Реформы Петра I

Реформы Петра I - преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I . Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: -1715 годы и - .

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны . Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор , которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В -1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий - предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел - заменила Посольский приказ , то есть ведала внешней политикой.
  • Военная коллегия (Воинская) - комплектование, вооружение , снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот .
  • Вотчинная коллегия - заменила Поместный приказ , то есть ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году .
  • Камер-коллегия - сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия - горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).
  • Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).
  • Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.
  • Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод - управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха . Основан(а) в 1721 году . В состав этой коллегии/Синода вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор - гражданский чиновник , назначаемый царём. Особым указом Пётр I (Петр I) приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
  • Малороссийская коллегия - осуществляла контроль за действия гетмана , которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом . Коллегия возглавлялась царским офицером .

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция : Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия . Эти учреждения находились в ведении самого императора.

Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Контроль над деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов , которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал , назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.).

В 1719-1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал , назначаемый государем, его помощником - обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

Рядовые стрельцы в 1674 году. Литография из книги XIX в.

Реформы армии и флота

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I . Однако боеспособность этой армии была низкой Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне -1721 годов . Готовясь к войне со Швецией , Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских . В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута . Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Рядовой армейского пех. полка в 1720-32 гг. Литография из книги XIX в.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия . В 1716 году был издан Воинский Устав , строго определявший службу, права и обязанности военных. - В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Церковная реформа

Вероисповедная политика

Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы , отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре . «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере . Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).

Финансовая реформа

Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политику протекционизма , заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идее меркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до , в том числе около 90 представляли собой крупные мануфактуры .

Реформа самодержавия

До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.

Сословная политика

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, - юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России . В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Дворянство

Основные вехи:

  1. Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.
  2. Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.
  3. Указ о единонаследии 1714 года : землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины , тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов .
  4. «Табель о рангах » () года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой. Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян . Дворянство обязано для подготовки к службе учиться. Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство тем, которые хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Крестьянство

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян - лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные - они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца . Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян , а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности). Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился) . В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными . Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев - крестьян, приписанных к мануфактурам . Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных . Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Городское население

Городское население в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны . Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей. Хотя по уровню развития городов и промышленности Россия сильно уступала Западной Европе, но в течение XVII в. происходил их постепенный рост. Социальная политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря .

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета , появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков .

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696-1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

Пётр I в 1709 году. Рисунок середины XIX века.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

До того как Пётр Первый вступил на престол церковные дела имели плохое состояние. Церковь нуждалась в кардинальных реформах, но никто из царей да Петра не решался сделать это. Проблемы заключались в следующем. В Русской Церкви второй половины 17 века практически полностью отсутствовала система образования и просвещения. Проблема также состояла в том что церковь имела огромные территории земель и пользовалось множеством льгот, что очень сильно сказывалось на купечестве. Также подчиненные церкви люди судились церковным судом. Это все вызвало негодование царей, но из-за страха перед влиянием церкви в простых массах, цари боялись применять кардинальные меры.

Когда Петр встал у руля управления страной он часто видел недовольство со стороны духовенства. Это происходило в основном из-за того, что духовенство не хотело принимать новшеств вносимых Петром. Так ка Петр посвятил всю свою жизнь модернизации страны, то он хотел чтобы духовенство не ставило себя выше других сословий, а также как и все подчинялось общим законам. Также он был против что глава Русской Церкви пытался ставить себя наравне с императором. Хотя Петр не был неверующим, часто говорили что он занимал нейтральную позицию с церковью. Когда духовенство пыталось сохранить независимость от судов, то Петр пресек это сражу же.

Свои первые изменения в Русской Церкви Петр начал еще при жизни Патриарха Адриана (глава Русской Церкви в 1700 году), а именно запретил строить церкви в Сибири. Когда же патриарх умер, встал вопрос о том кто будет производить дела патриарха, тогда Петр решил восстановить Монастырский приказ, который стал распоряжаться церковными землями и хозяйством. Все остальные патриаршие дела были распределены по соответствующим приказам. В дальнейшем Петр издал еще несколько указов, тем самым еще больше уменьшив независимость духовенства от других слоев общества. Также стала легче жизнь тех, чья религия отличалась от православной. Теперь католики и протестанты могли не бояться преследования со стороны Русской Церкви. Однако преследованию подвергались староверы, так как Пётр не любил русскую старину.
Чтобы больше людей стало духовно богаче были изданы указы, в которых предусматривались штрафы, если человек не исповедовался в течении определенного времени
(обычно 1 раз в год минимум). С другой стороны, этот указ был принят в целях доносов, священники обязаны были доносить властям исповедь заинтересованных людей.

В то же время Петр вел активную борьбу с нищенством. Запрещено было не только просить милостыню, но и подавать ее . Всех просящих милостыню забирали в Монастырский приказ для разбирательства. Если выяснялось что просящий милостыню чей-то крестьянин, то с его помещика брали штраф в размере 5 рублей. Если же крестьянин попадался повторно, то его отправляли на каторгу, предварительно избив. Людям желающим помочь нищим предлагалось отдавать помощь в богодельни. К 1718 году в Москве насчитывалось уже более 4500 нищих и более 9 десятков богоделен. Петр пришлось признать, что число нищих постоянно увеличивается, даже после принятых жестких мер. Поэтому Петр издал указ, в котором рекомендовал следовать примеру митрополита Новгородского Иова, который организовал хорошую благотворительную помощь нуждающимся в Новгороде.

Важным событием в церковной реформе Петра являлось образование 25 января 1721 года Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии другими словами. Теперь церковь управлялась не одним патриархом, а коллегией священников. Теперь у власти над Синодом стоял сам император и светские чиновники. Пётр духовно обезглавил Церковь подчинив её себе. В состав Синода входило 12 священнослужителей, причем трое из них должна иметь сан архиерея. Синод напоминал гражданские коллегии не только составом (президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 асессоров), но и устройством делопроизводства и канцелярии. За деятельностью Святейшего Синода наблюдал обер-прокурор, он мог вмешиваться в решения Синода, если решения Синода противоречили гражданским законам и указам Петра. Синод обязан был следить за духовным обучением населения, должен был изучать качества людей для назначения в сан архиерея.

В годы царствования Петра духовенство превратилось в сословие, которое имело сои привилегии и свои обязанности. Через духовенство Петр хотел оказывать влияние на людские массы. Как известно в Древней Руси доступ в духовенство был очень легок. Практически любой желающий мог стать священником. В основном святейшие чины доставались от отца к сыну. При Петре количество разного рода священников стало настолько много, что он принимает меры, которые затрудняют вступление в духовный чин, и одновременно упростил выход из духовенства . Также одной из мер Петра было установление определенного количества священников на количество жителей.

Особую неприязнь Петр испытывал к монахам, с каждым новым указом он старался ограничить монахов в свободе действий. Так например юноша не мог поступить в монастырь пока ему не исполнится 30 лет, а женщин не стригли в монашки ранее 50 летнего возраста. Было запрещено монахам посещать светские дома и учереждения . Он не разрешал строить новые монастыри, сделал трудным вступление в монашество, из монастырей он делал пригодные для государства учреждения - лечебницы, фабрики и др. Также монахам запрещалось надолго уходить из монастыря и им приходилось проживать всю жизнь в монастыре. Также ввелось обязательное образование в духовных школах для детей священнослужителей, а кто не обучался в церковной школе должен быть исключен из духовенства.

ДРУГИЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО.


Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Внешняя политика Петра I

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция - Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции - на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия - дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.


  1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

  2. Указ об образовании (1706 г.) - все боярские дети обязаны получить начальное образование.

  3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

  4. Табель о рангах (1721 г.): служба государю делилась на три отдела - армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:


  • государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

  • дворцовые, принадлежавшие лично царю;

  • посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган - Святейший Синод.

Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

В 1704 г. была проведена денежная реформа , по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

Социальные реформы Петра I

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

Медицинские реформы Петра I

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Реформы Петра I в армии

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Итоги реформ Петра I


  1. В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.

  2. Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.

  3. Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.

  4. Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. Поставлена задача государственной важности - создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

Особенности реформ Петра I


  1. Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.

  2. Отсутствие системы проведения реформ.

  3. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.

  4. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

Причины реформ Петра I

К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей). Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.

Предпосылки реформ Петра I

В ходе истории нашей страны к этому времени уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Город отделился от деревни, произошло разделение сельского хозяйства и ремесла, возникали промышленные предприятия мануфактурного типа. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Россия заимствовала у Западной Европы технику и науку, культуру и просвещение, но в то же время развивалась самостоятельно. Таким образом, почва для петровских реформ уже была подготовлена.

18 августа 1682 года на российский престол вступил 10-летний Петр I. Этого правителя мы помним как великого реформатора. Отрицательно или положительно относиться к его нововведениям – решать вам. Вспоминаем 7 самых масштабных реформ Петра I.

Церковь – не государство

«Церковь не есть иное государство», - считал Петр I, и потому его церковная реформа была направлена на ослабление политического могущества церкви. До нее лишь церковный суд мог судить духовенство (даже по уголовным делам), и робкие попытки предшественников Петра I изменить это встречали жесткий отпор. Наравне с другими сословиями духовенство после реформы должно было подчиняться общему для всех закону. В монастырях должны были жить только монахи, в богадельнях – только больные, всех остальных велено было выселить оттуда.
Петр I известен терпимостью к другим конфессиям. При нем было разрешено свободное исповедование своей веры иностранцами и браки христиан разных конфессий. «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос», - считал Петр. С противниками Церкви он предписал архиереям быть «кроткими и разумными». С другой стороны, Петр ввел штрафы для тех, кто исповедовался реже раза в год или дурно вел себя в храме во время службы.

Налог на баню и бороду

Масштабные проекты по обустройству армии, строительству флота требовали огромных денежных вложений. Для того чтобы обеспечить их, Петр I ужесточил налоговую систему страны. Теперь налоги собирались не по дворам (ведь крестьяне тут же стали обносить одним забором несколько дворов), а по душам. Существовало до 30 разных налогов: на рыбную ловлю, на бани, мельницы, на исповедование старообрядчества и ношение бороды и даже на дубовые колоды для гробов. Бороды было велено «рубить по самую шею», а для тех, кто носил их за плату, был введен специальный жетон-квитанция, «бородатый знак». Солью, алкоголем, дегтем, мелом, рыбьим жиром теперь могло торговать только государство. Основной денежной единицей при Петре стала не деньга, а копейка, вес и состав монет был изменен, а неразменный рубль перестал существовать. Доходы казны увеличились в несколько раз, правда, за счет обнищания народа и ненадолго.

В армию на всю жизнь

Чтобы выиграть Северную войну 1700-1721 гг., необходимо было модернизировать армию. В 1705 году каждый двор должен был отдавать на пожизненную службу одного рекрута. Это касалось всех сословий, кроме дворянства. Из числа этих рекрутов составлялась армия и флот. В воинском уставе Петра I впервые на первое место было поставлено не нравственное и религиозное содержание преступных действий, а противоречие воле государства. Петру удалось создать мощнейшую регулярную армию и военно-морской флот, которых до сих пор не было в России. К концу его правления в численность регулярных сухопутных войсках была 210 тысяч, нерегулярных – 110 тысяч, и более 30 тысяч людей служили на флоте.

«Лишние» 5508 лет

Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Применение юлианского календаря и празднование Нового года 1 января – тоже нововведения Петра. Он также ввел употребление современных арабских цифр, заменив ими старые цифры – буквы славянской азбуки с титлами. Начертание букв упростилось, буквы «кси» и «пси» «выпали» из алфавита. Для светских книг теперь полагался собственный шрифт – гражданский, а богослужебным и духовным оставлялся полуустав.
В 1703 году начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости», а в 1719 – действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.
При Петре открыты Школа математико-навигацких наук (1701 г.), Медико-хирургическое училище (1707 г.) – будущая Военно-медицинская академия, Морская академия (1715 г.), Инженерная и Артиллерийская школы (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях.

Ученье через силу

Все дворяне и духовенство отныне должны были получать образование. Успех дворянской карьеры зависел теперь от этого напрямую. При Петре создавались новые школы: гарнизонные – для детей солдат, духовные – для детей священников. Более того, в каждой губернии должны были быть цифирные школы с бесплатным обучением для всех сословий. Такие школы обязательно снабжались букварями на славянском и латинском языках, а также азбуками, псалтирями, часословами и арифметиками. Обучение духовенства было принудительным, противившимся ему грозила военная служба и налоги, а тем, кто не окончил обучения, нельзя было вступить в брак. Но из-за принудительного характера и жестких методов обучения (битье батогами и сажание на цепь) такие школы просуществовали недолго.

Раб лучше холопа

«Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству - сия то почесть свойственна царю…» - это слова Петра I. В результате такой царской позиции произошли некоторые изменения в отношениях царя и народа, которые были в диковинку на Руси. Например, в челобитных посланиях не разрешалось более унижать себя подписями «Гришка» или «Митька», а необходимо было ставить свое полное имя. Не обязательно стало снимать шапку на крепком русском морозе, проходя мимо царской резиденции. Не полагалось падать перед царем на колени, а обращение «холоп» заменилось на «раб», что было в те времена не уничижительно и ассоциировалось с «раб Божий».
Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Насильственная выдача девушки замуж была отменена тремя указами, а обручение и венчание теперь необходимо было разделить во времени, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». Жалобы на то, что один из них аннулировал помолвку, не принимались – ведь теперь это стало их правом.

Сословные (социальные) реформы Петра I – хронологическая таблица

1714 – Указ 23 марта 1714 «О единонаследии»: запрет дробления дворянских имений, они должны целиком передаваться одному наследнику. Этот же указ устраняет разницу между поместьями и вотчинами, которые отныне наследуются одинаково. Указы об обязательном обучении детей дворян, дьяков и подьячих. Запрет производить в офицеры дворян, не служивших рядовыми в гвардии.

1718 – Отмена холопства и состояния вольных гулящих людей посредством распространения податной и рекрутской повинности на оба эти состояния.

1721 – Разрешение «купецким людям» приобретать населённые имения к фабрикам. Указ о получении потомственного дворянства недворянами, дослужившимися в армии до обер-офицерского чина.

1722 – Составление ревизских сказок с равным занесением в них крепостных, холопов и лиц «промежуточных» свободных состояний: все они теперь уравниваются в социальном положении, как единое сословие. «Табель о рангах» ставит бюрократическую иерархию, принцип заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы.

Петр I. Портрет кисти Ж. М. Наттье, 1717

Административные реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Введение городского самоуправления: учреждение городских ратуш из выборных бурмистров и центральной Бурмистерской палаты в Москве.

1703 – Основание Петербурга.

1708 – Раздел России на восемь губерний.

1711 – Учреждение сената – нового высшего распорядительного органа России. Учреждение фискальной системы во главе с обер-фискалом для контроля за всеми отраслями администрации. Начало соединения уездов в провинции.

1713 – Введение на местах ландратов (дворянских советов при губернаторах, губернатор – лишь председатель их).

1714 – Перенос русской столицы в Петербург.

1718 – Учреждение (взамен старых московских приказов) коллегий (1718-1719) – новых высших административных органов по отраслям дел.

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева

1719 – Введение нового областного деления (11 губерний, разделённых на провинции, уезды и дистрикты), в которое входят и земли, отвоеванные у Швеции. Упразднение ландратов, перенесение дворянского самоуправления из губернии в уезд. Учреждение уездных земских канцелярий и выборных земских комиссаров при них.

1720 – Преобразование городского самоуправления: учреждение городских магистратов и Главного магистрата. Магистраты получают более широкие права по сравнению с прежними ратушами, но избираются менее демократично: лишь из «первостатейных» горожан.

Финансовые реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Введение гербовой бумаги (с особым налогом на неё).

1701 – Новые налоги: «драгунские» и «корабельные» деньги (для содержания кавалерии и флота). Первая широкая перечеканка монеты с уменьшением содержания в ней драгметалла.

1704 – Введение налога на бани. Установление казённых монополий на соль и дубовые гробы.

1705 – Введение «бородовой» подати.

1718 – Уничтожение большинства казённых монополий. Указ о переписи (первой ревизии) населения с целью подготовки к введению подушной подати.

1722 – Завершение первой ревизии и введение по её результатам подушной подати.

Экономические реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Основание казённых железоделательных заводов в Верхотурском уезде на Урале, отданных потом во владение туляку Н. Демидову.

1701 – Начало работ по устройству водного сообщения Дона с Окой через реку Упу.

1702 – Постройка канала, установившего водное сообщение между верховьями Волги и Невой (1702-1706).

1703 – Строительство чугуноплавильного и железоделательного завода на Онежском озере, из которого затем вырастает город Петрозаводск.

1717 – Отмена принудительных наборов рабочих для постройки Петербурга.

1718 – Начало строительства Ладожского канала.

1723 – Основание Екатеринбурга – города для управления обширным уральским горнозаводским округом.

Военные реформы Петра I – хронологическая таблица

1683-1685 – Набор для царевича Петра «потешных солдат », из которых позже образуются два первых регулярных гвардейских полка: Преображенский и Семёновский.

1694 – «Кожуховские походы» потешных солдат Петра I.

1697 – Указ о постройке «кумпанствами», во главе крупными светскими и духовными землевладельцами пятидесяти кораблей для Азовского похода (первая попытка создания сильного русского флота).

1698 – Уничтожение стрелецкого войска после подавления третьего бунта стрельцов .

1699 – Указ о наборе трёх первых рекрутских дивизий.

1703 – Верфь в Лодейном поле спускает на воду 6 фрегатов: первая русская эскадра на Балтийском море.

1708 – Введение нового порядка службы казаков после подавления восстания Булавина : установление для них обязательной военной повинности России вместо прежних договорных отношений.

1712 – Роспись содержания полков по губерниям.

1715 – Установление постоянной нормы рекрутского призыва.

Церковные реформы Петра I – хронологическая таблица

1700 – Смерть патриарха Адриана и запрет выбирать ему преемника.

1701 – Восстановление Монастырского приказа – передача церковных имений в управление светской администрации.

1714 – Дозволение старообрядцам открыто исповедовать свою веру при условии платежа двойного оклада.

1720 – Закрытие Монастырского приказа и возврат духовенству недвижимых имуществ.

1721 – Учреждение (на место прежнего единоличного патриаршества) Священного Синода – органа для коллегиального управления церковными делами, который, к тому же, тесно зависит от светской власти .

Лекция № 10 по истории России

На прошлой лекции мы завершили великую Северную войну. Мы приближаемся к концу Петровских реформ.

Она имела не последнее место в общей совокупности преобразований. Обозначила грань времен в развитии этого института, открыла так называемый синодальный период, который продолжался около двух столетий до 1917 года. Это своеобразная новая эпоха в истории церкви, которая означала отход от старых традиций и от старой правовой основы православной церкви. Внесен был западнический антитеократический дух преобладания государства над церковью. В результате этой реформы русская церковь изменилась существенно, утратила свой стиль, колорит, т.е. была преобразована в полной мере.

Какие задачи стояли перед реформатором? Какие были предпосылки к реформе церкви?

Церковь представляла государство в государстве. Она копировала государственную структуру в более скромном усеченном варианте. У церкви были свои приказы, как и у государства. Если у государства было их порядка 40, то у церкви порядка 5 приказов.

У церкви была своя иерархия чинов не только духовных, но и были патриаршие дворяне, т.е. у патриарха был двор.

Церковь - это другая пирамида власти в стране. Хотя наши патриархи изначально принимали византийскую теорию двух властей, в гармонии между ними. И по этой теории формально церковь считалась более значимой, более высокой властью. Так патриарх Никон озвучивал это старое положение Византийской философской школы, что Бог это солнце, а от бога лучами солнечными уже светится луна. Это вторично, это государство. Хотя церковь так возглашала, тем не менее все понимали реальности церкви, что она была вторичной властью и молчаливо это признавали.

Тем не менее, когда складывалась жесткая структура абсолютистского государства, то такой крупнейший институт власти полунезависимый, определенную опасность означал для власти. Он мог стать структурой оппозиции. Власть этого боялась и хотела этот автономный институт власти встроить в общую структуру российской государственности, сделать его колесиком и винтиком общей бюрократической машины, лишить самостоятельности. Вот такая была цель у Петра I.

Это соответствовало эпохе. Абсолютистские монархи действовали примерно по одной схеме.

Одна цель – политическая.

Другая цель – экономическая. Потому что церковь имела большое количество земельных владений. Около 150 тысяч крестьянских дворов.

Власть всегда мыслит примитивно. Эту собственность хотелось изъять в пользу государства. Петр не был исключением.

Абсолютизм в Европе возрастал во многом за счет конфискации церковного имущества. Это создавало в руках монарха свободный финансовый фонд, путь к абсолютной власти.


Культурно-идеологическая предпосылка. Церковь представляла собой крупнейший айсберг средневековья в стране. Она не соответствовала новым потребностям. Это вызывало самый широкий спектр нерешенных проблем.

Что было характерно для культурно-идеологической концепции русской церкви?

1) Она была сторонницей православного изоляционизма, чтобы изолировать православных от других тлетворных западных, восточных. северных и южных влияний. Исповедовала даже внешние признаки. Русские должны быть с бородой в подражание Иисусу Христу, не курить табака, как на западе. У них как у демонов идет из носа дым.

2) Церковь безусловно следовала традиции. Не любила изменений, новаций.

3) Догматизм, безусловное подчинение религиозной догме всех форм сторон деятельности.

Многим было свойственно противодействие процессу познания и просвещения. Видные иерархи утверждали, что это не нужно для спасения души, это грех.

Мировоззренческая концепция русской церкви соответствовала раннему средневековью. Молиться, ходить в церковь, поменьше грешить и тогда будет царство Божие.

Но эта концепция не соответствовала потребностям государства и мировосприятию нового времени. Новое время пробуждает новые ценности, которые рождаются вместе с буржуазной эпохой.

Это время, когда начинает постигаться самоценность отдельной личности. В средневековье ты букашка перед всемогущим богом. А в новом времени в старые формы вкладывают новое содержание.

Старая концепция не устраивала государство, потому что она не работала на то, чтобы человек рос по служебной лестнице, пытался оказать услуги государству. Люди были безынициативные, к обогащению не стремятся, потому что это грех. Скоро смерть. Это отмечали иностранцы. В этом мировоззренческое расхождение с западными людьми. Голландцы были неприятны своим стяжанием.

Такие традиционные русские люди новому государству были мало полезны. У них надо было будить амбиции, воспитывать новую породу людей. Воспитывать амбиции к образованию, служебному росту, материальному благосостоянию.

Служебный успех это залог и семейного счастья.

Нужно было церковь преобразовать. Нужно было повысить образовательный уровень духовенства, потому что вплоть до времени петровских преобразования считалось, что для священника достаточно того, чтобы он умел читать и вести службы. А новое время показывало, что этого очень мало. Наше духовенство имело только единицы людей, которые имели интеллектуальную зрелость, чтобы вести проповедь.

Патриарх во время прений со старообрядцами 1682 года интеллектуально был бессилен, не мог их разоблачить. Поэтому был большой ущерб политический и идеологический государству, что такой патриарх слабый интеллектуально, который не может вести прения. В основном только архиепископ Холмогорский Афанасий был высокоинтеллектуальным. А в основном были едва грамотные, которые не могли вести прения. Такой низкий интеллектуальный уровень церкви перестал соответствовать требованиям нового времени. Этот уровень отставал от запада примерно на 150 лет. Потому что на западе со времен Реформации на смену низкой образованности духовенства пришли специальные учебные заведения, более высокий качественный уровень образования церкви.

России нужно было это преобразование преодолеть, иначе авторитет церкви снижался. Первое учебное заведение было создано в 1685 году, высшее богословское учебное заведение Славяно-греко-латинская академия. Это первый вуз в стране, он был богословским. В учебниках написана дата 1687 год, но по новым данным в 1685 году.

Возможности для преобразований открыла смерть патриарха Адриана 16 октября 1700 года. Это последний патриарх до 20 века. По совету приближенных Петра была решено отложить выборы нового патриарха, главы церкви с тем, чтобы облегчить ее преобразования. Потому что когда церковь имеет главу, она может активно сопротивляться этим преобразованиям. Когда умер Петр I, единственно у кого на глаза не было слез это духовенство. То, что делал Петр с церковью вызывало и вызывает сейчас у церкви острое отторжение. Церковные иерархи осуждают гневно петровские государственные реформы.

Смерть Адриана открыла путь для преобразований. Последовал именной указ о назначении рязанского митрополита Стефана Яворского, выходца с западной Украины, местоблюстителем патриаршего престола.

Петр для проведения преобразований избирал как правило выходцев с Украины, он считал, что они более гибкие, могут принять преобразования, политически более двуличные, потому что они должны были получать образование в иезуитских колледжах, они часто переходили в католичество, получали образование, а потом возвращались в православие. Они имели определенный элемент приспособленчества к высшей власти. Петра I это устраивало, что они думают больше не о Боге, а о сохранении должности. С такими людьми можно было работать.

Яворский был из той же категории.

Начиная с Петра I идет украинизация церкви. Люди такого гибкого склада были удобны для административных структур, а у русских была верность принципам.

Современник Петра I Дмитрий Ростовский заявил, что надо мученический венец принять, чем тайну исповеди нарушить. Русское духовенство было почти все в оппозиции реформе Петра I. Это было закономерно.

Из 127 архиереев, назначенных в русской православной церкви, начиная с Яворского, с 1700 до 1762 года русских было только 47. Они были в оппозиции, их назначать было опасно. Власть это не устраивало. Им нужны были люди, которые могли приспособиться, прогнуться. Чиновники всегда дорожат прежде всего должностью, а не делом, чтобы все было хорошо по отчетам.

Назначали в основном украинцев, белорусов, румын, сербов, греков, грузин, главное, чтобы не русских. У русских есть определенная жертвенность, они могут и за веру постоять. Это не устраивало русское абсолютистское государство.

Один из элементов - украинизация церкви.

За несколько месяцев до назначения Яворский был настоятелем маленького Никольского монастыря на Украине, а стал митрополитом Рязанским, затем вопреки традиции, он стал местоблюстителем патриаршего престола. Обычно крутицкий митрополит становился патриархом. Выбран не патриарх, а местоблюститель патриаршего престола.

Этим же указом, которым назначили митрополита Яворского, упраздняется главный орган управления церковью Патриарший разрядный приказ.

4 января 1701 года указ об учреждении Монастырского приказа. Это светское ведомство, которое управляет теперь церковью. Оно вместо Патриаршего разрядного приказа, даже разместилось в его же палатах в Кремле. Во главе Монастырского приказа светское лицо, боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Функции Монастырского приказа определились 31 января 1701 года. По указу Приказ становился во главе административно-хозяйственного управления русской церкви. Таким образом, в руках местоблюстителя оказались духовно-церковные вопросы, канонические вопросы и т.д.

По указу 31 января все церковные вотчины, вся церковная собственность, крепостные крестьяне, земли переходили в собственность государства. Произошла секуляризация - огосударствление церковного имущества.

Еще ряд мероприятий. Было определено, что женщины до 40 лет не могут постригаться в монахини. Чтобы рожали. Чисто практический подход.

В кельях нельзя было держать перо и бумагу. Потому что в условиях реформы очень много недовольных. А монах может написать какое-нибудь воззвание. Государство боялось образованных людей, особенно историков. Потому что историки наиболее интеллектуально развиты. Не случайно, когда сложные периоды, история либо упраздняется в школах, либо сокращается. При Ленине она была упразднена. История дает роскошное гуманитарное образование. Все хитрости власти, ее корыстолюбие, мелкость, антинародные всякие штучки сразу же видны. Особенно в университетах.

Власть не только сейчас, но и при Петре I боялась образованных людей. Поэтому перо и бумагу образованным монахам нельзя было в кельях держать. Можно было писать только в трапезной под наблюдением настоятеля монастыря.

Все итоги преобразований были подведены в указе 30 декабря 1701 года. Там было все обобщено. Монастырям запрещалось владеть своими вотчинами. Все денежные и хлебные доходы Монастырского приказа делились на определенные и заопределенные. Определенные шли на нужды церкви. А заопределенные изымались в пользу светского государства. Не более 10 рублей и 10 четвертей хлеба можно было выплачивать монахам. Все это сопровождалось нотациями. что в начале христианства монахи сами себе хлеб добывали. А владение собственностью - это грех.

Если у монастыря были маленькие доходы, он не мог обеспечить 10 рублей и 10 четвертей хлеба в год, например, 50 копеек доход, то значит столько и получишь.

А в 1705 году ради свейской войны до 5 рублей и 5 четвертей было сокращено максимальное содержание духовенства.

В 1711 году в связи с Прутским походом, которому были приданы черты крестового похода против ислама, церкви были юридически возвращены эти имения. Но фактическое управление этими имениями осталось в руках светской власти.

Духовенство требовало восстановления патриаршества. Это создавало политические требования.

В 1712 году был создан Александро-Невский монастырь для подготовки новых кадров. Если вы почитаете проповеди Феофана Прокоповича, Феодосия Яновского, то там не поймете чего там больше: славословия в пользу власти или духовного. Все церковно-религиозное содержание приспособлено к восхвалению абсолютистской монархии. Лизоблюдство перед властью.

Решающий этап церковной реформы 1721 год. Указом 14 февраля 1721 года была учреждена Духовная коллегия, которую переименовали в Синод. Это коллективный орган. Первым президентом Синода стал Стефан Яворский. Он хотел быть патриархом, а его сделали чиновником, зависимым от власти. В 1722 году он умер от таких переживаний.

В Синоде со стороны светской власти обер-прокурор, который осуществляет надзор за Синодом. Синоду подчинялись синодальная канцелярия и церковные контролеры. По сути церковь наполнялась светскими институтами. Было 2 вице-президента. Первыми были Феофан Прокопович и архиепископ новгородский Феодосий Яновский. Их назначил Петр I.

Устав жизни преобразованной церкви это Духовный регламент, который был 25 января 1721 года утвержден. Царь по нему провозглашался духовным пастырем русского православного христианства, блюстителем правоверия и церкви святой благочиния. А должность патриарха по духовному регламенту упраздняется. Обоснование написал Прокопович. Суть сводилась к тому, что народ может в соблазны и искусы впадать.

Константинопольский патриарх вскоре признал Синод законопреемником патриарха и равным себе собратом. По престижу русский патриарх 5-й в иерархии после константинопольского, иерусалимского, антиохейского и александрийского.

Устраиваются семинарии, чтобы священники не были малограмотными, чтобы они могли вести прения. Постепенно в течение XVIII века создаются семинарии. Цель была в каждой епархии создать семинарию. Уровень духовенства качественно возрос.

Издавалась богослужебная литература. У Синода была типография. В церкви появились табельные дни. При Петре I появилось многое в этих записях, несвойственное церкви. Это превращало церковь в служанку самодержавия.

Церковь была лишена совести, причем законодательно. Священник обязан был доносить, не соблюдать тайну исповеди, если услышит что-нибудь антиправительственное. В советское время это тоже сохранилось. В советское время если студент пошел в церковь, это сразу же становилось известно в деканате и начиналось преследование, потому что священники доносили. Кто не доносил, тот изгонялся из церкви.

В церкви табельные дни, огромное количество посвящено светским праздникам в честь побед русского оружия, флота. Часто проповеди превращались в такое лизоблюдство власти, что обычным верующим было тошно.