Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Светлячок» Старшая группа.

Подготовила и провела: Бударагина Л.М.

Цель: Способствовать углублению представлений детей о лесе:

Задачи:

  • Выявить знания детей о растительном и животном мире леса;
  • Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям;
  • Дать детям конкретное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, затяжные осадки, поведение животных осенью) ;
  • Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности;
  • Закрепить знание детей о правилах поведения в лесу.

Материал к занятию:

Осенние листья, природный материал: шишки, пеньки, ветки деревьев; костюм Лесовика, Лешего; иллюстрации с изображением деревьев, леса, ёлочки, животных; картинки с напоминающими знаками у каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы.

Словарная работа: еловая ветка, дары леса, хвоинки, экстракт смолы, хвойный, мачтовый лес.

(Все персонажи – дети нашей группы)

Ход занятия

Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.

Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?

Дети: Осень

Воспитатель: Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.

Скажите, какая погода преобладает с её приходом?

Какое небо?

Как светит солнце?

Скажите, какие изменения произошли в природе?

(мало света, тепла, ветрено, дождливо)

Воспитатель: Да, погода изменилась, но сегодня она такая чудесная, солнечная. Так и хочется прогуляться по осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.

Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда собираемся в путь.

Воспитатель: Сегодня мы пойдем с вами по экологической тропе. По ней могут идти только те, кто любит и бережет природу. Эта тропа обозначена волшебными стрелочками. И первая остановка, послушайте загадку: Зимой и летом одним цветом.

Дети: ель.

Воспитатель: А почему про неё так говорят?

Дети: Она не сбрасывает иголки.

Воспитатель: Сосна и ель меняют свои иголки постепенно, каждая хвоинка живёт два года, а потом осыпается и вырастает новая.

Что растёт на сосне и на ели?

Дети: Шишки.

Игра: «С какого дерева шишка?»

Воспитатель: Ребята, кого кормит сосна и ель?

Дети: Зверей и птиц.

Воспитатель: А ещё люди считают сосну лечебным деревом. Сосна выделяет смолу, люди собирают её и делают лекарство. Особенно смола помогает при аллергии. (Рассматриваем экстракт смолы)

Воспитатель: Дети давайте остановимся, посмотрим вверх и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.

Воспитатель: Ребята, скажите как называется лес, где растут одни сосны?

Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.

Викторина:

Кто являются обитателями леса?

Дети:

Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч.

Грибы: грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята.

Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.

Кто укладывается спать на всю зиму?

Кто меняет на зиму шубку?

Кто делает запасы на зиму?

Кто зимует под листвой, в коре деревьев?

(Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют) .

Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

(Выходит старичок – лесовичок) .

Воспитатель: Ребята, смотрите старичок – лесовичок идет какой-то грустный. Давайте поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуйте, старичок – лесовичок (не слышит) , второй раз дети здороваются с лесовичком.

Лесовичок: Здравствуйте (охает и садится на пенек) .

Воспитатель: Что случилось?

Лесовичок: Да вот здесь недавно гуляли Леший с Кикиморой, пели громко песни, кричали, громко включали музыку, бегали, намусорили, жгли костры и все оставили. Вот я еле потушил костер, и вот посмотрите, что они оставили после себя (мусор, бутылки, бумаги…) .

Воспитатель: Не горюй, лесовичок, мы с ребятами поможем твоему горю, и что-нибудь придумаем (правда, ребята? – спрашивает детей) . Ну, что пойдем искать Лешего с Кикиморой

Воспитатель: Здравствуйте Леший, он не слышит, дети опять здороваются с ним.

Вы, почему нарушаете покой леса?

Леший: Это что за малявки такие, чтобы мне делать замечание, это лес ничей, что хотим, то и делаем (смотрит по сторонам, ищет Кикимору) . Где же моя Кикимора, куда ушла!?

Воспитатель: Ты Леший не прав. Лес – это общий дом природы, он для всех, а мы в нем только гости.

Дети, давайте, поможем Лешему разобраться в своем поведении по отношению к лесу.

Какие правила поведения в лесу знаете?

Дети: В лесу нельзя:

  • громко говорить (кричать)
  • включать громко музыку
  • рвать с корнем цветы, грибы
  • ломать ветки деревьев
  • разжигать костры
  • разорять гнезда, муравейники
  • стрелять из рогатки в птиц
  • оставлять за собой мусор
  • разбивать стеклянную посуду
  • курить

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Лешему, такую ситуацию:

1. Если загорелся лес по вине человека:

Дети: - погибнут звери; птицы и их птенцы

  • сгорят деревья
  • не будет чистого воздуха
  • не будет ягод, грибов, орехов
  • а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…

2. Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в птиц, то тогда погибнут деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.

Воспитатель: Дети, давайте Лешему расскажем, что мы еще знаем об охране леса.

1. Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть
Только, чур, не забывать

2. Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки с дуба не ломать –
Никогда не забывать
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать!

3. Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

4. Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги –
Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Ну, что Леший, ты все понял?

Леший: Все я понял (убирает мусор в пакет) . Спасибо, вам ребята, за то, что научили меня любить и понимать природу. Жалко только Кикимора куда-то убежала, ей бы тоже не мешало бы послушать вас.

Воспитатель: Леший, если не будет леса, где же ты будешь жить, ты не подумал об этом? А на память ребята подарят тебе и Кикиморе напоминающие знаки, будете смотреть и вспоминать как надо себя вести в лесу! (дети дарят Лешему и Кикиморе знаки, которые висели у них на груди.)

Воспитатель: Ну, что ребята, а нам пора идти в детский сад, а то осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано.

Дети: Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!

Дети: Мы растем, растем, растем!
Все о мире узнаем,
Не обидим мы букашек,
Гнезд не разорим у пташек,

Не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.

Воспитатель: А мы к тебе лес еще придем в гости в другое время года.

Воспитатель: Ну, что ребята, мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу, повторили правила поведения в лесу, закрепили названия деревьев, птиц, зверей. Во время всей экскурсии все старались правильно отвечать на вопросы, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, выполнять задания данные воспитателем.

Список используемой литературы.

  1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх» . М., 1933 г.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» . М., 1991г.
  3. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой» . М., 1978г.
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» . Москва «Творческий центр» - 2003г.
  5. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок» . Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
  6. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми» . Мн., 1996г.
  7. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии» . Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
  8. Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства» . Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
  9. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду» . Я., 1998г.
  10. Попова Т.И. «Мир вокруг нас» . Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
  11. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» . Москва «Мозаика – Синтез»

Тема урока: В гости к осени.

Цель урока: наблюдение за признаками наступления осени в неживой и живой природе.

Задачи урока:

  • провести сравнения признаков неживого и живого летом и осенью;
  • учить самостоятельно добывать информацию из различных источников, расширить кругозор учащихся;
  • конкретизировать понятия “неживая природа” и “живая природа”;
  • продолжить формирование навыка узнавания растений опадения листьев, нахождения следов жизнедеятельности животных,
  • продолжить развитие эстетического восприятия природы;
  • формировать правильное отношение к природным объектам.

Практическая значимость урока:

Изготовлена I часть сборника “Времена года” (“Осенние приметы и обычаи”) с описанными признаками и приметами осени (см. Приложение 1).

Оборудование: папка гербарная с газетами, термометр, коробка для сбора плодов, вертикальный шест (длиной 1,5 м), нож, копалка.

Экскурсия проводилась в пришкольном саду. Подготовительный этап включал в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проведена беседа по технике безопасности.

Ход экскурсии

Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью. В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.

Учитель. Итак, мы с вами пришли в наш школьный сад. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. За одну экскурсию мы все не сможем разгадать, поэтому будем приходить сюда чаще, и каждый раз открывать что-то новое.

В осеннем парке золотом
Вальсирует листва берез…

Посмотрите вокруг себя. Какие тела природы вас окружают?

Дети. Воздух, растения, птицы, почва…

Учитель. На какие группы разделим природные тела?

Д. Неживая и живая природа.

У. Как же будет звучать тема нашего урока?

Д. В гостях у осеннего сада.

У. Хорошо. Наш сегодняшний урок будет необычным, он проходит не в классе, а на природе, и все вы готовили свои проекты к этому уроку, работая в группах, помогая друг другу и отбирая нужный материал.

И, коли речь сегодня пойдет об осени, послушаем, что же интересного вам удалось отыскать о каждом осеннем месяце и народных приметах сентября, октября и ноября.

Дети защищают свои проекты: 1 группа готовила “Странички сентября”, 2 группа – “Странички октября”, 3 группа – “Странички ноября”.

У. Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Соединив все эти “Странички…” вместе, у нас получилась I часть сборника, название которому мы придумали вместе – “Времена года. Осень”. Следующие части сборника появятся с приходом следующего времени года. Впереди у нас новые проекты, а пока продолжим разговор об объектах неживой природы, т.к. приближение нового времени года показывает изменение температуры воздуха.

У меня в руках прибор для измерения температуры – термометр.

Посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто дома следит за температурой воздуха? Покажите, как определить?

Следуют ответы детей. Если дети затрудняются ответить, либо отвечают неточно и неполно, то учитель вносит ясность и обобщает ответы учащихся.

У. Надо посмотреть на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня … градусов тепла.

Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце было высоко и светило ярко, поэтому температура достигала 35-40 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, выполним небольшую практическую работу.

Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. К сожалению, у нас нет настоящего прибора, поэтому мы воспользуемся вот чем: посмотрите на шест у меня в руках, его длина 1,5 м, как и у настоящего прибора и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север.

Я продолжу беседу, а вы понаблюдайте, как расположена тень от нашего “прибора” и как эта тень будет двигаться.

Если мы посмотрим на небо, что можем увидеть там?

Д. Облака.

У. Что собой представляет облако?

Д. Это множество капелек, собранных вместе.

У. Правильно. И, если облако состоит их мельчайших капелек воды или маленьких кристалликов льда, то осадков не будет. А вот когда капельки соединяются вместе, они становятся тяжелыми и выпадают в виде дождя.

Но если в облаке температура ниже нуля, то выпадет снег.

О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?

Д. Это ветер.

У. Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Это движение есть ветер. Он может быть легким дуновением, а может вырвать дерево с корнем.

Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?

Д. Осенняя погода становится прохладной, дождливой, ветреной.

У. Все эти особенности вызываются изменениями состояния воздуха, который окружает Землю, его нагреванием или охлаждением.

Обратимся к нашему самодельному “гномону”. Обратите внимание. Тень от него сдвинулась на уже довольно приличное расстояние и стала гораздо длиннее. Это лишь доказывает наше предположение о том, что с помощью данного прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы познакомитесь в старших классах.

Ребята, а сейчас перечислите, кто относится к телам живой природы?

Д. Растения, животные, человек.

У. Верно, но сегодня мы будем говорить о растениях и животных.

Послушайте, пожалуйста, сказку и скажите, прав ли был тополь?

В сказке названо это растение, т.к. в школьном саду произрастает много тополей, что наглядно для детей.

У. “Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья начали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: “Что ты мне спать мешаешь?”

Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.

Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать.

В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.

Кто вас будет кормить всю зиму? – заволновалась Маринка.

А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает”.

Согласны ли вы с тем, что не надо “мешать деревьям в их жизни”?

(Ответы детей).

У. Подойдем к тополю, посмотрим вокруг на опавшие листья. Вот ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на следующих уроках внимательно их рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.

У. Ребятишки, а как называются деревья, которые сбрасывают листья на зиму?

Д. Их называют л и с т о п а д н ы м и.

У. Сейчас быстренько подбегите к деревьям, о которых есть загадка:

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

(Дети подбегают к ели).

У. На эту загадку можно ответить еще так: сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам, затем снова подходят к учителю). Как отличить ель от сосны? Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на стебле.

Д. Хвоинки жесткие, колкие; у сосны они длиннее и сидят по две, а у ели – по одной.

У. Молодцы. Посмотрите под деревья, как много лежит хвоинок. О чем это нам говорит?

Дети с помощью учителя делают вывод: Ель и сосна сбрасывают листья – хвою не сразу, как листопадные растения, а постепенно. Поэтому они все время стоят зелеными; называются такие растения в е ч н о з е л е н ы м и.

У. Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?

Д. Растет трава – травянистые растения.

У. В каком состоянии вы видите растущие в саду травянистые растения?

Д. Многие травы завяли, пожелтели, но есть с зелеными листьями, а на клумбах еще цветут.

У. Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.

Дети называют известные им растения; если могут кратко рассказывают о них; срывают листья (и, если есть, соцветия) растений в гербарную папку, а плоды и семена в коробку.

У. Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие животные “присутствуют” на экскурсии вместе с нами?

Д. Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.

У. Как мало животных в осеннем саду. Их было здесь столько же летом?

Д. Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались. Потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.

У. Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.

Д. Насекомые и птицы.

У. Назовите признаки насекомых.

Д. 6 ног, на голове пара усиков, 2 крыла, на брюшке полосочки-насечки.

У птиц тело покрыто перьями, на голове 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.

У. Почему же птицы осенью улетают на юг?

Д. Становится холодно, а самая главная причина – зимой им нечего есть.

У. Докажите, ведь люди зимой подкармливают птиц, значит, они могут пережить зиму рядом с человеком.

Д. Насекомые прячутся, водоемы замерзают, семена с растений падают на землю и засыпаются снегом, поэтому птицы отправляются в теплые края. Где много корма.

У. Как находят они путь в Африку или в Индию, в Туркмению или Австралию вы узнаете на уроках биологии, а на вопрос “зачем поют птицы?” ответ найдем на весенней экскурсии. А пока:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Так написал о том, о чем мы с вами говорили в осеннем саду, замечательный русский поэт Афанасий Фет.

Заканчивая экскурсию, хочу отметить: вашу заинтересованность в изучении объектов природы, вашу помощь в отыскании ответов на вопросы, которые ставят перед нами растения и животные, и, конечно же, вашу подготовку проектов и их защиту. Молодцы, ребята!

Благодарю за ваш труд по сбору листьев и плодов!

Урок-экскурсия в городской парк «Осенние изменения в природе».

Место проведение: рябиновая аллея.

Время проведения: период золотой осени.

Цель экскурсии: понаблюдать за осенней рябинкой, в пределах города.

Задачи:

    формировать умения наблюдать за осенними изменениями в природе;

    воспитывать бережное отношение к родной природе.

    развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Подготовительная работа к экскурсии. Беседа о правилах поведения, технике безопасности в природе.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Подумайте, кто сейчас будет нас встречать?

Летом одевается, а зимой раздевается. (Дерево).

А как оно называется узнаете,отгадав загадку:

Весной зеленело, летом загорало,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина).

Учитель:

Мы сейчас с вами стоим рядом с рябинками. Посмотрите на них. Почему на рябинках, так много разноцветных листьев? Что с ними случилось? Наверно они заболели. Живые ли они?
– Потрогайте листочки, погладьте стволы деревьев. Конечно, все рябинки живые.
– Присмотритесь: на стволе и веточках видны малюсенькие дырочки, через них дерево дышит. Оно живое. Осенью меняют цвет и отмирают только листья, потому что день не такой длинный и стало холодно.
– Сегодня мы узнаем много интересного о рябинке, т. к. она пригласила нас к себе в гости.

3) Повторение

Учитель:

Ребята, зачем же мы ходим в гости к природе?

Дети:

Чтобы услышать пение птиц, любоваться ее красотой, насладиться свежим, душистым воздухом, раскрыть новые загадки природы.
Учитель: - А кто помнит, как нужно вести себя в гостях у природы?

Дети вспоминают правила поведения в природе:

1. Не шуми и не тревожь обитателей леса.
2. Не рви цветы, не ломай деревья.
3. Не оставляй мусор в лесу.
4. Не разжигай костры.

Учитель:

Есть хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе, не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях».

III. Основная часть

Учитель:

К рябине у нашего народа отношение особое. Она является символом России. Она является покровителем тех, кто родился с 21 января по17 февраля. О ней сложено много песен, стихотворений. А какие народные песни, стихи о рябине вы знаете? (ответы детей).

Физкультминутка
1. «Часики». Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивания прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 5 раз.
2. «Расти, как рябинка». Стойка, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х». Повторить 5 раз.

3. «Паровозик». Встать друг за другом и медленно, проходя между рябинок, делать попеременные круговые движения руками, приговаривая «чух-чух-чух».

Учитель:

Пока мы играли, рябинки приготовили задания. Разделитесь по группам и выберите себе каждый по рябинке и разойдитесь.(Возле каждой рябинке лежит пакет с заданием).
– А теперь, ребята, попробуйте ответить на вопросы из карточек по группам.

1) Самостоятельная работа.

Задание дается всем группам одновременно. Идет работа в группах (5 – 7 минут). После проверки работы каждой группы проводится игра.

Задание первой группе.

Посмотрите и скажите, на что или на кого похожи рябинки?

Ответы детей: – Красные, как костер.
– Разноцветные, словно платок на плечи повесили, как девицы.
– Сестрички в пестрых сарафанах.
– Старушка кривая «нагнулась, будто что-то ищет».

Учитель:

Присмотритесь внимательнее, а чем все рябинки похожи? (Дети: - Тонкие стволы, хрупкие, ветвистые, все тонконогие красавицы, пестрые и т. д.).

Учитель: – Действительно, рябина – рябая, значит пестрая. От нее даже в глазах рябит.

Задание второй группе.

Рассмотрите листья рябины. Какого они цвета, формы? Вспомните, какие слова используют поэты при описании осенних листьев?
Беседа по материалам наблюдений.

Ответы детей:

Красные, желтые, бурые, золотистые, пятнистые, расписные и т.д.

Учитель:

Лист рябины очень сложный, похож на целую ветку с несколькими, расположенными друг против друга листочками. Каждый листочек с зубчиками и более овальный.

Конкурс «Самый лучший букет из рябиновых листьев».

2) Игра «Летят листья»

Дети двигаются по дорожке. По сигналу ведущего «Листья 2!». Дети встают парами и передвигаются до определенного сигнала. Подается новый сигнал «Листья 3!». Дети разбиваются на тройки и продолжают движение.

3) Игра «Осенний листопад»

В кучке листьев дети находят конверт, адресованный им. Когда его вскрыли, то обнаружили в нем письмо от рябинок. Они попросили рассказать им, что интересного они знают о рябине.

Беседа об осенней рябинке (дополнительный материал дает учитель или подготовленный ученик).

Учитель:

Научное название рябины означает «ловящая птиц». Уже с ранней осени тяжелые кисти круглых оранжевых и красных ягод привлекают к себе птиц. Древесина у рябины твердая, блестящая и очень ценная. Используется чаще всего для изготовления колес. Материалом для поделок служат засохшие ветви и корни деревьев.

Задание третьей группе.

Рассмотрите ягоды рябины. Как вы думаете, почему так говорят, что осенняя рябинка похожа на новогоднюю елку?

Беседа по материалам наблюдений.

Ответы детей:

Ягоды, как шарики на елке.
– А еще ягоды рябины похожи на маленькие яблочки.

Учитель:

Снизу у каждой ягодки рябины, словно вырезанное, пятиконечное отверстие, издали кажущееся черной точкой.
Оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях на всю зиму, так, как плоды собирают после первых заморозков. Из них варят варенье, делают начинки для конфет. Недаром говорят, в сенокос горька, а в мороз сладка. Ягоды рябины очень богаты витаминами и широко используют в медицине. 23 сентября носит название – рябинник. В этот день начинали сбор урожая рябины. Но не всю рябину срывали, часть ягод дроздам да снегирям оставляли.

Как вы думаете, почему? (Дети: - Для подкормки птиц).
– А как мы поступим, будем заготавливать для птиц или оставим ее на деревьях
? (Дети: - Оставим, т. к. ягодами рябины питаются многие животные: дрозды, свиристели, снегири, вороны, лисицы, зайцы).

4) Игра «Скорый поезд»

Играют две команды. В 3–4 метрах от команды ставят рябиновые веточки. По команде игроки быстрым шагом направляются к веточкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д.

IV. Итог экскурсии

Учитель:

Ну вот, мы и побывали в гостях у рябинки. Что же интересного вы узнали? (ответы детей).
Учитель: – А на прощание она просит нас написать сочинение – миниатюру «Мои наблюдения в осеннем парке» и нарисовать ее осенних подружек.

Давайте посмотрим друг на друга. Какой подарок подарили нам всем рябинки ? (Дети: - Розовые, румяные щечки ) .
– Почему?
(Дети: - Свежий воздух укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив).
– Поблагодарим рябинки за ту красоту и радость, которыми они щедро поделились с нами.

Завершая экскурсию, учитель оценивает поведение детей в природе, благодарит их за помощь в работе.

(раздел Познание)

Участвовали дети группы, их родители, воспитатель.

Цель:

  • развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
  • воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
  • создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

  • научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
  • развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
  • формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"

(раздел Познание)

Участвовали дети 11 группы, их родители, воспитатель.

Цель:

  1. развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
  2. воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
  3. развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  4. формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
  5. создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

  1. научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
  2. развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
  3. формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

  1. План маршрута, компас.
  2. Пакеты для сбора мусора, перчатки.
  3. Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
  4. Папки для растений - 2.
  5. Корзиночки для шишек, листьев - 4.
  6. Хлеб для кормления уточек.

Ход экскурсии.

I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:

Воспитатель:

Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.

Ребята называют правила поведения в лесу : идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.

Придя на место, взрослые и воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, складывают рюкзаки в одно место. Отдыхают.

Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Воспитатель:

Дети, какое время года сейчас?

Дети:

Осень.

Воспитатель: А как же вы догадались?

Дети:

Деревья и трава пожелтели.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.

Организация игр с родителями и детьми.

  1. Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
  2. Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
  3. Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
  4. Подвижная игра «Перелет птиц».

Воспитатель:

Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Дети слушают и говорят, что услышали.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.

Разбежались по лужайке

Беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки – подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

Конкурс для детей и родителей «Сказать как можно больше красивых слов о березе».

Дети вместе с родителями исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».

Воспитатель:

Давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев?

Дети:

Птицы, белка.

Воспитатель:

А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Дети:

Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

Воспитатель:

Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?

Дети: Наверное, ничего.

Воспитатель: А

так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).

Воспитатель: Кто помогает распространять семена клена?

Дети:

Мыши.

Воспитатель:

Как называются плоды дуба?

Дети:

Желуди.

Воспитатель:

Кто помогает распространять плоды дуба?

Дети:

Сойки.

Воспитатель:

Кто помогает распространять плоды рябины?

Дети:

Дрозды и другие птицы.

Воспитатель:

Молодцы, хорошо запомнили!

II этап - изучение нового материала .

Воспитатель:

Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

Дети:

Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.

Воспитатель:

Какая музыка подходит под эту осень?

Дети:

Спокойная и грустная.

Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.

Проводится игра "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).

Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).

А остальные деревья, как можно назвать?

Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.

Воспитатель:

Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.

Дети:

Медведь готовится к спячке.

Воспитатель:

Заяц.

Дети:

Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.

Воспитатель:

Еж.

Дети:

Еж готовится к спячке.

Воспитатель: Белка.

Дети:

Белка делает запасы.

Воспитатель:

На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе.

III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.

Воспитатель:

А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

Дети:

Осенью.

Воспитатель:

Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?

Дети:

Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Воспитатель:

Что происходит с деревьями осенью?

Дети:

Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Воспитатель:

А как ведут себя животные осенью?

Дети:

Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.

IV этап - домашнее задание .

Воспитатель:

Дома, ребята, посушите листья утюгом через газету и на листе бумаги из них сделайте красивую аппликацию на тему "Осенняя природа".


Осеннее развлечение в начальной школе, 1-2 класс


Место работы: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"
Описание материала: Предлагаю вам конспект экскурсии в природу для обучающихся 1 - 2 классов школы-интерната для слабовидящих детей. Данную разработку можно использовать в общеобразовательной школе во внеклассной работе и на уроке «Окружающий мир», она может быть полезна учителям начальных классов, воспитателям школ-интернатов и групп продлённого дня. Это познавательное занятие по экологии о природе родного края. Оно расширяет у обучающихся представление о листопаде, о пользе опавшей листвы, знакомит с таким деревом как лиственница. Ребята получают наслаждение от общения с природой. Занятие способствует сплочению коллектива, развивает умение работать в группе, прививает любовь к природе родного края.
Цель: расширение у обучающихся представлений о листопаде, разнообразии и пользе опавших листьев.
Обучающие задачи:
1. изучить один из законов развития природы - листопад;
2. расширить представления о пользе опавших листьев;
3. познакомить обучающихся с лиственницей;
4. сформировать правильное представление об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. получать эстетическое наслаждение от общения с природой;
2. прививать любовь к родному краю, к природе;
3. способствовать сплочению коллектива посредством совместной творческой деятельности;
4. воспитывать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность в общении с природой.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать стремление к познанию, наблюдательность, память, внимание, связную речь;
2. формировать наглядно практическое мышление;
3. формировать навыки пространственной ориентировки;
4. развивать творческие способности обучающихся и умение работать в группе;
5. формировать у обучающихся умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Ход занятия.

Вводная часть. Целеполагание.
Ребята, сегодня наш привал мы проведём на улице и будем говорить о …. А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Собери из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают –
Значит лета больше нет,
Осень наступает.
- О чём это стихотворение?. Правильно, о листопаде. И сейчас на улице тоже осень со своей неповторимой красотой. Всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.
- Ребята, вам нравится осень?
Каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства пером на бумаге, а третьи кистью и красками на холсте – это художники. Особенно красив листопад.

Беседа об осенних листьях.
Вот и осень наступила,
Листья стали опадать…
То ли чудо, то ли диво –
Не могу никак понять.
Нет прекраснее на свете
Этой красочной поры!
Осень ходит по планете
И несёт свои дары.
- Почему листья осенью начинают менять цвет? (Ответы детей)
Солнышко светит меньше, день становится короче, поэтому зелёное вещество в листьях не успевает вырабатываться. Самый частый наряд у деревьев – жёлтый. Есть деревья, которые осенью полностью желтеют, а есть, которые только краснеют. А вот у клёна, например, листочки сначала становятся жёлтыми, а потом красными. Так получаются красивые разноцветные деревья.
- Зачем деревья сбрасывают листву осенью? (Ответы детей)
Во-первых, потому что зимой на ветках с листьями налипало бы очень много снега, деревья могли бы сломаться от тяжести. А во-вторых, потому что зимой корням деревьев трудно добывать воду из замёрзшей земли, поэтому листочкам воды в холодное время года не хватает.
В конце лета в основании каждого листочка образуется тоненькая перегородка. Постепенно она становится всё больше и как будто отталкивает листочек от ветки. У некоторых листьев такая перегородка растёт быстро, поэтому и падают они раньше остальных, а другие держаться на ветках долго-долго.
- Как вы думаете, опавшие листья полезны? (Ответы детей)
Оказывается, да! В них могут строить зимние гнёзда ежи, листьями барсуки и белки утепляют свои дома, а ещё в опавших листьях зимуют гусеницы, бабочки, жучки и паучки. Опавшие листья укрывают корни от морозов.

Игра «Да и нет». (Дайте правильный ответ).
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Туманы осенью плывут?
- Ну, а птицы гнёзда вьют?
- А букашки прилетают?
- Звери норки закрывают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто-часто льют дожди?
- Достаём ли сапоги?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну, а что же надо делать?
- Куртки, шапки надевать?
- Послушаем: ш-ш-ш… Что это такое?. Это шуршат под ногами опавшие листья. Целый ковёр разноцветных листьев.
- О чём же они шепчутся?

Чтение стихотворения «Листопад» .
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осины…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов

Игра «Узнай дерево»
Дети берут из коробки листья и веточки хвойных деревьев, закрыв глаза. По команде воспитателя дети открывают глаза и бегут к тому дереву, лист которого у ребёнка в руке.

Знакомство с лиственницей.
Некоторые деревья не сбрасывают листья на зиму, а так и стоят зелёными, как весной. Это – многие хвойные деревья, у которых вместо листочков тоненькие иголочки: ели, сосны, кедры, кедры, пихты.
- Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год? (Ответы детей)
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев.
Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасности засохнуть, когда корни будут доставать из охлаждённой почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинках лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве.
Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную, скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
- Рассмотрите веточки этого дерева. Можно ли его назвать хвойным? (Да. Дерево имеет хвоинки)
- Как расположены хвоинки на ветке? (Группами. Пучками)
- Чем хвоя этого дерева отличается от хвои ели, сосны? (Она мягкая, неколючая. Иголки в некоторых местах жёлтые, они опадают)
- Кто знает название этого дерева? (Лиственница)
Хвоинки лиственницы опадают осенью, как и листья у лиственных деревьев.
- Обратите внимание, как много у лиственницы листьев-хвоинок уже упало на землю.
Лиственница может прожить до 500 лет. Древесина у неё тяжёлая., тонет в воде. Тем не менее при Петре I из неё строили корабли, так как в ней много смолы и она подолгу не гниёт. В Венеции, в Польше строились из неё дома, которые прекрасно сохранились и до наших дней. Именно из-за прочной и долговечной древесины лиственницу беспощадно вырубали. В наших краях лиственницу можно встретить редко.

Конкурс «Кто лучше составит осенний букет».
А сейчас я вам прочитаю стих О. Высотской
Осенние денёчки.
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки жёлтые,
Вон листочки красные.
Соберём в кошёлку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво.
Скажет мама нам – Спасибо!
(Дети собирают опавшие листья деревьев, составляя различные осенние букеты).

Игра «Озвучь картину».
Выбираются дети, которые будут озвучивать шелест листвы (ш-ш-ш). другая группа детей будет голосом передавать пение птиц (ку-ку, фью-фью). Кто-то из ребят передаст жужжание насекомых. Если ученики произнесут все звуки враз, то мы «услышим» звуки леса!

Тренинг.
А теперь наш тренинг. Закрыли глаза, повторяем за мной. «Ярко светит солнце. Дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мною гордо кружатся птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».

Работа в классе.
Составление из листьев коллективного панно «Осенний лес».

Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали на экскурсии?
- Понравилось или нет?
- Что понравилось больше? Почему?
- Кто себя может сегодня похвалить за работу?
- Кто недоволен собой? Почему?