РОССИЯ В XVII СТОЛЕТИИ.
1. В каком году Земский собор
Избрал Романова-царя?
Хоть и при этом вышел спор.
Но Русь окрепла - шла молва
(1613 г)
2. Ох, и времечко настало:
Самозванцы на Руси!
Как царя в Москве не стало,
Те с поляками пришли
Время это назови
Самозванцев огласи.
(Смутное время, Лжедмитрий, Григорий Отрепьев)
3. Они Русь освободили
Всех врагов её убили.
И Москва свободной стала.
Самозванцев уж не стало.
Ополчение создали
И врагам страну не дали.
Кто же это назови
Иль угадывать начни
(Дмитрий Пожарский,Кузьма Минин)4. И помещик, и боярин
На своей земле крестьян
Принуждал всю жизнь работать
Ни гроша им не платя
Как всё это называли
Долго это сохраняли.
(Барщина)
5. И холст, и воск, дрова и кожи,
И мясо, рыбу, овощи, грибы -
Мужик боярину всё вёз.
В определенный срок.
И называлось это всё ….
(Оброк)
6. Там живёт простой народ,
То частичка города.
Знаешь ты всех наперёд
В граде это…
(Слобода)
7. Для управы в государстве
Царь издал тотчас указ:
Для ведения всех дел
Надо бы создать…
(Приказ)
8. Время это на Руси
Как назвали, огласи!
Когда было много смуты,
Когда были даже бунты.
Когда не было царя.
Самозванцам честь пришла:
Когда Русь враги хотели
Поделить между собой,
Но народ вышел на бой.
Отстояли Русь святую.
Не дали её врагу.
(Смутное время)
9. Как страною управлять,
И делами заправлять.
Будь то пушки, иль стрельцы.
Иль Сибирь, Казань, купцы.
Царь даёт им всем наказ
Орган власти то……..
(Приказ)
10. Богдан совет держал со стариками:
«Доколе польским панам Родину губить?
Всю землю между казаками
Давно бы надо разделить,
А Украину с Русью воссоединить!»
(1654 г., воссоединение Украины с Россией.)
11. В Москве велик переполох_
Казак какой-то своеволит!
Царев порядок видно плох,
Коли мужик стал верховодить!
(Восстание Степана Разина)
12. Чтоб порядок навести
И от смуты всех спасти.
Чтоб дворянам угодить
И крестьян закрепостить.
Все сословья царь собрал
И законы вновь принял.
Назови, что это было
Долго всем оно служило.
(1649, Соборное Уложение)
13. Во дворце всю знать собрал,
Все вопросы с ней решал.
Как страной руководить,
Он боярам указал.
Что ж за орган власти был
Важным он в России слыл.
(Боярская Дума)
14. Назначал их царь уездом
Или градом управлять.
И военными делами
Людом всем здесь заправлять
И три года власть держал
Царь потом их все ж менял.
(Воевода)
15. Он казакам всем глава
Про него идёт молва.
Хоть и небогатым был,
На Украйне смелым слыл.
Он восстание возглавил.
И народ освободил.
С Речью Посполитой спорил.
И её все ж победил.
(Богдан Хмельницкий.)
16. Богдан на Раде выступал
И совет он здесь держал.
Чтоб с Россией вместе быть.
Царю русскому служить.
Ты скажи, когда то было.
И сюжетом послужило.
(Переяславская рада, 1654 г.)
17. На царя народ пошёл,
Но здесь смерть он и нашёл
Из-за медных денег это,
Что царь выпустить велел
И народ так осмелел,
Что к царю пришли с вопросом.
На бояр его с доносом.
Ты скажи, что это было?
Бунтом то каким прослыло?
(1662 г, Медный бунт.)
18. Он восстание возглавил.
И казаком славным слыл.
Он крестьян освободил.
И своей отвагой, славой,
Он царя даже затмил.
Так скажи, кто это был?
(Степан Разин)
19. Крестьянин, став казаком.
На край земли пошёл.
Пролив, что у Америки,
С друзьями он прошёл,
И мыс навеки имя
Его для всех обрёл.
(Семен Иванович Дежнёв)
20. По Амуру люд «охочий»
Вместе с ним до моря плыл.
Он о своих открытиях
В Якутске доложил.
(Василий Данилович Поярков)
21. На Руси все жены носили сарафаны,
Одевались их мужья во всякие ………
(Кафтаны.)
22.В том походе славном
Был везде он главный,
Приамурье закрепил
Племена освободил.
Даже город его имя.
Весь XX век носил.
То торговый человек.
Помнит его Русь навек.
(Ерофей Павлович Хабаров)
23. Кто же создал тот дворец?
Были то холоп, стрелец,
Он в Коломенском стоит.
Век XVII вершит
Их творенье – так решили.
Разобрать же поспешили.
(Холоп Семён Петров,стрелец Иван Михайлов)
24. Он первый рисовал персоны.
Людей всех знатных на Руси.
Назвал же сей он труд парсуной.
Его ты имя огласи.
(Симон Ушаков)
25. Когда та академия
Основана была.
И высшим заведением
Для всех она слыла.
Впервые образованность
В народ она несла.
Была для духовенства
Чиновников годна.
(1687 г. Славяно-греко-латинская академия)
26. На Руси у всех она
Была абсолютно.
И в каждую субботу
Было в ней уютно.
И сейчас весь русский люд
Очень даже её чтут.
(«Мыльня», баня)
27.Не имел он воли – волюшки,
Мог быть продан иль убит.
Такова уж его долюшка –
Был в солдатах он забит.
(Крепостной мужик)
28. Стоит прекрасный дом.
Построен с толком он.
Живут там в роскоши
Богач и его дети.
Не осмелится туда прийти бедняк
Потому что это..(Особняк.)
Автор:Крючкина Наталья Борисовна, учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №9», г.Таштагол, Кемеровская область

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. РОССИЯ КОНЦА XVIII ВЕКА ГЛАЗАМИ ЯПОНЦА.

Выдержки из очень интересной книги "Краткие вести о скитаниях в северных водах". Это первая книга японца о России. Ее автор провел почти десять лет в нашей стране в конце XVIII века. Он описывал все, что видел - от расстояния между фонарями до способа кастрации животных. Во время политики изоляции в Японии был принят закон, запрещающий запись, хранение и распространение любых сведений о других государствах. Существующие рукописи хранились в правительственных учреждениях и не публиковались. Впервые эта книга была опубликована в Японии 1937 году. В России книга вышла в 1978 году и стала библиографической редкостью.

В русском алфавите 31 буква, все буквы имеют звук, но не имеют смысла. Соединенные вместе, несколько букв образуют одно слово, и только тут появляется смысл.

В России производство пяти зерновых растений очень незначительное, поэтому все жалованье выплачивается деньгами.

Русские высоки ростом, крупные, с правильной осанкой, отличаются уважительным и миролюбивым характером, но вместе с тем отважны, решительны и ни перед чем не останавливаются. Они не любят праздности и безделия. Для отправки на работу за границу они выбирают самых надежных и честных людей, верных до самой смерти. Поэтому среди них есть такие, которые по шестьдесят и более лет находятся безвыездно в чужих странах, стараясь до конца выполнить порученное им дело: но зато их очень высоко ценят и повышают по службе.

Глаза у русских голубые, носы очень крупные, волосы каштановые. Волосы русские отращивают со дня рождения, поэтому они очень тонкие и мягкие. Бороду бреют, как знатные, так и простые люди, только среди крестьян можно встретить людей с бородами. У жителей Сибири волосы и глаза черные. Мужчины одеваются в общем наподобие голландцев. Пуговицы пришиты с правой и левой стороны, воротник отворачивается вправо.


Женщины все одеваются по немецкому образцу. Красивыми у них считаются женщины с румяными лицами.

По всей стране летом ложатся спать в ицуцудоки (от 8 до 10 часов вечера) а встают в муцудоки (от 3 часов 30 мин. до 5 часов 30 мин утра). Зимой ложатся спать в ёцудоки (от 9 до 11 часов вечера) а встают в яцудоки (от 12 часов до 2 часов 40 мин дня) - это объясняется тем, что день в это время очень короткий, а ночь очень длинная.

В Москве и Петербурге, да и не только там, а по всей стране старым русским языком не пользуются, а часто перемешивают его с французским и немецким языками. Этикет полностью основывается на французских правилах.
В "Географии" говорится, что русский язык происходит от славонского (земля в Венгрии), который смешался с греческим.

Поскольку страна расположена близко к северу, там везде очень холодно, а окружающие ее моря все покрыты льдом. Обычно cнег выпадает с конца сентября и лежит до апреля-мая, однако особенно глубоким не бывает. В окрестностях столицы глубина снега не превышает 7-8 сунов или 1 сяку. Особенно холодно в Якутске и Петербурге, потому что они расположены ближе к северу; нередко там бывает такой мороз, что отпадают уши и носы, а иногда даже остаются без рук и ног.

Летом особенной жары не бывает, даже в суконной одежде без подкладки обычно не бывает жарко. В такой холодной стране, конечно, не растут пять злаков сеют только гречиху, табак, огурцы, арбузы, фасоль, редьку, морковь, репу и салат. Рис привозят из Торэцукой, поэтому рис там очень дорогой.

Чиновники прикрепляют к шляпе цветок, сплетенный из шелка: военные - белый цветок, штатские - черный.

И мужчины и женщины, после того как сделают прическу, посыпают ее мукой, называемой пудара, и волосы становятся как седые. Люди низших сословий пользуются для этого порошком из карутоуфу.

И мужчины и женщины ездят на лошадях, но женщины, садясь в седло, одну ногу сгибают и кладут поверх седла, а другую свешивают. Однако женщины низшего сословия ездят так же, как мужчины, садясь верхом.


Во время месячных женщины надевают нечто вроде фундоси. Во время беременности набрюшник не носят. При родах садятся на стул, а как только плод выйдет, сейчас же укладываются в постель на высокую подушку. Ребенка на руки берут только когда кормят грудью. Обычно младенец лежит в подвешенном ящике, где постлан суконный тюфяк, набитый птичьим пухом. Когда ребенок плачет, ящик качают.

Молодые, вернувшись в комнату, где были раньше, целуются и, взявшись за руки, уходят в спальню. В спальне их ожидает жена свата, она переодевает невесту в новую рубашку из белого полотна и, поцеловав жениха и невесту в губы, уходит из спальни. На следующее утро сваха опять приходит с другой новой рубашкой, велит невесте переодеться и, взяв у нее рубашку, в которой та провела ночь, уносит ее к родителям невесты и показывает матери невесты, и если на рубашке есть красные пятна, то собирают родню и выпивают с ними чарку радости.
Если же красных пятен на рубашке не оказывается, то сейчас же вызывают молодую домой, мать наедине расспрашивает ее о причине этого и в зависимости от обстоятельств невеста строго наказывается.

У всех - и у благородных, и у простых - один муж имеет одну жену; наложниц не заводят

Иностранцам также разрешается жениться на русских, но для этого они должны принять русскую веру и переменить имя и фамилию; в противном же случае брак не разрешается

Когда родится ребенок, все родственники, а также близкие приходят справляться о состоянии ребенка и приносят каждый по своему положению деньги, незаметно кладут их под подушку младенцу и уходят. Из родственников и знакомых выбирают человека возможно побогаче, и он в качестве нареченного отца дает новорожденному имя.

Медицина не делится на терапию и хирургию; лечение глазных, зубных, женских и детских болезней тоже совмещает один человек. Кроме того, есть фармацевты, которые называются апитеккари и заведуют аптеками.

Мужеложство называется дзоппаэбёто. В России оно строго запрещается. Когда Кодаю останавливался в Якутске, местный начальник Смолянов, имеющий чин подполковника, воспылал страстью к соседскому мальчику. Однако мальчик не уступал его желаниям. Тогда чиновник завоевал его сердце деньгами, а всяческими уговорами наконец достиг своей цели. В тот же год в Христов день этот мальчик рассказал обо всем этом во время исповеди. Если бы это было небольшое преступление, то священник пропустил бы слова мальчика мимо ушей. Но поскольку речь шла о тяжком преступлении, запрещенном государственными законами, священник сообщил об этом властям, в результате чего Смолянов был лишен чинов, стал простолюдином, а мальчика отправили в тюрьму и там наказали розгами.

В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров, иногда по три-четыре человека, но бывает, что и по семь-восемь человек. Бывает и так, что заводят негров мужчин и женщин, чтобы от них были дети. Их лица черные, как черный лак, носы широкие, губы вывернутые и очень красные, белые только подошвы ног. Это люди из Турции, Бенгалии и Араппа

В России делают прививки против оспы. Делается это так. Берут хороший гной из оспенной язвы и втирают его в руку, у кисти или локтя, там, где прощупывается пульс. Или же превращают в порошок оспенные струпья и втягивают через нос.

Верстах в пяти от берега моря в районе Петербурга есть большой остров, куда все время непрерывным потоком стекаются со всех сторон иностранные торговые корабли, чуть не упираясь носами в кормы идущих впереди судов. Когда Кодаю ездил туда, он видел, что там стоят более пятидесяти больших кораблей длиной в 50-60 саженей. Этим и объясняется, что, хотя в России почти ничего не производится, там все удовлетворяется полностью продукцией других стран.

Порядок кушаний в обычные дни такой: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого - залитые молоком круглые колобки, приготовленные из теста, замешанного, как клейстер. Вслед за этим подают жареного гуся и в заключение едят жиденькую кашу. Наконец подают сладости, затем моют руки, полощут рот, пьют кофе, курят и встают из-за стола. После обеда и благородные и простые люди ложатся на час поспать.

Имеется вино называемое фуранцусу уоцука (французская водка). Ее привозят из Франции. Она такая крепкая, что если ёе взять в чистом виде в рот, то кожа во рту обжигается и отстает. Поэтому ее пьют разведенной в теплой воде и добавив по вкусу сахар. Говорят, что если в эту водку опустить насекомое, рыбу или какое-либо другое живое существо, то у него не меняется цвет, и оно не портится в течение нескольких десятков лет.

В кушанья добавляется много сахара и сливочного масла. В рыбу и птицу перед приготовлением набивается внутрь виноград, белые сливы, апельсины, засыпанные сахаром, а также рис или крупа.

У простого народа обед состоит из одного блюда - из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят сырой, присыпав солью, на закуску к вину. Это вино называется пива, оно приготовляется из муги. Посуда состоит из оловянных или деревянных мисок, а ложки делаются из меди или дерева. Говядина - это повседневная пища как в верхах, так и в низах,

Женские роли в театрах исполняются настоящими женщинами вследствие чего иногда в театре бывают случаи распутства.

Публичные дома имеются в Петербурге в трех местах и на Васильевском острове в трех местах. Говорят, что плата в них разная - от 5 до 1 рубля серебром. Кроме того, есть еще тайные логова отдельных проституток в различных местах. Правила там очень строгие, и если обнаружат такую нелегальную проститутку, то наказывают не только ее, но и ее гостя.

В России вообще не празднуются ни Новый год, ни пять сезонных праздников, а день рождения императрицы считается радостным праздником, который празднуют по всей стране как благородные, так и простые люди. Точно так же празднуются и дни рождения наследника престола и внуков императрицы.

Когда появляется императрица, то впереди нее следует только два человека, но такого, чтобы разгонять людей или останавливать движение не бывает.

Императрица вытянула правую руку и кончики пальцев положила на ладонь Кодаю, и он трижды как бы лизнул ее. Говорят, что таков церемониал при первой аудиенции иностранцев у императрицы.

В России среди певцов царицы есть три человека, которые с детского возраста были оскоплены. Оскопленные и лишенные возможности сношений, они приобрели чудесный голос, говорят, что до самой старости этот голос у них не пропадает. В России многих домашних животных, как быки, лошади, свиньи, овцы, собаки, - кастрируют. Благодаря этому они хорошо жиреют и цвет их шерсти становится красивей. Есть люди, которые специально занимаются и живут этим делом. Они связывают все четыре ноги животного, разрезают небольшим ножом мошонку, удаляют оттуда яички, посыпают их солью, а рану зашивают тонкими нитями, сделанными из китовых жил. Берут они за это 12 копеек.

На следующий день пошли во дворец к московскому наместнику Разумовскому, чтобы сообщить ему о прибытии. Он очень богатый человек. Его дворец по красоте своего внутреннего убранства превосходит даже дворцы императрицы. Дворец его одноэтажный, но все стены в комнатах оклеены тонкими листками золота.

Россия, или Московия - это государство, которое в древности называлось Сарматия. Впервые это государство было основано более тысячи лет назад человеком из государства Онгария по имени Росис , который и стал там королем.
По имени этого короля, основавшего государство, оно и было названо Россией.

Петербург - это новая столица России, построена она в высшей степени красиво. Дома все кирпичные, высотой в 4-5 этажей. Жилища простых жителей от домов правительственных чиновников особенно не отличаются.

Через канал в удобных местах построены мосты. Все мосты каменные, без опор, строились от обоих берегов / к центру/, посредине поднимаются. Вне зависимости от размера проходящего судна с каждого взимается сбор по 20 медных монет.
Если ночью кому-нибудь нужно переправиться, то нанимают лодку: стоимость переправы 14 копеек.

К югу от понтонного моста установлена большая глыба камня /высотой/ в три с лишним сажени, окруженная каменной оградой, а на камне высится статуя мудрого царя-восстановителя Петра верхом на коне. Под копытами у коня - изваяние растоптанной большой змеи. Говорят, что, когда начал строиться Петербург, в месте под названием Петергоф жила ядовитая змея, которая наносила вред людям. Если кто шел туда, обратно не возвращался. Услышав об этом, Петр вскочил на коня и отправился туда. При виде его большая змея сжалась от страха и не могла двинуться, а Петр/направил на нее коня и растоптал насмерть. То место, где жила змея, превратили в сад. Многие из соседних народов, услышав о божественном могуществе Петра, стали один за другим изъявлять ему свою покорность.

Внутри больших ворот, по правой стороне, стоит башня со статуей Петра. Статуя сделана в натуральную величину. В обеих руках Петра большой ключ. Что это значит, не выяснили. Верно, знатные люди в той стране носят на поясе ключи, и по цвету шнура у этих ключей можно узнать их ранг.

Если хоронят высокого чиновника, впереди гроба идёт охрана из 300-400 солдат с тремя пушками, а в руках они несут ружья с примкнутыми штыками.

Если умрет человек, не получивший крещения, его не хоронят у храма, а обращаются с ним, как с издохшим животным или скотом.


Наказаний существует только 3 вида: порка плетьми, вырывание ноздрей и клеймение. Смертной казни совсем нет. При клеймении на щеку ставится круглое клеймо размером около 3 бу. Опасные преступники после вырывания ноздрей или клеймения ссылаются в Малороссию или Сибирь на серебряные или медные рудники.

Кто хочет подкинуть в воспитательный дом ребенка, должен написать на бирке время его рождения, повесить бирку на шею ребенка и с наступлением ночной темноты принести его под это окно. Если постучать в стенку, то изнутри выдвигается ящик. Ребенка кладут в ящик и снова стучат в стену. Тогда ящик втягивают внутрь, забирают ребенка, а в ящик кладут 500 копеек и опять выдвигают его наружу. Родители берут деньги и уходят домой. Если же родители захотят взять ребенка обратно… то они должны подробно написать год, месяц, число и час, когда они подбросили ребенка, день его рождения, а также номер комнаты, в которой он находится и опустить эту записку в тот же самый выдвижной ящик… Говорят, что иногда возвращают детей, которые научились ремеслу и стали сержантами.

Священнослужители не стригут на голове волосы и не бреют бороды. Санов у них пять. Первый называется арихэрэй. В их карету запрягается по шесть лошадей. Второй сан называется арчхэрэймандору. Третий сан называется проттопоп. Оба ездят на четверке лошадей. Четвертый сан называется попу. От него и выше священнослужителям разрешается совершать службу при похоронах и бракосочетаниях. Пятый сан называется яконо. Оба ездят на паре лошадей.
Священнослужителям разрешается есть мясо и жениться, а архимандрит и выше - праведные монахи.

Церкви гораздо выше домов простых людей и строятся так, что постепенно суживаются кверху. Крыши круглые вроде перевернутого горшка, а в центре ставят крест, покрытый латунью. Главное здание храма и колокольня одинаковы. Вокруг крыши сделано много круглых дыр, чтобы там жили голуби.

Чины и жалованье не наследуются, поэтому, даже если крупный чиновник с большим жалованьем уйдет со службы или умрет, он и его наследники становятся простолюдинами и занимаются каким-нибудь делом, которое приносит пользу и государству.

На питание арестантам отпускается по медной копейке в день. Этих денег, конечно, не хватает, поэтому заключенных выводят собирать милостыню. При этом их сковывают по два человека кандалами - одна нога одного заключенного с ногой другого, и их сопровождает один солдат. Стоя у ворот они просят у прохожих милостыню, говоря: "Миросутэ, батисйка, матисйка” (Подайте милостыню, батюшка, матушка). В Китае хуанцзы (нищие) называют подающих им милостыню отцом и матерью. У нас нищие, обращаясь к прохожим, называют всех их отёдзя (отец, старший). Очевидно, во всех странах просящие о сочувствии прибегают к одинаковым словам.

Уборные называются по-русски нудзуне, или нудзунти /нужник/. Даже в 4-5-этажных домах нужники имеются на каждом этаже. Они устраиваются в углу дома, снаружи огораживаются двух-трехслойной стенкой, чтобы оттуда не проникал дурной запах. Вверху устраивается труба вроде дымовой, в середине она обложена медью, конец /трубы/ выступает высоко над крышей, и через нее выходит плохой запах. Нужники бывают большие с четырьмя и пятью отверстиями, так что одновременно могут пользоваться три-четыре человека. У благородных людей даже в уборных бывают печи, чтобы не мерзнуть. После отправления нужды подтираются ненужной бумагой.

Поскольку в России пять хлебных злаков не произрастают, человеческими испражнениями для удобрения не пользуются, потому понятно, что их выбрасывают как самую зловонную мерзость. В деревнях под уборными ничего не устраивается и испражнения скармливаются свиньям. А зимой кал смерзается, как камень, целыми кучами. Его раскалывают на куски и выбрасывают в реку.

Добрый день. Так уж складывается, что все мои проекты, которые я защищала на протяжение трех лет, так или иначе связаны с русским языком и литературой: в 5 классе проект под названием «Чтение – лучшее учение» был посвящен Году литературы в России, в 6 классе мы исследовали лексику, а именно диалектизмы В.П. Астафьева в рассказе «Конь с розовой гривой». Поэтому в этом году я решила продолжить работу по изучению лексики классических произведений. «Загадки XVIII века» - так называется моя проектная работа, посвященная устаревшей лексике. О братилась к данной теме намеренно, так как хочу узнать больше слов, которые употреблялись раньше, понять их значение, ведь от этого знания во многом зависит понимание художественного произведения. На мой взгляд, изучение данной темы полезно, поскольку писатели всего мира употребляют устаревшие слова в своих произведениях.

Цель работы : выяснение значения устаревших слов, используемых автором, в повести «Капитанская дочка» и определение их роли в произведении.

Задачи вы видите на слайде:

Найти устаревшие слова; объяснить их значение;

Выяснить функции устаревших слов в произведении.

Всем, кто изучал лексику с точки зрения активного и пассивного запаса словаря известно, что у каждого слова в есть своя «жизнь». В связи с развитием общества, с переменами в области экономики, политики, науки, культуры словарный состав языка меняется. Одни слова выходят из употребления, другие появляются для именования новых понятий. Процесс этот происходит медленно, постепенно.

В активный словарный состав входят слова, которые являются необходимыми для общения, употребляются повседневно и не имеют оттенка устарелости или новизны. Это самая широкая, понятная всем категория слов, употребляемых всеми говорящими на русском языке. Поэтому эти слова называют общеупотребительными и входят в активный лексический запас. Они используются во всех стилях речи, составляя их основу. Эти слова не имеют подчёркнутой стилистической окраски, они являются межстилевыми, стилистически нейтральными. Но наряду с данной лексикой есть лексика пассивного запаса.

В пассивный состав входят, с одной стороны, устаревшие слова, с другой – новые, или так называемые .

Неологизмы - понятие относительное. Слова свобода, гражданин, гуманность в XIX в. воспринимались как новые, сейчас они прочно вошли в активный словарь. Неологизмы могут пополнить разряд устаревших слов. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар».

Разбираться в понятии «устаревшие слова» необходимо для того, чтобы не совершать ошибки в стилистике текста. Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления, делятся на две группы: архаизмы и историзмы.

Отличительная особенность данных понятий в том, что историзмы – это названия предметов, которые со временем навсегда исчезли из жизни, а архаизмы – это устаревшие названия предметов и понятий, которые все ещё присутствуют в современной жизни, но по той или иной причине получили другое название. Они имеют синонимы в активном словаре.

Важно подчеркнуть, что при анализе стилистических функций устаревших слов в том или ином художественном произведении следует учитывать время его написания, знать общеязыковые нормы, которые действовали в ту эпоху. Ведь для писателя, жившего сто или двести лет назад, многие слова могли быть вполне современными, общеупотребительными единицами, ещё не перешедшими в пассивный состав лексики. В художественной литературе архаизмы широко используются как стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи, а также в сатирических целях.

«Капитанская дочка» - вершинное произведение пушкинской - было написано сто восемьдесят лет тому назад, в тридцатые годы позапрошлого столетия, в эпоху мрачного николаевского царствования, за четверть века до отмены крепостного права.

В своей работе я анализировала лексику повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Мною были обнаружены слова, относящиеся к пассивному запасу. При сопоставлении видов устаревшей лексики установлено, что в тексте использовано:

Историзмы-6%;

Архаизмы-94%.

Таким образом, мы видим, что в повести шире используются архаизмы, нежели историзмы. (Приложение 1)

В ходе работы над проектом среди учащихся 8-х классов было проведено анкетирование по следующим вопросам:

    Что такое архаизмы

    Как вы думаете, с какой целью их используют авторы произведений ?

а) для красоты

б) для привлечения внимания

в) для создания колорита эпохи

    Что обозначают следующие слова:

Цирюльник-

Армяк- Трактир- Целовальник- Фортеция-

При обработке анкет выяснилось, что 67% опрашиваемых знают ответ на первый вопрос: «Что такое архаизм?».

На вопрос: «С какой целью используются архаизмы?» были предложены различные варианты ответов, выбор ребят распределился следующим образом:

Для красоты – 4%;

Для привлечения внимания – 18%;

Для воспроизведения эпохи – 78%.

В последнем вопросе необходимо было дать лексическое значение некоторых устаревших слов. Радует, что среди 50-ти респондентов есть те, кто дал верные ответы, но, к сожалению, таких ребят было очень мало.

В данной работе мною были исследованы и описаны особенности устаревшей лексики, использованной в повести «Капитанская дочка». Зная особенности речевых стилей, автор стремится воспроизвести язык действующих лиц своих произведений как выражение типических и индивидуальных особенностей персонажей.

Действительно, архаизмы придают эффект старины. Без них невозможно было бы достоверно передавать речь людей, живших несколько сотен лет назад. Кроме того, архаизмы часто имеют возвышенный, торжественный оттенок, который будет не лишним в поэтическом языке.

Пока мною созданы только несколько страниц словаря. Думаю, он будет не только интересным, но и полезным ребятам, изучающим творчество А.С. Пушкина.

В заключении хотелось бы отметить, что, изучение лексики классического произведения, не только обогащает словарный запас, но и повышает языковую культуру. Уместное использование устаревших слов вносит «изюминку» в устную и письменную речь, делает ее выразительнее.

Необходимо умело пользоваться богатством, которое сберегли для нас отцы и деды. Не нужно забывать, что архаизмы – это языковая сокровищница – богатейшее наследие, которое мы не имеем права растерять. Работа с текстом была очень интересна, увлекательна и познавательна, поэтому я буду продолжать изучать лексику, которая открывает новые возможности нашего богатого яркого и выразительного русского языка.

Александр Сергеевич Пушкин говорил:

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку .

Приложение 1.

В главе 8 (Арест)

Ходатай- 1 . Человек, который ходатайствует за кого-нибудь. 2 .Проверенный, ведущий чьи-нибудь дела в суде

Гринев, отправляя Машу в свою деревню, просит Савельича быть ходатаем перед родителями.

Синоним – Заступник, защитник.

В главе 9 (Мятежная слобода)

Супостат - Противник, недруг, соперник, неприятель, неприязненно настроенный человек.

старичок в голубой ленте употребляет слово супостат по отношению к Гриневу и тем, у кого он был в Оренбурге.

Синоним – Враг

В главе 5 (Осада города)

Колодник - арестант в колодках, деревянных приспособлениях, надевавшихся в старину на ноги арестантам для предупреждения их побега. Арестант, узник в колодах.

Гринев наблюдает за толпой колодников .

Синонимы – Заключенный.

В главе 7 (Приступ)

Присяжный – Собственно русское слово. Принявший присягу. Присяжный поверенный до октября 1917 года. Адвокат.

Комендант крепости обходит войско и воодушевляет маленький гарнизон перед сражением с Пугачевым, называя солдат людьми бравыми и присяжными.

Синонимы - Солдат, верный защитник родины.

В главе 11 (Мятежная слобода)

Наперсник -любимец, пользующийся особым доверием.

Гринев называет наперсниками Пугачева беглого капрала Белобородова и ссыльного преступника Афанасия Соколова (Хлопушу )

Синоним – Любимец

Мотив вина в литературе [Сборник научных трудов] Филология Коллектив авторов --

А. Ю. Веселова. Санкт-Петербург В темнице тела. Об одной загадке XVIII века

А. Ю. Веселова. Санкт-Петербург

В темнице тела. Об одной загадке XVIII века

Загадка LXXIII

Взяли меня, и замучив совсем

Заключили в тюрьму,

Башню крепкую.

И приставили беречь

Караульщика,

Караульщика деревянного,

Приковав его к дверям

Крепко-накрепко

Тонкими цепями железными

И тюрьма сия была

Тюрьма светлая

И не было в ней

Нигде темного угла.

Наконец подошел ко мне

Добрый молодец

Сильный, могучий

Богатырский сын.

Он тряхнул тогда

Цепями железными,

Разорвал все их

Он в мелкие куски

И схватил потом

Моего караульщика,

И проткнув его

Своим острым копьем

Потащил из дверей

И отторгнув его силою

Освободил меня

Из неволи моей,

Тюрьмы светлыя.

И тогда была я

Весела, пригожа,

И шумела, резвилась

От радости.

Но недолго сие

Продолжалося.

Но заставили меня

Опять лезть в тюрьму,

Тюрьму узкую и глубокую,

И огражденную,

И так темную,

Что ни зги никому

Не видно в ней.

Тут должна была я

Опять мучиться

И толкаться кругом

По петлям кривым,

И то вверх выходить,

То опускаться наниз.

Но, спасибо, недолго

Я страдала тут,

Но нашла себе в тюрьме

Потайную дверь,

И ушедши в нее

Хоть попалась опять

В место тайное

И для многих иных

Неприятное,

Но навек от неволи

Свободилась я.

(Шампанское)

Статья посвящена анализу стихотворной загадки, принадлежащей перу известного писателя и агронома второй половины XVIII в. А. Т. Болотова. Впервые об обращении к жанру загадок Болотов упоминает в своих записках от 1773 г., где сочинение загадок характеризуется как святочная забава. Там же приводятся и несколько небольших по объему текстов загадок. Следует отметить, что предметы для загадывания Болотов выбирал более чем обыденные.

Вторичное упоминание сочиненных загадок относится к 1778 г. Эти загадки, достаточно длинные, были признаны самим автором как «довольно замысловатые». Вероятно среди них и была сочинена анализируемая загадка, которая вместе с другими помещена в рукописном сборнике Болотова конца 1770-х гг.

В том что Болотов, считавший себя по-европейски культурным и просвещенным человеком, обратился к жанру загадки нет ничего удивительного. Культура Просвещения в некотором смысле реанимировала этот жанр, внеся в него необходимые коррективы. Загадка, как обучающий жанр, была признана «полезной» (очень важная категория для данной эпохи) и «неприметно изостряющей ум».

За фольклорной загадкой исследователи традиционно признают ритуальную функцию познания и описания мироустройства: «…загадка есть постижение через сопоставление»; «Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения». В. Н. Топоров отмечает, что процедура загадывания-отгадывания есть «…подлинное творчество, вновь и вновь организующее мир и, следовательно, причастное к „первому“ творению Космоса и продолжающее его каждый раз, когда мир и коллектив переживают кризисное состояние». Просветительская загадка все дальше уходит от ритуала (поэтому все чаще встречаются прозаические и неритмизованные загадки) и становится вспомогательным подсобным материалом для умственной тренировки и лучшего запоминания некоторых истин, в которые включаются и этические (следует отметить, что загадки сочиняли именно те писатели, которых можно назвать просветителями-практиками: А. Т. Болотов, В. А. Левшин, Н. А. Львов, и даже автор знаменитых «Правил пиитических» священник Аполлос [Байбаков]). Авторы XVIII в. видели свою задачу в том, чтобы сделать загадку воспитывающей нравственно, а заодно и развивающей литературный вкус. Поэтому расширяется сфера загадывания загадок, в которую теперь входит множество абстрактных понятий, таких как «жизнь», «смерть», «душа», «любовь», «дружба» и т. д., чрезвычайно редких для «народной» загадки, а также явлений и предметов связанных с «непроизводственными» областями человеческой деятельности, например, с наукой.

Одним из важнейших изменений в содержании загадки следует признать активное включение оценочной характеристики загадываемого предмета с целью дать каждому познаваемому через загадку явлению место в иерархии этических ценностей. За счет этого, а также за счет внимания к форме (чаще всего все же поэтической), с вторжением «дворянской книжной мудрости» загадка, по справедливому замечанию исследователя, «утрачивает предметность, она становится многопредметной, рассудительной, болтливой». Часто стихотворная загадка сопровождалась стихотворной же отгадкой, не меньшей по объему, что также свидетельствует об отходе от ритуала - сама процедура загадывания-отгадывания теряет свое значение, а загадка приобретает ценность как самостоятельное литературное произведение.

В контексте новых, «просветительских», требований к жанру загадки, вино остается подходящим объектом для загадывания по двум причинам:

1) Процесс производства вина демонстрирует чудесное превращение продукта распада (брожения) в средство доставления наслаждения, т. е. по сути иллюстрирует идею «мировой гармонии».

2) Воздействие вина на человека может служить примером иллюзорности мирских удовольствий и таящейся в них скрытой опасности, избежать которой поможет развитое чувство меры.

Образное описание этих процессов (производства вина и его воздействия на потребителя) обычно составляли содержание загадок про вино, как традиционных, так и литературных:

Долго кипела,

Да скоро на стол поспела.

На вид красиво и хорошо,

На вкус дико.

Стоит море на пяти столбах

Царь говорит: «Потеха моя»

А царица говорит: «Погибель моя».

На поле, полище стоит теремище,

В том теремище сусло и масло,

Скорбость и бодрость, радость и веселье

И смерть недалеко.

В литературных загадках эти процессы охарактеризованы еще подробнее и точнее. Загадка с отгадкой Байбакова хорошо это иллюстрируют:

Меня огнем на свет сей люди производят;

От гнили с кислотой чистейшим я рожусь.

Вред с пользою во мне по воле те находят,

Которых вкусу я пригодным покажусь.

Могу их изострить, и мысли усыпляю.

Богатство я даю, могу и раззорить.

Могу жизнь продолжить, или смерть приключаю

Да и моя там смерть, где начинаю жить.

Известно, как вино бывает из дрожжей,

Оно со пользою вред людям причиняет.

Оно и богатит продажею своей,

Острит мысль или ум со жизнью отнимает

То же самое, но в прозе, читаем у Левшина: «Я разум усыпляю, я возбуждаю мысли: иных обогащаю, иных разоряю: иногда обращаюсь в яд и приключаю смерть. Жизнь могу продолжить и сократить. Умираю в том теле, которое должно я укреплять».

Следует отметить неизменный акцент на противоречивости, заложенной в самой природе вина, как феномена, афористически сформулированной Пушкиным:

Злое дитя, старик молодой, властелин добронравный,

Шумный зачинщик обид. Милый заступник любви.

В некоторых загадках подчеркивается ответственность человека как за само создание вина, так и за злоупотребление им: «Сперва жилище мое было зеленый холм, а теперь мрачная темница. Сначала был сладок, а теперь крепок. Прежде одет был в красный кафтан, а теперь ничего больше не имею, кроме деревянной одежды. В первом состоянии сотворила меня природа, а другого причиною было искусство. Если мой новый образ существования имеет новые прелести, то не пленяйтесь ими, смертные. Я был сперва невинен, а теперь учинился обманщиком». Акцент здесь ставится на том, что превращение невинного винограда в обманщика-вино происходит искусственно, т. е. с помощью человека.

Очевидно, что в ряду всех этих содержательно однородных текстов загадка Болотова выглядит несколько необычно.

Во-первых, описывается процесс не производства, а хранения вина (шампанского). Ключевой для анализируемой загадки образ темницы очевидно связан с комплексом представлений о страданиях и испытаниях, своеобразном обряде инициации, который должен пройти предмет или вещество, чтобы стать полезным людям. Этот прием достаточно характерен для определенного типа традиционных загадок про лен, рожь / хлеб, горшок и т. д. (впоследствии подобная тематика активно развивалась в советских стихах для детей). Характерно это и для литературных загадок про вино: «Что солнце варит, рука снимает, нога топчет, а рот наслаждается»).

Но у Болотова о «страданиях» вина, связанных с процессом его производства, сказано лишь вскользь («замучив совсем»), а темницей для шампанского становится не только бутылка (а не более типичная бочка), но и человеческий организм. Не включен в болотовскую загадку и второй аспект: описание скитаний шампанского внутри организма не сопровождается характеристикой его воздействия на этот организм. Болотов несомненно сознательно игнорирует традиционные составляющие «винного сюжета», заменяя их другими элементами.

Причина такой замены, вероятно, заключается в том, что описание изготовления вина и его употребления традиционно связаны с анакреонтическим пафосом минутного наслаждения, связанного с определенным риском. Для Болотова такой пафос не только не актуален, но и категорически неприемлем.

Болотов был известен своей нелюбовью не только к пьянству, но и к культуре винопития вообще, между которыми он принципиально не видел разницы, чему можно найти неоднократные подтверждения в его записках. Поэтому мотивы, связанные с вином или винопитием в целом нехарактерны для данного автора. «Антианакреонтическая» и, вместе с тем, антиалкогольная направленность данного текста и является истинно просветительской, с точки зрения Болотова. Поэтому происходит травестирование художественных средств, традиционно используемых при метафорическом изображении вина, в частности, метафоры «тюрьмы и свободы» - тюрьмой является человеческое тело, а освобождение получено в отхожем месте. Цель такого травестирования - снижение, т. е. «разоблачение» загаданного объекта.

Загадка Болотова достаточно четко делится на две части, в одной из которых описание может принадлежать только шампанскому (т. к. только бутылки с шампанским требуют дополнительного укрепления пробки «цепями железными»), во второй же части описан процесс, происходящий с любым съеденным или выпитым продуктом (что, как уже было сказано, для литературной загадки нехарактерно). Таким образом, поэтический ореол шампанского как благородного напитка снижался до уровня любого продукта, неизбежно стремящегося обрести свободу в «месте темном» и «для многих иных неприятном».

Конкретизируя тип вина, Болотов тем самым (скорее всего неосознанно) приближает свою загадку к фольклорным, которые, как известно, видовое предпочитают родовому. Но автор скорее преследовал иную цель: создать комический эффект от сопоставления текста, который должен был восприниматься как фольклорный (говорной стих и традиционные фольклорные образы богатыря и девицы) и отгадки - самого «ненародного» из всех вин. Уже сама по себе фольклорная стилизация (единственная среди всех его загадок) для Болотова являлась средством комического снижения загаданного объекта.

В исследовании по истории фольклористики М. К. Азадовский писал о Болотове: «Приятель Левшина, он иронически относится к его „сочинениям“, народные песни он презирает, народные обряды называет глупыми, вздорными и т. д.». Несмотря на явную категоричность такого утверждения, основания для которого не очень ясны (возможно, имеется в виду эпизод из записок Болотова, где он рассказывает о том, как, вынуждено оказавшись в крестьянской избе, стал свидетелем обряда «угощения», с его точки зрения «глупого и вздорного»), фольклорные традиции все же очевидно ассоциировались у Болотова с низовой культурой и потому фольклорная стилизация в дворянской культуре могла восприниматься им как способ разоблачения истинной сути какого-либо незаслуженно опоэтизированного явления, например, вина.

Из книги Язык наш: как объективная данность и как культура речи автора СССР Внутренний Предиктор

Санкт-Петербург 2004 г.

Из книги Медный всадник - Это ВАМ не Медный змий... автора СССР Внутренний Предиктор

Санкт-Петербург 1998 г. © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим или физическим

Из книги Жизнь и творчество Дмитрия Мережковского автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги IV [Сборник научных трудов] автора

Л. Е. Ляпина. Проблема метатекстового элемента в структуре литературного цикла («Неизвестный роман» Е. Ростопчиной) г. Санкт-Петербург Отход от риторического принципа в его фундаментальном качестве был ознаменован в литературе рядом глобальных смещений, среди которых

Из книги Анализ одного произведения: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

И. А. Калинин. Бабник vеrsus Утопист (эротика и утопия в поэме Вен. Ерофеева «Москва–Петушки») Санкт-Петербург Влюбленность вновь открывает двери к совершенству. З. Фрейд Любовь - это форма самоубийства. Ж. Лакан Секс вполне стоит

Из книги Мотив вина в литературе [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

А. Ф. Белоусов. Санкт-Петербург «Как в вашем званье не пить!» Есть в рассказе И. С. Тургенева «Два помещика» любопытный эпизод. Это - разговор одного из помещиков со священником. Изумляясь тому, что священник не пьет, помещик восклицает: «Что за пустяки! Как в вашем званье

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

С. В. Фролов. Санкт-Петербург Пьянство в контексте творческого процесса позднего Чайковского Бытовое пьянство крупнейшего русского композитора второй половины XIX века П. И. Чайковского, казалось бы, ничем не выделяется в кругу аналогичных явлений в русской культуре

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

А. Н. Шехватова. Санкт-Петербург Амбивалентность мотива вина в прозе А. П. Чехова В одном из писем А. Н. Плещееву А. П. Чехов по поводу рассказа «Именины» замечает: «Правда, подозрительно в моем рассказе стремление к уравновешиванию плюсов и минусов. Но ведь я

Из книги Статьи о русской литературе [сборник] автора Белинский Виссарион Григорьевич

Из книги автора

ПОДАРОК ДЕТЯМ НА ПРАЗДНИК. С восемью картинками. Санкт-петербург. 1848. В тип. Глазунова и Коми. 95 стр Мы сейчас высказывали свое мнение насчет бесполезности так называемых «детских» повестей, и в настоящем случае считаем совершенно излишним распространяться о «Подарке

Из книги автора

ДВОРЯНСТВО В РОССИИ ОТ НАЧАЛА XVIII ВЕКА ДО ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. А. Романовича-Славатинского, профессора государственного права в Университете св. Владимира. С.-Петербург. 1870 г С давних пор у нас так повелось, что публичное обсуждение некоторых вопросов, близко

Из книги автора

Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права А. Романовича-Славатинского, профессора государственного права в Университете св. Владимира, С.-Петербург, 1870 г ОЗ, 1870, № 11, отд. «Новые книги», стр. 16–20 (вып. в свет 19 ноября). Без подписи. Авторство указано