Вступление

Что бы понять какой танк является лучшим надо сначала понять для чего он предназначен. Безграмотное большинство считает что главное предназначение танка это встретить в чистом поле боевую машину противника и победить её. При этом естественно главными характеристиками танка становятся толщина брони и начальная скорость снаряда. При этом калибр снаряда и соответственно пушки должен не очень сильно уступать калибру линейного корабля. Вот так по мнению дилетантов и любителей электронных игр выглядят идеальные танки.














На самом деле главная задача танка это войти в дыру в обороне противника (которую обеспечила артиллерия или грамотная разведка) и окружить, разгромить, напугать. Для выполнения этой задачи нужны совсем другие качества - подвижность, надёжность ходовой части и двигателя, большой запас возимого горючего и снарядов. Мне могут возразить. Противник бросит свои танковые войска в район прорыва и непосредственное столкновение неизбежно.
Ответ на этот вопрос нашли немецкие войска ещё летом сорок первого года. При угрозе лобового танкового удара надо убегать прикрываясь противотанковыми средствами. Вот с этих позиций и попытаемся определить лучший танк Второй мировой Войны.

Необходимая толщина брони

Идеальная броня состоит из нескольких слоёв - твёрдый слой, пластик (для гашения кумулятивной струи), слой средней твёрдости, подложка, подбой. В общей сложности получается метров двенадцать. Это я к тому, что защитить танк на сто процентов просто не возможно. Сейчас выскажу не много сложную но очень важную для последующего понимания мысль. Броня у танка должна быть ТАКОЙ ТОЛЩИНЫ, что бы противнику для того что бы пробить её пришлось применять достаточно мощные и соответственно ТЯЖЕЛЫЕ И ДОРОГИЕ противотанковые пушки. Понятия тяжелые и дорогие для каждого исторического промежутка будут определяться уровнем развития промышленности. Для периода Второй Мировой Войны противотанковая пушка с высокой начальной скоростью бронебойного снаряда калибром 76.2 миллиметра и выше была и тяжелой и дорогой. Самый яркий пример это наши противотанковые пушки ЗИС-2 и БС-3. ЗИС-2 была не на много тяжелее противотанковой пушки калибра сорок пять миллиметров, но за три года их выпустили десять тысяч. А противотанковую пушку калибра сорок пять миллиметров, только в сорок третьем году выпустили семнадцать тысяч. С БС-3 ещё хуже. Они пробивала всё что угодно, но вес три тысячи шестьсот килограмм затруднял маневрирование. А высокая стоимость позволила выпустить только полторы тысячи орудий. Ещё один очень показательный пример. В сорок четвёртом году пытались усилить бронирование Т-34-85. Толщину лобового листа увеличили до семидесяти пяти миллиметров. Люк водителя сделали толщиной сто миллиметров. Но как оказалось немецкая танковая пушка калибра восемьдесят восемь миллиметров всё равно пробивает лобовую броню. Поэтому решили не перегружать подвеску и трансмиссию и оставить броню толщиной сорок пять миллиметров, хотя в сорок четвёртом году такая броня защищала только от осколков.
Мощные и тяжелые противотанковые орудия имеют малую маневренность и малую скорострельность. Их трудно маскировать и вообще их просто мало. Поэтому надёжно прикрыть ими ВЕСЬ фронт не возможно.

Зная критерии идеального танка - оптимальная броня, большой боекомплект, подвижность, надёжность и дальность хода, проанализируем самые массовые танки Второй Мировой Войны.

М-4 Шерман



Американский танк Т-4 Шерман был подлинным недоразумением сделанным на коленке. Он был очень высоким и имел очень смешную "тракторную" подвеску. Мощность орудия и броневая защита у него были средненькие. Из за отсутствия планетарного механизма поворота его трансмиссию можно назвать примитивной. Но эта примитивная трансмиссия была сделана в Америке и имела усилители и синхронизаторы там где это было нужно. Поэтому управление танком было лёгкое, а сама конструкция была достаточно надёжной. Боекомплект был достаточно большой, радиостанция лучшая в мире. Снаряды не детонировали при поражении танка. И самое главное его выпускали в огромном количестве. В чистом поле против Тигра у Шермана не было ни каких шансов. Но как ИНСТРУМЕНТ глобальной войны он был на много полезнее Тигра. Очень советую почитать воспоминания ветерана, почти всю войну провоевавшего на иностранных танках. Книга есть в интернете, называется - "Танкист на иномарке". Читая эти воспоминания я сделал выводы, что в сорок четвёртом и в сорок пятом году наше командование применяло танковые войска в основном ПРАВИЛЬНО.

Германские танки

Начну с конца, с Пантеры и Тигра. Оба танка являлись типичными . Они имели очень современную и эффективную подвеску. Но с точки зрения производства и боевой эксплуатации эта подвеска была верхом идиотизма. Вес, особенно у тигра, был катастрофически завышен. Запас топлива минимален. Поэтому ни о какой подвижности говорить не приходится. Максимально эффективно эти танки могли действовать только в роли подвижной огневой точки.

Танк Т-4 имел древнюю "тракторную" подвеску и современное разнесённое бронирование. Длинноствольное орудие калибра 75 миллиметров он получил только к середине войны. Из за появившегося дульного тормоза его часто путали с Тигром.



Самым совершенным оказался немецкий танк Т-3. У него была современная торсионная подвеска, плюс масляные компенсаторы на первом и последнем катках. Он обладал самой высокой скоростью - почти семьдесят километров в час. Причём замер скорости проводили наши специалисты в Кубинке. Правда для чего такая скорость танку не понятно. Не в колоне не по полю боя с такой скоростью не ездят. Возникает законный вопрос - а почему самую лучшую боевую машину сняли с вооружения? Ответ самый простой - узкий корпус не позволял установить орудие калибра 75 миллиметров.

Т-44 лучшая боевая машина

Скажу сразу, повоевать танку Т-44 не пришлось, да и полного своего совершенства он достиг года через два после окончания войны. Но на его примере можно показать какой должна была быть идеальная боевая машина Второй мировой Войны.
История конструирования танка Т-44 началась с сильного желания советских конструкторов чем нибудь заменить, или хотя бы улучшить легендарный танк Т-34. Принципиальные изменения и улучшения конструкции накапливались, но Сталин боясь сокращения серийного производства, запрещал их внедрение. После освобождения восточной Украины встал вопрос какую машину запускать в Харькове? И вот тут решили, что настало время новой модели.
Новый танк имел простой корпус с вертикальными боковыми листами. Это позволило поставить башню большого размера. В лобовом листе пропал люк водителя и гнездо пулемёта. Он стал монолитным и более прочным Подвеска стала современной торсионной. А самое главное танковые конструкторы сильно побили конструкторов дизельных моторов. Те в свою очередь убрали в другие места все вспомогательные механизмы двигателя, которые выступали за его габариты. В результате корпус танка получился ниже на триста миллиметров. В трансмиссии изменили передаточные отношения шестерён и этим уменьшили действующие нагрузки и повысили надёжность. Практически все баки с горючим расположили в моторном отделении. Я говорю практически потому что в носовой части корпуса правее механика водителя всё таки расположили один бак с горючим. Единственное что не пускало новую машину в светлое будущее были бортовые фрикционы доставшиеся от Т-34.
Новую машину машину обстреливали на полигоне из немецких пушек калибра семьдесят пять и восемьдесят восемь миллиметров. Потом добавляли толщину брони и снова обстреливали. В результате увеличения веса подвеска и трансмиссия перестали "тянуть". Срочно усилили подвеску и заменили бортовые фрикционы на планетарные механизмы поворота. В результате получился Т-54. Выходит Т-44 подошёл очень близко но не стал лучшей боевой машиной Второй мировой войны.

Проектируем лучший танк Второй Мировой Войны

Безусловно за основу берём корпус Т-44. Ставим планетарную трансмиссию. Она позволит сделать достаточно подвижной машину весом тридцать шесть тонн при мощности двигателя пятьсот двадцать лошадиных сил. Бак с горючим из боевого отделения убираем. А вместо него делаем вертикальный бак в районе кормового листа. Корпус при этом удлиняется всего на двадцать сантиметров, а мы получаем четыреста литров солярки. Лобовая и бортовая броня толщиной восемьдесят миллиметров. Мне могут возразить, что лобовую броню делают обычно толще бортовой. Но лобовая броня у нас наклонная и её ПРИВЕДЁННАЯ толщина равна ста шестидесяти миллиметров. Башню делаем сварной и с более развитой кормовой частью. Это увеличит боезапас и улучшит балансировку башни. Что касается вооружения то ограничимся орудием калибра восемьдесят пять миллиметров. Сотка конечно мощнее, но боекомплект уменьшается почти в двое. А как мы выяснили при рейдах по тылам противника боекомплект это главное. Вот мы и получили самый лучший танк Второй Мировой Войны.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДУРАКА?

Дурак не читает статью (или читает но не понимает смысла прочитанного), а сразу начинает комментировать. И самое главное, в отличии от умного человека, дурак ни когда не сомневается.
О чём это я? Просто прилетел очередной комментарий на статью.
Цитата.
Лучший среди каких танков?
Т-44 был всего лишь логическим завершением Т-34/85. И так же, как и Т-34/85 имел немощную 85 миллиметровую пушку ЗИС-С-53.
Для сравнения, основные танки американцев тех лет M26 Pershing были оснащены мощной 90 миллиметровой пушкой.
Британский A41 Centurion был оснащен мощнейшей 76 миллиметровой пушкой QF 17 pounder. И даже более легкий A34 Comet (вообще легкий, крейсерский) был оснащен мощной 76 мм пушкой QF 77 mm HV, рядом с которой советская 85 мм танковая пушка ЗИС-С-53 нервно курила в сторонке.
Поэтому СССР выкручивался и выдумывал какие-то "средние танки". Время которых (средних пехотных вообще-то) закончилось еще в ходе ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ и весь мир перешел на ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК, ПЛЮС у некоторых дополнительно были еще и вспомогательные легкие танки. Так вот эти вспомогательные легкие танки по техническим характеристикам где-то примерно и соответствовали Т-44.
Отчего же вспомогательная по сути БТТ вдруг стала какой-то там "лучшей" с учетом имеющейся основной (ОБТ)?
Конец цитаты.
Начнём с конца. Я не понял последнее предложение. Там какие то странные сокращения, которые при расшифровке ломают логику русского языка - с учетом имеющейся основной ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК.
Видимо автор хотел сказать, что Т-44 был вспомогательным танком. Вот только интересно какой танк автор считает основным?

Но главная претензия автора к слабой пушке танка Т-44. А зачем ему более мощная пушка? Сражаться с королевскими тиграми?
То есть вся моя статья, где я объясняю что танк ЭТО КОМПЛЕКС КАЧЕСТВ - подвижность, защита, количество боеприпасов и многое другое, не вошла автору комментариев в мозг. Объяснить, что танк Т-44 должен был сражаться с тиграми в последнюю очередь вообще практически не возможно.
Теперь про танки с хорошими и мощными пушками. У американского на пушке был дульный тормоз, то есть он после выстрела секунд двадцать ни чего в прицел не видел и не понимал куда улетел его снаряд.
К стати, установка дульного тормоза позволяла и на Т-44 устанавливать пушку калибра сто миллиметров.

На фотографии Т-44 с пушкой калибра 100 миллиметров. Снаряд весом шестнадцать килограммов разгонялся до скорости девятьсот метров в секунду.
Давайте сравним мощность орудий. Американская - 3970000 джоулей, наша - 6400000 джоулей. Даже как то не удобно за американцев стало.
Ещё автор вспоминает какие то СРЕДНИЕ пехотные танки. Так вот у нас роль пехотных танков в конце войны выполняли СУ-152 и ИС-2. Правда их называли танками прорыва.

Советский танк Т-34 хорошо известен всем, кто интересуется историей Второй мировой войны. Книги, статьи, документальные фильмы и пр. представляют его как всепобеждающий "танк Победы". Он превосходил все немецкие танки, имел наклонную броню, беспрецедентную мобильность и был одной из главных причин, почему СССР выиграл на Восточном фронте.

Насколько реалистичны эти заявления? Был ли Т-34 танком, действительно выигравшим войну? Каков он по сравнению с немецкими и американскими танками? Если мы попытаемся ответить на эти вопросы, то привычные мнения начинают меняться. Вместо механического чуда мы получаем плохо спроектированный и произведенный танк, который понес ужасающие потери по отношению к "более слабым" немецким танкам.

Революционный дизайн Т-34

Т-34 многими представляется первым танком, который имел наклонную броню. Это означает, что защита танка была значительно улучшена, по сравнению с обычной броней, под прямым углом. Однако французские танки того времени, такие как S-35 и Рено R-35 также имели наклонную броню.

Наклонная броня имеет и недостатки. Например, она серьезно уменьшает внутреннее пространство. Ограниченное пространство не только влияет на работу экипажа, но и превращает Т-34 буквально в стальной гроб. Американское исследование войны в Корее (анализировались Т-34/85, которые были просторнее, чем Т-34/76) пришло к выводу, что из-за ограниченного внутреннего пространства пробитие брони танка, как правило, вело к разрушению танка и потеря экипажа с 75 % шансом. Для "Шермана" этот показатель составил всего 18% .

Немецкие танки Pz.III и Pz.IV в целом имели обычную конструкцию корпуса, лишь отчасти используя наклон в средней части лобовой брони. Новый танк "Пантера" был первым немецким танком с полностью наклонной броней в передней части и по бортам, однако внутреннее пространство не было таким же ограниченным, как в Т-34.

Башня Т-34 также страдала от недостатка места. Американские эксперты, исследовавшие Т-34 на полигоне в Абердине в 1942 году отметили:

"Главная его слабость заключается в том, что он очень тесный. Американцы не могли понять, как наши танкисты могли поместиться внутри в зимнее время, нося полушубки."

Топливные баки в боевом отделении

Из-за ограниченного внутреннего пространства топливные баки находились в моторном отсеке и по бортам. Наличие топливных баков внутри танка делало любое его пробитие фатальным.

"Наклонная броня рисует только часть картины о защите танка. Значительную роль в уязвимости танка играет внутреннее расположение топливных баков. Т-34-85 - это наглядный пример компромисса между преимуществами и недостатками наклонной брони. Хотя такая броня уменьшала вероятность пробития танка, это также привело к снижению внутреннего объема корпуса. В случае пробития Т-34, у снаряда была высокая вероятность нанести катастрофический ущерб танку за счет попадания в топливные баки и боеприпасы, хранящиеся в таком маленьком пространстве."

Помимо ограниченности внутреннего пространства, Т-34 имел также еще серьезный конструктивный недостаток в виде двухместной башни, в результате чего командир был вынужден также выполнять функции наводчика. Это резко ограничивало боевую эффективность танка, так как командир не мог сосредоточиться на командовании танком, вместо этого ему приходилось вести огонь. Трехместная башня была введена на Т-34/85 в марте 1944 года.

Отколы брони

Броня Т-34 имела высокий рейтинг Бринелля. Это означает, что она была эффективна в нейтрализации противотанковых снарядов, но имела свойство отслаиваться. В сочетании с производственными дефектами в конструкции танка это означало, что экипаж Т-34 был в опасности даже при попадании в танк снарядов, не пробивших броню.

Исследование "Review of Soviet ordnance metallurgy" на стр. 3-5 сообщает:

"Броня танка Т-34, за некоторым исключением, прошла термическую обработку, получив очень высокую твердость (430-500 по Бринеллю), вероятно, это являлось попыткой обеспечить максимальную защиту от бронебойных снарядов, даже за счет нарушения структурной целостности брони. Некоторые части брони имеют удивительно высокую прочность учитывая очень высокую твердость, но многие участки брони являются очень хрупкими. Очень высокая твердость встречаются в большинстве советских танков и ее создание это следствие утверждения, что высокая твердость брони имеет высокую устойчивость к пробитию."

Для снарядов, чей калибр равен или меньше толщины брони, увеличение твердости ведет к увеличению необходимой для пробития скорости или к уменьшению дистанции. Если калибр снаряда превышает толщину брони, то чем больше ее твердость, тем меньше требуется скорость снаряда или больше расстояния.

Технические недостатки

Подвеска Кристи

Подвеска Кристи, используемая на Т-34 имела преимущество в том, что танк мог развивать высокие скорости на дорогах. Среди недостатков стоит отметить то, что она занимала много внутреннего пространства, и имела плохую проходимость на пересеченной местности.

Немецкие испытания в Куммерсдорфе (1 км холмистой трассы) показали, что Т-34 имел плохие результаты по сравнению с Pz. IV, "Тигром", "Шерманом" и "Пантерой" .

По данным исследования "Engineering analysis of the Russian T34/85 tank", главной проблемой было отсутствие амортизаторов.

Подвеска Кристи являлась технологическим тупиком и в отчете Абердинского полигона говорится: "Подвеска Кристи проходила испытания много лет назад и была безоговорочно отвергнута".

Коробка передач

Еще одой крупной проблемой была громоздкая коробка передач. Она имела низкую надежность и требовала чрезмерных усилий для переключения передач, что приводило к усталости водителя. Исследование "Engineering analysis of the Russian T34/85 tank" сообщает :

"Трудности в переключении передач (которая не имела синхронизаторов) и многодисковое сухое сцепление, несомненно, делали вождение этого танка очень сложным и утомительным делом."

Изначально мощный V-2 двигатель (500 л.с.) не мог быть использован в полной мере из-за 4-ступенчатой коробки передач . Переключение передач требовало от водителя чрезмерных усилий. На Т-34 можно было использовать 4-ую передачу только на асфальтированной дороге, таким образом, максимальная скорость на пересеченной теоретически составлявшая 25 км/ч, на практике достигала только 15км/ч, потому что для переключения со 2-ой на 3-ю передачу требовалась нечеловеческая сила.

На более поздних модификациях имелась 5-ступенчатая коробка передач, что позволило поднять скорость по пересеченной местности до 30 км/ч. Однако, даже танки, построенные в конце войны не гарантировали, что у них окажется новая 5-ступенчатая коробка передач. Танки, переданные польской народной армии в конце 1944 - начале 1945 года и танки, которые использовались армией Северной Кореи в 1950 году имели старую 4-ступенчатую коробку передач .

Мощная пушка?

Т-34 был вооружен орудием с большим калибром. Первоначально он вооружался пушкой 76-миллимитровой Л-11. Она была скоро заменена на Ф-34 76 мм в 42 калибра, а Т34/85 был вооружен 85-мм ЗИС С-53 в 54,6 калибров.

Цифры выглядят впечатляюще. Ведь основной немецкий танк 1941-1943 годов Pz.III имел 50-мм пушку, а Pz.IV только в 1943-1945 г. получил удовлетворительное 75мм орудие. Однако советские танковые пушки страдали от низкой скорости, которая вела к ухудшению пробития и точности на дальних дистанциях.

Например, начальная скорость (в м/с) для советских орудий составляла: Л-11 - 612 м/c, Ф-34 - 655 м/c (а при использовании немецких снарядов Pzgr39 - 625 м/с), ЗИС С-53 - 792 м/с. Начальная скорость для немецких снарядов: Квк 38 Л/42 - 685, KwK 39 L/60 - 835 м/с, KwK 40 L/43 - 740 м/с, КwK 40 L/48 - 790 м/с, KwK 42 – 925 м/с.

Таким образом, 75мм KwK 40, используемая для Pz.IV и StuG с середины 1942 г, имела гораздо лучшую пробиваемость и точность, чем Ф-34, а орудие "Пантеры" KwK 42 также превосходило ЗИС С-53 в тех же областях.

Отсутствие радио

Изначально, только командир части имел в своем танке радио. В ходе войны радио использовалось более широко, но даже в 1944 году многим танкам не хватало раций. Отсутствие связи означало, что советские танковые части действовали с недостаточной координацией.

Проблемы видимости

Немецкие отчеты показывают, что Т-34 имели серьезные трудности с ориентированием на местности. Эта проблема была частично решена в ходе войны. Т-34 версии 1941 года не хватало приборов наблюдения, которые устанавливались повсеместно на немецких танках. Такое оборудование позволяло командиру вести обзор на 360 градусов. Оптика Т-34 также была плохого качества.

Т-34 версии 1943 года оснащалась новой башней увеличенных габаритов и новой командирской башенкой, которая имела смотровые щели по периметру и прибор наблюдения МК-4 в створке вращающейся крышки.

Однако качество советской оптики в сочетании с ограниченной видимостью все еще оставляли желать лучшего. Отчет, составленный немецким подразделением, использовавшим Т-34 версии 1943 года гласил :

"Качество прицелов в русских танках значительно уступает немецким разработкам. Немецкие экипажи должны быть долго привыкать к русским прицелам. Возможность точного попадания через такой прицел очень ограничено.

В русских танках трудно командовать танком, а тем более их группой, и в то же время выполнять роль наводчика, поэтому эффективно управлять огнем группы танков едва ли возможно, в результате чего огневая мощь группы снижается. Командирская башенка на Т 43 упрощает командование танком и ведение огня; однако, обзор ограничен пятью очень маленькими и узкими щелями.

Безопасное вождение Т-43 и СУ-85 не может происходить с закрытыми люками. Мы основываем это заявление на нашем опыте - в первый день боя на Ясском плацдарме, четыре трофейных танка дивизии застряли в траншее и так и не смогли освободиться самостоятельно, что привело к разрушению вооружения размещенного в траншеях, во время попытки их извлечения. То же самое случилось и на второй день."

Проблемы надежности

Т-34 должен был стать простым и надежным танком, который редко ломался. Очень многие любят сравнивать его с более сложными немецкими танками, которые, якобы, часто ломались. Концепция Т-34 как надежного танка - это еще один миф Второй мировой войны.

Большинство танков в 1941 году были потеряны из-за их технической неисправности. Те же проблемы надежности продолжалась и в период 1942 - 1944 годов. Эвакуация и передислокация промышленных объектов в сочетании с потерей квалифицированных кадров приводили только к падению надежности.

В 1941 году тридцатьчетверкам часто приходилось возить с собой запчасти к коробкам передач . В 1942 году ситуация ухудшилась, поскольку многие танки могли преодолеть небольшие расстояния до выхода из строя. Летом 1942 года Сталиным был издан приказ :

"Наши танковые войска часто несут потери больше из-за механических поломок, чем в бою. Например, на Сталинградском фронте за шесть дней, двенадцать наших танковых бригад потеряли 326 из 400 танков. Из них около 260 потеряно из-за механических поломок. Многие танки были брошены на поле боя. Подобные случаи можно наблюдать и на других фронтах. Такой высокий уровень механических поломок неправдоподобен и, Верховный штаб видит в нем скрытый саботаж и вредительство со стороны определенных элементов в танковых экипажах, которые пытаются использовать небольшие механические проблемы, чтобы избежать битвы. Отныне, каждый танк оставленный на поле боя из-за якобы механических поломок, и при подозрении экипажа в саботаже, его члены должны быть "разжалованы в пехоту..."

Постоянные жалобы с фронта заставили власти исследовать проблемы с производством Т-34. В сентябре 1942 года прошло собрание на Уральском танковом заводе . Собрание возглавил генерал-майор Котин, нарком танковой промышленности СССР и главный конструктор тяжелого танка "Климент Ворошилов". В своей речи он сказал:

"...Рассмотрев проблемы инженерного и технологического характера я хотел бы обсудить еще один вопрос, который имеет прямую связь с недостатками производственными. Они в себя включают: небрежность и неаккуратность в процессе производства танков на заводах, плохое качество контроля. В результате, в ходе боевого применения наши танки выходят из строя иногда не достигая линии фронта, либо экипаж вынужден оставлять танки на вражеской территории из-за какой-то мелочи... мы должны убедиться, что в результате этого собрания все недостатки будут выявлены и исправлены в кратчайшие сроки...

Недавно товарищ Морозов и я посетили товарища Сталина. Товарищ Сталин обратил наше внимание на то, что вражеские танки свободно прошли многие километры наших земель, и хотя наши машины лучше, они имеют серьезный недостаток: после 50 - 80 километров они требуют ремонта. Это происходит из-за недостатков шасси и также, как сказал товарищ Сталин, из-за привода, сравнив Т-34 с немецким Pz.III, который состоит на вооружении немецкой армии, который уступает в броневой защите и в других важных характеристиках, в экипаже, и не имеет такого прекрасного двигателя как у Т-34, причем двигатель Pz.III бензиновый, а не дизельный.

Товарищ Сталин дал указания инженерам, наркому товарищу Зальцману, руководителям заводов и обязал их исправить все дефекты в кратчайшие сроки. Было издано специальное распоряжение Государственного комитета обороны, а также директивы Наркомата танковой промышленности. Несмотря на все эти принятые резолюции правительства, несмотря на неоднократные указания армии и главного управления танковых войск, тем не менее все эти недостатки все еще не устранены... мы должны выявить все недостатки, озвучить предложения по их устранению и ликвидировать их в кратчайшие сроки, а также внести предложения по модифицированию компонентов танка, которые позволят сделать его лучше и быстрее..."

Ситуация по-прежнему оставалась проблематичной даже в 1943-1944 годах. Т-34 имел постоянные проблемы с коробкой передач и воздухоочистителями. Эксперты Абердинского полигона отмечали:

"На Т-34 трансмиссия также очень плохая. Во время ее эксплуатации на ней полностью выкрошились зубья на всех шестернях. Химический анализ зубьев шестерен показал, что термическая обработка их очень плохая и не отвечает никаким американским стандартам для подобных частей механизмов. Недостатки дизеля - преступно плохой воздухоочиститель на танке Т-34. Американцы считают, что только саботажник мог создать такой прибор"

Те же проблемы были выявлены и в Т-34/85, построенный в 1945 году. "Engineering analysis of the Russian T34/85 tank" отмечает :

"В результате полностью неудовлетворительной работы очистителей воздуха двигателя можно ожидать, что это обеспечит скорый отказ двигателя в результате избытка пыли и абразивного износа. После несколько сотен миль, вероятно, как результат будет иметь место снижение производительности двигателя."

Немецкое подразделение, которое использовало Т-34/76 1943 года выпуска отмечало :

"Независимо от того, что наш опыт ограничен, мы можем с уверенностью заявить, что русские танки не подходят для долгого марша по дорогам и езды на высокой скорости. Оказалось, что самая высокая скорость, которая может быть достигнута составляет от 10 до 12 км/час. Необходимо также на марше, каждые полчаса как минимум делать остановки на 15 - 20 минут, давая танку остыть. Трудности и поломки фрикциона поворотного механизма происходили со всеми трофейными танками. В сложной местности на марше, и во время атаки, в которой атакующее танковое подразделение должно часто менять направление движения, в течение короткого времени бортовые фрикционы перегреваются и покрываются маслом..."

Советские испытания только что построенных Т-34 показали, что в апреле 1943 года лишь 10,1% танков могли пройти 330 км, в июне 1943 этот показатель снизился до 7,7%. Процент оставался ниже 50% до октября 1943 года, когда он смог достигнуть 78%, после чего в следующем месяце он снизился до 57%, а в период с декабря 1943 года по февраль 1944-го в среднем составил 82%.

Предварительный осмотр танков, изготовленных на Уральском танковом заводе № 183 (крупным производителем Т-34) показал, что в 1942 только 7% танков не имели дефектов, в 1943 году 14%, а в 1944 году 29.4%. В 1943 году главной проблемой было поврежденные зубья.

Двигатель также имел серьезные проблемы с надежностью . В зависимости от производителя в 1941 году средняя продолжительность работы двигателя составляла в среднем 100 часов. Эта цифра сократилась в 1942 году, поэтому некоторые Т-34 не могли проходить более 30-35 км.

Т-34, которые проходили испытания на Абердинском полигоне были построены на лучшем советском заводе, использовались материалы максимально хорошего качества, но его двигатель перестал работать после 72.5 часов. Это произошло не из-за американского вмешательства - с танками из Москвы откомандировали советского механика (инженера Матвеева), который отвечал за эксплуатацию. Качество этих танков было намного лучше, чем у обычных танков, поскольку он покрыл расстояние в 343 км. Согласно начальнику автобронетанкового управления Красной Армии Федоренко, средний пробег Т-34 до капитального ремонта во время войны не превышал 200 километров. Это расстояние было сочтено достаточным, поскольку время жизни Т-34 на фронте был значительно меньше. Например, в 1942 году он составляло только 66 км. В этом смысле Т-34 действительно был "надежным", потому что он уничтожался прежде, чем имел возможность сломаться.

Т-34 выходили из строя в середине и даже ближе к концу войны . Пятая гвардейская танковая армия в 1943 году потеряла 31.5% своих танков во время марша к Прохоровке. В августе 1943 года 1-й танковая армия потеряла 50% своих танков из-за механических неисправностей. В конце 1944 г. танковые подразделения стремились заменить двигатели с более чем 30 часами работы перед атакой.

Производство и потери во время войны

Хотя Первая мировая война ознаменовалась появлением танков, Вторая мировая показала настоящую неистовость этих механических чудовищ. Во время боевых действий они сыграли важную роль, как среди стран антигитлеровской коалиции, так и среди держав «оси». Обе противоборствующие стороны создали значительное количество танков. Ниже перечислены десять выдающихся танков Второй мировой войны – наиболее мощных машин данного периода из когда-либо построенных.
10. M4 «Шерман» (США)

Второй по массовости танк времён Второй мировой войны. Выпускался в США и некоторыми другими западными странами антигитлеровской коалиции в основном за счёт американской программы Ленд-лиз, которая обеспечила военную поддержку иностранных союзных держав. Средний танк «Шерман», имел стандартное 75-мм орудие с боезапасом в 90 снарядов и был снабжён относительно тонкой лобовой (51 мм) бронёй по сравнению с другими машинами того периода.

Разработанный в 1941 году, танк был назван в честь известного генерала Гражданской войны в США - Уильяма Т. Шермана. Машина участвовала в многочисленных сражениях и кампаниях с 1942 по 1945. Относительный недостаток огневой мощи был скомпенсирован огромным их количественным: около 50 тысяч «Шерманов» было произведено в течение Второй мировой войны.

9. «Шерман-Светлячок» (Великобритания)

Sherman Firefly - британский вариант танка М4 «Шерман», который был оснащён разрушительным 17-фунтовым противотанковым орудием, более мощным, чем исходная 75-мм пушка «Шермана». 17-фунтовка была достаточно разрушительной, чтобы повредить любые известные танки того времени. «Шерман-Светлячок» был одним из тех танков, что наводили ужас на страны «Оси» и характеризовался как одна из самых смертоносных боевых машин периода Второй мировой войны. Всего их было произведено больше 2 000 единиц.

PzKpfw V «Panther» - средний немецкий танк, появившийся на поле битвы в 1943 году и остававшийся до конца войны. Всего было создано 6 334 единиц. Танк развивал скорость до 55 км/ч, имел прочную 80-мм броню и был вооружён 75-мм орудием с боезапасом от 79 до 82 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Т-V был довольно мощным, чтобы повредить в то время любую вражескую машину. Он технически превосходил танки типов «Тигр» и Т-IV.

И хотя позже, Т-V «Пантера» была превзойдена многочисленными советскими Т-34, она оставалась серьёзным её противником до конца войны.

5. «Комета» IA 34 (Великобритания)

Одна из мощнейших боевых машин Великобритании и, вероятно, наиболее лучшее, что было использовано этой страной во Второй мировой войне. Танк был вооружён мощной 77-мм пушкой, которая являлась укорочённым вариантом 17-фунтового орудия. Толстая броня достигала 101 миллиметра. Однако «Комета» не оказала значительного влияния на ход Войны из-за позднего внедрения на поля сражений – примерно в 1944 году, когда немцы отступали.

Но как бы там, ни было, за время своего короткого срока эксплуатации эта военная машина показала свою эффективность и надёжность.

4. «Тигр I» (Германия)

«Тигр I» - немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».

Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.

«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.

3. ИС-2 «Иосиф Сталин» (Советский Союз)

Танк ИС-2 принадлежал к целому семейству тяжёлых танков типа «Иосиф Сталин». Имел характерную наклонную броню толщиной 120 мм и крупное 122-мм орудие. Лобовая броня была непробиваемой для снарядов немецких 88-мм противотанковых пушек на расстоянии более 1 километра. Его производство началось в 1944, всего было построено 2 252 танков семейства «ИС», из которых около половины - модификация ИС-2.

Во время Битвы за Берлин танки ИС-2 уничтожали целые немецкие здания с помощью осколочно-фугасных снарядов. Это был настоящий таран Красной Армии при продвижении к сердцу Берлина.

2. М26 «Першинг» (США)

США создали тяжёлый танк, который запоздало принял участие во Второй мировой войне. Разработан он был в 1944, общее количество выпущенных танков составило 2 212 единицы. «Першинг» был более сложной моделью в сравнении с «Шерманом», обладал более низким профилем и более крупными гусеницам, что обеспечивало машине лучшую устойчивость.
Основное орудие имело калибр в 90 миллиметров (к нему прилагалось 70 снарядов), довольно мощное, чтобы пробить броню «Тигра». «Першинг» обладал силой и мощью для лобовой атаки тех машин, что могли применять немцы или японцы. Но лишь 20 танков приняли участие в боевых действиях в Европе и совсем немногие были отправлены на Окинаву. После окончания Второй мировой войны «Першинги» приняли участие в Корейской войне и далее продолжали применяться в американских войсках. М26 «Першинг» мог бы изменить правила игры, если бы он был раньше брошен на поля сражения.

1. «Ягдпантера» (Германия)

Jagdpanther - один из наиболее мощных истребителей танков во Второй мировой войне. Был основан на шасси «Пантеры», начал эксплуатироваться в 1943 году, и прослужил до 1945 года. Вооружён 88-мм пушкой с 57 снарядами и имел 100-мм лобовую броню. Орудие сохраняло точность на расстоянии до трёх километров и обладало дульной скоростью свыше 1000 м/с.

В течение войны было построено лишь 415 танков. «Ягдпантеры» прошли боевой крещение 30 июля 1944 возле Сент-Мартин Де Буа, во Франции, где уничтожили одиннадцать танков «Черчилль» в течение двух минут. Техническое превосходство и передовая огневая мощь не оказала особого влияния на ход войны из-за позднего внедрения этих монстров.

Хотя Первая мировая война ознаменовалась появлением танков, Вторая мировая показала настоящую неистовость этих механических чудовищ. Во время боевых действий они сыграли важную роль, как среди стран антигитлеровской коалиции, так и среди держав «оси». Обе противоборствующие стороны создали значительное количество танков. Ниже перечислены десять выдающихся танков Второй мировой войны - наиболее мощных машин данного периода из когда-либо построенных.


10. M4 «Шерман» (США)

Второй по массовости танк времён Второй мировой войны. Выпускался в США и некоторыми другими западными странами антигитлеровской коалиции в основном за счёт американской программы Ленд-лиз, которая обеспечила военную поддержку иностранных союзных держав. Средний танк «Шерман», имел стандартное 75-мм орудие с боезапасом в 90 снарядов и был снабжён относительно тонкой лобовой (51 мм) бронёй по сравнению с другими машинами того периода.

Разработанный в 1941 году, танк был назван в честь известного генерала Гражданской войны в США — Уильяма Т. Шермана. Машина участвовала в многочисленных сражениях и кампаниях с 1942 по 1945. Относительный недостаток огневой мощи был скомпенсирован огромным их количественным: около 50 тысяч «Шерманов» было произведено в течение Второй мировой войны.

9. «Шерман-Светлячок» (Великобритания)



Sherman Firefly — британский вариант танка М4 «Шерман», который был оснащён разрушительным 17-фунтовым противотанковым орудием, более мощным, чем исходная 75-мм пушка «Шермана». 17-фунтовка была достаточно разрушительной, чтобы повредить любые известные танки того времени. «Шерман-Светлячок» был одним из тех танков, что наводили ужас на страны «Оси» и характеризовался как одна из самых смертоносных боевых машин периода Второй мировой войны. Всего их было произведено больше 2 000 единиц.

8. Т-IV (Германия)



PzKpfw IV — один из самых широко используемых и массовых (8 696 единиц) немецких танков во время Второй мировой войны. Был вооружён 75-мм пушкой, которая могла уничтожить советский Т-34 на дальности 1200 метров.

Изначально эти машины применялись для поддержки пехоты, но в итоге приняли роль танка (Т-III), и начали использоваться в бою как основные боевые единицы.

7. Т-34 (Советский Союз)



Этот легендарный танк был самым массовым в годы Войны и вторым самым производимым за все время (около 84 тыс. машин). Он также является одним из наиболее долго действующих танков из когда-либо произведённых. До сих пор многие уцелевшие единицы обнаруживаются в Азии и Африке.

Популярность Т-34 отчасти объясняется наклонной 45-мм лобовой бронёй, которая не пробивалась немецкими снарядами. Это была быстрая, манёвренная и прочная машина, взывающая серьёзное беспокойство у командования вторгшихся немецких танковых частей.

6. Т-V «Пантера» (Германия)



PzKpfw V «Panther» — средний немецкий танк, появившийся на поле битвы в 1943 году и остававшийся до конца войны. Всего было создано 6 334 единиц. Танк развивал скорость до 55 км/ч, имел прочную 80-мм броню и был вооружён 75-мм орудием с боезапасом от 79 до 82 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Т-V был довольно мощным, чтобы повредить в то время любую вражескую машину. Он технически превосходил танки типов «Тигр» и Т-IV.

И хотя позже, Т-V «Пантера» была превзойдена многочисленными советскими Т-34, она оставалась серьёзным её противником до конца войны.

5. «Комета» IA 34 (Великобритания)



Одна из мощнейших боевых машин Великобритании и, вероятно, наиболее лучшее, что было использовано этой страной во Второй мировой войне. Танк был вооружён мощной 77-мм пушкой, которая являлась укорочённым вариантом 17-фунтового орудия. Толстая броня достигала 101 миллиметра. Однако «Комета» не оказала значительного влияния на ход Войны из-за позднего внедрения на поля сражений - примерно в 1944 году, когда немцы отступали.

Но как бы там, ни было, за время своего короткого срока эксплуатации эта военная машина показала свою эффективность и надёжность.

4. «Тигр I» (Германия)



«Тигр I» — немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92-120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».

Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.

«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.

3. ИС-2 «Иосиф Сталин» (Советский Союз)



Танк ИС-2 принадлежал к целому семейству тяжёлых танков типа «Иосиф Сталин». Имел характерную наклонную броню толщиной 120 мм и крупное 122-мм орудие. Лобовая броня была непробиваемой для снарядов немецких 88-мм противотанковых пушек на расстоянии более 1 километра. Его производство началось в 1944, всего было построено 2 252 танков семейства «ИС», из которых около половины — модификация ИС-2.

Во время Битвы за Берлин танки ИС-2 уничтожали целые немецкие здания с помощью осколочно-фугасных снарядов. Это был настоящий таран Красной Армии при продвижении к сердцу Берлина.

2. М26 «Першинг» (США)



США создали тяжёлый танк, который запоздало принял участие во Второй мировой войне. Разработан он был в 1944, общее количество выпущенных танков составило 2 212 единицы. «Першинг» был более сложной моделью в сравнении с «Шерманом», обладал более низким профилем и более крупными гусеницам, что обеспечивало машине лучшую устойчивость.

Основное орудие имело калибр в 90 миллиметров (к нему прилагалось 70 снарядов), довольно мощное, чтобы пробить броню «Тигра». «Першинг» обладал силой и мощью для лобовой атаки тех машин, что могли применять немцы или японцы. Но лишь 20 танков приняли участие в боевых действиях в Европе и совсем немногие были отправлены на Окинаву. После окончания Второй мировой войны «Першинги» приняли участие в Корейской войне и далее продолжали применяться в американских войсках. М26 «Першинг» мог бы изменить правила игры, если бы он был раньше брошен на поля сражения.

1. «Ягдпантера» (Германия)



Jagdpanther — один из наиболее мощных истребителей танков во Второй мировой войне. Был основан на шасси «Пантеры», начал эксплуатироваться в 1943 году, и прослужил до 1945 года. Вооружён 88-мм пушкой с 57 снарядами и имел 100-мм лобовую броню. Орудие сохраняло точность на расстоянии до трёх километров и обладало дульной скоростью свыше 1000 м/с.

В течение войны было построено лишь 415 танков. «Ягдпантеры» прошли боевой крещение 30 июля 1944 возле Сент-Мартин Де Буа, во Франции, где уничтожили одиннадцать танков «Черчилль» в течение двух минут. Техническое превосходство и передовая огневая мощь не оказала особого влияния на ход войны из-за позднего внедрения этих монстров.

Несмотря на то, что Первая мировая война ознаменовала появление танка, Вторая мировая увидела настоящий «оскал» этого механического боевого зверя. Он сыграл жизненно важную роль во время войны. Большинство армий производило танки, и их производство возрастало с каждым днем. СССР, Великобритания, США, Франция, Германия, Италия и Япония произвели огромное количество танков, как до, так и во время Второй мировой войны. Ниже мы поговорим о десяти лучших танках Второй мировой войны — самых мощных боевых машинах того времени.

Танк М4 Sherman — «Шерман» (США)

Одна из наиболее производимых боевых машин времен Второй мировой войны. Производство было налажено не только Соединенными Штатами Америки, но и другими государствами-союзниками. Выпуск «Шермана» в основном производился по американской программе ленд-лиза, которая предоставляла военную помощь странам, противостоящим нацистской Германии.

Sherman Firefly — «Шерман Светлячок» (Великобритания)

Британский вариант танка «Шерман», несмотря на свое нежное прозвище «Светлячок», был оснащен разрушительным 17-фунтовым противотанковым орудием, которое имело большую мощность, чем 75-мм пушка американского Шермана. 17-фунтовый ствол был достаточно мощным, чтобы наносить поражение танкам противника, с которыми он сталкивался на своем участке боевых действий.