1. История - это упорядоченное изучение:

    прошлого человечества (стран, народов);

    отдельных сторон деятельности общества;

    выявление закономерностей и тенденций исторического процесса. Содержание истории - исторический процесс, который раскрывается в явлениях жизни людей.

История является одной из важнейших общественных наук и тесно свя­зана с другими общественными науками: с социологией, психологией, философией, языкознанием и т. д. В отличие от других наук история:

    рассматривает процесс развития общества в целом;

    анализирует совокупность явлений общественной жизни, всех ее сто­рон (экономика, политика, быт и пр.).

На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки (историческая география, историческая геология, философия истории и т. п.).

2* История - многоотраслевая наука. Самостоятельные отрасли исторического знания:

    экономическая история;

    социальная история;

    гражданская и военная история;

    история государства и права;

    история религии;

    этнография (изучение бьгга и культуры народов);

    археология (изучение истории с помощью вещественных источников древности).

По широте изучаемого объекта историю составляют:

    история мира в целом (всемирная, или всеобщая)";

    история континентов; "

    история отдельных стран (народов, групп народов).

К наиболее значительным вспомогательным историческим наукам отно­сятся:

    источниковедение (изучение исторических источников);

    историография (описание и анализ взглядов и концепций историков, изучение закономерностей в развитии исторической науки). Вспомогательные исторические дисциплины имеют сравнительно узкий предмет исследования, изучают его детально.

По предметам исследования можно выделить следующие вспомогатель­ные дисциплины:

    хронология (системы отсчета времени);

    палеография (рукописные памятники истории);

    дипломатика (исторические акты);

    метрология (система мер);

    сфрагистика (печати);

    флаговедение, геральдика, генеалогия, топонимика и т. п.

3. История выполняет несколько социально значимых функций. Это:

    познавательная, интеллектуально развивающая функция;

    политическая функция;

    мировоззренческая функция;

    воспитательная функция.

Познавательная, интеллектуально развивающая функция истории состоит:

    в изучении исторического пути стран (народов);

    в объективном отражении явлений и процессов истории человечества (с позиций историзма).

Политическая функция истории заключается в том, что:

    исторические факты теоретически осмысляются;

    выявляются закономерности развития общества.

Тем самым история как наука помогает выработать научно обоснован­ный политический курс. История, ее фактологическая сторона - фунда­мент науки об обществе.

Мировоззренческая функция истории: мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность (исторические факты). Воспитательная функция истории состоит в том, что знание истории своего народа и всемирной истории

формирует гражданские качества (патриотизм и интернационализм);показывает роль личности и народа в развитии общества;позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии.

Методология и принципы исторической науки

    Методы исторического познания.

    Специально-исторические методы.

    Принципы изучения исторических фактов.

    Метод (способ) познания - путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

При соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания обеспечиваются строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Более 2000 лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и сейчас:

    идеалистическая концепция,

    материалистическая (диалектико-материалистическая) концепция. Представители идеалистической концепции считают: дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. В основе исторического процесса - человеческая душа и разум.

Материалистическая концепция: материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей. Экономические процессы в обществе определяют духовное развитие людей, их взаимоотношения. В основе современной российской исторической науки лежит диалектико-материалистический метод исследования.

Диалектико-материалистическая концепция рассматривает развитие об¬щества как естественно-исторический процесс, который:

    определяется объективными закономерностями;

    находится под воздействием субъективного фактора (деятельность масс, классов, партий и др.).

Специально-исторические методы исследования:

    хронологический метод (изложение исторического материала в хроноло¬гической последовательности);

    синхронный метод (одновременное изучение событий, происходящих в обществе);

    дихронный метод (метод периодизации);

    метод исторического моделирования;

    статистический метод.

Исторические периоды

Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей. Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью.

История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

    Первобытное общество: на Ближнем Востоке - до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта)

    Древний мир: в Европе - до 476 года н. э. (падение Римской империи)

    Средние века: 476 - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)

    Раннее Новое время: конец XV в. - 1789 (начало Великой французской революции)

    Новое время: 1789 - 1918 (окончание Первой мировой войны)

    Новейшее время: 1918 - наши дни

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса людей к своей истории. Третья функция - мировоззренческая.. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории.

Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

История – это не просто сумма знаний о прошлом и новых ретрансляций этой информации. Навыки исторического мышления и анализа позволяют яснее видеть истоки и своеобразие мировых процессов, общественных явлений, помогают прогнозировать варианты развития общества, событий и процессов. Исторические знания и исторический стиль мышления формируют гуманитарную культуру и гражданский облик гражданина страны.

2. Источники по изучению Отечественной истории.

История как наука черпает свой материал из источников.

1. Вещественные источники, представляющие основной материал для археологов, и не только. В изучении древнейших цивилизаций, когда письменность либо отсутствовала, либо была еще мало развитой, они просто незаменимы. (Орудия труда, оружие,украшения, предметы быта)

2. Письменные документы. Они служат главным материалом при изучении истории последних столетий, от которых сохранились многочисленные архивы (однако и здесь вещественные находки сохраняют существенное вспомогательное значение). Этот вид источников настолько многообразен и порой затруднен для анализа, что в нем целесообразно выделить несколько наиболее значительных групп:

а) законодательные и иные нормативные акты государственной власти и межгосударственных объединений и подготовительные материалы к ним. Последние ценны тем, что отражают борьбу мнений и партий вокруг законопроекта, а через их посредство – интересы и позиции различных социальных групп;

б) служебная и частная переписка. Этот источник ценен тем, что отражает скрытые мотивы политических партий и деятелей, не выносимые на широкую публику. Если в официальных выступлениях они, как правило, облагораживаются и маскируются радением о «благе народа» и иными высокими помыслами, то в доверительной переписке наружу выступают чаще истинные, куда более прозаические мотивы;

в) различные рабочие материалы государственных учреждений, политических партий, хозяйственных предприятий и т. д. В своей совокупности они дают общую статистическую картину состояния экономики, ее отраслей, регионов, народного образования, вооруженных сил и

т. д., короче – любой сферы деятельности, и позволяют проследить динамику и направления ее развития;

г) дневники и мемуары. Это сугубо личный и поэтому субъективный источник (тем более, что пишут их чаще всего заинтересованные лица), зато в нем концентрируются, как правило, наиболее важные события;

д) периодическая печать. С точки зрения достоверности, это – самый ненадежный источник, зато он ярко отражает борьбу мнений и партий, ведь большинство газет служат рупорами тех сил, чей социальный заказ они выполняют;

е) старинные летописи и хроники, то есть ежегодные сводки событий, дошедшие до нас с тех отдаленных времен, которые не оставили потомкам многочисленных письменных документов.

3. Этнографические – сведения, которые сохранидись до настоящего времени: быт, нравы и обычаи

4.Лингвистические - сведения о происхождении названия природных и географических объектов)

5. Фольклорные – памятники устного народного творчества

6.Компьютерно-цифровые – кино-фото документы, аудио документы.

ВВЕДЕНИЕ.

1.Предмет истории.

Науки подразделяются на естественный и общественные или гуманитерные, история является одной из гуманитарных или общественных дисциплин. Корни истории уходят в глубокую древность. Уже тогда возникла необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых профессиональных историков Геродота (481 – 425 гг. до н.э.). В основе всякой науки лежат факты, точно также исторический факт является фундаментальной категорией исторического знания. Факт это событие или явление исторической действительности.

Определения:

История это наука о прошлом.

История этодеятельность человека преследующего свое цели.

Как науку историю интересуют вопросы: Что произошло, когда, как и почему? Она изучает события и явления в прошлом.

История как наука многогранна. Она включает:

    изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история );

    исследование отдельных регионов, стран, континентов (история Европы, история Азии, история городов и т.д.);

    изучение различных направлений исторического процесса , жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.);

Ее предметом является изучение деятельности людей , а также отношений человеческого общества.

2.Функции истории.

а) Функция социальной памяти.

Функция социальной памяти в большой степени отражает назначение истории в обществе. Ее содержание сформировал Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…» (Геродот. История. – Л.: 1972, стр.12).

Современная наука определяет функции социальной памяти более широко. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. История – посредница между поколениями. Ныне, в условиях стремительных перемен, неизмеримо возрастает интерес к истории нашего отечества, истории развития человечества. Неслучайно, выдающийся историк ХХ века Фернан Бродель вопрошает: «Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего?» (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. В 3-х томах. Т.3. Время мира. – М.: Прогресс, 1992, стр.11).

Обращение к истории помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда вышли, куда идем, во имя чего?

Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно, при этом, соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность.

б) Научно-познавательная функция.

Научно-познавательная функция – неотъемлемое свойство любой науки. Центральная задача истории состоит в том, чтобы предоставить необходимые обществу знания для извлечения уроков прошлого. Глубокий анализ основных направлений социального развития выступает как предпосылка научного руководства обществом. «Без знания истории, - писал В.О.Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…» (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М.: 1968, стр. 332).

Осмысление прошлого поможет меньше ошибаться в настоящем и выбирать наиболее верные ориентиры в будущее.

в) Прогностическая функция.

Исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Игнорирование исторического прошлого может привести к негативным последствиям. Однако зачастую прогнозы не сбываются. Например, прогноз о построении коммунизма в СССР. Прогнозироч вание - дело сложное, поскольку в общественной жиз-ни действует слишком большое число факторов, свя-занных с деятельностью отдельных субъектов. Поэтому любой социальный прогноз носит вероятностный харак-тер. Отдельные социальные и экономические процессы легче поддаются учету и анализу, и прогнозирование их развития имеет широкое применение. Этим занимаются в основоном социологи, психологи, экономисты.

В марксистской методологии истории прогнозирующая функция истории выделялась как важнейшая. При этом делалась существенная оговорка, что речь идет о предвидении на уровне событий всемирно-исторического масштаба либо о «вероятностном знании устойчивых типов».

Что же касается конкретных примеров точного прогнозирования средствами исторической науки, привести их фактически ни один автор не может. Со страниц одной работы в другую переходит один и тот же пример о предвидении Ф.Энгельсом первой мировой войны, между его появлением и войной прошло 27 лет.

Случаи удачного предвидения тех или иных черт будущего носят не более чем вероятностный характер Поэтому историк, исходя из необходимости серьезных исследо-ваний в области социального прогнозирования, не может не признать, что его прогноз отличен от предвиде-ния ученого-естествоиспытателя. Историографии противопоказано оперировать с предположительными величинами. Как указывает А.Стерн, «исследовать можно только то, что стало реальным, а именно-так и обстоит дело с прошлым. История будущего невозможна; она была бы всего лишь продуктом воображения: басней, романом».

Прогнозирование будущего нельзя рассматривать как обязательную функцию исторической науки. Пред-видения не входят в компетенцию истории, даже если ее исследования в отдельных случаях способствуют ус-пеху социального прогнозирования.

г) Воспитательная функция.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Уже историки древности видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов сообщества высокую нравственность и гражданские качества. Во все последующие периоды воспитательным функциям истории отводилась исключительно важная роль. Так «Сравнительные жизнеописания» Плутарха были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов. (см. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.3. – М.: Наука, 1964, стр. 194) В эпоху Просвещения в своей «энциклопедии» Дидро и Д.Аламбер отмечали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными… Это (сравнение) побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии… Нельзя напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастиях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминания о них мешает их повторению». (История в энциклопедии. Дидро и Д.Аламбер. – Л.: Наука, 1978, стр.13). Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного мужа. (см. Болинброк Г.С. – Д. Письма об изучении и пользе истории. – М.: Наука, 1978, стр.13-15)

Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, - писал Н.Г.Чернышевский, - можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек совершенно неразвитый умственно». (Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15-ти томах. Т.2, стр.546).

3. Основные принципы и методы в историческом познании.

    Историзма – подход к действительности которая изменяется и развивается во времени.

    Объективности – обеспечивает получение истинного знания (беспристрастность).

    Ценностный – изучаемое прошлое соотносится с общепризнанными ценностями.

Основные методы в исторической нуке.

а) Историко-генетический метод - метод, посред-ством которого изучаются исторические явления в про-цессе их развития, от зарождения до гибели или совре-менного состояния. Он дает «биографию» исторического объекта (го-сударства, нации и т.д.).

б) Историко-генетический метод направлен на ана-лиз динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и законо-мерности исторического развития.

в) Описательный (идеографический ) метод . Сущность идеографического метода Г.Риккерт сводил к описанию индивидуальных особенностей, уникальных и исключительных черт исторических фактов.

г) Историко-сравнительныи метод состоит в сопос-тавлении исторических объектов в пространстве и во времени и в выявлении сходства и различия между ни-ми. Историко-сравнительныи метод предполагает использование различных приемов для сравнения сущ-ности разнородных исторических явлений. Применение же сравне-ния в сочетании с историко-генетическим методом по-зволяет объяснять сходство объектов их родством по происхождению и фиксировать взаимовлияние различ-ных исторических явлений.

д) Социально-психологический метод. Целое направление в науке под названием психоистория. В основе этого подхода лежат исследования австрийского ученого З. Фрейда. Жанр психобиографий. В 1958 г. психолог Э. Эриксон издал книгу «Молодой Лютер: психоанализ и история». Благодаря К. Юнгу появилось понятие коллективное бессознательное , которое проявляется в массовых волнениях, восстаниях, революциях и т.д.

е) Колическтвенный или статистический метод. Используется практически во всех науках. В истории появился в сер. ХХ века. Связано с использованием достижений математики и информатики и в первую очередь компьютера (демографическая история).

Тэма 1. ПЕРШАБЫТНАЕ ГРАМАДСТВА НА ТЭРЫТОРЫІ БЕЛАРУСІ

    Каменны і бронзавы век.

Першае пранікненне чалавека на тэрыторыю Беларусі адбылося ў прамежку часу 100 – 40 тыс. гадоў назад. Такая недакладнасць у вызначэнні тэрміну тлумачыцца тым, што ў старажытнасці беларускія землі былі заняты ледавіком. Ледавіковая эпоха пачалася каля 500 тыс. гадоў таму назад і скончылася толькі ў 9 тыс. да н. э. Ледавік не знаходзіўся на адным месцы. Ён рухаўся ў залежнасці ад змены клімату з поўначы на поўдзень і наадварот. Вучоныя вылучаюць найбольш моцныя зледзяненні: бярэзінскае (480 – 390 тыс. гадоў назад), дняпроўскае (320 – 250 тыс. гадоў назад) і паазерскае (105 – 85 тыс. гадоў назад). Археолагамі былі знойдзены прылады працы (востраканечнікі, скрэблы, рубілы) найстаражытнейшых людзей на поўдні Беларусі каля вёсак Клеявічы і Абідавічы. Каля 40 – 10 тыс. гадоў назад на тэрыторыі Беларусі з’явіліся людзі сучаснага фізічнага тыпу. Ім належаць стаянкі ля вёсак Юравічы (больш за 26 тыс. гадоў назад) і Бердыж (больш за 23 тыс. гадоў назад). Найбольш характэрным паказчыкам узроўню развіцця чалавечай дзейнасці лічацца матэрыялы, з якіх вырабляліся прылады працы. На гэтай падставе вучоныя вылучаюць каменны век (да канца 3 тыс. да н. э.), век медзі і бронзы (канец 2 тыс. – пач. 1 тыс. да н. э.) і жалезны век (пач. 1 тыс. да н. э. – да VII-VIII стст. н. э.). У сваю чаргу каменны век падзяляюць на палеаліт (старажытнакаменны – да адступлення ледавіка), мезаліт (сярэднякаменны – 9 – 5 тыс. да н. э.) і неаліт (4 – 3 тыс. да н.э.). Асноўным заняткам у эпоху палеаліту былі збіральніцтва, лоўля рыбы і паляванне. Толькі ў мезаліце тэрыторыя Беларусі была заселена поўнасцю. Першыя паселішчы будаваліся ў асноўным на берагах рэк і азёр. Жытлы былі наземныя і паўзямлянкавыя. У кожным жытле мясцілася адна сям’я. Жыхары аднаго паселішча складалі сваяцкую абшчыну, якая была часткай буйнейшага аб’яднання – племені. Людзі таго часу карысталіся лукам, стрэламі, сякерамі і нажамі з крамянёвых пласцін. Тады ж з’явілася першая свойская жывёла – сабака. У неаліце пачалі актыўна выкарыстоўваць шліхтаваныя каменныя прылады працы, керамічны посуд, зарадзіліся земляробства і жывёлагадоўля. Найбольш старажытныя назвы азёр, рэк і паселішчаў Беларусі сведчаць пра тое, што першымі людзьмі сучаснага тыпу былі фінамоўныя плямёны. Але ў канцы 3 тыс. да н. э. яны выціснуты балтамі, з прыходам якіх пачаўся век медзі і бронзы. Медзь і волава, з якіх вырабляецца бронза, не здабываліся на Беларусі. Іх завозілі з-за мяжы, таму металічныя прылады пакуль што заставаліся рэдкімі.Историческое развитие захватывает не...

  • Метод литературной герменевтики. Теория понимания Ф. Шлейермахера

    Курсовая работа >> Иностранный язык

    И, соответственно, его логика и методология исторического познания опираются на конкретно-научный фундамент... были выявлены основные принципы и методы герменевтического анализа: принцип диалогичности гуманитарного мышления; принцип единства грамматической...

  • Основные принципы немецкой классической философии

    Реферат >> Философия

    ... Основные принципы немецкой классической философии. 2. Философия И. Канта: активность субъекта познания ... отношению к метафизике методу мышления и познания - методу диалектическому, разработала... истории понимались как принципы исторической "разумности". Вместе...

  • Основные принципы философии прагматизма и его представители Ч.Пирс, Д.Дьюи

    Контрольная работа >> Философия

    ... …………………………………………………………………………3 1. Концепция прагматизма………………………………………………….…..4 2. Основные принципы ………………………………………………………….5 3. Чарльз Пирс - основоположник... Хаак. Прагматизм в исторической науке - термин, ... метод , как бихевиористская ориентация в познании ...

  • Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повеление исполнять свой нравственный долг («...от первого мгновенья до последнего», - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг («...я другому отдана и буду век ему верна»), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой «воздал», бросив ее под колеса поезда.

    Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, например подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

    Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

    Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

    В работе «О нашем призвании» Г. Я. Бакланов доказывает, что «призвание писателя - пропагандировать человечность», а В. А. Каверин в «Освещенных окнах» обоснованно убеждает нас, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: «Генеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепции» 1 .

    Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали.

    И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров «Люди, годы, жизнь» приводит мысль В. Маяковского: надо надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

    Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родине, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

    Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость «морального допуска» к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).

    Не секрет что, не обладая знаниями о прошлом, которые дают необходимый опыт, человеческое общество остановилось бы в своем развитии. С течением времени сформировалась такая сфера познания, как историческая наука. Функции, методы и этапы развития ее рассмотрим в этой статье.

    Понятие исторической науки

    История или историческая наука - сфера общественного познания, объектом изучения которой является прошлое человечества. Как любят говорить ученые: "История - социальная память человека". Это целый комплекс наук, рассматривающий историю как в широком смысле, например, всеобщая, так и в более узком - древнего мира, новейшая России, военная, и так далее.

    Несмотря на то, что историческая наука, предмет и функции которой - изучение минувшего, вовсе не является статичной, ведь постоянно меняется база источников - появляются новые, подвергаются критике старые. Меняется экономическая и политическая обстановка в государстве, что тоже оказывает огромное влияние на историческую науку (как пример - оценка исторических событий в царской России и сменившей ее советской власти кардинально разнятся).

    Как все начиналось

    Официально считается, что историческая наука зародилась в V веке до нашей эры. Все помнят из курса школьной программы философа Геродота, которого по сей день считают Фукидида и его труд "История Пелопонесской войны", Ксенофонта и Полибия. Древние греки предпочитали описывать события, современниками которых они являлись - в приоритете были войны, биографии политиков и сама политика, а также другие народы и религия.

    Большим вкладом в развитие исторической науки стали труды "Анналы" и "История" римского историка Публия Руководствуясь девизом - "Без гнева и пристрастия" (то есть объективно и с целью установления истины), - он занимался биографией римских императоров.

    Со временем принципы и функции исторической науки античного времени нашли своё продолжение в трудах византийских ученых В Европе в средние века появляются летописи - описание событий по годам, все происходящее объясняется "божественным провидением", а история церкви становится приоритетным направлением для изучения. Самый известный мыслитель этого времени - святой Августин Блаженный.

    Эпохи Возрождения и Просвещения

    Эпоха Возрождения (Ренессанса) принесла такие нововведения в методы и функции исторической науки, как критика источника. Ученые в своих работах должны были обязательно ссылаться на источники, причём, чем больше было ссылок и цитирование, тем лучше. Известные мыслители этого времени - Бенедикт Спиноза, Френсис Бэкон (работа "Новый Органон", при написании которой использовался разработанный им метод индукции - от частного к общему).

    Эпоха Просвещения послужила большим скачком для развития всех наук, в том числе и истории. Открываются новые источники, они систематизируются, расшифровываются. Впервые выдвигается мысль о том, что на развитие функций исторической науки оказывает влияние такой фактор, как форма правления. помимо вышеназванного, выделил ещё такие факторы:

    Выдающийся французский мыслитель Вольтер считал, что люди должны изучать "достижения ума человеческого и морали", тем самым заложив основы изучения культуры.

    Дальнейшее развитие

    В XIX веке в рамках философии позитивизма функции исторической науки заключались в значительном повышении роли исторических источников, источниковедение стало развиваться как самостоятельная дисциплина, а письменный источник - как единственно достоверный.

    Особого внимания заслуживают работы:

    • Шпенглера "Закат Европы" (история - циклические культуры, которые зарождаются, переживают период расцвета и затем умирают);
    • Арнольда Тойнби "Цивилизация", учёный выделил пять ныне существующих цивилизаций и двадцать с момента зарождения, которые также рождаются, растут, приходят в упадок и умирают.

    Двадцатый век - это время, когда исторические масштабы исследований расширяются географически, охватывая больше стран и народов, а также хронологически - от первобытного человека до современности. Это время господства формационного подхода в истории, основоположниками которого были Карл Маркс и Они считали, что определяющим фактором в жизни общества были материальные условия, от них зависели и социальные аспекты, и мировоззрение людей. Таким образом, история - процесс смены общественно-экономических формаций.

    Двадцатый и двадцать первый века - времена, когда основные функции исторической науки размываются, стираются грани между историей и другими социальными науками - социологией, психологией. Учеными проводятся новые исследования и эксперименты, развиваются новые направления, например, контрфактическая история (изучает альтернативы исторических событий и процессов).

    Познавательная и социальная функции

    Другое название познавательной функции - информационная. Сущность ее состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать прошлое человечества, понять суть происходивших явлений и то, какое влияние они оказали на дальнейший ход истории, то есть закономерности исторического развития.

    Социальная функция исторической науки или функция социальной памяти - это изучение опыта предыдущих поколений, сохранение их в памяти народа. Она имеет целью обеспечить способствовать национальной самоидентификации народов. Формирование исторической памяти чрезвычайно важно, от нее зависит стабильность общества, способность выживать в критических ситуациях. Как говорят ученые: "Народ умирает, когда становится населением, когда забывает свою историю".

    Классический пример, почему социальная память чрезвычайно важна для народа - неприятие исхода и результатов Первой мировой войны в Германии привело к развязыванию ею Второй мировой войны уже буквально через два десятилетия.

    Методы исторической науки

    Предмет, принципы и функции исторической науки включают в себя как общие методы познания - анализ, индукция, синтез, дедукция (так как ими пользуется практически любая наука, не стоит останавливаться на них подробно), так и специальные, присущие только ей. К таким методам относятся:

    1. Ретроспективный - для того, чтобы выявить истинную причину события, учёный при помощи последовательных действий проникает в прошлое.
    2. Историко-сравнительный - сравнение исторических объектов путём сопоставления их во времени и пространстве, выявление сходства и различия.
    3. Историко-типологический - заключается в составлении классификаций событий и явлений, выявлении общих черт и различий в рассматриваемых объектах.
    4. Историко-генетический - рассмотрение изучаемого явления в динамике, от зарождения до гибели, то есть, в развитии.

    Следует отдельно сказать, что функции исторической науки исключают метод эксперимента - нельзя с точностью воссоздать происходившие когда-то явления и процессы.

    Принципы науки

    Принципы в целом - это идеи, основополагающие правила. Основными принципами исторической науки являются:

    1. Историзм. Любой факт, явление или событие рассматривается в разрезе исторической обстановки, в динамике, во времени и пространстве.
    2. Объективность. Предполагает, во-первых, опору на подлинные факты, учёт как положительных, так и отрицательных моментов рассматриваемого явления. Во-вторых, историк должен быть независим от своих желаний и предпочтений, которые могут исказить историческое исследование.
    3. Альтернативность. Предполагает существование иного пути развития, кроме того, который произошел. Использование этого принципа позволяет увидеть неучтенные ресурсы и неосуществлённые возможности, позволяет извлечь уроки на будущее.
    4. Социальный подход. Означает, что в развитии определённых процессов значительную роль играют социальные интересы. Важно руководствоваться им при оценке программ политических партий, во внутренней и внешней политике государства.

    Вспомогательные исторические дисциплины

    Говоря о функциях исторической науки в современном мире необходимо затронуть те дисциплины, которые идут с ней нога в ногу в своих исследованиях и подразделяются на специальные и вспомогательные. Основными из них являются следующие науки:

    1. Историография. В широком смысле - это вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, которая изучает историю исторической науки. В более узком - это проведённые учёными-историками исследования в определённой области исторической науки или совокупность научных работ.
    2. Источниковедение. Это вспомогательная историческая дисциплина, которая комплексно изучает исторические источники, использует анализ явлений и событий. Источниковедение бывает теоретическим, занимается определением происхождения источников и их достоверности, а также прикладным (конкретным) - изучает отдельные отрасли и периоды истории.

    Специальные исторические науки

    Существует несколько специальных исторических дисциплин, которые помогают исторической науке наиболее полно раскрыть, изучить рассматриваемое событие или явление. Это нумизматика (изучает монеты), геральдика (гербы), палеография (письменность). Но наиболее значимыми из них являются археология и этнография:

    1. Термин "археология" образован от древнегреческих слов "архео" - древний и "логос" - наука. Это дисциплина, изучающая историю человечества по вещественным памятникам (зданиям, сооружениям, оружию, орудиям труда, предметам быта). Особенно возрастает роль этой дисциплины при изучении тех периодов истории, когда отсутствовала письменность, или тех народов, у которых письменности не было вообще.
    2. Термин "этнография" также является древнегреческим, "этнос" - народ, "графо" - пишу. Отсюда можно понять суть этой исторической дисциплины - она изучает происхождение народов (этносов), их состав, расселение и переселение, а также культуру и быт.

    Исторические источники

    Исторический источник - любая вещь, документ, который содержит информацию о прошлом и может быть использован для изучения исторических процессов. Существует несколько классификаций этих документов, делений их на группы (по цели создания, по степени близости к историческому факту).

    Наиболее распространённым является деление источников на:

    • Вещественные - здания, сооружения, одежда, оружие, орудия труда и предметы быта - одним словом все, что создано руками человека.
    • Этнографические - обычаи, традиции, всевозможные обряды, верования.
    • Лингвистические - речь, говор, присущий человеку, народу.
    • Устные (фольклор) - песни, сказки, легенды.
    • Письменные - всевозможные рукописи, архивные документы, письма, нормативные акты, мемуары. Могут быть подлинниками или копиями.

    Наука, история

    Функции исторического знания, которые предопределяют человеческое понятие об исторических событиях, таковы:

    • интеллектуально-развивающая, познавательная - познание исторических процессов как социальной отрасли научных знаний и теоретическое обобщение фактов истории;
    • практически-политическая - помогает в разработке научно обоснованного политического курса путем выявления закономерностей в развитии общества и вариантов управления массами;
    • мировоззренческая - влияет на формирование научных мировоззрений путем предоставления точных, документально обоснованных, данных о событиях минувшего;
    • воспитательная - знание исторических фактов оказывает влияние на формирование гражданской позиции.

    Предметом и функциями исторической науки является изучение развития человеческого общества во времени и пространстве, то есть исторический процесс. Без этих знаний общество не смогло бы развиваться и двигаться вперед.