Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад№169»

Всемирный день охраны труда

Тема: Стресс на рабочем месте: коллективный вызов.

Психологический тренинг

«Профилактика эмоционального выгорания

педагогов».

Место проведения: МБДОУ №169

Время проведения: 28.04.2016г., 13ч.15мин.

Участники: педагоги, администрация.

Ход тренинга:

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).

Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:


  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

  • невозможность влиять на принятие важных решений

  • необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)

  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадобным поведением)

  • отсутствие каких – либо интересов вне работы

  • переживание несправедливости

  • неудовлетворенность работой
1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки . Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.


  • Диагностическая процедура “Симптомы профессионального “выгорания”
Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального “выгорания”, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки “выгорания”

Приложение 1(Справочник руководителя дошкольного учреждения)

Ведь эти процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания” дают возможность нам понять, что с нами происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или постараться скорректировать проявление синдрома. А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами !

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Так гласит древняя восточная мудрость.

Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов”.


  • Практические упражнения “Осваиваем саморегуляцию”
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием

  • Упражнение “Улыбка”
Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом навашем лице обязательно, но должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.


  • Упражнение “Мышечная энергия”
Релаксация способна улучшить состояние человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритма мозга. Чтобы релаксационные упражнения, были более эффективными, следует запомнить три правила:

Перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.

Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.

Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.

Инструкция: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисти руки ? А дальше идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука напрягается. Проверьте.

Постарайтесь убрать лишнее напряжение. Держите палец напряжённым, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец- напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного…. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.


  • Упражнение “Маска гнева”
Алгоритм релаксации мышц может быть следующим

Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.


  • Упражнение “Отдых”
Инструкция: Стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширине плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

  • Упражнение “Мобилизующие силы”
Инструкция: Стоя или сидя. Выдохнуть из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох- такой же продолжительный как вдох.Затем постепенно увеличиваем фазу вдоха. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, а в скобках заключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха.

  • Упражнение “Похвалилки”
Инструкция: Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”. Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять:

“В моей жизни случается только хорошее”

III часть

Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе.


  • Упражнение: “Телеграмма”
Инструкция: На своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух.

Рефлексия: Анализ полученных знаний и умений.

Список литературы:


  1. Агеева И.А. “Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы”. – СПб.: Речь, 2007. 208с.

  2. Анн Л.Ф. “Психологический тренинг с подростками”. – СПб.: Питер, 2008. 272 с.: ил.

  3. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологическойсаморегуляции. Л.: Методический центр по психологическойсаморегуляции, 1988.

  4. Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. – 2002. №3.

  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. “Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство “Речь”, 2007.224 с.: ил.

  6. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. №9 2009 г., №16 2011.

План мероприятий «Культура управления стрессом на рабочем месте»

в сфере обеспечения безопасности на рабочих местах 2017-2018уч.г.

    Обращение директора школы к коллективу работников: Состояние охраны труда в организации, цели и задачи коллектива на ближайший год в отношении обеспечения безопасности на рабочих местах, пожелания работникам. --Директор в электронном ПИСЬМЕ всем.

    Семинар-дискуссия с обслуживающим персоналом школы, на тему «Культура управления стрессом на рабочем месте» -- Зам. директора по АХР (приложение 1 и 2)

    Семинар-дискуссия с педагогическим коллективом школы, на тему «Культура управления стрессом на рабочем месте» --Зам. директора по УМР. Зам. директора по воспитательной работе. (приложение 1 и 2)

    Провести в школе Единый урок охраны труда--- Классные руководители.

    Тематические занятия по охране труда на уроках: ОБЖ, технологии, физике, химии, физической культуре, ИЗО.

    Мероприятие «Мы делаем мир чище» - субботник по уборке пришкольной территории.

Приложение 1

Семинар дискуссия «Культура управления стрессом на рабочем месте»

День с самого утра не задался: по дороге не работу сломала каблук, в офисе начальник вызвал «на ковер» и пропесочил ни за что ни про что, коллега снова подставила, компьютер заглючил и весь отчет полетел коту под хвост… Знакомая ситуация, не так ли? Каждый день бесчисленные стрессы на работе возникают по многим причинам. Но одно очевидно – с ними необходимо уметь справляться, чтобы не дать стрессу в одночасье справиться с вами. Итак, стресс на рабочем месте: управление стрессом – тема разговора на сегодня.

Человек проводит на работе большую часть своей жизни. Поэтому, когда работа начинает напрягать – это очень серьезно. Нельзя просто проигнорировать стресс, потому что он буквально съедает вас изнутри. Держать его в себе – тоже не вариант. В один «прекрасный» момент накопившееся вырвется наружу и сметет все на своем пути. В том числе и вашу карьеру. Необходимо просто освоить технику управления стрессом на рабочем месте. Это будет иметь положительное воздействие на ваше здоровье, психику, настроение и качество жизни в целом.

Причины стресса на работе

Человеческое тело не обладает безграничными возможностями, как нам бы хотелось. Пытаясь закончить работу в срок, мы часто доводим себя до критической точки, за которой следует перегрузка. Вся эта спешка, бездумные распоряжения начальства и их практически невыполнимые требования, зависть коллег и низкопробные интриги – не удивительно, что это может привести к нервному срыву и стрессу на рабочем месте.

Факторы для формирования стресса на работе различны, в зависимости от конкретной ситуации. Это могут быть частые ночные смены, сверхурочная работа, за которую не платят, отсутствие коллегиальности и взаимопонимания с другими сотрудниками в офисе и многое другое. При организации совместных проектов с коллегами, которые придерживаются разных точек зрения и по-разному настроены на работу, стресс и нервные срывы также почти обязательны. Беспорядок является также фактором, вызывающим стресс. Когда вы теряете все время свой день впустую, выполняя несогласованные поручения, делая чужую работу или исправляя ошибки начальства, производительность снижается практически до нуля, ваши мысли бродят вдали от офиса где-то и рано или поздно вы окажетесь в очень неприятной ситуации. Или в ней окажутся ваши коллеги, когда вы, наконец, сорветесь.
Развитие технологий, инноваций в работе также добавляют поводов для стресса. Вы не в состоянии справиться и быстро научиться работать с новой техникой, обновленными программами или по новой системе, навязываемой руководством. Стресса на рабочем месте, причиненного такими проблемами, можно избежать лишь при условии прохождения специальных курсов и тренингов для повышения квалификации сотрудников.
Предполагается, что стресс выбывает из колеи только очень чувствительных по жизни людей. Это не всегда так. Конечно, небольшой доход, чувство иерархии и осознание того, что вы находитесь на самой низкой ступени, отсутствие конфиденциальности в процессе работы, однообразие – это те вещи, которые, могут сломить кого угодно. И даже сильный духом и не очень склонный к сантиментам человек может почувствовать себя в стрессовой ситуации.
Стресс может быть вызван жарой, холодом, шумом, отсутствием света и свежего воздуха на рабочем месте и в целом плохими условиями труда. Если ваше рабочее место – то тут то там, вы весь день бегаете или проводите на ногах 8-12 часов – стрессы и депрессия вам обеспечены.

Управление стрессом на рабочем месте.

Организация – превыше всего. Заранее продумайте свой график обязанностей оп пути на работу. Важно знать, что вы должны будете делать в течение дня, и сколько это займет у вас времени. Записная книжка тут будет очень кстати. И ничего не упустите, и заранее настроите себя на важность отдельных дел и встреч.

Наведите порядок на своем рабочем месте. И не просто наведите, а поддерживайте его постоянно. В хаосе, под грудами бумаг и папок с документами и прячется источник вашего стресса. Не дайте ему стать бурной рекой.
Обязательно выходите на свежий воздух в обеденный перерыв. Это будет развеивать негативные мысли и взгляды, связанные с работой. По крайней мере, вы на какое-то время отвлечетесь от стрессов и разочарований. И вкусная еда в спокойной атмосфере тоже способна разбить стресс в пух и прах.
Используйте игрушки-антистресс. Сейчас их наизобретали великое множество: мягкие шары, металлические шарики, резиновые жгуты. Вы можете мять их, бросать, тянуть, комкать в руке. Принцип их действия – обратить ваше внимание в другую сторону от работы, проектов, обязанностей, проблем, которые являются основными факторами стресса.
Не допускайте, чтобы работа стала единственным смыслом вашей жизни. Да, всем необходимо удовлетворять наши материальные потребности и искать способы улучшить свои жилищные условия. Но работа в этом – не самоцель! Необходимо, чтобы было еще что-то, что увлекало бы вас, приносило радость, расслабляло. Общение с друзьями, кино, театр, спорт, любое хобби и так далее.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к коллегам или к начальнику, если возникают любые трудности в работе. В противном случае неудивительно, что вы потеряете целый день, беспокоясь о проблеме, вместо того, чтобы выяснить один раз, как ее решить. А ведь сделать это можно без избыточных усилий, нервов и стресса.
Недосып легко может спровоцировать стресс на рабочем месте. Поэтому если ваш рабочий день начинается с 7.00. – ложитесь спать не позже 23.00. Так вы успеете восстановиться и будете физически готовы к новому дню без стрессов.
Научитесь говорить "нет"! Оцените свои сильные стороны и возможности для отдыха. Не загружайте себя задачами, которые еще больше осложнят работу. Вы должны выполнять поручения начальства и коллег только потому, что это хорошо для вас. Если вы обнаружите, что выполнение той или иной работы будет стоить слишком больших умственных и физических усилий для вас – не стесняйтесь сказать "нет". В противном случае вы сами загоните себя в стрессовую ситуацию на рабочем месте.
Лучший способ справиться со стрессом почти на 100% - это совместить работу и хобби в единое целое. Если вы найдете работу, которую вы полюбите, которая станет приносить вам удовольствие – вы забудете и думать о стрессах. Иногда люди тратят многие годы, чтобы найти «свою» работу. Но это в конечном итоге стоит того.
Для некоторых сотрудников, однако, стресс на рабочем месте стресс является стимулом для повышения активности и производительности труда. Это так называемый «положительный стресс». Он вызывает прилив бодрости и желание решить поставленные задачи во что бы то ни стало.
Работа под давлением, сжатые сроки, требования начальника – совсем не то, с чем некоторые амбициозные сотрудники готовы мириться для достижения успеха. Потому различные препятствия и являются причиной стресса на рабочих местах – управление стрессом в данной ситуации просто необходимо. Хотя в малых дозах стресс помогает людям тратить свою энергию должным образом, чтобы он мог служить в качестве созидательных целей – лучше все же стараться избегать стрессов. Или хотя бы уметь вовремя справляться с ними.

Приложение 2

Тест. «Оценка стрессоустойчивости».

Данный тест был разработан ученым - психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Подвержены ли Вы стрессу?

1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.

5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.

8. Ваш вес соответствует Вашему росту.

9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.

10. Вас поддерживает Ваша вера.

11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.

12. У Вас много друзей и знакомых.

13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.

14. Вы здоровы.

15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.

16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.

17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.

19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:

Почти всегда - 1;

Часто - 2;

Иногда - 3;

Почти никогда- 4;

Никогда - 5.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно,- у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно

сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

Приложение 2

Тест «Умение преодолевать стрессовые ситуации»

Деятельность менеджера связана с постоянными стрессами, напряжениями, и отсутствие заботы о своем психическом состоянии может негативно сказаться на здоровье и творческих возможностях. Это тестирование поможет Вам самостоятельно выявить факторы стресса и самостоятельно их преодолеть. Предлагаемая таблица основывается на научных данных и выгодно отличается тем, что определяет влияние факторов риска не одномоментно, а на протяжении недельного цикла, что позволяет составить представление о правильности образа жизни. Таблица заполняется ежедневно в течение недели по вечерам. Необходимо поставить галочку против тех пунктов, где приходится давать утвердительный ответ. Каждая галочка дает одно очко. В конце недели итоги суммируются.

Ключ к тестовому заданию «Умение преодолевать стрессовые ситуации»

От 20 баллов и менее – положение нормальное. На всякий случай проверьте себя в течение еще одной недели, так как Ваше субъективное восприятие «слишком много» или «слишком мало» может оказаться несамокритичным.

От 21 до 40 баллов – пока ситуация не слишком тревожная, но уже необходимо обратить внимание на пункты, давшие баллы. В скором времени они могут перерасти в серьезную угрозу.

От 41 до 60 баллов – угроза налицо. Если в самое ближайшее время Вы не предпримете решительных шагов к изменению своего образа жизни, то Вас ожидают, к сожалению, крупные неприятности.

От 60 баллов и более – Ваше здоровье в серьезнейшей опасности. Необходимо пункт за пунктом проанализировать заполненную Вами таблицу и постараться немедленно заняться своим здоровьем.

Приложение 3

Анкета. «Определение уровней стресса на рабочем месте»

Используйте данную анкету для определения уровней стресса при выполнении вашей сегодняшней работы Оценки, близкие к одному из краев шкалы, свидетельствуют о том, что уровень стресса либо недостаточен, либо избыточен, т.е. в настоящее время отсутствует соответствие между исполнителем и работой. Подумайте, можете ли вы улучшить ситуацию и кто бы мог вам в этом помочь Иными словами, не стоит ли вам поискать варианты изменения ситуации на работе?

Работа гарантирована, карьерное продвижение предсказуемо и определено

Положение в организации не гарантировано и сама организация ненадежна

Слишком мало требовании

Слишком много дел

Задания слишком просты

Задания слишком трудны

Слишком спокойно

Слишком шумно

Повторения и мало разнообразия

Чересчур много разнообразия

Осуществляется сразу много разных проектов

Мало командировок

Слишком много разъездов

Слишком медленное продвижение

Быстрый карьерный рост

Слишком мало влияния, контроля и ответственности

Чрезмерные влияние, контроль и ответственность

Слишком низкие интерес к работе и вовлеченность

Слишком высокие интерес к работе и вовлеченность

Избыточно придирчивое руководство

Недостаток руководства

Индифферентность к работе

Индифферентность к работе

При здоровом стрессе вы будете находиться где-то в середине этой шкалы, т.е. количество ваших очков будет около 60. Однако, обратите внимание на крайние цифры, если они у вас есть, и подумайте, уравновешиваются ли они другими показателями, и можно ли назвать ситуацию в общем удовлетворительной.

Приложение 4

Анкета. «Поведенческие и физиологические симптомы стресса»

Чтобы оценить ваш уровень симптомов стресса, укажите, как часто вам доставляли неприятность следующие поведенческие и физиологические симптомы.

0 = никогда или редко

1 = от случая к случаю

3 = всегда или почти всегда

Поведенческие симптомы стресса

Устойчивая несовместимость с людьми 0 1 2 3

Трудности при принятии решений 0 1 2 3

Потеря чувства юмора 0 1 2 3

Сдержанный гнев 0 1 2 3

Трудно сосредоточиться 0 1 2 3

Неспособность завершить одну работу,

прежде чем набрасываться на следующую 0 1 2 3

Ощущение себя мишенью враждебности других людей 0 1 2 3

Ощущение неспособности к сотрудничеству 0 1 2 3

Желание кричать по малейшему поводу 0 1 2 3

Отсутствие желания что-либо делать после возвращения

домой с работы 0 1 2 3

Ощущение усталости утром - как после бессонной ночи 0 1 2 3

Постоянная усталость 0 1 2 3

Физиологические симптомы стресса

Отсутствие аппетита 0 1 2 3

Неумеренное желание есть, когда положение трудное 0 1 2 3

Частое нарушение пищеварения или изжога 0 1 2 3

Запор или диарея 0 1 2 3

Бессонница 0 1 2 3

Беспричинная испарина 0 1 2 3

Нервное подергивание плечами, покусывание ногтей и т.п. 0 1 2 3

Головные боли 0 1 2 3

Судороги и мышечные спазмы 0 1 2 3

Тошнота 0 1 2 3

Затруднение дыхания от малейшего усилия 0 1 2 3

Обмороки 0 1 2 3

Импотенция или фригидность 0 1 2 3

Экзема 0 1 2 3

ПРИМЕЧАНИЕ: При подсчете результатов важна не общая цифра по каждому разделу, а число поведенческих или физиологических симптомов, получивших оценку 2 или 3. Если в какой-либо категории более трех симптомов получили 2 или 3, это свидетельствует о возможном наличии у вас в данный момент проблемы, связанной со стрессом.

Ежегодно 28 апреля Международная организация труда (МОТ) отмечает Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту количества травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню охраны труда.

28 апреля 2016 г. в Ситуационном центре Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова была проведена международная видеоконференция «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов», посвященная Всемирному дню охраны труда по теме.

Конференция была организована и проведена кафедрой трудового права Юридического факультета МГУ при участии комиссии по социальному законодательству Ассоциации юристов России, Московского общества трудового права и права социального обеспечения, Бюро МОТ в Москве. В ее работе приняли участие представители Казахского гуманитарного юридического факультета (г. Астана), юридического факультета СПбГУ (г. Санкт-Петербург), Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Московского гуманитарного университета, Высшей школы экономики, Московской федерации профсоюзов.

На конференции были обсуждены правовые возможности предотвращения стресса на рабочих местах, локальные практики управления организацией и трудом, вопросы совершенствования законодательства, актов социального партнерства, локальных нормативных актов в целях предотвращения стрессов, рассмотрен отечественный, зарубежный, международный правовой опыт.

С научными сообщениями выступили: главный специалист Бюро МОТ в Москве Валентин Мокану; председатель Московского общества трудового права и права социального обеспечения, профессор К.Д. Крылов; заместитель председателя Московской федерации профсоюзов С.А. Чиннов; профессор Юридического факультета МГУ Г.В. Хныкин; доцент Юридического факультета МГУ А.А. Бережнов; заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права МосГУ, профессор Т.А. Сошникова, доктор (PhD) Б.Ш. Нурашева (КазГЮУ, г.Астана); судья Верховного Суда Республики Казахстан в отставке Н.И. Мамонтов; доцент С.С. Ахметтаева-Нурашева (КазГЮУ, г.Астана); студентка МосГУ К.В. Морозович.

Сегодня отмечается Всемирный день охраны труда, тема которого «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов». Старший специалист по гигиене труда и укреплению здоровья МОТ Валентина Форастьери, рассказывает о результатах последних исследований влияния стресса на рабочем месте.

Уже четко установлена взаимосвязь между стрессом на рабочих местах и плохим психологическим здоровьем работников. В недавнем исследовании МОТ, которое проводилось по всему миру, в том числе, в Азии, Северной и Южной Америке, Австралии и Европе, было обнаружено, что работа, связанная со стрессом, в глобальном масштабе обходится в бесчисленные миллиарды долларов прямых и косвенных затрат в год. И это без учета потерь, «оплачиваемых» нищетой, страданиями, а иногда и самоубийствами.

Растущее давление на работе

Глобальные конкурентные процессы трансформировали организацию работы, рабочие отношения и структуру занятости, что способствует увеличению связанного с работой стресса и последующих заболеваний. Современные темпы работы продиктованы возможностями мгновенной связи и высоким уровнем глобальной конкуренции. Границы, отделяющие работу от жизни, все больше и больше размываются. Очень сложно достичь необходимого баланса между работой и личной жизнью. И это явление действительно имеет глобальный характер.

Например, в исследовании было отмечено, что в Японии 32,4% работников страдают от чувства сильной тревоги, беспокойства и стресса от работы. В Чили 27,9% рабочих и 13,8% работодателей сообщили, что стресс и депрессия присутствуют на их предприятиях. Аналогичные данные были обнаружены практически в каждой стране, которая принимала участие в исследовании.

Кроме того, еще сильно чувствуются последствия глобального экономического кризиса и рецессии, что заставило многие предприятия сворачивать свою экономическую деятельность, чтобы оставаться конкурентоспособными. Это включает в себя увеличение реструктуризации, сокращения, слияния, аутсорсинг и субподряд, нестандартные типы занятости и более высокая вероятность массовых увольнений работников, безработица, бедность и социальное отчуждение.

Такие течения являются «социально-психологическими рисками». На предприятиях они способствовали росту конкуренции, более высоким ожиданиям в отношении производительности, быстро развивающейся и интенсивной работе, нестабильному рабочему графику, более высоким требованиям, отсутствию гарантий занятости и контроля над содержанием и организацией работы, сокращению возможностей для работы. Добавьте к этому страх потерять свои рабочие места, снижению мотивации персонала, снижению удовлетворенности и творческого потенциала, и снижению финансовой стабильности. В конечном итоге — это серьезные последствия для психического здоровья и благополучия работников, со значительным снижением финансовой составляющей.

Прямые и косвенные затраты, связанные со стрессом на рабочих местах пока только начинают подсчитывать. Тем не менее, некоторые развитые страны уже оценивают экономические последствия связанного с работой стресса, поведенческих моделей и психических расстройств. Например, в Европе предполагаемая стоимость работ, связанных с депрессией 617 млрд € в год, что включает в себя затраты работодателей, связанные с невыходами на работу сотрудников (272 млрд €), потери производительности (242 млрд €), расходы на здравоохранение (63 млрд €) и социальное обеспечение (39 млрд €).

Какие меры можно предпринять, чтобы уменьшить потери, связанные со стрессом на рабочих местах

5 идей, которые МОТ считает действенными:

Продолжение фокусировки. Осведомленность по этим вопросам растет. В большинстве стран политики и социальные партнеры участвуют в конкретных мероприятиях по борьбе с психо-социальными опасностями, которые являются причинами связанного с работой стресса. Социальные партнеры также принимают активное участие в этом процессе, широкое распространение получили информационно-просветительские кампании, многие исследовательские сети и профессиональные ассоциации присоединяются к работе.

Профилактика. Защита психического здоровья на рабочем месте оказывает более сильное воздействие, если она нацелена на превентивные стратегии. Крайне важно, сочетание коллективных и индивидуальных мер в работе с причинами и последствиями связанного с работой стресса.

Включение работников в процесс принятия решений . Расширение возможностей для участия в процессе принятия решений, связанных с большим удовлетворением и более высоким чувством собственного достоинства. В долгосрочной перспективе, даже небольшая автономия в выполнении задач полезна для психического здоровья и производительности труда работников. Участие в принятии решений на рабочем месте снижает воздействие психо-социальных опасностей, таких как спрос на рабочие места и приводит к снижению психологического напряжения.

Управление. Комплексная система управления охраной труда обеспечит улучшенные профилактические практики и включение мер по укреплению здоровья. Это должно включать психо-социальные риски в оценке рисков и их эффективное управление с целью снижения воздействия этих рисков, также как и других рисков по охране труда на рабочем месте. Участие работников в этом процессе имеет решающее значение.

Организационная культура. Опыт МОТ показывает важность социальной среды в формировании культуры поведения на работе и оценке ее стоимости; кадровая политика играет определенную роль в обеспечении рабочих отношений, основанных на доверии, подлинности и партнерства.

Сегодня работники во всем мире испытывают значительные изменения в организации труда и трудовых отношений; они находятся под большим давлением, чтобы удовлетворить потребности современной трудовой жизни. Для нашего здоровья, нашего благополучия и нашего развития, мы должны продолжать работу коллективно, чтобы уменьшить влияние стресса на рабочем месте.

Семинар-совещание –

«Стресс на рабочем месте: коллективный вызов»

В преддверии Всемирного дня охраны труда 28.04.2016 ГКУ «Центр занятости населения Сармановского района провел семинар-совещание по вопросам охраны труда» Всемирный день охраны труда под девизом «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов». В совещании приняли участие:

Первый заместитель руководителя Исполнительного комитета Сармановского , специалисты ГКУ «Центра занятости населения Сармановского района», главный врач ГАУЗ «Сармановской центральной районной больницы, психолог Сармановской гимназии общественный помощник Уполномоченного по правам человека в Республике в Сармановском муниципальном районе, главы Сармановского района, представители Агрофирмы «Джалиль», «Сарманово», «Нуркеево».

2016 году темой Всемирного дня охраны труда объявлен «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов».Ежегодно, в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире, Международная организация труда (МОТ) отмечает Всемирный день охраны труда. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты – практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню 28 апреля, отмечая Всемирный день охраны труда, мы

привлекаем внимание к предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на глобальном уровне, целью компании является обратить внимание международного сообщества на новейшие тенденции в области охраны труда и на масштабы производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и смертности во всем мире.

Международная организация здоровья (World Health Organisation) причисляет стресс к главным заболеваниям, угрожающим здоровью человека в XXI веке. В России, по данным аналитиков, каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% — практически ежедневно, более 90 % работников признают, что их психологическое состояние определяют именно результаты работы, а не внутренние ресурсы, такие как, например, уверенность в своих силах. Согласно исследованиям страховой компании St. Paul Fire and Marine Insurance Co, проблемы на работе приводят к болезням чаще, чем любые другие стрессовые факторы, даже такие, как финансовые или семейные проблемы. Поэтому управление, связанное с работой стрессом является одним из ключевых элементов в обеспечении здоровья, безопасности и благополучия работников. На рабочем месте вы не можете позволить себе игнорировать связанного с работой стресса, который является причиной потери эффективности труда работника.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Стресс - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

Виды стресса:

Эустресс - понятие имеет два значения -- "стресс, вызванный положительными эмоциями" и "несильный стресс, мобилизующий организм".

Дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система.

Эмоциональный стресс - эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме.

Психологический стресс - как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

«Положительный» стресс ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует.

«Отрицательный» стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье.

Что может быть стрессором?

1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т. д.

2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры.

3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни и т. д.

Этапы развития стрессового состояния у человека:

    нарастание напряженности; собственно стресс; снижение внутренней напряженности

Первая (стадия тревоги)

Тревога является ответом организма на реальную или мнимую агрессию. Также эту стадию стресса называют «борись или беги» или стадией мобилизации.

Признаками фазы тревоги являются: прерывистое и ускоренное дыхание, учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, ком в горле, беспокойство. Зрачки расширяются, а мышцы напрягаются. Эти реакции обусловлены выбросом , подготавливающего тело к незамедлительным действиям.

Вторая (стадия сопротивления)

В этой стадии стресса организм начинает адаптироваться к испытываемому напряжению. Если давление или агрессия длятся долго, появляется реакция привыкания, позволяющая организму стать более устойчивым в данной ситуации: таким образом тело может избежать истощения, так как компенсируется потребление энергии, вызванное стрессом.

Данная стадия стресса также называется внутренним стрессом, периодом дезадаптации. Физически фаза сопротивления характеризуется усталостью, беспокойством, забывчивостью.

Третья (стадия истощения)

Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма.

Последствия стресса

По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

Профессиональное здоровье – это способность человеческого организма сохранять заданные компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие работоспособность в условиях его .

Чем более они выражены, тем больше вероятность продления профессионального долголетия.

Перечень качеств человека, обладающего крепким профессиональным здоровьем, высокой стрессоустойчивостью:

1. Равновесие в эмоциональной сфере, оптимизм.

2. Общительность и чувство юмора.

3. Способность разумного снижения неопределенности.

4. Умение поощрять себя за достигнутые результаты, самоуважение.

5. Высокая приспособляемость к изменяющимся условиям работы.

6. Развитые волевые качества: целеустремленность, выносливость; внутренний локус контроля

7. Наличие увлечения, хобби, способствующего полноценному переключению от работы.

8. Гармоничное сочетание в «жизненном круге человека» разнообразных сторон жизнедеятельности.

9. Способность проявлять творческий подход к выполнению функциональных обязанностей, нестандартность (оригинальность) мышления, поступков и решений, ведущих к успеху.

10. Способность восстанавливать равновесие, нарушаемое трудом, в самые кратчайшие сроки и в наиболее совершенной степени.

11. Позитивный взгляд на жизнь.

12. Высокий уровень удовлетворенности работой и возможность контролировать процесс и условия труда.

13. Стремление к обретению смысла осуществляемой профессиональной деятельности.

Если Вы подверглись стрессу

    Три раза в неделю совершайте прогулку или выполняйте какие-либо иные физические упражнения не менее 20 минут. Ограничьте потребление алкоголя, кофеина и сахара; бросайте курить! Чтобы снять стресс, займитесь вязанием, разгадыванием кроссвордов, чтением. Хобби обеспечит короткую передышку от стрессов повседневной жизни.

Приемы профессионального самосохранения:

1.Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).

2.Преодоление сознания (то есть вытеснение так называемых «мотивов ложной самоактуализации», которые порождают несбыточные цели и мечты в ущерб стабильной целостности человека).

3.Активная позиция в профессиональной жизни.

4.Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок.

5.Знание собственной индивидуальности и ее использование в профессиональной жизни.

6.Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.

7.Противодействие профессиональному старению.

Преимущества укрепления здоровья на рабочем месте для сотрудников:

    Безопасные и здоровые условия Повышение самооценки Снижение уровня стресса Улучшение морального состояния Увеличение удовлетворенностью работой Улучшение навыков для охраны здоровья Улучшение состояния здоровья

Совершенное чувство благополучия

Преимущества укрепления здоровья на рабочем месте для организации:

    Программы по управлению здоровья и безопасности Позитивный и заботливый имидж Улучшение морального состояния сотрудников Снижение текучести кадров Сокращение прогулов Повышение производительности Снижение расходов на страхование Снижение риска штрафов и судебных разбирательств

Профилактика стрессов

Гимнастика для лица - гамма эмоций у человека строится из шести стандартных масок:

· удивление, страх, злость, отвращение, печаль, радость.

Считается, что с помощью этих масок можно зафиксировать на лице 700 различных эмоциональных оттенков.

Микро-паузы

Гимнастика бодрости энергично растереть уши, сначала вперед-назад, потом вверх-вниз; оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз; потереть щеки; потереть крылья носа; пальцами рук помассировать затылок; провести несколько легких движений по бровям; имитируя умывание, легко помассировать все лицо;

    Избирательное забывание неприятных моментов прошлых стрессовых ситуаций Установка на принятие неудачи Позитивная оценка опыта Возвращение "к себе" (найти время для возвращения к своему естественному состоянию)

Существуют следующие способы снятия напряжения:

Перемена положения или места (встать, сесть, пройти в другой кабинет, выйти на улицу);

Смена деятельности: слушание, говорение, чтение, движение, отдых;

Переключение внимания;

Изменение уровня напряжения мускулов.

Эмоциональный фитнесс

Да, счастливые люди – оптимисты!

Они видят жизнь как ряд событий, вытекающие друг из друга, оптимисты понимают, что все события чему-то учат

Шаг 1. Прекратите видеть во всем тупики

Шаг 2. Перестаньте прятать эмоции

Шаг 3. Не обвиняйте окружающих

Шаг 4. Позаботьтесь о своем психофизическом здоровье

Шаг 5. Найдите время для отдыха

И закончить свое выступление я хотела бы словами римского философа Сенека "Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить".

Единственный способ сделать выдающуюся работу — искренне любить то, что делаешь.