В сенсационном интервью каналу TEDxTuscon доктор Джордж Ланд (George Land) рассказал аудитории шокирующие результаты о тестах креативности, которое он и его команда разрабатывали в рамках специального проекта NASA...

В задачу команды психологов ставилось разработать тест, позволяющий оценить и измерить творческий потенциал дошкольников.

Полученный результат шокировал не только заказчиков в NASA, но и самих психологов.

В общих чертах тест предлагал детям различные понятные им задачи, предлагая их решить тем или иным способом. Тест проводился на 1600 детях в возрасте от 4 до 5 лет.


Ученые были готовы ко многому, однако то, что они обнаружили, поставило их в тупик. Оказалось, что в топовую категорию теста, рассматриваемую психологами как “гениальность”, попало 98% детей!

Поскольку “98 процентов” гениев показалась NASA немыслимой цифрой, тест был забракован как неправильный. Однако разработчики не сдались и провели тот же тест, на тех же детях, но уже когда дети достигли возраста 10 лет. На этот раз в категорию “гениальное воображение” попало всего 30% детей.

Результат получился настолько странным, что NASA опять заинтересовались и провели тот же тест, на тех же детях, но уже в возрасте 15 лет. Гениев среди них оказалось менее 12%!

Следующие 5 лет NASA не стали ждать и немного нарушили чистоту эксперимента, поставив тест на случайной выборке взрослых. Среди взрослых процент гениальности упал до 2-х!

На основании этих данных Gavin Nascimento сделал подробную научную публикацию, суть которой сводится к следующему:


«Школьная система, колледжи и высшее образование постепенно лишают растущего человека присущего каждому творческого гения. Причин этого можно предложить несколько, но самой очевидной причиной кажется заказ правящих классов.

То что мы вкладываем в понятия “школа” и “образование” на самом деле является глобальным институтом, сложнейшей психологической системой, исторически созданной для обслуживания потребностей правящего класса.

Для того, чтобы так называемая “элита” сохраняла свой шикарный стиль вызывающей роскоши, внося при этом минимальный вклад в разработку нового и в производство, необходимы не только вечный искусственный дефицит, бесконечная эксплуатация и непрекращающаяся война. Нужна также общегосударственная, наднациональная система промывания мозгов, доказывающая, что “так было всегда” и не позволяющая взглянуть на хищную, рабовладельческую мировую систему критически»

Ну и что теперь нам всем делать? Можем ли мы восстановить наш творческий потенциал?

Доктор Джордж Ланд (George Land)говорит, что, несмотря на блоки в сознании, мы продолжаем всю жизнь оставаться теми самими гениальными 98 процентами. Главное понять, как эта подавляющая система работает и как её обойти.

Джордж Ланд объясняет, что каждому из нас присуще два типа мышления: дивергентное и конвергентное, то есть расходящееся и сходящееся.

Дивергентное мышление - это то, что мы имеем с рождения и называем словом воображение.

Конвергентное мышление - тоже часть нас, работающая в другой части мозга и ограничивающая дивергенцию. Таким образом, расходящееся мышление работает как ускоритель процессов с мозге, а сходящееся мышление тормозит этот процесс. Это нормально.

Но если конвергентное мышление взять под контроль, если набить его какими-то “парадигмами” и “догматами” - оно начинает тормозить вообще всё:

«Мы (?) пробовали это раньше, это не сработает»

«Это глупая идея!»

«В учебнике написано, что это невозможно!»

Вот так это выглядит на внешнем плане. На внутреннем, морфологическом плане все куда интереснее. Там ваши собственные нейроны борются другом с другом!

Вдумайтесь: ВАШИ СОБСТВЕННЫЕ нервные клетки, напичканные ЧУЖИМ догматическим мусором, занимаются критикой и цензурированием, понижая частоту и мощность работы вашего мозга!

А если добавить к конвергенции еще и религиозный страх, то мозг или впадет в ступор, или вообще сгорит.

Какое в этой ситуации может быть решение?

Решение очень простое. Попробуйте снова найти в вашем разуме только-только начавшего познавать мир пятилетнего ребенка и позвольте ему, словно удерживаемую по водой мячику, вынырнуть на поверхность.

Этот ребенок в вас есть, он был всегда, он никуда и никогда не уходит. Начать искать его очень просто.

Посмотрите на комнату вокруг себя и подумайте, для начала, как можно значительно изменить и улучшить простую ножку для стула. Что и где можно улучшить еще? И не останавливайтесь, найдите в себе смелость бросить системе вызов!

Термин «гений» подразумевает множество различных понятий. На каждого человека, именем которого был назван треугольник, есть комедиант, который «заразил» всю страну какой-нибудь фразой. Мы называем гениями того, кто придумал лампочку, тех, у кого IQ превышает 200 и даже того, кто придумал заумную тактику в спорте. В этом списке мы попытаемся выбрать десятку самых удивительных детей-гениев.

10. Элис Тэн Робертс (Elise Tan Roberts)

Достижение в детстве: принята в Менса (MENSA) в возрасте двух лет и четырёх месяцев
IQ: 156

В апреле 2009 года Элис Тэн Робертс (родившаяся в 2007 году), проживающая на севере Лондона, стала самым молодым членом Менсы, когда ей было всего 52 месяца. Элисе нравится считать на испанском языке. Согласно родителям Элис, её любимая игра - наизусть рассказывать столицы стран мира. Родители Элис пытаются растить её «приземлённой». Приземлённая в этом случае, наверное, значит не становиться всемирным супер злодеем.

9. Хайди Хэнкинс (Heidi Hankins)


Достижение в детстве: принята в Менса в возрасте четырёх лет.
IQ: 159

Четырёхлетняя Хайди Хэнкинс (родившаяся в 2008 году) была также приглашена в Менса в 2012 году. Хайди живёт в Винчестере, Англия. Глядя на Хэнкинс и Робертс возникает вопрос - что делают в Англии для того, чтобы растить детей-гениев. Вполне возможно, что когда-то один из этих детей придумает, как сделать английскую национальную кухню вкусной. Хэнкинс очень ждёт поступления в школу. Это, впрочем, не гарантия хороших оценок, учитывая, что её IQ на один меньше, чем у Альберта Эйнштейна. А, как известно, оценки Эйнштейна в младшей школе не были впечатляющими.

8. Вольфганг Амадей Моцарт


Достижение в детстве: сочинял музыку с 5 лет. Выступал перед европейскими королевскими семьями. К 17 годам Моцарт стал придворным музыкантом в Зальцбурге (Salzburg).
IQ: 165 (примерно)

Задолго до того, как Фалько (Falco) записал «Rock Me Amadeus» и до того, как появились различные слухи о его возможном убийстве, жил Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 - 5 декабря 1791). Когда Моцарту было 6 лет, он выступал при дворе Максимилиана III (Maximilian) в Баварии. К возрасту, в котором большинство нынешних детей теряют слух от прослушивания громкой музыки, Моцарт сочинял оперы, концерты и симфонии. К моменту, когда теперешние люди получают права, Моцарт выступал и писал музыку для всех главных королевских дворов Европы. Можете начинать вспоминать все те мультики, на которые вы тратили время в своём детстве. Даже за всю жизнь вряд ли большинство из нас достигнет того, чего достиг Моцарт к 18 годам. Утешайте себя хотя бы тем, что мы можем наслаждаться мультиками про Спанч Боб Скуэр Пэнтс.

7. Теодор «Тед» Качинский (Theodore “Ted” Kaczynski)

Достижение в детстве: гений в математике. Принят в Гарвардский Университет в 16 лет.
IQ: 167

В фильме Умница Уилл Хантинг (Good Will Hunting) есть отсылка к математическому гению Теду Качинскому, родившемуся в 1942 году. Качинский перескочил через несколько классов и поступил в Гардвард в 16 лет. Окончил обучение, когда ему было 20 лет. К 26 годам Качинский стал преподавателем в престижном Калифорнийском Университете в Беркли. Конечно, фамилия Качинского сейчас напоминает совсем не про математику. Качинский навсегда останется известным как Унабомбер - создатель импровизированных взрывных устройств. В качестве Унабомбера, Качинский пугал людей не только своими взрывами, но и своим Манифестом. То, что он был одним из лучших теоретических математиков своего поколения остаётся только примечанием или историей-предостережением. Остаток своей жизни Качинский проведёт в федеральной тюрьме.

6. Юдит Полгар (Judit Polgar)

Достижение в детстве: одна из 100 лучших игроков в шахматы в мире в возрасте 13 лет.
IQ: 170

Если бы Бобби Фишер (Bobby Fisher) не был сумасшедшим (и был девушкой), он был бы очень похож на Юдит Полгар. Полгар впервые победила гроссмейстера в возрасте 10 лет. Её семья не хотела, чтоб Полгар соревновалась в более слабом чемпионате по шахматам для женщин. В детстве Полгар побеждала у членов семьи и друзей даже не глядя на доску. Сегодня Полгар единственная женщина, когда-либо победившая действующего чемпиона мира по шахматам. Она победила 9 бывших чемпионов мира и в одно время занимала аж 8 место в мире по шахматам. Вкратце, Полгар самая сильная шахматистка в мире и у вас нет никаких шансов на победу над ней. Она могла бы выиграть у вас, смотря какой-нибудь сериал по телевизору, в то время как сестра бы ходила за неё, а Юдит даже бы не видела доску.

5. Блез Паскаль (Blaise Pascal)

Достижение в детстве: разработал теорему Паскаля к 16 годам
IQ: 195 (примерно)

Блез Паскаль (19 июня 1623 - 19 августа 1662) написал свой «Опыт о конических сечениях» к 16 годам. Из-за этой работы мы до сих пор говорим, что у шестиугольников есть «Прямая Паскаля». Паскаль понимал математику настолько, что он не только был далеко впереди своих современников, но и теперешние математики всё ещё пытаются догнать его. К сожалению, к 18 годам Паскаль начал тяжело болеть. Паскаль умер, когда ему было всего 39 лет. Паскаль не только предоставил ответы к задачам, существовавшим в его дни, но и сформулировал новые задачи, над которыми будут биться теперешние математики и будущие поколения.

4. Ким Унг-Йонг (Kim Ung-Yong)

Достижение в детстве: занесён в Книгу Рекордов Гиннеса, как человек с наибольшим IQ
IQ: 210

Ким Унг-Йонг, родившийся в 1963 году, был ещё в детстве занесён в Книгу Рекордов Гиннеса как самый умный человек в мире. Унг-Йонг решил сложные уравнения на телевидении в Японии. Неизвестно, если это было телевизионное шоу, в котором за неправильный ответ отрезали бы пальцы. Унг-Йонг получил звание доктора физико-математических наук в Государственном Университете Колорадо в 15 лет. Затем Унг-Йонг устроился на работу в NASA. На данный момент он проживает в родной Южной Корее, где работает строительным инженером. Унг-Йонг опубликовал около 100 научных работ по гидравлике. Своё обучение он начал в 3 года, когда он уже мог понимать университетские лекции.

3. Теренс Тао (Terrence Tao)

Достижение в детстве: в 8 лет набрал 760 баллов в математической секции Программы исследования исключительных талантов (один из двух детей, которые набрали больше 700 баллов). Самый молодой участник Международной математической олимпиады.
IQ: 211

Если бы Шелдон Купер (Sheldon Cooper) был реальным, он был бы очень похож на Теренса Тао. Родившийся в 1975 году, Тао обладал знаниями о базовой арифметике и владел английским языком к 2 годам. К 5 годам Тао умел решать сложные математические задачи. В 12 лет Тао участвовал в Международной математической олимпиаде. К 24 годам Тао работал преподавателем в Калифорнийском Университете. Филдсовскую премию, о которой рассказывается в фильме Умница Уилл Хантинг, Тао получил в 2006 году в возрасте 32 лет. Всё, что осталось Тао, это завести необычного соседа, официантку из Небраски, живущую на той же лестничной площадке и полюбить Стар Трек, тогда он будет вылитым Шелдоном.

2. Уильям Джеймс Сидис (William James Sidis)


Достижение в детстве: поступил в Гарвард в 11 лет, обладатель одного из самых высоких IQ в мире
IQ: 275

Уильям Джеймс Сидис родился 1 апреля 1898 года. Дата рождения Сидиса напоминает всем остальным, какие они «дураки» по сравнению с ним. За его сравнительно короткую жизнь продолжительностью в 46 лет, Сидис часто заставлял, как восхищаться им, так и пугаться его. Согласно слухам IQ Сидиса было около 250-300 (намного больше, чем минимальный предел, после которого человек считается гением). Во время своей жизни Сидис считался потерянным потенциалом. Сидис забросил научный мир в молодом возрасте. Джеймс Турбер (James Thurber) написал статью в журнале Нью-Йоркер, где он жёстко раскритиковал то, как Сидис понапрасну растрачивал свой талант. Сидис ответил на этом судом. После смерти Сидиса было обнаружено, что он предпочитал делать свой вклад в секрете от других, по традиции Индейцев. Сидис опубликовал под различными псевдонимами несколько научных работ и в личных работах размышлял о существовании таких явлений как чёрные дыры. Сидис хотел, чтоб его вклад был обнаружен только после его смерти.

1. Грегори Смит (Gregory Smith)

Достижение в детстве: запредельный коэффициент IQ, дважды номинирован на Нобелевскую премию мира к 16 годам.
IQ: 200+

Грегори Смит (родившийся в 1990 году) мог запоминать полное содержание книг к 2 годам. К счастью, Смит был заинтересован в Мире во всём Мире, в отличие от Стюарта Гриффина (Stewart Gilligan Griffin), планирующего захватить весь мир. Впрочем, Смиту это почти удалось и так. Смит стал оратором-мотиватором к тому возрасту, когда дети только собираются в школу. Когда Смит получил права, он также и окончил Университет Виргинии в Шарлотсвилле (Charlottesville). Смит - ярый защитник прав детей, из-за чего он дважды попал в поле зрения комитета по вручению Нобелевских премий. Юным подростком Смит участвовал в многочисленных телепередачах в США.

Новость о гениальной малышке, которая уже в 4 года разговаривает на семи языках, поразила пользователей Рунета. Девочка стала настоящей звездой после телепередачи «Удивительные люди» на канале «Россия 1», где она продемонстрировала свои необычные способности.

Своим успехом малышка обязана маме, которая с рождения общалась с дочкой на русском и английском. А затем, увидев, что девочка проявляет талант, подключила другие языки.

Мы решили разобраться, кто же из детей на самом деле может считаться гениальным, благо это или проклятие и куда бежать родителям юных Эйнштейнов и Моцартов ?

7 признаков одаренности ребёнка

Согласно данным многолетних исследований, от 1% до 5% детей по всему миру рождаются с задатками гениальности, но проявить их удается лишь каждому сотому из одаренных. Шансы вырастить взрослого гения из маленького весьма ничтожны, однако попытаться стоит.

Для начала нужно отличить ребенка с необычными задатками от сверстников. У гениального ребенка всегда есть следующие черты:

  • Тяга к общению со взрослыми и проблемы со сверстниками из-за отсутствия общих интересов;
  • Перфекционизм;
  • Повышенная любознательность, которая не уменьшается с годами;
  • Умение самостоятельно приобретать новые навыки (чтение, счет, рисование);
  • Зацикленность на любимом занятии, нежелание переключаться;
  • Эмоциональная неустойчивость;
  • Умение строить причинно-следственные связи в самом раннем возрасте.

Если несколько из этих качеств вы обнаружили у своего ребенка еще до 4-5 лет, обратитесь к специалисту. Опытный детский психолог или педагог подскажет, соответствует ли развитие ребенка норме, а если он опережает ее, то насколько.

Детский психолог Татьяна Любезнова часто повторяет родителям своих маленьких подопечных:

Особенность одаренных малышей - не только ум или талант к творчеству, но и крайне «хрупкая» психика. Часто взрослые, видя не по годам развитого ребенка, общаются с ним на равных, без скидок на уровень психоэмоционального развития. Таким детям любая грубая фраза или интонация может нанести травму. Две крайности (общение как со взрослым и сюсюкание как с крохой) одинаково неприемлемы в работе с подобными детьми. И то и другое убивает самооценку малыша и его доверие к близким.

4 типа одаренности детей

Всех талантливых детей, опережающих сверстников по развитию, можно условно разделить на четыре группы:

Творческие дети - самые редкие из одаренных, проявляют талант к одному из видов творчества уже на первом году жизни. В остальном развиваются наравне со сверстниками, однако могут лениться и не проявлять интереса к общей программе развития. Требуют работы с опытными педагогами и индивидуальными наставниками.

Вундеркинды - увлекающиеся всем дети, одаренные от природы. С самого раннего возраста проявляют тягу к учебе и новым знаниям, очень рано учатся читать, писать, считать и начинают добывать информацию всеми доступными путями. Чаще всего не интересуются общением со сверстниками, играми, физической активностью. Требуют особого образования, обучения в спецшколах-интернатах, не приспособлены к быту.

Гипермотивированные дети - прилежно изучают все, что от них требуется. Заинтересованы в обучении ради похвалы, типичные отличники и «ботаники», стараются учиться лучше всех в рамках общей программы, побеждают на олимпиадах по одному или нескольким предметам.

Способные дети - немного опережают сверстников в развитии, любят учиться, крайне любопытны, причем с детства понятно, «технарь» малыш или «гуманитарий», ведь он увлекается лишь определенным типом знаний. Именно эти дети к 2-2,5 годам учатся читать и считают книгу лучшим подарком. Неконфликтны, послушны, усидчивы. Редко проявляют интерес к сверстникам и могут стать изгоями в коллективе из-за нежелания общаться.

Особенности воспитания одаренных детей

Воспитание одаренного ребенка - всегда дополнительная нагрузка на родителей. Однако важно понимать, что для ребенка такая умственная активность - стресс не меньший. Любая гениальность имеет «побочные эффекты», а дети требуют особого подхода с первых дней жизни.

Педагог ДОУ с 35-летним стажем Марина Кудейкина рекомендует помнить о следующих аспектах воспитания: «Чем раньше вы выявите таланты ребенка, тем проще их будет совершенствовать. Например, способности к творчеству развить проще, если начинать занятия в 3-4 года, к языкам - в 3 года, к музыке - с 1,5 лет.

  • Найдите специалиста, который составит для вашего ребенка индивидуальную программу обучения, а также педагога или нескольких, которые будут с ним работать. Уделите особое внимание не только знаниям преподавателя, но и его контакту с ребенком. Слишком строгий или неприятный учитель может отбить у малыша все желание заниматься и свести на нет любой врожденный талант.
  • Не требуйте от ребенка постоянных результатов и достижений, дайте ему учиться в удовольствие и ни в коем случае не давите на него и не шантажируйте его. Даже обычный малыш, услышавший «ты не сделал задание, и поэтому мы с папой тебя больше не любим», впадет в панику, а гениальные дети с их обостренным восприятием и вовсе могут выдать непредсказуемую реакцию.
  • В погоне за рекордами не забывайте о таких аспектах жизни, как спорт, общение с другими детьми, эмоциональное становление. Хорошими помощниками в этом станут домашние животные и дети старшего возраста. Помните, очень часто гениальность граничит с эмоциональной холодностью, поэтому учите ребенка не только решать алгоритмы, но и любить, выражать привязанность, сострадать слабым.
  • Не выставляете особенность ребенка напоказ, это лишь приведет к зависти со стороны других детей (и родителей) и помешает ему завести друзей.
  • Помните о том, что большинство гениальных детей к 7-8 годам сравниваются по уровню развития со сверстниками, а значит, не приучайте ребенка к тому, что он лучше других. Если разница в развитии сотрется, осознание своей обычности станет сильнейшим ударом для маленького человечка, привыкшего смотреть на окружающих со снисхождением».

О них знала весь Советский Союз. Даже в те прагматичные времена говорилось о даре свыше, о невероятных свойствах человеческого интеллекта. С самых ранних лет эти дети-гении покоряли своими талантами. К сожалению, многие из них заплатили за свои способности вундеркинда незавидной судьбой.

Паша Коноплёв

Паша Коноплёв умел всё, и в восьмидесятых прославился на весь мир. Ему было под силу разрешать математические задачи, которые задают старшеклассникам, уже в три года. А в пять мальчик сам, без наставников и чьей-либо инициативы, сел за фортепиано и научился играть.

В 6 лет Паша увлёкся физикой, а уже в восемь стал в ней практически экспертом. Исходя из неординарных данных мальчика, уже в 15 лет его приняли на первый курс университета, а в 18, когда многие из нас ещё только поступают, парень уже был аспирантом. Безмерно гордые гениальным сыном родители были уверены: парня ждёт колоссальный успех в жизни и блестящее будущее.

Однако всё имеет свою цену. Ранние нагрузки нанесли непоправимый удар по Пашиной психике. Его гениальность шла бок-о-бок с тяжелейшим отчаянием, потерей смысла жизни. Молодой мужчина стал агрессивен, последовала череда нервных срывов и суицидальных попыток. В буйном состоянии, Павел попал в психиатрическую лечебницу, где его ум глушили серьёзные медикаменты. Тогдашняя карательная психиатрия полагала, что так можно облегчить его страдания. В стенах «Жёлтого дома» Паша провёл остаток своих недолгих лет – ему так и не удалось перешагнуть тридцатилетний рубеж. Лёгочный тромб стал причиной его смерти в 29.

Саша Путря

Совсем маленькая – и абсолютно гениальная, Сашенька прожила всего 11 лет (1977-1989). За это короткое время Саша представила более 2 000 работ. Девочка родилась в Полтаве, и буквально с колыбели проявила интерес к изобразительному искусству. В три года ей чудесным образом удавались картины и шаржи. Она никогда не перерисовывала с натуры – все сюжеты рождались в её голове. Она рисовала родителей, родственников, животных. Особенно её влекла тематика Индии – она любила изображать восточные танцы, бога Шиву, и т.д.

В пятилетнем возрасте Саша заболела острым лейкозом, на борьбу с которым пришлась большая часть её жизни – целых 6 лет. В недолгих перерывах между обследованиями, анализами, больницами, девочка посвящала рисованию до 10 часов в день.
«Отпустите меня,» – попросила маленькая гениальная Саша своих родителей перед смертью.

К сожалению, главная слава пришла к ней уже посмертно. Когда похоронили Сашу, начались её личные выставки. Более 100 выставок в десятках стран мира.

Полина Осетинская

Полина Осетинская родилась 11 декабря 1975 года, а в восьмидесятых годах о ней заговорил весь Советский Союз. Восьмилетний ребёнок играл сложнейшие музыкальные произведения (в этом нежном возрасте она знала наизусть более 30 часов музыкальных творений классиков). Ею восхищались, каждый её концерт заканчивался аншлагом.
Но в 13 лет случилось громкое и скандальное событие: Полинка убежала из дому. Она не стала молчать, и рассказала всей стране по телевидению о том, что произошло на самом деле.
Оказывается, её гениальность была результатом издевательств отца. Нереализовавшийся в результате травмы руки пианист перебросил свои амбиции на дочь, в которой хотел видеть всенародно известного гения. Полину били, унижали и фактически не выпускали из-за фортепиано, тем самым лишив детства.

Несмотря на это, Полина продолжила заниматься музыкой. Она закончила школу-лицей при Петербургской консерватории, а после этого – саму консерваторию. В 2008 году Осетинская выпустила книгу «Прощай, грусть», где откровенно рассказала о том, каково ей приходилось в детстве и какой ценой ей досталась её слава.

Сейчас Полина Осетинская продолжает давать фортепианные концерты и воспитывает троих детей. О своём «звёздном» детстве вспоминает философски, но без восторга, разумеется.

Алёша Султанов

Ещё один случай, когда ребёнка – гениального пианиста лишили детства ради игры на фортепиано – это Алёша Султанов.

Алёша родился в 1970 году, и буквально с годовалого возраста увлёкся игрой на пианино. В два года он наигрывал простые мелодии вроде «В траве сидел кузнечик», а в пять написал своё первое музыкальное произведение.
Маленький Моцарт! – так восхищённо отзывалась о нём советская и зарубежная пресса. Однако предприимчивые и как всегда «желающие своему ребёнку только лучшего» родители принудили Алёшу к изнурительному труду, считая, что только так может раскрыться его природный талант. И в 8 лет гениальный ребёнок уже исполнял на фортепиано сложнейшие произведения Бетховена, Моцарта, Баха, поражая своими умениями.

В отличие от Полины Осетинской, Алёша не бежал из дому, но из-за тяжёлых нагрузок заработал булимию и ряд нервных срывов уже к девяти годам. Против родительской муштры мальчик бунтовал иначе – он ломал инструменты в консерватории, вредил себе, раня руки накануне престижного конкурса.

В 19 лет Алексей становится обладателем титула лучшего из 40 талантливейших пианистов мира. Но не только титула, но и серьёзного психического расстройства в виде панического страха смерти, так что слава его уже не радует. Он уверен, что умрёт от инсульта, и проводит практически всё своё время, пытаясь предотвратить это. Но в 32 года действительно становится жертвой инсульта – целый ряд кровоизлияний в мозг, произошедших одно за другим, отнимают у него зрение на 1 глаз, затем парализуют, и спустя 4 года, в возрасте 36 лет Алёша Султанов уходит из жизни.

Ника Турбина

Прекрасные стихи этой маленькой поэтессы знал весь мир. Сочинять их Ника Турбина, охваченная нежной любовью к поэзии, начала в 4 года. Тогда Ника ещё не умела писать, и её стихи записывала мама. В 9 лет вышел первый сборник Ники и о ней заговорила вся огромная страна СССР. Она обожала славу и внимание, и декламировала свои произведения на публику с таким чувством и жаром, что в зале плакали. Её стихи звучали по всем радиостанциям Советского Союза. В 12 лет Турбина удостоилась престижной венецианской награды «Золотой Лев», которую из советских поэтов удалось получить только Анне Ахматовой, и то уже в преклонном возрасте.

Однако все мы знаем о трагедии Ники Турбиной. Слава её стала угасать по мере взросления девочки. Люди наслушались её стихов, у общества появились новые кумиры, а сама Ника почувствовала себя никому не нужной.

Как и у большинства гениальных детей из этой подборки, у Ники случались множественные нервные срывы. Она пила, пристрастилась к наркотикам, предприняла несколько попыток суицида, последняя из которых – удачная… В возрасте 27 лет Ника Турбина погибла, выбросившись с пятого этажа.

Надя Рушева

Настоящее имя Нади Рушевой – Найдан, что в переводе значит «Вечная Жизнь». Она родилась в семье художника, и закономерно с детства проявила интерес к изобразительному искусству. Прославилась как художник-график, благодаря многочисленным иллюстрациям к роману «Мастер и Маргарита» и не только. Надю забрала из мира живых аневризма головного мозга, когда ей было только 17. В её честь была названа планета Rusheva.

Савелий Косенко

Савелий Косенко – один из немногих вундеркиндов того времени, кто выжил и продолжил успешную карьеру. Савелий вошёл в книгу рекордов Гиннесса как первый ребенок в мире, написавший учебник по физике всего в 11 лет. Тогда же, в 11, он поступил в московский технический вуз и окончил его в 16. Сейчас Савелий Косенко проживает в Канаде, успешно руководит рядом компаний. Он благодарен родителям за то, как они его воспитали и за свои достижения, однако не любит вспоминать о детстве. Он отмечает, что жизнь вундеркинда – это постоянные конфликты с педагогами, травля одноклассниками и завышенные требования родителей. А учиться «на скорость», чтобы побить чей-то рекорд – Савелий не представляет, зачем это нужно.

Так что может и не стоит переживать, что не все из нас – гении. Иногда спокойная, равномерная жизнь со скромными, но регулярными достижениями, намного лучше.
Что лучше – ярко вспыхнуть и погаснуть, или поддерживать долгое, равномерное горение – вопрос философский. Каждый выбирает свой путь. Мы желаем, чтобы ваш путь был долгим и удачным.

А этот гороскоп уже наделал много шума . К сожалению, март будет очень тяжелым для 2 знаков зодиака, но 3 знака неожиданно получат много денег. Просто нажмите на свой знак и узнайте – что вас ждет. Надеюсь мой гороскоп поможет избежать многих проблем, и сделать правильный выбор. Гороскоп бесплатный, и вы можете пользоваться им ежедневно!

Невероятные факты

Среди детей гениев довольно часто распространено то, что к 21 году они чувствуют, будто жизнь закончилась. Однако, такие дети показывают наличие таких способностей, которых у большинства из нас на протяжении всей жизни не появляются. Более того, дети вырастают и становятся "очень плодовитыми" взрослыми. Этого достаточно для того, чтобы вы почувствовали себя так, будто эволюция обошла вас стороной.


10. Мария Агнеси (Maria Agnesi)

Мария Агнеси родилась в Милане в 1718 году, это было как раз то время, когда женщин не очень жаловали в научных кругах. Но она была другой: говорила на нескольких языках в детстве и выступала с научными речами перед друзьями своего отца. В возрасте 20 лет она опубликовала некоторые из своих лекций по философии, однако, самая важная ее работа по математическому анализу не была опубликована до тех пор, пока Марии не исполнилось 30 лет.

К моменту своей смерти в 80-летнем возрасте Агнеси получила титул профессора. Неплохо для 18 века.


9. Карл Фридрих Гаусс (Carl Friedrich Gauss)

До 1777 года (время рождения Гаусса) математика была не такой, какой мы знаем ее сегодня. Гауссу не потребовалось много времени для того, чтобы начать все переделывать, причем началось все в трехлетнем возрасте, когда он стал делать некоторые математические подсчеты, позднее, в начальной школе, он легко и быстро складывал в голове более 100 цифр.

Гаусс продолжил заниматься математикой и внес важный вклад в развитие алгебры и в теорию чисел. Он также написал несколько работ по магнетизму, именно поэтому часто на магните можно видеть его имя: Гаусс – это единица, используемая для измерения магнитного поля.


8. Пол Эрдос (Paul Erdos)

Знаете ли вы, сколько секунд вы прожили? Трехлетний Пол Эрдос мог легко вам дать ответ на этот вопрос. Будучи ребенком, проживавшим в Венгрии в 1910-х годах, он всех поражал своей удивительной способностью. Когда Пол переступил 20-летний рубеж, его навыкам в математике можно было только позавидовать, к этому возрасту, он получил докторскую степень по этой науке. Он также был весьма эксцентричным, развивая свой собственный уникальный набор лексики, и делая все для того, чтобы жизнь его проходила "на чемоданах".

К концу своей жизни Эрдос был одним из самых влиятельных и знающих математиков всех времен, опубликовал более тысячи статей, многие из них в возрасте старше 70 лет, доказав, что ранний старт не означает быстрое окончание гонки.


7. Уильям Роуэн Гамильтон (William Rowan Hamilton)

Как много подростков в современном мире знают 10 языков? Гамильтон знал 14. Родился он в 1805 году в Дублине, а к 16-летнему возрасту уже изучал высшую математику. Он провел большую часть своей жизни, изучая оптику, однако самым важным и влиятельным его творением была работа по алгебре и кватернионе, системе счисления, которая была создана, чтобы сегодня стать важнейшей основой компьютерной графики, квантовой физики и векторной алгебры. Не удивительно, что ирландцы до сих пор так гордятся им.


6. Ким Ун Ен (Kim Ung-Yong)

С уровнем IQ около 210, Ким Ун Ен начал изучать университетские программы в возрасте 3 лет, примерно тогда, когда подавляющее большинство из нас играли с магнитным алфавитом. Кореец Ким щеголял на японском телевидении в конце 1960-х годов, решая сложные уравнения, сочиняя стихи и говоря на множестве языков, что помогло ему получить докторскую степень. Все это он делал в том возрасте, когда обычные дети еще не закончили среднюю школу. С тех пор, однако, он успокоился, зажил обычной жизнью у себя на родине, где он по сей день преподает в колледже.


5. Жан Пиаже (Jean Piaget)

Для человека, который будет изучать когнитивное развитие детей, у Жана, безусловно, было необычное детство. Швейцарец по происхождению, Пиаже опубликовал свою первую научную работу в 1906 году, когда ему было 10 лет.

Пиаже наблюдал за детьми, как они росли, и как из младенцев превращались во взрослых, он изучал, как они познают мир и развиваются. Его выводы изменили точку зрения общества на детей и детство, показав насколько этот период жизни человеческого существа важен.


4. Джон фон Нейман (John von Neumann)

Когда 6-летний ребенок может в уме поделить 6-значные цифры, нельзя не сказать, что он гений. Будучи венгром по происхождению в возрасте 8 лет Джон мог запоминать целые страницы телефонных книг. Однако, к 50-летнему возрасту он удивлял не меньше. Фон Нейман в компании ведущих физиков мира противостоял тайнам квантовой механики, а также с экономистами связывал человеческое поведение с теорией игр.


3. Экрит Жасвэл (Akrit Jaswal)

Немногие 7-летние дети проводят операции, или по крайней мере, хотят это делать. Наверняка, тут многие зададутся вопросом, о чем думали взрослые врачи, если позволили такое? Но родившийся в Индии Экрит, который сейчас, будучи подростком, является студентом университета, был всегда немного другой. Он не врач, но его родители утверждают, что у него всегда была страсть к анатомии и наукам. С 5 лет мальчик увлеченно читал Шекспира. Сегодня, Экрит говорит о том, что он сосредоточит все свои усилия на поиски лекарства от рака. Что же, у него впереди много времени для того, чтобы работать над этим.


2. Уильям Джеймс Сидис (William James Sidis)

Возможно, это и легенда, но говорят, что Уильям Джеймс обладал IQ от 250 до 300 и умел читать еще до того, как ему исполнилось 2 года. Некоторые взрослые до сих пор не умеют это делать.

Уильям родился в 1898 году, он говорил на нескольких языках, был математическим гением, поступил в Гарвард в возрасте 11 лет и стал профессором прежде, чем ему исполнилось 20. К сожалению, Сидис был, пожалуй, классическим примером неприспособленного вундеркинда, "поставленного в центр внимания" ретивыми родителями.

После социалистического антивоенного митинга в 1919 году его заключили в тюрьму. Там Сидис отказался от своей прежней жизни, отрекшись от академической карьеры, и занявшись обычной рабочей специальностью, сокрушаясь при этом над потерянной любовью всей его жизни.

Он умер в 1944 году в возрасте 46 лет. Возможно, он был самым умным человеком на Земле.

1. Паскаль

Блез Паскаль дожил лишь до 39 лет, однако, этот француз, родившийся в 17 веке, использовал эти 4 десятилетия своей жизни по максимуму, поскольку у него был "ранний старт". В возрасте 12 лет он начал решать сложные геометрические задачи и доказывать теоремы. К 16 годам он создал свою теорему и находился в кругу видных французских математиков. Он даже изобрел первый механический калькулятор в возрасте 19 лет, который назывался паскалин.

К моменту своей смерти, Паскаль вышел за рамки математики, он стал философом, богословом и писателем. Сегодня он известен как за свои математические заслуги, так и за свой вклад в философию. Среди наиболее известных его философских понятий фигурирует Пари Паскаля. Это аргумент, говорящий о том, что вы можете как верить в Бога, так и не верить в него, поскольку вера в него не несет в себе никакого потенциального риска или большой награды. Очень прагматично.