Цель урока: дать понятие о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. Научить умению употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф ):

ВОДА НЕ РАЗЛИТЬ = ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ

Например, существуют слова:

вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь;

как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться.

Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота.
Висеть на волоске - никто не висит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями («много снега – много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошёл»); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

ИЗ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ И БИБЛЕЙСКИХ ПРЕДАНИЙ

В а в и л о н с к о е с т о л п о т в о р е н и е

По библейскому преданию, жители Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Разгневанный бог смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос.
Употребляется выражение в значении: суматоха, бестолковщина, беспорядок, неорганизованность.

Г о м е р и ч е с к и й х о х о т

Гомер – легендарный древнегреческий поэт. Его считают автором поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои его поэм – боги – наделены необычайными качествами. Они сильны, мужественны, находчивы, обладают мощными голосами. Смех их подобен раскатам грома.
Выражение «ГОМЕРИЧЕСКИЙ ХОХОТ» употребляется в значении: неудержимый, громкий смех; эпитет «гомерический» ещё и в значении: обильный, огромный.

Л а в р о в ы й в е н о к. Л а в р ы п о ж и н а т ь. Л а у р е а т

Вот сколько различных выражений обязано своим существованием скромному деревцу, листья которого хозяйки преспокойно кладут в кастрюльку «для вкуса».

У греков был миф: не желая стать женой бога Аполлона, нимфа Дафна, убегая от него, превратилась в лавровое дерево. С тех пор вечнозелёное растение стало деревом Аполлона, покровителя поэзии и искусств. Ветвями лавра и лавровыми венками стали увенчивать победителей сначала на поэтических, музыкальных, а потом и спортивных состязаниях. Затем те же почести стали воздавать и за военные подвиги.
«Пожинать лавры» стало значить: пользоваться плодами завоёванного успеха.

(АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП, ГАННИБАЛОВА КЛЯТВА, ГЕРКУЛЕСОВ ТРУД, ДАМОКЛОВ МЕЧ, ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ, КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ, ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ, ЯБЛОКО РАЗДОРА, ЭЗОПОВ ЯЗЫК И ДР. см. в книге «Русский язык. Учимся играя» В.Волина, Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.)

II. Лексические задания.

1.Фразеологический зверинец.

а) вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как … Надут как …
Хитёр как … Нем как …
Труслив как … Грязный как …
Здоров как … Упрям как …
Изворотлив как … Болтлив как …
Колючий как …

(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока.);

б) назовите фразеологизмы, связанные с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусём, свиньёй, курицей.

(Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют).

в) прочитайте рассказ про мальчика Бобу. Запомните и запишите в тетради фразеологические обороты. (см. книгу «Русский язык Учимся играя» В.Волина стр.471). (Приложение № 1 .)

2. Соревнование «Кто больше?»

(Класс разбивается на 3 группы, каждая группа на листке бумаги должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.)

Ответ:

Язык (язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, язык до Киева доведёт, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами, не сходить с языка.)

Глаз (мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, открыть глаза, смотреть чужими глазами.)

Нос (задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, не видеть дальше собственного носа, вешать нос, зарубить на носу, держать нос по ветру, встретиться нос к носу.)

3. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

Валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо); лёгкая рука; умывать руки; взять себя в руки; дать руку на отсечение; как без рук; мастер на все руки; прибрать к рукам; сидеть сложа руки.

4. Загадки – шутки.

а) Есть ли ноги у газеты, книги?
б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?
в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

(Ответы: а) наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) вверх ногами; б) ясно как дважды два четыре; в) их можно… согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

5. Что это?

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.
в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

(Ответы: Нос. Уши. Ветер.)

6. Как об этом говорят?

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему – либо, убедить в чём- нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

(Ответы: У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)

7. В три колонки.

Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро». Выпишите их в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

8. Вместо фразеологизмов – синонимы.

Замените фразеологические обороты словами – синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно; близко; грустить; мало; много; худой.)

9. « Ни – ни!»

Подберите 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами «ни…ни».

(Ответ: ни два ни полтора; ни кола ни двора; ни свет ни заря; ни много ни мало; ни дать ни взять.)

10. Рисунки – подсказки. (Стр.475, книга «Русский язык Учимся играя», В.Волина, г.Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.) (За приложением № 2 обратитесь к автору).

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Подобрать 3–4 статьи из фразеологического словаря и из словаря «Крылатые слова», объясняющие значения выбранных фразеологизмов или крылатых слов (выражений);
  2. Сделать свои рисунки к фразеологизмам, которые выбрали из словаря.

^ Как говорят? 1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь (Фома неверный). 2. О том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо (тяжелый на подъем). 3. О том, кто часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе). 4. О том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо (глаза открылись на что-либо). 5. О человеке, который пришел не вовремя, некстати (нелегкая принесла). 6. О том, кто склонен к воровству, мошенничеству (на руку не чист).

7. О кротком, безобидном человеке (мухи не обидит).

8. Об излишней вежливости (китайские церемонии).

9. О человеке, который держится неестественно прямо (будто аршин проглотил). 10. О болтливом человеке (язык без костей). 11. О ком-нибудь или о чем-нибудь одинакового вида, качества (как на подбор). 12. О бесследном исчезновении кого-либо (поминай как звали; и след простыл). 13. О чем-то очень заманчивом, соблазнительном (лакомый кусок). 14. Об очень малом, недостаточном количестве чего-либо (раз, два – и обчелся). Между двух огней

15. О положении, когда опасность грозит с двух сторон (между двух огней). 16. О чем-нибудь надоевшем, много раз слышанном (старая песня). 17. О том, кто неизмеримо хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении подметки не годится). 18. О человеке, от которого ожидают успехов в какой-либо деятельности (подает надежды). 19. О первом, еще неумелом литературном произведении (проба пера). 20. О чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться). 21. Об очень дальних родственниках (седьмая вода на киселе). 22. О большом желании что-либо сделать (руки чешутся). 23. О чем-либо необычайном, невероятном (чудеса в решете). 24. О большом желании высказаться, выразить

свое мнение (язык чешется). 25. О беспорядке, неразберихе, царящих где-либо (черт ногу сломит). 26. О том, кто не знает чего-либо всем известного луны свалился).

^ В ДВУХ СЛОВАХ

1. Володя и Юра встретились в лагере. Пришлось им как-то дежурить вдвоем. Разговор не вязался. Юра вынул от нечего делать из кармана какой-то камушек.


  • Что это у тебя? - заинтересовался Володя.

  • Это полевой пшат.
- Ты что, минералы собираешь? - загорелись глаза у Володи.

Да, - обрадовался Юра. - И ты?

Тут они с увлечением, перебивая друг друга, стали рассказывать о своих находках .

Как выразить несколькими словами то, что они пришли к взаимному пониманию? (нашли общий язык)

2. На день рождения к товарищу собрались друзья.
Не было одного Коли. Ребята веселились до вечера. Когда
стали уже собираться домой и все столпились у вешалки,
вбежал запыхавшийся Коля.

Какими словами, смеясь, встретили его товарищи? (явился к шапочному разбору)

3.В новый Дворец школьников ребята пришли впервые.
Сколько здесь залов, коридоров, этажей, комнат! Заблудиться можно. Однако Валя уверенно

Водила ребят по коридорам, смело тащила их из зала в зал, безошибочно находила нужную комнату.

Что сказали ребята о Вале? (знает все ходы и выходы; знает Дворец как свои пять пальцев; она там свой человек и др.)

4. Работа над моделью вертолета уже подходила к концу, когда Вася Ячейкин, пробуя винт на гибкость, сломал лопасть. Все были в отчаянии, а Вася, вместо того, чтобы признать свою вину, стал обвинять Костю, который будто бы недостаточно прочно укрепил лопасти. Что с возмущением ответили ему ребята? (не сваливай с больной головы на здоровую)


  1. Последнее время Ира познакомилась с какими-то чужими девочками, перестала бывать дома, интересоваться домашними делами. Что с горечью сказала о ней соседям мать? (отбились от рук; отбилась от дома и т. д.)

  2. Некоторые ребята списывали домашние задания, занимались подсказками, однако староста делал вид, что не замечает этого. Какой фразеологизм напомнил старосте классный руководитель? (смотрит сквозь пальцы на это)
^ ЛОТО «ПОДБЕРИ ВЫРАЖЕНИЕ»

Условия игры те же, что и в лото «Используй фразеологизм» (стр. 19), с той разницей, что в клетки вписываются краткие толкования фразеологизмов (их можно выписать из толкового словаря русского языка). Одним из условий выигрыша является умение составить с тем или иным фразеологизмом (по требованию ведущего) небольшое предложение.
Фразеологизмы для карточек

1. Золотые руки. 2. Люди доброй воли. 3. Найти общий язык. 4. Вложить душу во что-либо. 5. Со дна моря достать. 6. Остаться в строю. 7. Играть с огнем. 8. Сменить гнев на милость. 9. Замкнуться в себе. 10. Заварить кашу. 11. Ждать у моря погоды. 12. Припять за чистую монету. 13. Выбиться из сил. 14. Дрожать над каждой копейкой. 15. Хватить через край. 16. Краем уха услышать, 17 Дать маху. 18. Камня на камни не оставить. 19. Еле дотащить 20. Стоять на задних лапках. 21. Переливать из пустого в порожнее. 22. Обойти молчанием. 23. Овладеть собой. 24. Отбиться от дома. 25. Танцевать от печки. 26. Идти напролом. 27. Уму непостижимо. 28. Ума не приложу.29. Прикусить язык. 30. Рвать и метать. 31. Разделать под орех. 32. Не в свои сани садиться. 33. Вот где собака зарыта. 34. С собаками не сыщешь; днем с огнем (фонарем) не найдешь. 35. Пуд соли съесть. 36. Как сыр в масле кататься. 37. Держаться в тени. 38. Сидеть на чемоданах. 39. Явиться к шапочному разбору. 40. Взбрело на ум. 41. Капля в море. 42. Заговаривать зубы. 43. Не находить себе места. 44. Отбиться от рук. 45. Играть в бирюльки. 46. Насиженное место. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Лиха беда начало.

^ КРАТКО, ОБРАЗНО (Лото)

Условия игры те же, что и в лото «Используй фразеологизм» (стр. 23).
Предложения для таблиц

1. Поезд должен прийти в самое ближайшее время. 2. Едва сев, он тотчас же, сразу, без предисловий стал рассказывать. 3. Кое-как, насилу, с трудом Павлик решил одну задачу. 4. Патроны были на исходе и поэтому чрезвычайно высоко ценились. 5. Этому такое дело не поручишь, он легкомысленный, несерьезный человек. 6. Он... взмахнул руками и не думая, не рассуждая, безрассудно ринулся вниз. (В. Кат.) 7. С такими ребятами можно очень многое сделать. 8. Сегодня Олег был в плохом настроении. 9. Мы устали, измучились от хлопот, пока все приготовили. 10. Во дворе нет ничего, совершенно пусто. 11. Не к лицу тебе мстить ему за обиду. 12. Брат был в крайнем волнении, возбуждении от злости. 13. Я позвонил домой, и мать избавилась от чувства тревоги, страха. 14. На последней репетиции певец потерял голос от чрез- мерного напряжения. 15. Летчик имел в числе боевых трофеев десять вражеских самолетов. 16. Он решил, что моя шутка относится к нему. 17. Эта весть привела нас в совершенное замешательство, недоумение. 18. Он неохотно, против воли согласился остаться дома. 19. Замысел врага потерпел позорную неудачу. 20. Он очень сильно и больно бьет. 21. В конце июня день стал уменьшаться, убывать. 22. Не знаю, не могу понять, почему не сходится ответ задачи. 23. Ни при каких условиях, ни за что не соглашайся с ним. 24. Соседний класс в учебе позади всех, отстает. 25. От взрывов земля сильно сотрясалась. 26. Оказалось, что Михаил не очень храбрый мальчик. 27. Не выдавай, не разглашай то, о чем я тебе сказал. 28. Ящики были доставлены благополучно, без поломки. 29. Эта вещь очень ценная, дорогая. 30. Жизнь в городе шла как обычно, своим порядком. 31. Этот вопрос не заслуживает внимания, не имеет никакого значения. 32. Гришке удалось ловко, хитро обмануть полицейского. 33. Я решил действовать энергично, начинать сразу с самого главного. 34.До каких пор они будут препятствовать, мешать нам? 35.Ты чего сидишь с надутым, обиженным видом? 36. Вчера он сделал вид, что не заметил меня, и сегодня я решил ответить ему тем же. 37. Он просто измучил нас, довел до изнеможения своими бесконечными вопросами. 38. Изложите нам свой взгляд на вещи по этому вопросу. 39. Гордость не позволяла ему подобострастно, заискивающе кланяться хозяину. 40. Ольга даже не взглянула на него, как будто он для нее ничего не значит, ничтожество. 41. Вначале дела у ребят шли очень гладко, без помех. 42. В этот день друзья вернулись с рыбалки ни с чем, без улова. 43. Эта вещь может понадобиться нам каждую минуту, всегда. 44. До определенного времени, до известного случая этот мост еще послужит людям. 45.Моряки мужественно сражались,

защищая родной Севастополь. 46. Учащиеся слушали рассказ ветерана войны, испытывая сильное волнение. 47. Мы громко, во всеуслышание заявили о своем желании. 48. Егор сидел в состоянии оцепенения от испуга, ожидая наказания.
Ф р а з е о л о г и з м ы для карточек
1. С минуты на минуту. 2. С места вкарьер. 3, С горем пополам. 1. Быть на вес золота. 5. Ветер в голове у кого-либо. 6. Очертя голову.7. Гору своротить. 8. Не в духе. 9. Сбиться с ног. 10. Хоть шаромпокати. 11. Сводить счеты с кем-либо. 12. Быть вне себя от чего-либо. 13. Отлегло от сердца. 14. Сорвать голос. 15. Иметь на счету. 16. Примни, насвой счет. 17. Сбить с толку. 18. Скрепя сердце. 19. С треском провалиться. 20. Тяжелая рука у кого-либо.
21. Идти на убыль. 22. Ума не приложу.

23. Ни под какимвидом.

24. Плестись в хвосте.

25. Ходуном ходить. 26 . Не из

храброго десятка. 27. Хранить в тайне. 28. В целост и и сохранности. 29 Цены нет чему-либо. 30. Идти своим чередом. 31. Выеденного яйца не стоит. 32. Обвести вокруг пальца. 33. Брать быка за рога. 34. Вставлять палки в колеса. 35. Надуться как мышь на крупу. 36. Отплатить той же монетой. 37. Вымотать душу. 38. Точка зрения. 39. Ломать шапку перед кем-либо. 40. Пустое место. 41. Без сучка, без задоринки. 42. С пустыми руками. 43. В любой момент. 44. До поры до времени. 45. Грудью стоять за что-либо. 46. С замиранием сердца. 47. Во весь голос. 48. Ни жив, ни мертв.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ-ТЕРМИНЫ

К фразеологическим оборотам относится также большая группа словосочетаний, представляющих специальные термины из различных отраслей науки, техники, культуры: физики (земное притяжение, удельный вес, магнитная буря), химии (качественный анализ, коллоидный раствор, каустическая сода), математики (вершина угла, возводить в степень, извлекать корень), биологии (естественный отбор , Лучевая болезнь

восковая спелость, обмен веществ), грамматики (части речи, члены предложения, будущее время глагола, восклицательный знак), медицины (брюш ной тиф, лучевая болезнь, искусственное дыхание, горькая соль) , спорта (беговая дорожка, хоккей с шайбой, центр нападения, настольный теннис) и т. п.
^ ОДНИМ ВЫРАЖЕНИЕМ (Игра)

Ведущий читает перечни слов, предлагая играющим заменить каждый перечень одним фразеологизмом-термином (например: точка, запятая, тире, двоеточие - знаки препинания) и записать этот фразеологизм. Выигрывает тот, кто правильно записал наибольшее число фразеологизмов-терминов.

1 . Точка, запятая, тире, двоеточие. 2. Скрипка, виолончель, рояль, флейта. 3. Грамм, сантиметр, литр, градус. 4. Уголь, нефть, газ, руда. 5. Имя существительное, прилагательное, глагол, наречие. 6. Подлежащее, сказуемое, дополнение, определение. 7. Кирпич, камень, песок, известь, цемент. 8. Поезд, трамвай, автобус, самолет. 9. Топор, лопата, пила, плуг. 10. Лев, тигр, леопард, волк, лиса. 11. Ручка, перо, чернильница, тетрадь. 12. Калий, фосфор, марганец, уран. 13. Пехота, артиллерия, авиация, военно-морской флот. 14. Горилла, орангутанг, шимпанзе, гиббон. 15. Аммиачная селитра, суперфосфат, фосфоритная мука.

16. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. 17. Железо, сталь, чугун. 18. Живопись, графика, скульптура. 19. Кандидат наук, доктор наук.
^ КЕМ ТЫ БУДЕШЬ? (Игра)

Ведущий предлагает участникам игры за условленное время записать наибольшее количество фразеологизмов-терминов из той области науки, техники, культуры, народного хозяйства, которой они наиболее интересуются (например: химия - серная кислота, аммиачная селитра, реакция обмена; литература - белый стих, стихотворение в прозе, действующее лицо, стихотворный размер и т. д.). За каждый безошибочно написанный термин засчитывается очко.

Игра способствует лучшему усвоению специальной терминологии, а также помогает учителю выявить наклонности учащихся. Выигрывает тот, кто набрал больше очков и смог по требованию ведущего составить с некоторыми фразеологизмами небольшие предложения.

^ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ

Припомните не менее двух фразеологизмов с названием каждого изображенного здесь зверя и птицы.

^ ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Какие фразеологизмы-термины из области анатомии заключают в себе названия изображенных здесь предметов в переносном смысле?

Что общего в названиях изображенных здесь предметов?

^ ТАЙНЫ СЛОВАРЯ

Читая книгу, газету или журнал, слушая радио, вы нередко встречаете выражения, смысл которых вам неизвестен или не вполне ясен. Пусть это вас не огорчает. Старайтесь записывать эти выражения и спрашивать у взрослых или справляться по словарю.

Объяснение смысла фразеологического оборота можно найти в толковом словаре (например, в четырехтомном «Словаре русского языка»). К примеру, вам непонятно значение фразеологизма воробьиная ночь . Вы ищете в I томе слово воробьиный. После объяснения значения этого слова есть значок в виде ромбика

За этим значком следуют фразеологические обороты со словом воробьиный: воробьиная ночь и короче воробьиного носа.

Первый фразеологизм употребляется в двух значениях. 1) Ночь с непрерывной грозой или зарницами. В качестве иллюстрации приведено предложение из рассказа А. П. Чехова «Скучная история»: Бывают страшные ночи с громом, молнией, дождем и ветром, которые в народе называются воробьиными. 2) Самая короткая летняя ночь.

Второй фразеологизм (короче воробьиного носа) обозначает: очень короткий, непродолжительный.

Иногда по первому слову фразеологизма объяснение его смысла вы в словаре не найдете, однако там будет указано: см . (т. е. смотри) такое-то слово .

В некоторых словарях с целью экономии места опорное (основное) слово фразеологизма указывается лишь один раз, причем, неменяющаяся часть его отделена от меняющейся, вертикальной черточкой. В следующих выражениях с этим словом указаны только меняющие ся части, а неменяющаяся обозначена так называемой тильдой (~).

Например: Выиграть врем я. В скором ~ ени. В первое ~ я. До поры до ~ ени. Тем ~ енем. По ~ енам и т. д.

^ ОТГАДАЙ ВЫРАЖЕНИЕ

На доске или листе бумаги записывается несколько фразеологических оборотов с неменяющейся частью основного слова, которая заменена тильдой (~). Задача играющих – отгадать все выражения и составить с ними небольшие предложения.


  1. ~ а об -у. Из ~ вон (плохо). Сбыть с ~. Мастер на все ~ и. Сидеть сложа ~ и. Золотые ~ и.

  2. ~ ый свет. ~ые стихи. ~ыми нитками шито. Среди ~ а дня. Сказка про ~ого бычка. Черным но ~ому (написано).


Как в ~ у канул. Толочь ~у
в ступе. Решетом ~у носить. Тише ~ы, ниже травы. Много ~ы утекло. Выйти сухим из ~ы.

4.На ~ах у кого-либо. Вооруженным ~ом. Простым ~ом. ~а на лоб лезут. ~а на мокром месте.
~а разбежались. Выплакать все ~а.
Смотреть большими ~ами. Бросаться в
~а. Смотреть (глядеть) во все ~а. В ~ах рябит. Как бельмо в ~е. Не в бровь, а в ~.


  1. (Не) ~ в обиду. ~ волю. ~ дорогу. ~ себя знать. ~ маху.
~ слово. Как пить ~. Не ~ спуску. Ни ~ ни взять.

  1. ~ой век. ~ое дно. ~ая осень. ~ые руки. ~ой фонд. ~ое время. Сулить (обещать) ~ые горы. ~ых дел мастер. Не все то ~о, что блестит. (Посл.)

^ КТО БОЛЬШЕ? (Игра-задание)

I. Перед вами отрывок из повести А. Рыбакова «Приключения Кроша». В нем десять фразеологизмов. Задача - найти их и кратко объяснить своими словами значения (в старших классах - и роль в предложении). За каждый найденный и правильно объясненный фразеологизм засчитывается очко.

Вадим был добрый парень. Но сейчас он из себя выходил, вспоминая, как подло вел себя Игорь в истории с запчастями. Вадим часто и незаслуженно бывал у нас в классе козлом отпущения. И вспоминая теперь о несправедливостях, выпадавших на его долю, кипел от негодования.

Я заметил:


  • Надо быть выше!

  • Выше чего?

  • Выше собственной обиды! Шмаков Петр проворчал:
- Скажем Игорю, а они заметут следы. Останемся в дураках. Надо сообщить куда следует.

Я решительно сказал:

- За глаза? Ни за что!

II. Выпишите все фразеологизмы из следующих предложений.

1. Леша был, как говорится, не из трусливого десятка. (Л. Нант.) 2. Мы с Сережей выбежали за ворота и во весь дух помчались по улице . (Нос.) 3. Двадцать пятого февраля приговор был приведен в исполнение. (Гайд.) 4. Отец Пети рано овдовел и, сдав сына на попечение соседок, с головой ушел в работу. (Ос.) 5. Тетка быстро оглядела девушку с головы до ног. (Ос.) 6. Васек разделся и, по своему обыкновению, юркнул в отцовскую постель . (Ос.) 7. Колчаковская конница преследовала его [Левинсона] по пятам. (Фад.) 8 . Была гроза сильная, и дождь час целый как из ведра лил . (Л. Т.) 9. Скажи мне, положа руку на сердц,е всю истинную правду, что это за девушка . (Л. Т.) 10. Алексей на мгновение потерял сознание но то же ощущение близкой опасности привело его в себя. (Пол.) 11. Старший... приказал брату Федьки бежать во весь дух в деревню и звать народ. (Пол .) 12. Все-таки принесла его сюда нелегкая вместе с Левашовым . (К. Сим.) 13. Его и хлебом не корми, только книгу дай. (Ч. Айтм.) 14. Это было уже не воровство, а грабеж среди бела дня. (К. Пауст .). 15. Весной на счету каждый день: важно не упустить время. (Из газет.) 16. Политика с позиции силы давно обанкротилась. Ее пора сдать в архив. (Радио.)
^ ГЛУПЫЕ СОРОКИ

Запишите на слух все фразеологические выражения, встречающиеся в рассказе .



Нашли сороки в лесу кусок сыру. ^ Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья...Того и гляди утащатсреди бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало, подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!
^ ЗАГАДКИ СКЛАДКИ

Глеб у доски повесил нос, краснеет до корней....

Он в этот час, как говорится, готов сквозь землю....

О чем же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?

Говорил товарищ мой вчера,

что в кино сходить давно пора.

Только я хотел уж собираться,

как ему взбрело на ум купаться.

По дороге передумал он,

стал тащить меня на стадион.

Что ты, - закричал я, - в самом деле!

У тебя семь пятниц... !

^ КТО СКОРЕЕ

На доске записываются слова : белый, ветер, взять, войти. волосы, время, вступить, выбиться, вывести, глаза, голова, дело, день, дорога, душа, камень, край, кровь, мера, язык.

Затем ведущий засекает время и предлагает быстро, ноаккуратно и без ошибок написать в тетрадях по одно муфразеологизму с каждым словом (например: белые ночи, бросать слова на ветер, взять взаймы, войти во вкус, волосы дыбом встали, до поры до времени и т. д.). Выигрывает тот, кто раньше всех правильно и аккуратно записал фразеологизмы с каждым словом.


Если класс недостаточно подготовлен, можно за каждый фразеологизм засчитывать очко, а со словами, с ко торымиучащиеся затрудняются подобрать фразеологизмы, работать коллективно.

В хорошо подготовленном классе можно провести с этими же словами еще один тур игры, так как с каждым из них существует по нескольку фразеологизмов (как ветром сдуло, ветер в голове, держать нос по ветру и др.).

^ ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ

Пользуясь указанными на странице 33 пособия (Ч. І ), можно в простой и доходчивой форме объяснить учащимся проис хождение выражений: заткнуть за пояс, откладывать в долгий ящик, тянуть канитель, казанская сирота, концы в воду, курам на смех, на воре шапка горит, ни кола, ни двора, спустя рукава, сыр-бор загорелся и др.

Вот некоторые из объяснений.


^ Казанская сирота. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские Мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо требовали наград. С той поры тех, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить для себя выгоду, народ насмешливо называет казанскими сиротами.

"В свое время кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева". Фото с сайта liveinternet.ru Почему мы так говорим? Фразеологизмы

Бить баклуши

Значение: Бездельничать, заниматься пустым делом.

Происхождение: В свое время кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу . Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить ».

Семь пятниц на неделе

Значение: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д.

Происхождение: Пятница некогда была свободным от работы, а потому базарным днём. Долгое время она была и днём исполнения различных торговых обязательств. В пятницу получали деньги и давали обещание привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу получали товар и обещали в следующую пятницу отдать за него деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц но неделе. Позже этот фразеологизм стали применять к людям, часто меняющим свои решения.

Без сучка, без задоринки

Значение: Хорошо, безукоризненно, без затруднений, без помех.

Происхождение: Из речи столяров и плотников. Первоначально о древесине, досках высокого качества и о тщательной обработке древесины. Задоринка - шероховатость, зацепина на поверхности гладко выструганной доски. Буквально - без каких-либо изъянов.

Лодыря гонять

Значение: Бездельничать, ничего не делать.

Происхождение: Оборот возник в первой четверти XIX века и восходит к имени врача - немца Лодера, жившего в Москве и, в частности, рекомендовавшего своим больным быструю ходьбу. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением.

Играть в бирюльки

Значение: Заниматься пустяками, ерундой.

Происхождение: Была такая игра – Бирюльки. Перед вами лежит кучка крошечных вещичек: рюмочек, молоточков, сердечек - бирюлек , - нагроможденных в беспорядке. Требуется маленьким крючком вытаскивать из груды одну бирюльку

за другой так» чтобы остальные не потревожить.

Разводить антимонии

Значение: Болтать, вести пустые разговоры

Происхождение: От латинского названия сурьмы – antimonium , которую использовали в качестве лекарственного и косметического средства, предварительно ее растерев, а затем растворив. Сурьма плохо растворяется, поэтому процесс был очень долгим и трудоемким. И, пока она растворялась, фармацевты вели бесконечные разговоры.

Тертый калач

Значение: Так называют опытного человека, которого трудно провести

Происхождение: был раньше сорт хлеба – «тертый калач ». Тесто для него очень долго мяли, месили, терли, отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица: «Не терт, не мят, не будет калач». То есть, испытания и беды учат человека. Фразеологизм и пошел от пословицы, а не от названия хлеба.

Тянуть канитель

Значение: Медлить, затягивать какое-либо дело, говорить однообразно и нудно.

Происхождение: Канитель – тончайшая золотая, серебряная или медная нить, которой вышивали галуны, аксельбанты и прочие украшения офицерских мундиров, а также ризы священников и просто богатые костюмы. Ее изготавливали кустарным способом, раскаляя металл и осторожно вытягивая клещами тонкую проволоку. Процесс этот был чрезвычайно длительным, медленным и кропотливым, так что, со временем, выражение «тянуть канитель» стало относиться ко всякому затяжному и однообразному делу или разговору.

Семь пятницъ на недѣлѣ. Ср. «Кто въ пятницу дѣло начинаетъ, у того оно будетъ пятиться!» Ср. Семь разъ на недѣлѣ попятиться, отступиться отъ своего слова, измѣнять свое мнѣніе. Снегиревъ. Русскія пословицы. Ср. У торгаша семь пятницъ на недѣлѣ. А … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ - [у кого] Очень часто и непредвиденно меняются планы, настроения и т. п. Имеется в виду, что лицо (Х) легко и часто в течение короткого промежутка времени безответственно и внешне беспричинно меняет свои намерения, решения или настроение.… … Фразеологический словарь русского языка

семь пятниц на неделе - Разг. Неодобр. Неизм. О человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. п. У кого? у человека, у брата, у нее… семь пятниц на неделе. Смирдин меня в беду поверг; у торгаша сего семь пятниц на неделе. (А. Пушкин.) Ведь у него всегда… … Учебный фразеологический словарь

Ср. Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться! Ср. Семь раз на неделе попятиться, отступиться от своего слова, изменять свое мнение. Снегирев. Русские пословицы. Ср. У торгаша семь пятниц на неделе. А.С. Пушкин (неизвестного года).… …

Семь пятниц на неделе - у кого. Прост. Предосуд. Кто либо непостоянен в своих решениях, настроениях, часто и легко меняет свои мнения, суждения, оценки. У её матери семь пятниц на неделе: сегодня пожалеет, приласкает, а завтра булавки втыкать начнёт (А. Караваева. Огни) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Семь пятниц (Семь праздников) на неделе. См. ТОЛК БЕСТОЛОЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

У кого. Разг. Неодобр. О непостоянном, часто меняющем свои взгляды, намерения человеке. ДП, 462; ФСРЯ, 374; БМС 1998, 483; ФМ 2002, 376; Мокиенко 1986, 154, 162; ЗС 1996, 67; Мокиенко 1990, 108; Глухов 1988, 147; Жиг. 1969, 219 …

семь пятниц на неделе - у кого О том, кто часто меняет свои решения … Словарь многих выражений

У кого. Народн. Ирон. О бестолковом человеке. ДП, 462 … Большой словарь русских поговорок

Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает (народн.) о непостоянстве в решениях У бабы семь пятниц (праздников) на неделе. Ср. По пятницам бабы не прядут (потому что в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать).… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Семь пятниц на неделе: роман , Луганцева Т.И.. Груня Пичугина никогда не была за границей. И вдруг режиссер театра, где она работает художником-декоратором, буквально вынуждает ее лететь в Будапешт. ПрисутствиеАграфены в Венгрии оговорено…
  • Семь пятниц на неделе , Луганцева Т.. Груня Пичугина никогда не была за границей. И вдруг режиссер театра, где она работает художником-декоратором, буквально вынуждает ее лететь в Будапешт. ПрисутствиеАграфены в Венгрии оговорено…

Интеллигентские- относящийся к интеллигенту, к интеллигенции, принадлежащий им, свойственный им (чаще о свойствах старой, буржуазной интеллигенции).Интеллигентская слабость.

Интеллигентные - Образованный, культурный; свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции.Интеллигентная внешность.

Туристический - связано по смыслу с существительным туризм и значит "относящийся к туризму". Туристическое бюро.

Туристский- относящийся к туристу (туристам). Туристская палатка.

Болотистый- изобилующий болотами, заболоченный; топкий, как болото. Болотистая внешность.

Болотный- относящийся к болоту, свойственный ему; предназначенный для работ на болоте, передвижения по болоту. Болотная вода

Экономный - бережливо расходующий что-либо, соблюдающий экономию.Экономная хозяйка.

Экономический- относящийся к экономике, хозяйственный. Экономическая деятельность

Человечный -достойный звания человека, отзывчивый, гуманный. Человечный подход

Человечий- относящийся к человеку, принадлежащий, свойственный ему. Человечий род

Обличие - лицо, наружность. Странное обличие.

Обличение - порицание, разоблачение. яростное обличение порока

Существо- предмет индивидуализированный и обладающий душою. Живое существо.

Сущность - философское постоянное основное свойство вещи, без которого она немыслима; атрибут субстанции. Сущность индивида.

Проблемный-заключающий в себе проблему, посвященный исследованию, разрешению какой-нибудь проблемы. Проблемная статья.

Проблематичный -предположительный, тольковероятный, неокончательный, остающийся еще проблемой. Проблематичное объяснение.

Удачный–успешный. Удачный день.

Удачливый- счастливый; тот, кому везет. Удачливый делец;

Задание 5. Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение

Как говорят:

1) о том, кто часто меняет свои решения –у него семь пятниц на неделе;

2) о том, кто часто бездельничает – он бьет баклуши/ плюет в потолок;

3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати – явился, как черт из табакерки/нелегкая принесла;

4) о кротком, безобидном человеке – он и мухи не обидит/тише воды, ниже травы;

5) о человеке высокого роста – как верста коломенская/как каланча пожарная;

6) о болтливом человеке – у него язык без костей/раскудахтался, как курица;

7) о бесследном исчезновении кого-либо - канул в лету/как под землю провалился;

8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон – попасть между молотом и наковальней/из огня да в полымя;

9) о чувстве большой неловкости, стыда – готов сквозь землю провалиться;

10) об очень дальних родственниках – седьмая вода на киселе;

11) о бесшабашном человеке –без царя в голове;

12) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо – как в авгиевых конюшнях/вавилонское столпотворение;

13) о том, кто не знает чего-либо, всем известного –дубина стоеросовая\ни аза в глаза не знать;


Грамматика

Задание 1. Определите род существительного

1. Женский род:

Иваси, колибри, авеню, салями, цеце, плащ-палатка, «Юманите»,

2. Мужской род:

Кофе, тюль, атташе, ВУЗ, кенгуру, колибри, толь, рефери, МИД, шампунь, сулугуни, шимпанзе, пемоксоль, Хоккайдо.

3. Средний род:

Повидло, ООН, коммюнике, меню, купе, пенни, реле, сабо, танго, эскимо.

4. Множественное число

Задание 2. Запишите имена существительные в форме множественного числа

1. Заводские (корпус) –корпуса;

2. Опытные (штурман) –штурманы;

3. Морские (порт) –порты;

4. Молодые (инженер) –инженеры;

5. Опытные (бухгалтер) –бухгалтеры;

6. Дорожные (инспектор) –инспекторы;


Задание 3. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Запишите полученный вариант. Нет (петля) –нет петли

1. Пачка (макароны) –нет пачки макарон;

2. Группа (грузины) –нет группы грузин;

3. Пять (кочерга) –нет пяти кочерег;

4. Килограмм (мандарины) –нет килограммов мандаринов;

5. Порция (оладья) –нет порций оладий;