РИСУНКИ ФЁДОРА ДОСТОЕВСКОГО

РИСУЮЩИЙ ДОСТОЕВСКИЙ

ГРАФИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Федор Михайлович Достоевский редко говорил о своих рисунках и не оставил нам никаких прямых письменных указаний на их существование. Писатель не любил обсуждать с посторонними тайны его творческой лаборатории. Его "записные книжки", содержащие большую часть рисунков, сберегала вдали от постороннего глаза и как величайшую драгоценность его жена, Анна Григорьевна.

Однако именно потому, что писатель бережно хранил "письменные книги", где им выполнялись первоначальные записи ко всем написанным и ненаписанным произведениям, до нас дошли многочисленные графические наброски, сделанные им в процессе обдумывания "плана" "Преступления и наказания". "Идиота". "Бесов". "Подростка". "Братьев Карамазовых".

Характерное свойство графического наследия Достоевского, резко отличающее его от типологически разнообразных рисунков А. С. Пушкина - поразительно строгое (и имеющее свои причины) разделение на три главных иконографических мотива:

1. Мужские, женские, детские портреты около 7 проц. от общего числа рисунков.

2. Архитектурные наброски ("готика") - около 26 проц.

3. "Каллиграфические упражнения" Достоевского - около 61 проц.

ПОРТРЕТНЫЕ РИСУНКИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Проблема воплотимости человеческого характера в портрете волновала Достоевского не менее любого художника-портретиста. По страницам рукописей к роману "Преступление и наказание" можно наблюдать графическую разработку лица Раскольникова. его матери и сестры Сони, Порфирия, Лизаветы. Иногда он рисовал своих современников и коллег по литературе - В. Г. Белинского. М. М. Достоевского. А. А. Краевского, И. С. Тургенева. Встречаются среди изображенных им лиц и любимые писатели О. де Бальзак. М. Сервантес, Тихон Задонский. Размышляя над особенностями жизненного пути так называемых "великих людей", писатель рисовал в своей тетради лица Петра I. Николая I. Наполеона III и Наполеона Бонапарта. Такого рода рисунки - всегда появлялись в связи с разработкой нового плана романа, прототипами главных действующих лиц которого оказывались деятели русской и европейской истории.

"ГОТИКА" Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Крупным по размерам слоем графики Достоевского является его "готика": архитектурные рисунки, представляющие собой графические вариации на темы арок, башенок и стрельчатых окон готических здании. Наибольшее их число содержится в рукописях к роману "Бесы".

"Готические рисунки" Достоевского поражают своей изысканной красотой, великолепием отделки и фантастическим разнообразием. В них мы можем узнать стреловидные арки и витражи Кельнского, Миланского, Парижского (Нотр-Дам), других готических соборов, которые видел и которыми восхищался писатель. Но было бы ошибкой искать объяснения этим рисункам лишь в пределах их возможных архитектурных подобий. В своих эскизах писатель позволял своей фантазии уходить в области, недоступные реальной архитектуре: большинство архитектурных "проектов" писателя неосуществимы в условиях земного тяготения и могут быть реализованы лишь в невесомости или, по крайней мере, на Луне. Это особенно важно отметить потому, что "ошибки" в архитектурных набросках писателя проистекают отнюдь не из его незнания принципов и шаблонов архитектурного искусства или неумения их отобразить: совершенно ясно, что они сделаны сознательно.

Достоевский имел диплом Главного инженерного училища, лучшего в России учебною заведения военно-архитектурного профиля, где преподавали лучшие отечественные и иностранные профессора. Качество учебных работ лично проверял великий князь Михаил, что еще более повышало требовательность преподавателей. По свидетельству однокашников. Достоевский, явно скучавший на лекциях по геодезии, фортификации и математике, заметно оживлялся лишь на занятиях по двум дисциплинам: курсе русской словесности и лекциях по истории архитектуры, которая увлекла его почти без всякой связи с будущей инженерной специальностью. Уже тогда будущий писатель восхищался красотой готических линии этот архитектурный синь оказался ближе всего к его эстетическим вкусам и ассоциировался в его сознании с тем образом совершенной, законченной красоты, воплощающей в себе добро и истину, которые он напряженно искал в эти училищные годы.

В готическом соборе он видел "поэзию", в камне, "как бы крик всей вселенной", как говорит один из героев романа "Подросток". Напротив словесность, литературное искусство, которому посвящал Достоевский в годы учения все свое свободное время, учила его смыслу и восприятию той идеи "абсолютного искусства", материально воплощенной "красоты - истины - добра", которая находилась в основе всего мировоззрения писателя в годы зрелого творчества.

"КАЛЛИГРАФИЯ" Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Перелистывая "записные тетради" Достоевского, нетрудно заметить, что многие составляющие их записи выполнены каллиграфическим почерком. Сравнивая рукописные тексты к различным произведениям писателя, мы постепенно убеждаемся, что этот "красивый" почерк чаше всего встречается в подготовительных материалах к романам "Преступление и наказание", а особенно - романам "Идиот" и "Бесы", где "каллиграфия" расцветает наиболее пышно и разнообразно.

В арсенале писателя не просто ИНОГО различных почерков, часто соседствующих на одной странице, в пределах одного и того же текста, выполненного даже в одно и то же время, но, можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждою написанною слова. Этот разнообразный, разноликий "почерк" Достоевского почти невозможно классифицировать: письменные СТИЛИ, используемые писателем во время работы, плавно перетекают один в другой. Каждый имеет собственное место относительно двух противоположных полюсов быстрой, напоминающей своим внешним видом колючую проволоку, едва читаемой скорописи и поразительной по своему художественному совершенству "каллиграфии", которая как бы олицетворяет собой некое идеальное в своем совершенстве художественное слово. "Каллиграфия" Достоевского отнюдь не простые прописи, не норма, написанная от руки, но целый мир художественных образов, по своему богатству вполне соотносимых с миром творчества писателя. Сравнение того и другого не выдумано нами но содержится в произведениях Достоевского, например, на страницах романа "Идиот", главный герой которого - "художник почерка" или "артист", способный выразить в начертании буквы характер человека.

РИСУНКИ ДОСТОЕВСКОГО - ХАОС ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

Достоевский непросто "писал" или "записывал" в процессе творческого размышления, но как бы жил в пространстве и времени особого художественного мира "письменной книги", где в гесном взаимодействии находятся смыслы и значения слов, а также смыслы и значения, выраженные наглядными образами. Слово и изображение, органически сочетаясь, помогают писателю в философском осмыслении и художественном воплощении воспринимаемого мира: в этом выразилась самая сущность творческой индивидуальности Достоевского. Начиная новый роман, он обращался к себе с призывом: "смотри в старых книжках", "см. в старой книге" и др. Нет ничего малозначительного в цельном, едином процессе созидания великого произведения искусства, в начале которого графические или, лучше сказать. идеоографтеские записи романиста.

Насколько значима была графика для самою Достоевского доказывается и тем, что писатель менял причем, очень резко и характерно - сам способ оформления подготовительных записей в разные периоды своего творчества. Например, рукописные материалы к "Преступлению и наказанию" не только по своему содержанию, но и по внешней форме резко отличаются от материалов к роману "Идиот". "Бесы", другим произведениям. То же самое можно сказать и о записях к "Подростку" или "Братьям Карамазовым". Творческая рукопись к любому произведению писателя каждого периода его творчества имеет свое собственное лицо. Находясь на "переднем крае" борьбы писателя за искомую художественную форму, графика Достоевского в своем изменении несет нам информацию о важных переменах в приемах и стиле работы романиста, которые приносили с собой годы его творческой зрелости.

Константин БАРШТ

ПОРТРЕТНЫЕ РИСУНКИ

Самый ранний из известных нам портретных рисунков Ф. М. Достоевского. Физиономическая трактовка типа "сладострастного насекомого". Впоследствии этот образ запечатлен в Тоцком ("Идиот"). Свидригайлове ("Преступление и наказание"), старшем князе Сокольском ("Подросток"). Федоре Карамазове ("Братья Карамазовы"), Около 1860-го года.

Изображение "восковой персоны" Петра Великого, изготовленной скульптором Растрелли. Рисунок выполнен в процессе работы писателя над романом "Преступление и наказание". 1865 г.

Попытка графического определения "лица идеи" главного героя романа "Идиот" (первая редакция). 1867 г.

Изображение лица главного героя романа "Идиот" (первая редакция). 1867 г.

Набросок портрета "идиота"главного героя неосуществленной первой редакции романа "Идиот". 1867 г.

Портретные наброски "старца", носителя идеи христианского возрождения России, и "идиота", главного героя неосуществленного замысла романа "Идиот" (первая редакция). 1867 г.

Последний из известных нам портретов главного героя романа "Идиот". 1867 г.

Портрет генерала Епанчина. одного из действующих дни романа "Идиот". Имеет черты сходства с Александром II, императором России в эти годы. 1868 г.

Автопортрет Достоевского в юности (18-20 лет), изображение "старца", слегка шаржированное изображение Дж. Россини, умершего в год создания этого рисунка. Флоренция. 1868 г.

Портрет "старца", имеющим черты сходства со Святителем Тихоном Задонским. 1868 г.

Портретный набросок и "готика". "Вторая записная тетрадь к роману "Бесы". 1870 - 1871 гг.

Портрет молодого человека на странице чернового автографа второй главы части третьей романа "Бесы". 1871 - 1872 г.

Молодой монах с крестом на шее и в руках. Рисунок выполнен на стадии завершения романа "Подросток". Одновременно он намечает сюжет следующего произведения Достоевского - "Братья Карамазовы". 1875 г.

Портретный набросок русского православного правдоискателя из крестьян. Получил воплощение в Макаре Ивановиче Долгоруком ("Подросток"). 1873 - 1874 г.

Единственный портретный рисунок Достоевского, находящийся в рукописи "Дневника писателя" 1876-1877 г. Имеет черты сходства с А. А. Краевским, известным писателем 1840-х гг. 1877 г.

Портретный рисунок пером средли записей к роману "Братья Карамазовы". 1878 - 1880г.

Изображение "странничка" и "лицо идеи" главного героя романа "Братья Карамазовы" - Алеши Карамазова. 1879 г.

ГОТИЧЕСКИЕ НАБРОСКИ

Готические наброски в рукописи романа "Бесы". 1870 г.

Детали стрельчатых окон готических соборов. "Записная тетрадь" к роману "Бесы". 1871 г.

Готические наброски в рукописи романа "Бесы". 1871 г.

"Готика". "Вторая записная тетрадь к роману "Бесы". 1870 - 1871 г.

Графическая композиция, включающая изображение архитектурных деталей, каллиграфические записки и портретный набросок "Вторая записная тетрадь к роману "Бесы". 1870 - 1871 гг.

Рисунок в черновых записях к главе шестой части третьей романа "Подросток". 1875 г.

"КАЛЛИГРАФИЯ"

Каллиграфические записи, сделанные Достоевским в период работы над романом "Идиот". 1867 г.

Продолжение каллиграфических записей, показывающих интерес Ф. М. Достоевского к личности и характеру Юлия Цезаря в свете работы писателя нал "лицом идеи" главного героя романа "Идиот" (первая редакция). 1867 г.

"Каллиграфия". "Вторая записная тетрадь к роману "Бесы". 1870-1871 гг.

Иероглиф "нос" в "записной тетради" к роману "Подросток". 1873-1874 гг.

Рисунок и "каллиграфия" в "записной тетради" к роману "Подросток". 1874 г.

Как и многие из нас, Федор Достоевский любил машинально что-то рисовать, когда был расстроен или встревожен. Его рисунки были найдены в нескольких рукописях – на них изображены выразительные лица и тщательно прорисованные архитектурные элементы. Но подобные эскизы были для писателя не только способом отвлечься и занять руки. Это была часть его литературного стиля.

По словам исследователя творчества писателя Константина Баршта, Достоевский не ограничивался только записками во время творческого процесса. На самом деле в его работе значение и важность слов взаимодействуют с другими значениями, выраженными посредством визуального изображения. Баршт также утверждает, что подобный стиль характерен исключительно для Достоевского. И вот как выглядели Раскольников, Свидригайлов, Соня Мармеладова, Порфирий Петрович, Семен Мармеладов и другие герои романа “Преступление и наказание” в воображении писателя:


У Достоевского было много общего с главным героем романа, когда он только начал его писать в 1865 году. Писатель проиграл в карты почти все свое состояние и пребывал в затруднительном материальном положении. Литературный критик Джозеф Франкс утверждает, что изначально история задумывалась как небольшая новелла, написанная от первого лица, по примеру “Записок из подполья”. В рукописях писателя можно найти целые фрагменты оригинальной истории.

Франкс ссылается на ученого Эдварда Васиолека, который опубликовал переводы рукописи “Преступление и наказание” в 1967 году. В ней содержатся рисунки, краткие записки о разных вещах, эскизы, подсчеты расходов, зарисовки и замечания писателя.


ekolovrat в Найдена неизвестная рукопись Достоевского

Необыкновенная находка была сделана вытегорским краеведом В.Н. Селиверстовым. Разбирая бумаги своего деда, он обнаружил папку с надпись "Старая Русса. А.Г. Достоевская" на обложке. Дед В.Н. Селиверстова работал в Старой Руссе земским врачом. Согласно семейному преданию он был знаком с А.Г. Достоевской и именно ему она оставила часть семейных бумаг, уезжая в 1918 году в Крым.

В обнаруженной краеведом папке было двадцать три листа, исписанных мелким почерком. Анализ рукописи показал, что это - рука Ф.М.Достоевского.

На настоящий момент прочитано две первых страницы найденного текста. Судя по всему, это начало и план ненаписанного Ф.М. романа, который в черновиках носил название "Либерал".

Работа над рукописью продолжается, а мы знакомим наших читателей с первыми фрагментами вновь обретенного текста великого писателя.

В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу. Было так сыро и туманно, что насилу рассвело; в десяти шагах, вправо и влево от дороги, трудно было разглядеть хоть что-нибудь из окон вагона. Из пассажиров были и возвращавшиеся из-за границы; но более были наполнены отделения для третьего класса, и всё людом мелким и деловым, не из очень далека. Все, как водится, устали, у всех отяжелели за ночь глаза, все назяблись, все лица были бледно-желтые, под цвет тумана.

В одном из вагонов третьего класса ехал (нрзб, зач.) весьма приметный пассажир. На нем был довольно широкий и толстый плащ без рукавов и с огромным капюшоном, точь-в-точь как употребляют часто дорожные, по зимам, где-нибудь далеко за границей, в Швейцарии или, например, в Северной Италии, не рассчитывая, конечно, при этом и на такие концы по дороге, как от Эйдткунена до Петербурга. Но что годилось и вполне удовлетворяло в Италии, то оказалось не совсем пригодным в России. Обладатель плаща с капюшоном был (Лев Николаевич Кошкин, зач.) молодой человек, лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее. В руках его болтался тощий узелок из старого, полинялого фуляра, заключавший, кажется, всё его дорожное достояние. На ногах его были толстоподошвенные башмаки с штиблетами, -- всё не по-русски.

Разговор, говорит, что едет из Австро-Венгрии, воодушевлен Конституцией.

Но (нрзб, зач.) нет соборности, взыскуя приехал (нрзб, зач)

Друзья и враги:

Алевтина, польский граф, влюбленный в нее. Кошкин ревнует, говорит речь, осуждающую католицизм. Нрзб.

Агриппина Федоровна - необыкновенной красоты женщина … волосы, темнорусые, глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное, несколько худа лицом, бледна. Террористка.

Публикации раздела Литература

Фигуры на полях. Рисунки Достоевского к его рукописям

Ф едор Достоевский часто рисовал на полях своих рукописей и в записных книжках. Кого и что изображал писатель? Смотрим наброски и угадываем известных философов и персонажей романов, рассматриваем готические арки и необычный почерк русского писателя .

Персонажи произведений

Рисунок к рукописи «Идиот»

Групповой портрет

Рисунок к рукописи «Братья Карамазовы»

Достоевский рисовал грифелем, иногда - чернилами. Первые наброски в его черновиках появились на полях «Записок из Мертвого дома», но больше всего сил Достоевский потратил на «Преступление и наказание» . Он рисовал Родиона Раскольникова, Аркадия Свидригайлова, Соню Мармеладову, Порфирия Петровича и других героев романа.

Образы героев складывались не сразу. В черновиках романа рядом с описаниями Раскольникова, его сестры и матери встречались, например, портреты самого Достоевского, матери и сестры писателя.

Много рисунков и в других рукописях: романе «Идиот» , «Братья Карамазовы» , «Бесы» . О некоторых из них исследователи спорят до сих пор: непонятно, изображены ли на полях персонажи произведений или кто-то из знакомых Достоевского.

Белинский и Наполеон

Петр Первый

Шекспир и «Бесы»

Рене Декарт

Писатель рисовал не только персонажей своих произведений. Он делал наброски к портретам своих современников - Белинского, Тургенева , и любимых писателей - Бальзака и Сервантеса . Достоевский рисовал и правителей: Петра I и Николая I . Наполеона III и Наполеона Бонапарта.

Появлялись в рукописях портреты философов: продумывая образ каждого персонажа, писатель размышлял о разных идеях. Так на страницах «Преступления и наказания» появляется портрет Канта, который рассуждал о нравственном законе. Некоторые описания князя Мышкина похожи на изображения Рене Декарта, которому принадлежит фраза «Я мыслю, а значит, существую». Среди описания героя «Подростка» можно встретить портрет Вольтера, а изображениями Шекспира пестрят страницы «Бесов». Однако о том, кого из героев Достоевский представлял в образе английского поэта, можно только гадать.

«Бесовская» готика

Рисунки на полях «Бесов»

Рисунки на полях «Бесов»

Рисунки на полях «Бесов»

Кроме портретов в «записных книжках» Федор Достоевский рисовал городские пейзажи, архитектурные элементы: шпили, башенки, особенно часто - стрельчатые окна. В рисунках писателя можно узнать стреловидные арки и витражи Нотр-Дама, Кельнского, Миланского и других готических соборов Европы. Достоевский видел их, когда путешествовал по Европе. Особенно много подобных рисунков на полях «Бесов», хотя действие романа происходит в небольшом губернском городе.

В юности Федор Достоевский окончил Главное инженерное училище Санкт-Петербурга. Здесь будущий писатель делал первые наброски зданий, изучал историю архитектуры. Достоевский сохранил любовь к строительному искусству на всю жизнь, а особенно - к