Сегодня мы рассмотрим выбор серверного «железа» для небольшой организации на 25-30 пользователей, с распределенной инфраструктурой (торговые точки, склад), которой требуются терминальный сервер и программа «1С: Предприятие». Этими сервисами будут пользоваться все сотрудники.

Большинство малых компаний, для удешевления стоимости оборудования, предпочитают минимизировать количество приобретаемой техники и просят администраторов «впихнуть» все запрошенные ими сервисы в один физический сервер. Желание понятное и простительное, но тут «есть нюансы».

Можно организовать терминальный сервер и использовать там файловую версию 1С, но при таком количестве пользователей компания-разработчик рекомендует переходить на клиент-серверный вариант. Поэтому нам потребуется еще сервер под «1С: Предприятие» и сервер баз данных. Уточним сразу, что организовать терминальный сервер, сервер SQL и сервер 1С на одной операционной системе возможно, но, с точки зрения безопасности и стабильности работы сервисов, это крайне не рекомендуется. А если всё-таки очень хочется использовать один физический сервер для всех трёх ролей, то рекомендуем использовать виртуализацию, например, VMWare ESXi или Hyper-V.
Таким образом, вырисовывается три варианта:

  1. Один сервер с файловой 1С. Плохой вариант, далее мы его рассматривать не будем.
  2. Один сервер с двумя виртуальными машинами.
  3. Два физических сервера, один терминальный, второй с БД и 1С.

Для решения этих задач можно предложить следующую конфигурацию серверов:

В случае с одним физическим сервером мы остановили выбор на Dell R710, с двумя шестиядерными процессорами Xeon X5650, 64 Гб оперативной памяти и шестью дисками: два SSD в RAID 1 и четыре SAS-диска в RAID 10.

В случае с двумя физическими серверами мы остановили выбор на таких конфигурациях:

  • Терминальный сервер: IBM x3550 M3 с одним процессором Xeon E5620, 32 Гб оперативной памяти и двумя SSD в RAID 1, с дополнительной сетевой картой на два гигабитных интерфейса. У этого сервера также есть богатые возможности для апгрейда, так как он двухпроцессорный, имеет 18 слотов под модули памяти и поддерживает до 288 Гб ОЗУ.
  • Сервер баз данных: IBM x3250 M5 с одним процессором Xeon E3-1220v3, 16 Гб ОЗУ, дополнительным RAID-контроллером SAS/SATA, четырьмя SAS-дисками в RAID 10, с дополнительной сетевой картой на 2 гигабитных интерфейса.
Почему мы выбрали именно такие конфигурации? Для ответа на этот вопрос давайте подсчитаем, что нам нужно для обеспечения комфортной работы пользователей в нашей небольшой организации на 25-30 сотрудников. Чтобы не было недопонимания: это лишь один из примеров недорогого внедрения 1С, и во многих случаях целесообразнее выбрать другие конфигурации.

Процессор

С точки зрения процессорного времени терминальные сессии занимают не очень большую долю. По опыту внедрения терминальных решений в различных организациях, для поддержания комфортной работы 30-ти пользователей достаточно будет 4-6 физических ядер процессора, по одному ядру на 6-8 сессий.

Для небольшой базы SQL-серверу понадобится одно ядро. Но мы будем ориентироваться на расширение базы в будущем (или увеличение количества баз) и возьмем два ядра на SQL.

Для сервера «1С: Предприятие» важно не столько количество ядер, сколько их тактовая частота и частота шины. Поэтому заложим еще два ядра на сервер 1С.
И не забудем, что в случае использовании виртуализации одно или два ядра нам пригодится для обеспечения работы хостовой операционной системы.

Итого у нас получается:

  • для сервера с двумя виртуальными машинами нужно 12 физических ядер. Можно и меньше, но всегда должен оставаться запас по мощности. Сервер с двумя шестиядерными процессорами подходит для этого идеально.
  • для терминального сервера достаточно одного процессора Xeon E5620 с шестью ядрами, для сервера баз данных - процессора Xeon E3-1220v3 с четырьмя ядрами.

Оперативная память

Сначала посмотрим, сколько нужно оперативной памяти под сервисы:
  • Операционная система Windows Server только под себя требует 2 Гб ОЗУ.
  • Для SQL и небольшой базы 1С достаточно будет 4-6 Гб ОЗУ.
  • Сервер «1С: Предприятие» требует еще 2-3 Гб ОЗУ.
  • Рассчитываем, что каждому пользователю потребуется 700 Мб ОЗУ в терминальной сессии, тогда на 30 пользователей потребуется 21 Гб.
Теперь применим это к нашим вариантам.
  • Для одного сервера с двумя виртуальными машинами нужно около 40 Гб ОЗУ.
  • Для терминального сервера достаточно будет 24 Гб или 32 Гб ОЗУ (возьмем с запасом, предполагая будущее расширение). Для сервера с базами данных нужно не менее 8 Гб, но это «впритык», поэтому 16 Гб с запасом. Память сейчас - один из самых дешевых компонентов сервера.

Дисковая подсистема

Это традиционное бутылочное горлышко многих систем. Правильный выбор жестких дисков очень важен для обеспечения быстродействия серверов. При работе 1С с базой SQL происходит множество операций чтения/записи в секунду (IOPS). Если пользователи работают на терминальном сервере с тонких клиентов (т.е. полноценно используют терминальный сервер как рабочую среду), это сильно нагружает дисковую систему сервера. Например, 30 пользователей терминального сервера на RAID 1, SATA 3 Гбит/с, с дисками WD Velociraptor чувствуют себя некомфортно при работе с почтой и активном сёрфинге в интернете. Для терминальных серверов мы рекомендуем использовать SSD-накопители. Для серверов баз данных - SAS-диски, собранные в отказоустойчивые массивы.

Помимо накопителей, следует уделить внимание и дисковому контроллеру. Современные серверы имеют на борту довольно хорошие контроллеры, например, HP SmartArray и DELL PERC. Однако некорректно будет использовать «набортные» решения при серьёзной нагрузке, когда требуется максимальная производительность. Немного сэкономив, вы легко можете получить мощный сервер, который совершенно не тянет нагрузку. Поэтому контроллер должен быть аппаратным, а не программным , со своей энергонезависимой памятью.

Рассмотрим варианты решения этой задачи.

  • Для одного сервера с двумя виртуальными машинами желательно использовать два RAID-массива: на одном будут располагаться файлы виртуальной машины терминального сервера, на втором - файлы виртуальной машины сервера баз данных и «1C: Предприятия». Для создания первого массива лучше всего использовать два SSD-накопителя в RAID 1 (зеркало).

    Второй массив лучше создать из четырёх SAS-диска в RAID 10 (зеркало + страйп), но можно и из двух SSD-накопителей в RAID 1. Выбор зависит только от стоимости дисков и модели сервера.

  • Для двух серверов всё то же самое, только массивы будут разнесены по серверам. На терминальном - RAID 1 из двух SSD, на сервере баз данных - RAID 10.

Один или несколько серверов

Как сказано выше, у небольших организаций довольно велико желание разместить все сервисы на одном сервере.

К преимуществам использования одного сервера и виртуализации можно считать более низкое энергопотребление и более гибкое распределение ресурсов между виртуальными машинами. Ну и перенос виртуальных машин, в случае чего, гораздо удобнее, чем перенос физических ОС.

Однако два сервера имеют более широкие возможности по апгрейду. Например, в нашем варианте недорогой IBM x3550 M3 с добавлением еще одного процессора и ОЗУ превращается в элегантные шорты терминальный сервер на 50 и даже более пользователей.

Еще одно «узкое место» в нашем случае, которое необходимо учитывать при выборе двух физических серверов, это обмен данными между ними по сети. У виртуальных серверов обмен данными идёт через виртуальный коммутатор. Здесь же, для увеличения пропускной способности сети, можно установить в каждый сервер по сетевой карте с двумя гигабитными интерфейсами, которые можно агрегировать между собой и напрямую соединить оба сервера агрегированными 2-х гигабитными линками. Или же использовать сетевые карты с SPF+ 10GBASE, но это дорогое удовольствие.

Запас по мощности

При расчетах и выборе сервера необходимо принимать во внимание пиковые нагрузки. Также обязательно нужно помнить, что база данных будет только «пухнуть», объёмы данных на терминальном сервере будут расти, а количество пользователей может увеличиться. Многие предприятия экономят на запасе мощности и через полгода-год сталкиваются с перебоями в работе и жалобами пользователей. Это тот случай, когда чрезмерная экономия приводит к новым затратам в будущем - скупой платит дважды. Выбранные нами варианты рассчитаны с запасом мощности и возможностью апгрейда. Учтено, что в DELL R710 можно будет добавить еще два жестких диска и ОЗУ, а также заменить процессоры на более производительные.

Так что, если вам потребуется расширение, или количество сервисов увеличится, то тут есть большие перспективы, а существующие серверы еще долгое время будут эффективно выполнять свои задачи. Возможно, через год нам неожиданно потребуется увеличить количество пользователей в два раза, до 60 человек? Пожалуйста.

Если вы использовали один сервер DELL R710, то можно докупить недорогой IBM x3550 M3, поднять на нём гипервизор, перенести туда виртуальную машину с БД и 1С-сервером, а на DELL-е все ресурсы отдать виртуальной машине с терминалом. Это будет быстро, и не потребуется «всё выкинуть и купить новое».
Если же вы использовали два сервера IBM, то x3550 M3 с добавлением второго процессора и небольшого количества ОЗУ превращается из середнячка в довольно мощную машину. А в x3250 M5 можно обновить процессор с E3-1220v3 до E3-1285v3.

Заключение

Конечно, предложенные конфигурации - далеко не единственные варианты оборудования , например, для внедрения того же 1С. Тут очень многое зависит от текущей инфраструктуры, уровня нагрузки и её увеличения в будущем, а также бюджета. Поэтому всегда можно подобрать либо похожие модели серверов, либо более мощные и дорогие.

К нашей компании как к поставщику серверного оборудования часто обращаются клиенты с просьбой подобрать конфигурацию сервера 1С под определенное количество пользователей.

При ответе на этот вопрос необходимо учитывать множество различных факторов: архитектуру системы, тип программного обеспечения, характер работы пользователей, объем и сложность информационной базы и так далее. Однако при прочих равных условиях производительность системы будет напрямую зависеть от аппаратной конфигурации серверного оборудования.

В этой статье мы поделимся результатами тестирования двухпроцессорной серверной платформы Intel в среде "1С:Предприятие 8" при помощи инструмента "Стандартный нагрузочный тест". Результаты тестирования можно использовать в качестве отправной точки при выборе конфигурации сервера для 1С в части процессорной подсистемы и подсистемы памяти.

Тестирование было выполнено компанией "Алькор Сервис", имеющей статус "1С:Франчайзи" и предоставившей программное обеспечение фирмы "1С", и компанией "Тим Компьютерс", "платиновым" поставщиком серверных решений Intel и "золотым" OEM-партнером Microsoft.

Что мы будем тестировать?

Мы будем измерять производительность серверной системы при работе с тестовой информационной базой "1С:Предприятие 8.2" в конфигурации "Управление Производственным Предприятием" в клиент-серверном режиме с использованием СУБД Microsoft SQL Server.

В качестве серверной системы будем использовать двухпроцессорную платформу Intel для процессоров семейства Intel Xeon E5-2600, на которой в среде операционной системы Microsoft Windows Server 2012 установлены сервер приложений "1С:Предприятие 8.2" и СУБД Microsoft SQL Server 2012.

Производительность будем оценивать в "Стандартных пользователях 1С" при помощи инструмента "Стандартный нагрузочный тест".

В нашем случае производительность системы будет зависеть от следующих факторов:

  1. аппаратной конфигурации оборудования и его настроек
  2. версий операционной системы, "1С:Предприятия" и СУБД и их настроек

В ходе тестирования мы попытаемся выяснить, какое влияние на производительность оказывает аппаратная конфигурация сервера. Поэтому во всех тестах мы будем использовать одни и те же версии операционной системы Microsoft Windows Server 2012, СУБД Microsoft SQL Server 2012 и сервера приложений "1С:Предприятия 8.2". Кроме того, во всех случаях мы будем применять одинаковые и оптимальные, с нашей точки зрения, настройки программного обеспечения.

Для оборудования мы будем использовать настройки, которые обеспечивают максимальную производительность.

Как работает "Стандартный нагрузочный тест"?

"Стандартный нагрузочный тест" позволяет определить максимальное количество "стандартных пользователей 1С", которые может обслуживать с достаточным уровнем производительности тестируемая серверная система.

"Стандартный нагрузочный тест" создает многопользовательскую нагрузку на серверную систему путем параллельного запуска большого количества виртуальных "стандартных пользователей" в режиме тонкого клиента 1С. Эти пользователи запускаются на "внешних" серверах, чтобы не загружать ресурсы тестируемой системы выполнением клиентских приложений.

Каждый такой "стандартный пользователь" один раз в минуту выполняет полный цикл бизнес-процесса "продажа в УПП", который включает в себя проведение нескольких документов, создание отчетов и некоторые другие действия. При этом каждый "пользователь" работает со своим набором данных, что исключает возникновение блокировок.

В ходе теста количество пользователей увеличивается с заданным шагом до тех пор, пока производительность системы остается на требуемом уровне. Производительность измеряется по методике APDEX (A pplication P erformance Index ), суть которой заключается в следующем.

Для цикла продажи, выполняемого "стандартным пользователем", задается целевое время Ts — 15 секунд. В процессе тестирования замеряется фактическое время выполнения каждого цикла продажи и вычисляется индекс APDEX по формуле:

APDEX = (Ns + Nf/2)/N , где

Ns — количество циклов продажи, которые "уложились" в целевое время Ts (15 секунд)

Nf — количество циклов продажи, выполненных за время от Ts до 4 x Ts (от 15 до 60 секунд)

N — общее количество циклов продажи

Если получившаяся величина индекса APDEX больше или равна значению 0,85, то производительность системы считается достаточной, а тест для данного количества пользователей — пройденным. Количество пользователей увеличивается до тех пор, пока производительность по индексу APDEX не упадет ниже 0,85. Результатом теста является максимальное количество "стандартных пользователей", для которого тест завершился успешно.

Тестирование двухпроцессорной серверной платформы

Как уже говорилось, в качестве серверной системы для "1С:Предприятия" мы будем использовать двухпроцессорную серверную платформу на базе процессоров семейства Intel Xeon E5-2600, на которой в среде операционной системы Microsoft Windows Server 2012 установлены сервер приложений "1С:Предприятие 8.2" и СУБД Microsoft SQL Server 2012.

В ходе тестирования мы надеемся получить ответы на следующие вопросы:

Какое максимальное количество "стандартных пользователей 1С" может "обслужить" двухпроцессорный сервер на базе Intel Xeon E5-2600?

Как влияет на производительность системы модель и количество процессоров, число ядер и их частота?

Как влияет на результаты теста включение режимов Turbo Boost (TB) и Hyper Threading (HT)?

Как влияет на производительность объем оперативной памяти, ее частота и число каналов?

Как влияет конфигурация дисковой подсистемы сервера на результаты теста?

Какой уровень нагрузки сетевых интерфейсов сервера наблюдается в ходе тестирования?

Тестирование сервера в конфигурации с одним процессором

Серверы на базе двухпроцессорной платформы в конфигурациях с одним установленным процессором весьма востребованы, поскольку позволяют сэкономить на этапе приобретения сервера, если с текущей нагрузкой может справиться один процессор. Впоследствии производительность сервера можно увеличить, установив второй процессор. Поэтому однопроцессорные конфигурации представляют интерес в рамках нашего тестирования.

Протестируем систему с различными процессорами семейства Intel Xeon E5-2600. Остальные параметры конфигурации постоянны: 64ГБ оперативной памяти DDR3-1600 в четырехканальном режиме, 4 гигабитных серверных сетевых интерфейса, RAID 1 из двух серверных SSD-накопителей, аппаратный RAID-контроллер Intel RMS25PB080. Результаты тестов приведены на графике.

Видно, что количество "стандартных пользователей" хорошо коррелирует с "мощностью" процессора — суммарной частотой его ядер. Другими словами, производительность растет прямо пропорционально количеству ядер и их тактовой частоте. Каждый гигагерц суммарной частоты процессора прибавляет примерно 20 "стандартных пользователей" к производительности системы.

Исключением является "младший" процессор Intel Xeon E5-2609 v2, который явно не добирает производительности (всего 14 "стандартных пользователей" на гигагерц суммарной частоты). Такое отставание объясняется просто — этот процессор начального уровня не поддерживает режимы Intel Turbo Boost и Intel Hyper Threading.

Рассмотрим влияние этих режимов подробнее. Технология Turbo Boost увеличивает частоту одного или нескольких ядер процессора, если энергопотребление и тепловыделение ядер остается в допустимых пределах, при этом частота ядра может повышаться с шагом 100 MHz на один или сразу на несколько шагов. Технология Hyper Threading позволяет ядру обрабатывать одновременно два потока инструкций, благодаря чему операционная система "видит" одно физическое ядро как два логических CPU.

Мы протестировали процессор Intel Xeon E5-2650 с включенными и отключенными режимами Turbo Boost и Hyper Threading в различных комбинациях:

Модель CPU Intel
Turbo
Boost
Intel
Hyper
Threading
Станд.
пользова-
телей 1С
Прирост
за счет
TB (%)
Прирост
за счет
HT (%)
Прирост
за счет
TB и HT (%)
Xeon E5-2650
8 Cores x 2 GHz
выключен выключен 230 - - -
включен 300 - 30% -
включен выключен 270 17% - -
включен 340 13% 26% 48%

Оказалось, что включение Turbo Boost увеличивает производительность в среднем на 15%, а Hyper Threading — на 28%. Суммарный рост быстродействия за счет обоих режимов составляет 48%.

Оперативная память

Независимо от нагрузки объем используемой оперативной памяти в ходе тестирования не превышал отметки в 32 GB. При этом около 2 GB использовалось операционной системой, не более 16 GB — рабочими процессами сервера 1С и примерно 12 GB — сервером SQL с учетом 100% кэширования тестовой базы в памяти сервера.

Определяя необходимый объем памяти для конкретного внедрения, необходимо отвести 2 GB для операционной системы и 4 GB под каждый рабочий процесс сервера 1С. Объем памяти для сервера SQL должен быть не менее 30 % от размера базы данных, а еще лучше, если база целиком сможет поместиться в оперативной памяти сервера.

Перейдем к вопросу о рабочей частоте оперативной памяти. Влияет ли она на результаты теста? Влияет, но только для самого старшего из протестированных процессоров — Intel Xeon E5-2697 v2. При частоте памяти 1600 MHz этот процессор выдает 630 пользователей — ожидаемую производительность из расчета примерно 20 пользователей на гигагерц суммарной частоты процессора (32,4 GHz). При этом полоса пропускания памяти составляет 51,2 GB/s (4 канала x 8 байт на канал x 1,6 GHz). А вот с памятью 1333 MHz (пропускная способность памяти 42,7 GB/s) результат теста ниже — всего 600 пользователей. Можно предположить, что память, чтобы не быть узким местом при нагрузке данного типа, должна обеспечивать пропускную способность не менее 1,6 GB/s на один гигагерц суммарной частоты процессора. Если это верно, то, например, для процессора Intel Xeon E5-2650 с рабочей частотой 2 GHz и суммарной частотой восьми ядер 16 GHz необходима пропускная способность памяти 16 GHz x 1,6 GB/s/GHz = 25,6 GB/s. Такую пропускную способность может обеспечить даже память с частотой 800 MHz (4 x 8 x 0,8 GHz = 25,6 GB/s). Действительно, мы протестировали этот процессор с памятью 800 MHz и получили такой же результат, как и с памятью 1600 MHz — 340 пользователей. Более того, с памятью 1600 MHz в двухканальном режиме (те же 2 x 8 x 1,6 GHz = 25,6 GB/s) тест выдал также 340 пользователей.

Впрочем, не вникая особо в такие сложности, можно просто использовать память с максимально разрешенной частотой, тем более что по стоимости модули памяти 1333 MHz и 1600 MHz практически не отличаются. Необходимо по возможности заполнить модулями памяти все каналы контроллера, поскольку они работают параллельно. Соблюдение этих рекомендаций гарантирует, что подсистема памяти не будет узким местом системы при нагрузках подобного типа.

Дисковая подсистема

Характер нагрузки на дисковую подсистему во время выполнения теста при 100% кэшировании базы в оперативной памяти сервера и отсутствии блокировок не позволяет делать выводы по поводу ее оптимизации на основании результатов теста. Даже при значительном количестве пользователей средняя скорость записи на диски не превышала 40 MB/s, а глубина очереди составляла незначительную величину порядка 0,05 - 0,1. Фактически во время данного теста происходит запись журнала транзакций в последовательном режиме, что не предъявляет серьезных требований к производительности контроллера и дисков.

В реальных внедрениях, конечно, картина совершенно иная и конфигурация дисковой подсистемы может оказывать решающее влияние на общую производительность системы.

Сетевые интерфейсы

В нашей конфигурации серверного стенда мы объединили 4 интегрированных гигабитных сетевых адаптера в один агрегированный канал для внешних клиентских подключений. Сетевой трафик не превышал в пиках величины 30 MB/s даже при максимальном количестве пользователей. Такая нагрузка по силам и одному гигабитному сетевому адаптеру. Чтобы убедиться в этом на практике, мы провели тестирование "максимальной" конфигурации сервера с процессорами Intel Xeon E5-2697 v2 в варианте с одним сетевым подключением и получили все тот же результат в 880 "стандартных пользователей 1с".

Тестирование сервера в конфигурации с двумя процессорами

При тестировании двухпроцессорных конфигураций использовались те же модели процессоров, что и в однопроцессорном варианте. Результаты теста приведены на графике.

В отличие от случая с одним процессором, результаты теста растут медленнее, чем суммарная частота установленных процессоров. Удвоения производительности при добавлении второго процессора также не происходит. Это видно из следующей таблицы.

Сравнение производительности сервера с одним и двумя процессорами

Модель CPU E5-2609v2 E5-2630v2 E5-2650 E5-2650v2 E5-2660v2 E5-2697v2
Пользователей, 1 CPU 140 310 340 410 460 630
Пользователей, 2 CPU 250 540 600 680 740 880
Прирост 2 CPU / 1 CPU 79% 74% 76% 66% 61% 40%

Прирост производительности при добавлении второго процессора составляет от 79 % до 40 %, причем чем мощнее процессор, тем меньше эта прибавка.

Данный эффект можно объяснить следующим образом. Рассматриваемое поколение серверов Intel построено на базе архитектуры NUMA (N on-U niform M emory A rchitecture). В рамках этой архитектуры каждый процессор через встроенный в него контроллер памяти управляет своей областью оперативной памяти. Взаимодействие процессора со "своей" памятью происходит быстрее, чем с памятью, подключенной к другому процессору, потому что обращение к "чужой" памяти осуществляется через межпроцессорный интерфейс QPI с пропускной способностью 16 GB/s в одном направлении. Процессоры Intel Xeon E5-2600 имеют два таких интерфейса с суммарной пропускной способностью 32 GB/s, в то время как контроллер памяти пересылает данные со скоростью 51,2 GB/s.

Из-за того, что во время теста процессоры могут использовать как свою, так и "чужую" память, более медленный доступ ко второй снижает общую скорость операций и не позволяет "удвоить" производительности при установке второго процессора. Более того, чем мощнее процессор, тем интенсивнее используется память и тем более узким местом оказывается интерфейс QPI.

Максимальный результат, который нам удалось получить для двухпроцессорной системы, составляет 880 "стандартных пользователей 1С" против 630 для однопроцессорной.

Как использовать результаты тестирования для выбора сервера

Чтобы использовать результаты тестирования для выбора конфигурации сервера под существующую информационную базу, необходимо определить, какому количеству "стандартных пользователей" соответствует нагрузка, которую создают реальные пользователи этой информационной базы.

Это можно сделать следующим образом.

Необходимо выбрать период времени, в течение которого пользователи создают максимальную нагрузку на информационную базу. Этих пользователей нужно классифицировать по ролям, которые они выполняют, например, кладовщик, менеджер по продажам и так далее. Для каждой роли необходимо создать обработку, которая в автоматическом режиме выполняет типовой бизнес-процесс, характерный для данной роли, и замеряет время его выполнения. Затем нужно вычислить коэффициент, который показывает, какому количеству стандартных пользователей соответствует данная роль. Коэффициент вычисляется по формуле:

К = (Т / Тп) * (V / 60) , где

Т — длительность выполнения типового бизнес-процесса роли в однопользовательском режиме на имеющемся оборудовании

Тп — длительность выполнения бизнес-процесса "продажа" "стандартного пользователя" в однопользовательском режиме на имеющемся оборудовании

V — количество бизнес-процессов, выполняемых пользователем данной роли, за 1 час

Время выполнения бизнес-процесса "продажа", который выполняет "стандартный пользователь", зависит, главным образом, от частот процессора и оперативной памяти. Поскольку операция выполняется в монопольном режиме, количество ядер процессора на скорость выполнения не влияет. В нашем тестировании были получены следующие значения:

Модель CPU E5-2609v2 E5-2630v2 E5-2650 E5-2650v2 E5-2660v2 E5-2697v2
Мах частота TB (GHz) 2,5 3,1 2,8 3,4 3,0 3,5
Время Тп (сек) 1,32 1,10 1,24 1,06 1,16 1,08

Рассчитав коэффициент для каждой роли и умножив количество пользователей этой роли на ее коэффициент, можно получить количество "стандартных пользователей", которое соответствует количеству пользователей данной роли. Сложив затем эти значения для всех ролей, можно получить общее количество "стандартных пользователей 1С", которые создают нагрузку, эквивалентную реальной.

  • Серверы в стойку

      По форм-фактору:

    • Серверы 1U
    • Серверы 2U
    • Серверы 3U
    • Серверы 4U/Tower
    • По процессорной платформе:

    • На процессорах Intel
    • На процессорах AMD
    • По свойствам:

    • Серверы GPU
  • Напольные серверы

      По форм-фактору:

    • Tower
    • Mid-Tower
    • Mini-Cube
    • По процессорной платформе:

    • На процессорах Intel
    • На процессорах AMD
    • По свойствам:

    • Малошумящие
  • Серверы хранения

      По форм-фактору:

    • Серверы хранения 2U
    • Серверы хранения 3U
    • Серверы хранения 4U
    • По типу контроллера:

    • C аппаратным SAS RAID
    • C программным RAID / HBA
    • По форм-фактору дисков:

    • На дисках 3,5"
    • На дисках 2,5"
  • Рабочие станции
    • Малошумящие
    • Высокопроизводительные
    • С поддержкой GPU
  • Многонодовые серверы
    • 1U (2 ноды)
    • 2U (2 ноды)
    • 2U (4 ноды)
    • 3U (8/12/24 нод)
    • 4U (2 ноды)
    • 4U (4 ноды)
    • 4U (8 нод)

Конфигуратор серверов

Конфигуратор серверов

Конфигуратор серверов реализован для всех представленных на сайте серверов. Ниже приведены наши рекомендации о том, как им пользоваться и некоторые базовые знания в серверной тематике.
Если Вы хорошо ориентируетесь и без наших рекомендаций, вот быстрые ссылки на основные разделы, чтобы начать работу:

Навигация

Что такое конфигуратор серверов и зачем он нужен?

Подбор конфигурации сервера - технически сложная задача, правильное решение которой подразумевает знание модельного ряда и платформ и комплектующих. Актуальная номенклатура платформ Supermicro (именно на Supermicro мы строим наши решения) на сегодняшний день содержит порядка четырехсот позиций для самых разных задач. При этом, выбор не ограничен платформами: гибкое конфигурирование позволяет комбинировать корпуса и материнские платы, номенклатура которых ещё шире. Часто выбор осложняется ограниченным бюджетом, при этом технические требования к серверу по соответствию задаче, никто не отменял. Разобраться самостоятельно в таком объеме технической информации и цен непросто. Кроме традиционного обращения к квалифицированному специалисту посредством телефонного звонка или e-mail, ОСК Техно предлагает он-лайн инструмент, который при наличии базовых знаний тематики, позволяет:

  • Самостоятельно выбрать оптимальный вариант платформы, как основы для построения системы по ключевым характеристикам.
  • Корректно подобрать компоненты будущего сервера для выбранной платформы.
  • Сформировать цену на готовый сервер, сохранить Вашу индивидуальную конфигурацию или сразу заказать сервер. Заказ осуществляется без регистрации

Конфигуратор серверов реализован для всех актуальных платформ Supermicro, а также для фирменной линейки серверов OSK.

Серверные платформы Supermicro - основа построения системы

Рассмотрим как устроен модельный ряд Supermicro. Базовыми компонентами системы являются:

  • Корпус (Шасси / Chassis) - физическая основа построения системы, включающая корзины для установки жестких дисков, бэкплейн (в зависимости от модели), блок(и) питания, рельсы для монтажа в стойку (в зависимости от модели), вентилятор(ы) охлаждения и монтажные аксессуары. Корпуса имеют парт-номера, начинающиеся с префикса CSE (например, CSE-213AC-R920LPB). Модельный ряд корпусов делится на серии по их основным характеристикам: форм-факторам самого корпуса и жёстких дисков (например, приведённый выше корпус относится к 213 серии: для установки в 19” стойку, высотой 2U, диски форм-фактора 2,5”).
  • Материнская плата (Motherboard) - отличается от МП привычного десктопного исполнения применяемыми технологиями, поддерживаемыми комплектующими, классом интегрированных устройств, плотностью компонентов и разнообразием подключаемых карт расширения. Все эти отличия обусловлены особенностями условий эксплуатации и задачами, стоящими перед сервером. Материнские платы Supermicro имеют парт-номера, начинающиеся с префикса MBD (например, MBD-X10DRC-LN4+). Модельный ряд МП делится на категории по процессорным сокетам: производитель процессора и его серия (например, приведённая выше МП относится к категории двухпроцессорных для установки в неё процессоров Intel серии E5-2600 v4/v3).

Предлагаемые к выбору и конфигурированию платформы являются заводской сборкой корпусов и материнских плат. В номенклатуре Supermicro платформы обозначаются SuperServer / SuperStorage и имеют парт-номера с префиксом SYS / SSG (например, SYS-2028R-C1R4+). Полные правила обозначения моделей платформ можно посмотреть . В перечне комплектующих каждой платформы явно указаны какие корпус и МП входят в состав (приведённая в примере выше платформа, является сборкой корпуса и МП, которые мы также уже приводили в примерах). Если в перечне предлагаемых платформ нет подходящего решения, имеет смысл обратиться к сотруднику ОСК Техно для формирования индивидуальной спецификации на основе комбинации МП и корпуса: возможности такого комбинирования заметно шире, чем стандартного модельного ряда платформ и способны обеспечить решение практически любой задачи.

Стоит отметить, что высокоплотные серверы (серий Ultra, Twin, MicroCloud) заказываются только как платформы: их компоновка из корпуса и МП практикуется редко в силу технологических особенностей, доступности компонентов или невозможна исходя из требований производителя. Более того, ряд технически сложных платформ поставляются только в комплектации не уступающей минимально заданной производителем. У таких платформ есть соответствующая пометка (Complete System Only) с указанием минимальной комплектации (процессоры, оперативная память, диски и т.д.)

Какие процессоры выбрать? Ключевые моменты

Cводная таблица серий серверных процессоров

Intel AMD
Xeon
E3-1200 v6
Xeon
E5-1600 v4
Xeon
E5-2600 v4
Xeon
E5-4600 v4
Xeon
E7-4800 v4
Xeon
E7-8800 v4
Opteron 6300
Кодовое имя Kaby Lake Broadwell Broadwell Broadwell Broadwell Broadwell Abu Dhabi
Кол-во ядер 4 4 - 8 4 - 22 8 - 22 8 - 16 4 - 24 4 - 16
Базовая частота 3.0 - 3.9 ГГц 3.2 - 3.7 ГГц 1.6 - 3.5 ГГц 1.8 - 2.5 ГГц 2.0 - 2.1 ГГц 2.1 - 3.2 ГГц 1.8 - 3.5 ГГц
Поддержка
многопроцессорности
Одно-
процессорные
Одно-
процессорные
До двух процессоров До четырех процессоров До четырех процессоров До восьми процессоров До четырех процессоров
Тип
поддерживаемой
памяти
DDR4
2400 МГц
ECC
DDR4
2400 МГц
ECC RDIMM
DDR4
2400 МГц
ECC RDIMM
LRDIMM
DDR4
2400 МГц
ECC RDIMM
LRDIMM
DDR4
2400 МГц
ECC RDIMM
LRDIMM
DDR4
1866 МГц
ECC RDIMM
LRDIMM
DDR3
1600 МГц
ECC RDIMM
Макс. объем памяти
(на процессор)
64 Гб 1536 Гб 1536 Гб 1536 Гб 3072 Гб 3072 Гб 384 Гб
Кол-во каналов памяти 2 4 4 4 4 4 4
Встроенная графика В некоторых моделях - - - - - -
Кол-во линий PCIe 16 40 40 40 32 32 42

Основные характеристики процессоров, определяющие выбор:

  • Количество ядер (потоков)
  • Тактовая частота
  • Требуемое количество процессорных сокетов

Кроме того в частных случаях:

  • Характеристики поддерживаемой оперативной памяти (тип, объём, частота и т.д.: подробнее о том как связаны характеристики процессора и ОП смотрите в разделе “Оперативная память”)
  • Наличие встроенного видео

Справа Вашему вниманию таблица с основными параметрами серверных процессоров. Большую часть рынка процессоров занимает продукция Intel. AMD недавно обновила линейку своих серверных процессоров - первый раз за 5 лет, при этом для отдельного класса задач Opteron 6300 все еще остается хорошим решением. Пока не налажена поставка новых процессоров Intel Xeon Scalable и AMD EPYC в РФ, они вынесены в отдельную таблицу (см. ниже)

В этом обзоре касаться десктопных процессоров не будем, однако, можно отметить, что ряд однопроцессорных серверов и рабочих станций поддерживают установку процессоров серий Core i3/i5/i7 или имеют встроенные процессоры Atom. Как правило, серверы на таких процессорах подходят для простых задач, например, сервер Asterisk или сетевого экрана.

Начальной линейкой серверных процессоров Xeon является семейство E3. Эти процессоры отличаются небольшим количеством ядер и высокой частотой; устанавливаются строго в однопроцессорных системах. В двухканальный режиме поддерживается оперативная память DDR4 ECC частотой до 2400 МГц объемом до 64 Гб. Серверы на таких процессорах, как правило, используются в качестве сервера электронной почты, сетевого экрана, контроллера домена, WEB-сервера, сервера хранения начального уровня (файл-сервера), сервера резервного копирования или архивации.

Большое семейство процессоров E5 делится на несколько линеек. E5-1600 v4 - процессоры с высокой частотой и количеством ядер до восьми для установки в однопроцессорных системах. В четырёхканальном режиме поддерживается ОП DDR4 ECC Registered (LRDIMM не поддерживается!) объемом до 1,5 Тб.

Самая обширная и наиболее востребованная линейка E5-2600 v4 состоит из нескольких категорий: Basic, Standard, Advanced, Low power, Frequency optimized, Segment optimized, Workstation и Low Power. E5-2600 v4 могут использоваться как в двухпроцессорных, так и в однопроцессорных конфигурациях. В четырёхканальном режиме поддерживается до 1,5 Тб DDR4 ECC Registered / LRDIMM оперативной памяти. Спектр задач, решаемых на серверах с процессорами E5-2600 v4 весьма широк: от простых задач вроде контроллера домена до суперпроизводительных решений класса крупного предприятия.

Процессоры линейки E5-4600 v4 отличаются невысокой частотой, но большим количеством ядер, при этом используются для установки в четырёхпроцессорных конфигурациях. Xeon E7-4800 v4 и E7-8800 v4 также используются для многопроцессорных решений и отличаются от E5-4600 v4 количеством линков QPI (3 против 2). Сферы применения: высокопроизводительные системы корпоративного уровня в том числе для организации виртуальных сред, машины для обсчета моделей молекулярной химии или сейсмики и др.

Процессоры AMD в сегменте серверного оборудования сейчас представлены только линейкой Opteron 6300 (на подходе EPYC 7000 - следите за обновлениями на сайте). Напомним, что в Opteron 6300 нет технологии, аналогичной Hyper-Threading.

В фильтре серверных платформ сериям процессоров, возможных к установке, а также количеству процессорных сокетов в системе отведёны соответствующие разделы, отмечая пункты в которых, можно дифференцировать нужные платформы от всей номенклатуры для дальнейшей селекции по остальным параметрам:

Cводная таблица новых серий серверных процессоров

Intel Xeon Scalable AMD EPYC
Bronze Silver Gold Platinum 1-Socket 2-Socket
Кодовое имя Skylake Naples
Кол-во ядер 6 - 8 4 - 12 4 - 22 4 - 28 16 - 32 16 - 32
Базовая частота 1.7 ГГц 1.8 - 2.6 ГГц 1.9 - 3.6 ГГц 2.0 - 3.6 ГГц 2.0 - 2.4 ГГц 2.0 - 2.4 ГГц
Поддержка
многопроцессорности
До двух процессоров До двух процессоров До четырех процессоров До восьми процессоров Одно-
процессорные
До двух процессоров
Тип
поддерживаемой
памяти
DDR4
2133 МГц
ECC RDIMM
LRDIMM
DDR4
2400 МГц
ECC RDIMM
LRDIMM
DDR4
2666 МГц
ECC RDIMM
LRDIMM
DDR4
2666 МГц
ECC RDIMM
LRDIMM
DDR4
2666 МГц
ECC RDIMM
LRDIMM
DDR4
2666 МГц
ECC RDIMM
LRDIMM
Макс. объем памяти
(на процессор)
768 Гб 2048 Гб
Кол-во каналов памяти 6 8
Встроенная графика -
Кол-во линий PCIe 48 128

Отдельной таблицей приводим сравнительные характеристики новых линеек серверных процессоров, анонсированных компаниями Intel и AMD в середине 2017 года. Из таблицы видно, что новая линейка Intel Xeon призвана заменить актуальные ныне на рынке серии Xeon E5 v4 и E7 v4. AMD на презентации заявило о превосходстве производительности EPYC над E5 v4 до 70% в зависимости от сегмента и, видимо, составит хорошую конкуренцию и линейке Xeon Scalable. Supermicro уже также представила обновленные линейки серверов на новых платформах, поддерживающих Intel Xeon Scalable и AMD EPYC. Компания ОСК Техно обновляет модельный ряд предлагаемых серверов, представленных на сайте и формирует квоты для размещения заказов по новинкам с тем, чтобы наши заказчики уже сегодня могли оценить бюджет и купить сервер нового поколения. Подробный обзор новых процессоров и серверных платформ мы выделили в отдельную статью.

В он-лайн конфигураторе серверов реализован автоматический контроль типов памяти в соответствии с выбранной платформой: Вам потребуется только выбрать объём планок и их количество (там, где допустимо, можно выбрать и различные типы памяти: RDIMM / LRDIMM). Требуемый объём ОП в сервере определяется задачей / используемыми приложениями.

  • При выборе объёма планки ОП, кроме определяемого задачей общего объёма, следует учитывать общее количество слотов в системе (для наращивания в будущем, если применимо), а также количество каналов памяти в системе: для оптимальной производительности памяти необходимо заполнять слоты кратно количеству каналов (например, для систем на процессорах E5-2600 v4 оптимальным является режим при установленных планках ОП в количестве, кратном четырём на процессор)
  • Таблица зависимости частоты ОП от ее типа и способа установки для E5-2600 v4

    Тип ОП Ранки ОП (Ranks) Емкость планки Скорость (MT/s);
    Слотов на канал (SPC); Планок на канал (DPC)
    1 слот
    на канал
    2 слота
    на канал
    3 слота
    на канал
    1 DPC 1 DPC 2 DPC 1 DPC 2 DPC 3 DPC
    RDIMM SR x4 8 Гб 16 Гб 2400 2400 2133 2400 2133 1600
    RDIMM SR x8 4 Гб 8 Гб 2400 2400 2133 2400 2133 1600
    RDIMM DR x8 8 Гб 16 Гб 2400 2400 2133 2400 2133 1600
    RDIMM DR x4 16 Гб 32 Гб 2400 2400 2133 2400 2133 1600
    LRDIMM QR x4 32 Гб 64 Гб 2400 2400 2400 2400 2400 1866

    Если для выполняемой на сервере задачи критична наибольшая частота работы оперативной памяти (сервер БД, сервер 1С и т.д.), обращайте внимание на её поддержку процессором т.е. если, например, при установленном процессоре E5-2620 v4 поставить ОП частотой 2400МГц, то её рабочая частота будет 2133МГц именно из-за ограничения со стороны процессора. Кроме этого, есть множество других факторов, влияющих на рабочую частоту ОП: количество планок, их размещение (SPC, DPC), тип, rank и номинальная частота. Например, для двухпроцессорных МП на E5-2600 v4 при установке памяти можно руководствоваться такой таблицей:

  • В системах на процессорах E5-2600 / E5-4600 / E7 допустима установка ОП LRDIMM: тип памяти со сниженной электрической нагрузкой на шину памяти, которая обеспечивает большую общую емкость без снижения рабочей частоты. Применяется, когда нужно обеспечить большой объём ОП на максимальной частоте (например, в сервере БД для создания ram-диска).

Дисковая подсистема сервера: короткий обзор и рекомендации

В общем случае дисковая подсистема состоит из трёх элементов:

  • Бэкплейн - объединительная плата, с разъёмами для подключения жёстких дисков (SATA/SAS/NVMe) с одной стороны и контроллеру с другой. Бекплейн входит в состав корпуса и в зависимости от модели может поддерживать различные интерфейсы накопителей. Бэкплейн может иметь экспандер(ы) - это позволяет подключать больше дисков чем портов со стороны контроллера. В простых системах бэкплейн может отсутствовать: диски подключаются непосредственно к контроллеру.
  • Контроллер дисковой подсистемы это интегрированное на МП устройство или реализованное отдельной картой в слот PCIe, позволяющее управлять дисковой подсистемой сервера. Возможны различные реализации контроллера: - аппаратный (“железный”, hardware, HW) отдельный процессор для обсчёта логики RAID и поддерживающий специальный фунционал, - программный (“софтовый”, software, SW) обычно использует ресурсы центрального процессора и HBA (Host Bus Adapter), контроллер, транслирующий команды к дискам без организации RAID-массивов. Ключевые характеристики контроллеров: тип, количество портов подключения дисков, поддерживаемые уровни RAID, дополнительный функционал (кэш, специальные алгоритмы для массивов из SSD и т.д.)
  • Диски: отличаются типом (HDD /SSD), интерфейсом (SATA / SAS / PCIe), форм-фактором (3,5” / 2,5”), объёмом, скоростными параметрами (rpm /IOPS) и др. Все, представленные в конфигураторе, диски относятся к классу корпоративных и предназначены для эксплуатации в режиме 24x7.

К прочим характеристикам дисковой можно отнести наличие или отсутствие горячей замены (hot swap) дисков.

Для получения перечня систем с нужными характеристиками дисковой подсистемы пользуйтесь разделами фильтра “отсеки для дисков” и “форм-фактор дисков” а также разделом “свойства” в части касающейся встроенных SAS RAID / HBA:

Если система не имеет встроенного SAS-контроллера при этом в нем есть необходимость, Вы можете добавить его отдельной картой на этапе конфигурирования системы.

  • Тип контроллера, избыточность по дискам, требуемые скоростные и надежностные параметры определяются характером задачи. Выбирайте RAID, если необходимо обеспечить отказоустойчивость дисковой подсистемы независимой от ОС или если у ПО/ОС есть жесткие требования по совместимости в части SAS-контроллеров (VMware ESXi). HBA подойдёт для систем с ПО/ОС требующих прямого подключения к дискам (Microsoft Storage Spaces, VMware VSAN) или для подключения внешних систем хранения данных.
  • Выбирая, учитывайте возможность будущего расширения дисковой подсистемы. Кроме простого запаса свободных корзин, одним из вариантов расширения, является установка контроллера SAS HBA с портами наружу (SFF-8644) или каскадирование с бэкплейна, имеющего экспандеры также с выводом SAS наружу для последующего подключения JBOD.
  • В случае выбора RAID-контроллера с кэшем, рекомендуем одновременно включать в спецификацию модуль защиты кэша (ещё его называют “батарейка”-уже не актуальный термин) - это позволит избежать потери содержимого кэша при сбое в режиме работы контролера на запись в кэш.
  • Обращайте внимание на наличие интегрированных устройств, таких как SAS HBA/RAID, 10Гбит/с сетевые контроллеры (правая колонка фильтра серверных платформ): их стоимость заметно ниже таких же, но устанавливаемых отдельными картами. Например, если задача требует наличия полноценного железного RAID-контроллера и сетевого подключения 10Гбит/с, отметив соответствующие пункты, Вы получите перечень серверных платформ, в которых эти эти устройства уже интегрированы и наоборот: в случае, если избыточные интегрированные устройства заведомо не нужны, следует исключать из вариантов, содержащие их платформы: переплачивать за неиспользуемые устройства нецелесообразно.
  • При установке процессоров в количестве меньшем, чем количество процессорных сокетов (например, одного в двухпроцессорную конфигурацию), подразумевая последующую доустановку остальных в будущем, следует учитывать несколько важных моментов: слоты памяти пустых процессорных сокетов будут недоступны; в зависимости от конкретной модели МП могут быть недоступны интегрированные устройства (такие, как SAS-контроллер, сетевой контроллер 10Гбит/с и т.д.) и слоты расширения (слоты PCIe, NVMe). Это хорошо видно по структурной диаграмме МП, на которой изображены PCIe шины, связывающие процессорный сокет с интегрированными устройствами. Для подробной консультации в этом вопросе рекомендуется обратиться к специалисту нашей компании.

Кроме уже описанных параметров, фильтр позволяет выделять системы по следующим свойствам:

  • Поддержка NVMe - серверы, готовые к установке накопителей SSD с интерфейсом PCIe в форм-факторе U.2. В отличие от привычных SSD, эти диски показывают наибольшую производительность благодаря использованию более скоростной шины PCIe вместо интерфейса SATA/SAS.
  • Поддержка GPU - серверы, оптимизированные для установки карт GPU (Tesla, GTX и т.д.), предъявляющих повышенные требования по питанию и теплоотводу. Такие серверы применяются в емких по вычислениям отраслях (квантовая химия, молекулярная динамика, визуализация, рендер, сейсмика и т.д.)
  • Двойной блок питания - серверы, в которых реализована избыточность по питанию для повышения отказоустойчивости.
  • Малая глубина - серверы, которые можно устанавливать в телекоммуникационные стойки или шкафы малой глубины с креплением за уши на одной 19” плоскости без рельс
  • Встроенный 4-портовый LAN 1/10 Гбит/с, 2-портовый LAN 10 Гбит/с - по этим свойствам можно выбрать серверы, имеющие интегрированные сетевые контроллеры, отличные от 2-портового гигабитного, которым стандартно оснащаются серверы
]

При организации и проведении начального обучения детей спортивному плаванию необходимо всегда учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детского организма. Методика начального обучения спортивному плаванию взрослых и детей не имеет особо принципиальных различий. Но несмотря на это, преподаватель плавания, занимающийся с детьми, должен применять методические приемы сообразно с возрастными особенностями и возможностями детей.

Метод показа и объяснения особенно широко используется при обучении плаванию детей. В занятиях с детьми младшего возраста показ должен сопровождаться популярным и образным объяснением. Занимаясь с детьми среднего и старшего возраста, нужно объяснять полнее и глубже, используя при этом фотографии и другие наглядные пособия. Необходимо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к показу. Поэтому показ должен быть точным и высококвалифицированным. От качества показа во многом зависит и качество овладения занимающимися техникой спортивного плавания и спортивное будущее учеников.

Метод упражнений также используется в занятиях с детьми всех возрастов. Для обучения плаванию детей также применяется метод раздельного и целостного изучения техники плавания, однако количество повторений для детей младшего возраста должно быть меньше, так как им нужны более продолжительные и частые паузы для отдыха. При этом необходимо предлагать различные варианты упражнений, так как однообразные упражнения утомляют психику детей, у них ослабевает интерес к ним, что приводит к неряшливому их выполнению.

Дети среднего и старшего возраста большинство учебных плавательных упражнений могут с успехом выполнять без поддерживающих средств, в то время как дети младшего возраста в начальной стадии обучения большую часть упражнений могут выполнять только с помощью поддерживающих средств или при поддержке и непосредственной помощи преподавателя. Во время исполнения упражнений не следует допускать того, чтобы дети неряшливо или неверно выполняли технику плавательных движений. После того как дети овладеют техникой плавания в общей, грубой форме, необходимо повседневно совершенствовать и оттачивать каждое плавательное движение в процессе выполнения упражнения.

Дети 5 - 6-летнего возраста, как правило, не умеют плавать, и многие из них не могут решиться самостоятельно войти в воду и тем более выполнить даже простое упражнение. При попытках плавать самостоятельно на резиновых плавательных кругах они начинают применять движения ногами и руками, сходные с движениями при ходьбе, поднимая при этом голову высоко над водой. В результате этого ноги глубоко погружаются в воду, тело принимает почти вертикальное положение, и продвижение в воде становится почти невозможным.

Дети дошкольного возраста плохо воспроизводят движения, показанные им в воде, и слабо понимают словесное объяснение. Упражнения или отдельные плавательные движения они делают с большим трудом. В этот период обучения они особо нуждаются в непосредственной помощи и моральной поддержке преподавателя. Поэтому до тех пор, пока дети не научатся самостоятельно и уверенно входить в воду и выполнять плавательные упражнения, преподаватели должны быть особенно внимательны. Они должны ободрять их своим непосредственным присутствием и помогать им правильно выполнять плавательные движения ногами и руками. При этом желательно, чтобы преподаватель был в воде вместе с детьми.

Прежде чем приступить к изучению техники спортивного плавания, необходимо применить комплекс специальных подготовительных упражнений, направленных на освоение с водой.

Эти упражнения значительно отличаются от подготовительных упражнений, выполняемых при начальном обучении взрослых и детей среднего и старшего возраста. Подготовительные упражнения по освоению с водой для детей дошкольного возраста выполняются в определенной последовательности.

1. Окунать ребенка в воду (вначале по грудь, затем до плечевого пояса и после этого с головой), держа его на руках и погружаясь вместе с ним в воду. При этом необходимо обучать ребенка задерживать дыхание на вдохе во время погружения под воду.

2. Выполнять то же, держа ребенка руками, но не погружаясь в воду.

3. Плавать брассом на груди или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, который держится за плечи преподавателя и находится у него за спиной.

4. Плавать на спине или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, лежащим на груди, держа его за руки, и с лежащим на спине, держа его за подмышечные впадины или поддерживая за голову.

5. Приучить детей принимать и сохранять горизонтальное положение (на груди и на спине) при помощи преподавателя, который их поддерживает: под спину и живот; за руки, прижатые к туловищу; за туловище в области поясницы; за трусы, при различных положениях рук: а) прижаты к туловищу, б) вытянуты вперед, в) одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу, г) ладони прижаты к затылку, локти развернуты в стороны (только в положении на спине).

Эти упражнения выполняются вначале на месте, а затем с перемещением преподавателя по дну.

6. Научить детей сохранять горизонтальное положение на воде (на груди и на спине, с различным положением рук) в скольжении от одного преподавателя к другому от преподавателя к бортику и от бортика к преподавателю, используя скорость скольжения, сообщенную преподавателем (легкое подталкивание) или полученную ребенком за счет отталкивания ногами от борта. Упражнения выполняются с постепенным увеличением расстояния между преподавателями и преподавателем и бортиком бассейна.

Упражнения 3, 4, 5 и 6 проводятся вначале без движений, а затем с движениями ногами кролем на груди и на спине, которые изучаются в процессе освоения подготовительных упражнений. Упражнения 5 и 6 в положении на груди выполняются с задержкой дыхания на вдохе, а в положении на спине с произвольным дыханием.

Детей младшего возраста следует вначале обучать способу плавания кроль на спине, так как при плавании на груди они не могут быстро освоить ритмичное дыхание. При плавании же на спине в начальной стадии обучения вполне допустимы некоторые нарушения в ритме дыхания.

Технику плавательных движений и их согласование следует изучать в такой последовательности:

  • изучение движений ногами способами кроль на груди и на спине, с поддерживающими средствами у бортика, и в скольжении при помощи преподавателей и самостоятельно;
  • плавательные движения ногами при выполнении упражнений 3 и 4 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 5 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 6 из серии подготовительных;
  • то же, держась руками за палку, с которой преподаватель идет по борту бассейна (палку, прижатую к туловищу, можно держать под мышкой);
  • то же, скользя поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего рядом по дну бассейна;
  • плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног, с различными положениями рук в сопровождении преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  • то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту и страхующего ребенка с помощью палки, за которую в случае необходимости ребенок может взяться рукой и восстановить устойчивое положение и продолжать плыть;
  • то же, в сопровождений преподавателя, идущего по борту без страховочной палки. Время от времени преподаватель дает ребенку необходимые указания голосом и жестикуляцией, все время подбадривая и поощряя его на проплывание всего бассейна без остановки;
  • то же, под наблюдением преподавателя, стоящего на месте, откуда начал плыть ребенок;
  • групповое плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног (с различными положениями рук) под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна, дающих детям необходимые указания, направленные на соблюдение ими правильного положения тела в воде и правильного выполнения плавательных движений ногами и дыхания.

Когда дети научатся уверенно плавать на спине за счет выполнения плавательных движений ногами, при различных положениях рук, следует перейти к изучению плавательных движений руками и согласования их с движениями ногами и дыханием в такой последовательности:

  1. изучение плавательных движений руками при поддержке и помощи преподавателя, идущего по дну бассейна сбоку или впереди ребенка, плывущего на спине за счет движений ногами. Преподаватель берет одну или обе руки ребенка в области локтевых суставов и помогает ему выполнять движения руками;
  2. плавание на спине поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего по дну бассейна рядом с ребенком и показывающего ему движения руками и выполнение вдоха и выдоха;
  3. плавание на спине вдоль бассейна при страховке преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  4. то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту бассейна (со страховочной палкой или без нее) и показывающего ребенку движения руками и согласование их с дыханием;
  5. групповое плавание на спине поперек и вдоль бассейна под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна и показывающих детям движения руками и согласование их с дыханием.

Перечисленные упражнения делают:

  • с раздельным выполнением плавательного движения отдельно каждой рукой с остановкой ее в исходном положении, другая рука прижата к туловищу или вытянута вперед;
  • с раздельным выполнением попеременных чередований плавательных движений руками (во время движения одной рукой и остановки ее в исходном положении (вытянутой впереди) производится полное движение другой рукой) и т.д.;
  • с одновременными движениями рук остановкой их в исходном положении (одна рука вытянута вперед, другая вдоль туловища), т.е. в то время, когда одна рука делает гребковое движение, другая движется над водой.

После того как дети научатся легко проплывать на спине длину бассейна, сохраняя правильное положение тела и правильно выполняя плавательные движения ногами и руками в согласовании с дыханием, необходимо периодически включать в урок упражнения на освоение безостановочного проплывания, постепенно увеличивая расстояние (до 200 м), п на овладение навыками скоростного проплывания коротких отрезков без учета времени с оценкой техники плавания.

После того как дети научатся легко и уверенно плавать на спине, следует перейти к изучению способа плавания кроль на груди, выполняя соответствующие упражнения в той же последовательности. В урок включают также упражнения, направленные на изучение дыхания, согласование дыхания с движениями ног и рук, на согласование движений рук и ног с задержкой дыхания н согласование движений рук, ног и дыхания.

После овладения техникой способов плавания кроль на спине и груди изучается техника способа плавания брасс, а затем баттерфляй.

В специальном мелком детском плавательном бассейне или на детском пляже с ровным мелким дном обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится в той же последовательности. Многие упражнения дети выполняют самостоятельно под руководством и наблюдением преподавателя. Температура воды в зимнем бассейне должна быть 27 - 29 °С и 23 26 *С в открытом водоеме в солнечную погоду.

В процесс обучения плаванию включаются соскоки и прыжки ногами в воду, а также спады головой вперед с бортика и стартовой тумбочки.

  1. Соскок в воду по направлению к стоящему на дне преподавателю. который подхватывает ребенка, окунает его в воду, а затем подталкивает к борту.
  2. То же, но преподаватель подхватывает ребенка после того, как он погрузится и воду.
  3. То же, при страховке преподавателем, но ребенок сам выбирается из воды и подплывает к борту.
  4. То же, по когда преподаватель стоит на бортике со страховочной палкой.

Вначале упражнения проделывают с резиновым плавательным поясом, а затем без него.

Спады в воду головой вперед выполняются в такой последовательности:

  • из положения сидя на борту, упираясь стопами в пенное корытце. Туловище до отказа наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • из положения глубокого приседа, ухватившись пальцами ног за край борта. Туловище наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • то же, из положения наклона вперед. Туловище наклонено вперед до горизонтального положения. Hоги прямые, руки сомкнуты над годовой;
  • то же, из положения согнувшись. Туловище наклонено до отказа вперед вниз. Руки опущены вниз и касаются ладонями голеностопных суставов.

После успешного овладения перечисленными спадами можно перейти к изучению стартового прыжка вначале с борта, а затем со стартовой тумбочки.

Обучение поворотам проводится при непосредственной помощи преподаватели, который находится в воде, демонстрирует детям поворот и помогает им выполнять его.

Обучение нырянию с доставанием предметов со дна мелкого бассейна также проходит при непосредственной помощи преподавателя, который находится в воде, показывает детям, как нужно нырять, находить и доставать предметы со дна. Помогает им овладеть этим навыком, вначале ныряет вместе с каждым ребенком, а затем наблюдает, как они по очереди ныряют без его помощи.

Процесс обучения плаванию детей в возрасте 7- К) лет в основном аналогичен процессу обучения детей среднего и старшего возраста и взрослых. Однако в первой стадии обучения при проведении общих подготовительных упражнений по освоению с водой и изучению техники движений ногами преподаватели должны находиться в воде, чтобы показывать и помогать детям выполнять изучаемые упражнения, а также поддерживать и страховать их.

Применение игровой формы проведения уроков с различного рода играми и развлечениями в каждом занятии на суше и в воде создает жизнерадостную обстановку, повышает эмоциональное состояние детей и вызывает у них повышенный интерес к последующим занятиям в бассейне.

Преподаватель должен мобилизовать весь свой опыт, изобретательность и смекалку, чтобы с первых же занятий с малышами организовывать и проводить посильные и доступные игры и развлечения в воде (с использованием поддерживающих средств и без них), различного рода хороводы и передвижения в воде, игры с мячами и игрушками, игры в пятнашки и т.д.

На начальных этапах обучения с детьми применяются игры, включающие элемент соревнования, которые проводятся на материале подготовительных упражнений по освоению с водой. В дальнейшем используются сюжетно-образные игры, которые требуют предварительного разъяснения на суше. Игры плодотворно сказываются на успешном овладении детьми умением плавать.

Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и др.), в психологическом аспекте -- формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом -- это не только обучение дошкольника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

В то же время акватория бассейна -- это, прежде всего, иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. Поэтому тренеры-педагоги единодушны в том, что для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период.

Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.

Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях требует, чтобы эти занятия структурно и функционально строились по принципам «открытого обучения» в педагогике школьного возраста. Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, так и по воле ученика. Дидактическое пространство при таком подходе оказывается «местом встречи» разнонаправленной мотивированной деятельности ребенка (который хочет купаться и резвиться) и взрослого (цель которого -- научить ребенка плавать). Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, а не объектом педагогических требований инструктора.

Таким образом, к формированию плавательных навыков у детей дошкольного возраста должна вести не столько особая методика обучения плаванию, сколько необходимость освоения ребенком более широкого социального опыта -- акватории бассейна.

Существует ряд методик обучения плаванию детей разного возраста. Хороший опыт группового обучения детей дошкольного возраста в бассейнах-«лягушатниках» (Г. Левина «Плавайте с малышами», 1974г.). Он ставит следующие цели обучения детей плаванию: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде; максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию; заложить прочную основу для дальнейших занятий плаванием, что является не маловажным в развитии детей. Но нужно отметить, что его методика имеет недостаток - обучение плаванию начинается непосредственно в воде. Перед погружением в воду нужно подготовить ребенка к поведению в воде при помощи специальных упражнений на дыхание, на продвижение в воде (привыкание к воде).

В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М.: «Просвещение», 1991).

Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы -- сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания -- принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное -- возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы прл обучении плаванию детей.

Ведущее место должен занимать игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игровой характер обучения отражает также необходимость внимательного, требовательного, но в то же время непринужденно-ласкового подхода к детям, обусловливает живое участие воспитателя в процессе обучения.

Игры, как правило, должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения. В обучении должны быть использованы простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме, назначению.

Освоение различных движений происходит путем многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, в одном занятии надо предлагать им выполнять разнообразные упражнения.

Дошкольники на основе подражания лучше овладевают, целостными двигательными актами. Поэтому надо создавать у них целостное представление об изучаемом способе плавания. Для этого как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно показывать этот способ в исполнении умеющего плавать ребенка или взрослого.

В связи с особенностями развития мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность подражания и др.) показ имеет очень большое значение при обучении плаванию. Все разучиваемые детьми упражнения, движения должны быть показаны воспитателем. Показ надо осуществлять в тех же условиях, в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде).

Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений, проводимых в воде. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что выполнение этого движения в воде вполне возможно. Это в свою очередь порождает уверенность и смелость при выполнении упражнений, способствует быстрейшему образованию новых навыков.

Не всегда дети сразу схватывают правильное выполнение нового движения. Поэтому его надо демонстрировать по многу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий.

Лучше всего показывать упражнения непосредственно перед их выполнением, совершая все движения правильно, четко, легко и красиво, без напряжения.

Надо всегда давать возможность ребятам показывать свои достижения в исполнении тех или иных заданий воспитателю или другим детям. Это активизирует их участие в процессе обучения и может служить дисциплинирующим фактором.

Показ обязательно должен сопровождаться доступными для детей пояснениями. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют целенаправленное, сознательное овладение движениями.

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений должны широко применяться. Такие названия упражнений, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать реальные представления о подлежащем выполнению упражнении, облегчают овладение им. Естественно, образ должен быть понятен детям, иначе подражание ему невозможно. Но надо иметь в виду, что ориентация только на имитационные упражнения или чрезмерное увлечение занимательностью образа отрицательно влияют на общую организованность занимающихся и четкость выполнения упражнений. Поэтому не надо злоупотреблять ими.

Объяснение, рассказ воспитателя на занятиях плаванием должны быть облечены в четкую выразительную форму. Тон разговора должен быть всегда ровным, спокойным, но достаточно внушительным. Авторитетно предъявленное требование безоговорочно выполняется дошкольниками.

В работе с ребятами 4--6 лет не следует использовать большое количество команд и подсчетов в разучивании упражнений. Главное на групповых занятиях -- это авторитет воспитателя: его взгляд, выражение лица, тон, жест призывают детей к порядку. Они должны ощущать контроль за своим поведением.

Это помогает детям сосредоточить внимание, приучает исполнять задание по первому слову воспитателя. В процессе занятий детям надо напоминать, что за ними наблюдают, делать замечания, часто повторять: «смотрю», «покажи», «сделай», «послежу» и т.д.

Отношение воспитателя к детям в группе должно быть чутким, ласковым, одинаково ровным ко всем. По возможности одинаковыми должны быть и выдвигаемые требования, но, разумеется, нельзя забывать об индивидуальных данных детей.

Требования воспитателя не должны навязываться детям, их надо предъявлять тактично, корректно. Важно создавать у детей ощущение самостоятельности в своих действиях.

Занятия плаванием очень эмоционально воспринимаются детьми. Они с удовольствием плескаются, брызгаются, плавают. Но иногда их поведение в воде становится слишком, шумным, чрезмерно возбуждаясь, дети лишаются способности реагировать на требования воспитателя. В таких случаях можно применить и наказание.

Одной из мер наказания является выговор с точным указанием причин недовольства воспитателя. Детей, грубо нарушающих дисциплину занятий, можно выводить из воды, не допускать к занятиям. Наказывая ребенка-дошкольника, надо сохранять уважение к его личности. Напроказившего надо вывести из воды, велеть ему одеться и в назидание другим посадить во время занятий на скамеечке на глазах у всей группы. На следующем занятии надо сделать вид, что ничего не случилось, и разговаривать с ребенком по-прежнему дружески.

Такое отношение, как правило, несколько смущает наказанного, он старается выполнять все требования как можно лучше и внимательнее. Дети очень любят купаться, плавать, поэтому в большинстве случаев уже одно напоминание о возможности лишиться этого удовольствия дает необходимые результаты.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошкольников. В связи с этим в обучении их плаванию надо использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений и игр.

С каждым упражнением дети знакомятся вначале на берегу, а потом разучивают его в воде. Ознакомление с новым учебным материалом на берегу важно, так как время пребывания детей в воде ограничено (10--15 мин), а водная среда чрезвычайно их возбуждает, в результате чего внимание рассеивается, они плохо воспринимают незнакомый материал. Кроме того, находясь во время объяснений и показа нового материала в.воде без движений, дети из-за повышенной теплоотдачи быстро охлаждаются.

Но и злоупотребление большим количеством упражнений на суше влечет за собой снижение внимания. Поэтому целесообразно предлагать детям на суше 2--3 упражнения, а затем заниматься с ними в воде.

Дозировка нагрузки при выполнении упражнений для девочек и мальчиков одинакова, но изменяется в зависимости от возраста детей: детям 3--4 лет нагрузка дается несколько ниже, чем детям 5 и тем более 6 лет.

Приводимые ниже указания по дозировке нагрузки в каждом конкретном случае могут меняться воспитателем. Так, например, при низкой температуре воды и воздуха количество повторений упражнений может быть уменьшено, а интенсивность их выполнения увеличена (меньшее количество упражнений, проделанных в более высоком темпе).

Занятия в воде следует всегда начинать с выполнения энергичных движений. Заканчивать же их надо спокойными погружениями в воду с головой и выдохом в воду. В зависимости от возраста детей это упражнение надо повторять в конце занятий от 4--5 до 10--12 раз и более. Свободное плавание повышает эмоциональную окрашенность занятий, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы в исполнении тех или иных технических приемов, попытках плавать. Для развития активности, инициативы у ребят необходимо в занятия вводить свободное плавание.

Исправлять ошибки ребят нужно в процессе занятий в определенной последовательности. Естественно, что вначале ребенок допускает в плавании кролем значительные ошибки. Чаще всего у дошкольников они зависят от степени общей физической и координационной подготовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общий рисунок движений способа плавания. В силу подвижности, неуравновешенности нервных процессов детям дошкольного возраста с трудом даются точные, четкие движения. Не надо требовать от них сразу же точности в технике плавания. Ее, возможно, выработать лишь в результате длительного времени. Но некоторые грубые нарушения в плавании кролем на груди и на спине у дошкольников надо своевременно и последовательно исправлять.

Высокое положение головы вызывает неправильное положение туловища и затрудняет дыхание. Поэтому, прежде всего надо поправить положение тела, головы, затем добиться правильного дыхания. При низком положении таза глубоко в воду погружаются ноги, нарушается равновесие в воде, ноги работают вяло, а иногда даже тянутся без движения. Или, наоборот, дети делают резкие, неритмичные, плохо согласованные движения ног, ноги сильно согнуты. На исправление движений ног надо обращать много внимания: до тех пор, пока ребята не научатся правильно работать ногами, не следует торопиться с исправлением других ошибок. После того как ошибки в движениях ног будут устранены, можно приступить к исправлению в движениях рук, а затем и в согласовании всех движений.

Сперва надо заметить основную ошибку. Исправление ее часто ведет к устранению мелких второстепенных ошибок. Нельзя исправлять одновременно несколько ошибок -- это рассеивает внимание ребят. Исправлять ошибки следует, давая установки на правильное исполнение движения и уточняя исполнение движения по ходу действия. При этом воспитатель должен активно использовать повторный показ, фиксировать внимание на правильном выполнении движений отдельными детьми, организовывать выполнение их в парах, для взаимного самоконтроля.