Городская среда - это сложная функционально-пространственная система неразрывно связанных частей города. В этой системе равноправно взаимодействуют как здания и сооружения, так и пространства улиц, перекрестков и площадей. Кроме того, в эту систему входит множество других составляющих: от уникальных произведений монументально-декоративного искусства до стандартных элементов городского оборудования и благоустройства.

Пространство города - это строгие линии проспектов и уютные переулки, гигантские предприятия и тенистые парки, одетые гранитом набережные и старые уютные дворы. Все это представляет сегодняшний облик города, к которому человечество шло тысячелетия.

Самые древние поселения городского типа, возникшие в VII-VI тыс. до н.э., городами в сегодняшнем понимании еще не были. Поселок Чатал-Хюйюк, расположенный в горах на территории нынешней Турции, состоял из сотен прижавшихся один к другому толстостенных каменных домов. В поселке не было ни улиц, ни даже крошечной площади. Весь поселок представлял собой спрессованное в единое целое жилище.

Улицы и площади в поселениях появились гораздо позже. Наиболее крупные и компактные из них стали называть городами. Пространственную организацию городов формировали взаиморасположение и взаимосвязи улиц и площадей, т.е. система, образующая планировочную структуру города.

Многовековой опыт градостроительства свидетельствует, что при самых разнообразных условиях формирования городов пространственная структура их планировки имеет достаточно ограниченное число типов. С точки зрения геометрического начертания городские структуры можно свести к трем основным типам.


Эволюция пространственной среды городов в течение более чем двух тысячелетий отражена в чередовании именно этих трех типов планировочных структур.

Появление прямоугольной планировки относится к древнейшим периодам градостроительной деятельности, связанным с развитием цивилизаций Индии, Египта, Двуречья и Китая. Индийский город, по описанию в трактате Манасара, имел прямоугольный план, окруженный стеной с восемью въездами и разделенный на равные кварталы с взаимно перпендикулярными улицами. Квартал застраивался группой жилых домов, отгороженных от улиц стеной. Ширину городских улиц рекомендовалось изменять в зависимости от их назначения: пешеходные внутриквартальные улицы были узкими и имели естественное начертание, а основная сеть широких улиц (сегодня мы их называем магистралями) была прямоугольная и четко ориентирована по странам света. Центр города занимала площадь размером в четыре квартала, в середине которой располагалось главное здание.

В Индии в древние времена градостроительные принципы формировались на основе «священных диаграмм, называемых «мандалами».


План Джайпура (Индия). Квадрат № 3 заменен существующей горой и переместился к квадрату. Далее квадраты № 1 и 2 соединились, дав место дворцу

Наиболее раннее описание прямоугольных планов связано с индийским городом Мохенджо-Даро (в переводе - город мертвых), период расцвета которого относится к III тыс. до н.э. В точности построения плана выражена градостроительная концепция, соответствующая нуждам высокоорганизованного для того времени общества. Улицы прямые, параллельные и перпендикулярные дна другой. Отдельные элементы и кварталы города взаимосвязаны и создают единую структуру.

Правильные геометрические очертания плана сыли свойственны и небольшим древнеегипетским городам. Крупные города, застраивавшиеся. как правило, долго и стихийно, чаще имели нерегулярную планировку. Малые города можно рассмотреть на примере Кахуна, построенного

Кахун (Египет). План северо-западной части города в начале II тыс. до н.э. Он имел форму прямоугольника, ориентированного строго по странам света. Его территория в 10 га состояла из двух частей: первая была заполнена одинаковыми по размеру кварталами для рабов, вторая - домами высшей администрации. Гак же был застроен восточный район Ахетатона (Тель-Эль Амарна).

Китайский город, упоминающийся в трактате III-II вв. до н.э., Чжоу-ли-Као-Гунцзы также основан с использованием модульной квадратной сетки со значительно большим размером квартала (со стороной около 200 м), представляющего собой довольно крупный комплекс жилых или общественных зданий. План центрнчный, без выделения основных направлений движения от периферии к центру.



Анализ пространственной структуры древних городов Индии, Египта и Китая позволяет утверждать, что в этот период уже сформировались два первичных элемента города: пространство (поселение) и коммуникации (дороги). Кроме того, четко проявлялась центричность городского пространства. Фокус, центр тяжести пространства занимал храм - символ поселения. Вокруг него оставлялась незастроенной большая площадь, еще не получившая самостоятельной архитектурной значимости, но игравшая важную социальную роль. В древних городах архитектура каждого объекта, как правило, формировалась самостоятельно, независимо от других соседствующих объектов.

Прямоугольная планировка получила блестящее развитие в городах Древней Греции и Древнего Рима. В древнегреческой культуре города вообще занимали совершенно особое место, поскольку являлись самостоятельными единицами не только в экономическом, но и в военном, политическом отношениях, т.е. фактически были городами-государствами.



Еще в архаический период сложилась характерная структура античного города, ядром которой являлся священный участок - акрополь, вмещавший главные храмы и располагавшийся, как правило, на скале или вершине укрепленного холма. У подножия акрополя, который служил цитаделью для населения города, строились жилые кварталы - так называемый нижний город с торговой площадью (агорой) и общественными сооружениями. Город был защищен стенами по всему периметру.

Вначале греческие города имели нерегулярную, свободную планировку, подчиненную естественному рельефу местности. Однако начавшаяся в V в. до н.э. перестройка греческих городов, разрушавшихся в ходе многолетних греко-персидских войн, велась уже на основе регулярных планов. Совершенствуется модульная структура античных городов, приобретая очертания так называемой гипподамовой сетки (системы). По этой сетке были, как предполагают, построены Пирей, Фурии и города Родоса. Поскольку прямоугольная модульная сетка была известна еще древним градостроителям, Гипподаму (V в. до н.э.) принадлежит не открытие этой системы, а ее совершенствование и распространение. Несмотря на жесткость прямоугольной. греки свободно размещали кварталы на границе города, что придавало планировке пределенную гибкость и способствовало рассредоточению зон для размещения общественных функций города. Это были первые попытки применения полицентрической структуры. Применение гипподамовой системы позволило жилым кварталам нижней части греческого города приобрести форму квадратов или слегка вытянутых прямоугольников, разделенных равной сеткой улиц. Внедрению в жизнь гипподамовой сетки способствовали тенденции греческого общества к демократизации, что приводило к стандарту при распределении городской территории.

Следует особо отметить, что греческим градостроителям удавалось вписывать жесткие планировочные сетки планов в сложный рельеф местности. При этом портовые города, чей контур следовал сложной береговой линии, внутри были организованы комфортно, разнообразно и гармонично. Гипподамова сетка в них напоминает не столько жесткую решетку планировочной конструкции, сколько канву, пользуясь которой архитектор без всяких помех создает изысканную «вышивку» . Удивительное умение сочетать регулярность плана и живописность природы позднее было утрачено.

Известный историк градостроительства А. Бунин объяснял это тем, что греческие города были невелики, население самых крупных из них составляло не более 50 тыс. человек . Конечно, при таких размерах гипподамова сетка не грозила утомить своим механистическим однообразием, которое неизбежно в крупных городах. Как бы то ни было, планы греческих городов навсегда остались жемчужинами мирового градостроительства, в которых органичность творения природы удивительным образом соединилась с разумной волей человека.

Регулярная структура греческих городов V-II вв. до н.э. стала прообразом многих градостроительных решений последующих двух тысячелетий, в том числе и проектов так называемых идеальных городов.

Являясь творческим продолжением и развитием древнего греческого зодчества, римская градостроительная культура в условиях той же античной рабовладельческой формации сделала значительный шаг вперед. Планировка многочисленных городов и военных лагерей, основанных по всей территории гигантской империи, строилась на применении стандарта, позволяющего экономить силы, средства и время. Значение римского градостроительного опыта состоит еще и в том, что в нем впервые были проведены значительные мероприятия по инженерному оборудованию и благоустройству городов.

Планировочные принципы римских городов, построенных из камня и мрамора, имеют большое сходство со структурой военных лагерей тех же римлян, состоявших из переносных палаток, то есть чисто военные требования того периода наложили основной отпечаток на планировку римских городов.

Характерным примером прямоугольных модульных решений является план Тимгада (Римская колония в Африке, I в. до н.э.).

Сравнивая регулярные планы древних городов многих стран, можно заметить много общих черт, что вызвано не только возможными влияниями и преемственностью, но и объективными закономерностями, обусловившими появление очень близких по смыслу планировочных решений.

Судьба европейских городов этого пери- m iW-X вв. н.э.) складывалась по-разну. Некоторые из них возрождались на те древних римских поселений. Глядя на планы таких городов, как Флоренция или Милан, нетрудно опознать в центральном ядре фрагменты регулярной древнеримской планировки. Большая же часть средневековых городов возникает на «чистом месте», являясь для своего времени тем, что мы называем сегодня новыми городами. Нередко такой город образуется около хорошо защищенного замка феодала или монастыря, которые служили убежищем для окрестного населения в периоды частых тогда войн и междоусобиц. Наряду с этим важнейшим фактором возникновения, особенно древнерусских городов, таких как Москва, Новгород, Ростов Великий и др., были природные условия: топография местности, излучина реки и т.п.

Сначала средневековый город был разбросанным, состоял из нескольких относительно обособленных районов, разделенных участками природного ландшафта или сельскохозяйственными угодьями. Однако требования обороны заставляли обносить территорию города хорошо укрепленными стенами. Свободные земли в черте городских укреплений быстро застраивались - город становился компактным.



Таким образом, независимо от того, с чего начинал средневековый город свое развитие (с остатков римского лагеря, с феодального замка или вообще «с нуля»), он в сравнительно короткое время, в большинстве случаев, приходил к стереотипной радиальной форме компактного плана.

По мере того, как город расширял свои границы, одних только радиальных связей становилось недостаточно. Появляются поперечные, кольцевые связи. Самым подходящим резервом для их создания становились постепенно терявшие свое оборонительное значение кольца городских укреплений. Впоследствии так было в Париже, Милане, Вене. Так было и в Москве, где на месте стен Белого города пролегло Бульварное кольцо, а на месте земляных валов - Садовое.


Естественно сформировавшийся радиально-кольцевой план средневекового города представляет собой искривленную решетку, которая, в отличие от равномерной ортогональной решетки, свернута в наиболее компактную форму около главного центра. Рост поселений вокруг одного центра можно сравнить с образованием годовых колец ствола дерева.

В XII в. на севере Франции зарождается готический стиль, «создавший систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции». Градостроительство того времени также можно назвать пространственным. Любая новая постройка увязывалась с условиями существующего окружения, а неотъемлемой задачей стало стремление к решению ансамбля.

Действительно, город в средние века развивался не в каком-то заранее определенном стиле и не на основе зафиксированного на бумаге двухмерного плана, а на основании той трехмерной картины, которая представлялась архитектору в его воображении. С точки зрения эстетического восприятия городского пространства это был наилучший способ проектирования.

Центрическая композиция средневекового города была обусловлена не только конфигурацией плана и его небольшими размерами, но и всей историей и внутренней логикой его становления. Она находила отражение, в частности, в пирамидальности силуэта города, поскольку этажность застройки повышалась к центру, который был подчеркнут доминантами ратуши и главного собора. При этом для центра часто выбирали вершину холма или излучину крутого берега реки.

Сравнительно небольшие размеры средневековых городов еще больше усиливали пространственный эффект естественно складывающейся органичной моноцентрической планировки. Десять, пять, даже две тысячи человек - такова численность населения не самых маленьких европейских городов XIV- XV вв. Нюрнберг - один из крупнейших городов Германии - насчитывал всего 20 тысяч человек. И только такие мировые центры ремесел и торговли, как Венеция и Флоренция, имели население около 100 тысяч. Крупнейшие русские города Киев и Новгород не уступали по площади европейским столицам, однако их застройка была менее плотной: на Руси издревле селились просторнее, шире. Но и в таких городах диаметр застроенной в черте стен территории не превышал 2-3 км, а в большинстве случаев и вовсе был меньше 1 км. При таких размерах город был удобен для пешеходов, легко и органично вписывался в природный ландшафт и воспринимался в качестве единого архитектурного целого как изнутри самого города, так и снаружи.



Старинные гравюры запечатлели для нас характерный облик средневекового города - подобие искусственного холма, образованного плотным скоплением прилипших друг к другу домов, над которыми возвышаются величественные и изящные башни ратуши и собора. Образующиеся таким образом контуры весьма характерны для каждого города. Эту картину называют городским силуэтом.

Средневековье дало мощный импульс развитию городов, по сути заново сформировало их. Именно в средние века города получили рациональную, комплексную планировку и, что очень важно, стал применяться пространственный подход при их проектировании. Среди градостроителей средневековых городов постепенно побеждала точка зрения, противостоявшая раздельному рассмотрению архитектурных и планировочных задач.

Усовершенствование городского облика, насыщение его престижными зданиями и общественными пространствами было следствием роста экономического и политического могущества городов, которого они достигли в Европе уже к началу XIV в.

На почве глубоких преобразований в экономической и политической структуре общества происходили прогрессивные изменения в общественном сознании. Рождалось новое мировоззрение, новое отношение к жизни, вера в безграничные возможности человека, творящего собственную судьбу. Все это было созвучно духу античной философии и культуры. Свойственный античности культ гармонически развитого человека отвечал настроениям нового времени, когда всемерное развитие личной инициативы, а значит, и определенное раскрепощение индивидуального сознания стали важнейшими факторами социального и экономического прогресса. Этот уникальный период в истории культуры принято называть Возрождением (Ренессанс).

Началам гуманизма служило заново открытое наследие античности. Незаменимым источником по истории античной культуры стал заново открытый трактат Витрувия (I в. до н.э.) «Десять книг об архитектуре». В изучении античной архитектуры этот труд играл не меньшую, а порой даже большую роль, чем памятники архитектуры.


Первыми городами, ставшими ареной архитектурного обновления в эпоху Возрождения, стали города северной Италии - Венеция и Флоренция. Они раньше других обрели политическую самостоятельность, стали крупнейшими центрами международной торговли, ремесленного, а затем и мануфактурного производства.

Экономический и политический статус процветающего города обязывал заботиться об архитектурном престиже: строились великолепные соборы и дворцы (палаццо). Раскинувшаяся по берегам р. Арно, окруженная зелеными холмами с одной стороны и отрогами Апеннин - с другой, Флоренция выглядит сдержанно-монументальной. В силуэте Флоренции безраздельно господствует огромный купол главного собора Санта-Мария дель Фьоре, строительство которого началось еще в 1296 г., а завершено было архитектором Ф. Брунеллески в 1436 г.

Венеция же расположена на абсолютно плоском месте, в лагуне, на песчаных островах, разделенных узкими протоками и прорезанных каналами. В силуэте Венеции доминируют стройные вертикали колоколен, которые хорошо просматриваются на плоском рельефе. Если во Флоренции архитектурные объемы подавляют, подчиняют себе городское пространство, то в Венеции архитектура кажется призрачной, вымышленной декорацией, обрамляющей плотную сеть каналов и узких пешеходных проходов.

Несмотря на то, что эти города считаются жемчужинами итальянского градостроительства эпохи Возрождения, в своей планировочной структуре они остались средневековыми. Для них характерна запутанная сеть узких улиц, неожиданно выводящих на случайные площади, никак не связанные друг с другом и не играющие в планировке города существенной роли. В то же время следует заметить, что площади в этих городах сами по себе прекрасны не только безошибочно найденными пропорциями главного сооружения и открытого пространства, но и бессмертными творениями итальянских скульпторов, которыми они украшены. Особенно подчеркивают средневековость этих городов их силуэты: вертикали соборов над живописным, компактным массивом городской застройки.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История Древней Греции подразделяется на три периода:

а) архаический VIII- VI вв до.н.э. б) классический V- IV вв до.н.э.

в) эллинистический (вторая пол. IV сер. I в до.н.э.)

Природные условия разнообразные. Районы развития городов изолированы друг от друга горными хребтами. Основной фактор – Средиземное море. Греческий город – полис состоял из городского поселения и сельской округи.

Формы управления: - олигархическое(Спарта) - демократическое Афины

Размеры полисов различны: Спарта – 8 400 кв.км Афины - 5 550 кв.км

6 полисов на о.Эвбея 3 700 кв.км 22 полиса Фокиды 1 650 кв.км (каждый 75 кв.км)

Социальный состав:

1) потомственно – родовая знать: землевладельцы, торговцы, ремесленники

2) иностранцы (не пользовались правом гражданства): – метеки

Из ближайших селений - периетеки

3) рабы до 1/3 жителей

Города архаического периода состояли из укреплённого акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с общественной (рыночной) площадью Агорой.

в VIII - VII вв. до н.э. города ещё не имели внешних крепостных стен (г.Селинунт на о.Сицилия. Город располагался на плоской скале, ограниченной с запада долиной реки, а с востока морской бухтой.

На акрополе параллельно друг другу располагались главные храмы (VI в. до н.э.). Регулярная планировка акрополя относится к архаической эпохе, когда были проложены две пересекающиеся улицы северо-южного и западно-восточного направления. Ширина улицы сев.-юг = 9 м, на неё выходили кварталы протяжённостью 30 м с поперечными проходами 3,6 – 3,9 м.

Архаические ансамбли были полихромными (красные метопы) золотые щиты.

Общегреческие культовые центры: Олимпия и Дельфы.

Олимпия. Первые Олимпийские игры, связанные с культом Зевса Олимпийского происходили в 776 г. до н.э. каждые 4 года. Во время Олимпийских игр прекращались междоусобные войны и всё мужское население отправлялось в Элиду, где у подножия лесистой горы Кронос располагалось святилище (Альтис). Главным храмом святилища был храм Зевса (460 г. до н.э.), украшенный статуей Зевса (скульптор Фидий) с алтарём, в котором во время Олимпийских игр поддерживали огонь. Напротив храма Зевса и алтаря находился многоколонный портик - стоа – «Эхо». Окружённое этими зданиями пространство было прообразом будущих городских площадей – агор.

Рядом со святилищем располагался стадион на 40 тыс. зрителей. Для сидения использовались пологие склоны холма. В долине реки Алфея располагался ипподром для конных состязаний.

Святилище было окружено многочисленными сооружениями: гимнасием, палестрой и т.д. и общественными сооружениями – булевтерий.


Размеры города небольшие. Жители: жрецы и судьи, и ремесленники.

Рабы на Олимпийские игры не допускались.

Святилище Олимпии сложилось в эпоху архаики, однако в нём уже имелись черты, присущие ансамблям более позднего времени.

  1. отсутствие жёсткой симметрии,
  2. живописное равновесие архитектурных объёмов,
  3. гармоническое единство архитектуры с окружающей природой,
  4. сомасштабность с гармонически сложенным (монументализированным) человеком.

В процессе греческой колонизации вырабатывались приёмы в размещении городов: 1) близость удобной морской бухты для стоянки и починки торговых и военных кораблей,

2) наличие чистой питьевой воды,

3) наличие плодородных земель,

4)благоприятные условия для обороны города и режима ветров,

5) наличие естественного стока дождевых вод

В V в. до н.э. в г.Милете жил Гипподам – теоретик и практик градостроитель, который разработал градостроительные концепции регулярного плана с новымифункциональными и эстетическими принципами.

Новые и общие характерные черты (Милета и Пирея)

1) Зонирование территории (торговая, общественная, жилая)

2) Ориентация главных улиц с юго-запада на северо-восток

3) гармоничные пропорции кварталов, 7: 6; 7: 4

4) ширина улиц: второстеп. улицы – 3,5 м; главные улицы – 7м, ведущая дорога 15м, т.е. ширина улиц последовательно удваивалась.

5) улицы, площади и крупные общественные здания органически вписывались в планировочную решетку плана.

Центр г.Милета развивался вдоль двух пространственных координат. Вдоль одной располагался гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой торговые и общественные площади.

Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками. Южная агора имела три входа (размер 166 х 128 м). Северная агора (меньше), предназначалась для торговли предметами роскоши. Между агорами располагался гражданский центр городской общины: булевтерий – т.е. здание городского совета. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины.

Планировочная композиция носила «открытый» характер. Крепостные стены не имели геометрически правильных очертаний, Они не сковывали рост города.

Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из 2-х, четырёх и более домов. Город развивался путём наращивания жилых единиц от центра к периферии.

Расцвет греческой культуры и архитектуры (классика) совпадает с возвышением г.Афины. Протяжённость г. Афины с запада на восток – 1,5 км. На территории города имелась гряда холмов, среди которых самым массивным был холм Акрополя 300 м длиной и 150 м шириной, высотой 60 м над уровнем моря.

В V в. до н.э. началось строительство Афинского Акрополя. Первое сооружение – статуя Афины Воительницы (скульптор Фидий). Через год архитекторы Иктин и Калликрат начали строительство храма Афины – Девы – Парфенон (447 – 438 г.г. до н.э.) на самой высокой точке холма. Размеры Парфенона 30,89 х 69,54 м.

В 437 г. до н.э. архитектор Мнесикл начал строительство Пропилей (закончил в 432 г.до н.э.). В 421 г. до н.э. – строительство Эрехтейона, в это же время существовал маленький ионический храм Ники (Бескрылой победы, архитектор Калликрат).

Масштабный и образный контраст Парфенона и Эрехтейона позволяет говорить о том, что на акрополе были разные композиционно сюжетные зоны. Зона Парфенона, который был задуман не как вместилище божества, а как монумент военной и гражданской славы Афин, обращалась ко всему греческому миру. Северная зона, обращённая к агоре, апеллировала к Аттике и Афинам. Композиционная роль Пропилей заключалась в объединении двух сюжетно – композиционных начал.

Художественное единство достигалось за счёт: единого пропорционального строя архитектурных ордеров Парфенона, Эрехтейона и Пропилей, а также за счёт единства архитектуры и скульптуры.

Каждая из скульптур: Афины Воительницы, Афины Девы (в Парфеноне),

Афины покровительницы города (в Эрехтейоне), Афины Гигейи (покровительницы здоровья), Афины Эрганы (покровительницы ремёсел)

имела свой масштаб и располагалась в определённом месте.

Афинский акрополь был рассчитан на восприятие его по мере движения по определённой траектории, что было связано со знаменитыми праздниками Панафинеями. Порядок торжественного шествия был запечатлён Фидием на ионическом фризе Парфенона. Шествие двигалось синхронно с движением солнца по небосклону.

На других холмах г.Афин - позднее были построены храмы (храм Тезея).

Город снабжался водой, которая доставлялась акведуком (VI в. до н.э.). Город был окружён крепостными стенами с воротами. Афинская агора была озеленена по контуру платанами. Выделялись отдельные жилые районы: Лимны, Мелите, Керамик.

Жилые дома построены из дерева и кирпича- сырца. Жилища были очень скромными, что соответствовало демократическим принципам того времени.

Классический период связан с возвышением Афин.

Эллинизм связан с возвышением Македонии.

в VI и V вв. до н.э. Македония была окраиной греческого мира.

Эллинизм связывают с именем Александра Македонского (356 – 323 г.г. до н.э.). Это период, когда при слиянии греческой культуры с местными традициями народов Востока родилось качественно новое искусство.

Целью походов Александра Македонского было желание расширить границы государства, колонизовать обширные пространства, превратив их в источники получения рабов, захватить богатства восточных городов, найти рынки для постоянной торговли и превратить завоёванные страны в колоссальную многоязыковую монархию.

Все походы Александра Македонского сопровождались активной градостроительной деятельностью. Александр Македонский либо строил новые укреплённые поселения, либо давал средства на восстановление разрушенных городов, либо делал вклады в строительство местных святилищ.

Первым городом, которому Александр Македонский даровал средства на строительство общественных зданий, был маленький ионийский город Приена. Приена расположена на южном склоне Микальских гор, террасообразно спускавшимся к долине извилистой реки Меандр. Город был удобен для жизни людей. От северных ветров его защищали горы. Вода из горных источников по керамическим трубам распространялась по городу. Город окружён крепостной стеной, которая охватывала территорию с учётом дальнейшего роста. Размеры общественного центра и многочисленные зрелищные сооружения рассчитаны на город более крупных размеров.

План города был регулярным. Единственная проезжая улица (зап – восток) называлась улицей Западных ворот. Остальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Улицы (сев- юг) представляли собой лестницы. Главная улица имела ширину 7,36 м., остальные 3- 4,4 м. Город разделён на жилые кварталы, стороны кварталов соотносились как 3: 4. Во многих сооружениях и пространствах использованы пропорции «золотого сечения». Каждый квартал из четырёх жилых домов. Каждый дом состоял из небольшого мощеного дворика, окружённого жилыми и служебными помещениями. В некоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили лишь стены домов и ограды с проёмами входов.

Общественные здания Приены располагались на трёх террасах.

На нижнем уровне размещался большой гимнасий с квадратным в плане внутренним перистилем и стадионом. На второй террасе – главный общественный и торговый центр. Центр состоял из агоры продуктового рынка и святилища Зевса. Сама агора состояла из южной торговой части, окружённой колоннадой, за которой располагались лавки и общественной части, обращённой к Священной стоа. Священная стоа (стоа Ороферна) была галереей с двумя рядами колонн внешних и внутренних, поддерживавших кровлю. За галереей располагались городские учреждения, среди которых выделялись своими размерами экклезиастерий (зал для народных собраний) и пританей.

На третьей террасе располагалось главное святилище города – храм Афины Полиады – покровительницы города (арх. Пифей). Ионический периптер храма Афины хорошо виден с агоры, особенно по диагонали, что было свойственно лучшим ансамблям классического периода.

Таким образом, Приена – уникальный образец эллинистического градостроительства, соединивший два направления в развитии градостроительного искусства Греции: усовершенствованную регулярную пространственную систему и умение создавать монументальные ансамбли, расположенные в разных уровнях.

За время походов Александра Македонского было основано свыше 70 Александрий.

Самым крупным былгород Александрия Египетская (331 г. до н.э.).

Город ориентирован почти точно по странам света. Главная улица проходила параллельно морю, длина её 7 км, ширина 30 м. Улица на всём своём протяжении имела колоннады. Высота застройки - 20 м. В городе имелись обширные парки. Особенно славился сад Мусейона, священная роща при здании дудопроизводства Дикастерионе и парк Панейон, в центре которого находился искусственный холм с храмом на самой вершине.

После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) империя распалась на ряд отдельных эллинистических государств: царство Птолемеев, царство Селевкидов; Греко – Бактрийское царство, Пергамское царство и Македонию.

Последователи Александра Македонского продолжали основывать новые города. Царь Птолемей основал 75 новых городов, одним из них был город Птолемиада (близ г.Фивы).

Среди городов царства Селевкидов особо выделялся г. Дура – Европос на р. Евфрат. Он был ориентирован по странам света, как большинство городов Двуречья, город обнесён крепостными стенами, имел трое ворот, в северо-восточной части – цитадель. В центре – агора. Уличная система - прямоугольная. Ширина главной улицы- 12,65 м, 2 поперечные – 8,45 м, остальные – 6,35 м.

Городские кварталы занимали участки 70,5 х 35,2 м, т.е. имели пропорции 1: 2.

Столицей Пергамского царства был г. Пергам. Он не имел регулярной планировки, а свободно развивался у подножия Акрополя. Улицы шириной 10 м

имели замощение камнем и водостоки. Город был окружен стенами с нескольких сторон, главными были южные ворота. В городе имелось две площади - Верхний и Нижний рынки, три гимнасия, библиотека. Главная улица от Южных ворот вела к Акрополю. Пройдя рынок нижнего города и гимнасий, расположенный на трёх террасах, она поднималась на высоту 250 м на верхнюю агору, затем, после подъёма в 40 м, подходила к входу в акрополь и вела вдоль царских садов.

По левую сторону от дороги располагалось святилище Афины с монументальным входом в виде пропилей. С севера к святилищу Афины примыкает Пергамская библиотека.

Святилище Афины с трёх сторон окружено двухъярусными беломраморными портиками, с четвёртой стороны открыто на город. Храм Афины (дорического ордера) сдвинут к краю террасы святилища. Ниже по рельефу к северу располагался Большой алтарь Зевса (I пол. II в. до н.э.).Скульптурный фриз 120 м высотой 2,5 м с изображением битвы богов с гигантами (посвящён победе пергамских войск над племенами галатов). Из святилища Афины можно было попасть в театр, вырубленный в скале. Позднее к театральной сцене была пристроена галерея.

Таким образом, Пергамский акрополь представляет собой несколько изолированных друг от друга ансамблей, однако благодаря возможности обозрения, создавалась иллюзия пространственной целостности этих ансамблей. Особенно эффектным был западный фасад акрополя со стороны моря. Раскрывалась веерообразная композиция - живописная и уравновешенная.

Таким образом, градостроительство IV – конца II в. до н.э. характеризуется следующими основными особенностями:

1) городские пространства становятся самостоятельной архитектурной темой;

2) использование колоннад, портиков, галерей в формировании пространств городских площадей для придания им геометрической правильности и единообразия;

3) возрастание роли перистиля в жилой архитектуре, святилищах, гимнасиях и других общественных зданиях;

4) развитие тенденции к замкнутости городских пространств;

5) развитие приёмов создания единых архитектурно – пространственных композиций на разных уровнях сложного рельефа;

6) высокий уровень благоустройства: замощение улиц и площадей, водопроводы;

7) опыт строительства многоэтажных домов для сдачи помещений внаём;

8) строительство вилл;

9) попытка выработать космополитический художественный язык:

Внесение в греческое искусство восточных элементов;

Увеличение масштабов архитектурных ансамблей;

Увеличение формально – композиционной стороны в ущерб идейно – художественному

Пышное декорирование зданий.

Восточно-Казахстанский государственный

технический университет им.Д.Серикбаева

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДРЕВНЕЙШИХ И АНТИЧНЫХ ГОРОДОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

На многих примерах древнейших и античных городов можно проследить непосредственную взаимосвязь между городским пространством и психоэмоциональным состоянием человека. Еще в древнейших городах было стремление создать обстановку, которая соответствовала бы тем или иным функциональным идеям. С появлением каждого периода возникали новые задачи и потребности населения. Каждая функция предполагала определенное поведение человека, следовательно, городская среда должна была либо поддерживать это поведение, либо его изменять. С этой целью создавались улицы различного назначения, храмовые и рыночные площади, форумы и т.д.

Так, например, в Египте, происходило подавление человека. Для египтян большую роль играла природа, для них она являлась могучей и грозной силой. В их представлении потусторонний мир преобладал над земным, а человек подавлялся природой и авторитетом государственной власти в лице фараона. Это способствовало созданию таких пространств, которые еще больше подчеркивали значимость религии и фараона, и подчиняли человека.

Улицы Египта имели неправильные очертания. Дома на них выходили глухими оградами, что не очень хорошо влияло на восприятие их человеком. Из всех городских улиц особо выделялись своей шириной улицы для религиозных процессий, а также царских торжеств, которые предусматривали большое количество участвующих. Здесь создавалось ощущение праздника, торжественности. Основной ролью улиц для религиозных процессий была подготовка человека к восприятию храмовых интерьеров, она помогалав сосредоточении мыслей. А для создания наибольшего комфорта для глаза наблюдателя, улица обсаживалась деревьями с двух сторон, скрывая хаотичную застройку. Стволы деревьев помогали создавать ритм в оформлении улиц.

Для еще большего угнетения рабов, в некоторых городах Египта, предусматривалось их отделение от привилегированных слоев населения, с помощью стены, отделяющей нижнюю террасу от верхней.

В отличие от улиц, площади Египта большого развития не получали. Они заменялись замкнутыми храмовыми двориками. Рыночные площади, лежали за городской чертой или внутри города, у ворот. Данные площади, помимо прямого назначения, использовались для народных празднеств.

Полной противоположностью широким улицам Египта являются очень узкие улочки городов Двуречья, шириной 1,5-2 м. В некоторых из этих городов почти не оставалось пространства на улицы и тем более площади, т.к. плотность застройки была велика. Таким образом, улицы становились похожими на ущелья из плотной застройки с побеленными стенами и дверными проемами. Такие улицы не могли влиять иначе на человека, кроме как притеснять его, этому способствовало кольцо крепостных стен, уплотняющее городскую застройку. Города обносились глинобитными стенами для реализации одной из целей жизнедеятельности человека – обеспечение безопасности от внешних воздействий, что создавало ощущение защищенности.

Воздействие на ощущения человека в Двуречье производились с помощью резкой смены пространств. Своеобразная игра на ощущениях человека заключалась в контрасте узких, закрытых пространств и грандиозной площади с широким ничем не закрытым небосводом. Попадающий человек на эту площадь был поражен ее размерами. Также за счет ярких контрастов создавалось впечатление увеличения, так, то, что было маленьким – казалось большим, а то, что было большим – казалось огромным.

На психоэмоциональное состояние греков, большое влияние оказывала природа, она способствовала преодолению психологического дискомфорта и отвлекала от насущных проблем. Панорама, воспринимающаяся на фоне неба, гор и зеленых массивов, раскрывала перед зрителем гармонию естественного и искусственного ландшафта. Также горы являлись изолирующим фактором, они способствовали более спокойному существованию древних греков.

Греки начинают использовать в качестве мерила окружающей архитектурной обстановки живого человека. Этим они добиваются свободы и легкости ощущений, хорошего настроения и приподнятости духа человека. Особенно это становится заметно в греческой агоре, где применение геометрической композиции создавало комфорт для пребывания человека.

Улицы критских городов не превосходили 2-3 м, их расчет производился на вьючный транспорт. Но улицы мостились и снабжались водостоками. Во дворцах существовали дворы, служившие для народных собраний, они достигали 50 м. в длину. Уже начинали прослеживаться положительные тенденции, для людей создавались благоприятные условия существования.

Античные государства обеспечивали гражданам большую свободу участия в политической жизни, чем древние государства. Создавались благоприятные условия для ораторского искусства. Государство полностью организовывало досуг своих граждан. Существовали общегражданские праздники для поддержания слитности граждан с обществом. Римскими императорами устраивались грандиозные зрелища. Для этого создавались стадионы, гимнасии, театры, амфитеатры, цирки и т.д.

Создавались предпосылки для развития творческой активности граждан, обеспечивался досуг, была свобода от жесткой регламентации поведения индивида в сообществе. Граждане могли беспрепятственно и свободно перемещаться, активно включаться в культурную жизнь. В Древней Греции происходит воспитание человека как личности. Человек становится свободным. Все находятся в равном положении перед законом. Все это повлекло за собой культурный скачок в искусстве, архитектуре и религии.

Характерными особенностями архитектуры Древнего Рима было стремление к колоссальности, оно вытекало из сознания военной могущественности и величия личности императора. Архитектурные формы оказывали подавляющее воздействие, в этом выражался социальные заказ времени.

Градостроительное искусство Рима, где присутствовали контрасты нищеты и роскоши, достигло наибольшей силы, а великолепие император­ских дворцов и форумов сочеталосьс удушающейтеснотойрядовых жилыхкварталов,застроенныхинсулами.

Архитектура римских городских улиц по сравнению с греческими - совершенствуется. Начинает разбиваться уличное полотно на проезжую часть и тротуары.Таким способом происходит изоляция пешеходов от транспортного движения, этот фактор изменил зрительный ряд городской среды. С применением тротуаров увеличивается ширина улиц до 20-35 м, в отличие от греческих, ширина которых составляла 7-8 м. Помимо этого, в Риме появляется новый тип пространства – форум. В средних городах форумы достигали 100-120 м в длину. Вокруг форум обстраивался примыкающими к нему торговыми помещениями в виде галерей, перистильных дворов и базилик. Монументы и памятники обогащали городскую среду и способствовали организации этих пространств, придавали им смысловое значение.

В городах наблюдалась специализация форумов, так как даже один крупный форум не мог удовлетворить всех потребностей в торговле и общественной жизни. Форумы Рима сооружались в непосредственной близости друг от друга, впоследствии они образовывалигруппу общественных площадей, занимавших огромную площадь. В Риме старались акцентировать внимание человека на определенных предметах, на которых нужно было заострить внимание. Так на римских форумах внимание зрителя привлекалось к храму с помощью колоннад, проходящих по сторонам во всю ширину форума. С помощью непрерывно идущих колоннадримляне создавали торжественность в архитектуре во время триумфальных шествий, и подчеркивали значимость главных улиц. Колонны, обрамлявшие главную улицу, располагались между тротуарами и проезжей частью, что позволяло отделить пешеходов от движения колесниц. Римляне начинают использовать мощение улиц, помимо простого камня используется мрамор. Применяются большие прямоугольные плиты, с помощью которых приглушается шум колес.

Таким образом, прослеживается, что с помощью пространств создается обстановка, соответствующая тем или иным функциям. А психоэмоциональное состояние человека зависит от различных аспектов, таких как: поклонение правителю, религия, торжества и досуг. Торжественные, парадные пространства, такие как главные площади и парадные улицы, всегда рассчитывались на впечатления гордости, мощи и массовые действия. Интимные пространства выражались при помощи пешеходных улиц и парков, и символизировали защищенность, удобства, спокойное общение или «личное» уединение. Деловые пространства – торговые площади и торговые улицы, обеспечивали четкость и скорость протекающих процессов.

В каждой исторической эпохе вырабатывались характерные композиционные системы и приемы. Были определены пространственные соотношения такие как: пропорциональные и модульные членения, нюанс и контрастность форм; симметричность структур, использование которых возможно и в современной практике. Все эти средства и приемы были направлены на придание городской застройке характерных черт, повышение его образной выразительности и эстетических достоинств.

В античные времена человек и условия его жизни служили главным мерилом удобства, красоты четкости восприятия создаваемой застройки. При планировке городов всегда учитывались интересы городского населения. Облик города формировался путем суммирования сочетающихся между собой внутренних пространств и панорам. Таким образом, на основе принципов разнообразия традиционности, этнической особенности и самобытности в сознании людей, формируется архитектурный образ города.