МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ. Требования ФГОС ВО 3+ и варианты решенияЖегульская Ю. В., канд. пед. наук,
зам председателя УМС КемГИК
Кемерово-Челябинск,
2016

Поколение
ОС
Содержание стандарта
Содержание ООП
ГОС 2
Прописаны дисциплины,
прописано содержание
дисциплин
Содержание ООП формируется
на основе ГОС 2
ФГОС 3
Перечислены
дисциплины базовой
части, содержание
дисциплин прописано
через знания, умения и
навыки
Содержание базовой части ООП
формируется на основе ФГОС 3
ФГОС 3+
Дисциплины базовой
Содержание ООП формирует
части не прописаны,
разработчик
содержание образования
выражено через
компетенции: ОК, ОП, ПК
ФГОС 4
Содержание образования Содержание ООП должно
выражено только через
формироваться на основе
УК и ОПК
профессиональных стандартов

ФГОС ВО 3+ определяет новый формат компетенций

помимо ОК и ПК добавились
общепрофессиональные компетенции
ОК по ФГОС 3+ носят универсальный характер
для всех направлений подготовки
соответствующего уровня (для бакалавриата
всего 9 общекультурных компетенций)
НХК: 9 ОК, 3 ОПК, 17 ПК
РТПП: 15 ОК, 11 ОПК, 15 ПК
Теология: 10 ОК, 3 ОПК, 10 ПК
ТиИИ: 10 ОК, 6 ОПК, 31 ПК
В ОП по ФГОС 3+ включаются все ОК и ОПК,
предусмотренные стандартом.

Образовательная программа 

Образовательная программа
комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий, форм
текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся и итоговой
(государственной итоговой) аттестации, который
представлен в виде следующих компонентов.
(Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 №1367 «Об
утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по программам высшего
образования – программам бакалавриата, программам
специалитета, программам магистратуры»)

Алгоритм разработки ОП в соответствии с ФГОС ВО 3+

Разработка презентационной версии образовательной программы
и размещение ее на сайте КемГИК
Создание интегрированного ФОС по образовательной программе
(«сборка» сводной матрицы формирования и оценки компетенций,
описание показателей и критериев оценивания, отбор типовых
контрольных заданий, создание методических указаний и
рекомендаций,) размещение ФОС в «ЭОС КемГУКИ»
Доработка рабочих учебных программ дисциплин с учетом
матрицы соответствия компетенций и дополнения их разделом
«Фонд оценочных средств»
Разработка рабочего учебного плана на базе ФГОС ВО 3+
Разработка матрицы соответствия компетенций
5
4
3
2
1
Алгоритм разработки ОП
в соответствии с ФГОС ВО 3+

Структура образовательной программы

общая характеристика образовательной программы;
учебный план,
календарный учебный график;
рабочие программы дисциплин (модулей),
программы практик,
фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или
практике, входящий в состав соответственно рабочей
программы дисциплины (модуля) или программы
практики,
фонд оценочных средств для итоговой (государственной
итоговой) аттестации,
методические материалы

Разработка матрицы соответствия компетенций

Цель: сформировать в ОП «переходник» компетенций
Таблица соответствия компетенций ФГОС ВО и ФГОС ВПО
по направлению подготовки 0000000 «…»

Использование матрицы соответствия компетенций

1. Утверждение на заседании кафедры (2015 г.)
2. Размещение в ЭОС: образовательные
программы, дисциплины (2015 г.)

Задача: разработка матрицы компетенций ОП

Актуальность: требование нормативных документов
ФГОС ВО 3+,
Приказ МОиН от 19.12.2013 №1367 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
по программам бакалавриата, программам специалитета,
программам магистратуры
Введены понятия:
паспорт компетенции (компетенций)
программа формирования компетенций

Паспорт компетенций

описание места и значимости компетенции в совокупном ожидаемом
результате образования выпускника по ОП,
характеристика структуры компетенции,
указание уровней сформированности и признаков освоения
компетенции

Программа формирования компетенций

Примеры
fgosvo.ru
ОП МГИК –
http://www.mgik
.org/c---/obrazstand

Разработка матрицы компетенций ОП

Разработка паспорта и программы
формирования компетенций (сейчас и для нас) неактуальная задача
Актуальная задача:
разработка матрицы компетенций ОП
Цель: управление процессом формирования
компетенций в ходе реализации ОП

Форма матрицы компетенций ОП

Преимущества предлагаемого варианта матрицы компетенций ОП

Формируется
параллельно с
доработкой учебного
плана
Требуется наличие РУП
Сопряжена с фондом
оценочных средств
Включается в состав ОП
Достигается цель:
управление
процессом
формирования
компетенций в ходе
реализации ОП

Этапы разработки матрицы ОП

График выполнения работ

Этап выполнения работ
Срок
Ответственные
Контроль
1. Разработка матрицы
соответствия компетенций
6-13.11.
2015
Зав. кафедрами
Председатели
УМС, директора
институтов
2. Разработка рабочего
учебного плана на базе ФГОС
ВО 3+
11-23.11.
2015
Зав. кафедрами, Председатели
начальник УМУ
УМС, директора
институтов
3. Доработка рабочих учебных
программ дисциплин
23.11-4.12 Преподаватели
Председатели
2015
зав. . кафедрами УМС, директора
институтов
4 . Создание
интегрированного ФОС по
образовательной программе
14.12Зав. кафедрами, Директора
201521.12 председатели
институтов
УМС
5. Разработка
презентационной версии
образовательной программы
и размещение ее на сайте
22-25.12.
2015
Зав. кафедрами
Председатели
УМС, директора
институтов

Актуальные материалы для работы

Обмен –
Методический отдел –
ФГОС 3+
fgosvo.ru

Структура презентационной версии ООП ФГОС ВПО (для размещения на сайте вуза)

Структура презентационной версии
ООП ФГОС ВПО
(для размещения на сайте вуза)

Благодарю за внимание!
Успехов в разработке
матриц компетенций!
Обмен –

Методический отдел –
Обучающий семинар
ФГОС 3+

НИУ ВШЭ – Пермь, факультет бизнес-информатики

Формирование компетенций согласно ФГОС ВПО третьего поколения на примере подготовки бакалавров бизнес-информатики

Целью образовательного процесса является формирование профессионального интеллекта выпускника (бакалавра) для того, чтобы он мог успешно конкурировать на рынке труда. Под профессиональным интеллектом будем понимать способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности, при овладении новым кругом жизненных (профессиональных) задач .

Изменения в современном обществе, связанные с новыми требованиями профессионального сообщества к выпускнику вуза, ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий, широким распространением новых информационных технологий во всех сферах жизни, процессами международной интеграции в сфере образования, приводит к невозможности использовать традиционные подходы к образовательному процессу. Попыткой решить эту проблему является переход на ФГОС ВПО третьего поколения.

В образовательных стандартах ВПО первого и второго поколений одним из главных контролируемых параметров является общая трудоемкость изучения дисциплины, в результате чего студенты становятся пассивными участниками учебного процесса, в рамках которого осуществляется простая передача имеющихся знаний от преподавателя к студенту. В итоге выпускник вуза не готов к эффективному решению проблем, возникающих в профессиональной деятельности после окончания вуза.

В 2011-12 учебном году российские вузы начали переход на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Главными целевыми установками новых образовательных стандартов являются компетенции, получаемые студентами в ходе обучения. Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной профессиональной сфере. Совокупность компетенций, сформированная в ходе обучения, позволит выпускнику квалифицированно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, а в идеале и ставить новые. Результаты образования, выраженные посредством компетенций, способствуют академической и профессиональной мобильности, являются инструментом сопоставимости и совместимости профессиональной квалификации.

Переход на ФГОС ВПО третьего поколения сопровождается системными преобразованиями, связанными

– разработкой новых методов и технологий обучения, направленных на формирование компетенций,

– взаимодействием вузов с представителями профессионального сообщества,

– поиском наиболее эффективных форм оценивания достижений студента в учебном процессе в терминах компетенций.

Новые образовательные технологии

1. Технологии, позволяющие оптимизировать соотношение между аудиторной и самостоятельной работой студента. В первую очередь, это сетевые технологии, обеспечивающие все формы взаимодействия студента и преподавателя через Интернет. В НИУ ВШЭ получила распространение система LMS (Learning Management System). Главная цель новой информационной образовательной среды - это повышение уровня и качества методической, дидактической, информационной поддержки организации учебного процесса для студентов, преподавателей и административных работников факультетов. LMS предполагает создание условий для активного взаимодействия студентов и преподавателей в режимах off-line и on-line. Система позволяет вести сайт дисциплины, поддерживая обучение студентов через предоставление им материала для ознакомления/изучения, организацию сбора самостоятельных работ студентов и их обсуждение, проведение среза знаний через тестирование, отправку объявлений, ведения календаря учебного процесса и т. д. В системе зарегистрированы студенты всех филиалов НИУ ВШЭ.

2. Деловые игры, как технологии формирования профессиональных компетенций. На факультете бизнес - информатики НИУ ВШЭ – Пермь уже второй год проводится школа по бизнес - информатике. Тематика школы связана с исследованием проблем и анализом предлагаемых ИТ-решений при построении информационных систем (ИС): формирование требований к проектируемой ИС, выбор программных продуктов для автоматизации предметной области, проектирование ИТ - инфраструктуры для реализации проекта по созданию ИС, управление программой проектов по созданию ИС.

Программа школы предполагает проведение деловой игры , в ходе которой, работая в малых проектных группах, студенты получают опыт организации обследования деятельности предприятий, проведения аналитических исследований рынка ИС и ИКТ, использования современных стандартов по управлению жизненным циклом ИС, планирования и организации проектной деятельности на основе стандартов управления проектами. Особенно ценным является то, что деловая игра построена на реальном материале. Объектом исследования является реальное предприятие. Это стало возможным благодаря привлечению к работе школы представителей профессионального сообщества, имеющих многолетний личный опыт в области консалтинга , проектирования и внедрения корпоративных информационных систем.

Основные задачи школы связаны с формированием у студентов профессиональных компетенций в аналитической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности, формированием коммуникативных компетенций, пробуждением интереса к исследовательской работе.

3. Научный семинар, как способ формирования компетенций, связанных с научными исследованиями. В базовых учебных планах по направлениям подготовки бакалавров и магистров НИУ ВШЭ предусмотрена система научно-исследовательских семинаров, которые проводятся на 1, 2 и 3 курсах. На первом курсе изучаются методы сбора и обработки научной информации. На втором курсе рассматриваются методы планирования и характеристики научных исследований. На третьем курсе студенты выбирают направление исследования, связанное с будущей выпускной квалификационной работой и изучают методы моделирования предметной области.

4. Использование тренажеров, как технологии обучения, имеет целью создать условия, имитирующие реальные бизнес-процессы на предприятиях. Это способствует выработке профессиональных компетенций, позволяющих быстро адаптироваться выпускникам университета к реальным производственным условиям.

Взаимодействие вузов с представителями профессионального сообщества

Перечень компетенций, включенный в ФГОС ВПО третьего поколения, должны были сформулировать работодатели, включенные в число разработчиков образовательного стандарта. Но профессиональное сообщество оказалось не готово к решению этой задачи. Поэтому работодатели выступили только в роли экспертов, а перечень компетенций был разработан Министерством образования РФ и представителями академического сообщества . Роль профессиональной среды не должна ограничиваться только участием в разработке образовательных стандартов. Необходимо рассматривать возможность активного привлечения работодателей в учебный процесс. Формы участия могут быть различными (проведение мастер-классов, участие в работе итоговых государственных аттестационных комиссий).

Компетенции, определяемые стандартами, могут сформироваться только в условиях, близких к производственным условиям. Для имитации таких условий предлагается включить в систему подготовки выпускников (бакалавров) использование модели производственной деятельности, в которой отражены все этапы жизненного цикла бизнеса. Такая модель может быть использована в рамках различных дисциплин и реализована с помощью компьютерных тренажеров, дающих возможность студентам проявлять компетенции в условиях, приближенных к реальным, и позволяющих оценить качество подготовки студентов. По мнению авторов необходимо участие представителей профессионального сообщества в качестве консультантов при разработке этой модели.

На рис. 1 показано взаимодействие образовательного учреждения с бизнесом и государством. Образовательные учреждения можно рассматривать, как особый вид предприятий. Продуктом образовательных учреждений является профессиональный интеллект, составляющий основную компоненту человеческих ресурсов.



На рисунке предприятие обозначено, как бизнес. Процесс выпуска продукта (производственная деятельность) подразумевает существование управления и исполнителя. Образовательное учреждение занимается подготовкой исполнителей для различных предприятий. Качество продукта, выпускаемого предприятием, определяется формулой:

К p = f (Ks , Ku , Ki , K п), где Ks - качество сырья; Ku - качество управления; Ki - качество исполнителя; K п - качество процесса (производственной деятельности).

Более качественный продукт выпускается при максимальных значениях качества сырья, управления, исполнителей и процесса или действий.

Образовательное учреждение может оказывать влияние только на качество исполнителей, т. к. именно профессиональный интеллект выпускников (в дальнейшем – исполнителей) является продуктом образовательных учреждений. По мнению авторов, образовательные стандарты третьего поколения нацелены на повышение качества подготовки исполнителей для реальных предприятий.

Список литературы

1. Психологический словарь. Интернет – ресурс

2. Телешова -информационный материал «Проблемы формирования и достижения образовательных результатов в процессе взаимодействия предпринимательской среды и студенческого сообщества», Москва – 2011.

3. Байденко состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. М., 2006.

МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ. Требования ФГОС ВО 3+ и варианты решения Жегульская Ю. В., канд. пед. наук, зам председателя УМС КемГИК

Кемерово-Челябинск, 2016

ФГОС ВО 3+ определяет новый формат компетенций
  • помимо ОК и ПК добавились общепрофессиональные компетенции
  • ОК по ФГОС 3+ носят универсальный характер для всех направлений подготовки соответствующего уровня (для бакалавриата всего 9 общекультурных компетенций)
  • В ОП по ФГОС 3+ включаются все ОК и ОПК, предусмотренные стандартом.

НХК: 9 ОК, 3 ОПК, 17 ПК

РТПП: 15 ОК, 11 ОПК, 15 ПК

Теология: 10 ОК, 3 ОПК, 10 ПК

ТиИИ: 10 ОК, 6 ОПК, 31 ПК

Образовательная программа  комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации, который представлен в виде следующих компонентов. (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 №1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры ») Алгоритм разработки ОП в соответствии с ФГОС ВО 3+

    • Разработка матрицы соответствия компетенций
    • Разработка рабочего учебного плана на базе ФГОС ВО 3+
    • Доработка рабочих учебных программ дисциплин с учетом матрицы соответствия компетенций и дополнения их разделом «Фонд оценочных средств»
    • Создание интегрированного ФОС по образовательной программе («сборка» сводной матрицы формирования и оценки компетенций, описание показателей и критериев оценивания, отбор типовых контрольных заданий, создание методических указаний и рекомендаций,) размещение ФОС в «ЭОС КемГУКИ»
    • Разработка презентационной версии образовательной программы и размещение ее на сайте КемГИК
Структура образовательной программы
  • общая характеристика образовательной программы;
  • учебный план,
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы дисциплин (модулей),
  • программы практик,
  • фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики,
  • фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации,
  • методические материалы
Разработка матрицы соответствия компетенций Цель: сформировать в ОП «переходник» компетенций

Таблица соответствия компетенций ФГОС ВО и ФГОС ВПО

по направлению подготовки 0000000 «…»

Использование матрицы соответствия компетенций 1. Утверждение на заседании кафедры (2015 г.) 2. Размещение в ЭОС: образовательные программы, дисциплины (2015 г.) Задача: разработка матрицы компетенций ОП Актуальность: требование нормативных документов
  • ФГОС ВО 3+,
  • Приказ МОиН от 19.12.2013 №1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры

Введены понятия:

  • паспорт компетенции (компетенций)
  • программа формирования компетенций
Паспорт компетенций
  • описание места и значимости компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника по ОП,
  • характеристика структуры компетенции,
  • указание уровней сформированности и признаков освоения компетенции
Программа формирования компетенций

Примеры

ОП МГИК – http://www.mgik.org/c---/obraz-stand

Разработка матрицы компетенций ОП

Актуальная задача:

разработка матрицы компетенций ОП

Разработка паспорта и программы формирования компетенций (сейчас и для нас ) - неактуальная задача

Цель: управление процессом формирования компетенций в ходе реализации ОП

Форма матрицы компетенций ОП Преимущества предлагаемого варианта матрицы компетенций ОП

Достигается цель:

управление процессом формирования компетенций в ходе реализации ОП

  • Формируется параллельно с доработкой учебного плана
  • Требуется наличие РУП
  • Сопряжена с фондом оценочных средств
  • Включается в состав ОП
Этапы разработки матрицы ОП График выполнения работ

Этап выполнения работ

Ответственные

Контроль

1. Разработка матрицы соответствия компетенций

Зав. кафедрами

2. Разработка рабочего учебного плана на базе ФГОС ВО 3+

Зав. кафедрами, начальник УМУ

Председатели УМС, директора институтов

3. Доработка рабочих учебных программ дисциплин

Преподаватели зав. . кафедрами

Председатели УМС, директора институтов

4 . Создание интегрированного ФОС по образовательной программе

Зав. кафедрами, председатели УМС

Директора институтов

5. Разработка презентационной версии образовательной программы и размещение ее на сайте

Зав. кафедрами

Председатели УМС, директора институтов

Актуальные материалы для работы

Обмен – Методический отдел – ФГОС 3+

Структура презентационной версии ООП ФГОС ВПО (для размещения на сайте вуза) Благодарю за внимание! Успехов в разработке матриц компетенций!

Обмен – Методический отдел – ФГОС 3+ – Обучающий семинар

ФГОС III поколения Основная образовательная программа ФГОС Педагогическое образование   Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая, культурнопросветительская. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА     5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): выделено 16 ОК 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): 6 ОПК в области педагогической деятельности (ПК): 11 ПК, в том числе - в области культурнопросветительской деятельности: 4 ПК VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА         6.1. Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научноисследовательская работа; итоговая государственная аттестация.  6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.   6.3. Базовая (обязательная) часть «Гуманитарного, социального и экономического цикла» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая (обязательная) часть «Профессионального цикла» должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».    1 зачетная единица = 36 часам. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Гуманитарный, социальный и экономический цикл (25-35 З.Е.)   Базовая часть Трудоемкость (зачетные единицы) – 10 – 20 Перечень дисциплин:  История Философия Иностранный язык Культура речи Экономика образования  Коды формируемых компетенций         В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: уметь: владеть:  Вариативная часть знания, умения, навыки определяются ООП вуза Математический и естественнонаучный цикл (8-15 З.Е.)   Базовая часть Трудоемкость (зачетные единицы) – 6 - 10 Перечень дисциплин:  Информационные технологии Основы математической обработки информации Естественно-научная картина мира  Коды формируемых компетенций       В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: уметь: владеть:  Вариативная часть знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилем подготовки Профессиональный цикл (163-175 З.Е.)  Базовая часть  Трудоемкость (зачетные единицы) – 35-45 Перечень дисциплин:          Психология Педагогика Безопасность жизнедеятельности Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки) Коды формируемых компетенций В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: уметь: владеть:  Вариативная часть знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилем подготовки Физическая культура 2 З.Е. Учебная и производственная практики (24-30 З.Е.)  практические умения и навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилем подготовки Итоговая государственная аттестация (5-7 З.Е.)  Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА  В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.   Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.   Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 процентов; ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 8 процентов преподавателей. Примерный учебный план Рабочая учебная программа         1. Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является ….. Задачи дисциплины: – …; – …; – …; – …;– …. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО   Для освоения дисциплины «________________» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «_______», «_______», «_______»: Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения …., прохождения …. практики, подготовки к….. . 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:  Общекультурные компетенции: – … (ОК-..);  Общепрофессиональные компетенции: – …(ОПК-..);  Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: – …(ПК-..);  Профессиональные компетенции в области культурнопросветительской деятельности: – …(ПК-…);  Специальные компетенции: – … (СК-..).   В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: Уметь: Владеть: 4. Объем дисциплины и виды учебной работы      Аудиторные занятия (всего) В том числе: Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР)         Самостоятельная работа (всего часов) В том числе: Курсовой проект (работа) Реферат Эссе Учебный проект Подготовка к семинарским и практическим занятиям Другие виды самостоятельной работы В таблице указываются все запланированные виды самостоятельной работы студентов.   Вид промежуточной аттестации: (зачет, экзамен) Общая трудоемкость часы зачетные единицы 5. Содержание дисциплины    5.1. Содержание разделов дисциплины 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий 7. Примерная тематика курсовых (проектов) работ  8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература б) дополнительная литература в) программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы  9. Материально-техническое обеспечение дисциплины  10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины  Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации  Проблемы 1. 2. 3. Создание индивидуальной траектории обучения студента. Из учебной нагрузки преподавателя «уходят» часы на зачет. НО! Рассматривается вопрос о планировании часов для контроля за самостоятельной работой студентов. Сокращение количества экзаменов    Трудоемкость предмета 3 з.е и более – заканчивается экзаменом. Расчет часов: 108 ч. (общая трудоемкость) – 36 ч. (экзамен) = 72 ч. : 2 части (аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов). Необходим модульный подход к планированию учебного процесса (зачеты по отдельным частям модуля и экзамен в целом по модулю).