Конец 2017 года был ознаменован масштабным протестом сотрудников Российской академии наук (РАН) против уничтожения науки. В к президенту Владимиру Путину российские академики заявили о сокращении финансирования институтов РАН, их «бессмысленной реструктуризации», «абсурдной бюрократизации науки» со стороны Федерального агентства научных организаций (ФАНО), а также росте числа эмигрантов среди ученых. Научный руководитель института лингвистических исследований РАН Николай Казанский, также подписавшийся под письмом, рассказал РБК Петербург , каким образом Академия превращается в рудимент, а отечественная наука терпит крах.

Исследования под диктовку

Когда утверждался новый статус академических институтов, многократно провозглашалось, что ФАНО не имеет права вмешиваться в научную сторону деятельности институтов РАН, однако фактически агентство именно этим и занимается, пользуясь тем, что все финансовые рычаги находятся в его руках. Сейчас все институты извлечены из системы РАН и переданы ФАНО — в результате роль Академии в науке оказывается сведенной к нулю, а всем управляет структура, которая по замыслу правительства должна была заниматься только хозяйственными делами. Например, Академия наук в настоящее время может только утверждать научные планы институтов без настоящей координации исследований, не может вносить в них необходимые оперативные изменения. Связано это с внедрением системы госзаданий, которые формируются по аналогии с техзаданиями на годы вперед.

Исходя из мнимой целесообразности госзаданий, ФАНО диктует институтам сокращение числа научных тем. Объясняется это тем, что все научные госзадания должны быть нацелены только на «конкретный результат». Но ведь есть исследования, по которым нельзя дать никаких гарантий результата (например, работа над не дешифрованными текстами). Теперь их не проводить? В результате директору каждого института вместо того, чтобы заниматься организацией научных исследований, приходится бороться за выживание коллектива и сохранение необходимого для страны спектра исследований.

Разрушению научной деятельности способствует и уничтожение системы так называемого международного безвалютного обмена учеными. В институте, где я работаю, есть группа ученых, занимающихся балканистикой. Они использовали безвалютный обмен для поездок в Албанию, причем за этими поездками часто следовали конкретные научные проекты. Теперь взаимодействие прекратилось из-за того, что безвалютный обмен больше не финансируют. Причем это тревожит не только российских ученых. Например, директор Института истории Национальной академии наук Беларуси Вячеслав Данилович в преддверии совместной российско-белорусской конференции, посвященной военной истории XX века подчеркивал, что единственная страна, с которой у Беларуси нет обмена учеными — это Россия.

Угроза библиотекам

Во взаимоотношениях ФАНО с Академией наук появились и откровенно нелепые юридические сложности. В течение двух лет институты своими силами переоформляли все имущество, которое есть в институте, в соответствии с новыми требованиями ФАНО. Ожидалось, что, взяв на себя хозяйственные заботы ФАНО пришлет в каждый институт своего представителя, который бы занимался хозяйственно-юридическими вопросами. Недавно ФАНО решило возродить постановление Общего собрания академии наук СССР от 1930 года, согласно которому все институтские библиотеки были объединены и централизованы. Формально в 1930 году оно было исполнено, но фактически в течение почти 90 лет библиотеки продолжали спокойно работать в каждом институте. Сотрудники центральной библиотеки (Библиотека академии наук — БАН) работали в тесном контакте с учеными, создавая, например, уникальные систематизированные каталоги. Теперь ФАНО возмутилось тем, что сотрудники Библиотеки академии наук работают в помещениях институтов, а не в главном здании библиотеки, и что в помещении институтов хранятся и библиотечные книги.

Следует сказать, что специальные библиотеки при институтах комплектуются сейчас в большей степени за счет даров сотрудников. В преддверии юридических изменений остановился процесс комплектования библиотек новыми книгами, уникальные собрания оказались под угрозой оптимизации. Помещения, в которых располагаются институтские библиотеки, требуется оформить как площади, переданные в безвозмездное пользование. И никаких гарантий, что библиотеку не «оптимизируют», после чего помещение не посчитают рациональным сдать в коммерческую аренду.

Еще одна опасность заключается в только что опубликованной идее преобразовать в том числе научные бюджетные учреждения в автономные — которые смогут перейти на самообеспечение (к 2019 году мы должны будем доложить о реализации соответствующего плана). Но если речь идет о науке, то мы должны исходить не из планов по созданию определенного количества автономных учреждений, а из научных планов, которые в проекте ФАНО вообще не учитываются.

«Клуб стариков»

Все эти действия приводят к тому, что Академия наук превращается в клуб стариков, читающих друг другу доклады. Да, кроме РАН наукой занимаются, например, вузы. Однако, даже преданные делу науки сотрудники университетов не могут заниматься ее организацией. Они могут координировать деятельность в пределах факультета или кафедры, но не в масштабах города и тем более страны. Подготовить 10 научных конференций по нескольким узким темам ни одному учебному заведению не под силу. Академические институты, понимая, какую область нужно подтянуть, проводят такие конференции.

Кроме того, уже несколько поколений университетских преподавателей компенсируют невысокие зарплаты репетиторством. И даже если зарплаты станут больше (​при условии, что все станут заниматься наукой), значительная часть преподавателей все равно продолжит заниматься репетиторством, потому что это уже стало их образом жизни. В этом нет вины преподавателей, но, к сожалению, объективная реальность выглядит именно так.

12 к 600

Разрушение академической науки может привести к крайне плачевной ситуации. Уже сейчас, если сравнивать наши результаты с коллективными усилиями наших западных коллег, мы поставлены в совершенно неравные условия конкуренции. Например, в Англии над Оксфордским словарем в момент подготовки нового издания работали 600 человек. В России над его русским аналогом, Большим академическим словарем русского языка, работает 12 человек. Реальное соотношение — 1 к 50. Разрыв в финансировании еще больше, но при этом результаты сопоставляют без поправок на разницу в условиях; самих сотрудников, работающих над такими монументальными проектами, оценивают не по их труду, а по наукометрическим базам данных, основывающихся на журнальных
публикациях.

Но дело даже не в том, что не находят финансирования. Если бы мне завтра дали эти 600 ставок, их было бы некем заполнить. Нет на 150 млн населения столько русистов, которые обладают достаточными компетенциями для такой работы. И это страшно. Это говорит о катастрофической деградации филологической культуры нашего общества.

Постановление Правительства РФ от 25 октября 2013 г. N 959
"О Федеральном агентстве научных организаций"

27 декабря 2014 г., 13 марта, 29 мая, 11 декабря 2015 г., 1 июля 2016 г., 20 января, 3 июня 2017 г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 735 "О Федеральном агентстве научных организаций" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Установить, что Федеральное агентство научных организаций является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Разрешить Федеральному агентству научных организаций иметь до 7 заместителей руководителя, в том числе одного первого заместителя руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 18 управлений по основным направлениям деятельности Агентства.

5. Федеральному агентству научных организаций образовать научно-координационный совет в целях координации взаимодействия Агентства и подведомственных ему научных организаций с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук", включив в его состав ученых, проводящих научные исследования на общепризнанном мировом уровне.

6. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Федеральным агентством научных организаций внести в течение 1 месяца согласованные предложения о месте размещения Агентства в г. Москве.

Положение о Федеральном агентстве научных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 октября 2013 г. N 959)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных Агентству.

2. Руководство деятельностью Федерального агентства научных организаций осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральное агентство научных организаций в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное агентство научных организаций осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" и его региональными отделениями, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральное агентство научных организаций осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности Агентства, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Агентства;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

5.3. на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности:

5.3.1. осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 675 Положение дополнено подпунктом 5.3.1.1

5.3.1.1. осуществляет управление дендрологическими парками и ботаническими садами федерального значения, являющимися научными организациями, подведомственными Агентству;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 675 Положение дополнено подпунктом 5.3.1.2

5.3.1.2. представляет в Правительство Российской Федерации предложения о создании подведомственных Агентству дендрологических парков и ботанических садов федерального значения;

5.3.2. утверждает:

по согласованию с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" программы развития научных организаций, подведомственных Агентству;

с учетом предложений федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" государственные задания на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений и подведомственными Агентству;

5.3.3. разрабатывает совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" план проведения фундаментальных и поисковых научных исследований научными организациями, подведомственными Агентству, в рамках выполнения программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

5.3.4. проводит оценку эффективности деятельности организаций, подведомственных Агентству, в том числе с учетом оценки научной деятельности указанных организаций, осуществляемой федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук";

5.3.5. осуществляет экономический анализ деятельности государственных унитарных предприятий, подведомственных Агентству, и утверждает показатели экономической эффективности их деятельности, проводит в организациях, подведомственных Агентству, проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования закрепленного за ними имущества;

5.3.6. в целях перераспределения имущества между организациями, подведомственными Агентству, закрепляет за такими организациями федеральное имущество и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества;

5.3.7. представляет в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и иных вещных прав на недвижимое имущество, закрепленное за Агентством и подведомственными ему организациями;

5.4. осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства;

5.5. обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Агентством и подведомственными ему организациями;

5.6. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.7. осуществляет функции участника и исполнителя государственных программ Российской Федерации, государственного заказчика федеральной адресной инвестиционной программы в сфере деятельности Агентства;

5.8. взаимодействует в установленном порядке с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

5.9. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

5.10. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, а также координацию деятельности организаций, подведомственных Агентству, по защите таких сведений;

5.11. организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Агентства, а также руководство, контроль и координацию деятельности в области мобилизационной подготовки организаций, подведомственных Агентству;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 января 2017 г. N 45 Положение дополнено подпунктом 5.11.1

5.11.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве, проведение мероприятий по гражданской обороне, а также контроль и координацию деятельности в области гражданской обороны организаций, подведомственных Агентству;

5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

5.13. осуществляет в пределах своей компетенции прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников Агентства;

5.15. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

5.16. осуществляет информационное обеспечение научной и научно-технической деятельности подведомственных организаций;

5.17. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральное агентство научных организаций в целях реализации своих полномочий имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.4. разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы в установленной сфере деятельности Агентства;

6.5. образовывать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.6. принимать решения о проведении проверки научной деятельности организаций, подведомственных Агентству, с привлечением ведущих ученых;

6.7. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства;

6.8. отменять решения территориальных органов Агентства, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации;

6.9. учреждать в установленном порядке средства массовой информации для публикации информации, в том числе официальных объявлений, а также для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.

7. Федеральное агентство научных организаций не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях) и территориальных органах Агентства.

III. Организация деятельности

8. Федеральное агентство научных организаций возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации.

Руководитель Агентства несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Агентство, и осуществление его полномочий.

Руководитель Агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Агентства.

Количество заместителей руководителя Агентства устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Структурными подразделениями Федерального агентства научных организаций являются управления по основным видам деятельности Агентства. В состав управлений включаются отделы.

10. Руководитель Федерального агентства научных организаций:

10.1. осуществляет непосредственное руководство Агентством;

10.2. издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, и по вопросам внутренней организации его работы, а также организует проверку их исполнения;

10.3. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Агентства и его территориальных органах;

10.4. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Агентства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Агентства, заключает и расторгает с ними служебные контракты (трудовые договоры), вносит изменения в указанные контракты (договоры);

10.7. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также бюджетную смету на обеспечение выполнения функций Агентства в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

10.8. утверждает структуру, численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Агентства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также бюджетную смету на обеспечение выполнения их функций в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

10.9. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения выполнения функций Агентства;

10.10. вносит в Правительство Российской Федерации предложения о предельной численности, фонде оплаты труда работников центрального аппарата Агентства и его территориальных органов и предложения о размещении территориальных органов Агентства;

10.11. принимает решения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации территориальных органов Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников на основании схемы размещения территориальных органов;

10.12. представляет в установленном порядке работников Агентства и работников организаций, подведомственных Агентству, к присвоению почетных званий Российской Федерации и награждению государственными наградами Российской Федерации, а также применяет иные виды поощрения;

10.13. учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия , дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждает ими работников центрального аппарата Агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания;

10.14. применяет в установленном порядке дисциплинарные взыскания к работникам Агентства и руководителям организаций, подведомственных Агентству;

10.15. представляет в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных Агентству, с учетом позиции федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" в отношении научных организаций;

10.16. утверждает уставы организаций, подведомственных Агентству, назначает (утверждает) в установленном порядке руководителей организаций, подведомственных Агентству, заключает и расторгает с ними трудовые договоры, вносит изменения в указанные договоры.

11. Финансовое обеспечение выполнения функций Федерального агентства научных организаций осуществляется за счет средств федерального бюджета.

12. Федеральное агентство научных организаций является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, имеет эмблему, флаг и вымпел , учреждаемые Агентством по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Местонахождение Федерального агентства научных организаций - г. Москва.

Федеральное агентство научных организаций
(ФАНО России)

Геральдический знак ФАНО России
Общая информация
Страна
Дата создания 27 сентября 2013 года
Предшествующее ведомство агентство учреждено
Дата упразднения 15 мая 2018 года
Заменено на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Руководство деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации
Штаб-квартира Москва
Сайт fano.gov.ru
Медиафайлы на Викискладе

История

Процесс реформы был инициирован существовавшим в то время Министерством образования и науки Российской Федерации и юридически оформлен в виде федерального закона от 27 сентября 2013 года . Согласно закону, к РАН были присоединены академии медицинских и сельскохозяйственных наук, а организации, входившие в академии, и их имущество переданы в управление новому органу федеральной власти (ФАНО России). Агентство подчинялось Правительству Российской Федерации .

30 декабря 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 2591-р был утверждён список из 1007 учреждений, переходящих в подчинение ФАНО России; после серии корректировок, на ноябрь 2017 года, он включал 1008 учреждений . Все эти организации ранее подчинялись Российской академии наук , Российской академии медицинских наук или Россельхозакадемии .

В ноябре 2014 года путём открытого голосования на сайте ФАНО России были отобраны кандидаты в состав комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций. 25 ноября при Агентстве был образован Научно-координационный совет в составе 45 ведущих российских учёных .

В 2015 году ФАНО России предприняло шаги по развитию академических библиотек - дополнительное финансирование центральных академических библиотек в 2015 г. составило 260 млн руб., из них 60 млн руб. на отечественную и зарубежную подписку .

С 6 июля 2017 года руководитель ФАНО России получил право определять, какие сведения относятся к государственной тайне .

Структурирование науки

Для структурирования науки в России ФАНО России разделило все науки на четыре секции :

  1. Математические, физические, компьютерные и технические науки
  2. Химические науки
  3. Науки о жизни - биологические и медицинские науки
  4. Науки об окружающей среде - науки о Земле, экология и другие.

С 2015 года научные организации ФАНО России были сгруппированы в 29 кластеров, внутри которых вычислялся так называемый «Индикативный рейтинг научных организаций» .

Территориальные подразделения

Существовали территориальные управления Федерального агентства научных организаций:

  • Уральское
  • Сибирское
  • Дальневосточное

Оценка результативности науки

ФАНО России осуществляло оценку научной деятельности подведомственных организаций в соответствии с приказами и постановлениями .

В 2017 году целью оценки являлось формирование эффективной системы научных организаций, увеличение их вклада в социально-экономическое развитие страны, развитие международного сотрудничества в сфере науки, повышение престижа российской науки в обществе, а также повышение качества принятия управленческих решений в сфере науки . Научные организации разделили на три категории, по которым планировалось принять соответствующие организационные решения (→) :

  • 1-я категория - научные организации - лидеры отрасли (научного направления) в Российской Федерации, результаты научной организации существенно превышают значения по референтной группе, соответствуют мировому уровню и она располагает потенциалом для дальнейшего развития и улучшения своей деятельности. → Стратегии и (или) программы развития, направленные на поддержание, укрепление и развитие лидерства.
  • 2-я категория - стабильные организации, демонстрирующие удовлетворительную результативность и располагающие потенциалом для развития и улучшения своей деятельности. → Стратегии и (или) программы развития и (или) рекомендации, направленные на улучшение деятельности.
  • 3-я категория - организации, не показывающие значимых научных результатов и не являющиеся уникальными в соответствующей отрасли, утратившие научную деятельность в качестве основного вида деятельности. → Решение о реорганизации или ликвидации, а в отдельных случаях - о замене руководителя.

В конце марта 2018 года из 454 прошедших проверку организаций к первой категории отнесено 142, ко второй - 205, к третьей - 107 .

Критика деятельности

Поскольку в руководстве ФАНО России не было людей с профессиональным опытом научной работы, в средствах массовой информации высказывалось мнение, что агентство создано в целях обогащения лиц, приближённых к власти. Намеренный развал структур РАН, вывод недвижимости, ранее занимавшейся институтами РАН, являлись косвенным подтверждением этого широко распространённого в научной среде мнения .

Избранный в 2017 году президентом РАН академик Александр Сергеев также весьма критически относился к ФАНО, отмечая, что его функционирование привело к «обюрокрачиванию научной деятельности, росту административно-управленческого аппарата при одновременном ухудшении качества административно-хозяйственной деятельности» .

Упразднение

Агентство упразднено 15 мая 2018 года Указом Президента Российской Федерации . Одновременно было принято решение о разделении Минобрнауки России на Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ; в структуру последнего вошло теперь уже бывшее ФАНО России . Экс-руководитель ФАНО Михаил Котюков назначен на пост министра науки и высшего образования РФ .

Примечания

  1. GRID Release 2017-07-12 - 2017-07-12 - 2017. - doi:10.6084/M9.FIGSHARE.5203408.V1
  2. Путин упразднил Федеральное агентство научных организаций (неопр.) . РИА Новости (15 мая 2018). Дата обращения 15 мая 2018.
  3. Подписан закон о реформе Российской академии наук (неопр.) . Администрация Президента РФ
  4. Главой ФАНО стал Михаил Котюков (неопр.) . Российская газета . Дата обращения 26 октября 2013.
  5. Российскую науку передадут в ФАНО (неопр.) . Lenta.ru . Дата обращения 26 октября 2013.
  6. Наука в вузах останется вне ФАНО (неопр.) . Lenta.ru. Дата обращения 28 октября 2013.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2591-р (с изм. от 15.07.2014 г. № 1308-р; от 06.10.2017 г. № 2178-р; от 27.10.2017 г. № 2370-р) (неопр.) . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения 11 ноября 2017.
  8. Формирование комиссии по оценке результативности - Итоги отбора кандидатов в члены Комиссии
  9. Приказ об образовании НКС при ФАНО России
  10. ФАНО России создает систему информационного обеспечения научных организаций (неопр.) (9 мая 2015).
  11. Распоряжение президента России от 6.07.2017: "Внести в перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне…, изменение, дополнив его словами - «Руководитель ФАНО России».
  12. Информационные ресурсы Центры коллективного пользования и уникальные научные установки в организациях, подведомственных ФАНО России: [Москва. 20-21 окт. 2015 г.] М.: ФАНО России, 2015.
  13. Индикативный рейтинг научных организаций за: 2014 год Архивная копия от 19 апреля 2017 на Wayback Machine , 2015 год Архивная копия от 5 апреля 2017 на Wayback Machine .
  14. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»
  15. Приказ Министра образования и науки РФ от 5 марта 2014 г. № 161 «Об утверждении типового положения о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения и типовой методики оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»
  16. Приказ Министра образования и науки РФ от 5 марта 2014 г. № 162 «Об утверждении порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности и порядка подтверждения указанных сведений федеральными органами исполнительной власти в целях мониторинга, порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности в целях оценки, а также состава сведений о результатах деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, предоставляемых в целях мониторинга и оценки»

01:16 — REGNUM Одним из основных итогов трех месяцев работы на посту главы РАН Александр Сергеев назвал позитивный сдвиг в отношениях Академии наук с Федеральным агентством научных организаций (ФАНО).

Самый главный момент, о котором принципиально договорились, рассказал в интервью ИА REGNUM академик Сергеев, — это вопрос о том, «каким образом мы будем выстраивать формулировку государственного задания для академических институтов» .

Сергеев : Пусть деньги небольшие, но они растут: в следующем году институтам будет выделено средств на 20% больше. У нас значительная часть средств, которая идет через ФАНО институтам, — это средства, которые по существу экстраполируются из предыдущих занятий институтов. Институт занимался несколько лет данной задачей и сам продолжает по инерции этим заниматься: поисследуем еще, опубликуем еще одну статью или сделаем еще один патент. Регламент взаимодействия такой, что РАН получает некие отчеты, эти отчеты нужно как можно быстрее согласовать, потому что в противном случае институты не получат финансирования. Таким образом, Академия наук перестала играть роль постановщика задач, то есть определять, чем надо заниматься. ФАНО абсолютно это понимает. Они говорят, что мы должны вести административно-хозяйственную работу, но так сложилось, что мы никак не можем договориться относительно этого правильного регламента. Мы договорились, что с будущего года регламент будет совсем другой.

— Какой?

— В первой половине года РАН за счет своих Научных советов, которые будут переформатированы и обновлены, — это будут Советы при Академии наук, мы не хотим их называть академическими, так как там будут привлекаться люди из университетов, госкорпораций — так вот, Академия актуализирует программу исследований, сформулирует, чем надо заниматься институтам. А институты во второй половине года разбирают, чем они будут заниматься. Тогда Академия берет на себя роль не просто «посмотрите, что получилось», а роль прогнозирования задачи. Мы переворачиваем пирамиду и ставим ее на основание.

Руководитель ФАНО с этим согласен?

— Да, конечно. Мы с Михаилом Михайловичем (Котюковым) вместе это продумывали. Сейчас этот регламент разрабатывается. Это наша совместная задумка с ФАНО. Мы ее сейчас в технические рамки вставляем. Допустим, такой вопрос: если наши Научные советы видят, что какая-то тема устарела, ею не надо заниматься, как быть с выделяемыми средствами? Мы их переправляем другому институту или оставляем этому, но говорим, пустите деньги на другую тему? Но это частности, а принципиальная договоренность с ФАНО есть. Это хорошо для РАН. Так как она находится в несколько «обиженном состоянии». Есть просто моменты недоговоренности.

Если вывести формулу сдвига отношений с ФАНО, как бы Вы ее сформулировали?

— Формула отношений с ФАНО сдвинулась в таком направлении, что мы должны работать вместе не посредством мирного сосуществования , как было раньше. Оно основывалось на принципе «двух ключей». Это охранный принцип: «не лезьте в мое». А мы хотим взаимодействия в рамках конструктивного сосуществования . Каждый действительно должен заниматься тем, чем он должен заниматься. ФАНО — административно-хозяйственной работой, Академия — научно-организационной работой. Это всеми признается.

То есть разногласий больше нет?

— У нас совершенно нормальные отношения. У нас есть разные взгляды по некоторым вопросам, например, по вопросам собственности, в том числе академической собственности. Потому что есть претензии к РАН, что мы плохо умеем следить за своей собственностью и т.д. Но я думаю, что все эти проблемы мы решим. Я являюсь сторонником сохранения… Эта архитектура РАН — ФАНО не выработала пока весь свой потенциал. Первый этап реформирования закончился, сейчас новый этап, но я считаю, что на этом этапе мы должны работать вместе с ФАНО. Каждый должен заниматься своим делом.

Можно ли сказать, что складывается новая архитектура отношений ФАНО — РАН?

— Она перестраивается. И какие-то моменты, которые были раньше, инвертированные, мы стремимся поставить в нормальную устойчивую конфигурацию.

Глава РАН выразил надежду, что «вектор выстраивания правильных отношений ФАНО — РАН найден».

РАН ПРОТИВ ПРОФАНИРОВАНИЯ

Ученые доказывают неэффективность ФАНО президенту

Российские ученые коллективно выступили против Федерального агентства научных организаций (ФАНО), которое занимается имущественными вопросами Российской академии наук (РАН). В открытом письме президенту Владимиру Путину академики, членкоры и профессора РАН заявляют, что ФАНО вместо чисто хозяйственной деятельности претендует на руководство научными исследованиями и оценку эффективности работы научных коллективов. В качестве примера они указывают на волну объединений НИИ различного профиля в единые научные центры. По словам ученых, ФАНО принуждает директоров к слиянию, угрожая в противном случае лишить финансирования. В самом агентстве заявили "Ъ", что все решения об укрупнении институтов происходят по инициативе самой РАН и согласованы с руководством академии.

Под открытым письмом президенту Владимиру Путину поставили подписи более ста человек - академики, члены-корреспонденты и профессора РАН. "Время политкорректности закончилось, давно пора назвать вещи своими именами,- говорится в документе.- Сейчас стало совершенно очевидным, что последние три года реформы фундаментальной науки в России не принесли никаких положительных результатов. Мы стоим на грани окончательной ликвидации конкурентоспособной научной отрасли - одной из традиционных опор российской государственности. Ситуация стала критической и требует принятия неотложных мер со стороны высшего руководства страны".

Как рассказал "Ъ" один из авторов письма, член президиума Уральского отделения РАН Михаил Садовский, поводом для обращения стал процесс реструктуризации институтов РАН, стартовавший несколько месяцев назад. В апреле глава ФАНО Михаил Котюков в интервью "Российской газете" рассказал, что в стране существует множество небольших научных институтов с маленьким научным коллективом. "Во многих из них качество управления научными исследованиями вызывает сомнения",- заявил он, добавив, что более 200 институтов уже высказали готовность объединиться в единые научные центры для улучшения работы.

"Само по себе объединение нормально, когда оно затрагивает коллективы со схожей тематикой исследования,- говорит господин Садовский.- Но ФАНО интересует лишь вопрос финансов, поэтому они механически объединяют по территориальному принципу - физиков с филологами, а химиков с историками. В Красноярске собираются просто объединить все НИИ в один центр, то же самое в Коми, в Перми". Ученый называет происходящее "разрушением десятилетиями выстраиваемой системы академических НИИ".

Кроме "немедленного прекращения разрушительной кампании по бессмысленной реструктуризации" авторы письма просят президента переподчинить ФАНО Российской Академии наук, "чтобы эта организация стала ее составной частью и отвечала только за хозяйственные вопросы и управление имуществом, но никак не за руководство научными исследованиями". "Когда затевалась реформа, нам обещали, что ФАНО возьмет на себя лишь "не свойственные ученым функции",- вспоминает Михаил Садовский.- Но на самом деле за три года таких "несвойственных функций" только прибавилось. Я вынужден отправлять в ФАНО планы о том, сколько научных статей я напишу к 2021 году. Любой занимающийся наукой человек понимает, что дать такой прогноз просто невозможно".

"Эти проблемы давно обсуждаются в научных кругах, на общем собрании РАН. Появление письма - реакция на развитие ситуации за три года, прошедших после реформы РАН,- добавляет член-корреспондент РАН, известный историк Аскольд Иванчик.- Положение ученых, занимающихся фундаментальной наукой в России, и раньше незавидное, сильно ухудшилось. Одна из важных причин - в том, что они оказались полностью подчинены чиновникам и вынуждены все больше времени тратить на бессмысленную отчетность и борьбу со странными административными инициативами". По его словам, РАН "практически утратила возможность влиять на управление наукой, а ФАНО, получившее все полномочия, для этого не обладает достаточной компетенцией". "Между этими двумя институциями удалось наладить взаимодействие, но оно нередко дает сбои,- говорит господин Иванчик.- А главное, что ситуация парадоксальная по самой сути: научными исследованиями руководят не ученые, а финансисты и хозяйственники, которые вообще-то должны не более чем обеспечивать материальные условия для научной работы". Историк подчеркнул, что авторы письма приняли решение обратиться к президенту Путину, так как "решение о реформе РАН было поддержано им и может быть изменено только на том же уровне. Обращение в любой другой адрес в этой ситуации не имеет смысла".

В ФАНО не согласны с претензиями академиков - представители агентства подчеркивают, что "все интеграционные проекты, запущенные на сегодняшний день, были инициированы самими научными коллективами". В пресс-службе агентства напомнили, что между ФАНО и РАН подписан специальный регламент, который определяет процедуру реструктуризации. "Ни один проект об объединении институтов не может быть одобрен без согласия научных коллективов. Сами ученые пишут на имя руководителя ФАНО России письмо, в котором объясняют, почему необходимо объединить институты, какие новые возможности в плане науки у них появятся,- заявили в агентстве.- Инициатива научных коллективов обсуждается на ученых советах каждого из институтов. Интеграционный проект обсуждается с РАН и отраслевыми министерствами и ведомствами. После одобрения президиумом РАН проект выносится на обсуждение в аппарат правительства РФ, и только потом руководитель ФАНО России подписывает соответствующий приказ".

"Добровольность объединения только декларируется, а по факту директоров институтов принуждают к такому решению, обещая в противном случае лишить финансирования",- заявляет Михаил Садовский. В любом случае, утверждает он, распоряжаясь финансами, чиновники из ФАНО оказывают влияние на сами научные исследования. "Строго говоря, план работы моей лаборатории утверждает лично глава ФАНО,- говорит господин Садовский.- Может, он и хороший финансист, но почему я должен согласовывать работу с человеком, который не разбирается в физике".

Александр Черных, Иван Корякин