Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

самореализация личность аутосимпатия

Для современного общества проблема самореализации представляется основной, ключевой. В настоящее время особый интерес к проблеме самореализации личности обусловлен пониманием того, что самореализация представляет собой некоторый определяющий фактор в развитии личности. На сегодняшний день требования к современному человеку достаточно высоки. Социально-экономические условия (высокая конкуренция на рынке труда) определяют предпосылки для саморазвития и самосовершенствования . По справедливому утверждению Е. В. Федосенко, «только успешно самореализующийся специалист, обладающий гармоничной разносторонне-развитой личностью, может повлиять на успешную самореализацию ребенка» . Именно поэтому проблематика самореализации личности столь активно разрабатывается в последнее время, как зарубежными психологами, так и отечественными.

Р. Р. Ишмухамедов замечает, что особый интерес в последнее время к психологии самореализации обусловлен двумя классами причин: социально-историческими и научными .

Психоисторический контекст понимания проблемы самореализации определяет суть базового понятия как «постепенно осознаваемый людьми процесс реализации собственных возможностей, который все более становится понятным людям как то, что обеспечивает смысл и ценность их собственно человеческого существования». Потребность в самореализации тесно связана с эволюцией самого человека, развитием в нем гуманистических принципов существования. Можно сказать, что это неотвратимый процесс развития цивилизации.

Интерес вызывает то, что в актуальной общественной жизни самореализация личности становится некой нормой, общественным стандартом, «едва ли не культурным стереотипом». Отличие современного человека от людей, представляющих иные эпохи заключается в ценностно-смысловых основах его жизни, в иных детерминантах поведения. Вследствие этого «неотъемлемой частью мотивационно-потребностной сферы многих людей нашего времени, живущих в развитых странах, стала потребность в индивидуальной самореализации». Все вышесказанное определяет актуальность нашей работы.

Проблемами самореализации занимались и занимаются как уже состоявшиеся психологи-классики, так и молодые ученые. Среди тех, кто заложил фундамент исследования самореализации личности можно выделить Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева. Д. А. Леонтьева, А. Г. Маслоу, А. К. Осницкого, С. Л. Рубинштейна и др.

Наше исследование проводится на выпускниках вузов последних 3-х лет. Вследствие этого целью исследования является определение выраженности профессиональной самореализации личности выпускников. Объектом исследования становится самореализация личности, а предметом - особенности самореализации личности в профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного формируется рабочая гипотеза исследования: степень включенности личности в профессиональную деятельность оказывает влияние на сформированность и степень выраженности самореализационных характеристик выпускников.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Теоретический анализ исследований по проблеме самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии

2. Эмпирическое исследование сформированности самореализации выпускников.

Методы исследования: Методика экспресс-диагностики ситуативной самоактуализации личности (ССЛ); самоактуализационный тест (Э. Шостром - А. Маслоу); наблюдение; теоретический анализ.

Теоретическими основаниями работы явились следующие источники:

А. Маслоу «Дальние пределы человеческой психики», «Мотивация и личность»; К. Роджерс «Взгляд на психотерапию. Становление человека»; Э. Фромм «Душа человека»; А. Асмолов «Психология личности»; Б. Братусь «Аномалии личности»; Р. Р. Ишмухаметов «Проблемы самореализации личности».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

1. Теоретические основы самореализации личности

1.1 Исторические и теоретические обоснования проблемы самореализации личности

Первое появление термина «самореализация» отмечено в Словаре по философии и психологии, изданном в 1892 г. в Лондоне . Однако самостоятельно предметом научного исследования самореализация становится только в середине XX века. Разработку проблемы самореализации личности относят к 50-мгодамXX века. Отказ от аналитического подхода к человеку и общая интенция рассмотрения личности в ее целостности и неделимости привели к тому, что европейские ученые углубились в проблему самореализации личности, не останавливаясь подробно на теоретическом обосновании исходного тезиса. Личность они понимали как уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации.

Абсолютно очевидно, что сама идея о самореализации личности возникает в гуманистической психологии, основными постулатами которой можно считать следующие утверждения:

1) человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих: изучение его частных проявлений не позволяет понять его в целостности;

2) человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений: человек и его проявления не могут быть объяснены теорией, не принимающей в расчет межличностный опыт;

3) человек осознает себя и не может быть понят наукой, не учитывающей его непрерывного, многоуровневого самосознания;

4) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации: человек имеет выбор и не является пассивным наблюдателем процесса своего существования, он сам торит свой собственный опыт, благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

5)человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы .

Впрочем, сама по себе идея самоактуализации возникла задолго до оформления гуманистической психологии. Она исходит из работ К-Г. Юнга , А. Адлера , К. Хорни и других. Созвучные идеи можно найти в работах психологов 1930-1950-х гг.

Для К-Г. Юнга самореализация, которую он включал в процесс индивидуации, выступает как стремление человека стать собой, стать единым, однородным существом. Самореализация -- это эволюция самости от бессознательного к нравственным идеалам. Это одна из главных жизненных задач человека .

В преодолении собственной неполноценности, в побуждении улучшить себя, развить свои способности видит назначение человека А. Адлер. Достижение своих целей в работе, дружбе и любви позволяет человеку прожить жизнь во всей ее полноте. Обосновав концепцию уникального для каждого человека «жизненного стиля» и «жизненного плана», А. Адлер во многом предвосхитил идеи гуманистической психологии о самореализации личности .

В отечественной науке «точкой отсчета» при разработке многих сложных вопросов психологии, в том числе и методологических основ проблемы самореализации личности справедливо считают концепцию JI. С. Выготского. Он первый отказался от принципа психического отражения в процессе взаимодействия человека с миром в пользу принципа порождения новой реальности, обладающей двойной природой, -- «субъективно искаженной объективной реальности» . Именно эта реальность и становится для человека тем самым «вне», откуда он может воздействовать на себя. Функцией психики, по Л. С. Выготскому, является изменение мира так, «чтобы можно было действовать». JI. С. Выготский обосновывает принцип системной детерминации психики и поведения человека.

В развитие идей системной детерминации особое значение принадлежит концепции С. JI. Рубинштейна. Прежде всего, само введение в психологию личностного принципа послужило основой для актуализации внимания к личностным проблемам. А знаменитый постулат С. Л. Рубинштейна о том, что внешние условия определяют результат воздействия на человека не прямо и непосредственно, а преломляясь через внутренние специфические психические и психологические условия, связал внешнее и внутреннее в едином взаимодействии. На первом месте стоят внутренние причины, а внешнее выступает лишь в качестве условий. Это недвусмысленно формулирует автор: «Строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства».

Теория детерминизма С. Л. Рубинштейна приводит к необходимости выявления и изучения самодвижения, саморазвития.

Значительный вклад в развитие системного подхода к изучению психического внес А. Н. Леонтьев. Он развил формулу С. Л. Рубинштейна, сместив полюс детерминации следующим образом: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет». Нужно подчеркнуть: А. Н. Леонтьев говорит о самоизменении субъекта. Отсюда только шаг до проблемы самореализации и объяснения ее источников. Личность, по А. Н. Леонтьеву, не есть результат «прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь» и далее: «личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» . Значимы и следующие тезисы А. Н. Леонтьева: «Человек живет как бы во все более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними..., усвоение их значения. Но далее перед ним начинает открываться действительность, лежащая далеко за пределами его практической деятельности и прямого общения: раздвигаются границы познаваемого представляемого им мира. Истинное „поле», которое определяет теперь его действия, есть не просто наличное, но существующее...» (выделено А. Н. Леонтьевым). Для А. Н. Леонтьева формирование личности связано с развитием процесса целеобразования. А цель всегда является образом будущего результата, достижение которого невозможно без реализации сущностных сил человека, без его «самодеятельности».

Сформулированные С. JI. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым принципы детерминизма задают возможности выхода к более высокому, уровню системного видения психологических явлений. Об этом же пишут В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов, подчеркивая, что в последние годы жизни А. Н. Леонтьев перестал настаивать на том, что психика -- это отражение, и выдвинул на первый план проблему порождения образа мира. Это путь к новому проблемному полю, и контуры проблемы самореализации обозначены на этом пути достаточно отчетливо.

Кроме того, важно понимать, что истоки представлений о самореализации личности в отечественной психологии напрямую связываются с введением понятия личности, с изучением В. М. Бехтеревым движущих сил ее развития . Именно из этого вырастает теория понимания потенциалов человека, сформулированная Б. Г. Ананьевым. Б. Г. Ананьев, анализируя актуальную ситуацию в науке о человеке, объясняет генезис потенциалов личности тем, что каждая группа свойств человеческой личности представляет собой открытую для внешнего мира систему. Именно во взаимодействии с внешним миром проявляется «активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека» .

Таким образом, можно строго согласиться с утверждением Л. А. Коростылевой, говорящей, что на сегодняшний день «самореализация личности в качестве отдельной психологической проблемы выделена и исследована в ракурсе психологии самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности .

Исходя из всего вышесказанного, можно согласиться двумя непротиворечащими друг другу, но взаимодополняющими базовыми для нашей работы определениями самореализации личности. Одно из них предложил Р. Р. Ишмухаметов, определяющий самореализацию личности как мыслительного, когнитивный аспект деятельности, теоретической деятельности, работе на внутреннем плане. Самореализация, таким образом, склонна проявляться «в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого)» .

Второе, во многом дополняющее вышеизложенное определение, предлагает Л. А. Коростылева, которая указывает, что «самореализация личности - это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное, гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на развитие генетических, индивидных и личностных потенциалов» .

Исходя из этого, содержание моделей самореализации базируется на ставшем уже аксиоматическим тезисе, что самореализация, будучи предметом самосознания, обусловлена «взаимосвязями отношения человека к ситуации, к самому себе, к другим людям, к социуму, к окружающему миру, к ценностным ориентациям».

Представление о психологических детерминантах самореализации базируется на психологической концепции о регулирующей роли сознания в деятельности человека. Данная концепция предполагает, что самосознание служит интегрирующей основой психологической активности человека.

Исследование самореализации личности как целостного психологического явления, представленного на разных уровнях психики, в своем процессуальном аспекте и проявляющегося в контексте жизнедеятельности, позволило более четко и системно описать ее феномены. В соответствии со спецификой феномена самореализации личности разработанная теоретическая модель включает механизмы, регулирующие самореализацию: мотивационно-смысловые (характеризующиеся повышением осмысленности) и личностно-ситуационные (отражающие способность к изменению ситуации в направлении хода самореализации в связи с включенностью в регуляцию жизнедеятельности, детерминированную направляющим влиянием сознания).

Важной детерминантой самореализации являются основные мотивы и смыслы, которыми руководствуется человек в процессе самореализации. В мотиве находит место сознательное отражение будущего при использовании опыта прошлого. Он осуществляет побудительную, направляющую, смыслообразующую и стимулирующую функции .

Мотивационно-смысловые механизмы оказывают определяющее влияние на самореализацию личности. К особо сильным мотивацинным образованиям относятценности и потребности. Мотивационно-смысловые механизмы предполагают активизацию соответствующих образований. На высоких уровнях это характеризуется повышением осмысленности мотивов. Для низких уровней характерно наличие простых мотивов - потребностей, - и низкая осмысленность.

Важно понимать, что процесс самореализации личности направлен изнутри во внешнюю среду и осуществляется, прежде всего, посредством мотивационно-смысловых механизмов, содержащих в своей основе общепсихологические механизмы регуляции.

Таким образом, «мотивационно-смысловые и личностно-ситуационные механизмы самым непосредственным образом обусловливают самореализационный потенциал, влияя на его возрастание или убывание» .

Такая четкая дифференциация механизмов, регулирующих самореализацию личности, ни в коем случае не отрицает структурной целостности самореализации. Как устойчивая способность к саморазвитию структурная целостность проявляется в отсутствии или преодолении барьеров самореализации. Это качество обеспечивается определенной выраженностью и синергическим характером взаимосвязей индивидных, личностных и интегральных личностных особенностей.

В современном мире интерес к проблеме самореализации личности обусловлен в первую очередь экономическими интересами общества. На данном этапе первый план занимает именно профессиональная самореализация личности, способствующая достижению «более значительных, чем раньше, профессиональных и личностных высот», увеличению и интенсификации социальной мобильности, побуждающей к выбору активных жизненных стратегий.

Иная причина, которая определяет актуальность анализа проблем самореализации - стремление психологической науки к выходу на понимание самых сложных системных явлений, связанных с человеком и человеческой психикой.

1.2 Профессиональная самореализация личности

В последнее время отмечается возросший интерес к разработке проблемы профессионального развития субъекта деятельности. Эта проблема становится актуальной научно-практической задачей нашего времени. Этот интерес вполне закономерен, т.к. в современном обществе не только существует слабо обозримый спектр профессий, но и происходят быстрые комплексные инновации в профессиональной области, расширяются сферы профессиональной деятельности, появляются новые организации, изменяются социально-экономические взаимоотношения. Это предполагает новые требования к субъекту деятельности, к процессу его развития в профессии.

Научным сообществом накоплено огромное количество трудов, отражающих сущность самореализации. Сложность изучения данного феномена в психологической науке во многом объясняется сложностью его объективного познания. Даже одна из самых известных теорий, теория самоактуализации А. Маслоу была подвержена критике со стороны научного сообщества, учитывая сложность объективности интерпретации результатов исследований и научных постулатов. Неоднозначность и сложность исследуемого феномена заставляет нас искать твердую научную платформу объективных методов исследования самореализации человека в профессии.

В современной науке существует множество сходных понятий, рассматриваемого нами явления: саморазвитие, самоопределение, самосовершенствование, самоактуализация. В работах многих авторов их можно встретить как синонимичные. Однако не все ученые соглашаются с равнозначностью этих дефиниций.

Так, например, Е. В. Федосенко и И. С. Седунова указывают на взаимообусловленность дихотомии «саморазвитие-самореализация». Самореализация представляется им обязательным моментом развития человека в онтогенезе, без которого невозможно его адекватное саморазвитие: «самореализация в своем развитии предполагает постоянное накопление и интеграцию феноменов саморазвития (самосознание, самопознание, самопонимание, самовосприятие и т.п.) в качестве необходимого условия своего воспроизводства» .

Феномены самоопределения и самоактуализации, реализуют активную связь и взаимообусловленность саморазвития и самореализации. Самоопределение не только обеспечивает в той или иной степени определение, оценку себя, но и способность «к соотнесению поставленных целей, избранных средств и ситуации действия»: «Я уверен в успехе, принимаю решение и начинаю действовать». Самоактуализация выступает как бы пусковым механизмом развертывания самореализации. В этом мы видим главное отличие самореализации от самоактуализации.

Таким образом, под профессиональной самореализацией понимается»непрерывный гетерохронный процесс развития потенциалов человека в созидательной деятельности на протяжении всего жизненного пути».

Однако при всем различии заявленных дефиниций, которое мы, конечно, будем учитывать в нашей работе, необходимо понимать, что база тестовых методик разрабатывается преимущественно для рассмотрения самоактуализации личности. Это связано, вероятно, с тем, что широкое поле понятия самореализации крайне проблематично изучать с учетом всех его составляющих. Оговоримся, что в свете последних научных тенденций мы также отказываемся сводить эти оба понятия как синонимичные, но опросный материал, материал методик изучения личности, будет ориентирован на самоактуализацию личности и, исходя из полученных данных, будет осуществлена попытка выйти на сферу самореализации.

Наша работа ориентирована на рассмотрение, прежде всего, профессиональной самореализации личности. Именно поэтому мы оговорим, что именно мы понимаем под профессиональной самореализацией.

Как известно, наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Особенно широкие перспективы самореализации открываются в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность занимает центральное место в жизни многих людей, отдающих ей основное время и силы. В рамках профессии развиваются способности, происходит карьерный и личностный рост, достигается определенный социальный статус, обеспечиваются финансовые основы жизнедеятельности. Следование своей профессии, использование профессиональных навыков -- один из существенных факторов достижения определенной степени жизненной успешности.

В процессе и результате профессиональной самореализации у человека формируется профессиональное сознание, для которого характерны следующие черты:

* сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;

* знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей;

* знание человека о степени его признания в профессиональной группе;

* знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач;

* представление о себе и своей работе в будущем .

По уровню развитости названных черт можно судить о степени реализованности человека в профессии.

Однако не всякое профессиональное занятие воспринимается человеком и является сферой самореализации. Не столь важно, какова конкретная профессиональная мотивация человека, она не всегда свидетельствует об активной самореализаци. К тому же осуществляемая преимущественно благодаря волевому напряжению деятельность является в высшей степени энергозатратной и потому утомительной, выматывающей, быстро приводящей к эмоциональному «выгоранию».

Профессиональное дело должно быть интересным, привлекательным для реализующего себя человека. При этом важно, чтобы основа привлекательности была обеспечена пониманием общесоциальной и индивидуальной ценности труда. Доминирование в иерархии ценностей человека ценностей труда практически является гарантией успешной самореализации.

Серьезное значение имеет ориентация человека на саморазвитие в профессии. Карьерные устремления человека также определяют возможность достижения успешной самореализации в данной сфере. Активное профессиональное самосовершенствование предупреждает возникновение «выгорания» .

Однако на современном этапе развития нашей страны проблемы самореализации оказываются отложенными на второй, а зачастую и на третий план. Социально-экономические условия вынуждают человека заботиться в первую очередь о вещах более насущных, о предметах первой необходимости. Именно из-за этого происходит общая деформация профессиональной мотивации человека. Правда, и в том случае, когда человек выбирает профессию без особого интереса, руководствуясь другими соображениями, не всегда оказывается, что путь к полноценной самореализации в профессиональной деятельности для него закрыт.

Процесс профессионального развития личности в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений. Профессиональное развитие как развитие субъекта профессиональной деятельности тесно взаимодействует с онтогенетической эволюцией психически функций и жизненным путем личности в обществе. В отечественной психологии эта теория получила разработку в трудах С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева . Не противоречат им и более современные исследователи. Так, например, вопрос о человеке как о субъекте в профессии, по мнению А. К. Осницкогорешается наличием «комплексного опыта», который включает в себя:

* ценностный опыт (связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений);

* операциональный опыт (включающий общетрудовые, профессиональные знания и умения саморегуляции);

* опыт рефлексии (знаний о своих возможностях в соотнесении с требованиями профессии);

* опыт привычной активизации (предполагающий предварительную подготовленность, оперативную адаптацию к изменяющимся условиям работы, расчет на определенные усилия и определенный уровень достижений успеха) .

Такой опыт субъектности обеспечивает человеку определенный Уровень успешности в любой сфере деятельности, в том числе и профессиональной. Чем шире диапазон ценностей личности, спектр ее компетентностей, чем глубже знания о себе и своих возможностях, чем выше уровень готовности к деятельности, к усилиям, -- тем результативнее самореализация.

Эффективное выполнение профессиональной деятельности, когда у человека хорошо получается то, что он делает, нередко сопровождается «пиковыми переживаниями», свидетельствующими о высоком уровне удовлетворенности человека полученными результатами. Пиковые переживания -- это состояния человека в моменты подъема, победы, вдохновения, окончания хорошо сделанного дела. В эти моменты человек чувствует себя наиболее интегрированным и «наполненным» позитивными эмоциями. Они доступны человеку в любой профессиональной сфере.

Важно понимать, что самореализация -- это «выбор человеком направления активности, сферы приложения сил, способа воплощения себя» . Этот выбор во многом определяется образом мира человека, оптимистическими или пессимистическими установками, осознанием себя, своего места в мире природы и среди людей.

Первый путь самореализации -- путь деятельности, творчества: вне деятельности самореализация невозможна, у человека нет другой возможности воплотить себя, кроме как делая что-то. Так как виды человеческой деятельности многообразны. Соответственно, столь же многообразны сферы самореализации.

Перспективы самореализации в профессиональной деятельности особенно широки. В рамках профессии развиваются способности, происходит карьерный и личностный рост, достигается определенный социальный статус, обеспечиваются финансовые основы жизнедеятельности.

Профессиональное дело должно быть интересным, привлекательным для реализующего себя человека. Серьезное значение имеет ориентация человека на саморазвитие в профессии. Карьерные устремления человека также определяют возможность достижения успешной самореализации в данной сфере. Активное профессиональное самосовершенствование предупреждает возникновение «выгорания».

2 . Эмпирическое исследование професси о нальной самореализации личности

2.1 Методики исследования самореализации личности

В нашей работе мы будем использовать две методики исследования самореализации личности. Они достаточно просты, однако рассмотрим каждую из них более подробно.

1. Методика экспресс-диагностики ситуативной самоактуализации личности (ССЛ)

Цель методики - диагностика степени самоактуализации, переживаемой человеком в различных жизненных контекстах (ситуациях). Методика представляет собой анкету, включающую 14 пар характеристик личности, отражающих состояние само актуализации человека в соответствии с описаниями самоактуализирующейся личности по А. Маслоу. Составляющие методику биполярные пары личностных особенностей представляют (по порядку) следующие эмпирические характеристики самоактуализирующихся людей:

1) чувство юмора;

2) сопротивление приобщению к культурным нормам; собственная система ценностей;

3) пиковые переживания; свежесть восприятия;

4) центрированность на проблеме ("выполняют некую миссию, имеют определенную цель жизни, решают какую-либо внешнюю задачу, что отнимает у них много сил и времени");

5) спонтанность;

6) принятие;

7) человеческое родство;

8) пиковые переживания;

9) автономия;

10) центрирование на проблеме; креативность;

11) автономия; склонность к уединению;

12) средства и цели;

13) чувство юмора; пиковые переживания;

14) креативность.

Для повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по количеству положительных и отрицательных шкал, которым соответствует равное количество пунктов опросника.

Высокие показатели по результатам теста свидетельствуют о высоком уровне самоактуализации-самореализации личности, проявляемом в конкретной ситуации (или жизненном контексте в целом). Человек в наиболее полной мере проявляет активность, свои способности, получает от этого удовлетворение; стремится к успехам в делах и добивается их; увлечен происходящим, которое наполнено для него смыслом; ведет себя естественно и непринужденно; способен сам контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.

Низкие показатели по результатам теста свидетельствуют о низком уровне самоактуализации-самореализации личности, проявляемом в конкретной ситуации (или жизненном контексте в целом). Человек переживает подавленность, напряжение и бессилие, неудовлетворенность собой и происходящим; невозможность реализации имеющихся у него способностей; неспособность достижения поставленных целей; зависимость от окружающих в принятии решений и в своих действиях, бессмысленность происходящего; неспособность самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.

Инструкция

Прочитав в предложенном ниже списке названия качеств личности, выберите из каждой пронумерованной пары то качество, которое свойственно Вам в большей степени, и поставьте в бланке ответов ту цифру, которая соответствует степени выраженности данного качества:

1 - качество, представленное в левом столбце, проявляется часто;

2 - качество, представленное в левом столбце, проявляется периодически;

3 - трудно сказать, какое качество проявляется;

4 - скорее проявляется качество, представленное в правом столбце;

5 - качество, представленное в правом столбце, проявляется часто.

Будьте искренними. Полученные результаты будут использоваться в целях повышения эффективности психологической службы.

Жизнерадостный

Переживающий разочарование, легко огорчающийся

Вынужден подчиняться обстоятельствам, нерешительный

Способный противодействовать обстоятельствам, решительный

Ироничный (недовольный происходящим)

Вдохновленный

Активный, деятельный

Сдержанный, подавленный

Естественный, непринужденный

Напряженный

Довольный собой, своими делами

Недовольный собой, критикующий себя

Оторванный от важных дел, переживающий разочарования

Причастный к общему делу, значимому для многих; достигающий высоких результатов в нем

Тяготящийся происходящим

Увлеченный происходящим

Стремящийся к изменениям, влияющий на происходящее

Вынужден приспосабливаться к происходящему

Решающий важные проблемы, принимающий важные решения, открывающий новое для себя

Вынужден приспосабливаться к происходящему, избегать проблем

Зависимый (несвоб.) в принятии решений (в своих действиях)

Свободный (независимый) в принятии решений (в своих действиях)

Добивающийся успехов в делах, в достижении поставленных целей

Вынужден бороться с неприятностями, проблемами, затрудняющийся в достижении поставленных целей

Переживающий негативные чувства (легко расстраивающийся)

Переживающий позитивные чувства, воодушевленный

Не проявляющий (в силу обстоятельств) себя

Проявляющий себя, свои способности

Какой Я вообще

(чаще всего)

Какой Я в ситуации успеха (удачи)

Какой Я в ситуации неуспеха (неудачи)

Ситуации могут быть взяты по усмотрению исследователя.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Цифровые ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии с ключом.

Ключ. В пунктах 2, 3, 7, 8, 11, 13, 14 цифра ответа соответствует получаемому баллу: т.е. за цифру 1 ставится 1 балл, за цифру 2 - 2 балла, за цифру 3 - 3 балла и т.д. В пунктах 1,4, 5, 6, 9, 10, 12 перевод цифр ответов в баллы осуществляется следующим образом: за цифру - 5 баллов, за цифру 2 - 4 балла, за цифру 3 - 3 балла, за цифру 4.

2 балла, за цифру 5 - 1 балл. Набранные баллы суммируются.

Вопросник самоактуализации личности

Теория самоактуализации А. Маслоу на законном основании входит в число наиболее популярных и влиятельных концепций современной психологии. Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица МаслоуЭвереттШострем. опубликовавшая в 1963 году вопросник Р01.В него вошли две основные шкалы личностной ориентации: первая.(временная), показывающая несколько человек склонен жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пытаясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), измеряющая способность личности опираться на себя, а не на ожидания или оценки других людей. Кроме того, имелось 10 дополнительных шкал, измеряющих такие качества, как самоуважение, спонтанность, бытийные ценности, позитивность взглядов на человеческую природу и др.

Вопросник Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я. Гозманом, Ю.Е. Алешиной, М.В. Загикой и М.В. Кроз) и опубликован в 1987 году под названием «Самоактуализационный тест». Ниже предлагается еще одна адаптация теста Р01, вопросник САМОАЛ. Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем обществе несбывшегося социализма и все никак не сбывающейся буржуазной демократии. Кроме того, существенным изменениям подверглась структура вопросника (типы шкал) и формулировки диагностических суждений. Первый вариант САМОАЛ создавался в 1993-1994 г., в его стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В. Лазукин.

ИНСТРУКЦИЯ:

Из двух вариантов утверждений выберите тот, который Вам больше нравится или лучше согласуется с Вашими представлениями, точнее отражает Ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.

Таблица. Тестовый материал

1. а) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас.

б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.

2. а) Я очень увлечен своим профессиональным делом.

б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь.

3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему обязанным.

б) Прин. услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему.

4. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах.

б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.

5. а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации.

б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение.

6. а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

7. а) Способность к творчеству - природное свойство человека.

б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству.

8. а) У меня не всегда хватает врем. на то, чтобы следить за новостями литер. и искус.

б) Я прил. силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.

9. а) Я часто принимаю рискованные решения.

б) Мне трудно принимать рискованные решения.

10. а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтер..

б) Я считаю недоп. дать понять чел., что он мне кажется глупым и неинтер..

11. а) Я люблю оставлять приятное "на потом".

б) Я не оставляю приятное "на потом".

12. а) Я считаю невеж. прерывать разговор, если он интересен только моему собесед..

б) Я могу быстро и неприн. Прер. разговор, интер. только одной стороне.

13. а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии.

б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо.

14. а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь.

б) Я себе нравлюсь.

15. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять.

б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

16. а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.

б) Интересное, творческое содержание работы - само по себе награда.

17. а) Довольно часто мне бывает скучно.

б) Мне никогда не бывает скучно.

18. а) Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность.

б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны.

19. а) Иногда мне трудно быть искренним.

б) Мне всегда удается быть искренним.

20. а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим.

б) Даже когда я себе нравлюсь, я пон., что есть люди, которым я неприятен.

21. а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать.

22. а) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне это не удается.

23. а) Эгоизм - естественное свойство любого человека.

б) Большинству людей эгоизм не свойственен.

24. а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопред. время.

б) Я буду искать ответ на интер. меня вопрос, не счит. с затратами времени.

25. а) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги.

б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.

26. а) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие.

б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие.

27. а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым.

б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим.

28. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют.

29. а) Стремясь разоб. в характере и чувствах окруж., люди часто бывают бестактным.

б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность.

30. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.

31. а) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю.

б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

32. а) Человек должен спокойно относ. к тому, что он может услышать о себе от других.

б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.

33. а) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо приносят пользу.

б) Усилия, кот. требует поз. истины, стоят того, ибо дост. удовольствие.

34. а) В сложных ситуациях надо действовать испыт. способами - это гарантирует успех.

б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.

35. а) Люди редко раздражают меня.

б) Люди часто меня раздражают.

36. а) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил.

б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.

37. а) Главное в жизни - приносить пользу и нравиться людям.

б) Главное в жизни - делать добро и служить истине.

38. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

39. а) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию.

б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.

40. а) Я верю в себя, когда чувст., что способен справ. с задачами, стоящ. передо мной.

б) Я верю в себя даже тогда, когда неспос. Справ. со своими проблемами.

41. а) Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами.

б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собст. интересах.

42. а) Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере.

б) Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессиональной области.

43. а) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям.

б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие.

44. а) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам.

б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.

45. а) Секс без любви не является ценностью.

б) Даже без любви секс - очень значимая ценность.

46. а) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника.

б) Я не чувствую себя ответственным за это.

47. а) Я легко мирюсь со своими слабостями.

б) Смириться со своими слабостями мне нелегко.

48. а) Успех в общ. зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому.

б) Успех в общении зависит от умения под. свои достоинства и скрыть нед.

49. а) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

б) Мое самоуважение не зависит от моих достижений.

50. а) Больш. людей привыкли действовать "по линии наименьшего сопротивления".

б) Думаю, что большинство людей к этому не склон-ны.

51. а) Узкая специализация необходима для настоящего ученого.

б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

52. а) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания и творчества.

б) В жизни очень важно приносить пользу людям.

53. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах.

б) Я не люблю споров.

54. а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами.

б) Подобные вещи меня не интересуют.

55. а) Человек должен труд, ради удовлет. своих потребностей и блага своей семьи.

б) Человек должен трудиться, чтобы реализ. свои способности и желания.

56. а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлен.

б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным.

57. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства.

б) Главное назнач. воли - подхл. усилия и увеличивать энергию человека.

58. а) Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями.

б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

59. а) Человеку свойственно стремиться к новому.

б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.

60. а) Я думаю, что неверно выражение "Век живи - век учись".

б) Выражение "Век живи - век учись" я считаю правильным.

61. а) Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве.

б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.

62. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен.

б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.

63. а) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую.

б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую.

64. а) Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим долгом.

б) Талант и способности значат больше, чем долг.

65. а) Мне хорошо удается манипулировать людьми.

б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.

66. а) Я стараюсь избегать огорчений.

б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возмож. огорчениями.

67. а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться.

б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться.

68. а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку.

б) Критика практически не влияет на мою самооценку.

69. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли.

б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

70. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общест. значимость.

б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.

71. а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области.

б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны.

72. а) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья.

б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

73. а) Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь.

б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

74. а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется.

б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.

75. а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б) Я думаю, что у чел. мало шансов прож. свою жизнь, как хотелось бы.

76. а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой.

б) Обычно оценить человека очень легко.

77. а) Для творчества нужно очень много свободного времени.

б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества.

78. а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте.

б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.

79 а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко.

б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации.

80. а) Я считаю себя творцом своего будущего.

б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.

81. а) Выражение "Добро должно быть с кулаками" я считаю правильным.

б) Вряд ли верно выражение "Добро должно быть с кулаками".

82. а) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.

83. а) Иногда я боюсь быть самим собой.

б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях.

б) Время от времени я склонен возвращаться к воспом. о прошлых неудачах.

85. а) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное.

б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непрем. должно быть что-то значит.

86. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

б) Замыкаясь в кругу собст. интересов, люди не понимают окружающих.

87. а) Я стараюсь не быть "белой вороной".

б) Я позволяю себе быть "белой вороной".

88. а) В доверительной беседе люди обычно искренни.

б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.

89. а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства.

б) Я никогда этого не стыжусь.

90. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю.

91. а) Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

б) Я редко прояв. свое располож. к людям, не будучи увер., что оно взаимно.

92. а) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими.

б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недов.

93. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.

94. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства.

б) Думаю, что в открытом выраж. чувств всегда есть элемент несдерж.

95. а) Я уверен в себе.

б) Не могу сказать, что я уверен в себе.

96. а) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений.

б) Достижение счастья - главная цель человеческих отношений.

97. а) Меня любят, потому что я этого заслуживаю.

б) Меня любят, потому что я сам способен любить.

98. а) Неразделенная любовь способна сделать жизнь невыносимой.

б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.

99. а) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному.

б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновата невним. собеседника.

100. а) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление.

б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле.

Таблица. Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами теста:

Обработка и интерпретация результатов теста

Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

· Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 546, 63б, 73а, 80а.

· Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б,72а, 81б, 85а, 96б, 98б.

· Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а,76а,82б,86а.

· Потребность в познании: 8б, 24б, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б,70б.

· Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б.

· Автономность: 56, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б,68б, 746,75а, 876, 92а.

· Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а,94а.

· Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б,47а,66б, 79б, 93а.

· Аутосимпатия: 6б, 146, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б.

· Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а.

· Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а.

Примечание: Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные - по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:

15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%.

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь "на потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни "здесь и теперь", способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат - это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А.Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию - бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А.Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

Подобные документы

    Анализ понятия "мотивации" и "самореализации" в психологии личности. Взаимосвязь самореализации и психологического здоровья личности. Организация и методика экспериментального исследования роли мотивации в самореализации личности, анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Социализация в подростковом возрасте как условие для самореализации личности подростка. Содержание понятия - самореализация личности. Теоретические основы процесса самореализации подростков. Самореализация личности подростка - эмпирическое исследование.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2008

    Сущность самореализации и ее значение для развития личности. Рефлексия как ключевое звено в определении ценностей самореализации. Исследование особенностей ценностных ориентаций личности студентов факультета Государственного и муниципального управления.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2009

    Психология творчества. Предрасположенность к творчеству. Психологические механизмы художественного творчества. Принципы интерпретации творчества. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации.

    реферат , добавлен 17.04.2003

    Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности. Схема системной детерминации развития личности.

    лекция , добавлен 25.04.2007

    Психология творчества, понятие предрасположенности личности к нему. Психологические механизмы художественного творчества. Принципы интерпретации творчества (философский, социологический, культурологический аспект). Потребность личности в самореализации.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2010

    Психологические подходы к проблеме самореализации личности в спорте как возможности проявить свое совершенство, используя физические качества для достижения результатов. Исследование взаимосвязи самореализации и мотивации спортивной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2011

    Психология творчества. Определение воображения. Предрасположенность к творчеству. Психологические механизмы художественного творчества. Принципы интерпретации творчества. Самореализация личности. Потребность личности в достаточной самореализации.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Изучение подходов к пониманию психического здоровья личности. Сущность и виды психогенных психических расстройств. Выявление взаимосвязи между уровнем психического здоровья испытуемых (студентов и работающих лиц) и их оценкой качества собственной жизни.

    диссертация , добавлен 16.12.2013

    Рассмотрение роли психического здоровья и эмоционального благополучия в пожилом возрасте. Изучение факторов риска проблем психического здоровья среди данной категории людей. Деменция и депрессия у пожилых людей. Типы приспособления личности к старости.

Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие факторы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессиональные и жизненные планы, способности и их проявление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по избираемой профессии, ее материальную и социальную значимость.

Согласно теории российского психолога Е. Л. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) соответствуют одному из пяти типов профессий: человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ. Экономические специальности, например, по данной классификации относятся к типу «человек - знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мысленно погружаться в мир условных обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Существуют и другие теории профессионального самоопределения. Например, в теории американского психолога Дж. Хоманда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформирован к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или конвенциональный тип. В качестве примера рассмотрим два последних типа личности:

Предпринимательский тип - рискованный, энергичный, властный, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом. В профессиональном выборе - все виды предпринимательства.

Конвенциональный тип - конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе - банковская служба, статистика, программирование, экономика.

После выбора профессии человек определяется со способом получения соответствующей специальности, места работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становлением и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности - это стабильность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных условиях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образованием, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование.

Самообразование
реализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, компетентной и конкурентоспособной личностью. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

Овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;
- профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.
- осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует несколько периодизаций профессиональный самореализации личности. Например, весь профессиональный путь человека психолог Сьюпер (США) разделяет на пять этапов:

Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.

Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девушки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты профессиональной карьеры, подбирают подходящую профессию и начинает ее осваивать.

Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной деятельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вершины профессионализма.

Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.

Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям личности.

Понятие личности, это переплетение культурных навыков и норм поведения человека, а также личный набор психофизических состояний и индивидуальных составляющих характера. В чём заключается реальное проявление самой личности, в искусстве написания картин, самовыражение в поэзии, создании шедевров архитектуры или всё намного сложнее? Этот вопрос открыт уже много веков и, наверное, есть повод разобраться.

Роль каждого индивидуума

Каждая личность без исключения, формирует общий портрет нашего общества. Оперируя своими желаниями индивидуум, вносит черты в картину окружающей нас реальности. Настроение, поступки, это лишь малые штрихи на большом полотне. Потребность реализовать себя в обществе вот, наверное, двигатель развития отдельного человека. Быть нужным и востребованным всегда и везде. Роль каждого человека очень важна для общества, семьи. Всё что мы видим вокруг создано многими личностями. Но с чего начать путь к реализации, знает, увы, не каждый член общества.

Условия саморазвития

Самореализация личности требует внутреннего потенциала, желаний, идей, лишь только потом возможностей. С годами накапливая личный опыт, мы чётче видим, почему не реализованы наши желания, а где они сбылись. Формируем призму восприятия и созреваем психологически, материально. Мы все становимся зрелыми, начинаем жить и делать, то, что будет полезно не только нам, но и другим. Отчего и получаем настоящее духовное удовольствие.

Конечно, механизм работает при условии, что наши мечты чисты и благородны, не затуманены жаждой славы или богатств. Иначе крах и одиночество на личном фронте или разочарование в профессиональной сфере. Богатство требует 90% времени, а слава многочисленных жертв. Где нет времени, там нет семьи, а слава удел людей с огромными комплексами. Ни о каком счастье и речи быть не может. Искать лучше в другом спектре, созидательном. Находить время для поиска себя, созидания.

Поиск себя

Разнообразные проявления сознательной деятельности, в рамках семьи и общества, безусловно, необходимы любому человеку. Общение с людьми, культурные мероприятия, отдых, работа. Совместные занятия спортом, туризмом. Всё это помогает самореализации, двигает вперёд. Но самыми важными критериями развития остаются внутренние достижения каждого, самовыражение, хобби. Без них личность не может реализоваться в полной мере. Вот здесь и стоит быть предельно внимательными. Стоит здраво оценивать все аспекты задуманного, проводя тщательный анализ внутреннего состояния. Выбор тем огромен, а времени само реализоваться не так много.

Взять в пример Стивена Кинга. Знаменитым писателем он стал благодаря жене, нашедшей его рукописи в мусорной корзине. Ему они казались пустыми и незначительными. Но ей, по крайней мере, они были интересными, важен был труд мужа, его самовыражение, цель. Кто не хотел бы заглянуть во вселенную глазами другого человека, понять по-другому суть вещей. Увидеть мир совсем другим. Наверное, каждый.

Анализ и вектор пути

Следует знать, что самореализация - это большой труд, работа над собой. Постоянный анализ самого себя и окружения. Развитие новых качеств, навыков, поиск целей. Проанализировав свои цели для самореализации и направление движения, выделить, стоит лишь главные. Не нужно распыляться на все идеи одновременно. Следует быть последовательными, копить знания, воплощать, несмотря на разные трудности. Мир априори нестабилен, но баланс между намерениями и их воплощениями должен быть всегда.

Задача человека и состоит в решении возникающих противоречий, поиска своего пути, создания для этого условий, которых может не быть, на данный момент вообще. Ищущий человек постоянно делает для себя новые открытия, само выражается и трудится. Открывает новые миры.

Один шаг к самореализации

Творчество может представлять для разных людей особую, индивидуальную ценность. Мера подобного творчества может кардинально отличаться у разных людей, отсюда берутся разные вкусы. Одному человеку нравится заботиться о саде, другому строить корабли. Здесь и кроется тайна самореализации. В чувстве побуждения, в самой мотивации. Иногда мы слышим слова - «Сильная личность». Что это, определение? Восхищение? Возможно.

Почему тогда некоторые люди находят себя, а другие нет. Ответ прост: много лишних и чужих мотиваций. Распыление и слабая связка мыслей, целей, мотивов. Хочется многого, а делать при этом ничего не хочется. Лень, так сказать. Увидеть же эту лень не дают: гордость, возвышенность, Эго. Мы выше «этого», говорят многие. Мы знаем «это», говорят вторые. На самом деле хвастун только проигрывает от приукрашивания своих знаний. Встретить такой портрет общества можно почти повсюду.

Методы самореализации:

С чего начать? С внутреннего движения. Требуется сделать лишь только один шаг, но осознанный, выверенный, чёткий. Шаг вперёд по своему пути, разные примеры здесь слабо помогут. Стройте свой мир, индивидуальный.

· Захотели производить практичные вещи и атрибуты для туризма. Прокатитесь с экскурсией по ателье. Посмотрите производство и откройте много интересного для себя. Там можно увидеть всевозможные застёжки, ранцы, походные сумки, идеи как это сделать.

· Заинтересовались сферой обслуживания, отлично. Пройдите всё - от начала до конца. От гардеробщика в ресторане до управляющего. Получите знания и заработную плату. Потом легко будет открыть сервисный центр по оформлению банкетов, свадеб, юбилеев.

· Любите природу, животных прекрасно. Границ нет. Просчитайте план по разведению пушистых, ангарских кроликов. Заключите договора с зоомагазинами, и живите в гармонии. К реализации любой цели нужно идти.

Необязательно быть хорошим художником или знаменитым поэтом, чтобы достичь гармонии и быть сильной личностью. Просто будьте индивидуальны и целеустремлённы. Вот весь секрет и самореализация личности. Пусть сбудутся все ваши мечты и желания.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не, только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в "стремлении к удовольствию", присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентификации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего "Я". Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентификация и есть то "ощущение", которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о "Я", и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием "второй человеческой природе", которая включает в себя:

а) трудовой способ существования;

б) наличие сознания;

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал "общественным животным". Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации "вообще".

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее, важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не, только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении "играть" на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.

Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии Христианская психология - это учение о человеке в его духовной динамике, в "духовной брани", в его отношении к господу.

В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости. Самость - гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом, это есть "центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности". Сознательное ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного, к нравственным идеалам.

Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении"".

Это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полу- сформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархинизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.

Взглядам Понамарёва близка позиция А. Маслоу. Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, "наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими" здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без бога - снова проникновение в самость, прислушивание к "истинному голосу самости". Предполагается, что в основе в "первичных процессах познания", близких к "здоровому бессознательному" (а. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития. Снова, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.

Самость, самостояние человека - это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, - залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.

Накопление ценностей души происходит в духе неуклонно-поступательного развития, перенесенного в сферу индивидуальной психики, хотя возможность отступления - отрицательного духовного движения - также предусмотрена. Слабое место гуманистической концепции творческой самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении о скрытой мудрости организма и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при открытости сознания всем слоям опыта. Человек, как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей - благо для личности и ее социального окружения. Источник добра, имманентный человеческой природе, подсказывает верный выбор. Если самость, высшая и последняя инстанция психики, разумна, то ее голос безошибочен. Важно уметь услышать его подсказку среди других голосов.

В общем смысле самореализация личности — это деятельность, присущая психологически зрелым, по своему уникальным и имеющим собственную индивидуальность людям. Конечно, продолжительность жизни определяется высшими силами, но глубина и ширина жизненного пути зависят только от личности. Проблема самореализации достаточно распространенная. Как найти себя в обществе, какие факторы необходимы для успешной реализации себя, как успешной и гармоничной личности.

Что такое самореализация личности

Самореализация личности — это способность пройти путь самопознания и принять себя, найти собственную нишу и в полной мере раскрыть свои способности, раскрыть весь потенциал и получить удовольствие от каждого поступка и .

Многие психологи отмечают, что проблема самореализации требует всестороннего изучения и профессионального решения. В современной жизни часто встречается две категории людей:

  • первая категория долгие годы занимается , но погружается в бушующий жизненный океан, не реализовав уникальные возможности и таланты;
  • вторая категория не предпринимает попыток раскрыть себя не задумываясь о том, что такое самореализация и проживает отведенные годы впустую.

Еще один пример – прекращение финансирования успешного научного проекта. В связи с этим профессиональная самореализация ученого невозможна.

Потребность в самореализации, как матери, испытывает каждая женщина. Невозможность реализовать свое прямое предназначение на фоне постоянного одиночества трансформируется в алкогольную зависимость.

Основные условия личностной самореализации

Профессор школы социальной экологии Сальваторе Мадде в своих трудах определил факторы, способствующие самореализации личности.

  • Свобода, как условие самореализации личности.
  • Чувство абсолютного контроля над собственной жизнью.
  • Способность адаптироваться в жизненных условиях.
  • Спонтанность в принятии решений.
  • Наличие творческого потенциала.

Это важно! Очевидно одно – полноценная, успешная социальная и творческая самореализация личности возможна только при наличии уверенности в собственных силах и целеустремленности. Только при условии определенного жизненного азарта, трудолюбия и понимая поставленной цели можно стать
.

Движущие силы самореализации

Творческая самореализация

Творческая самореализация личности предполагает успешное применение талантов. При этом речь идет не только об искусстве, но и о научной деятельности. Для творческих личностей жизненно необходимо создать шедевр в искусстве, сделать научное открытие. Эти возвышенные стремления становятся мотивацией на творческую самореализацию своего таланта.

Это важно! Психологи отдельно выделяют самореализацию для женщины, которая, как правило, трактуется предназначением, заложенным природой, — найти любовь, создать семью, родить ребенка и воспитать его.

  1. Прежде всего, нужно грамотно и реально оценить собственные таланты и способности. Для этого психологи рекомендуют взять лист бумаги, создать спокойную, расслабляющую обстановку и записать качества и увлечения, над которыми необходимо работать.
  2. Честно и беспристрастно запишите все черты своего характера, независимо от того, насколько они ценятся обществом.
  3. Перечислите все виды деятельности, в которых вам хотелось бы реализовать себя. Вспомните о своих мечтах, чем вам хотелось заниматься в детстве. Как отмечают психологи, детские мечты отражают истинную личность человека. Напротив каждого вида деятельности запишите необходимые , которые помогут добиться успеха. Ведь только в происходит самореализация личности.
  4. Сравните списки и таким образом, вы увидите, какой вид деятельности подходит вам лучше всего. На первый взгляд, такой способ подходит только для подростков, которые не определились с профессией. Тем не менее, по статистике, большинство взрослых не удовлетворены своей работой и хотели бы сменить вид деятельности. Такая неудовлетворенность продиктована, прежде всего, неумением правильно определить свои таланты и расставить жизненные приоритеты.
  5. Многие ошибочно полагают, что реализовать себя можно только в профессиональной деятельности. Однако это всеобщее заблуждение. Необходимо абстрагироваться от традиционных взглядов и оценить себя всесторонне. Вполне возможно, что человеку удастся проявить себя во время отдыха или, занимаясь любимым хобби. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие – это основной признак того, что стратегия самореализации выбрана верно и проходит успешно.

Смотрите на видео — мнение эксперта о самореализации личности и поиске достойной цели в жизни.