Христианская эпоха 30 Образование в Иерусалиме первой христианской экклесии, которая называлась иногда назорейской (Деян.24:5), иногда - эбионитской (Иак.2:5; Гал.2:10).Ок. 35 Казнь Стефана (Деян.6:8–7:60).35 - 39 Луций Вителлий, отец будущего императора Вителлия, - легат в Сирии и

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Основные сочинения Фотия 1. «Библиотека» ? большой труд, представляющий значительный научный интерес, был написан еще до того, как Фотий стал патриархом. Название «Библиотека» было дано издателями этого труда. Он состоит из обзоров книг, прочитанных Фотием и его

Из книги Том 7. Письма автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Письмо архимандрита Фотия к святителю Игнатию Радуйся, отче преподобие,достоблаженне Игнатие!Радуюсь о тебе и Христа Бога благодарю, что ты печешися о стаде твоем, любишь не токмо своих чад, но и приходящих милосердуешь недужных. Твоя любовь молит, дабы я принял к себе

Из книги Жития Святых - месяц май автора Ростовский Димитрий

№ 3 Постриженик архимандрита Фотия, иеромонах Аникита (Шихматов) 16 мая 1837 г. святитель Игнатий неожиданно получил письмо из Афин - от иеромонаха Аникиты.Иеромонах Аникита, в миру князь Сергий Александрович Ширинский-Шихматов (1783–1837) - интереснейшая личность,

Из книги Как читать Библию автора Мень Александр

XIII Письма цензора, архимандрита Фотия, к святителю Игнатию № 1 Счастливым почитаю себя, что получил милостивое рукописание Вашего Преосвященства, сугубо счастлив, что выпал мне, - и верно, выпал от руки Божией, - благой жребий - прочитать произведения Ваши. Это

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

Из книги Войны за Иисуса [Как церковь решала, во что верить] автора Дженкинс Филипп

Глава XIX Борьба патриарха Фотия с папой Николаем и его преемниками. 842–886 гг Как бы ни возвысилось теперь значение пап, но Восток не признавал их главенства. Восточная Церковь, сильная древним преданием, постоянно отвергала притязания римских первосвященников, для

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Том 2. Эпоха пророков. Священная письменность времен Второго Храма Раздел I Эпоха

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна

Эпоха нетерпимости Пульхерия в большей мере, чем ее современники, мечтала о создании не просто христианской империи, но империи, которая воюет за истину и стремится к единообразию веры, то есть за такой режим, который применяет всю свою силу, чтобы установить повсеместное

Из книги Аскетические творения автора Подвижник Марк

Перенесение честных мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, Киевских и всея России чудотворцев В апреле месяце 1472 года во время княжения христолюбивого великого князя всея России Иоанна Васильевича при преосвященном митрополите Филиппе в славном городе Москве

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Сбор информации о гонениях в комиссии Священного Собора и в канцелярии Святейшего Патриарха Тихона. Распространение посланий Патриарха Начало вытеснения объективных данных о событиях в Русской Православной Церкви из информационной среды было положено уже декретом

Из книги автора

Святителя Фотия, патриарха Константинопольского, свидетельство о книге преподобного отца нашего Марка Мы прочли книгу Марка инока, [состоящую] из восьми слов, из коих [первое] имеет заглавие «О законе духовном» и полезно имеющим произволение проходить подвижническую

Борьба патриарха Фотия с папой Николаем и его преемниками. 842–886 гг

Как бы ни возвысилось теперь значение пап, но Восток не признавал их главенства. Восточная Церковь, сильная древним преданием, постоянно отвергала притязания римских первосвященников, для которых главной целью устремлений стала задача - подчинить ее себе. Во второй половине IX века представились, видимо, удобные для этого обстоятельства. В Константинопольской Церкви, едва вздохнувшей от иконоборческой бури, возникли новые волнения, и враждовавшие партии сами предоставляли папе возможность вмешаться в их дела. Конечно, папа Николай с радостью воспользовался таким случаем, чтобы упрочить свои притязания на всемирное владычество.

Святитель Фотий, патриарх Константинопольский

В 842 году в Константинополе был возведен на трон малолетний император Михаил III, регентами при котором находились его мать, Феодора, и ее брат, кесарь Варда, человек умный и способный, но властолюбивый и безнравственный, который получил сильное влияние на молодого императора, угождая ему и потворствуя его порокам. Михаил, думая только о суетных удовольствиях, охотно предоставлял Варде бремя государственных забот, даже и тогда, когда вышел из-под опеки. Оба тяготились присутствием Феодоры: Варда потому, что желал править один, Михаил потому, что строгая Феодора мешала шумным и бесчинным увеселениям двора. Таким образом возникли при дворе две партии. За Феодору была большая часть духовенства, в особенности святой патриарх Игнатий (846–857), сын бывшего императора Михаила Курополата, глубоко уважаемый за святую жизнь. Варда потребовал от патриарха, чтобы он постриг в иночество Феодору и ее дочерей. Патриарх не согласился, он часто укорял Варду за его развратную жизнь и наконец в великий праздник в присутствии всего народа не допустил его к причащению Святых Тайн. Варда в гневе низложил Игнатия и отправил его в ссылку.

Надо было избрать нового патриарха. Канонические правила запрещали вмешательство гражданской власти в назначения на церковные должности, и еще недавно VII Вселенским Собором это запрещение было повторено, но правители Византии, имевшие в руках силу, мало стеснялись церковными правилами и произвольно низвергали и назначали патриархов, что, однако, всегда приводило к волнениям в народе. И теперь беззаконное низложение всеми уважаемого Игнатия произвело много ропота и негодования. Игнатий хотя и изъявил согласие на отречение, но многие считали это согласие вынужденным. Варда видел необходимость избрать человека вполне достойного высокого сана патриарха. Только это могло бы хоть сколько-нибудь загладить его беззаконный поступок, и выбор действительно пал на такого человека. Фотий, племянник бывшего патриарха Тарасия, сын и внук мучеников за Православие, был известен во всей империи своим умом, ученостью, преданностью Церкви. Он пользовался всеобщим уважением, занимал высокие государственные должности: был начальником царской гвардии, первым государственным секретарем и членом сената, возглавлял посольство, но среди шума придворной жизни он с пламенной любовью изучал науки и слово Божие. Не было науки, не знакомой ему. Он занимался и филологией, и философией, и медициной, и историей, и законоведением, и словесностью. Вокруг него, в его доме, собирались достойнейшие и ученейшие мужи Царьграда, глубоко уважавшие его. И таково было его влияние на ход образования, на весь ученый мир, что век, в котором он жил, и доселе называется в истории веком Фотия. Против такого выбора возражения были невозможны. Большая часть духовенства была предана Фотию, и на Соборе, в котором участвовали и приверженцы Игнатия, только пять голосов было против избрания Фотия в патриархи. Но сам он нисколько не желал предлагаемого ему сана и отвечал отказом. «И не испытав на самом деле, - писал он впоследствии, - я чувствовал себя недостойным архиерейской и пастырской должности; в то же время смущало меня ожидание неприятностей, ныне обуревающих мою душу. Я плакал, умолял, употреблял все меры, чтобы отклонить избрание, умоляя, чтобы пронесли мимо меня чашу многих и многообразных забот и искушений. Поэтому так я и упорствовал, когда влекли меня к принятию священного сана».

Нет повода сомневаться в искренности этих слов. Положение Фотия, высокое и независимое, давало ему досуг для любимых им занятий, а сан патриарха при таком правителе, как Варда, так беззаконно поступившем с Игнатием, предоставлял лишь ряд забот и неприятностей. Фотий несколько раз повторял свой отказ и не ранее, чем через месяц после низложения Игнатия, уступил наконец усиленным просьбам императора, который в сопровождении духовных лиц приходил умолять его. В продолжение шести дней прошел он все церковные степени и был посвящен в патриархи.

Конечно, не раз пожалел Фотий, что согласился занять место, упраздненное насильственным и произвольным действием. Ожидаемые неприятности обрушились на него со всех сторон. Игнатий, согласившийся вначале отречься от патриаршего сана, теперь настаивал на том, что он законный патриарх. Враги Варды держали его сторону, и часть духовенства не признавала Фотия. Варда употреблял силу, чтобы сломить упорство непокорных ему. Игнатий и его сторонники подверглись жестоким преследованиям; многие претерпели заточение, истязания, лишение имущества. Подобные действия вредили Фотию, хоть он и не был в них виновен, а, напротив, всячески старался удержать Варду и склонить его к кротости и снисходительности. При дворе бесчиние дошло до высшей степени: молодой император открыто глумился над Церковью и ее святыми обрядами, а его любимой забавой стало передразнивание с пьяными придворными священнодействий Церкви. При этих возмутительных забавах некоторые из его приближенных назывались епископами, а один из придворных сановников представлял патриарха. «Игнатий, - говорил Михаил, - есть патриарх Феодоры; Фотий - патриарх Барды; а Феоктист - мой». Фотий старался положить конец такому кощунству, но враги обвиняли его в потворстве порокам императора, и патриарх, поставленный недостойным Вардой, нес всю тяжесть действий и виновности своего покровителя.

Собор, созванный в Константинополе, произнес низложение Игнатия, основываясь на его отречении. Но это не поправило дела; волнение все росло. Как это случалось и прежде при соперничестве двух столиц христианского мира, недовольные Константинополем жаловались в Риме. Теперь, более чем когда- нибудь, низложенный Игнатий и его сторонники могли надеяться найти поддержку со стороны папы, так высоко поставившего звание Римского епископа и отстаивавшего независимость духовной власти от власти гражданской.

Фотий решил созвать Собор и просил папу принять участие в нем. Собор должен был решить кроме дела об Игнатии и некоторые другие церковные вопросы, оставшиеся нерешенными после иконоборческих смут. Император написал письмо папе Николаю; написал к нему и Фотий, извещая его о своем посвящении в патриархи, прося о его братском расположении и приглашая его принять участие в предполагаемом Соборе. Письмо было написано с тем чувством уважения, какое всегда оказывалось епископу Рима, древней, первой столицы империи, но не в том смысле захотел понять его Николай. Он отвечал крайне высокомерно, присваивая себе права главы Церкви и верховного судьи в церковных делах. Он выражал свое неудовольствие за то, что без его ведома и согласия, якобы вопреки церковным законам (такой закон значился только в вымышленных декреталиях) был созван собор, низложивший Игнатия; за то, что в патриархи избран мирянин, - и наконец писал Фотию, что не может признать его, пока не исследует дела через своих легатов, которых присылал на Собор. В то же время он требовал возвращения Иллирика и доходов с областей, отнятых Львом Иса-врянином.

Собор открылся в 861 году в присутствии более трехсот епископов, среди которых были и папские легаты, два епископа. Собор подтвердил низложение Игнатия и признал Фотия законным патриархом. Вместе с постановлениями Собора Фотий отправил папе Николаю письмо, в котором с утонченной вежливостью, но искусно и твердо отрицал все притязания, предъявленные папой. Нельзя ставить ему (Фотию) в укор, писал он, нарушение законов, неизвестных Церкви (тем намекая на подложные законы, на которых папа основывал свое право на главенство). Что же касается его избрания в патриархи из мирян, то этому было множество примеров в церковной истории на Востоке и на Западе. Впрочем, с первых времен христианства существовали в разных Церквах разные обычаи, что не мешало общению, пока эти разности не касались сущности догматов. И Римская Церковь не раз отступала в обычаях и обрядах от постановлений древней Апостольской Церкви. Причем, указывая на эти отступления, он убеждал папу соблюдать и то древнее постановление, по которому не допускалось, чтобы епископ чужой страны или патриарх принимал и разбирал жалобы лиц, недовольных своим духовным начальством и не получивших от своего епископа доверительных грамот. На требование папой Иллирика не было ответа.

Папа Николай был, конечно, крайне недоволен. Он созвал собор в Риме, низложил своих легатов, как подкупленных Константинополем, объявил Игнатия законным патриархом, Фотию объявил анафему и грозил тем же и императору Михаилу III, если он не приведет в исполнение его постановлений. Но Михаил отвечал очень грубым письмом, в котором писал, что Фотий прав и что папу не признавали судьей в этом вопросе. Папа продолжал настаивать, но безуспешно.

Фотий между тем деятельно занялся церковными делами. Болгарский князь изъявил желание принять христианскую веру, и Фотий послал к нему проповедников и священников, письменно объяснил ему догматы веры и правила христианской жизни. К моравским князьям отправил учителей Константина и Мефодия, которые понесли в славянские земли слово Божие на славянском языке и тем положили в этих странах прочное основание христианскому просвещению; старался он привлечь и Армянскую Церковь к союзу с Православной Церковью. Однако болгарские дела повели к ускорению разрыва между Римом и Константинополем и вызвали против Фотия новые проклятия от римского епископа.

В то самое время, как греческие проповедники трудились в распространении христианства в Болгарии, тайные агенты папы внушали новообращенным сомнения в чистоте учения Восточной Церкви. Они говорили, что им проповедуется не истинное христианство, потому что истинная вера может быть распространяема только через посланных от папы, наместника апостолов и главы Церкви; что Таинства, совершаемые женатыми греческими священниками, недействительны. Волнуя таким образом новообращенных, они в то же время старались внушать и болгарскому князю, что зависимость Болгарии от Греции в церковном отношении может привести и к зависимости политической и что ему гораздо безопаснее войти в сношения с Римом, чем с Константинополем. В то же время император Людовик угрожал Болгарии. Болгарский князь, в тревоге и недоумении, решил просить помощи и совета у папы. Папа Николай написал письмо, в котором преподавал ему правила христианской нравственности, учил покорности Риму и, между тем, поспешил отправить в Болгарию епископа и священников, которые стали уничтожать все, что сделали греки. Они вновь помазывали крещенных св. миром, уверяя, что миропомазание, совершенное греческими священниками, недействительно; установили безбрачие духовенства, пост по субботам и другие нововведения латинской Церкви; вводили измененный Символ веры, восставали против употребления народного языка в богослужении и гнали греческих проповедников. Фотий, узнав об этом, окружным посланием известил Восток о делах папы в Болгарии и, указав подробно на все отступления Римской Церкви от древнего Православия и в догмате, и в обрядах, приглашал восточных патриархов и епископов на Собор в Константинополь. В 867 году Собор осудил нововведения Западной Церкви и определил низложить папу Николая. Около тысячи епископов подписали постановления Собора, и решено было просить содействия императора Людовика, тоже встревоженного властолюбивыми притязаниями папы Николая.

Святой равноапостольный князь Борис Болгарский

Эти действия Фотия, и в особенности обвинения Западной Церкви в отклонении от догматов Апостольской Церкви, раздосадовали папу. Мы видели, что нововведение в Символе было решительно осуждено одним из предшественников Николая, папой Львом III. Доски, поставленные им в храме св. Петра, свидетельствовали о справедливости слов Фотия. Но папа Николай не захотел в этом сознаться. Он написал галликанским епископам, чтобы они защищали новое учение, выраженное в Символе. Появилось действительно несколько сочинений в защиту мнения, выраженного словами «и от Сына»; самые замечательные из этих сочинений были написаны епископом Енеем Парижским и иноком Корвий-ского монастыря Ратрамном. С этих пор нововведение в Символе, которое было до того лишь частным мнением, утвердилось на Западе как догмат веры.

Между тем обстоятельства очень изменились. Папа Николай скончался в 867 году, и в тот же год был удален и Фотий. Василий Македонянин, любимец императора, умертвил его и занял престол. Фотий бесстрашно укорял цареубийцу, и Василий, лишив его сана и заключив в монастырь, возвратил Игнатия на Константинопольскую кафедру.

В Риме торжествовали по поводу низложения Фотия. Император Василий желал сближения с Западом, и потому папа мог надеяться, что ему во многом уступят. Преемник Николая, Адриан II, на соборе в Риме в присутствии посланных из Греции повторил анафему Фотию и убедил императора созвать в Константинополе Собор для суда над ним. Однако около двух лет собирали епископов, которые согласились бы осудить Фотия, но все-таки нашли их весьма малое число. Почти все духовенство было горячо предано патриарху, так твердо защищавшему независимость Церкви и чистоту ее учения, так ревностно исполнявшему свои обязанности. Но наконец Собор торжественно открылся в 869 году. Папа прислал двух легатов. Так как три восточных патриарха не прислали уполномоченных, то в виде уполномоченных от них выставили сарацинских поверенных, приезжавших для выкупа пленных. Вообще, действия этого собора стали позором для греков и торжеством латинян: признана была духовная власть папы над всей Церковью, а Фотий предан проклятию. Постановления Собора 869 года, который до сих пор латиняне называют восьмым вселенским, вместо чернил подписали евхаристической Кровию. Фотий, призванный на Собор как обвиненный, не признал законности его постановлений. На вопросы легатов он не отвечал, против их обвинений не возражал и поразил всех своим величием и достоинством. Некоторые епископы не побоялись и на Соборе с твердостью защищать действия Фотия, объявляя, что постановления Собора ничего не значат, когда они не согласованы с церковными законами; что посвящение Фотия законно и поступки его справедливы. Их низложили и предали анафеме так же, как и Фотия. Его же подвергли тяжкому заточению. Около месяца бывший патриарх был опасно болен, но к нему не допускали даже врача и прислуги; отняли у него книги. Семь лет провел Фотий в таком суровом заключении и явил величие и твердость духа, которых не отрицают даже и враги его. Все переносил он с невозмутимым спокойствием, не смущался анафемой, произнесенной над ним. «Анафема, - писал он одному другу, - произносимая проповедниками истины против нечестия - казнь страшная; но произнесенная врагами истины поражает только тех, кто произнес ее; а невинному вместо казни готовит неувядаемую, нетленную славу». «Истинное божественное блаженство почерпается только из источника словес Божиих и занятия ими, - писал он. - О чем же мне должно заботиться, не обращая внимания на скорбь? О том, чтобы сохранить душу неприкосновенной и неповрежденной от стрел греха; и если какая из них поразит душу и даже нанесет ей язву, возбуждать к излечению раны и восстановлению здоровья. Все же прочее: слава и богатство, красота и сила, могущество и зрелость тела, и более их драгоценная сила слова - все это лишь призрачные представления».

Между тем и так называемый «восьмой вселенский собор» не восстановил мира между Римом и Константинополем. Во-первых, подписанные всеми присутствовавшими постановления Собора не достигли Рима. Они были украдены у легатов во время обратного пути. Многие винят в этом греков, якобы желавших уничтожить свидетельство их позорных уступок. Во-вторых, папе не уступили по делу о Болгарии. Болгары к этому времени убедились, что латиняне ищут над ними только преобладания, и снова обратились к грекам. Тщетно папа настаивал на своих правах относительно Болгарии. Патриарх Игнатий по просьбе присланных в Константинополь болгар посвятил для их страны епископа и отправил туда священников. Папа объявил и ему анафему, которую повторял и преемник Адриана Иоанн VIII. Но Василий, утвердившийся на престоле, теперь мало заботился о хороших отношениях с Римом. После семилетнего тяжкого заключения Фотий был опять призван ко двору; император, уважавший ученость, вверил ему воспитание своих детей. Первым желанием Фотия было примирение с Игнатием.

Прежние противники, увидевшись, пали друг другу в ноги и просили прощения один у другого. Самая искренняя дружба заменила прежнюю вражду. Когда Игнатия постигла предсмертная болезнь, Фотий навещал и утешал его. Фотию поручил он, умирая, своих близких и друзей.

После смерти Игнатия Фотий занял его место (879), и мудрый папа Иоанн VIII, желавший мира с Византией, объявил в Риме недействительными все осуждения и анафемы, произнесенные на Фотия и на собор, созванный в Константинополе, послал своих легатов, которые должны были признать Фотия за законного патриарха при условии уступки Болгарии. Но Фотий, конечно, не ждал дозволения папы, чтобы считать себя законным патриархом. Под его председательством открылся многочисленный Собор, который отверг все постановления Собора 869 года, вновь повторил запрещение прибавлять что-либо к Никео-Константинопольскому Символу и подтвердил равенство прав Римской кафедры и Константинопольской. Все это подписали и папские легаты, надеясь своей уступчивостью достигнуть желаемого преобладания в Болгарии. Но Фотий не уступил и Болгарии. Тогда после возвращения легатов из Рима вновь посыпались проклятия на Фотия. Повторяли их и преемники Иоанна. Наконец врагам Фотия удалось возбудить против патриарха подозрения нового императора Льва, который низложил его.

Великий защитник Православия скончался в монастыре, под анафемой папы и в немилости у греческого императора, в 886 году.

Имя Фотия доселе ненавистно латинянам, которые даже именуют ересью Фотия греческое Православие, как будто Фотий ввел что-нибудь новое, а не защищал древние апостольские правила. Мы же произносим это имя с глубоким уважением, как имя защитника свободы Церкви от властолюбия пап, потому что на Западе истинное учение все больше омрачалось произвольными нововведениями. Разрыв между Римом и Константинополем определился резче; попытки к примирению оставались безуспешны, потому что уже совершились слишком важные отступления Рима от древнего Православия. Римская Церковь не хотела сознаться в них, а, напротив, отстаивая свои мнимые права, все больше и больше удалялась от истины и шла все дальше по ложному пути.

Поход Олега на Византию (907 г.). Миниатюра

Спор с Западной Церковью подал повод Фотию написать несколько догматических сочинений относительно вопросов, разделявших Церкви. Он написал книгу «Тайновод-ство о Святом Духе»; в «Окружном послании» обличал произвольные нововведения Запада. Кроме того, сохранилось много его сочинений и в ином роде: против павликиан, «Библиотека», в которой критически рассмотрено до 286 сочинений, пояснения на Св. Писание, несколько проповедей и поучений, отличавшихся глубиной мысли и живым красноречием. Для нас замечательны три его «Слова» о нападении на Константинополь руссов, ведь последствием этого нашествия руссов на Константинополь было крещение киевских князей Аскольда и Дира и многих киевлян.

Из книги Священный вертеп автора Таксиль Лео

СПОР МЕЖДУ ПАПОЙ И ИМПЕРАТОРОМ. Стравив Англию и Испанию, Сикст пятый обратил свой взор к Германии и предложил епископам и католическим орденам не подчиняться императору Рудольфу второму.Германский посол при римском дворе выразил энергичный протест от имени императора.

Из книги Настоящая помощь в трудный час. Помощь тех, кто всегда помогал людям! Энциклопедия самых почитаемых святых автора Чуднова Анна

Свидетельства чудес, сотворенных Николаем Чудотворцем 22 мая, в день памяти перенесения мощей Святителя Николая, послушница Пюхтецкого монастыря В., собираясь на службу, подумала: «Как хочется апельсинчиков!» Служба в этот день всегда бывает в Никольском храме, который

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Основные сочинения Фотия 1. «Библиотека» ? большой труд, представляющий значительный научный интерес, был написан еще до того, как Фотий стал патриархом. Название «Библиотека» было дано издателями этого труда. Он состоит из обзоров книг, прочитанных Фотием и его

Из книги Том 7. Письма автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Письмо архимандрита Фотия к святителю Игнатию Радуйся, отче преподобие,достоблаженне Игнатие!Радуюсь о тебе и Христа Бога благодарю, что ты печешися о стаде твоем, любишь не токмо своих чад, но и приходящих милосердуешь недужных. Твоя любовь молит, дабы я принял к себе

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

С каких пор римского первосвященника стали называть папой? Заявляя свои претензии на главенство в христианской церкви, римские епископы претендовали на особый титул, который выделял бы их из среды других христианских епископов. Марцеллин (296–304) заимствовал этот титул с

Из книги Материалы сайта Savetibet.ru (без фотографий) автора Гьяцо Тензин

Из книги Материалы сайта Savetibet.ru автора Гьяцо Тензин

Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестен

«Назовете его Николаем» Вера Ивановна Барышева поведала одну историю перед своей кончиной, последовавшей в 1981 году.* * *…Моя подруга Екатерина хорошо знала батюшку Серафима еще по Лавре. Она жила с мужем в Лигово, и до октябрьского переворота они имели небольшую

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Глава XIX Борьба патриарха Фотия с папой Николаем и его преемниками. 842–886 гг Как бы ни возвысилось теперь значение пап, но Восток не признавал их главенства. Восточная Церковь, сильная древним преданием, постоянно отвергала притязания римских первосвященников, для

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Встреча с чудотворцем Николаем (Рассказ Светланы) Это еще при советской власти было…Поехала я тогда тетку навестить в поселке. И, когда уже прощались, она попросила передать в церковь от нее сто рублей…- Хорошо! - кивнула я. - А что сказать-то, на что эти деньги…- Да

Из книги Сегодня ли дают печать антихриста? автора Кураев Андрей Вячеславович

Беседа со старцем отцом Николаем (Гурьяновым) О. Тихон: - Отец Иоанн говорит: сами номер просить не будем, вот этот ИНН, если дают - не отказываемся. Отец Кирилл говорит: я лично брать не буду, а остальные - как по совести. А Вы что скажете?О. Николай: - Что это?О. Тихон: - По

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна

Сбор информации о гонениях в комиссии Священного Собора и в канцелярии Святейшего Патриарха Тихона. Распространение посланий Патриарха Начало вытеснения объективных данных о событиях в Русской Православной Церкви из информационной среды было положено уже декретом

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

«Успела попрощаться с папой» Мне Матронушка всегда помогает. Но был один такой случай, о котором я хочу вам рассказать.Мне позвонили и сказали, что мой папа умер и мне срочно надо ехать на похороны. Было это летом, и билетов в южном направлении не было. Мне подсказали, что

Из книги Очерки по истории Вселенской Православной Церкви автора Дворкин Александр Леонидович

II. Эпоха патриарха Фотия. Миссия свв. Кирилла и

Из книги Аскетические творения автора Подвижник Марк

Святителя Фотия, патриарха Константинопольского, свидетельство о книге преподобного отца нашего Марка Мы прочли книгу Марка инока, [состоящую] из восьми слов, из коих [первое] имеет заглавие «О законе духовном» и полезно имеющим произволение проходить подвижническую

Из книги Письма автора Николай Японский Святой равноапостольный

Переписка свщмч. Андроника (Никольского) со свт. Николаем Ваше ПреосвященствоСтыдно мне сознаться, а нужно; я болен. Что болит? Да всё: голова как свинцом налита, (сильное головокружение, как будто падаешь; конечно, от слабости), в сердце иногда (редко) как будто горячими

(~820–896)

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский (греч. Πατριάρχης Φώτιος ), жил в IX веке, происходил из семьи ревностных христиан. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: «сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними». У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни - всей душой он стремился к иночеству.

В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор для прекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока. В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году - святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке. Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. Был созван Собор, осудивший своеволие Запада.

В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу. На его место был снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка святителя Фотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий: молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: «Одумались ли сами судьи?» Противники Фотия после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, «только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его...» В то время латинское духовенство было изгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своих епископов. В 879 году, после смерти Патриарха Игнатия, был созван (многими отцами Церкви называемый 8-м Вселенским), вновь признавший святителя Фотия законным пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший Фотия, через послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папских определений о Фотии. Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа, отвергнув латинское искажение (filioque), признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной). Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды, введенные латинянами, чем пресек их господство там.

При преемнике императора Василия, Льве, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора. Будучи низведен с кафедры в 886 году, святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 891 году.

Тропарь свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, глас 5

Премудрости возвеститель блистательный был еси, / Православия Богоданный защитниче, Отцов украшение Фотие Великий, / ибо ересей не устрашився, / обличаеши доныне гордыню их, / от Востока воссиявшее светило, / облистание Церкве, / юже сохрани, отче, неколебиму во веки.

Тропарь свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, гла́с 4:

Яко апо́столов единонра́вный / и вселе́нныя учи́тель, / Влады́ку всех, Фо́тие, моли́, / ми́р вселе́нней дарова́ти / и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Конда́к свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, гла́с 4:

Церко́вный свети́льник светоза́рнейший / и правосла́вных наста́вник боже́ственнейший /, да увенча́ется ны́не цветы песненными,/ боговеща́нная цевни́ца Ду́ха, / крепча́йший ересе́м противобо́рец, / ему́же и зове́м ти:/ ра́дуйся, всечестны́й Фо́тие.

Конда́к на русском языке, гла́с 4:

Церкви светильник далеко светящий / и православных путеводитель в Боге наибольший / увенчивается ныне цветами песней /, Богозвучная кифара Духа / твердейший ересей противник, / и вопием ти / радуйся всечестный Фотие.

Молитва

О всемудре и преизрядне архиерею равноапостольный просветителю земли болгарския, светлогласная гусло Божественного Духа, святителю отче Фотие к тебе ныне притекаем, и малое сие моление тебе умиленно приносим. Услыши нас, смиренных чад твоих, яви предстательство твое о нас к Вышнему, тепле Того умоляя да простит ны рабы своя, да отверзет нам двери милосердия своего. Несмы бо достойни, ниже довольно зрети высоту небесную от множества грехов наших сляцаеми. Но аще и тажце согрешихом и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений его, обаче не обратихомся к богу иному, ниже прострохом руце к богу чуждему. Преклоняюще колена сокрушенна и смиренна сердца нашего зиждителю своему и твоего отеческаго заступления к Нему паки просим: предстательствуй, угодниче Христов, светлопозлащенный Фотие, стране нашей и Церкве Болгарстей, некогда потом трудов твоих напаяемой, ныне же горькими соблазны снедаемой. Помози нам, святче Божий, да не погибнем со беззаконии нащими, избави нас от всякого зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердца наша в православней вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством ни ранами, ни прещением, ни коим гневом от Создателя своего умаленны будем. Молитимся, пастырю добрый, волки тяжки от словеснаго стада Христова отгоняй, латинскую гордыню, аки бы смирением себе покрывающую, и лестне о любви глаголющую, на Церковь же Соборную крепце востающу, якоже древле посецы. Нас же от еретических ухищрений добре сохрани и истинствовати в любви настави. Всякому доброделанию, наипаче же покаянию слезному о гресех нас научи: яко да по исходе нашем в тамошный мир омофором молитв твоих покрываеми и Матерним заступлением Преблагословенныя Владычицы нашея сохрани, избавимся воздушных мытарств и вечнаго мучения, да с тобою и со всеми святыми всегда прославляем Всепетое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и в безконечныя веки веков, Аминь.

Занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: "сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними".

В доме Фотия собирались любознательные люди, с которыми он делился плодами своих занятий; беседы на филологические и философские темы сменялись беседами богословского характера; располагая богатейшей, собранной им самим библиотекой, Фотий прочитывал со своими учениками избранные места из различных сочинений и метко оценивал их со стороны формы и содержания. Зато властная натура Фотия требовала от учеников безусловного повиновения. Даже и впоследствии, когда он занимал патриарший престол, дом его продолжал быть средоточием живой умственной деятельности. Он не знал ни одного языка, кроме своего родного греческого ; даже языки латинский и еврейский , без которых не может обойтись ни один современный нам богослов, были ему незнакомы. Это объясняется тем, что Византия в веке сохраняла еще положение мировой державы и византийцы, подобно своим предкам - эллинам, довольствовались собственной культурой и склонны были смотреть на другие народы, не исключая "латинян", как на варваров. Фотий был настоящий византиец; это помогло ему стать во главе церковного и национального движения против Рима.

Первое патриаршество (858-867)

Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а 25 декабря года епископами Сиракузским Григорием Асвестой , Гортинским Василием и Апамейским Евлампием был посвящен во епископа с возведением на патриарший престол.

В глазах игнатиан, сторонников низложенного патриарха Игнатия , Фотий был узурпатором. Завязалась полная трагизма борьба между игнатианами и фотианами. Начало этой борьбы следует искать не в личных отношениях вождей обеих партий, а в предшествующей истории Византийской Церкви, особенно в тех отношениях, которые господствовали в Византии во время управления просвещенного патриарха Мефодия . Вся многочисленная партия последнего не могла не тяготиться правлением Игнатия, который при всей своей высокой нравственности был ревностным аскетом и покровителем монахов, особенно монахов Студийского монастыря , несочувственно относившихся к широким и гуманным церковным мерам Мефодия. Партия Мефодия единодушно поэтому поддержала кандидатуру Фотия, по убеждениям своим сходившегося с Мефодием. Подобно последнему, он проявлял живой интерес к просвещению и начал свою деятельность с обновления епископата, призвав к нему людей, от которых мог ожидать содействия, преимущественно своих же учеников; подобно Мефодию, Фотий гуманно относился к еретикам и стремился ограничить непомерное влияние монахов и очистить монашество от злоупотреблений. Монахи, особенно Студийский монастырь, встретили избрание Фотия крайне враждебно; вся партия Игнатия перешла в оппозицию. Отношения партий сразу обострились: игнатиане произнесли анафему на патриарха и его приверженцев, фотиане ответили тем же. Партия Игнатия подверглась со стороны Варды жестоким преследованиям, но угрозы и насилия не могли заставить свергнутого патриарха добровольно отречься от сана.

Теснимые могущественными врагами, игнатиане решились на шаг, окончательно подорвавший их авторитет: изменив основным политическим задачам византийской Церкви, они искали опоры в безусловном подчинении папскому примату . Византийский двор и партия Фотия в свою очередь признали желательным склонить на свою сторону папу Николая I (858-867) и отправили в Рим блестящее посольство с дарами и с просьбой прислать в Константинополь легатов на собор, который должен был собраться для умиротворения церкви и уничтожения остатков иконоборства . В этом шаге восточной Церкви Николай, к которому игнатиане уже успели обратиться с унизительной апелляцией, мог видеть признание своего примата. Он послал двух епископов с приказанием ознакомиться с спором между Фотием и Игнатием и доставить ему точные сведения по этому вопросу. В двух посланиях к царю и к Фотию папа порицал незаконность действий Фотиевой партии, требовал присутствия Игнатия на соборе и отказывался признавать Фотия патриархом ранее его полного оправдания. Надменное подчеркивание папского главенства, требование выдачи конфискованного имущества Римской Церкви в Калабрии и Сицилии и притязания на восстановление папской власти в солунском и сиракузском диоцезах должны были неприятно поразить национальное чувство византийцев.

Тем не менее двор решился добиться своей цели мирным путем; папских легатов удалось задобрить подарками и обещаниями; собравшийся Константинопольский Собор в мае года, состоявший преимущественно из сторонников Фотиевой партии (318 епископов), заставил Игнатия отказаться от престола и в присутствии папских послов признал избрание Фотия законным. Когда папские легаты в сопровождении византийского посольства возвратились в Рим, Николай собрал духовенство, сообщил ему отчет о византийских делах, прочитал письма царя и Фотия, наполненные льстивыми выражениями, но вместе с тем и порицаниями ошибок латинской Церкви, и провозгласил низложение Игнатия и избрание Фотия незаконным (март г.). Следующей весной на Римском Соборе не только был подтвержден этот приговор, но преданы отлучению провинившееся легаты, Фотий и архиепископ Сиракузский Григорий Асвеста , совершивший обряд его посвящения.

Свт. Фотий, поддерживаемый царем Михаилом и кесарем Вардой, приготовился к борьбе. Располагая сочувствием большинства духовенства, он внес в среду своей партии сплоченность и единодушие. Как тонкий политик, он связал с своим личным делом интересы восточной Церкви и византийской политики.

Вызванный на Собор святитель Фотий молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: "Одумались ли сами судьи?"

Решения этого собора, подписанные только 102 епископами-игнатианами, равнялись полной победе римской церкви: Фотий и его приверженцы были отлучены от Церкви, все действия их уничтожены, восточная Церковь поставлена в зависимость от курии. Святитель Фотий был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, "только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его...".

Но эта победа Рима была непродолжительна. Прежде всего, в вопросе о новообращенных булгарах даже игнатиане дали решительный отпор притязаниям папы. Латинское духовенство было изгнано из Болгарии, и патриарх Игнатий послал туда своих епископов.

Настроение народа и большинства духовенства было решительно на стороне Фотия, который с достоинством, не защищаясь, выслушал приговор собора и удалился в Скепский монастырь ; точно так же и многочисленные приверженцы Фотия, отказавшиеся подписать унизительную, составленную в Риме формулу и подчиниться решению управляемого легатами собора, произвели на народ огромное впечатление, усилившее авторитет Фотия. Благоприятное для Фотия движение еще усиливалось фанатизмом Игнатия и его низкопоклонством перед Римом. В лице Фотия лучшие пастыри восточной Церкви чувствовали себя униженными пред ненавистным Западом. Даже сам император Василий с течением времени вполне подчинился влиянию свт. Фотия, который был избран в воспитатели наследника престола.

Второе патриаршество (877-886)

Для укрепления своего положения патриарх желал примириться с новым папой, Иоанном VIII (872-882). По просьбе Василия папа прислал своих легатов на Собор, который должен был умиротворить Церковь.

Кончина и почитание

Старинные, но малодостоверные известия относят его кончину к году в монастыре Арменианов (μονή των Αρμενιανών) в Команах Понтийских куда он был сослан; вообще о последних годах его жизни имеются только скудные известия.

Ввиду примирительной политики, которой держалась Византия после г., реабилитация Фотия через внесение его имени в синодик могла произойти не без борьбы и колебаний и сравнительно поздно; но уже один из ближайших преемников Фотия, его почитатель и ученик Николай Мистик , сильно содействовал очищению его памяти, а на соборе 1156 г. наряду с святоотческими приводились места из сочинений Φотия .

Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.

Энциклопедия Брокгауза называет свт. Фотия самой крупной фигурой в Византии в. После полного застоя духовной жизни, продолжавшегося с середины VII в. до исхода иконоборческого периода, внезапное появление столь разностороннего и плодовитого писателя и ученого, каким был Фотий, свидетельствует о наступлении литературного и культурного возрождения в Византии, достигшего своего апогея в XII и XIII вв.

Труды

Крупнейшее из богословских сочинений свт. Фотия - "Амфилохии", названные так по имени кизического митрополита Амфилохия , к которому обращается автор. Это ряд (более 300) ученых рассуждений, чередующихся без определенной системы, о разных вопросах светской и церковной науки; сочинение это дает возможность оценить высоту византийской образованности около середины в. Более 3/4 "Амфилохий" касаются экзегетических вопросов по поводу текстов из книги Бытия, Пятикнижия, Псалмов и Евангелия; затронуты и догматические темы - учение о Св. Троице, искуплении, воплощении, иконопочитании и т. д. Автор совершенно не касается вопросов, по которым православная Церковь расходилась с римской, хотя сочинение написано во время первого изгнания Фотия (867-877). Святитель широко пользуется трудами Иоанна Дамаскина , Феодорита Кирского , Кирилла Александрийского и др.

К экзегетическим сочинениям Фотия принадлежат также его библейские комментарии.

В области догматики свт. Фотий еще менее обогатил византийскую литературу, чем в области экзегетики. Только опровержением филиокве он глубоко повлиял на догматическую литературу византийцев: вопрос этот красной нитью проходит через всю позднейшую богословскую литературу и породил неисчислимое количество трактатов.

Главное сочинение Фотия, направленное против латинян, озаглавлено: "Περί της τού άγιον πνεύματος μυσταγωγίας". Здесь святитель соединил все доказательства, которые можно было почерпнуть в пользу греческой формулы из св. Писания и святоотеческих трудов. Большая диалектическая ловкость и страстный тон - отличительные черты этого труда. Фотий не нападает прямо на римскую Церковь; он даже ссылается на прежних пап, как на представителей истинного вероучения против Амвросия, Иеронима и Августина. Позднейшие полемисты охотно пользовались этим трудом Фотия для борьбы с Римом.

Другое полемическое сочинение Фотия, "Διήγησις περί τής Μανιχαίων άναβλαστήσεως" посвящено опровержению главнейших манихейских и павликианских лжеучений.

К догматико-полемическим сочинениям Фотия относятся и многие его письма, напр. известное его окружное послание к епископам (Εγκύκλιος έπιστολή, 867 г.), письмо к патриарху аквилейскому по поводу спора с латинянами, сохранившееся в армянском переводе письмо к Захарии, католикосу Великой Армении. Константинопольский патриархат не терял надежды вернуть к единению армянскую церковь , единственную из восточных церквей, с которой могли поддерживаться непосредственные сношения.

Небольшое сочинение "Συναγωγαί καί άποδείξεις", несмотря на свое церковно-историческое содержание, имело целью оправдание избрания Фотия.

Полемические рассуждения против Юлиана Отступника и еретика Леонтия Антиохийского не дошли до нас.

Святитель Фотий был замечательный проповедник, но из его духовных речей сохранились лишь немногие, да и они не все напечатаны; они были сказаны частью по поводу праздников Господних и Богородичных, частью по поводу исторических событий. Особенно ценны две гомилии по поводу нападения русских (860 г.), принадлежащие к древнейшим свидетельствам о предприятиях русских против Византии. Оратор видит в нашествии грозных варваров тяжкую кару Божию за грехи Христианства.

Много богословских сочинений приписано Фотию неосновательно, но, с другой стороны, не подлежит сомнению, что под чужими именами скрываются подлинные труды патриарха. Ему приписывали "Номоканон ", обработанный в г., но теперь это мнение опровергнуто. На каноническое византийское право Фотий тем не менее оказал влияние: постановления соборов 861 и 879-880 гг., включенные им в собрания канонов, постепенно получили почти вселенское значение.

Гораздо выше значение святителя Фотия как светского писателя, тонкого ценителя и популяризатора классического образования. В "Библиотеке" (или "Мириобиблоне"), составленной по просьбе брата его Тарасия, собран без систематического расположения по содержанию или литературным родам ряд отзывов о прочитанных в кружке Фотия книгах, то в виде летучих заметок, то в виде обстоятельных рефератов с значительными выдержками, иногда и с биографическими очерками. Это - огромная компиляция, вроде тех, за которые так охотно принимались византийцы. Поражает не только разнообразие и множество прочитанных в отсутствие Тарасия книг (в "Библиотеке" 280 отзывов и извлечений из сочинений грамматиков, риторов, натуралистов, историков, врачей, из соборных постановлений, житий святых и др.), но еще более - тонкое и самостоятельное суждение Фотия; в этом отношении он - единственный из византийцев, выдерживающий сравнение с Аристотелем . Почти полное отсутствие поэзии (не считая метрических переложений библейского характера) ясно говорит о реалистическом направлении автора "Библиотеки". Особенно ценны извлечения из исторических сочинений, так как у Фотия были под рукой памятники, впоследствии совершенно или отчасти утерянные. Общеизвестные писатели, как Платон, Ксенофонт, Аристотель, Фукидид, Полибий, Плутарх, Павзаний, Гиппократ, совершенно опущены в критико-библиографическом пособии Фотия. Для облегчения чтения древних, особенно классических писателей, а также и Св. Писания, под редакцией Фотия был составлен его учениками "Словарь".

В письмах Фотия (до сих пор известно их более 260), имеющих разнообразнейшее содержание, ярко выступают индивидуальные особенности патриарха как глубокого ученого, остроумного собеседника и тонкого стилиста, соперничающего блеском своих риторических приемов со старинными мастерами.

Ему принадлежит также собрание поговорок, числом 214.

Почти все сочинения Фотия, кроме "Словаря", изданы у Migne, "Patrol. gr.", 101-104 (1860). Сведения о позднейших изданиях некоторых произведений Фотия см. у Крумбахера .

На русском языке издано:

  1. Энциклика Восточным патриархам / Пер. архиепископа Филарета (Гумилевского) // Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Церкви. СПб., 1815. То же / Пер. А. Н. Муравьева // Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах. СПб., 1849. То же // Платонов И. В. Патриарх Фотий. М., 1891. С. 141-144. То же / Пер. прот. Александра Иванцова-Платонова // О Римском католицизме и его отношении к Православию. Вып. 1. М., 1869. С. 223-243.
  2. Номоканон / Пер. Казань, 1899.
  3. Введение в таинство / Пер. Е. Ловягина // Духовная беседа. 1866.
  4. О гробе Господа нашего Иисуса Христа / Введ. и греч. текст А. Пападопуло-Керамевса. Пер. Г. С. Дестунис. Армян. текст и пер. Н. Марра // Православный Палестинский Сборник. Вып. 31. СПб., 1892. С. ХII-298.
  5. Беседы по случаю нашествия Россов на Константинополь / Пер. Е. Ловягина // Христианское чтение. 1882. II. С. 414 слл.
  6. Письма: - Князю Михаилу Болгарскому об его обязанностях князя. М., 1779. - Католикосу Армении Захарию // Православный Палестинский Сборник. Вып. 31. СПб., 1892. С. 227-245. Также: Христианское чтение. 1845. III. С. 159 слл.; IV. С. 379 слл.; 1846. II. С. 3 слл.; Духовная беседа. 1859, 1875; Воскресное чтение. 1855-1856.*

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Прему́дрости возвести́тель блиста́тельный бы́л еси́, / Правосла́вия Богода́нный защи́тниче, Отце́в украше́ние Фо́тие Вели́кий, / и́бо ересе́й не устраши́вся, / облича́еши доны́не горды́ню и́х, / от Восто́ка возсия́вшее свети́ло, / облиста́ние Це́ркве, / ю́же сохрани́, о́тче, неколеби́му во ве́ки .

Кондак, гла́с 4

Церко́вный свети́льник светоза́рнейший / и правосла́вных наста́вник боже́ственнейший /, да увенча́ется ны́не цветы песненными, / боговеща́нная цевни́ца Ду́ха, / крепча́йший ересе́м противобо́рец, / ему́же и зове́м ти: / ра́дуйся, всечестны́й Фо́тие .

Литература

  • J. Hergenröther, "Photios, Patriarch von Konstantinopel, sein Leben, seine Schriften u. das Griechische Schisma", 3 т., Регенсбург, 1867-1869);
  • Г. Яреда (иером. Герасим), "Отзывы современников о Фотии" ("Христианское чтение", 1872-73);
  • проф. А. П. Лебедев, "Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, Χ и XI вв." (2 изд., М., 1902);
  • проф. А. П. Лебедев, "История разделения церквей в IX, Χ и XI вв." (М., 1900);
  • А. Иванцов-Платонов, статья в "Журн. Мин. нар. просв." за 1892 г. (тт. 280, 281 и 283);
  • Ф. И. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности" (СПб., 1891).

Использованные материалы

  • Жизнеописания на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2047/sxsaintinfo.aspx

    Cестра царицы Феодоры , царевна Ирина, была замужем за патрицием Сергием, братом Фотия.

    Ф. И. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности". СПб., 1891

    "Gesch. der Byzantin. Litteratur", 2 изд., 1897, стр. 77 сл., 722 сл.

После христианизации Болгарии обострились отношения между Римом и Константинополем. Этот конфликт был вызван тем, что болгарский правитель колебался - принять ли ему крещение от рук Рима или Константинополя. Вопрос был не в религиозной, а культурно-политической ориентации. Поскольку Рим был дальше, то присоединение к Римской церкви предоставляло, как казалось Борису, большую самостоятельность ему как правителю. Но для византийцев, граничивших с Болгарией, появление такого соседа было крайне нежелательно. Поэтому Борис, как было сказано выше, принял крещение в Восточной церкви. Однако его мечтой было создание Болгарской церкви, неподконтрольной ни одному из больших патриархов (хотя, вероятно, подконтрольной ему самому). Борис отправил Фотию список вопросов, на которые сохранились ответы патриарха. Послание Фотия было выдержано в традиции высокого богословия, не очень-то понятного вчерашним язычникам. В этом послании принятие христианства связывалось с усвоением особенностей византийской цивилизации - наиболее развитой в те времена.

В вопросах автономии Константинополь оказался не очень-то сговорчивым, и уже на следующий год Борис обратился в Рим с вопросами об устроении христианской жизни и Церкви, а заодно с предложением о переходе в Римский патриархат и предоставлении самоуправления Болгарской церкви. Понятно, что на последний пункт было отвечено вежливым отказом. Более того, Рим отверг даже обоих кандидатов, представленных Борисом для епископского посвящения.. при этом переход под римскую опеку всячески приветствовался (немедленное предоставление самоуправления только что родившейся Церкви вообще не было свойственно христианской миссии, хотя этого нередко желали государи новообращенных стран). Большинство вопросов касалось непонятных особенностей византийской жизни, знанием о которых миссионеры хотели снабдить новообращенных вместе с принятой ими новой верой. Подобное культуртрегерство, да еще под видом части христианской религии, не всегда находило понимание у варваров, имевших свои вековые жизненные уклады. И хотя в вопросах языка Римская церковь была куда менее терпима, нежели Восточная, но на принятии устоев византийской цивилизации, ей самой не свойственной, она не настаивала. Это было достаточным для того, чтобы Борис пригласил к себе латинское духовенство.

Но все же основная цель царя - церковная независимость - достигнута не была. Поэтому Борис вновь вступил в переписку с Фотием, который на этот раз оказался гораздо уступчивей в вопросах «церковного быта». Эта дошедшая до нас переписка Бориса с папой Николаем и патриархом Фотием по сходным вопросам - один из интереснейших примеров не только разных миссионерских практик, но и - шире - международных контактов и взаимоотношений в Средние века.

Хотя в итоге Борис решил остаться в сфере влияния Византийской церкви, это не остановило претензий Рима, раз уж Борис однажды призвал к себе латинское духовенство. К тому же со времени иконоборчества оставался запутанным вопрос о балканских епархиях Римской церкви, которые императоры-иконоборцы переподчинили тогда подконтрольному им Константинопольскому патриархату. Иконоборческий кризис был разрешен, общение восстановлено, однако ни православные византийские императоры, ни патриархи не спешили отдавать епархии Риму. На этом фоне и возник конфликт двух кафедр во время правления папы Николая в Риме и патриарха Фотия в Константинополе.

К этому прибавились и внутренние византийские противоречия. В 858 г. Фотий был возведен на патриарший престол вместо низложенного патриарха Игнатия. Когда к власти пришел основатель Македонской династии император Василий I, то он низложил Фотия и восстановил в качестве патриарха Игнатия. Для Римской церкви это была возможность избавиться от сильного конкурента, и на соборе 869 - 870 гг. в Константинополе в присутствии папских легатов Фотий был отлучен, а Игнатий утвержден в качестве патриарха. Однако Игнатий умер через несколько лет, и тогда император вдруг оценил способности смещенного патриарха, которого до того подозревал в тайных симпатиях к Михаилу III, свергнутому Василием I.

Однако еще до своего низложения Фотий успел поднять богословский вопрос, который перевел весь конфликт с Римской церковью в иную плоскость. Это был вопрос о прибавлении к Символу веры, использовавшемуся на Западе не повсеместно, но во франкских и испанских Церквях. Это прибавление, как утверждал патриарх Фотий, противоречило постановлениям Вселенских соборов о недопустимости изменений в Символе веры, а также по своему смыслу нарушало христианское учение о Святой Троице. Это было началом богословского спора между христианским Западом и Востоком, который позже приведет к разделению на Православную и Католическую церкви. Еще до своего низложения собором Василия I и папских легатов, Фотий в 867 г. объявил папу Николая отлученным от Церкви за догматические нововведения. Это решение Фотия, на которое вряд ли у него имелось каноническое право, было разослано восточным патриархам. Впрочем, позже это не помешало ему самому игнорировать это отлучение римского понтифика и воспринимать папу как законного патриарха Запада.

Конфликт был разрешен на новом Константинопольском соборе 879 - 880 гг., собравшемся вновь в присутствии папских легатов уже для утверждения Фотия. Здесь же было подтверждено согласие всех Церквей, включая Римскую, о неизменяемости Символа веры и по некоторым другим вопросам. Догматическое единомыслие в Церкви было, таким образом, подтверждено и сохранялось до схизмы ХI в. Вопрос о Болгарской церкви был также решен в пользу Константинополя.

В самой Болгарии царь Борис удалился в монастырь в конце 880-х гг., оставив царство своему старшему сыну. Тот под влиянием болгарской знати совершил реставрацию язычества и начал гонения на Церковь. 889 - 893 гг. считаются временем языческой реакции в Болгарии. Поэтому Борису пришлось покинуть монастырское уединение и вновь взять власть в свои руки. Подавив языческое сопротивление, он передал власть другому сыну, Симеону, который для этого должен был снять с себя уже принятые им монашеские обеты. В свое время Симеон много лет прожил в Константинополе и по воспитанию и привычкам был человеком греческой культуры. Впрочем, несмотря на это обстоятельство, его правление принесло Византии неисчислимое количество опасностей и бед.