с разноцветными листьями? Прочитайте строчки из стихотворения Т. Гусаровой «Осень-швея».
  • Дождь за окном и холодно, дует сильный пронизывающий ветер и нельзя гулять? Прочитайте стихотворение А. Плещеева «Скучная картина» и рассмотрите картинку.
  • Собрались рисовать осеннюю картинку или делать осеннюю аппликацию? Прочитайте стихотворение З. Федоровской «Осень на опушке краски разводила», вспомните, какого цвета плоды, овощи, фрукты, осенние листья разных деревьев.
  • Пробуете свежую бруснику или варите вкуснейшее яблочно-брусничное варенье? Вспомните строчки К. Бальмонта «Поспевает брусника, стали дни холодней…»

В каждом стихотворении обращайте внимание ребенка на красивые выразительные слова, на интересные сравнения — спросите «С кем/с чем сравнивает… поэт? Как интересно он придумал!!! А ты бы с чем сравнил..? На что еще похож…» (примеры таких сравнений: «березы косы расплели», «рябина осень празднует, бусы красные надев», «орешник в серебре» и т.д.). Помогая малышу увидеть эти яркие образные выражения в стихах, Вы помогаете ему:

  • обогатить словарный запас,
  • научиться не просто смотреть, но и видеть мир глазами Человека, примечать в окружающем интересное и красивое,
  • вслушиваться в речь и замечать образные выражения,
  • использовать их в сказках и рассказах своего сочинения,
  • развиваете творческие способности и фантазию малыша.

Золотая осень: стихи для детей в картинках

1. ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ. Ю. Каспарова

Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад -
Я тоже устроить могу листопад!

2. ОСЕНЬ-ШВЕЯ. Т. Гусарова

Чтоб крошка земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор – любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

3. ОСЕНЬ М. Садовский

Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела

4. ОСЕНЬ. З. Федоровская

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

Задание для детей по стихотворению: Какие краски у осени? Что осенью оранжевое? Желтое? Пурпурное? Зеленое? Алое? Коричневое? Голубое? Серое? (Можно перечислить с ребенком не только листья деревьев, но и плоды, овощи и фрукты).

5. СКУЧНАЯ КАРТИНА. А. Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!

Задание для детей:

  1. Почему осень называют унылой? Какое настроение передано в этом стихотворении? Чем оно отличается от предыдущих стихов?
  2. А для тебя осень какая — радостная или унылая? Почему? Тебе нравится осень? Чем она тебе нравится, а чем — не очень нравится?
  3. Если бы ты был поэтом, твое стихотворение об осени передавало бы какое настроение?

6. ОСЕНЬЮ. А. Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.

7. УНЫЛАЯ ПОРА, ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ… А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

8. ОСЕНЬ. К. Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Задание для детей:

Обычно малыши спрашивают при чтении этого стихотворения, а как же будет плакать осень? Ведь она не человек! Попробуйте вместе с детьми обсудить, на что похожи слёзы (на капельки дождя). Восхититесь, как красиво сказал поэт о дожде! Как будто это осень плачет (ключевое слово здесь «как будто» — оно помогает детям понять переносный смысл этого выражения).

9. МЕЖ РЕДЕЮЩИХ ВЕРХУШЕК А. Твардовский

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

10. ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ… Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

11. ЛИСТЬЯ С ПОЛЕ ПОЖЕЛТЕЛИ Михаил Лермонтов

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

12. ОСЕННЕЕ УТРО О. Высотская

Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.

13. ОСЕНЬ В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клёна листья

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый —

Кленовый.

14. ОСЕНЬ Ю. Капустина

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Всё кругом искрится,

Всё переливается.

15. ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ М. Лесова

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит!

Еще об осени занимательный материал для игр и занятий с детьми Вы найдете в статьях:

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Красивые стихи про осень, написанные специально для детей, способны передать ребятам осеннее настроение, а также рассказать им о тех или иных природных явлениях. Стихи расширят кругозор ребенка, расскажут ему, что такое романтичная, золотая осень.

Мы надеемся и верим в то, что наш уникальный сборник стихов про осень для детей понравится всем малышам без исключения. Ведь даже очень маленькие детки способны воспринимать несложный и интуитивно понятный слог, который к тому же подходит для заучивания наизусть.

    Осень в парке

    Ходит осень в нашем парке,
    Дарит осень всем подарки:
    Фартук розовый - осинке,
    Бусы красные - рябинке,
    Зонтик жёлтый - тополям,
    Фрукты осень дарит нам.

    Первое сентября

    Идет по дороге Огромный букет.
    В туфельках – ноги,
    Сверху – берет.
    В школу шагают
    Букеты цветов -
    Каждый
    К учебному году
    Готов.

    Осень,
    осень...
    Солнце
    В тучах отсырело -
    Даже в полдень светит
    Тускло и несмело.
    Из холодной рощи
    В поле,
    на тропинку,
    Выдуло зайчонка -
    Первую
    Снежинку.

    В саду осеннем,
    У дорожки,
    Осина хлопает
    В ладошки.
    Вот почему
    На той неделе
    Ее ладошки
    Покраснели.

    Я хожу, грущу один:
    Осень рядом где-то.
    Желтым листиком в реке
    Утонуло лето.

    Я ему бросаю круг -
    Свой венок последний.
    Только лето не спасти,
    Если день - осенний.

    Утром небо было хмурым

    Утром небо было хмурым,
    И казалось все понурым.
    Осень очень любит плакать,
    Дождиком на землю капать.
    Любит листьями шуршать,
    И с деревьев их срывать.

    Дождик, дождик, кап да кап!

    Дождик, дождик, кап да кап!
    Ты не капал бы на пап,
    Ты не капал бы на мам -
    Приходил бы лучше к нам:
    Папам - сыро, мамам - грязно,
    Нам с тобою - распрекрасно!

    Осень на лисе

    Смотрите все: во всей красе
    Несётся осень на лисе.
    И где лиса махнет хвостом,
    Рыжеет все на месте том:
    Окрасит рыжей кистью
    Она траву и листья.
    И станут рыжими кусты,
    Тропинки, улицы, мосты,
    Дома и поздние цветы…
    Смотри: не порыжей и ты!

    Под кустом свернулся ёжик
    Мокрый и колючий.
    И косит над лесом дождик,
    Разгоняя тучи.
    В листья красные одетый
    Улыбается пенёк.
    Простоял сухой всё лето,
    А теперь насквозь промок.

    С летом год решил проститься

    С летом год решил проститься,
    Помутнела вдруг река,
    Дружной стаей стали птицы
    Собираться в отпуска.
    И чтоб стало всё как в сказке,
    Красоту земле даря,
    Год разлил на осень краски
    Из коробок сентября!

    Наступила осень

    Наступила осень,
    Пожелтел наш сад.
    Листья на берёзе
    Золотом горят.
    Не слыхать весёлых
    Песен соловья.
    Улетели птицы
    В дальние края.

    Лето прошло

    Лето, раздарив тепло,
    Заскучало и прошло.
    Ветер листья посрывал
    И под ноги разбросал.
    Солнце спряталось за тучи,
    Серый день дождём наскучил.
    И зачем-то плачет, плачет –
    Вот какая незадача.
    У него давайте спросим.
    Дождь ответит: – Просто осень...

    Улетает лето

    Стало вдруг светлее вдвое,
    Двор, как в солнечных лучах.
    Это платье золотое
    У березы на плечах...
    Утром мы во двор идем -
    Листья сыплются дождем,
    Под ногами шелестят
    И летят, летят, летят...
    Пролетают паутинки
    С паучками в серединке.
    И высоко от земли
    Пролетели журавли.
    Все летят! Должно быть, это
    Улетает наше лето.

    Листопад

    Опавшей листвы
    Разговор еле слышен:
    - Мы с кленов...
    - Мы с яблонь...
    - Мы с вишен...
    - С осинки...
    - С черемухи...
    - С дуба...
    - С березы...
    Везде листопад:
    На пороге морозы!

  • Лишь елочка пригожая
    К зиме похорошела.
  • Осень на опушке краски разводила,
    По листве тихонько кистью проводила:
    Пожелтел орешник и зарделись клены,
    В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
    Утешает осень:
    - Не жалейте лето!
    Посмотрите - роща золотом одета!