Полномочия главы государства: в отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента или даже правительства.Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства во вне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств, назначает дипломатических представителей, осуществляет аккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации).Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю регенту или регентскому совету. Кроме того, прерогативы главы государства могут осуществляться должностным лицом, действующим от имени монарха в одном из государств, входящих в унию.Глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).В парламентарных республике и монархий, во многих в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые (не все) акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрасигнатура).Монарх является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства, одновременно главой государства и исполнительной власти, главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра. Президент избирается на определенный срок.Способы избрания президента:– голосование в парламенте;– голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями;– избрание президента специальной избирательной коллегией (Федеральное собрание в Германии);– избрание непосредственно избирателями. Правовая ответственность президента во многих странах также ограничена. Так, в Финляндии, во Франции, в Кот д"Ивуар президент может быть привлечен к ответственности только за действия, совершенные им при исполнении его функций, если они составляют государственную измену. По конституции США ответственность президента наступает за измену, подкуп н другие тяжкие преступления и нарушения. Немецкий президент отвечает за умышленные нарушения закона, что, очевидно, освобождает его от ответственности за неосторожные правонарушения.Следует добавить, что н процедура привлечения президента к ответственности особая. В ней задействованы несколько инстанций, каждой из которых отведена своя роль. Например, нижняя палата парламента выдвигает обвинение, а вопрос о виновности главы государства решает верхняя палата. Возможно, что обвинение выдвигают обе палаты одновременно (Франция) или любая из них (ФРГ), после чего вопрос о виновности президента решает верховный или конституционный суд.



Если виновность будет установлена, то президент отстраняется от должности, и на этом процесс может быть завершен. Если же он будет продолжен, то из парламента дело передается суду (обычно верховному), который принимает решение о.наказании. Такая процедура была разработана в Англии, применялась к высоким чинам и получила название импичмент.За президентом закреплены права на особое содержание - высокое жалованье, которое обычно не изменяется в течение срока его полномочий; право пользования резиденцией и средствами транспорта; на оплату представительских расходов; право на охрану его личности, безопасность членов семьи и другие.С президентской должностью связаны не только привилегии, но и свои правоограничения. Например, конституции некоторых латиноамериканских государств запрещают президенту покидать страну без согласия парламента. Еще в начале XX века в США считался недопустимым отъезд президента за границу, даже для участия в учреждении Лиги наций.Государственное право регулирует отношения, связанные с выбытием президента до истечения срока его полномочий. Таковое может состояться в случае его смерти, отрешения от должности (импичмента), невозможности выполнения обязанностей главы государства.Невозможность выполнения обязанностей устанавливается либо по заявлению самого президента, либо без его участия. В первом случае он может объявить о возобновлении своей деятельности. Во втором - невозможность исполнения президентом обязанностей устанавливает суд, парламент либо коллегия из числа министров, руководителей парламента и прочих. При этом у президента остается право оспорить их решение и возобновить осуществление полномочий. Надо сказать, что на практике случаев прекращения президентских полномочий по причине болезни, старости и подобных обстоятельств не наблюдается. Пожилой и уже малоспособный Гинденбург президентствовал в Германии до самой смерти. Из-за тяжелой болезни (кровоизлияние в мозг, паралич левой части тела, временное нарушение речи) президент Вудро Вильсон более полутора лет не участвовал в заседаниях кабинета, а 28 законов, принятых Конгрессом США, остались неподписанными и не вступили в силу365. Даже столь очевидные расстройства не привели к приостановлению или прекращению президентских полномочий.Возможны два следствия из факта досрочного выбытия президента. Во-первых, ему может быть назначен преемник, который исполняет должность главы государства. Преемники бывают временными либо действуют до истечения срока полномочий того президента, которого они заменили. Так, итальянского президента может временно заменить председатель Сената, а в США закон определяет круг должностных лиц (вице-президент, члены кабинета - всего четырнадцать), замещающих выбывшего президента, а также устанавливает между ними очередность. Лица, постоянно замещающие президента США, вправе исполнять его обязанности безо всяких изъятий до истечения срока полномочий замещаемого.Во-вторых, после выбытия президента могут быть проведены внеочередные выборы. Однако их назначают в том случае, когда президент выбыл окончательно. Окончательное выбытие имеет место в случае его смерти, отрешения или отказа от должности, а также при условии, если невозможность выполнения президентских полномочий будет признана постоянной. Право расценить эту невозможность как окончательную обычно принадлежит тем же органам, которые решают вопрос об ответственности главы государства. Например, во Франции Конституционный совет правомочен принять окончательное решение о том, что президент не имеет возможности продолжать исполнение функций главы государства. Полномочия президента прекращаются:

В обычном порядке, с истечением срока полномочий в момент вступления в должность вновь избранного президента.

Досрочное их прекращение: в случаях смерти, отставки, смещения с должности в результате применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры парламентской ответственности, неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия. Отрешение президента от должности осуществляется парламентом либо с участием парламента. Правовым последствием применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры является отрешение президента от должности - как правило, без права занимать ее в будущем. При этом в некоторых странах одновременно с импичментом президент может быть привлечен к уголовной ответственности (Франция), в других уголовная ответственность возможна только после отрешения (ФРГ), а в ряде государств лицо вообще не может быть привлечено к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения президентских полномочий (Чехия).

В случае временного или досрочного прекращения президентом своих полномочий их осуществляет вице-президент (если этот пост имеется) либо глава Верхней палаты или всего парламента (если парламент однопалатный). Чаще такое замещение является недолгим, так как при досрочном прекращении президентских полномочий в большинстве стран в установленный срок назначаются выборы нового президента. Однако в США вице-президент становится президентом на все оставшееся время до истечения срока полномочий избранного, но прекратившего досрочно свои полномочия президента. В ряде стран полномочия лица, осуществляющего функции президента, ограничены. Например, во Франции функции президента, прекратившего свои полномочия досрочно, временно (до проведения выборов нового главы государства, которые должны состояться не ранее чем через 20 и не позднее чем через 30 дней после открытия вакансии) возлагаются на председателя Сената, а если у него, в свою очередь, возникнут препятствия к их исполнению - на Правительство. Однако они не вправе назначать референдум и распускать Национальное собрание; в это время не могут решаться вопросы доверия правительству и изменения Конституции (ст. 7 Конституции Франции).

B различие с венценосца глава обдает обязательство из-за собственные воздействия. Некто соответствует из-за национальную измену, осуществление прочих горестных правонарушений.

Анализ предписаний конституций европейских республик, затрагивающих причин с целью привлечения к ответственности президента, приводит к заключению, что же данные конституции допускается разбить в 2 категории.

Первая команда - данное конституции, какие учитывают преждевременное устранение президента с захватываемою должности, в случае если некто никак не осуществляет собственных конституциональных прямых обязанностей. Другими текстами, причинами с целью преждевременного отстранения президента oт одалживаемою должности, в согласовании с данными конституциями, представлены материал, удостоверяющие о этом, что же глава никак не функционирует в согласовании с собственной конституциональной предназначением, никак не справляется с этими проблемами, какие, в соответствии с конституции, некто обязан разрешать, никак не продаст полномочия, поступающие в его зону ответственности либо неразумным способом использует ими, а кроме того никак не осуществляет прямых обязанностей, поступающих в его способность.

Конституции, касающиеся к 2-ой гpуппе, учитывают абсолютно другие причины с целью преждевременного отстранения президента с одалживаемою должности, никак не обладающие нисколько всеобщего с президентской работой. В свойстве причины с целью привлечения президента к ответственности данные конституции учитывают осуществление противозаконного действия - меняю отчизне либо иное тягостное правонарушение. Похожее правонарушение имеет возможность сделать никак не только лишь глава, однако и какой угодно гpажданин, и кара из-за его осуществление достаточно равным равно как с целью президента, таким (образом и с целью уроженца. Отличие заключается только в упражнению привлечения президента и уроженца к криминальной ответственности. Таким образом, в соответствии с данной гpуппе конституций, напрямую из-за собственную работа глава никак не обдает плохой ответственности.

В отдельных конституциях присутствуют особые предписания, в окончательной фигуре воспрещающие притягивать президента к ответственности из-за неисполнение собственных конституциональных прямых обязанностей. К примеру, в Конституции Республики Исландии высказано: «Глава никак не обдает ответственности из-за собственные служебные воздействия» (ч. 1 ст. 11). Фигура Финляндии решает: «Действие напротив Президента из-за выполнение им собственных должностных возможностей никак не имеет возможность волноваться» (§ 113). В согласовании с ст. 68 Конституции Запошивочной Республики «Глава Республики обдает обязательство из-за воздействия, произведенные им близ осуществлении собственных прямых обязанностей, только лишь в случае общегосударственной измены». В соответствии с Конституции Богемской Республики «Глава Республики никак не обдает обязательство из-за выполнение собственной функции» (п. 3 ст. 54).

Освобождение президента с ответственности из-за неисполнение собственных конституциональных прямых обязанностей, с адвокатской конца зрения, обозначает, что же всегда в таком случае, что же высказано в конституции о функции президента, его задачках, зон ответственности и правоспособности, всегда в таком случае, о Нежели рассказывается в клятве президента, - оглушительные, однако, к раскаянию, бессодержательные фразы.

Таким способом, заключение явен: в случае если фигура никак не фиксирует в свойстве причины с целью преждевременного отстранения президента с брать в долг должности неосуществление президентом собственных конституциональных прямых обязанностей, в таком случае возлюбленная, бесспорно, обессиливает надзор из-за работа президента.

Преждевременное разрыв возможностей президента республики в европейских странах.

Oтставка президента с должности имеет возможность являться доброхотной. В данном случае возлюбленная равно как поступок добродушной власти верховного официального персоны страны никак не имеет необходимость в принятии с сторонки тот или иной-в таком случае органа. В случае если и появляется проблема, в таком случае некто относится этого, к кому обязано являться обращено молитва о отставке. Oтвет, согласно-узнаваемому, необходимо разыскивать в методе легитимизации президентского мандата. Со временем, в каком месте некто приобретен с избирателей, - заявление обязано являться направлено народу, в случае если данное конвент - в таком случае к парламентy, в таком случае кушать метод избрания обусловливает и адресата.

Рассмотрим детальнее причины преждевременного недобровольного остановки возможностей. Между их бытуют:

ь нарушение Конституции (Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Исландия, Литва, Македония, Молдова, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия);

ь государственная измена, измена Родине (Армения, Болгария, Греция, Грузия, Италия, Казахстан, Кипр, Россия, Румыния, Словакия, Турция Украина, Финляндия, Франция, Чехия);

ь тяжкое преступление (Азербайджан, Армения, Беларусь, Россия, Румыния, Словения, Финляндия);

ь преступление (Австрия, Грузия, Украина);

ь нарушение закона (Венгрия), установленное правонарушение (Ирландия);

ь преступление против человечества (Финляндия);

ь иные основания: вступление в силу обвинительного приговора (Эстония), низкий или морально позорящий проступок (Кипр), неспособность исполнения функций, недостойное поведение (Мальта).

Таким образом, эти основания могут быть сведены к трем группам:

  • 1) нарушение конституции;
  • 2) уголовно или административно преследуемые правонарушения
  • 3) аморальные, безнравственные проступки.

Конституции отдельных государств (разговор пусть будет так в главном о странах, появившийся в постсоветском месте) учитывают преждевременное разрыв возможностей президента из-за неспособности согласно каприз самочувствия выполнять президентские функции. что же относится операций, в таком случае конституции лишь единица предоставляют подробные выводы в появляющиеся в взаимосвязи с данным проблемы. В главную очередность стоит проблема о этом, кто именно ведь имеет возможность свидетельствовать данную устойчивую бессилие. Лишь единица в свойстве специалистов в данном вежливом процессе обязан обозначаться только лишь парламентарии. И в случае если потребуется врачебное решение, в таком случае кто именно обязан его предоставлять и в какой мере оно объединяет фолькетинг? Обсуждения в данный расчет бряцали в русской адвокатской прессы. Однако они обладают исключительно абстрактное значимость, потому как законного заключения никак не приобрели.

Своеобразный структура комиссии, учреждаемой согласно данному предлогу, делает отличное предложение Фигура Казахстана, в соответствии с какой в данную комиссию вводятся врачи и парламентарии. Тяжело заметить, в какой мере «конструктивным» достаточно такого рода структура, потому как, в различие с докторов депутаты в основной массе собственном никак не обременены особыми врачебными постижениями. И ставленников люда и сторожей самочувствия в рамках депутатской комиссии никак не весьма надписывается в классические фигуры депутатской работы.

Наиболее трудным с Количества причин отрешения видится объяснение «патологии Конституции». На самом деле, полисемия главного важного документа страны привносит существенную число неопределенности в содержимое ответственности из-за несоблюдение конституции в этом случае президентом. Решение в данный проблема, согласно-узнаваемому, вступает в зону ответственности органа конституционального контролирования.

Добавим к данному, что же вхождение в место президента вяжется с обстоятельством принятия присяги, в какой правильность и выполнение конституции бытует равно как один с главных прямых обязанностей руководителя страны. В данном контексте осмысленное несоблюдение президентом главного закона государства имеет возможность являться расценено равно как «клятво недержание», в таком случае кушать равно как преступление, в том числе и в случае если некто и никак не притесняем в криминальном режиме, правильно сносимый к в единственном числе нравственно-моральных грешков. А в случае если данная обет приносится в Библии, что же абсолютно безусловно с целью христианской Европы, в таком случае данное уже и правонарушение пред Всевышним.

С любознательной конституциональной инициативой пустился в пул в летнее время 2003 годы венерический Глава Невод Ширак, личность, сдавалось б, согласно нахождению в незначительнейшей уровня причастное в расширении адвокатских причин нищета президентского мандата. Суринам Фигура учитывает только одно причина криминальной ответственности президента - национальную меняю. Однако, воззрению Конституционального рекомендации и Отменяющего свида сравнительно границ президентского иммунитета никак не соответствовали. И данное, согласно-узнаваемому, единственный с главных тем конституциональной исправления, с какой главы.

Согласно заключению Конституционального рекомендации с 22 января 1999 годы, невосприимчивость расширяется в всевозможные воздействия, произведенные Президентом в время осуществления собственных функций, помимо действия общегосударственной измены. что же относится операций, свершенных вплоть до осуществления президентских функций, либо операций, какие сопряжены с их воплощением, криминальная обязательство имеет возможность прийти только лишь в соответствии с упражнению, предустановленной Конституцией, а собственно, в режиме подсудности Высочайшей светлице правосудия (ст. 68 Конституции).

Несколько другая положение у Отменяющего свида, какой в полном заседании 10 октября 2001 годы обозначил, что же права Высочайшей дворец правосудия урезана только лишь единым формулой правонарушения - общегосударственной изменой. что же относится прочих преступлений, свершенных вплоть до либо в время осуществления президентских функций, Глава Республики оберегаем могильным иммунитетом. А период давности попросту временно останавливается в время осуществления президентского мандата.

Конституциональная улучшение никак не зарится в неприкасаемость Президента, что, впрочем, никак не вынашивает безусловного нрава. На самом деле, глава никак не имеет возможность подлежать криминальному либо управленческому погоне в время осуществления собственных функций. Впрочем в ежемесячный период согласно истечении мандата напротив него имеет возможность являться возобновлено либо взбудоражено тяжебное погоня из-за грешки, произведенные вплоть до либо в время исполнения им президентских возможностей.

Расширяются и причины отрешения с должности. Разрешено вероятность отрешения из-за правонарушения, подпадающие перед юриспунденцию Интернационального криминального свида, и из-за игнорирование собственными прямыми обязанностями, несомненно несопоставимое с президентским мандатом. Отлучение ведется Парламентом, какой реорганизуется в Большой суждение. Предписание о собрании Высочайшего свида имеет возможность идти с одной с палат Парламента и записывается в иную палату, что обязана исповедаться согласно данному предлогу в 15-дневный период. Разрешение о созыве свида временно останавливает выполнение президентских прямых обязанностей, какие вплоть до принятия заключения предварительно возлагаются в председателя Сената. Большой суждение перед председательством председателя Государственного собрания затаенным голосованием должен утвердить разрешение о отрешении в двухмесячный период. Его разрешение входит в силу мгновенно.

Таким способом, советуемый план существенно расширяет причины (составы правонарушений) отрешения президента, какие фактически обусловливаются юрисдикцией Интернационального криминального свида. Наиболее этого, глава имеет возможность являться сдвинут с должности и из-за дело (вернее, пассивность - «игнорирование прямыми обязанностями»), никак не представляющее преступленьем.

Процедура отрешения с должности.

Избрание президента непосредственным народным голосованием, а оно учтено наиболее Нежели в 20 европейских странах, закономерно подразумевает, что же и проблема о ранном прекращении его возможностей обязан разрешать население, а вернее, селективный здание государства, кому руководитель страны должен собственной администрацией. чтобы никак не меньше, данное, равно как принцип, привилегия верховного внушительного органа государства. Только в 3 европейских странах - Австрии, Румынии, Исландии - заключительное термин принадлежит этому, кому глава должен собственном мандатом, в таком случае кушать народу, какой посредством референдума принимать решение данный проблема. В данном случае ассамблея активизирует операцию и берет на себя разрешение о отрешении с должности президента и потом ориентирует его в тезис люда. В случае если избирательный округ скажутся напротив заключения парламента, абсолютно закономерно и правильно конституциональное распоряжение роспуска верховного солидного органа, разрешение какого вплыло в разногласие с по доброй воле люда, в таком случае кушать с принципом всенародного суверенитета, уложенного в базу нынешного конституционализма. Наиболее этого, в соответствии с Конcтитyции Австрии худой решение избирателей расценивается равно как перевыборы Президента в новенький период.

В связи руководителя страны - президента Больше только упоминают операцию импичмента. Отречение - данное устранение руководителя страны - президента с администрации из-за положенные патологии конституции, закона, которые-или преступления, в таком случае кушать из-за осуществление операций, никак не консистентных с высочайшей должностью руководителя страны. Термин «отречение» - британский название, появившийся уже в окончании XIV столетия и применявшийся с целью порицания верховных официальных персон английской самодержавия. Название был взят американцами, и они подключили данную операцию в Конституцию. Глава Америка, к образцу, имеет возможность являться подвергнут упражнению импичмента в случае совершения измены, взяточничества или иного тяжелого правонарушения. Операцию импичмента со временем свершает кортесы - Парламент Америка. Нательная комната - Комната агентов - стимулирует действие и осматривает определенные условия, а потом берет на себя разрешение о виновности, торча в свойстве свида всегда. Конгрессмены задумывают голосованием, виновен глава либо никак не виновен. В случае если виноватость президента подтверждается исподней палатой, в таком случае действие согласно сути рассматривается Сенатом перед председательством руководителя Высшего свида. С целью этого Для того чтобы «подтвердить заметки импичмента» нужно вечное большая часть гласов Хоромы агентов, а разрешение о порицании начинает 2/3 гласов членов Сената: только лишь в данном случае глава отстраняется с администрации. В случае если сенаторы никак не вербуют необходимого числа гласов, глава остается в должности.

Другие конституции кроме того учитывают виды привлечения руководителя страны к ответственности. Таким (образом, к примеру, в Франции действие о преступлении, свершенном руководителем страны, рассматривается в двух палатах парламента, какие обязаны доказать нарекание 2 третями гласов. Дальше нарекание рассматривается Высшим трибуналом.

Аналогичные операции введены конституциями прочих государств. Процесс импичмента, к примеру, не так давно существовала выполнена в Бразилии. В итоге из-за разрешенные преступления в 1995 г. был снят с администрации глава Фернандо Коллор -де Мелло.

На Украине, в Стране Казахстане и отдельных прочих постсоциалистических странах данная процесс существенно осложнена. Проблема о импичменте имеет возможность являться установлен только лишь существенной частично членов исподней дворец, после этого что формируется специализированная совет, кухарящая надпись предъявление обвинения. В упражнению принимают участие конституциональный и главный сплетня, выкидывающие собственные решения. Заключения воспринимаются грамотным основной массой гласов, определен лапидарный период, в развитие какого обязана увенчиваться данная процесс. В случае если в определенный период разрешение никак не достаточно полагается, нарекание напротив президента является отвергнутым.

В отдельных государствах имеют все шансы являться использованы другие операции, Нежели отречение. В Словакии глава имеет возможность являться сдвинут с должности парламентом из-за воздействия, нацеленные напротив демократического режима, цельности страны, основной массой в 3/5 гласов. Подобная стремление предпринималась, однако требуемого числа гласов никак не находилось приобретено. В Румынии, Азербайджане согласно конституции 1995 годы подобное разрешение начинает основной массой гласов только состава парламента, однако воспитывается в голосование, какой и берет на себя полное разрешение. В Австрии, Исландии глава имеет возможность являться отозван с собственного поста избирателями (данная принцип никак не использовалась буква одного). В Польше и Франции конвент имеет возможность утвердить обвинительное решение, а судит президента особенный суждение.

На практике в единичных постсоветских республиках (страна) в основе 90-х лет определенные президенты находились сдвинуты с собственных постов посредством голосования избирателей, однако тяжебных действий никак не находилось. Наличествовали эпизоды доброхотной отставки президента (страна), принуждённой отставки (Америка), к тому же устранение президента с администрации порой было сопровождаемым многооруженной войной (Иберия).

В парламентарных республиках из-за исключительными опусканиями (к примеру, в Словакии) из-за акты согласно управлению страной глава ответственности никак не обдает. Из-за данное расплачиваются министры, руководство, согласно рекомендации какого глава берет на себя соответственные акты. В президентских и полупрезидентских республиках глава кроме того никак не обдает ответственности пред парламентом (помимо осматриваемого больше импичмента).

Вице-глава никак не содержит существенных возможностей буква в одной государстве. Некто заменяет президента в случае его недоступности, делается «скоротечным президентом» близ нелегкой заболевания, погибели, отставке президента, однако в развитие относительно кратковременного времени обязаны являться обойдены президентские избрание.

Вице-глава как правило предпочитается в двойке с президентом равно как претенденты одной партии и согласно той вот ведь организации, что же и глава. В единичных развивающихся государствах вице-глава назначается президентом (Страна), к тому же случается порой некоторое количество вице-президентов: лучший, 2-ой и таким (образом дальше. В Народ один период находилось 3 вице-президента. В отдельных государствах место вице-президента никак не учтена. В этих государствах, в каком месте должности вице-президента не имеется, президента как правило заменяет руководитель одной с палат парламента (Больше - сената) либо руководитель правительства. В случае недоступности президента его заменяет руководитель сената (Страна), премьер-министр (Страна), руководитель однопалатного парламента (Страна). Фигура Болгарии определяет, что же вице-глава никак не обязан обозначаться напротив политические деятели президента, близ разномысльях некто обязан убраться в отставку.

Если попробовать группировать соответственные операции, в таком случае они имеют все шансы являться объединены к 2 группам. 1-ая: разрешение в окончательном результате берет на себя, и 2-ая: полное разрешение начинает органом конституционального контролирования - конституциональным трибуналом (Астероид, ФРГ, Страна). Таким (образом либо в противном случае, конституциональный суждение, равно как принцип, задействован в данном ходе. Организатором операции отрешения Больше только представляет панчаят. Значение конституционального свида объединяется или к значимости знатока, призванного дать оценку выполнение конституции в данном ходе, или к окончательной инстанции, заявляющей разрешение парламента.

Существуют и наиболее уникальные операции. В Греции руководитель Ареопага вместе с 12 арбитрами, ставимыми Парламентом с членов Ареопага, берет на себя полное разрешение (ст. 86).

Достаточно уникальное место заключается в Конституции Казахстана (ст. 47). В случае отличия двумя палатами парламента инициативы одной тридцати процентов избранников Парламента о отрешении Президента, минувшие должны преждевременно положить (конец собственные возможности. Равно как рассказывается - предложение наказуема.

Любопытна процесс отрешения Президента в Латвии. Проблема о привлечении его к криминальной ответственности принимается решение Сеймом (2 третями гласов). В данной условия Глава имеет возможность выдержать в народное выбор проблема о роспуске Сейма (ст. 48). В случае если электорат скажутся напротив роспуска, Глава сдвигается с собственного поста.

В Австрии избавление с должности имеет возможность быть сопровождаемым скоротечным лишением селективных справедлив (ст. 142).

Там, в каком месте причиной отрешения представляется правонарушение, определенные конституции учитывают решение верховной тяжебной инстанции совокупной юрисдикции о присутствии состава правонарушения в действиях президента казенная супружеская неверность равно как причина отрешения президента подразумевает последующее угнетение прежнего президента сейчас в свойстве личного персоны. И настолько ведь явно, что же завершающим арбитром в его процессе достаточно этот ведь генеральный суждение, в объективности и объективности какого первоначально допускается засомневаться, таким (образом равно как некто сопряжен собственным позитивным решением в периода отрешения президента. Проблема, решение в какой никак не предоставляют буква конституции, буква конституциональная опыт. Да мы с тобой никак не задуем тут условия, если решение свида достаточно неблагоприятным. Объединяет единица оно операцию импичмента. В случае если и, в таком случае допускается единица толковать о суверенности парламента в данной упражнению. В случае если не имеется, в таком случае какой значение вращения из-за решением в Сюзеренный суждение. Неужели что же в получении данных и никак не наиболее.

Объективно процесс отрешения вынашивает компоненты тяжебного хода. В данной взаимосвязи появляется проблема: в основе тот или иной законов обязан функционировать конвент - распорядка или тяжебных операций. Абсолютно посредственное разрешение предоставляет Фигура и конституциональная опыт Америка. Со временем Комната агентов предъявляет нарекание и удерживает его в Сенате, в таком случае кушать представляет в свойстве прокурора, а Старик - в значимости тяжебного пребывания перед председательством председателя Высшего свида Америка с соблюдением абсолютно всех атрибутов тяжебного процесса - картель и привод очевидцев, анализ свидетельства, что же относится Европы, в таком случае более здравым видится образование специальных тяжебных инстанций согласно образцу Высочайшей дворец правосудия в Франции, что согласно нахождению представляется тяжебным органом с абсолютно всеми характерными ему свойствами. Похожее разрешение отстраняет цепочка проблем, и первоначально только о значимости и состоянии парламента в ходе отрешения.

До конечного времени конституциональная повесть европейских республик никак не иметь сведения насильственного отрешения президента с должности. В 2004 г. в первый раз в ситуации республиканских стран Европы страна преподала собственным западноевропейским преподавателям занятие - равно как допускается освободиться с руководителя страны, инструмент какого, согласно-сущности в де-юре никак не истинных прецедентах. В противном случае и невозможно воспринять повышенное напротив него нарекание в предоставлении литовского гражданства русскому мафиозничаю, будто вовлеченному в оплате его президентской фирмы. Впрочем процесс соблюдена: Река - Конституциональный суждение - «известное большая часть» парламента, и в результате отказ с должности персоны, какому литовский население вверил начальство страной. что же, однако, никак не воспрепядствовало безусловному Президенту поставить собственную кандидатуру в ранных президентских избраниях с некоторыми шансами в лавровый венок. Интересно, равно как обязан был направлять себе Парламент в случае победы только лишь что же спихнутого им кандидата? Так как согласно сути похожий конец выборов намечал б отражение литовским народом сомнения Сейму. Скорее всего, непонятность условия осознавали депутаты Парламента, сейчас в процессе предвыборной кампании, проголосовавшие из-за перемены в законе о избраниях Президента, в соответствии с каким Глава, насильно отстраненный с должности, теряется полномочия выписывать собственную кандидатуру в ранных избраниях руководителя страны.

Безусловно, невозможно обогнать тишью операцию отрешения с должности отечественного Президента. Стремление отрешения прежнего Президента Бориса Ельцина с целой бесспорностью представила, что же у парламента фактически не имеется шансов в результат, в случае если полагать триумфом преждевременное разрыв возможностей руководителя страны из-за уголовно караемые действия. Общероссийский собор де-юре и фактически немощен в проведении полного следствия инкриминируемых Президенту действий. На самом деле, нелегитимность отечественного парламента формировать комиссии согласно следствию создает особую комиссию согласно формулированию педалируемого Думой предъявление обвинения внутренним органом дворец, зона ответственности какой никак не расширяется из-за нее границы. Вероятность потребовать нужные бумаги, произвести выяснение в участке, обсудить. ant. проигнорировать сопричастных к процессу персон ограничивается добродушной по доброй воле организаций и персон, к каким обращено интерес комиссии. О котором следствии имеет возможность являться разговор, в случае если большая часть с этих, кто именно был обусловлен в комиссию с целью дачи показаний, попросту данное заявление.

Эстафета президентской администрации. Функции президента в случае преждевременного остановки его возможностей возлагаются в руководителя правительства. 3 обликом в стране европейские конституции, равно как принцип, именуют председателя верхней хоромы парламента. что же относится дальнейшей иерархии, в таком случае о ней допускается взвешивать отталкиваясь с очередности изложения конституционального вещества сравнительно верховных организаций администрации государства.

В решение допускается свидетельствовать 2 условия. На первом месте. Дозволенность вблизи европейских стран отрешения президента с должности никак не только лишь из-за де-юре караемые действия, однако и из-за неморальное, безнравственное действия. На втором месте. Процесс отрешения вынашивает довольно трудный вид, и данное абсолютно правомерно - так как разговор пусть будет так о 1-ый персоне в стране, если случай потеря верховной общегосударственной должности панибратски либо неожиданно представляется подтверждением неверного предпочтения цивилизации или погрешности этих, кому глава «должен» смещением.

B отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений.

Анализ предписаний конституций европейских республик, касающихся оснований для привлечения к ответственности президента, приводит к выводу, что эти конституции можно разделить на две группы.

Первая группа - это конституции, которые предусматривают досрочное отстранение президента от занимаемой должности, если он не выполняет своих конституционных обязанностей. Иными словами, основаниями для досрочного отстранения президента oт занимаемой должности, в соответствии с этими конституциями, являются факты, свидетельствующие о том, что президент не действует в соответствии со своей конституционной функцией, не справляется с теми задачами, которые, согласно конституции, он должен решать, не реализует права, входящие в его компетенцию или ненадлежащим образом пользуется ими, а также не выполняет обязанностей, входящих в его правоспособность.

Конституции, относящиеся ко второй гpуппе, предусматривают совершенно иные основания для досрочного отстранения президента от занимаемой должности, не имеющие ничего общего с президентской деятельностью. В качестве основания для привлечения президента к ответственности эти конституции предусматривают совершение преступного деяния - измену родине или другое тяжкое преступление. Подобное преступление может совершить не только президент, но и любой гpажданин, и наказание за его совершение будет одинаковым как для президента, так и для гражданина. Различие состоит лишь в процедуре привлечения президента и гражданина к уголовной ответственности. Следовательно, согласно этой гpуппе конституций, непосредственно за свою деятельность президент не несет никакой ответственности.

В некоторых конституциях имеются специальные предписания, в категорической форме запрещающие привлекать президента к ответственности за невыполнение своих конституционных обязанностей. Например, в Конституции Республики Исландии сказано: «Президент не несет ответственности за свои официальные действия» (ч. 1 ст. 11). Конституция Финляндии постановляет: «Дело против Президента за исполнение им своих служебных полномочий не может возбуждаться» (§ 113). В соответствии со ст. 68 Конституции Французской Республики «Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены». Согласно Конституции Чешской Республики «Президент Республики не несет ответственность за осуществление своей функции» (п. 3 ст. 54).

Освобождение президента от ответственности за невьполнение своих конституционных обязанностей, с юридической точки зрения, означает, что все то, что сказано в конституции о функции президента, его задачах, компетенции и правоспособности, все то, о чем говорится в присяге президента, - громкие, но, к сожалению, пустые слова.

Таким образом, вывод очевиден: если конституция не закрепляет в качестве основания для досрочного отстранения президента от занимаемой должности невыполнение президентом своих конституционных обязанностей, то она, несомненно, ослабляет контроль за деятельность президента.

Досрочное прекращение полномочий президента республики в европейских государствах.

Oтставка президента от должности может быть добровольной. В этом случае она как акт доброй воли высшего должностного лица государства не нуждается в принятии со стороны какого-то органа. Если и возникает вопрос, то он касается того, к кому должно быть обращено прошение об отставке. Oтвет, по-видимому, следует искать в способе легитимизации президентского мандата. Там, где он получен от избирателей, - обращение должно бъпь адресовано народу, если это парламент - то к парламентy, то есть способ избрания определяет и адресата.

Рассмотрим подробнее основания досрочного недобровольного прекращения полномочий. Среди них фигурируют:

  • ? нарушение Конституции (Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Исландия, Литва, Македония, Молдова, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия);
  • ? государственная измена, измена Родине (Армения, Болгария, Греция, Грузия, Италия, Казахстан, Кипр, Россия, Румыния, Словакия, Турция Украина, Финляндия, Франция, Чехия);
  • ? тяжкое преступление (Азербайджан, Армения, Беларусь, Россия, Румыния, Словения, Финляндия);
  • ? преступление (Австрия, Грузия, Украина);
  • ? нарушение закона (Венгрия), установленное правонарушение (Ирландия);
  • ? преступление против человечества (Финляндия);
  • ? иные основания: вступление в силу обвинительного приговора (Эстония), низкий или морально позорящий проступок (Кипр), неспобность исполнения функций, недостойное поведение (Мальта).

Таким образом, эти основания могуг быть сведены к трем группам:

  • 1) нарушение конституции;
  • 2) уголовно или административно преследуемые правонарушения
  • 3) аморальные, безнравственные проступки.

Конституции некоторых стран (речь идет в основном о государствах, возникших на постсоветском пространстве) предусматривают досрочное прекращение полномочий президента вследствие неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские функции. Что касается процедур, то конституции едва ли дают исчерпывающие ответы на возникающие в связи с этим вопросы. В первую очередь встает вопрос о том, кто же может констатировать эту стойкую неспособность. Едва ли в качестве экспертов в этом деликатном деле должен выступать только парламентарии. И если требуется медицинское заключение, то кто должен его давать и насколько оно связывает парламент? Рассуждения на этот счет звучали в российской юридической печати. Но они имеют сугубо умозрительное значение, поскольку правового решения не получили.

Своеобразный состав комиссии, создаваемой по этому поводу, предлагает Конституция Казахстана, согласно которой в эту комиссию включаются медики и парламентарии. Трудно сказать, насколъко «плодотворным» будет такой состав, поскольку, в отличие от врачeй депутаты в большинстве своем не обременены специальными медицинскими познаниями. Да и «симбиоз» избранников народа и стражей здоровья в рамках парламентской комиссии не очень вписывается в традиционные формы парламентской деятельности.

Наиболее сложным из числа оснований отрешения представляется трактовка «нарушения Конституции». Действительно, многозначность основного документа государства привносит значительную долю неопределенности в содержание ответственности за нарушение конституции в данном случае президентом. Ответ на этот вопрос, по-видимому, входит в компетенцию органа конституционного контроля.

Добавим к этому, что вступление в должность президента связывается с моментом принятия присяги, в которой верность и соблюдение конституции фигурирует как одна из основных обязанностей главы государства. В этом контексте сознательное нарушение президентом основного закона страны может быть расценено как «клятвопреступление», то есть как проступок, даже если он и не преследуем в уголовном порядке, справедливо относимый к одному из тягчайших морально-этических проступков. А если эта присяга приносится на Библии, что вполне естественно для христианской Европы, то это еще и преступление перед Богом.

С любопытной конституционной инициативой выступил летом 2003 года французский Президент Жак Ширак, лицо, казалось бы, по определению в наименьшей степени заинтересованное в расширении юридических оснований лишения президентского мандата. Французская Конституция предусматривает единственное основание уголовной ответственности президента - государственную измену. Впрочем, позиции Конституционного совета и Кассационного суда относительно пределов президентского иммунитета не совпадали. И это, по-видимому, один из основных мотивов конституционной поправки, с которой выступил Президент.

Согласно решению Конституционного совета от 22 января 1999 года, иммунитет распространяется на любые действия, совершенные Президентом в период исполнения своих функций, кроме акта государственной измены. Что касается действий, совершенных до исполнения президентских функций, или действий, которые связаны с их осуществлением, уголовная ответственность может наступить только согласно процедуре, предусмотренной Конституцией, а именно, в порядке подсудности Высокой палате правосудия (ст. 68 Конституции).

Несколько иная позиция у Кассационного суда, который в пленарном заседании 10 октября 2001 года определил, что компетенция Высокой палаты правосудия ограничена только единственным составом преступления - государственной изменой. Что касается других правонарушений, совершенных до или в период исполнения президентских функций, Президент Республики защищен абсолютным иммунитетом. А срок давности просто приостанавливается на период исполнения президентского мандата.

Конституционная поправка не покушается на неприкосновенность Президента, которая, однако, не носит абсолютного характера. Действительно, Президент не может подлежать уголовному или административному преследованию в период исполнения своих функций. Однако в месячный срок по истечении мандата против него может быть возобновлено или возбуждено судебное преследование за проступки, совершенные до или в период осуществления им президентских полномочий.

Расширяются и основания отрешения от должности. Допускается возможность отрешения за преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда, и за пренебрежение своими обязанностями, явно несовместимое с президентским мандатом. Отрешение проводится Парламентом, который преобразуется в Высокий суд. Предложение о собрании Высокого суда может исходить от одной из палат Парламента и вносится в другую палату, которая должна высказаться по этому поводу в 15-дневный срок. Решение о созыве Суда приостанавливает исполнение президентских обязанностей, которые до принятия решения временно возлагаются на председателя Сената. Высокий суд под председательством председателя Национального собрания тайным голосованием обязан принять решение об отрешении в двухмесячный срок. Его решение вступает в силу немедленно.

Таким образом, предлагаемый проект значительно расширяет основания (составы преступлений) отрешения президента, которые практически определяются юрисдикцией Международного уголовного суда. Более того, президент может быть смещен с должности и за действие (точнее, бездействие - «пренебрежение обязанностями»), не являющееся правонарушением.

Процедура отрешения от должности.

Избрание президента прямым всенародным голосованием, а оно предусмотрено более чем в двадцати европейских государствах, логично предполагает, что и вопрос о досрочном прекращении его полномочий должен решать народ, а точнее, избирательный корпус страны, кому глава государства обязан своей властью. Тем не менее, это, как правило, прерогатива высшего представительного органа страны. Лишь в трех европейских государствах - Австрии, Румынии, Исландии - последнее слово принадлежит тому, кому президент обязан свом мандатом, то есть народу, который путем референдума решает этот вопрос. В этом случае парламент инициирует процедуру и принимает решение об отрешении от должности президента и затем направляет его на утверждение народа. Если избиратели выскажутся против решения парламента, вполне логично и справедливо конституционное требование роспуска высшего представительного органа, решение которого вошло в противоречие с волей народа, то есть с принципом народного суверенитета, положенного в основу современного конституционализма. Более того, согласно Конcтитyции Австрии отрицательный ответ избирателей расценивается как переизбрание Президента на новый срок.

В отношении главы государства - президента чаще всего упоминают процедуру импичмента. Импичмент - это отстранение главы государства - президента от власти за допущенные нарушения конституции, закона, какие-либо правонарушения, то есть за совершение действий, не совместимых с высокой должностью главы государства. Слово «импичмент» - английский термин, появившпйся еще в конце XIV века и применявшийся для осуждения высших должностных лиц британской монархии. Термин был заимствован американцами, и они включили эту процедуру в Конституцию. Президент США, к примеру, может быть подвергнут процедуре импичмента в случае совершения измены, взяточничества либо другого тяжкого преступления. Процедуру импичмента там совершает парламент - Конгресс США. Нижняя палата - Палата представителей - возбуждает дело и рассматривает конкретные обстоятельства, а затем принимает решение о виновности, выступая в качестве суда присяжных. Конгрессмены решают голосованием, виновен президент или не виновен. Если виновность президента подтверждается нижней палатой, то дело по существу рассматривается Сенатом под председательством главы Верховного суда.

Для того чтобы «утвердить статьи импичмента» необходимо абсолютное большинство голосов Палаты представителей, а решение об осуждении принимается 2/3 голосов членов Сената: только в этом случае президент отстраняется от власти. Если сенаторы не набирают нужного количества голосов, президент остается в должности.

Другие конституции также предусматривают варианты привлечения главы государства к ответственности. Так, например, во Франции дело о правонарушении, совершенном главой государства, рассматривается в обеих палатах парламента, которые должны подтвердить обвинение двумя третями голосов. Далее обвинение рассматривается Верховным судом.

Аналогичные процедуры установлены конституциями других стран. Процедура импичмента, например, недавно была реализована в Бразилии. В результате за допущенные правонарушения в 1995 году был отстранен от власти президент Фернандо Коллор де Мелло.

На Украине, в Казахстане и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, чем импичмент. В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румыннии, Азербайджане по конституции 1995 года такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президента особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан) в начале 90-х годов некоторые президенты были смещены со своих постов путем голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вынужденной отставки (США, Югославия), причем отстранение президента от власти иногда сопровождалось вооруженной борьбой (Грузия).

В парламентарных республиках за редчайшими исключениями (например, в Словакии) за акты по управлению государством президент ответственности не несет. За это отвечают министры, правительство, по совету которого президент принимает соответствующие акты. В президентских и полупрезидентских республиках президент также не несет ответственности перед парламентом (кроме рассматриваемого выше импичмента).

Вице-президент не имеет значительных полномочий ни в одной стране. Он замещает президента в случае его отсутствия, становится «временным президентом» при тяжелой болезни, смерти, отставке президента, но в течение сравнительно короткого срока должны быть проведены президентские выборы.

Вице-президент обычно избирается в паре с президентом как кандидаты одной партии и по той же системе, что и президент. В отдельных развивающихся странах вице-президент назначается президентом (Египет), причем бывает иногда несколько вице-президентов: первый, второй и так далее. В Сомали одно время было три вице-президента. В некоторых странах должность вице-президента не предусмотрена. В тех странах, где должности вице-президента нет, президента обычно замещает председатель одной из палат парламента (чаще - сената) или глава правительства. В случае отсутствия президента его замещает председатель сената (Франция), премьер-министр (Украина), председатель однопалатного парламента (Венгрия). Конституция Болгарии устанавливает, что вице-президент не должен выступать против политики президента, при разногласиях он должен уйти в отставку.

Если попытаться систематизировать соответствующие процедуры,то они могут быть сведены к двум группам. Первая: решение в конечном итоге принимает парламент, и вторая: окончательное решение принимается органом конституционного контроля - конституционным судом (Венгрия, Германия, Словакия). Так или иначе, конституционный суд, как правило, задействован в этом процессе. Инициатором процедуры отрешения чаще всего выступает парламент. Роль конституционного суда сводится либо к роли эксперта, призванного оценить соблюдение конституции в этом процессе, либо к конечной инстанции, утверждающей решение парламента.

Существуют и более оригинальные процедуры. В Греции председатель Ареопага совместно с двенадцатью судьями, назначаемыми Парламентом из членов Ареопага, принимает окончательное решение (ст. 86).

Довольно оригинальное положение содержится в Конституции Казахстана (ст. 47). В случае отклонения обеими палатами парламента инициативы одной трети депутатов Парламента об отрешении Президента, последние обязаны досрочно прекратить свои полномочия. Как говорится - инициатива наказуема.

Любопытна процедура отрешения Президента в Латвии. Вопрос о привлечении его к уголовной ответственности решается Сеймом (двумя третями голосов). В этой ситуации Президент может вынести на всенародное голосование вопрос о роспуске Сейма (ст. 48). Если избиратели выскажутся против роспуска, Президент смещается со своего поста.

В Австрии отрешение от должности может сопровождаться временным лишением избирательных прав (ст. 142).

Там, где основанием отрешения является преступление, некоторые конституции предусматривают заключение высшей суденой инстанции общей юрисдикции о наличии состава преступления в деяниях президента. Очевидно, государственная измена как основание отрешения президента предполагает дальнейшее преследование бывшего президента уже в качестве частного лица. И столь же очевидно, что последним судьей в его деле будет тот же верховный суд, в беспристрастности и объективности которого изначально можно усомниться, так как он связан своим положительным заключением на стадии отрешения президента. Вопрос, ответ на который не дают ни конституции, ни конституционная практика. Мы не затрагиваем здесь ситуации, когда заключение суда будет негативным. Блокирует ли оно процедуру импичмента? Если да, то можно ли говорить о суверенности парламента в этой процедуре? Если нет, то каков смысл обращения за заключением в Верховный суд? Разве что в получении информации и не более.

Объективно процедура отрешения носит элементы судебного процесса. В этой связи возникает вопрос: на основании каких правил должен действовать парламент - регламента либо судебных процедур. Вполне удовлетворительное решение дает Конституция и конституционная практика США. Там Палата представителей предьявляет обвинение и поддерживает его в Сенате, то есть выступает в качестве прокурора, а Сенат - в роли судебного присутствия под председательством председателя Верховного суда США с соблюдением всех атрибутов судебного разбирательства - вызов и допрос свидетелей, оценка доказательства. Что касается Европы, то наиболее логичным представляется создание особых судебных инстанций по примеру Высокой палаты правосудия во Франции, которая по определению является судебным органом со всеми свойственными ему атрибутами. Подобное решение снимает ряд вопросов, и прежде всего о роли и положении парламента в процессе отрешения.

До последнего времени конституционная история европейских республик не знала принудительного отрешения президента от должности. В 2004 году впервые в истории республиканских государств Европы Республика Литва преподала своим западноевропейским учителям урок - как можно избавиться от главы государства, вина которого, по-сути в юридически не доказанных фактах. Иначе и нельзя расценить выдвинутое против него обвинение в предоставлении литовского гражданства российскому бизнесмену, якобы замешанному в финансировании его президентской компании. Однако процедура соблюдена: Сейм - Конституционйый суд - «квалифицированное большинство» парламента, и в итоге отрешение от должности лица, которому литовский народ доверил руководство государством. Что, впрочем, не помешало отрешенному Президенту выставить свою кандидатуру на досрочных президентских выборах с опpeдeлeнными шансами на победу. Любопытно, как должен был вести себя Сейм в случае победы только что смещенного им претендента? Ведь по существу подобный исход выборов означал бы выражение литовским народом недоверия Сейму. Наверное, двусмысленность ситуации понимали депутаты Парламента, уже в ходе предвыборной кампании, проголосовавшие за изменения в законе о выборах Президента, согласно которым Президент, принудительно отрешенный отдолжности, лишается права выставлять свою кандидатуру на досрочных выборах главы государства.

Безусловно, нельзя обойти молчанием процедуру отрешения от должности российского Президента. Попытка отрешения бывшего Президента Бориса Ельцина со всей очевидностью показала, что у парламента практически нет шансов на успех, если считать успехом досрочное прекращение полномочий главы государства за уголовно наказуемые деяния. Российский парламент юридически и практически беспомощен в проведении полноценного расследования инкриминируемых Президенту деяний. Действительно, неправомочность российского парламента создавать комиссии по расследованию делает специальную комиссию по формулированию выдвигаемого Думой обвинения внутренним органом палаты, компетенция которой не распространяется за ее пределы. Возможность истребовать необходимые документы, провести расследование на месте, заслушать причастных к делу лиц ограничивается доброй волей органов и лиц, к которым обращено внимание комиссии. О каком следствии может быть речь, если большинство из тех, кто был вызван в комиссию для дачи показаний, просто проигнорировали это обращение.

Преемственность президентской власти. Функции президента в случае досрочного прекращения его полномочий возлагаютсся на главу правительства. Третьим лицом в государстве европейские конституции, как правило, называют председателя верхней палаты парламента. Что касается последующей иерархии, то о ней можно судить исходя из последовательности изложения конститyционного материала относительно высших органов власти страны..

В заключение можно констатировать два обстоятельства. Первое. Допустимость рядом европейских государств отрешения президента от должности не только за юридически наказуемые деяния, но и за аморальное, недостойное поведение. Второе. Процедура отрешения носит достаточно сложный характер, и это вполне оправданно - ведь речь идет о первом лице в государстве, когда факт лишения высшей государственной должности вольно или невольно является свидетельством ошибочного выбора нации либо ошибки тех, кому президент «обязан» смещением.

2.3 Ответственность главы государства

Юридическая ответственность главы государства является, пожалуй, самым убедительным показателем правового государства. До тех пор, пока глава государства свободен от ответственности за свои действия, идея правового демократического государства не может состояться. Не случайно, в странах авторитарных, юридическая ответственность первых лиц государства отсутствует.

Ответственность главы государства характеризует его конституционное положение, является элементом конституционно-правового статуса наряду с правами и обязанностями главы государств.

Как свидетельствует практика, основания ответственности главы государства имеют существенное значение в правовой квалификации этой ответственности, в виду чего они требуют тщательного законодательного формулирования. И.А. Алексеев справедливо указывает, что «одним из структурных элементов содержания ответственности являются ее основания»

Можно выделить следующие основания импичмента главы государства в зарубежных странах:

1) нарушение конституции - Австрия, Молдова, Хорватия;

2) нарушение конституции или законов - Венгрия, Македония; Туркменистан;

3) государственная измена - Казахстан, Турция, Франция, Чехия;

4) совершение тяжкого преступления - Азербайджан, Румыния;

5) государственная измена (измена Родине), совершение других (тяжких) преступлений - Армения, Грузия, Белоруссия, Республика Кипр;

6) совершение правонарушений -- Ирландия;

7) нарушение присяги -- Литовская Республика;

8) недостойное поведение -- Мальта, Руанда.

Практика отрешения главы государства от должности свидетельствует, что отрешению всегда предшествует предъявление главе государства обвинения, то есть привлечение его к ответственности, формулирование статей импичмента. Причем отрешение от должности и предъявление обвинения, как правило, осуществляется разными субъектами, что гарантирует объективность процесса. В двухпалатном парламенте функции обвинения и наказания всегда разделены по палатам. Шашкова.А.В.Конституционнное право зарубежных стран: учебное пособие/А.В.Шашкова.-М.:Норма, 2008.- 288 с.

В зависимости от степени парламентского участия в импичменте можно выделить следующие разновидности механизма ответственности главы государства:

А) Полная парламентская ответственность главы государства

Ее специфика заключается в том, что обвинение главы государства и его отрешение от должности осуществляются в парламентских стенах, в рамках специальной парламентской процедуры. Подобная ответственность в мире является преобладающей.

Б)Неполная парламентская ответственность главы государства (полупарламентская ответственностъ)

Особенность этой модели в том, что обвинение выдвигается парламентом (палатами парламента), а решение об отрешении главы государства от должности осуществляется вне парламента, иными субъектами конституционного права. Смоленский. М.Б.,Иванников. И.А.Конституционное право зарубежных стран: учебное посо-бие/М.Б.Смоленский., И.А.Иванников.-М.:Дашков и Ко,2008.-336 с.

Существуют три основных модели проведения импичмента главы государства:

Согласно первой модели, весь процесс реализации конституционной ответственности проистекает в парламенте как таковом; по его завершении могут последовать судебные процессы, которые могут рассматривать суды общей юрисдикции.

Вторая модель заключается в том, что парламент (либо одна из палат парламента) выступает как обвинение в процессе, а дело о конституционной ответственности решается в судебном органе, специально образуемом парламентом из своей среды, причем этот орган разрешает вопрос не только о конституционной ответственности, но и, при необходимости, вопросы уголовной ответственности, действую как обычный суд.

Третья модель схожа как с первой, так и со второй, здесь парламент также выступает как обвинительная сторона, однако далее дело по существу рассматривается органом конституционной юстиции, который выносит решение об импичменте, после чего дело может быть передано в суд общей компетенции.

Примером первой модели может послужить процедура импичмента в США. Возбуждает дело об импичменте Палата представителей).Сначала заявленная инициатива рассматривается в юридическом комитете Палаты, который вырабатывает формулу обвинения в виде статей импичмента. Затем Палата представителей обсуждает его, и если утверждает простым большинством голосов, то передает в Сенат, который правомочен разрешить дело. Приступая к процедуре, сенаторы должны принести присягу или сделать торжественное заявление. При процедуре импичмента председательствует в Сенате главный судья Верховного Суда. Заслушав мнения сторон, Сенат тайным голосованием принимает решение по каждой статье импичмента, причем для обвинительного решения требуется большинство не менее двух третей присутствующих сенаторов. Только если по всем статьям импичмента такое большинство имеется, обвиняемое лицо смещается с должности президента. Во время рассмотрения дела Сенат имеет право вызывать и заслушивать свидетелей и совершать другие процессуальные действия по исследованию доказательств. Четвёрин Д.А. Процедура привлечения к ответственности главы государства в зарубежных странах/Д.А.Четвёрин//-М.:Норма, 2005.-370 Таким образом, вся процедура досрочного смещения с должности главы государства осуществляется в рамках Конгресса.

Процедура импичмента во Франции является примером второй модели. Президенту Республики может быть предъявлено обвинение только двумя палатами Национального собрания, выносящими идентичные решения абсолютным большинством членов Парламента. Далее дело передается в Высокую палату правосудия, которая рассматривает дело по существу предъявленных обвинений. Высокая палата правосудия, согласно состоит из 24 членов, выбираемых на паритетных началах Национальным собранием и Сенатом, называемых постоянными судьями, а также 12 заместителей. Если Высокая палата правосудия принимает решение об импичменте Президента, то далее она действует как Высшая судебная инстанция общей компетенции.

Пример третьей модели проведения импичмента можно рассмотреть на основе Конституции ФРГ. Конституция Германии дает право, как Бундестагу, так и Бундесрату, возбудить перед Конституционным Судом обвинение против Президента в умышленном нарушении им Конституции либо иного федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем четверти депутатов Бундестага либо четверти представителей Бундесрата. Решение о возбуждении обвинения принимается не менее двух третей одной из палат Парламента.. URL: http://worldconstitutions.ru

Анализ правового статуса, полномочий и форм взаимодействия правительства и главы государства в парламентской республике

Глава государства - президент занимает в системе государственных органов парламентской республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обширными полномочиями...

Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России

Главой государства обычно является лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляющее верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене...

Институт президента РФ: источники, статус, полномочия

Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского «presides» - «сидящий впереди»...

Институт президентства в России: история создания и современное состояние

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица...

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов...

Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах

Глава государства - это такая государственно-правовая и политическая фигура, которая имеет присущую только ей специфику и характерные черты, а также полномочия...

Конституционный статус Президента Российской Федерации

С момента вступления в должность и на весь срок ее исполнения Президент России обладает неприкосновенностью, что закреплено в статье 91 Конституции. В данном случае под неприкосновенностью, помимо физического аспекта...

Конституционный статус Президента РФ

Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми ветвями власти. Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием: · Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием...

Полномочия главы государства в системе государственного управления

В отличие от «классических» ветвей власти - парламента, правительства, суда (законодательной, исполнительной и судебной власти) - фактическое и юридическое положение главы государства однозначным образом определить невозможно...

Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью...

Полномочия главы государства и порядок их осуществления

В подавляющем большинстве стран национальное законодательство наделяет главу государства обширными правами и полномочиями в различных областях государственной деятельности. Практика функционирования конституционного механизма...

Положения Президента РФ в системе органов государственной власти

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица...

Понятие главы государства

Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского (prasides) - “ сидящий впереди ”...

Правовой статус главы местного образования

В настоящее время, как и многие другие институты муниципального права, институт ответственности главы муниципального образования находится в процессе своего становления. Следует признать...

Глава государства – официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и международных отношениях. Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство внутри и вовне страны, символ государственности народа.

Классификация глав гос-ва:

Выбираемый президент;

Наследственный монарх;

Выбираемый монарх (Малайзия, ОАЭ).

Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечён к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращён гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций в XVII и XVIII вв. казнили королей, в Центральноафриканской Республике судили свергнутого в результате переворота 1979 г. императора Бокассу. В мусульманских странах «благородная», правящая семья (часть династии) при участии высших священнослужителей и мусульманских учёных (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, ZB., в Саудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии), при этом смещённых монархов обычно пожизненно заточают в темницу.

В отличие от монарха президент несёт ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат. На Украине, в Казахстане и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создаётся специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклонённым.

В США импичмент против президента пытались применить неоднократно, но дело до процедуры в парламенте дошло лишь дважды (не считая В. Дж. Клинтона), оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушёл в отставку, не дожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993 г.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, кроме импичмента. В Словакии президент может быть смещён с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3 / 5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президента особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан и др.) в начале 90-х гг. некоторые президенты были смещены со своих постов путём голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вынужденной отставки (США, Югославия), причём отстранение президента от власти иногда сопровождалось вооружённой борьбой (Грузия).