Косенкова Татьяна

Моя гражданская позиция

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение на тему: «Мой вклад в экологию родного края».

Беречь речку и лес, берег моря и пшеничное поле – значит, беречь своё Отечество…

В.В.Путин

Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать. Человеку нужно прожить жизнь с достоинством, прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена.

Для этого люди должны в жизни поддерживать созидательные силы природы и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это сделать? На этот вопрос должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, а может внести сразу радость, свет. Свет этот может идти от глубокой связи со всем живым в мире.

Чувство справедливости и симпатии ко всякой жизни и уважения к её правам есть одно из высших чувств человека. Уважение ко всем живым существам и называют «человечностью», то есть таким свойством, которое должно выражать самую основу, самую истинную природу человеческой души.

Сегодня самое время поговорить об экологии – науке взаимодействия человека с природой. Удивительное это слово – «экология» (« ойкос » по-гречески означает «дом, жилище, место пребывания»). Природа ведь и есть дом, в котором мы живем, то место, где мы, люди, пребываем. Поэтому мы должны беречь свое природное жилье, уважать всех, кто в нем живет.

Современные ученые-экологи считают, что человек, увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня вырубает леса, выкачивал сколько угодно нефти и газа, доставал из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовал любое количество пресной воды и так далее.

При этом из разнообразного сырья, которое добывается ежегодно в мире, на пользу человеку идет лишь малая толика. Представим себе, что мама испекла большой пирог с изюмом, а мы выковыряли из него только одну изюминку, а остальное выбросили. Ужас! А разве не ужас, что из всего добываемого сырья в конечный продукт перерабатывается только 1-2 % первоначальной массы, а остальные 98-99 % идут в расходы. И так каждый год!

А что сотворил человек с животным миром! Вот, например, видел ли кто-то из нас когда-нибудь морскую корову? Не видел? И не увидим никогда. А ведь это было замечательное животное, обитавшее в северной части Тихого океана. Такая же печальная история и у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен других животных и птиц. Так появилась «черная книга» - в ней перечислены животные, которых никогда мы больше не увидим, а ведь это тоже был бесценный дар природы.

Также существует Красная Книга Российской Федерации - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Так, например, беломордый дельфин, обитающий только в Баренцевом (у Мурманского побережья и Рыбачьего полуострова) и Балтийском (включая Финский залив) морях, постепенно исчезает. Вскоре мы его можем даже больше не увидеть, поэтому его надо защищать от браконьеров и запрещать на него ловлю.

Люди с давних времен помогали защищать и сохранять жизнь природы, и всю жизнь вообще. Царь Петр 1 (1672-1725) был первым русским государем, постоянно занимавшимся природоохранной деятельностью, направленной на сохранение благополучия не только собственных, царских угодий, но и всего государства.

Одним из самых замечательных был указ царя об охране леса. Мудрый царь велел разделить все леса на две категории: в одних разрешал производить лесозаготовки, а в других категорически запретил и приказал строго охранять их. Предусматривались также посадки новых лесов. По указу Петра 1 в 1706 г. в Москве был заложен так называемый Аптекарский огород. По преданию, царь собственноручно посадил в нем несколько деревьев. Теперь этот «огород» известен как Ботанический сад МГУ на проспекте Мира.

Позаботился царь и об охране животного мира. Его указы запрещали отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии, а также хищнические способы ловли рыбы (такие, например, как установка ловушек, перегораживающих реку). Предприняты были меры по сохранению чистоты водоемов. Указом 1719 г. Жителям Петербурга запрещалось сваливать мусор в Неву и другие реки города. Еще несколько указов предписывали укреплять берега и сохранять почвенный покров.

Также примером является баллада Лермонтова «Три пальмы». Это одна из лучших баллад Михаила Юрьевича, проникнутых глубоким философским смыслом. Поэт нарисовал в стихотворении необычную эпическую картину: кругом пески, палит жаркое солнце, в воздухе стоит зной, нигде нет никакой растительности, кроме одиноко стоящих среди пустыни трех пальм у сохранившегося оазиса. Однако пальмам в пустыне одиноко. Их красота никому не видна и никому не нужна. Они, как им кажется, бесполезно живут в голой пустыне, давно и напрасно ждут путников, которых им хочется напоить студеными струями и ласково обвеять листами, дав прохладу и отдых после долгого и изнурительного пути. Пальмы, недовольные своей судьбой, стали роптать на Бога. И Бог внял их мольбам и их ропоту. Неожиданно к пальмам подошел богатый караван, который живописно изображен Лермонтовым. Казалось бы, сбылась мечта трех пальм: к ним пришли люди, утолили жажду, отдохнули в тени под сенью их листьев. Но путники повели себя как злые и неблагодарные существа. Они срубили пальмы и сожгли. С гибелью пальм исчез и «гремучий ключ», засыпанный раскаленным песком. Теперь уже никто не напоит путников, и им негде будет отдохнуть после трудной дороги по пустыне. Вот и весь сюжет.

В эту картину Лермонтов внес пронзительную личную мысль, соединив эпическое изображение с лирическим его выражением. Люди не пощадили красоты природы и с презрением отнеслись даже к той пользе, какую она им принесла и могла бы принести в будущем. Оказывается, никто не требовал от пальм участия, никто не надеялся на их сочувствие. Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Между людьми и природой, которая открывает им красоту и богатства, разорваны глубокие внутренние связи. Виноват в этом сам человек, который преследует свои сиюминутные корыстные цели. Так устроено и общество, законы которого Лермонтов в этом стихотворении решительно отвергает.

Что касается меня, я тоже вношу свой маленький вклад в экологию родного края. Я стараюсь не мусорить, не загрязняю реки и озера, не разоряю птичьи гнезда, не пилю деревья, пытаюсь даже как-то помочь тем животным, которые попали в беду. Также мне удается убедить в этом тех, кто младше меня. Я разъясняю им, что плохо, а что хорошо, и дети тоже по моему совету пытаются внести свой вклад в экологию. Я считаю, что в своей жизни каждый должен внести свой вклад в экологию своего края, пусть даже этот вклад будет маленький.

Иногда у многих возникает вопрос: перед кем я делаю этот вклад? Ответ очень прост: прежде всего перед природой, перед другими людьми и перед собственной совестью. Те люди, которые делают доброе, полезное дело для природы, - вот кого мы должны назвать ответственными людьми с ответственным поведением. Такое поведение мы можем назвать поистине человеческим отношением к природе. Потому что оно помогает защищать и сохранять жизнь природы, а значит, и всю жизнь вообще. Чтобы сохранить природу, нужно сажать деревья, сеять траву, следить за чистотой территорий у домов и учреждений. Не засорять реки.

Если люди будут беречь природу, то все будет хорошо и в природе, и в душе человека.

Природа - не только среда обитания человека, но и великолепное, огромное богатство. Человек использует это богатство не рационально, и порой бесчувственно загрязняет окружающую среду. Если мы не возьмемся и не исправим то, что сделали за столетия, нашим внукам и правнукам не увидеть удивительной красоты наших мест. Природу нужно беречь для того, чтобы у нас на родине было хорошо и красиво. Уничтожая природу, мы потихоньку губим себя.

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил

И природу погубил.

Он никак не мог понять,

Что природа – наша мать!

Вырубаются леса, реки загрязняются,

И вода у нас в реке нам уже не нравится.

Нет теперь в лесах зверей,

Человек ведь всех главней…

Почему не может он

Жить спокойно и с умом?

Охранять, любить, ценить,

Всей природой дорожить!

А теперь вот видим мы

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

1. Экологические проблемы человечества

Основные общемировые экологические проблемы современности – это:

А) Вымирание видов растений и животных .

Б) Парниковый эффект , вызываемый промышленными выбросами в атмосферу углекислого газа. Парниковый эффект затем вызывает глобальное потепление на планете – ее средняя температура повышается, тают ледники гор, повышается уровень Мирового океана. Происходит затопление приморских областей и разрушительные, катастрофические наводнения.

В) Загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами и разрушение защитного озонового слоя Земли. Металлургические и химические, впрочем, как и другие заводы и фабрики России, выбрасывают в атмосферу, в реки и озера, множество крайне вредных веществ. Почва может оказаться заражена радиоактивно, в воздух и воду попадают сажа, смолы, едчайший оксид серы из коксохимического производства, крайне вредный оксид азота, свинец и другие вещества. Гибнет рыба в водах, растения и животные, задыхается население.

Химические пары и дымы разрушают озоновый слой над планетой, вследствие чего в атмосферу попадают беспощадные и губительные для человека лучи из космоса. Они способны вызывать серьезные заболевания человека, вплоть до рака кожи, генетические мутации.

Г) Важно упомянуть также проблему качественной пресной воды, эрозию почв, становящихся неплодородными, наступление пустынь на растительность, что часто становится следствием вырубки лесов. Страдают «легкие планеты» - громадные экваториальные леса долин реки Амазонки. Их исчезновение может стать катастрофой для всего населению Земли.

2. Экологические проблемы России и городов

Экологические проблемы России, в принципе, повторяют общемировые проблемы окружающей среды. Серьезна проблема промышленного загрязнения и вымирания видов, особенно животных, снижения рыбных запасов.

Не остро в России стоит проблема озоновых дыр и парникового эффекта, также страна богата ресурсами пресной воды. От подобных проблем больше страдают Австралия, к которой подбирается колоссальная антарктическая озоновая дыра, и где не хватает запасов питьевой воды, Индия и Бангладеш, которые заливают катастрофически поднимающиеся воды.

А вот вопрос переработки пластикового мусора стоит в России как проблема и острейшим образом. Сжигание пластикового мусора и полиэтилена – жуткое явление, загрязняющее атмосферу кошмарным образом, намного больше, чем сжигание бумаги или дерева. Важно помнить, что лучше вынести пластиковый мусор с пикника на свалку, чем сжечь его в костре, отравив тем самым себя и находящихся поблизости.

Также важной проблемой страны становится бесконтрольная вырубка ее лесов – «легких планеты», особенно сибирских, и его продажа. Вырубщики и браконьеры оставляют после себя пустыню. В холодном климате Сибири на восстановление экологической системы леса, мира его растений и животных нужно несколько столетий! Важно помнить – леса - это легкие России! Они залог чистого воздуха для нас и близких, они дарят нам фитонциды, защищающие нас от болезней

Я живу в Уральском регионе, в городе Екатеринбург, что является крупным промышленным центром страны. Нас полтора миллиона человек, и город – четвертый в России по численности населения. Город, увы, сильно загрязнен отходами металлургических заводов, металлообрабатывающего производства, химической промышленности, машиностроения. Конечно, по сравнению с загрязнениями, например, Китая, у нас ситуация заметно лучше. Воздух в городе, если верить статистике, портят в основном автомобили.

Жители нашего города страдают от постоянного шума и гула городской жизни, ядовитых выхлопов автомобилей , и прочего автотранспорта. Это нарушает сон, снижает слух, не позволяет открывать окна и проветривать квартиры в домах на оживленных магистралях. В городах необходимо следить за соблюдением уровня шума и предельной нормы автомобильных выхлопов, наказывать за неисправные моторы авто.

Важным вопросом сохранения природы на Урале вокруг Екатеринбурга является также сохранение здешних лесов и болот на севере: кладезя чистейшей воды, грибов и ягод, вотчины охотников и сельскохозяйственников. Необходимо строго наказывать промышленников за сброс отравленных вод, слив отходов в чистые уральские реки и болота.

Дорогие друзья! Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами об очень важной в нашей жизни проблеме – экологической. Ни для кого ни секрет, что экологическая обстановка в нашей стране очень сложная, она ухудшается с каждым годом. Сейчас, когда взрываются атомные электростанции, когда по рекам течёт бензин и из чистых водоёмов они превращаются в чёрные грязные ленты, когда исчезают целые лесные массивы, мы должны, просто обязаны задуматься и задать себе вопрос:» А что же останется на нашей планете? Смогут ли наши внуки пойти в лес за грибами и ягодами? Смогут ли солнечным днём искупаться в реке, а потом укрыться в тени берёзовой рощи?» Я хочу привлечь ваше внимание к экологическим проблемам нашего села Пятовск. Пройдём по улицам и переулкам. Скажите, вы не заметили огромную лужу возле 18­квартирного дома? Она образовалась полгода назад из­за прорыва водопровода, затопила все подвалы, создаёт грязь, которой и так хватает. Во дворе этого дома – постоянно жуткая вонь, идущая от канализации и отравляющая всё живое. А теперь заглянем в сквер, который находится напротив дома. Летом он зарастает бурьяном, а весной завален мусором: пластиковыми бутылками, обвертками от печенья и конфет, полиэтиленовыми пакетами. А посмотрите – сколько несанкционированных мусорных свалок на такой маленькой территории! Мы подсчитали – их около 20! А ведь они привлекают ворон и голубей – разносчиков инфекции; гниющие отходы – среда развития болезнетворных микроорганизмов; проволока, обрезки досок и труб могут стать причиной травм. Здесь могут находиться ядовитые вещества и канцерогены. Помните: свалка – причина загрязнения почвы, воздуха и водоёмов! У нас прекрасная страна Людей, Боюсь не стала бы она землёй Отходов. А когда будете идти или ехать в Вишневск, будьте осторожны – можете свалиться в старую силосную яму, наполненную неизвестно чем. В ней можно утонуть, и никто тебя никогда не найдёт. Теперь давайте приглядимся к Днепровской роще. Совсем недавно она была местом встреч и гуляний. Но год назад прошёл сильный бурелом, повалил старые деревья, перекрыл все ходы и выходы. Это ужасное зрелище: чтобы пройти, надо быть хорошим спортсменом. А ведь в Днепровке живут одни пенсионеры. Не могу не сказать и о Яньковском озере. Оно заросло, затянулось ряской. А раньше здесь велись карпы и караси, которые вызывали восторг у заядлых рыбаков. Рыболовы со всего района съезжались сюда. Это лишь малая часть того, что мы выяснили. Хочется задать вопрос: «Куда всё делось? Почему так происходит? Кто виноват? И главное – как изменить данную ситуацию?» Друзья! Прислушайтесь к тому, о чём я сказал. А чтобы изменить ситуацию, сохранить землю от гибели, нужно каждому из нас понять, что земля – это наш дом, наш храм, за который мы в ответе. И каждый должен привести в порядок окружающий его уголок, свой дом, свою улицу. Помните: с маленького начинается большое. МБОУ «Пятовская СОШ» Сочинение «»Экологическая проблема родного края» Лебедева В.И. Учитель русского языка и литературы 2017

План – конспект урока «Погружение в проект»

Тема «Экологические проблемы родного края»

Образовательные задачи:

Выявить основные экологические проблемы родного края, причины уменьшения видового разнообразия животных и растений в родном крае; предложить меры по охране окружающей среды.

Развивающие задачи: формирование проектных и исследовательских умений

- мыследеятельностных: проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

- презентационных: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности;

- коммуникативных: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, приходить к согласию, развивать самостоятельность, умение работать в группе, индивидуально.

- поисковых: находить информацию по данной теме во время экскурсий и походов и в дополнительной литературе, проводить поиск в Интернете;

Воспитательные задачи: формирование потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на охрану природы, убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Технология : метод учебных проектов;

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся : индивидуальная, групповая

Этапы работы:

I. Погружение в проект

IV . Презентация результатов 1урок

I . Погружение в проект

1.Мотивация :

Здравствуйте, друзья!

Здравствуй, природа!

Здравствуйте, леса и реки, родники и озера, поля и луга!

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: лисы, бобры, медведи и волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим, люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотится в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается.

Мы с вами совершили походы по родному краю и экскурсии.

Путь по тропам родного края не был безрезультатным, и каждый для себя сделал какие-то открытия. Мы стремились к тому, чтобы увидеть красоту родной природы, осознать, что бездумное вмешательство человека может привести к необратимым последствиям.

Беседа с учащимися: Особенно приятно видеть заботу человека о природе. Приведите примеры.

(Так житель деревни Заднево очистил родник исток реки Иней, обустроил его с помощью местных жителей, дал ему вторую жизнь. Житель деревни Антушево облагородил на бывшей дворянской усадьбе парк, на реке построил плотину, создал места отдыха по берегу реки, дорожки для пеших прогулок.)

2. Демонстрация учителем слайд – фильма.

слово учителя во время просмотра презентации: Сейчас вы посмотрите слайд-фильм. Смотрим внимательно, а после просмотра, выскажите, пожалуйста ваше впечатление об увиденном.

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности.

3. Определение темы и постановка учебной задачи Представьте если объекты природы и живые организмы умели говорить, какие бы сигналы SOS они нам послали?

Высказывания детей. Показ учителем двух слайдов о крике помощи живых организмов.

(Обсуждение)

Ребята, мы с вами говорим об экологических проблемах. А что же такое экология?

что означают слово «экология». Впервые этот термин предложил в 1960 году немецкий ученый Эрнест Геккель. Это греческое слово, состоящее из двух слов: «ойкос» - жилище и «логос» - учение, наука.

Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Часто слышишь «Человек – царь природы!»

Ребята, но кто поставил человека над природой? (сам человек)

А может ли человек существовать без природы: без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев?

Учащимися формулируется тема урока (записывается на доске).

Постановка учебных задач

1 . изучить основные экологические проблемы родного края, причины уменьшения видового разнообразия животных и растений в родном крае; предложить меры по охране окружающей среды.Это цель темы

2. планирование своей будущей деятельности по решению учебной задачи – цель данного урока

4. Определение способа решения учебной задачи : Учитель раздает карточки с текстом для определения основополагающего вопроса:

Человек, получивший неограниченную власть над природой, забыл, что сам является ее частицей. И в результате своей не всегда правильной, варварской хозяйственной деятельности человек столкнулся с жесточайшим экологическим кризисом. Что это значит? Катастрофически быстро загрязняются ее вода и воздух. Пригодной для питья воды становится все меньше и меньше. Сокращаются площади лесов, дающих земле кислород. Мы узнали, что существуют проблемы, касающиеся всей планеты. Возникает вопрос: существуют ли экологические проблемы в родном крае? Необходимо сохранить природу родного края. Каждый человек от мала до велика должен участвовать в этом. Нужна ли помощь природе родного края? Составьте основополагающий вопрос: _________________________?

Основопологающий вопрос: ………………………….?)

Учитель: «Так как мы с вами жители нашего родного Холмовского края и в ходе работы выяснили, что природа нашей местности имеет ряд проблем. Работа со слайдом


Определяем проблему: природа просит у нас помощи, мы должны ей помочь.

(проблемный вопрос) :…………………………..?

Ребята, для решения проблемы мы с вами должны составить проект

II . Организация деятельности

    Формирование групп (возможно индивидуальное выполнение проекта) Определяется вторая учебная задача данного урока.

2. Обсуждение организации работы (фронтальная беседа, запись на доске)

3. Планирование проектной деятельности и её письменное оформление – «промысливание того, что должно быть»

Выбор тем проектов. Формулирование тем проектов – исследований. Анализируя диаграмму «Экологические проблемы». Каждая группа выбирает, с какой проблемой она будет работать. Можно на доске или карточках написать предполагаемые темы исследований, например

«Природа и человек» «Человек в природе» «Животные родного края» «Охрана животных Пошехонского края» «Мы за природу в ответе!» «Редкие растения родного края»

«Братья наши меньшие» «Цветущий край» «Проблема мусора» «Чистый воздух – залог здоровья»

«Растения – основа жизни» «Край мой родниковый!» «Край лесов»

«Мы – друзья природы»

Заполните таблицу

    Тема исследования – повествовательное предложение.

    Цель начинается с глагола (изучить, исследовать, классифицировать, найти, объяснить,продемонстрировать, создать карту, составить).

Частный вопрос

Тема исследования

Цель исследования

Источники информации

Форма представления

1. Определить тему исследования (тема исследования-всегда повествовательное предложение). Одному частному вопросу может соответствовать несколько тем исследования.

2. Сформулировать цель исследования. (цель всегда начинается с глагола).

3. Распределение обязанностей – «ролей» в группе;

4. Выбрать форму представления.

5. Подобрать информационные источники по данной теме. Источники информации: научно-популярная литература, материалы экскурсий, походов, интернет; интервью, жизненный опыт…

6. Результат (как перед природой вы представите своё предложение по ее сохранению): доклад; памятка; буклет; плакат; стенгазета, фотогазета; макет; компьтерный слайд-фильм (презентация), альбом…

7. Выступления по наработанному, обсуждение, уточнение.

4 . Организационные вопросы

    сроки выполнения проекта;

    внеурочные консультации с учителем;

    заслушивание промежуточных результатов на уроках, решение возникших проблем;

    оценка проекта (учащимся раздаются оценочные таблицы)

III . Осуществление деятельности (внеурочное время, консультации учителя)

IV .Презентация результатов

1. Вступительное слово учителя.

«Мы подошли к завершающему этапу и вот наступил ответственный момент – вам предстоит представить результаты своей работы. В своих проектах вы представите основные экологические проблемы родного края, описание мер по сохранению природы, для того чтобы вашим опытом могли воспользоваться учащиеся других школ».

2. Постановка учебных задач урока

Учитель: «В ходе работы над проектом мы с вами выявили экологические проблемы и определили меры, принимаемые по сохранению природы родного края. Но полной информации о сущности и разрешения данной проблемы у вас не было. Все вы работали над разными темами, а сегодня на уроке у вас будет возможность получить информацию обо всех обозначенных проблемах по состоянию и охране природы. Следовательно, какова учебная задача на сегодняшний урок?

- узнать, какие экологические проблемы существуют и как сохранить природу нашей местности (запись на доске);

В ходе подготовки к сегодняшнему уроку вами была продела большая проектная работа, каждый из вас приобрёл собственный опыт этой деятельности, который значим как для вас, так и одноклассников. Поэтому назовите ещё одну учебную задачу урока

- проанализировать работу над проектом.

3. Презентация учащимися проектов (Время защиты, ответы на вопросы – 8 минут)

4. Рефлексия . Анализ работы над проектом (рекомендации были даны заранее).

Установка к презентации проектов

    Какая проблема была поставлена перед Вами?

    Что Вам лично дало выполнение проекта?

    Какую интересную информацию получили во время работы по проблеме?

    Источники информации (как были использованы, полученные в школе знания; житейский опыт; какая новая информация и откуда поступила, как рассматривалась).

    Что не удалось по личной вине, в чём это заключалось (непонимание, неумение, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. п.)?

    Какие были трудности в ходе работы над проектом и как они преодолевались?

    Какие вы избрали формы работы?

    Какой получили результат?

    Если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха?

Учащиеся могут задавать вопросы друг другу

Ответы на вопросы из Установки к презентации проектов

5. Проверка знаний, полученных на занятии: выполнение теста «Знаешь ли ты родной край?»

6. Подведение итогов

Высказывание мнений учащихся, учителя. Вручение диплома «Друг природы», как знак оценки представленной работы.