игумен Борис (Долженко)

  • протоиерей
  • Сокровищница духовной мудрости
  • преподобный
  • святитель
  • Воображе́ние – способность человеческого ума к построению образов и предположений, категорически неприемлемая в делании христианского подвижника.

    Деятельность человеческого воображения неразрывно связана с силой человеческого ума. Эта деятельность вполне приемлема во многих областях человеческого творчества – науке, искусстве и пр. Однако она лишается всякого значения в молитвенной жизни, не имеет никакого положительного смысла для познания .

    Источник духовной жизни – Сам , а не созданные человеком образы и догадки. Познание Бога нисходит от Самого Бога, подается через Его Божественную . Оно не достигается собственными человеческими усилиями, а потому требует решительного запрета на деятельность воображения. Человек познает Бога настолько, насколько Сам Бог открывается Ему. Тварное создание не в состоянии заменить это деятельностью тварного ума и всякая подобная замена ведет к духовной деградации человека, к духовной гибели. Если в области науки и культуры воображение имеет положительную ценность, то в деле Богопознания оно способно причинить вред человеческой , заменяющей Бога своими чувственными образами.

    Воображению святые отцы противопоставляют : «Один образ трезвения есть непрерывно смотреть за воображением, или иначе, за прилогами: ибо без воображения сатана не может созидать помыслов и представлять их для лукавого прельщения» () .

    «Воображение и память суть не что иное, как отпечатление всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали. Можно сказать, что воображение и память суть одно внутреннее общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение на отпечатление печати, – учит прп. . – Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безобразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения… Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом» .

    «Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображены: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом. …

    Если б во время молитвы твоей представился тебе чувственно или изобразился сам собою в тебе умственно, вид Христа, или Ангела или какого Святого, – словом сказать, какой бы то ни было образ, – никак не принимай этого явления за истинное, не обрати на него никакого внимания, не вступи с ним в беседу. Иначе непременно подвергнешься обману и сильнейшему повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению со святыми духами. Он, как находящийся еще в области духов падших, в плену и в рабстве у них, способен видеть только их, и они нередко, заметив в нем высокое мнение о себе и самообольщение, являются ему в виде Ангелов светлых, в виде Самого Христа, для погубления души его.

    Самый опасный, неправильный образ молитвы бывает тогда, когда молящийся сочиняет силой своего воображения мечты или картины, заимствуя их по видимости из Священного Писания, в сущности же из собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения. Этими картинами он льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, есть вымысел и ложь, столь свойственные, столь возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном выходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, произвольно подчиняется влиянию сатаны.

    Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и (называемой так святыми отцами) бесовской прелести».
    Св.

    • Что такое воображение?
    • Как развить воображение
    • Визуализация
    • Считайте в уме
    • Немое кино
    • Читайте книги
    • Выдуманные истории
    • А что, если?..
    • Найдите творческое хобби
    • Сиквел, приквел, фанфик…
    • Новые слова

    Фантазер - так называют того, кто оторван от реальности, живет в своих грезах и не способен справиться с превратностями судьбы. Это практически диагноз. Говоря на приятеля «Да он фантазер!» - человек чаще всего обреченно махнет рукой, как бы добавляя: «Толку с него не будет».

    Но давайте представим себе, как выглядела бы наша планета, если бы у людей не было воображения. Мы - единственный вид, которому свойственна фантазия, умение представлять предметы и явления, не существующие в данный момент времени. (К слову, стоит уяснить, что фантазия и воображение - это синонимы).

    Итак, каким бы был наш мир? Люди до сих пор живут в пещерах, по дорогам не ездят автомобили, не существует городов, а у вас, читатель, нет компьютера, с которого вы просматриваете эту статью. И статьи тоже, само собой, нет. Если бы у человека не было воображения, он не стал бы человеком, не появилась бы цивилизация и Земля осталась бы диким царством животных.

    Неужели все мы - продукт воображения? Именно. Все, что есть вокруг нас, наше самосознание и даже умение читать и писать - все это существует благодаря воображению. Поэтому, прежде чем говорить, что фантазеры не от мира сего, подумайте о том, что этот мир создали именно фантазеры. По крайней мере, его рукотворную часть.

    Но, кажется, я забегаю вперед. Чтобы осознать всю важность фантазии, нужно для начала разобраться в том, что это такое.

    Что такое воображение?

    Воображение - это свойство человеческой психики создавать новые образы на основе уже имеющихся в памяти. Грубо говоря, воображение это визуализация не существующих событий, явлений, картин. Не существующих - не значит невозможных. Это обозначает, что человек может представить себе знакомого, которого не видит на данный момент, или нарисовать в уме привычный пейзаж. А может придумать что-то новое, чего не видел раньше - например, треугольное одеяло, лишающее людей сна.

    Именно в этом наше отличие от животных - ни одно из них не способно воспроизводить или создавать образы, они могут думать лишь о тех картинках, которые на данный момент находятся у них перед глазами. Воображение является одной из основ мышления, памяти и анализа - мы умеем думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в жизнь именно благодаря фантазии.

    Создание новых образов основывается на сочетании уже известных компонентов. То есть все, что способен придумать человек - винегрет из того, что он когда-то видел. Механизмы воображения до сих пор не изучены, мало кто представляет себе, как оно работает, на чем основывается и в какой части головного мозга его искать. Это наименее изученная сфера деятельности человеческого сознания.


    Существует много разновидностей воображения.


    Активное воображение
    позволяет сознательно вызывать в голове нужные образы. Оно разделяется на творческое и воссоздающее . Творческое служит для создания новых образов, которые впоследствии могут быть воплощены в результатах труда - картинах, песнях, домах или платьях. Прежде чем начать работу, любой человек сначала представляет себе ее результат, затем рисует эскиз или чертеж (если это необходимо), и лишь затем приступает к делу. Если бы не было воображения, работа даже не началась бы - к какому результату стремился бы человек, если бы не был способен представить его/

    Поэтому его называют также продуктивным воображением , поскольку образы воплощаются в результатах труда, изобретениях и объектах культуры.

    Воссоздающее воображение направлено на воскрешение визуальных образов того, что вы когда-то видели - например, можно закрыть глаза и представить свою собаку или обстановку в квартире. Этот вид воображения является важным компонентом памяти и базисом для творческой фантазии.

    Пассивное воображение продуцирует образы, которые человек не намерен в ближайшее время воплощать в жизнь. Оно бывает сознательным и несознательным и также имеет свои подкатегории.

    Мечты - сознательное создание образов далекого будущего. Мечты - это планы, на осуществление которых у человека на данный момент нет возможности, но теоретически они жизнеспособны. Они не обязательно могут быть достоянием лишь одного человека - потомки нередко осуществляют мечты своих предков, описанные в рисунках и литературных произведениях.

    Например, тысячелетние мечты человека о вечной жизни сегодня воплощаются благодаря современной медицине, позволившей значительно продлить наш век и молодость. Что, если сравнить 60-летних женщин средневековья и XXI века? Первой, скорее всего, в таком возрасте уже не было в живых, потому что в 40-50 она становилась глубокой беззубой старухой. А нынешняя бабуля при наличии денег и желания вполне может посоревноваться фигурой со своей внучкой и выйти замуж за тридцатилетнего юнца.

    Мечты людей о возможности быстрой передачи информации прошли долгий путь от голубиной почты до интернета, мечты запечатлевать картины окружающего мира эволюционировали от наскальной живописи до цифровых фотоаппаратов. Мечта о быстром передвижении заставила нас приручить лошадь, придумать колесо, изобрести паровой двигатель, автомобиль, самолет и сотни других приспособлений. Куда ни посмотри, все достижения цивилизации являются реализованными мечтами, а значит - продуктом воображения.

    Грезы - еще одна ветвь пассивного воображения. Они отличаются от мечтаний тем, что их реализация невозможна. Например, если сегодня моя бабушка начнет мечтать, что отправится в путешествие на Марс, это смело можно назвать грезами - для этого у нее нет ни денег, ни возможности, ни здоровья, ни нужных связей.

    Грезы и мечты являются сознательными проявлениями пассивного воображения.

    Галлюцинации - несознательное генерирование несуществующих образов мозгом в случаях нарушения его работы. Это может происходить во время принятия каких-то психотропных препаратов или в случае психических заболеваний . Галлюцинации обычно настолько реалистичны, что испытывающий их человек верит, что они настоящие.

    Сны также являются несознательным созданием образов, но если галлюцинации преследуют человека наяву, то сновидения приходят во время отдыха. Их механизм также практически не изучен, но можно предположить, что сны несут какую-то пользу. Они могут рассказать об истинном отношении к нерешенной проблеме, о которой мы усилием воли пытаемся не думать.

    Здесь мы говорили по большей части о визуальных образах, но воображение имеет отношение ко всем человеческим органам чувств - обонянию, слуху, вкусу, осязанию. Представьте себе, что вгрызаетесь в сочный лимон. Кисло? Свело зубы? Выступила слюна? Это и есть работа воссоздающего воображения.

    У всех людей воображение развито по-разному - кто-то может с легкостью выдумывать удивительные истории и представлять небывалые картины, а для кого-то даже школьное сочинение является сущей проблемой.

    Все дело в том, как много усилий человек и его окружение прилагали к развитию своего воображения. Если ребенок растет в семье, где не место фантазиям, то со временем он становится таким же приземленным, как его родители.

    Французский психолог и педагог Теодюль Рибо в 19-м веке описал три этапа развития фантазии. Первый начинается в детском возрасте, вместе с зарождением воображения. Этот период охватывает детство от трех лет, подростковый период и юность. В это время у человека наиболее необузданная фантазия, он верит в чудеса, способен пускаться в авантюры и совершать необдуманные поступки. На организм в такое время сильно влияют гормоны, бушующие во время полового созревания.

    К сожалению, есть у этого периода своя темная сторона - большинство самоубийств происходит именно в это время как раз потому, что молодые люди поддаются своим чувствам, навеянным воображением. Удивительный факт - чем сильнее у человека развито воображение, тем сильнее его чувства. Именно люди с буйной фантазией способны влюбляться до старости и по-настоящему страдать от неразделенной любви. И все остальные эмоции они переживают более ярко.

    Второй период длится недолго и являет собой зарождение у человека рационального разума, говорящего о том, что эмоции и мечты не могут быть основополагающим жизненным ориентиром. В плане физиологии можно говорить об окончании полового созревания, формирования тела и мозга. В это время в человеке борются чувственная и здравомыслящая личность - в большинстве случаев вторая побеждает и начинается третий период.

    Он окончательный, рассудок подчиняет себе фантазию и человек учится жить по правилам, а не повинуясь зову мечты. Исчезает творческое начало, чувства считаются лишь призраками прошлого, человек становится практичным и размеренным. Его воображение деградирует, но никогда не исчезает полностью - это невозможно. В душе всегда остается маленькая искра фантазии, которую можно снова раздуть в пламя.

    Так было во времена Теодюля Рибо - он подсчитал, что начало ухудшения воображения приходится на возраст в 14 лет. Но сегодня все обстоит куда печальнее - из-за воздействия СМИ, интернета и слишком большого количества информации малыши уже к первому классу начинают терять воображение и мыслить штампами.

    Как развить воображение

    Отсутствие воображения делает внутренний мир тусклым и однообразным, лишает человека возможности развиваться и обогащаться за счет образов и идей, которые способен бесконечно генерировать наш мозг, если ему не мешать. Существуют многочисленные упражнения для развития воображения , которые помогут взрослым научиться фантазировать.


    Визуализация

    Именно с этого упражнения стоит начать развитие воображения - оно помогает выработать умение воспроизводить и строить визуальные образы в деталях. Визуализация улучшает не только фантазию, но также мышление и память.

    Представьте себе предмет. Например, коробок спичек. Представьте его во всех деталях - коричневые бока, надпись. Теперь мысленно откройте и достаньте спичку. Подожгите ее и посмотрите, как она горит. Это кажется простым, но поначалу визуальные образы будут ускользать, а мозг попытается уводить вас в сторону привычного для него состояния пассивного наблюдателя.

    Можно загадывать разные предметы, местности и действия, стараясь воспроизводить их в голове до малейших подробностей. Представьте, как заходите домой, поворачиваете ручку двери, снимаете обувь, куртку, кладете на тумбочку ключи… Интерьер может быть и незнакомым. В общем, тренируйтесь в визуализации и со временем заметите, что у вас лучше получается управлять собственными мыслями.

    Считайте в уме

    Счет в уме помогает развить воображение, хотя он может показаться и не связанным с фантазией. Если вы далеки от математики, то хотя бы выполняйте простейшие действия - сложение, вычитание, деление и умножение. Не можете посчитать быстро - представьте, как решаете задачу в столбик на бумаге, но не вздумайте пользоваться блокнотом. Все должно происходить только в голове.

    Если у вас высший балл по математике, то можете усложнить поставленную себе задачу - решайте геометрические и алгебраические уравнения, рисуйте в уме чертежи.Немое кино

    Немое кино

    Уберите звук во время просмотра фильма и додумывайте свою историю к увиденному. Лучше, если это будут юмористические диалоги персонажей, которые поднимут вам настроение. Можно позвать в гости друзей и сделать с ними озвучивание фильма, превратив ужастик или мелодраму в самую настоящую комедию.

    Читайте книги

    Это помогает развивать самые разные стороны личности, в том числе и фантазию. Старайтесь живо представлять себе описания интерьера, пейзажи, людей, которых встречаете в книге. Со временем их яркие образы сами начнут появляться в голове без приложения усилий.

    Выдуманные истории

    Соберите компанию друзей и рассказывайте друг другу сказки. Обязательное условие - сказки должны быть придуманы самостоятельно и желательно экспромтом.

    А что, если?..

    С этой фразы начинается первое предложение игры в гипотезы. В нее можно играть в компании и самому. Предположения должны быть максимально нереальными: «А что, если наш дом сейчас летает в космосе, а за порогом - вакуум?» «А что, если сейчас к нам зайдет граф Дракула и предложит купить у него набор ножей?» И развивайте мысль, выстраивая истории о том, что могло бы случиться в столь нестандартной ситуации.

    Найдите творческое хобби

    У всех людей есть творческая жилка. Многие считают, что хобби, не приносящее денег и мировой славы - пустая трата времени. Но это не правда - хобби развивает фантазию и делает богаче нашу жизнь. Вспомните, как вы писали стихи в школе или любили вышивать до того, как по уши увязли в рутине. Пусть ваши поделки далеки от идеала, но если процесс их создания доставляет удовольствие, значит, нужно достать из пыльного ящика забытые инструменты и снова взяться за созидание. Что это будет - спицы и нитки, материя и иглы, бумага и краски - решать только вам.

    Сиквел, приквел, фанфик…

    Вам знакомы эти слова? Говоря простыми выражениями, это продолжение, предыстория или свой вариант развития событий в фильме или другом произведении. Что будет после того, как закончится ваш любимый сериал или книга? Вы можете придумать это сами. Какой жизнью жили герои, пока автор не обращал на них внимание? А как все могло бы быть, если бы один из персонажей не совершил какого-то ключевого поступка? Вам по силам создать свою литературную реальность.Это могло бы существовать

    Собака с шестью ногами, страус с головой крокодила, разноцветный снег, который появляется, пролетая сквозь радугу… Чего только нет на этом свете, а ведь могло бы быть! Представляйте себе несуществующих животных, предметы и явления, обсуждайте их с друзьями - это будет забавно и весело. Представьте, если бы люди жили под водой, как рыбы. А что, если бы апельсины были солеными? Мы ели бы их вприкуску с жаренной картошкой! Это может показаться кому-то бредом, поэтому осторожно выбирайте друзей, с которыми можно поиграть в эту игру - а то какой-нибудь бдительный приятель вызовет санитаров.

    Новые слова

    Не стесняйтесь играться с языком, как с конструктором. Это очень гибкий материал, из разрозненных элементов которого можно составлять принципиально новые слова. Сначала это покажется трудным, но со временем новые слова сами будут выскакивать из головы, а может, и станут основой для нового тайного языка в вашей семье. Так стол запросто превращается в «борщедром», собака - в «гавконожку», а кошка - в «мухожралку».

    Зная, как развить воображение , можно значительно расширить горизонты своего сознания. Все приведенные упражнения направлены на комплексное развитие человека - они помогают стать ему более раскрепощенным, жизнерадостным и неординарным.

    И пусть вы заживете славу чудака, но это не должно вас смущать. Помните о том, что великие люди не ходили проторенными путями обывателей, что у всех изобретателей была буйная фантазия, а самые успешные и богатые дельцы смогли создать свой бизнес за счет осуществления новых, не известных до этого возможностей. Они придумали свой мир сами.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Ты знаешь, что способность к выдумке делает реальный мир интереснее. Но когда тебе говорят: «Вообрази это!», у тебя не получается. Конечно, воображение нельзя включить с помощью кнопки, но развивать его можно и нужно. Трудно это представить? А ты попробуй. С нашей помощью.

    Обязанности левого полушария

    Оно в ответе за логическое мышление, образование и анализ. Еще за обработку вербальной информации и языковые способности. Контролирует речевые функции, а также чтение и письмо плюс запоминает факты, имена, даты и их написание(и способно связать их, произведя анализ).

    Левое полушарие помогает нам понимать буквальный смысл слов. Что же до обработки информации, то оно выполняет эту задачу последовательно, по этапам. Числа и символы также распознаются им, оно в ответе и за математические способности. Помимо этого левое полушарие контролирует движения правой половины тела.

    Обязанности правого полушария

    Во-первых, оно отвечает за интуицию и образное мышление. Во‑вторых, за обработку невербальной информации(выражаемой не в словах, а в символах и образах). Причем в отличие от левого полушария(которое анализирует информацию только в четкой последовательности) правое способно одновременно обрабатывать разные данные. В-третьих, помогает человеку рассмотреть проблему в целом. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

    Также правое полушарие распознает лица, и мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое. С его помощью мы понимаем метафоры и результат труда чужого воображения. Оно же отвечает за пространственную ориентацию, дает нам возможность мечтать и фантазировать. Сочинять и строить планы, вопрос« а что если?» — задает именно оно.

    Отдельно отметим творческие способности(музыкальные и художественные). Сюда же запишем и эмоции, и религиозность, и веру во что-то.

    А еще правое полушарие контролирует движения левой половины тела.

    Если сравнить все кусочки информации, хранимые в нашем мозге, с элементами конструктора, то человек с развитым воображением может сложить из тех же элементов больше фигур, чем тот, кто воображения лишен.

    ПЕРВЫЕ ШАГИ

    Ну что, приступим к упражнениям на развитие воображения? В этом нам поможет авторская методика психолога Андрея Родионова(www.rodionov.by). Не пугайся, все задания просты в исполнении. Кстати, можешь подключить к «тренировкам» подругу или любимого — и повеселитесь, и время проведете с пользой.

    Запечатление

    Посмотри внимательно на любой предмет. Теперь закрой глаза и постарайся удержать его в памяти как можно дольше. Представляй предмет в целом и по частям. Теперь открой глаза и вновь взгляни на предмет. Может, ты упустила какие-то детали?

    Повторяй эти действия несколько раз, пока предмет не будет всплывать в памяти во всех подробностях. Добивайся максимального тождества физического и воображаемого. По мере продвижения в занятиях выбирай для анализа все более сложные предметы.

    Кино без звука

    Это забавное упражнение. Выбери по ТВ незнакомый фильм. Посмотри его начало, а затем выключи звук. Попытайся вникнуть в смысл происходящего на экране без слов. Предупреждаем сразу: будет некомфортно, захочется включить звук. Потерпи! Через некоторое время ты с удивлением осознаешь, что многое понятно.

    Нереальные вещи

    Попробуй вообразить вещи, которых нет(и никогда не было) в действительности. Как бы они выглядели? Какие звуки издавали? Представь бабочку размером с самолет, книгу, в которой 50 тысяч страниц, жителя далекой планеты, говорящего муравья…

    Знакомые мелодии

    Подбери(вернее, напой!) несколько известных тебе разных мелодий:

    • из классической музыки;
    • киномузыки;
    • поп-музыки;
    • рок-музыки;
    • какую-нибудь народную песню.

    Фрукты-овощи

    Используя все органы чувств, нарисуй в воображении апельсин, банан, виноград, грушу, дыню, ежевику, капусту, лимон, морковь, перец, помидор, редис, сливу, финик, яблоко. Старайся представить их себе четко и реалистично, чтобы можно было рассмотреть(и разнюхать!) все нюансы.

    МАСТЕР ИГРЫ

    Эти упражнения потребуют от тебя больше времени и усилий, чем предыдущие. Но результат того стоит. Все они способствуют развитию концентрации внимания, расширению объема восприятия, улучшению памяти и, конечно же, стимулируют воображение!

    Думаю и вижу

    Выбери предмет на уровне глаз на расстоянии 1−3 метра. Предмет для начала должен быть простым: книга, ручка, папка. Закрой глаза и представь белое, пустое светящееся пространство. Мысленно удерживай этот образ 3−5 минут. Открой глаза и 3−5 минут созерцай выбранный предмет. При этом не думай о нем, смотри сквозь него(будто смотришь вдаль). Теперь закрой глаза и представь предмет, поместив его в белое светящееся пространство на 3−5 минут.

    Упражнение нужно проделать 5 раз, выполняй его спокойно, без усилий.

    Радужный мир

    Представь себе небольшой красный квадрат, зафиксируй его в воображении. Теперь представь, что квадрат увеличивается в размерах, расходится гранями в бесконечность. Теперь перед тобой лишь красное пространство, созерцай его.

    На следующий день проделай такой же опыт с оранжевым пространством. Затем с желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым. Научившись этому, перейди к более сложным вещам. Представь себе сначала красный цвет, плавно переходящий в оранжевый, оранжевый переходит в желтый и так до фиолетового. Затем от фиолетового нужно вернуться назад.

    Третий уровень сложности: представь себе краснокожих людей, идущих по зеленому лесу. Кожа людей постепенно становится оранжевой, желтой — и так до фиолетового. Затем пролистай цветовую гамму в обратном порядке(кожа снова должна стать красной).

    Эх, яблочко!

    Сядь в кресло или ляг на кровать. Закрой глаза. Представь яблоко. Начни вращать его в пространстве по часовой стрелке. А теперь пусть оно« вылетит» из твоей головы. Размести яблоко напротив переносицы, посмотри на него. Осторожно мысленно войди в него, почувствуй себя внутри фрукта(не забудь про его форму и размеры!).

    Затем представь, что часть тебя остается в яблоке, подними плод на один метр над собой. Попробуй увидеть себя сверху. Осмотри заодно и стены комнаты, мебель, близкий потолок.

    P. S. ТВОЯ КНОПКА

    Издавна люди полагали, что творческое вдохновение снисходит свыше. Его приравнивали то к дару, то к наказанию. И даже сейчас талант нередко стараются объяснить генетически или мистически. Но благодаря научным исследованиям, работам по психоанализу и психологии, тренингам по развитию креативности уже можно говорить, что творческий потенциал человека далеко не всегда зависит от ветреной музы. Зато нередко связан с возможностями правого полушария мозга. Не пора ли перестать игнорировать дремлющие силы своего воображения и узнать, на что оно способно?!

    ОТ СЛОВ К ДЕЛУ!

    Наверняка скоро у кого-то из твоих близких будет праздник. Не ограничивайся на этот раз стандартной поздравительной открыткой, с пропечатанным шаблонным стихотворением внутри, а сама придумай рифму(пусть даже самую простенькую!) и напиши послание собственноручно. Или нарисуй(склей, укрась) поздравительную открытку. Получатель, поверь, оценит твои старания!

    ЧИТАЕМ САМИ

    • Мэрили Зденек« Развитие правого полушария»
    • Андрей Родионов« Развитие интеллекта»
    • Анна Вайз« Вдохновение по заказу»
    • И.А.Бескова« Как возможно творческое мышление?»
    • Клег Брайан« Интенсивный курс по развитию творческого мышления»
    • И.Ю.Матюгин« Методы развития памяти, образного мышления, воображения»
    • Алексей Турчин« Учебник по активному воображению»

    Некоторые книги из этого списка доступны к скачиванию в Интернете.

    Анна Серикова
    Фото: CORBIS/FOTOSA.RU

    Благодарим Андрея Родионова, эксперта по интеллектуальным и коммуникативным технологиям, за помощь в подготовке статьи.

    Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

    Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

    Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

    Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

    Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

    Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

    Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”

    Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

    Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

    Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

    Виды воображения

    Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность и других видов деятельности.

    Продуктивное

    Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

    Репродуктивное

    Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

    Галлюцинации

    Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

    Мечты

    Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

    Грезы

    Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального человека.

    Сновидения

    Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

    Произвольное и непроизвольное воображение

    Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным . Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

    Воссоздающее и творческое воображение

    По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.

    Реалистическое воображение

    Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический (например, придуманный А. Н. Толстым гиперболоид), в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра — сказок, научной фантастики, “фэнтази”.

    При всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего , идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения — стимулирующая и планирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами или операциями воображения являются анализ и синтез. Посредством анализа предметы или представления о них разделяются на составные части, а с помощью синтеза заново строится целостный образ предмета. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.

    Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки); акцентирование - подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины); агглютинация - соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки). Специфика процесса воображения состоит в том, что они не воспроизводят определенные впечатления в тех же сочетаниях и формах, в которых они были восприняты и сохранены в виде прошлого опыта, а строят из них новые сочетания и формы. В этом проявляется глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое всегда направлено на создание нового — материальных ценностей, научных идей или .

    Взаимосвязь воображения и творчества

    Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения. В своей основной функции — предвосхищении того, что еще не существует, оно обуславливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов воображения, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

    Английский физик М. Фарадей, изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии, представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к открытию силовых линий и явлений электромагнитной индукции. Немецкий инженер О. Лилиенталь долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.

    Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями, и вызывают у них чувства сотворчества. Л. Н. Толстой писал в своих дневниках, что “при восприятии подлинно художественных произведений возникает иллюзия того, что человек не воспринимает, а творит, ему кажется, что это он произвел такую прекрасную вещь”.

    Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

    У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

    Хорошее воображение – один из лучших инструментов в мире для достижения успеха! Самые преуспевающие люди, как правило, творческие личности и воображение играет далеко не последнюю роль в их жизни. Представляя что-то, человек быстрее учится это делать. Вы тоже хотите развить свое воображение? Тогда просто перейдите к первому шагу!

    Шаги

    Часть 1

    Развиваем свое воображение

      Мечтайте. Мечтание – это процесс, который помогает строить разные логические связи и вспоминать информацию, не отнимая при этом много времени. Мечтание – далеко не бессмысленная деятельность. На самом деле оно способствует формированию состояния высокой концентрации и увлеченности. Пока вы мечтаете, вам в голову вдруг может прийти совершенно гениальная идея!

      • Старайтесь не отвлекаться на компьютер/видеоигры/Интернет/кино и т.д. Если вы постоянно отвлекаетесь на разные мелочи, мозг не сможет сосредоточиться и воспринимать информацию.
      • Лучшее время для мечтаний – это утро (прямо перед тем, как встать с кровати) и ночь (перед тем, как заснуть). Обычная прогулка без наушников с музыкой и других отвлекающих факторов тоже подходит для мечтаний.
    1. Ищите новые впечатления. Будьте открыты, не бойтесь пробовать новое. Новый опыт может принести кучу эмоций и стать пищей для размышлений и фантазий. Например, посещая занятия по кулинарии, вы уже начинаете мечтать о том, как проведете отпуск, посещая разные кафе и кушая разные деликатесы. Новые впечатления всегда открывают новые возможности и развивают воображение.

      • Конечно, не стоит ехать на другой конец света, чтобы заняться чем-нибудь и набраться опыта. Как раз наоборот! Посмотритесь внимательнее к своему окружению. Вы всегда можете сходить на разные лекции и кружки. Попробуйте найти новое хобби, займитесь садоводством или просто пройдитесь по местам вашего города, в которых вам еще не довелось побывать.
    2. Наблюдайте за людьми. В кафе, метро или на скамейке в парке наблюдайте за людьми, которые проходят мимо. Составляйте рассказы и истории об этих людях, подумайте, что с ними могло случиться в жизни, используйте ваше воображение, проникнитесь к ним сочувствием или искренне порадуйтесь. Быть может, наблюдая за людьми, вы вдруг найдете ответ на давно интересующий вас вопрос.

    3. Занимайтесь искусством. Не имеет значения, каким видом искусства вы решили заняться. Главное, в нем вы должны попробовать выразить себя. Не следуйте шаблонам и стереотипам, делайте так, как вам больше нравится. Например, если вы рисуете, то нарисуйте солнце не желтым, каким мы его привыкли видеть на картинках, а зеленым. Используйте свое воображение, чтобы ваши рисунки получались нестандартными.

      • Вы можете попробовать заняться любым другим видом искусства, например, писать стихи, лепить из глины. Помните, что вы не обязаны быть мастером в этом деле. Суть в том, чтобы развить свое воображение, а не стать художником или скульптором мирового уровня.
    4. Как можно меньше времени уделяйте СМИ. Фильмы, телешоу, Интернет, компьютерные игры – все это очень весело и интересно, но не увлекайтесь, иначе ваш творческий потенциал начнет заметно уменьшаться.

      • В наше время люди, особенно дети, превращаются в потребителей, а не творцов. Они ничего не создают, а только следуют уже придуманным шаблонам.
      • Вам следует контролировать себя. Например, когда вам скучно, постарайтесь не включать компьютер или телевизор. Используйте это свободное время для того, чтобы посидеть в тишине и спокойно о чем-нибудь подумать и помечтать.

      Часть 2

      Используйте свое воображение
      1. Ищите творческие решения! Как только использование воображения вошло у вас в привычку, вам не составит труда придумать творческие пути выхода из любых ситуаций. Это значит, что хорошее воображение поможет вам выходить за рамки и придумывать новые способы решения любых проблем.

        • Одна из проблем, с которыми часто сталкивается большинство людей – ограниченность. В том смысле, что человек, у которого в меньшей степени развито воображение, сможет придумать меньше решений данного вопроса, сосредотачивая свое внимание только на предложенном предмете (ситуации) и не выходя за рамки. В одном эксперименте людям предложили следующее задание: нужно было коснуться двух противоположных стен веревкой, висевшей под потолком. Единственный дополнительный предмет в комнате – плоскогубцы. Большинство испытуемых не смогли найти решения, которое заключалось в том, чтобы привязать плоскогубцы к веревке (т.е. использовать плоскогубцы в качестве утяжелителя), а зачем раскачать ее, коснувшись противоположных стен.
        • Попрактикуйтесь придумывать необычные решения, походив вокруг вашего дома. Наткнувшись на какие-нибудь препятствия, подумайте, как можно их обойти, придумайте что-нибудь нестандартное. Приглядитесь к разным предметам и попробуйте пофантазировать, что с ними можно сделать и куда их можно применить. У каждой вещи есть набор функций, которые она выполняет, но это не значит, что ее нельзя использовать для чего-нибудь еще!
      2. Не бойтесь провала и неудачи. Иногда ваше воображение не может вам ничем помочь, иногда вы просто не можете его использовать из-за усталости или неумения. Но существует пара трюков, которые помогут разбудить ваше воображение, чтобы вы могли использовать его в любой момент.

        • Спросите себя, как бы вы решили эту проблему, если бы не существовало неверных решений. Подумайте, что бы вы могли предпринять, если бы знали, что при этом не будет никаких последствий.
        • Поразмышляйте, каким был бы ваш первый шаг, если бы вы могли использовать для решения проблемы любые ресурсы, источники и предметы.
        • Что бы вы сделали, если бы смогли попросить совета у любого человека на свете?
        • Отвечая на эти вопросы, вы освобождаете свой ум от любых возможностей провала, что, в свою очередь, открывает вам перспективу на любые пути решения проблемы. Конечно, все получится не сразу, найти творческий подход получится не к любой ситуации, но, следуя этим советам, вы значительно улучшите свое воображение.
      3. Визуализируйте! Используйте свое воображение, чтобы представлять разные ситуации, которые могут случиться в вашей жизни. Например, вы можете представлять, как выигрываете соревнование и получаете награду, в то время как вы всего лишь тренируетесь, чтобы участвовать в этих соревнованиях.