Есть ли волшебный набор месседжей, которые 100% пронзят сердце и душу избирателя, заставят его подняться с дивана, дойти до избирательного участка и сделать нужный выбор?

Вначале разведка

Никто не суется в бой без разведки. В политике это работа социологов. Только после их предварительного изучения настроений изготавливается волшебная предвыборная "таблетка".

Накануне каждой избирательной кампании проводится расширенная диагностика общественных настроений. Это дает возможность понимать, что в данный момент волнует избирателей. Зная четкий перечень таких проблем, можно их обыгрывать при общении с людьми, - поясняет политтехнолог Виталий Бала .

Он отмечает, что во время предстоящей парламентской кампании будут важны не так смысловые посылы, как эмоции. И выборы 21 июля могут стать неким третьим туром президентских выборов, на которых самой действенной оказалась апелляция к эмоциям людей, негативным эмоциям - их призывали голосовать не так "за", как "против".

О коррупции говорите аккуратно

Серьезным посылом для общества которую предвыборную кампанию подряд является борьба с коррупцией. Но не для всех кандидатов антикоррупционные обещания могут стать коньком.

Для того чтобы избиратель поверил, кандидаты должны продемонстрировать, что они реально могут бороться и побороть коррупцию. Пустыми словами в этом направлении уже народ не купишь, - отмечает Виталий Бала.

В свою очередь политтехнолог Никита Потураев добавляет, что антикоррупционные месседжи будут заходить исключительно от представителей новых политических сил.

Если о борьбе с коррупцией будут говорить старые политики, избиратель не поверит в искренность таких обещаний. Логика такова: вы в течение пяти лет не смогли победить коррупцию, уступите место другим - пусть они попробуют, может, у них получится, - говорит Никита Потураев.

Смело обещайте соцвыплаты и снижение коммуналки

Мажоритарщики для победы используют конкретную проблематику конкретного округа. Но есть топ-2 обещаний, которые озвучивают все - независимо, в каком регионе и под знаменами какой партии они баллотируются, - говорит политтехнолог Анне Быкова . По ее словам, во время всех предвыборных кампаний люди очаровываются кандидатами, которые много обещают по социалке.

Это абстрактный набор пунктов о повышении зарплат и соцвыплат, расширение перечня выплат и льгот: помощь на ребенка, пособие по няням, бесплатная медицинская страховка, беби-боксы - все, что угодно, без привязки, откуда эти деньги потом возьмутся. Задача кандидата - не отягощать моментами, где изы­скать средства на все эти повышения. Главное - люди должны осознать, что в случае победы данного кандидата на избирателя потекут огромные денежные потоки, - рассказывает Быкова.

Магическим образом, по словам эксперта, действуют на подсознание избирателей и обещания лучшей жизни в целом.

Можно обещать все подряд, главное, чтобы в конечном итоге у избирателя сложилось мнение, что он может получить работу мечты, жилье мечты, возможность отдыхать, как в сладких грезах, - уточняет Анне Быкова.

Тезис о том, что все обещания, которые связаны с кошельком и полным холодильником избирателя, на выборах "выстреливают", подтверждает и Никита Потураев.

Абсолютно всех избирателей волнует собственный карман - не важно, кандидат обещает снижение коммунальных тарифов или повышение зарплат и пенсий. Математика обещаний должна сводиться к тому, чтобы после уплаты "коммуналки" у избирателя оставались деньги не только на хлеб с молоком, - утверждает Потураев.

Новые лица - не козырь

Что касается действенности месседжа о "новых лицах", то, по мнению экспертов, он не такой уж однозначно выигрышный. Да, бесспорно, запрос на новые лица есть. Но избиратель, разочаровавшись в эффективности "новых лиц" в парламенте, избранных в 2014 году, вряд ли станет голосовать за кого ни попадя.

В этот раз не так будет играть роль месседж о "новых лицах", как харизма этих самых новых лиц, доверие к лидерам конкретных партий, - убежден Виталий Бала.

Больше внимания миру, меньше - языку

Наиболее выигрышными во время нынешней парламентской кампании, как и во время парламентских выборов в 2014 году, остаются обещания о прекращении войны в Донбассе.

Тема мира близка и востребована избирателями всей страны, независимо от региона проживания. Люди готовы голосовать за мир. А вот от тем, которыми политики создают искусственные конфликты - язык, курс на НАТО, - избиратели устали. На них богатый электоральный урожай не соберешь, - подчеркивает Никита Потураев.

Итак, партия «Авода» обещает реализовать целевую правительственную программу строительства жилья, включающую в себя возведение двухсот тысяч единиц жилья; партия НДИ грозится привести в ближайшее десятилетие 3,5 миллиона новых репатриантов; «Демократический лагерь» предлагает экологически-экономическую программу стоимостью в 420 миллиардов шекелей; «Кахоль-лаван» хочет, чтобы каждый третий израильтянин трудился в сфере высоких технологий; а "Ямина" прямо сейчас готовы построить 113 тысяч квартир со скидкой в ​​Иудее и Самарии и переселить туда полмиллиона человек.

Все это напоминает фантастику, и даже не научную, тем более что речь идет о каких-то заоблачных суммах и цифрах, которые в состоянии и постичь только ум фантастический. Однако если говорить серьезно, то у любой, имеющей смысл программы должна быть опора в реальности, и потому, хотя амбициозное видение при этом должно присутствовать и мыслить следует масштабно, но реально, понимая, как справиться с дороговизной жизни, социальными разрывами, ужасной скученностью на дорогах и переполненностью больниц.

Нельзя не признать, что некоторые из выдвинутых предложений звучат неплохо. Они касаются нашего будущего и направлены на решение насущных проблем. Кому-то, в конце концов, надо заняться устранением транспортного коллапса, пробелов в образовании и высокими ценами на жилье.

Так откуда цинизм? Почему программы, которые предлагают нам политики, кажутся нам необоснованными и практически не имеют шансов быть реализованными? Не потому ли, что мы сыты по горло их пустыми обещаниями? Нам надоело несоответствие между выдвигаемыми программами и способностью их воплотить в жизнь? Или, может быть, нас раздражает тот факт, что партии, которым опросы сулят всего несколько мандатов, не преуспеют, вне зависимости от того, будут они в коалиции или нет? И, может быть, еще одна причина: партийная предвыборная платформа включает в себя бесчисленные пункты, но вхождение в правительство ограничивается одним пунктом. Или одним человеком. Или одной синекурой. И никто не настаивает на том, чтобы приняты были все пункты программы или хотя бы их подавляющая часть.

Так, собственно, случилась с партией «Зеут», единственной партией, разработавшей обстоятельную экономико-социальную программу; она поддалась уговорам Биньямина Нетаниягу, снявшись с предвыборной дистанции в обмен на министерскую должность и несколько пунктов из программы. То есть, вся остальная платформа, над которой работало немало людей, никому не нужна?

Теперь перейдем к партии «Наш дом Израиль». Вы видите, как Либерман обуславливает свое участие в правительстве тем, что оно обязуется привезти 3,5 миллиона новых репатриантов в течение десяти последующих лет? Нет, конечно. Потому что три месяца назад он торпедировал создание правого коалиционного правительства на основании того, что Нетаниягу, дескать, капитулировал перед религиозными в вопросе, связанном с принятием Закона о воинском призыве.

Вы можете вообразить, что «Кахоль-лаван» главным пунктом в коалиционном соглашении выставляет требование, чтобы каждый третий израильтянин работал в сфере высоких технологий? И близко такого нет. Единственное, на чем они настаивают - правительство без Нетаниягу.

Давайте обратимся к цифрам, которыми жонглируют политики. С момента создания государства в Израиль прибыло 3,3 миллиона новых репатриантов. Для того чтобы 3,5 миллиона человек в ближайшее десятилетие рванулись на Землю обетованную, должно произойти только одно: какая-то страшная катастрофа, поставившая под угрозу судьбы евреев во всем мире. Интересно: это то, что Либерман им желает?

Теперь о фантазиях «Кахоль-лаван», в которых каждый третий израильтянин работает в сфере высоких технологий. Сегодня данный показатель составляет 8,7% из практически четырех миллионов человек, занятых в различных отраслях экономики. Если этот процент возрастет до тридцати (при том, что население Израиля возрастет до 11 миллионов человек), то это означает, что в течение десятилетия должно быть создано 1,1 миллиона рабочих мест в хайтеке. Это, безусловно, впечатляющее направление, но стоит учесть, что динамика развития хайтека в последнее время сильно сдала.

Есть два варианта добиться реализации этого обещания: повысить уровень безработицы, устранив с рынка занятости тех, кто не работает в сфере высоких технологий; а второй вариант – принять за основу идею Либермана, но стимулировать репатриацию исключительно специалистов в хайтеке.

Более того: когда выясняется, что за последние два года число людей, занятых в высокотехнологичных отраслях выросло всего на 28 тысяч человек, то намерения «Кахоль-лаван» - сто тысяч дополнительных сотрудников хайтека в год, - кажутся совершенно необоснованными.

Альянс правых партий, возглавляемый Айелет Шакед, возвращается к своей прежней программе, предлагая возвести за последующие пять лет в Иудее и Самарии 113 тысяч квартир, переселив туда полмиллиона израильтян; предполагается, что квартиры будут стоить по 950 тысяч шекелей, по сравнению с 1.7 миллиона шекелей за аналогичную квартиру в Гуш-Дане. Что и говорить, дешевое жилье и расселение населения – цели достойные, если только удастся нейтрализовать международное возмущение по поводу незаконного строительства в Иудее и Самарии, а также решить вопрос высокой плотности палестинского населения и его враждебного отношения к населению еврейскому. Абсурден и сам посыл: даже строительство сотен квартир в Иудее и Самарии - международная политическая сага, о которой каждой стране есть, что сказать. Это не комната или надстройка.

Скученность, плотность – вот ключевые слова в программах, предусматривающих увеличение инвестиций в общественный транспорт, количество больничных коек, социальное жилье и многое другое. «Демократический лагерь» представил платформу, которая учитывает вышеуказанную проблему, предлагая, в частности, вкладывать большие средства в общественный транспорт, стимулировать служащих к отказу от использования частных автомашин, а также ввести налог на «пробки». Собственно говоря, эта идея базируется на стратегическом плане, подготовленном в министерствах финансов и транспорта в 2012 году, но еще до сих пор не реализованном.

«Демократический лагерь» предлагает реализовать его в ускоренном двенадцатилетнем режиме вместо намеченного четвертьвекового. Проблема плана заключается в затратах: 290 миллиардов шекелей за 12 лет, и «Демлагерь» утверждает, что он принесет экономические выгоды в размере 420 миллиардов шекелей. Способна ли столь маленькая партия продвигать такой план? Готова ли она к тому, чтобы заявить, что они будут сидеть в одном правительстве с Нетаниягу при условии, если он примет их план? Вероятность этого ничтожно мала, потому что принципы «Демократического лагеря» лежат в иной плоскости.

Другими словами, что же нам, избирателям, делать? В конце концов, партии тратят много времени, сил и таланта на разработку своих платформ. Должно ли мы сказать им, что все их предложения идут в мусорную корзину? Что все эти предложения не имеют отношения к мнению избирателей? Чем больше вы об этом думаете, тем вернее приходите к выводу: цифровые показатели, которыми щеголяют партийные платформы, не имеют большого значения. Они бессмысленны. Не потому, что люди, которые их готовили, не серьезны, но потому проекты касаются той стороны жизни, которая увлекает, они о планах, идеях, видении. А реальность, с которой политики столкнутся после выборов - распределение портфелей, синекуры, коалиционные компромиссы, а главное - необходимость сокращать расходы и повышать налоги задолго до того, как они смогут начать реализовывать свои программы.

Сами Перец, TheMarker, М.К. На снимке: новые репатрианты в аэропорту Бен-Гурион.
Фото: Гиль Коэн Маген

Выборы неотвратимо приближаются, и что мы слышим? Мы слышим все более и более желаемого. И о зарплатах военным, и о пенсиях, и даже об «антикоррупционных мерах». Из последнего, например, дождались обещания ввести периодическую ротацию чиновников контрольных и надзорных органов. Надо понимать, только теперь, перед самыми выборами, додумались?

Поднимаю документ - свое Дополнение к отчету о работе Счетной палаты за 1997 год, направленное тогда официально в Думу и в Совет Федерации. В документе, среди прочего, пункт о необходимости периодической ротации аудиторов по направлениям деятельности - можно догадаться, чем было вызвано тогда это мое предложение. Нет, документ не затерялся - Совет Федерации в июле 1998 года на пленарном заседании даже принял специальную резолюцию в поддержку моей позиции по ряду поставленных тогда вопросов. Что же мешало ввести эту и иные необходимые меры не сейчас, к выборам, а раньше? Вопрос без ответа.

К празднику же обещают, наконец, ввести и контроль не только за доходами, но и за соответствием им расходов должностных лиц. Но введут ли - не в шутку, а всерьез, без каких-либо хитрых нивелирующих оговорок?

Напомню: пункт с поручением правительству Гайдара ввести соответствующие декларации содержался еще в мартовском 1992 года указе президента Ельцина о борьбе с коррупцией. А прямое саботирование этого поручения стало тогда одним из первых оснований для моего (тогда начальника Контрольного управления Президента) конфликта с Гайдаром (тогда председателем Правительства). В 1995 году вопрос об этих декларациях стал одной из тем закона об основах госслужбы - мне довелось быть сопредседателем согласительной комиссии по этому закону от Совета Федерации, но дело практически так тогда и не сдвинулось. После 1999-го года, как нас теперь уверяют, вроде, наступили новые времена - могли бы за двенадцать лет что-то сделать? Или даже если на такое нужно более десятка лет, да и теперь вопрос решается не в текущем режиме, а только к празднику, то почему же и сейчас, перед праздником, вопрос на самом деле не решается, а лишь появляется обещание окончательно решить его в будущем?

Тем не менее, сейчас хоть что-то делают и обещают, когда еще такое будет? Ближайший сеанс совсем скоро - через полгода. Но потом - только через пять лет (после нынешних осенних выборов). Почему же так, кто это нас так обделил? Известно: те, кто дружно голосовал за увеличение сроков полномочия президента в полтора раза - на два года, то есть, до шести лет, а заодно и чуть-чуть - на один год - Думы.

И, возвращаясь к подаркам перед праздником: если это уже осуществленные действия, то мы их можем как-то оценить. А если лишь обещания, то какие основания не то что для уверенности, но даже и для предположения, что обещания будут выполнены? И приходим к еще одному фундаментальному дефекту современной политической системы - обещания можно давать любые, не неся затем за их исполнение совершенно никакой ответственности. И это не печальное отличие или отставание практики от идеи, теории. Напротив, это, оказывается, в строгом соответствии с теорией. Напомню: когда несколько лет назад рабочие АвтоВАЗа проводили забастовку в связи с тем, что не было выполнено предвыборное обязательство по повышению зарплаты (мне тогда пришлось писать об этом в «Столетии»), специалисты авторитетно объяснили, что предвыборные обязательства у нас … не являются публичной офертой. Значит, и об этом сейчас невредно напомнить, можно вообще ничего не слушать о том, что будет. Или якобы будет. Исключительно - анализировать прошлое, оценивать то, что уже делалось и сделано в предшествующий период.

Специально обращаю на это внимание: ряд комментаторов к моим статьям периодически ставит вопрос: зачем ворошить прошлое, мол, важно, что дальше делать? Согласен: думать, понимать, планировать, что делать дальше, необходимо. И мы много об этом говорим. Но это имеет лишь самый минимум отношения к вопросу о выборе, за кого голосовать. Для последнего важнее другое - именно «ворошить прошлое». Тщательно и пристрастно. И не из любви к чьему-либо «грязному белью». Нет, исключительно из желания не ошибиться в выборе, который, повторю, естественно и ответственно делать именно на основе анализа прошлого, а никак не на основе радужных обещаний на будущее.

Вообще, в последнее время многие и в комментариях к статьям в разных изданиях, и на встречах с людьми, в частности, на представлениях моих новых книг, задавали мне один и тот же вопрос: так за кого же голосовать? Или, как минимум, что вообще делать на выборах? Ведь, как известно, сейчас ведется множество не только предвыборных кампаний партий, но и новых специфических кампаний - за то или иное самого разного рода «нестандартное» поведение на выборах. От игнорирования выборов вообще, мол, недопустимо, чтобы ваша подпись вообще где-либо фигурировала, до сознательного превращения бюллетеня в недействительный или выноса его с избирательного участка. При таком обилии тщательно аргументируемых рекомендаций, согласитесь, есть о чем задуматься. Но к этому мы еще вернемся ниже.

Дело в том, что всякое предложение голосовать за ту или иную политическую силу, а тем более, развернутая аргументация за это у нас рассматривается как политическая агитация. И она должна вестись только на платной основе и исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов. Если же какое-то СМИ без взимания платы предоставляет свои страницы тем или иным гражданам для выражения их политической позиции, с выходом на прямой вывод в части поведения на избирательном участке, то это рассматривается как незаконная скрытая агитация. Да еще и с подозрением, что деньги за агитацию были выплачены кому-либо «черным налом» - из противозаконных скрытых фондов и, соответственно, прямиком в карманы руководителей соответствующего СМИ. И как в этих условиях мне отвечать вам на сакраментальный вопрос, за кого голосовать?

На этом примере видно, сколь наша политическая жизнь и ее регламентация противоречивы и, на самом деле, лицемерны. Я даже не имею в виду пресловутое использование «административного ресурса» - это уже очевидная банальность. Даже не зная ничего более, даже, скажем, упав с Луны, достаточно было посмотреть вечерние новости по основным телеканалам в нынешние последние перед выборами выходные - какие уж тут «равнее возможности»? Какая тут минимальная «корректность» по отношению к соперникам-противникам? Это, повторю, банальность, но с той лишь, похоже, сейчас актуализирующейся оговоркой, что в условиях относительного благополучия - не объективного, а с точки зрения сиюминутной оценки его гражданами - этот «административный ресурс» может как бы не замечаться, во всяком случае, не вызывать активного протеста. Но при любом изменении ситуации, при малейшем нарастании общественного недовольства привычный метод может неожиданно вызывать и весьма острую обратную реакцию - выступать как сильнейший инструмент агитации против себя же, когда власть фактически своими руками множит и сплачивает ряды своих противников. Предупреждать здесь бесполезно, да и не являюсь я столь искренним доброжелателем нынешней власти, который спешил бы ее предупредить об опасности. Но предупреждаю - не власть, а общество. К сожалению, всякая бесконтрольная власть устроена так, что совершенно аномальное, но до поры не вызывающее протеста и потому разрастающееся и привычное, она воспринимает как единственно возможное и естественное. Когда же протест возникает, совершенно искренне воспринимает его как совершенный экстремизм - то есть сама себя в этом всерьез уверяет…

Но возвращаемся к общему случаю. С одной стороны, требования, призванные хотя бы минимально приблизиться к идеалу «равных возможностей агитации», обоснованны и необходимы. Но, с другой стороны, понятно, что лобовая агитация типа «Голосуйте за Х» - это лишь самый простой и незамысловатый метод воздействия, ориентированный, уж извините, на самых тупых, привыкших при принятии решений в обыденной жизни следовать наставлениям всепроникающей рекламы.

Решения же хотя бы чуть более сложно организованными живыми существами принимаются на основе совершенно иной - мировоззренческой, а также на основе совокупности данных, формирующих ту или иную репутацию политических сил и политиков. При этом, очевидно, во-первых, мировоззрение формируется не сиюминутно перед выборами, а в течение предшествующего более длительного периода времени, когда этот процесс никакими правилами ведения избирательных кампаний не регламентируется. И, во-вторых, репутация политиков для более или менее думающих людей также формируется не сиюминутно перед выборами, а в течение длительного времени. И. более того, не на основе оценочных суждений, в изобилии вбрасываемых в предвыборный период, но и на основе фактических данных, которые думающие люди способны оценить и сами.

Соответственно, возникает вопрос: а сообщения или напоминания о фактах, пусть и играющих против кого-либо или на руку той или иной политической силе - есть ли это агитация, которая должна строго ограничиваться в интересах «равенства возможностей агитации»? Например, я, не баллотируясь никуда лично, но видя, что идут те, про кого я знаю принципиально важное и кто без моей информации может ввести окружающих в заблуждение, должен ли покорно сидеть сложа руки? Или же, напротив, обязан о фактах, существенных при оценке избирателями той или иной партии или тех или иных политиков, найти способ громко заявить? Таким образом, в общем случае: данные о подобных фактах - это политическая агитация, регламентируемая избирательным законодательством, или же это, напротив, объективная информация, право на которую граждане должны иметь независимо от того, идет ли сейчас какая-либо избирательная кампания? Узко юридически, очевидно, агитация. Морально же, по большому счету и даже по духу и букве Конституции - жизненно важная информация, права на которую никто граждан лишать не вправе.

Далее, соответственно, и аргументированная оценка этих фактов, а также предложения по разрешению тех или иных проблем - на это тоже на предвыборный период «табу»? Но тогда, по логике, нужно и категорически запретить на этот период власти вообще принимать какие-либо решения, как минимум, имеющие долгосрочные последствия. Ведь иначе, получается, что общественные силы, не принимающие участие в избирательной кампании, оказываются вообще лишены возможности участвовать в какой-либо общественной дискуссии по самым актуальным жизненно важным вопросам, включая, например, наше нынешнее вступление в ВТО.

Слава Богу, до подобного маразма мы еще не дошли. И по вопросу, например, предстоящего вступления в ВТО никто не препятствует публиковать различные мнения, в том числе, у нас на страницах «Столетия». Более того, ничто не препятствовал мне и в прошлой статье, перед самыми выборами, заявить, что совокупность последствий нашего предстоящего вступления в ВТО столь масштабна, что принятие подобного решения без референдума категорически недопустимо. Это я выразил свою позицию по содержательному вопросу. А вот агитировать напрямую за какую-либо партию, во всяком случае, если не хочу подставлять издание, не вправе. Правда, думающий человек, если сочтет вопрос действительно фундаментальным, наверное сопоставит мою позицию с позициями по этому вопросу различных партий, участвующих в избирательной кампании. Значит, я таким образом оказываю влияние на будущий результат выборов?

К сожалению, нет. Или, скажем так, в существенно меньшей степени, нежели это было в прошлый раз, четыре года назад, когда я, баллотируясь в Думу, имел хотя бы в одном конкретном регионе возможность почти два месяца регулярно непосредственно общаться с людьми.

Да, заповедники свободомыслия нам оставлены, но в действительно массовые СМИ, масштабно влияющие на общественное мнение, имею в виду, прежде всего, основные телеканалы, с альтернативными мнениями именно по ключевым содержательным вопросам и, тем более, серьезной аргументацией никого, конечно же, не допускают. Более того, не допускают совершенно безотносительно того, идет ли избирательная кампания или нет. То есть, масштабное регулирование информационного поля, в том числе, в части формирования массового мировоззрения и допущения и даже раскручивания или же, напротив, растаптывания тех или иных репутаций, осуществляется совершенно иными инструментами, не имеющими отношения к регламентации узко лишь ведения избирательных кампаний.

В довершение картины к этому стоит добавить одну из последних «инноваций» - перевод вопроса о распространении заведомо клеветнических измышлений из плоскости уголовной в сугубо гражданскую. В чьих это интересах? Очевидно - в интересах более сильных, имеющих финансовые и административные ресурсы для массированного введения граждан в заблуждение, в том числе, в предвыборных целях. Согласитесь, клеветать на массовом ТВ по заказу за немалые деньги на ту или иную партию проще и спокойнее тогда, когда после того, как дело сделано и враг на выборах повержен, даже и в худшем случае, по результатам рассмотрения вопроса постфактум, тюрьма не грозит ни в какой ситуации. Максимум - компенсация «ущерба», от чего можно элементарно застраховаться, предусмотрев включение стоимости этого ущерба в «серебренники» за клевету…

Таким образом, обращаю внимание на систему и ее развитие. Ранее мне приходилось говорить и писать о том, что всякая «либерализация» по отношению к мошенникам, всякое смягчение наказания за мошенничество - это не только подрыв экономики страны, но и разрушение (или институциональное закрепление разрушения) важнейших моральных устоев жизни общества. Затем - выведение из числа смертных грехов взятки. Это прямо. А таким образом косвенно - и всей коррупции. Если наказание лишь штраф, то это уже что-то не слишком серьезное, за что можно именно «отделаться» штрафом. Это, очевидно, дальнейшее разложение общества. И теперь, наконец, недвусмысленное поощрение если не всякого, то, как минимум, некоторых видов неприкрытого и целенаправленного вранья - речь ведь не об ошибках и заблуждениях, но о распространении заведомо несоответствующих действительности порочащих измышлений. Какая тут модернизация? Какое единое евразийское пространство? Разлагающееся не способно к созидательному объединению. Хотя, повторю, «либерализация» ответственности за клевету - это не только именно про клевету. Еще и вкупе с тем, что предвыборные обещания у нас - «не публичная оферта», это прямое поощрение вранья вообще как нормы. И коль врать теперь можно и не стыдно, никогда и ни о чем, так и про прогресс в объединении ничто не помешает врать столько, сколько будет угодно…

Но о воссоединении на такой ли основе мы мечтаем?

И вернемся не к голосованию за ту или иную партию, а к методу действия на выборах вообще. Недавно несколько раз прослушал на популярном радио от имени нескольких бывших министров ельцинских правительств, а ныне «оппозиционеров» рекламу конкретного метода поведения на выборах. А именно: прийти, всех зачеркнуть, написать какие-нибудь слова против власти и т.п. Любопытно - ведь это явно платная реклама, но кто же на это выделил деньги. Если из избирательного фонда (хотя так прямо - вряд ли), то из чьего же?

Парадокс, но ведь очевидно, что единственная сила, всерьез заинтересованная в таком поведении, так это та, у которой, с одной стороны, максимален «административный ресурс», но, с другой стороны, именно против нее - как против любой действующей власти - и может голосовать наибольшее количество избирателей по принципу «от противного». А ведь проценты подсчитываются не от всех граждан, а исключительно от числа действительных бюллетеней. Значит, чем больше противников действующей власти не проголосует «от противного» за кого-то иного, а подсказанным такой «оппозицией» методом сделает свой бюллетень недействительным, тем больший процент голосов действующая власть наберет честно, безо всяких фальсификаций. И эти деятели всерьез именуют себя радикальной «оппозицией»?

И в заключение, во избежание недоразумений: в списках каких-то партий, в том числе, в моем родном Петербурге, фигурируют мои однофамильцы, и потому вынужден специально обратить внимание на то, что я лично никуда ни в каких партийных списках не баллотируюсь.

Общая же позиция моя неизменна. В стране, в которой более 90 процентов граждан - не олигархи, не их родственники и даже не их лакеи, просто удивительно и абсурдно прямо или косвенно (неучастием в выборах или порчей бюллетеней) поддерживать неприкосновенность олигархической собственности, право «топов» того же, например, полугосударственного ВТБ получать бонусы (еще сверх основной зарплаты) в несколько десятков миллионов долларов в год, а также «плоскую» шкалу подоходного налогообложения даже для самых, причем, явно неправедно богатых (см. репортажи с лондонского процесса между Березовским и Абрамовичем)…

Специально для Столетия

Центральная избирательная комиссия во вторник, 6 февраля, зарегистрировала Владимира Путина кандидатом в президенты РФ. DW рассказывает, что действующий глава государства обещал перед победой на прошлых выборах шесть лет назад, и удалось ли ему воплотить в жизнь эти обещания.

Программные статьи

"Российские граждане, мне кажется, должны получить возможность обсуждать не только достоинства и недостатки политиков, что само по себе неплохо, а именно содержание политики, те программы, которые намерены осуществлять те или иные политические деятели", - написал Путин в январе 2012 года в одной из своих программных статей. Однако собственно документа под названием "предвыборная программа кандидата в президенты" он тогда так и не представил.

На его кандидатском сайте www.putin2012.ru в соответствующем разделе был перепечатан проект программы "Единой России" на выборах главы государства (Путин шесть лет назад пошел на выборы кандидатом от этой партии, а не самовыдвиженцем), лишенный конкретных цифр и целевых показателей. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков тогда отметил, что этот документ Путин сам не писал и его программу "еще предстоит увидеть". Вместо этого в январе-феврале того года за авторством нынешнего главы государства были опубликованы в различных СМИ семь объемных статей с общим описанием положения дел в стране и его видением пути развития России. Сам по себе такой формат не очень располагал к конкретике, но все же в этих материалах можно найти некоторые ключевые обещания, поддающиеся количественной оценке.

Хорошо оплачиваемые рабочие места и искоренение бедности

"Создание 25 млн новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования - это не красивая фраза. Это насущная необходимость, минимальный уровень достаточности", - отмечал Путин в одной из статей. Это обещание позднее перекочевало в президентские "майские указы" 2012 года, где данные рабочие места были обозначены "высокопроизводительными" и уточнялись сроки для достижения такого показателя - 2020 год. Но пока это намерение далеко от воплощения в жизнь. В 2012 году Росстат насчитал 16,37 млн подобных рабочих мест, до 2014 года их число постепенно росло, но к 2016 году опустилось даже ниже исходного показателя - до 15,98 млн мест. Более свежих данных пока нет.

"10-11% наших граждан все еще остаются по своим доходам ниже черты бедности. По самым разным причинам. К концу текущего десятилетия эту проблему нам надо решить", - продолжал Владимир Путин. По этому показателю к концу его нынешнего президентского срока тоже наметился скорее регресс. В декабре 2017 года глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова сообщила, что за чертой бедности находятся 20,3 млн россиян, то есть порядка 14 процентов граждан РФ.

Рост зарплат, пенсий и стипендий

"Средняя заработная плата по экономике вырастет в реальном выражении в 1,6-1,7 раза, почти до 40 тысяч рублей в ценах 2011 года. Номинально она, конечно, будет выше", - обещал перед прошлыми выборами Путин. По официальным данным, средняя номинальная зарплата в 2017 году составила порядка 38 тысяч рублей. В то же время реальная зарплата выросла лишь незначительно, оставшись примерно на уровне 2012 года.

Владимир Путин утверждал также, что стипендия "для тех, кому она реально необходима", должна достигнуть "прожиточного минимума студента". "На сегодняшний день это означает прибавку к стипендии в размере 5 тысяч рублей в месяц", - подчеркивал он. Однако стандартные выплаты студентам так и не приблизились к уровню, обозначенному тогда Путиным. На сегодня академическая стипендия составляет порядка 1,5 тысячи рублей, социальная - чуть больше двух тысяч.

Пенсии обещали повышать так, чтобы "прибавка не съедалась ростом цен". Это сделать удалось - только в 2015 году реальный размер пенсий несколько сократился, но в целом за нынешний президентский срок Путина пенсии в реальном выражении немного росли.

Диверсификация экономики, устранение неравенства

Владимир Путин ратовал также за диверсификацию экономики страны, "где кроме современного топливно-энергетического комплекса, будут развиты и другие конкурентоспособные сектора". В частности, к 2020 году он обещал, что "доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна увеличиться в 1,5 раза". По данным Росстата, в 2011 году этот показатель составлял 19,7 процента, к 2016-му он подрос до 22 процентов. Был обещан также двукратный рост высокотехнологичного экспорта РФ. Пока он вырос с 10,2 процента в 2013 году (более ранних данных нет) до 14,2 процента в 2016 году. За прошлый год данных еще нет.

"Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции", - прогнозировал Путин. В январе 2012 года средневзвешенная ставка по ипотеке составляла 11,9%. На протяжении большей части нынешнего президентского срока она превышала показатель в 12%, но ближе к выборам, во второй половине 2017 года стала снижаться и к декабрю оказалась на уровне 10,78%.

Контекст

18 марта 2018 года в России в седьмой раз пройдут выборы президента. Между тем, за прошедшие с момента первых выборов 27 лет страной управляли лишь три человека : Борис Ельцин (два срока), Владимир Путин (три срока с перерывом в четыре года) и Дмитрий Медведев (один срок).

Первоначально о своем желании принять участие в нынешней политической гонке за главное кресло заявляли представители 24 политических партий и 46 самовыдвиженцев . Однако документы в Центральную избирательную комиссию подали лишь кандидаты от 22 партий и 15 самовыдвиженцев. Но и после этого многие кандидатуры отсеялись: кому-то было отказано в регистрации из-за различных нарушений, в том числе и наличия неснятой судимости, другие не успели собрать нужное количество подписей в свою поддержку, кто-то забирал документы после того, как подсчитали расходы на проведение предвыборной кампании, иные же публичные личности заявили о нежелании участвовать в «фарсе и шоу».

В итоге на финишную прямую вышли всего восемь человек, из которых россиянам и предстоит в третье воскресенье марта выбрать нового главу государства. Волжский.ру решил познакомиться поближе с кандидатами в президенты и их предвыборными обещаниями. Стоит отметить, что если у одних программа помещается на один лист, то у других это практически многотомная исследовательская работа. Поэтому мы решили остановиться на конкретных, а не абстрактных, предложениях по изменению жизни россиян и тех пунктах программы, которые существенно отличают кандидата от соперников. Данные о кандидатах представлены так же как в бюллетене - в алфавитном порядке.

Сергей Николаевич Бабурин (59 лет)

Сергей Бабурин в большую политику пришел в 1990 году, когда стал народным депутатом РСФСР. Политик выступал против распада СССР и ратификации Беловежского соглашения, и даже направил в Конституционный суд РФ ходатайство о проверке законности соответствующих постановлений, но оно не было рассмотрено. Бабурин трижды был депутатом Государственной думы и дважды занимал пост заместителя председателя Госдумы. Являясь доктором юридических наук, он возглавляет Международный Славянский Совет, объединяющий национальные славянские комитеты девяти государств.

Бабурин баллотируется в президенты от национально-консервативной политической партии «Российский общенародный союз», лидером которой он и является. Политик представляет себя избирателям «настоящим русским» и своей стратегической целью считает построение «гармоничного и процветающего общества социальной справедливости». Для достижения этого плана он предлагает объединить лучшие черты досоветского, советского и современного этапов развития страны. В своей предвыборной программе, которая называется «Российский путь в будущее!», Сергей Бабурин обещает реализовать девять приоритетных направлений. В числе первоочередных решений, которые планирует принять кандидат в президенты:

    отставка неолиберального правительства, на смену которого должно прийти коалиционное правительство народного доверия;

    подготовка конституционной реформы, направленной на изменение действующей политической системы и создание независимой судебной системы;

    переход к принципиально новой модели социально-экономического развития с целью преодоления нефтяной зависимости и возврата государству его социальных обязательств перед народом;

    возврат здравоохранения и образования из сферы услуг в число первоочередных социальных обязанностей государства (в том числе отмена ЕГЭ);

    борьба с нарастающей бедностью и имущественным неравенством (незамедлительное увеличение минимального уровня оплаты труда и адекватная индексация пенсий);

    духовно-нравственное очищение общества за счет возрождения культур и языков всех братских народов, сбережения культурного наследия.

Также политик предлагает усилить контроль за ЖКХ (введение народного контроля и сдерживание роста тарифов) и миграционными процессами (введение моратория на привлечение трудовых мигрантов и жесткого визового режима). В завершение предвыборной программы уделяется внимание необходимости укреплять позиции на международной арене, при этом Крым должен рассматриваться как законная территория России.

Павел Николаевич Грудинин (57 лет)

Class="answer__img">

Успешный бизнесмен, возглавляет и владеет 42% акций ЗАО «Совхоз имени Ленина». Политическую карьеру он начал в 1997 году в Московской областной думе, куда баллотировался не раз и от разных партий. На выборы в марте 2018 года Павел Грудинин идет от политической партии КПРФ, в которой формально не состоит. С его именем уже связано несколько громких скандалов. Самого политика обвиняли в незакрытых счетах в зарубежных банках, которые, по его словам, были закрыты еще в конце декабря. Затем соратники кандидата во многих городах, в том числе и в Волжском, распространили информационный бюллетень, больше похожий на агитационный, признанный в ряде субъектов незаконным ().

Избирателям Грудинин обещает сделать «Отечество сильной и могучей державой, преодолеть бедность, обеспечить достойную жизнь граждан». Чтобы достичь такого будущего, по мнению кандидата, необходимо совершить 20 основных шагов. В числе конкретных мер, необходимых для процветания страны и благополучия «широких народных масс, а не олигархов»:

    национализация природных богатств, банков, железных дорог, предприятий ВПК, возврат госмонополии на производство и продажу этилового спирта;

    восстановление экономического суверенитета страны: отказ от участия в ВТО, избавление российской экономики от тотальной долларовой зависимости;

    возрождение «провинциальной» России, бесплатное подведение газа и других инженерных сетей к частным домам;

    восстановление сельского хозяйства, возврат ГОСТов и введение уголовной ответственности за фальсификацию продуктов;

    введение госконтроля над ценами на основные товары и услуги, отмена взносов за капремонт, снижение тарифов за ЖКХ до уровня не более 10% от дохода семьи;

    отмена подоходного налога для малоимущих, ликвидация налога на добавленную стоимость, транспортного налога и системы «Платон»;

    обеспечение бесплатного и качественного образования и медобслуживания, лечение тяжелобольных людей, особенно детей, за счет государства;

    снижение ставок по ипотеке до 3-4%, предоставление беспроцентного целевого займа на срок до 30 лет многодетным и молодым семьям;

    обеспечение независимости судей и следователей от органов исполнительной власти, освобождение и реабилитация патриотов Отечества;

    введение уголовной ответственности за втягивание в кабальные сделки, запрет коллекторской деятельности, введение долговой амнистии для жертв «микрофинансовых организаций»;

    установление ограничений на право быть президентом (не более двух сроков по 4 года за всю жизнь) и упрощение процедуры его импичмента, организация равных и свободных выборов.

Господин Грудинин также обещает россиянам минимальную зарплату в 25-30 тысяч рублей, выпускникам государственных вузов - гарантию на трудоустройство, пожилым гражданам - среднюю пенсию по старости на уровне 50% от средней зарплаты. Также, став президентом, кандидат планирует защитить духовное здоровье нации, обеспечить защиту природы, повысить боеготовность армии и качество государственного управления.

Владимир Вольфович Жириновский (71 год)

Class="answer__img">

Владимир Владимирович Путин (65 лет)


Владимир Путин после окончания юридического факультета работал в Комитете госбезопасности. Политическая карьера у кандидата началась в 1991 при мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. В 1995 году политик возглавил региональное отделение Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом - Россия». Двумя годами позже он защитил диссертацию и получил степень кандидата экономических наук. Спустя почти восемь лет иностранные специалисты заявили о плагиате в работе Путина.

В 1996 году Владимир Путин перебирается в Москву, где стремительно поднимается по карьерной лестнице. Уже через два года он возглавил Федеральную службу безопасности, а еще через год стал премьер-министром. С 31 декабря 1999 года, с перерывом в четыре года, Владимир Путин является Президентом РФ. На предстоящие выборы идет самовыдвиженцем.

При том, что его соперники представили свои предвыборные программы еще в конце 2017 года, действующий глава государства до сих пор не опубликовал такой документ. Некоторые направления своей будущей программы Путин обозначал лишь в устном виде во время различных форумов и встреч.

Основные векторы развития страны на ближайшие шесть лет Владимир Путин озвучил во время ежегодного послания Федеральному собранию, которое, к слову, откладывалось не раз. Выступая перед сенаторами и общественниками, глава государства сделал акцент, что сказанное им не связано с выборами Президента. Однако многое из того, что было озвучено касалось ближайших шести лет и, следовательно, - планов на президентский срок. В программе на будущее кандидат намерен решить такие задачи, как:

    увеличение на 40% расходов на меры демографического характера (до суммы в 3,4 триллиона рублей);

    создание свыше 270 тысяч мест в яслях для поддержки молодых семей;

    обеспечение долгосрочного роста реальных доходов граждан и снижение вдвое уровня бедности;

    увеличение ВВП на душу населения в полтора раза;

    удвоение расходов на дороги до суммы в 11 триллионов рублей и на программу пространственного развития страны;

    снижение ставки по ипотеке до 7-8% годовых;

    снятие барьеров для развития робототехники и искусственного интеллекта;

    увеличение несырьевого экспорта до 250 миллиардов долларов в год;

    снижение доли государства в экономике;

    увеличение числа занятых в малом и среднем бизнесе с 19 до 25 миллионов человек, обеспечение их кредитами по ставке 6%;

    построение системы подготовки кадров и поддержки талантливых школьников;

    ужесточение экологических требований к предприятиям;

    обеспечение к 2024 году повсеместного быстрого доступа в интернет;

    пересмотр расчета налога на имущество физических лиц с целью сделать его справедливым и посильным для граждан;

    перевод всех госуслуг в электронный режим реального времени;

    развитие военно-промышленного комплекса и т.п..

Ксения Анатольевна Собчак (36 лет)


Политолог по образованию, широкую известность Ксения Собчак получила благодаря работе на телевидении в качестве ведущей. Проявлять интерес к политике начала после выборов в Госдуму в 2011 году, когда поддержала акции протеста против фальсификации выборов. Она принимала активное участие в протестных акциях и митингах, а во время одного из них была задержана. Год спустя Собчак выдвинула свою кандидатуру в координационный совет российской оппозиции. В октябре 2017 года Ксения Собчак заявила о своем участии в президентской гонке, а чуть позже выдвинула свою кандидатуру от непарламентской партии «Гражданская инициатива».

Избирателям Собчак предлагает рассматривать себя как пункт «против всех», между тем, ее программа насчитывает 123 шага, которые политик намерена дополнять и изменять на протяжении всей избирательной кампании. Главной проблемой страны Собчак называет «несменяемость власти» и вытекающую из этого коррупцию. В числе идей, которые обещает воплотить политик:

    жить согласно общеевропейским законам и ценностям;

    гарантировать гражданские свободы, сменяемость власти и неприкосновенность частной собственности, возродить демократию;

    пересмотреть законы, запрещающие или усложняющие проявление политической воли и инициативы и отменить те, которые ограничивают права людей в зависимости от их политических и религиозных взглядов, национальности, ориентации, профдеятельности;

    освободить всех политзаключенных, провести амнистию по ненасильственным уголовным преступлениям;

    перейти от суперпрезидентской республики к полноформатной парламентской демократии и провести реформу Конституции России;

    ограничить права всех силовых структур, а их финансирование и руководство сделать подотчетным парламенту и Счетной палате, сократить расходы на оборону, госаппарат и полицейских;

    ограничить пребывание любого избираемого лица на должности двумя сроками в течение жизни;

    повысить ответственность чиновников за преступления и злоупотребления;

    упростить регистрацию политических партий и вернуть возможность голосовать «против всех» на выборах всех уровней;

    отказаться от тоталитарных символов и образцов: захоронить Ленина, запретить оправдание Сталина и репрессий;

    вернуть конкурентные выборы губернаторов и мэров, восстановить права регионов на собственные законодательные практики; укрупнить субъекты путем добровольного объединения;

    распределить доходы в пользу регионов: НДФЛ зачислять в федеральный бюджет, а НДС и налог на прибыль - в региональные;

    провести реформу силовых структур, прекратить войны, остановить пропаганду войны, комплектовать вооруженные силы исключительно на контрактной основе;

    решить судьбу Крыма, который по международному праву до сих пор считается территорией Украины, с помощью референдума, согласованного с Россией, Украиной и международным сообществом;

    поэтапно приватизировать государственные корпорации и госмонополии;

    ужесточить к экологической экспертизе инвестиционных проектов, субсидировать развитие экологичных видов транспорта, провести ревизию мест сбора и переработки отходов;

    снизить общую ставку страховых платежей работодателей с 30% до 24% при отмене регрессивной шкалы социальных отчислений.

Также Ксения Собчак предлагает довести среднюю пенсию до уровня 40% от средней зарплаты, мотивировать граждан позже выходить на пенсию, направить прибыль госкомпаний в Пенсионный фонд. Также планируется ввести запрет на преподавание религиозных и идеологических дисциплин в государственных образовательных учреждениях, отменить закон о гей-пропаганде и запрет на сексуальное образование в школах, развивать систему ЕГЭ, послеродовой отпуск поделить между родителями, легализовать однополые браки, упразднить Министерство культуры и многое другое.

Максим Александрович Сурайкин (39 лет)


Максим Сурайкин в 18 лет вступил в партию КПРФ и уже тогда занимал руководящие должности в московских отделениях. Являясь кандидатом исторических наук, десять лет руководил собственным предприятием по ремонту компьютерной техники. Позже в его диссертации были найдены «некорректные заимствования» из чужой работы.

В 2010 году Сурайкин возглавил общественную организацию «Коммунисты России», созданную как альтернатива КПРФ и ставшую затем партией. Именно от этой партии Сурайкин и баллотируется в президенты с программой первоочередных мер «Десять сталинских ударов по капитализму и американскому империализму». Все принятые политиком на посту главы государства решения должны способствовать возрождению «социалистической экономики». Политик намерен:

    национализировать банковскую систему, отрасли реального сектора экономики, ЖКХ, здравоохранение, образование, ввести госмонополию на алкоголь и табак, восстановить систему колхозов и совхозов;

    бороться с безработицей;

    ввести госрегулирование цен на хлеб, молоко, мясо, яйца, отечественные овощи и фрукты, ограничение платы за ЖКХ до 3% от совокупного дохода семьи, установление минимальной зарплаты в 70 тысяч рублей, а средней пенсии - 40 тысяч рублей;

    строить бесплатное социальное жилье;

    провозгласить принцип «Все лучшее - детям»: бесплатный отдых в лагерях, бесплатные секции и кружки, запрет взимания платы в детсадах и школах;

    восстановить систему советского образования, поддерживать отечественную науку;

    создать комитеты народного контроля, ввести налог на сверхдоход и предметы роскоши, конфисковать незаконно нажитое имущество и применять смертную казнь за тяжкие преступления;

    ввести ответственность за очернение истории страны, закрыть СМИ, насаждающие культ наживы и насилия, разработать новую концепцию национальной политики;

    разделить религию и государство, соблюдать светские основы общества при сохранении памятников культуры религиозного значения;

    наладить связи со всеми бывшими советскими республиками, восстановить оборонительный союз антиимпериалистических государств и Союзное государство.

Кандидат в президенты подготовил и программу действий в первые 100 дней правления «сталинского президента-коммуниста». «Товарищ Сурайкин» намерен отправить в отставку буржуазное правительство (за исключением министров обороны и иностранных дел), подготовить проект новой Конституции на основе Конституции 1936 года, создать советское правительство, обнулить процентную ставку рефинансирования, приостановить работу коммерческих банков, ввести госмонополию на спиртную продукцию, запретить ГМО. Также политик планирует забрать у религиозных организаций имущество, переданное им после 1991 года, учредить Общенациональный комитет борьбы с бюрократией и вернуть праздник 7 ноября.

Борис Юрьевич Титов (57 лет)


Бизнесмен Борис Титов начал работать специалистом по международной экономике сразу после окончания МГИМО. В начале 90-х он создал собственную компанию, работающую на рынке нефтепродуктов. Приходу в большую политику предшествовала активная общественная деятельность: он возглавлял Российский Союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Совет Союза виноградарей и виноделов. В 2007 году Титов вошел в Высший совет «Единой России», но через год создал собственную партию «Правое дело».

С 2012 года он является Уполномоченным при президенте России по защите прав предпринимателей. Четыре года спустя возглавил созданную им когда-то партию и переименовал ее в «Партию Роста», от которой он и баллотируется в Президенты РФ. В предвыборную гонку кандидат вступает с разработанной программой «Стратегия Роста», разработанной в духе столыпинских реформ и направленной, в первую очередь, на экономические преобразования. В документе представлен анализ сложившейся ситуации в стране, и в частности, в экономике, а также подробная программа действий. В числе необходимых для развития государства изменений значатся:

    переход к умеренно-мягкой денежно-кредитной политике: снижение ключевой ставки, установление предельного уровня дефицита бюджета, обеспечение стабильности рубля;

    обеспечение долгосрочного кредита экономике по конкурентным ставкам;

    ограничение стимулирования спроса и создание новых рынков: ипотека под 5% годовых, помощь нуждающимся отечественными продуктами и лекарствами, стимулирование покупки отечественного автотранспорта;

    снижение тарифов на услуги монополий за счет повышения их эффективности: введение равноценных тарифов для населения и промышленников, принятие тарифов ЖКХ на 6 лет;

    проведение налоговой реформы: снижение налоговой ставки на новые и динамично развивающиеся производства, а с 2020 года снижение налога на производство и увеличение на потребление;

    снижение административного давления на бизнес: ограничение административных расследований и введение запрета штрафовать по их итогам;

    проведение судебной реформы: ограничение полномочий судей и срока их назначения, повышение ответственности судей за заведомо неправомерные решения;

    реформирование уголовного экономического законодательства: ограничение проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела, приравнивание года в СИЗО к двум годам колонии;

    повышение уровня и качества жизни: создание высокопроизводительных рабочих мест, финансирование социальной сферы, возврат к госфинансированию пенсий, проведение оценки эффективности госпрограмм и соцучреждений по количественным показателям;

    развитие электронной экономики: внедрение цифровых технологий в сферу, признание блокчейн-технологий;

    активизация, введение в коммерческий оборот «спящих» активов: продажа неиспользуемого муниципального имущества и сельхозземель, введение моратория на повышение кадастровой стоимости и аренды.

Также бизнес-омбудсмен будет добиваться принятия закона о самозанятых и отмены запретительных норм регулирования в интернете. С помощью преобразований политик намерен сначала восстановить экономический рост, затем выйти на высокие темпы и качество, а после обеспечить устойчивое развитие. На эти цели, судя по программе, нужно около 18 лет.

Григорий Алексеевич Явлинский (65 лет)


Григорий Явлинский работал в нескольких научно-исследовательских институтах и в Госкомитете по труду и социальным вопросам. В 1990 году он занимал должность зампредседателя Совета Министров РСФСР и председателя госкомиссии по экономической реформе. Политик является автором программы реформирования экономики «500 дней», подразумевающей переход к рыночной модели в кратчайшие сроки. Документ вызвал широкий резонанс, и не был воплощен в жизнь.

В 1993 году он вместе с соратниками создал политическую партию «Яблоко», бессменным лидером которой он является до сих пор и от которой баллотируется в президенты. За главный пост Григорий Явлинский будет сражаться в третий раз, при этом прошлые выборы он пропустил из-за того, что ЦИК отказал ему в регистрации.

В своей предвыборной программе под названием «Дорога в будущее» Григорий Явлинский подробно повествует о необходимых преобразованиях во всех сферах и направлениях, и особо отмечает, что для ее реализации понадобится новое правительство и весь аппарат государственной власти. По задумке политика, при реализации этого плана Россия станет «страной, использовавшей свои огромные богатства на благо всех ее жителей и каждого гражданина в отдельности». В числе первоочередных действий, которые Явлинский намерен выполнить уже в первые сто дней президентства:

    признание присоединение Крыма незаконным и решение его судьбы во время Международной конференции;

    выведение войск из Сирии;

    налаживание отношений с США и Европейским союзом, повышение доверия к стране во всем мире;

    оздоровление политической и общественной жизни страны, обеспечение разделения властей и независимости судов, пересмотр сомнительных дел, отмена неправосудных приговоров;

    принятие пакета «экономических» законов об обеспечении безусловной неприкосновенности частной собственности, легитимизации крупной частной собственности, доходе граждан из части средств, полученных от экспорта природных ресурсов.

Кандидат в президенты обещает избирателям повысить обороноспособность страны, прекратить военные действия, сделать бесплатное образование, увеличить продолжительность жизни, снизить налоги, восстановить преемственность истории, осудить преступления большевиков и события 1917 года, развивать науку и высокие технологии, защитить права предпринимателей, приступить к массовой передаче земли гражданам под индивидуальное строительство и отказаться от идей самобытности, приостановить действие налогов и сборов, введенных с 1 января 2015 года.

Кроме того, Григорий Явлинский намерен сдерживать рост цен за счет роста производительности труда. При этом деньги на преобразования и развитие планируется изыскивать за счет разумного расходования бюджета: сокращения трат на вооружение, содержание армии, отказ от финансирования государственных СМИ, снижение привилегий и обслуживания чиновников и депутатов, прекращения списывания долгов другим странам и многого другого.

Финансирование предвыборной кампании

Еще одним любопытным моментом в избирательной кампании является финансирование выборов. Как узнал Волжский.ру из последнего отчета ЦИК на 27 февраля, в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов поступило почти 1,3 миллиарда рублей. Средства на предвыборную кампанию поступают от политических партий, крупных предприятий и заводов, фондов и частных лиц.

На счету Сергея Бабурина находилось почти 7,7 миллиона рублей, а в «копилке» Павла Грудинина - 171 миллион рублей. Владимир Жириновский сможет потратить на агитацию почти 398 миллионов рублей. Бюджет Владимира Путина превысил 407,5 миллиона рублей. Почти 146 миллионов рублей планирует направить на кампанию Ксения Собчак. Возможности Максима Сурайкина ограничены суммой в 1,5 миллиона рублей. Борис Титов имеет на счету чуть более 150 миллионов рублей. Григорий Явлинский располагает суммой в 97 миллионов рублей.

Между тем, на организацию и проведение президентских выборов будет направлено более 17,6 миллиарда рублей.


18 марта 2018 года

В Волжском свой голос в поддержку одного из кандидатов в Президенты РФ смогут отдать порядка 218 тысяч избирателей. Для этого на территории города будет работать 100 избирательных участков, четыре из которых будут снабжены современными средствами подсчета голосов ().

Кандидаты в президенты в своих программах предлагают изменения во всех сферах жизни страны, но при этом предлагают абсолютно противоположные пути развития, доказывают необходимость предложенных реформ, обещают работать ради народа и для его благополучия и внушают уверенность в завтрашнем дне.

Однако стоит помнить, что не всему обещанному суждено сбыться, ведь предвыборная программа не имеет никакой юридической силы, и за ее неисполнение не предусмотрено никакой ответственности.