СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 329.78; 37

Дмитриенко Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Кокшетауский государственный университет им. Ш. Валиханова, Казахстан

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Статья посвящена проблеме поиска новых методологических ресурсов развития детского движения как социально-педагогической системы. В статье представлена логика социально-педагогической рефлексии, основные категории и сущность воспитательного потенциала детской общественной организации.

Ключевые слова: общественные отношения, социальная система, общественные организации, социальные процессы, детское движение, детские общественные организации, социальный / воспитательный потенциал.

Системность (система) как универсальное свойство материи, обеспечивающее упорядоченность ее движения, целостность и гармонию бытия, привлекает внимание философов самых различных школ, начиная с античности (Платон, Аристотель, Евклид и т.д.) и до наших дней.

Не вдаваясь в глубокие теоретические размышления о сущности системы как универсальной формы и организационного способа материального бытия, отметим ее наиболее общие характерные признаки:

Устойчивая совокупность ее составляющих элементов, находящихся в определенных связях, взаимоотношениях не только между собой, но и с внешним миром, образующих некое целостное организационное единство;

Полифункциональное разноуровневое существование;

Диалектическая противоречивость развития;

Динамичность, автономность бытия и др.

Поскольку понятие «система» имеет весьма широкую сферу применения и соотносится с характеристикой любых материальных объектов, то его толкование предполагает обязательную конкретизацию: о каком типе систем идет в данном случае речь.

Использование принципов конкретизации и ти-пологизации позволит нам определиться с принципами научного изучения и моделирования детских организаций как особенных системных образований.

Любая детская общественная организация является, прежде всего, социальной системой, которой свойственны:

Смысловая целесообразность или ценностная значимость с общественной и личной индексацией;

Целостность как принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, равно как зависимость каждого элемента системы (личности, группы и пр.), свойства (общения, предметной деятельности, поведения и т.д.), их внутренних и внешних отношений от занимаемого ими места, статуса, функций, обус-

ловленных спецификой данного единого (целостного) социального организма;

Структурность или упорядоченность, обеспечивающая:

а) возможность логического познания и моделирования системы путем последовательного раскрытия и определения присущих ей связей, отношений, зависимостей;

б) функциональное состояние не столько отдельных ее компонентов (элементов), сколько жизнеспособность, тенденции развития системы в целом. Иными словами, структурная специфика социальной системы, как и любой другой, детерминирует ее потенциальные возможности и особенности актуализации;

Иерархичность: каждый компонент системы достаточно автономен и может функционировать, а также изучаться как достаточно самостоятельная социальная система (личность, микрогруппа, группа) в структуре некой общей системной целостности. В свою очередь, исследуемая общественная система является также одним из многих автономных социальных субъектов (компонентов) более сложной материальной системы. Таким образом, каждый элемент системы, обладая своими уникальными свойствами, отражает, несет в себе и свойства родственной ему социальной системы, а также свойства других социальных систем в зависимости от степени их социокультурной сопричастности к его жизнеобеспечению;

Полифункциональная взаимозависимость социальной системы и среды: системные свойства любого социального организма образуются и проявляются не произвольно, а детерминируются логикой, особенностями взаимоотношений со средой обитания, в которых социальная система является не пассивным объектом, а инициативным социальным субъектом, оказывающим существенное влияние на окружающую действительность, изменяя и преобразуя ее в соответствии с возникающими актуальными внутренними (субъективными) и внешними (объективными) потребностями и аналогичными реальными возможностями;

© Дмитриенко Е.А., 2014

Организационная пластичность и динамичность, обеспечивающие жизнеспособность данной социальной системы, ее развитие как весьма сложного полиструктурного, многофункционального целостного социального субъекта. Все естественные и вынужденные изменения системного образования конкретного социального организма требуют неукоснительного соблюдения принципа необходимости и достаточности;

Социальность - ведущая качественная характеристика всей системы и каждого ее компонента, каждого отдельного и всех ее свойств, проявляющаяся в степени разумной целесообразности всего многообразия жизненных явлений, актов, потенций данной системы;

Саморегуляция и соуправление процессов своего жизнеобеспечения и жизнеспособности, сосуществования с другими компонентами общественного организма и материального мира: создание специальных регуляторов бытия (уставов, программ, норм, законов, принципов, стимулов, атрибутов, стандартов и т.д. с учетом общепринятых нормативов, традиций и т.п.).

Существование социальной системы как целостного, сложноорганизованного, структурно-упорядоченного, динамичного, полифункционального, саморазвивающегося общественного организма, бытие которого характеризуется относительным постоянством, устойчивостью и консерватизмом, предрасположено, тем не менее, к разрушению, к распаду, угасанию, исчезновению, если:

а) утрачивается ее смысловая значимость, как на личностно-индивидуальном, так и на общественно-государственном уровнях;

б) нарушаются ее основные связи, взаимоотношения, системы внутренней и внешней коммуникаций, зависимостей, саморегуляция и соуправление;

в) сущностно изменяются, искажаются общие и частные функции и свойства, рождающие несоответствие целей и результатов деятельности, отрыв от реальностей бытия, актуальных проблем, внутренний и внешний дискомфорт социальной системы;

г) наблюдаются явления застоя, нет естественного, действительно необходимого развития, новизны, отсутствуют ближние и дальние реальные перспективы.

Важнейшим компонентом любой социальной системы является ее социальный потенциал как «интегральный показатель нереализованных возможностей прогрессивных изменений социальной действительности» . Вполне очевидно, что социальный потенциал можно условно обозначить понятием «проектная мощность» социальной системы.

Социальный потенциал общественных систем интегрируется на многоуровневой системной основе. Ее главными векторами (параметрами) являются личностные и общественные социальные отно-

шения, образующие некую относительную системную целостность при сохранении своей автономности. Таким образом, социальный потенциал можно охарактеризовать как оптимальное многообразие социальных возможностей проявления, утверждения, функционирования и развития, то есть реального существования данной общественной системы, обеспечивающей в той или иной степени социальное благополучие как своих собственных членов, так и средового окружения, партнеров, объектов взаимоотношений. Именно социальное благополучие всех и каждого социальных субъектов, объектов находящихся в жизненной сфере данной системы или имеющих к ней отношение, является основным критерием ее социального потенциала, социальной ценности.

Как системное сущностное образование социальный потенциал представляет собой интегрированные возможности своих системообразующих компонентов. Прежде всего, собственно человеческие возможности своих членов, особенно организаторов, актива.

В понятие «социальный потенциал» входят не только существующие в настоящее время возможности и источники развития общественной системы, но и их предпосылки, наиболее часто заявляющие о себе в форме различных инициатив социальных субъектов - носителей данной системной сущности.

В отличие от творческого потенциала личности социальный потенциал общественной системы может прогнозироваться, планироваться, моделироваться. Его актуализация обеспечивается не только путем личностно-индивидуальной самореализации и самоуправления, но и условиями внешнего благоприятствования, соответствующим уровнем внешнего управления и соуправления, согласованностью внешних и внутренних управленческих отношений.

Общественные образования, обладающие всеми вышеназванными свойствами социальных систем, особенно выраженным социальным потенциалом, принято считать общественными организациями.

В переводе с позднелатинского «организация» -сообщаю стройный вид, устраиваю». С общенаучной точки зрения «общественная организация» -специальное объединение людей, совместно реализующих целевую программу и действующих на основе определенных правил и процедур, обеспечивающих интеграцию процессов и дел, направленных на образование и совершенствование взаимоотношений, связей между различными социальными субъектами для достижения социально значимых целей и благонамеренных перспектив .

Таким образом, при исследовании возможностей использования социального потенциала детских сообществ в педагогических, воспитательных целях необходимо изучать особенности именно дет-

Детская общественная организация как социально-педагогическая система

ских общественных организаций, предполагающих непременное заинтересованное участие в своих делах специальных организаторов - специалистов, а также широкого круга заинтересованных лиц: друзей, родителей, педагогов, представителей общественности, государства. Мы имеем в виду, прежде всего формальные детские организации, имеющие официальный правовой статус.

Нередки случаи, когда инициатива создания детского общественного объединения исходит из внутренних, собственно детских потребностей и организационных возможностей. В результате появляются так называемые неформальные организации, которые, по существу, являются группами, группировками, клубами, но не общественными организациями, так как не обладают даже элементарными свойствами целостных социальных систем, прежде всего, открытостью для внешних коммуникаций и соуправления.

Создание общественных организаций требует серьёзной работы по моделированию так называемого матричного уровня социального потенциала -его воспитательной системы (воспитательного потенциала), гармонично вписывающейся в реальные социальные процессы.

Социальный процесс есть ни что иное как динамичная совокупность устойчивых актов взаимоотношений людей, выражающих определенную тенденцию изменения или сохранения общественного положения (социального статуса) или образа жизни больших социальных групп, условий воспроизводства и развития каждого конкретного человека как личности, а также влияющих на социальное самочувствие, благополучие всех включенных в данный процесс социальных субъектов. В отличие от отдельных событий и явлений социальный процесс характеризуется протяженностью во времени, логической последовательностью, пространственными параметрами. Ему свойственны такие характерологические признаки:

Многократность повторения типичных социальных явлений, их массовое проявление с доминированием наиболее общих характерологических свойств. Именно этим объясняется ценностная значимость системы специальных общественных поручений, церемониалов, ритуалов, определенных дел, акций и пр., присутствующих, как правило, во всех детских организациях, зарекомендовавших себя на мировом уровне;

Явно выраженный общественный характер диалектического развития, направленный на стабилизацию, укрепление, совершенствование и обогащение социальных отношений, систематизацию общественных формирований. В жизнедеятельности детских организаций это проявляется и на уровне целей общественного движения детей, и в направленности их дел и поступков, осуществляемых, как правило, под девизом: «делай каждый день

доброе дело!» Вся же система деятельности организации имеет ярко выраженную общественно полезную направленность;

Свобода социального выбора участников социального процесса, обусловленная мерой их личной ответственности, определяющая степень их самодеятельности, самостоятельности, автономности и уровень социального статуса в сложившейся системе общественных взаимоотношений;

Закономерность развития, обеспечивающая устойчивость, диалектическую стабильность, управляемость социального процесса.

По классификации немецкого социолога Л. фон Визе социальные процессы могут быть: а) ассоциативные (объединяющие), б) диссоциативные (разъединяющие). Каждый процесс состоит из ряда подпроцессов. При этом основным критерием классификации является характер влияния процесса на системную целостность социальных организмов, их субъектность, на качество социальных взаимоотношений.

По характеру направленности социальные процессы, к которым относится детское общественное движение, подразделяются на следующие виды: а) процессы воспроизводства социальных отношений, явлений, б) процессы развития социальной сущности различных общественных форм материального бытия. Иными словами, социальные процессы всегда имеют как внешнюю, так и внутреннюю направленность (преобразующую и преобразовательную). Таким образом, развитие социального потенциала детской организации осуществляется одновременно в сфере надличностных общественных отношений (а), а также в личностно-ин-дивидуальных сферах общественного бытия членов организации, существенным образом влияя на внутренний мир детей, их социальные ценности, социальный выбор (б). Если первые (а) направлены на создание и поддержку существующих нормативных общественных отношений, сохранение их формы, институциональности системы, то вторые (б) предполагают сущностные, качественные изменения.

Социальные процессы, обеспечивающие жизнеспособность детских общественных организаций, детерминированную достаточно развитым, энергоемким воспитательным потенциалом и благоприятными средовыми условиями существования, должны быть:

Во-первых, ассоциативными, то есть реально способствующими общественному объединению детей на основе ценностно значимых для них жизненных перспектив;

Во-вторых, воспроизводными, моделирующими социальные отношения традиционного стиля, направленные на воссоздание, воспроизводство человеческих ценностей, богатств культуры, социального опыта;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

В-третьих, развивающимися и развивающими, наделенными на перспективные тенденции развития общества, на так называемое светлое будущее, то есть на дальнюю перспективу с учетом актуальных запросов и возможностей ближних перспектив (А.С. Макаренко), на оптимальное социальное развитие каждого ребенка - члена организации, независимо от его происхождения, социального статуса, одаренности, национальности, вероисповедания и т.д.;

В-четвертых, социетальными, способными к саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию.

Основными показателями результативности, эффективности вышеназванных социально-образовательных процессов следует считать уровень проявления их качественных свойств, универсальными показателями которых являются: социальная комфортность детей и взрослых - членов данной организации, степень реального удовлетворения их актуальных социальных потребностей, а также направленность, содержание и стиль взаимоотношений всех участников данного социального движения, социальный статус, популярность детской организации среди детей и взрослых.

Являясь неотъемлемой частью детства, особенно в наиболее критические периоды подросткового и юношеского социального самоопределения, детские сообщества оказывают огромное влияние на личностное становление, общественное признание ребенка, на его актуальную ситуацию развития, формирование собственного образа жизни. Их можно рассматривать как «зеркало», отражающее уровень, тенденции общественного бытия детей в соответствующем социуме, специфику развития детской субкультуры.

По отношению к детству, к ребенку детские общественные организации выполняют следующие социально значимые функции:

Общественной адаптации и социальной пропедевтики;

Личностно-индивидуальной экспертизы человеческих ценностей, усваеваемых детьми на самых различных социальных уровнях: в семье, в учебно-воспитательных учреждениях, в социуме и пр.;

Тренировочной коммуникации (экспериментального коммуникативного моделирования, выбора нетрадиционных форм, нормативов общения, взаимоотношений и пр.);

Индивидуально-личностной актуализации в условиях комфортного общественного образа жизни (самоопределение, самореализация, самоусовершенствование, самооценка);

Социального коррегирования (самовоспитание, самосовершенствование, самообразование);

Комплексной диагностики и прогноза (многомерное изучение актуального состояния общественного бытия детей, социального развития конкрет-

ного ребенка, детской группы, общности, явлений детской субкультуры с учетом объективных и субъективных данных);

Психолого-педагогической компенсации воспитательных взаимоотношений, имеющих место, развивающихся в семье, школе и в других институциональных учебно-воспитательных системах.

Ценностная значимость детских общественных организаций для подростка определяется соотношением личностно-индивидуальной потребности проявления различных социальных инициатив и возможностей реального социального выбора путей, способов их действительного осуществления в определенном диапазоне общественного бытия. При достаточно благоприятных условиях (возможностях) ребенок добровольно, осознанно принимает на себя ту или иную меру ответственности не только за свои дела и поступки, но и за все содеянное его организацией, то есть за свое личное и общественное бытие. Именно в детских сообществах -самодеятельных организациях наиболее эффективно происходит формирование механизмов социальной саморегуляции взаимоотношений ребенка с окружающим миром, действие которых детерминировано соотношением свободы индивидуального социального выбора и меры его ответственности, регулируемых данными и принятыми нормами общественных отношений. Качественная результативность общественной жизнедеятельности детей в рамках конкретной самодеятельной организации или любого другого неформального объединения зависит от их потенциальных возможностей, которые могут быть как конструктивными - просоци-альными, так и деструктивными - асоциальными или антисоциальными, криминогенными. Нас же интересуют культурологические возможности детских организаций и, соответственно, перспективы моделирования воспитательного потенциала детских социально-педагогических систем, а также условия его оптимальной актуализации и материализации.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. - М.: Педагогика. - 1984.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Писаренко И.Я. Социологическая методология как система: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Минск, 1996 - 69 с.

4. Социологическийсловарь / отв. ред.: Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Изд-во «Норма», 2008. - 608 с.

5. Тесленко А.Н. Воспитательный потенциал столичного социума: опыт социального партнерства // Регион. - 2007. - № 1. - С. 21-30.

6. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.

Изначально заложенная вариативность программ детских и молодежных общественных организаций предопределяет возможность и стимулирует разработку каждым объединением собственных планов, отвечающих запросам и способностям конкретных детей, условиям объединения и социальной среды, в которой действует эти организации.

Позитивные изменения в структуре детского движения и содержании деятельности объединений (организаций) обусловили значительное расширение возможностей выбора воспитательных стратегий, и это важное условие формирования демократического общества, обеспечивающего свою целостность благодаря разнообразию и вариативности подходов, форм и способов деятельности. Однако возникшая свобода выбора ребенком, подростком подходящей для себя организации сегодня проявляется главным образом как свобода не выбирать ни одну из них. По данным социологических исследований, лишь немногим более 17% детей соответствующего возраста являются членами детских и молодежных общественных объединений (организаций). Фактически охват детей различными формами самоорганизации упал до критически низкой отметки, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с молодежью.

В свое время комсомол и пионерская организация успешно вели работу, связанную с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, организацией досуга по месту жительства, помогали противопожарной, пограничной службам и т.п. В результате перестройки эти направления почти исчезли из поля зрения новых объединений и организаций, став объектом дополнительных забот государственных органов и затрат из госбюджетных средств. Заметим, что современные подростки по-прежнему испытывают естественную тягу к разнообразным видам внеурочной деятельности в кругу сверстников и более 60% 11-15-летних ребят выражают желание быть членами детских объединений. Есть немало и других фактов, свидетельствующих о незаменимости детского и молодежного движения как особого института социализации.

Анализ современной практики позволяет классифицировать детские объединения по следующим критериям.

С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения:

1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);

2) социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации);

3) связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.);

4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);

5) культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);

6) борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристические).

Решающую роль в молодежном и детском общественном объединении играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, вожатого). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех, что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в этом отношении фактически предоставлена почти полная свобода. При этом резко снижается роль профессиональных педагогов, конкурентами (или союзниками) им становятся служители церкви, представители финансово-монопольных и частных структур.

Зарегистрированные общественные объединения детей и молодежи в РФ распределяются по чрезвычайно широкому спектру уставных целей и задач, статусу (международные, национальные, межрегиональные, муниципальные и др.), профилю деятельности, организационно-правовой форме. Многообразие социальных инициатив детей и молодежи, их направленность на конкретные практические проблемы людей демонстрируют позитивную прагматичность и социальный оптимизм подрастающих поколений современной России.

Значительное место среди молодежных и детских объединений занимают малые, временно действующие группы, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. Это самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самостоятельности.

Некоторые детские общественные объединения перерастают в организации менее демократичные, в структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» представлена многочисленными объединениями досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, в которых ребята выступают преимущественно в качестве активных участников. Здесь царит дух сотрудничества детей и взрослых, проявляется увлеченность общим делом, все основано на взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини воспитательные системы.

По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:

а) относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры;

б) существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них зарегистрированы как «детские») или взрослых неполитических движений (например, экологического).

Исторически «сложилась взаимосвязь детского движения и внешкольных учреждений. В нашей стране эти две уникальные системы воспитания зародились практически одновременно. На базе детских самодеятельных объединений были созданы первые государственные внешкольные учреждения (в 2003 г. они отметили свое 85-летие) . В свою очередь, внешкольные учреждения являются центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой, «кузницей кадров» организаторов, руководителей детского. движения. Что объединяет эти формы государственного и общественного воспитания? Во-первых, специфическая сфера их деятельности - «досуговое пространство» детей, его педагогически разумное наполнение в интересах личностного развития. Во-вторых, цели, содержание, форма деятельности ребенку предлагаются (и вовсе не обязательны); ему предоставляется возможности выбора, «проб и ошибок», смены занятий, проявления своего «Я» в различных ролях, условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми.

Возникновение неформальных, чаще протестных, организаций связано с неприятием молодежью социальных и духовных ценностей. В 90-е гг. XX в. появились своеобразные объединения детей и подростков, предпочитающих уйти от обыденной жизни в созданную силой своего воображения новую реальность. Пример такого современного объединения - движение «толкинистов», распространившиеся во многих странах мира. Оно образовано поклонниками творчества английского писателя Д. Толкиена, в произведениях которого существует специфический фантазийный мир со своей идеологией, философией, населенный хоббитами, эльфами и другими сказочными существами. В крупных городах мира и в России появились группы скинхедов -фашиствующие подростковые банды, объединяющихся на основе ксенофобии, расизма, национализма и шовинизма. В подростковой среде скинхеды воспринимаются как современные борцы за социальную справедливость и как идейные герои, их количество растет. К относительно новым можно отнести антиглобалистские, а также виртуально-компьютерные молодежные объединения.

Следует отметить, что в современном детском движении упрочилась база правового регулирования сферы деятельности детских общественных объединений, которые впервые в истории России получили правовой статус. Федеральные законы «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) определили основные понятия молодежного и детского общественного объединения и примерные направления их деятельности. При этом выделена и закреплена законодательно новая защитная функция; установлены гарантии создания детских объединений на базе образовательных учреждений; предусмотрены основные направления государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, Определены меры ответственности органов исполнительной власти и руководителей объединений за исполнение принятых законов.

На нормативно-правовом уровне закрепляется приоритет молодежных и детских объединений в государственной поддержке проектов и программ, направленных на развитие и воспитание детей и молодежи. По состоянию на начало 2002 г. в систему государственной поддержки включались 48 организаций, в том числе 32 молодежных и 16 детских; 20 организаций были общероссийскими, 26 - межрегиональными и 2 - международными. Произведенные изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов расширили возможности молодежных и детских объединений по представлению своих проектов и программ. В целом за последние 4 года проведения конкурса рассмотрено 350 проектов и программ, из них 120 рекомендовано на предоставление государственной поддержки на сумму около 4 млрд. рублей.

Принципы партнерства, договорного характера отношений, активного участия молодежных и общественных объединений в реализации государственных программ и мероприятий включены в концептуальные основы деятельности государственных органов. Данная позиция на нормативном уровне представлена в ряде федеральных законов, но ее реализация остается пока не всегда эффективной.

Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную активность, занимают особое место.

Детское движение – объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается потребность подростков в значительном расширении контактов и в совместной деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослыми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласившая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст.15.1.).

Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской организации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время; более 30% – чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.

В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Между тем, детские организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они – реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятельности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Участие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, способствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подростковых общественных организаций в социализации личности ребенка.

Законодательной базой развития детских общественных объединений являются законы Российской Федерации "Об общественных объединениях" и "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций" (1995). Закон РФ "Об общественных объединениях" (ст.7), определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение.

Детское движение

1. Совокупность действий и деятельностей всех детских общественных объединений и организаций, существующих в регионе (области) или территориальной единице (городе, районе)

2. Одна из форм социально-активной деятельности детей и подростков, объединенных общими целевыми установками и программами определенной содержательной направленности. Например, детско-юношеское движение «Юные – за возрождение Петербурга».

Сегодня детское движение России представляют:

Международные, федеральные, межрегиональные, региональные детские организации, различающиеся по формам, - союзы, федерации, лиги, школы, ассоциации и т.д.;

Разнообразные ветви, направления, виды движения – гражданской, профессиональной, социально значимой и личностно-ориентированной направленности (экологическое, юнармейское, юниорское, туристско-краеведческое, движение милосердия и т.д.);

Самодеятельные детские клубные объединения, удовлетворяющие интересы, запросы детей, заполняющие их досуг;

Социально-ориентированные детские общественные объединения;

Инициативы детей разных регионов страны, связанные с празднованием знаменательных исторических дат: 50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 850-летие Москвы и др.;

Временные детские объединения участников международных, российских, региональных фестивалей, конкурсов, смотров в рамках программ, разработанных СПО-ФДО, ФДО, «Юная Россия».

Детское объединение

Форма детского движения, которой свойственны основные черты, характеристики детского движения;

Общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа членов.

Детское общественное объединение это:

Форма социального воспитания детей;

Разумно организованный досуг детей;

Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта общения;

Мир игры, фантазии, свободы творчества.

Детская организация – добровольное, сознательное, самодеятельное объединение детей для удовлетворения своих потребностей, ориентированных на идеалы демократического общества.

Детские общественные организации (ДОО) имеют четко выраженную структуру, фиксированное членство, регулирующие деятельность участников нормы и правила.

ДОО – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, которое построено на принципах самодеятельности и организационной самостоятельности.

Задачи ДОО – обеспечить адекватность всей работы с детьми новым социально экономическим отношениям; способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка, взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечить равные возможности в социальном становлении детей; создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

Программа – документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.

В 1991 г. научно-практическим центром СПО-ФДО на основе программно-вариативного подхода создан первый пакет программ «Детский орден милосердия», «Каникулы», «Древо жизни», «Игра – дело серьезное», «Дети есть дети», «Возрождение», «Четыре + три», «Я сам», «Маленькие принцы Земли» и др.

Закон – общепринятые нормы, которые формируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов коллектива и признаются обязательными для всех (например: Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям, и т.д.).

Лидер организации – личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе (лидер и руководитель – неоднозначные понятия, т.к. 1) лидер выполняет функции регулятора межличностных отношений в группе; руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением; 2) лидерство устанавливается стихийно, руководство – организованно; 3) руководитель производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям; действия лидера неформальны).

Принципы устройства и функционирования

детских общественных объединений

Самореализация;

Самоорганизация;

Самодеятельность;

Самоуправление;

Социальная реальность;

Участвующая и поддерживающая функция взрослых;

Возрастающая включенность детей в общественные отношения.

Ритуалы – действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

Символика – совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к объединению, организации, значимому событию (девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы).

Традиции – правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока (традиции-нормы: законы коллектива, «орлятский круг»; традиции-события).

Типология детских объединений в настоящее время возможна по направленности и содержанию деятельности, по формам организации, по длительности существования.Так, имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие профильные детские объединения.

Имеются также организации и объединения, работающие на основе различных ценностей: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы (пионерские организации и объединения).

Самым крупным детским объединением является Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций (СПО – ФДО). Она является независимым международным добровольным формированием, в состав которого входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с участием детей или в их интересах.

В состав СПО – ФДО входят региональные, территориальные организации в статусе республиканских, краевых, областных, детских объединений по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Федерация детских организаций "Юная Россия", детские организации стран СНГ, региональные детские организации и объединения – детская организация Москвы "Радуга", Воронежская областная организация, детско-юношеская организация "Искра" и др.; организация республик России – детская общественная организация "Пионеры Башкирии", детская общественная организация Удмуртии "Родники" и др. профильные организации различного уровня – Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия, ассоциация детских творческих объединений "Золотая игла" и др.

Цели СПО – ФДО имеют вполне педагогический характер:

Помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества;

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку организациям – членам Федерации, развивать детское движение гуманистической направленности в интересах детей и общества, укреплять межнациональные и международные связи.

Основными принципами СПО – ФДО являются:

Приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;

Уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;

Сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность на основе собственных позиций;

Открытость для сотрудничества во имя детей.

Высшим органом СПО – ФДО является Ассамблея. СПО – ФДО – прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно создается взрослыми на просторах СНГ. О характере деятельности СПО – ФДО свидетельствуют его программы. Назовем только некоторые из них: "Детский орден милосердия", "Золотая игла", "Хочу сделать свое дело" (начинающий менеджер), "Древо жизни", "Свой голос", "Игра – дело серьезное", "Мир красотой спасется", "Алые паруса", "От культуры и спорта к здоровому образу жизни", "Школа демократической культуры" (движение юных парламентариев), "Каникулы", "Экология и дети", "Лидер" и др. Всего более 20 программ. В ряде регионов страны действуют скаутские организации.

Детские объединения по длительности существования могут быть постоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции и т.п. Временные объединения обладают особыми восстановительными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации.

Школа и детские общественные объединения могут и должны действовать согласованно. В жизни сложились различные варианты взаимодействия школы с детскими общественными объединениями. Первый вариант: школа и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находят общие интересы и возможности их удовлетворения. Вариант второй предполагает, что детская организация является частью воспитательной системы школы, имеет определенную долю автономии.

Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений для воспитания детей, Министерство образования РФ разработало методические рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и учреждений дополнительного образования о необходимости широкого взаимодействия с ними (детскими молодежными объединениями). Рекомендуется создавать скоординированные совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому педагогическую и родительскую общественность. В штате образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования следует предусмотреть ставку куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.), выделить помещение для работы этих объединений во внеурочное время; создавать условия для проведения занятий и различных мероприятий (сборы, встречи и др.); предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, участвовать в созвучных ему образовательных программах, проектах, что способствует конкурентности программ детских и молодежных объединений и улучшению их качества.

Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах школы с участием заинтересованных лиц. Такая работа требует соответствующей квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских объединениях и в системе образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте значение слов «внеклассная воспитательная работа», «внешкольная воспитательная работа».

2. Опишите воспитательные возможности деятельности, определите требования к ней.

3. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков.

4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?

Литература:

1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве // Проблемы школьного воспитания. 1999. № 4.

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999. С.56-77.

3. Введение в педагогическую деятельность./ А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000. С.91-97.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987. С.96-108.

5. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004. С.205.

6. Подласый И.В. Педагогика. М., 2001. Книга 2.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. /Под редакцией В.А. Сластёнина М., 2000.

8. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические системы и технологии. М., 2001.

9. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

10. Разноцветный мир детства. М., 2001.