Проблемы развития детской речи.

С момента рождения ребенка окружает множество звуков: человеческая речь, шелест листьев, пение птиц, всплеск воды и многое-многое другое. Постепенно взрослея, дети начинают более внимательно вслушиваться в речь окружающих людей и пытаются ее повторить. Не всегда ребенку удается правильно произнести услышанные звуки и слова, поэтому зачастую он прибегает к жестам и мимике с использованием указательных местоимений: там, это, тут и т.д. Родители, умиляясь действиям ребенка, с охотой выполняют его пожелания, не пытаясь заставить ребенка правильно произнести слова .

Во многих семьях взрослые даже стараются подлаживаться к речи своих малышей и, разговаривая с ними, используют неправильное детское произношение слов, надеясь, что ребенку так будет понятнее и легче.

Есть дети, которые смягчают согласные звуки, произнося их неточно, или заменяют труднопроизносимые буквы более легкими для них. При этом возможно, что в одном слове ребенок произносит звук правильно, в другом — пропускает его, а в третьем слове — заменяет другим звуком.

Иногда недостатки речи бывают не слишком заметные, поэтому родители не обращают на них внимания, ссылаясь на возраст ребенка: вырастет — и все само собой исправится.

Однако взрослые должны знать, что возрастные особенности детской речи действительно могут исчезнуть к четырем-пяти годам, но только в том случае, когда они не имеют характера речевых нарушений. Разобраться же в этом и правильно квалифицировать нарушенное звукопроизношение могут только специалисты.

Помните, что всякое отступление от правильного произношения слов у детей дошкольного возраста является речевым нарушением, приводящим к задержке речевого развития.

Ребенок стал первоклассником, задержка речевого развития сразу же становится заметной и негативно сказывается на всем учебном процессе. Дело в том, что правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте имеет огромное значение. Это объясняется тем, что формирование письменной речи происходит на базе устной. Со временем недостатки речевого развития активно развиваются и приводят к стойким нарушениям письменной речи (дисграфия) и специфическим нарушениям устной речи (дислексия).

Как же обидно бывает родителям, когда их ребенок, на которого возлагалось столько надежд, плохо учится. Казалось бы, много времени уделяли подготовке ребенка, тщательно выбрали школу, да и сам малыш кажется умным, интеллектуально развитым, талантливым, а долгожданных «пятерок» или хотя бы «четверок» все нет и нет. И дело, к сожалению, не в придирках учителей — ребенок действительно плохо читает, делает много ошибок при письме, невнимателен на уроках, легко отвлекается, не в состоянии решить совершенно несложную задачу.

Многие родители связывают плохую учебу чада только с его личностными качествами (не выполняет домашние задания, отвлекается в классе, невнимателен, небрежен, ленится, нетрудолюбив и т.д.). К сожалению, в большинстве случаев папы и мамы оказываются не правы, принимая сложные логопедические нарушения, такие, как дисграфия и дислексия, за простую невнимательность или небрежность.

К чему могут привести в будущем эти нарушения? Безграмотное, с большим количеством ошибок письмо, несформированная и неправильная речь, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль и, наконец, что особенно важно, — непонимание причинно-следственных связей. Именно последнее обстоятельство приводит к резким осложнениям при усвоении математических предметов. Постепенно взрослея, подросток бывает практически не способен излагать свои мысли, а следовательно, писать изложения и сочинения, не говоря уже о решении математических уравнений и задач.

Недостатки речевого развития оказывают огромное влияние на процесс психологического развития личности. Дети с нарушенным звукопроизношением понимают, что их речь отличается от речи сверстников, и постепенно становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными и, как правило, замыкаются в себе. Непонимание взрослых раздражает их, и они становятся несколько агрессивными. Неудачи в учебе формируют в ребенке низкий уровень самооценки, вызывают сложности во взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Ребенок постоянно боится насмешек со стороны ровесников. С возрастом все эти процессы у ребенка прогрессируют и выливаются в потерю интереса к обучению и стойкое, осознанное нежелание посещать школу.

Практика показывает, что более половины учащихся начальной школы имеют недостатки речевого развития, допуская в разговорной речи и письме нелепые ошибки. При этом ребята не умеют сконцентрироваться на главном, отличаются рассеянностью и невнимательностью.

Подобными нарушениями страдает большинство детей в возрасте 7—8 лет. Причем у мальчиков это наблюдается в 5 раз чаще, чем у девочек.

К сожалению, в школьной практике выявление у детей таких недостатков, как дисграфия и дислексия, происходит с большим опозданием, где-то в конце второго — начале третьего класса, а иногда и позднее. В условиях школы заниматься речевыми исправлениями практически невозможно. Это связано с тем, что, с одной стороны, не во всех школах есть логопеды, а с другой — школьный логопед не имеет времени серьезно заниматься устранением именно этих недостатков. Бывает и другая ситуация. Родители обращаются к частному логопеду, но предлагаемая логопедом методика работы, включая сухую артикуляцию и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом, оказывается утомительной и неэффективной для ребенка. Папы и мамы должны знать, что не всякий, даже самый лучший логопед может работать с дисграфией и дислексией. Все зависит от индивидуальности ребенка и характера его речевого расстройства. Наиболее эффективные результаты достигаются при работе с детьми до 10 лет и только при регулярных занятиях в течение 8—12 месяцев. Позже коррекция протекает значительно сложнее и, как правило, с меньшим успехом, а само речевое расстройство принимает уже характер стойкого хронического нарушения.

Во всех случаях вне зависимости от возраста ребенка первую и основную роль в процессе коррекции его речевого и психологического развития должны сыграть родители. Присмотритесь, а главное —внимательно прислушайтесь к своему ребенку. Как он говорит, какие ошибки допускает в устной речи или при письме, как ведет себя и т.д. Если ваш ребенок еще не умеет писать и читать, то внимательно проанализируйте его устную речь и в случае возникших у вас подозрений немедленно обратитесь к логопеду и . Если же ваш ребенок уже читает и пишет, просмотрите его тетради по русскому языку и проанализируйте его ошибки по предлагаемым ниже некоторым признакам:

Пропуски букв и слогов — «трва» (трава), «кродил» (крокодил);

Перестановка букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял);

Наращивание слов лишними буквами — «тарава» (трава), «бабабушка» (бабушка);

Недописывание букв — «красны» (красный), «лопат» (лопата);

Слитное написание слов — «наохоту» (на охоту);

Замена одной буквы на другую — «зуки» (жуки), «панка» (банка);

Недописывание мягкого знака — «василки» (васильки), «кон» (конь);

Неумение согласовывать прилагательные с существительными — «пять белый грибы»;

Неправильный выбор падежной формы — «катались на санки».

Нарушение речевого и психологического развития, так же как дисграфия и дислексия, требует обязательной корректировки и устранения.

Существуют специально разработанные диагностические тесты, позволяющие определить у детей 5—6-летнего возраста возможность возникновения у них в будущем речевых нарушений, выяснить причины речевых и психологических задержек и провести профилактические коррекционные занятия, направленные на предупреждение дисграфии и дислексии.

Разработанная методика позволяет решить проблему возможных нарушений чтения и письма еще до начала обучения ребенка в школе. Это поможет ребенку избежать многочисленных ошибок при освоении азов грамоты и правил правописания, облегчит ему учебу в школе и повысит интерес к процессу обучения.

Елена МУРАВЬЕВА,

кандидат педагогических наук

Советы логопеда – Как избавиться от «каши во рту».
О том, что у ребенка проблемы с речью, родители часто узнают, уже когда пора идти в школу. И все бы ничего, но в престижные современные гимназии и лицеи детей с дефектами речи брать ой как не хотят. Тогда мамы и папы в ускоренном режиме начинают обучать кроху все говорить правильно. Но эта нагрузка для ребенка настолько большая, что можно отбить любую охоту ходить в школу. Ведь нельзя за три месяца научиться тому, что нужно было осваивать на протяжении 4-5 лет.

Какими проблемами обычно страдают дети? Среди наиболее распространенных есть дислалия (ребенок не может произнести или неправильно произносит некоторые звуки), фонетико-фонематические нарушения (ребенок не только плохо выговаривает, он неправильно воспринимает некоторые звуки). Конечно, бывают и вовсе сложные ситуации, когда ребенок обладает недоразвитой речью, бедным словарным запасом, плохо воспринимает и произносит звуки, не способен говорить связно.

Так что же должен уметь говорить ребенок? Не стоит думать, прочитав эту статью, что чуть ли не после первого «агу» нужно вести кроху к логопеду. Совсем нет. Спокойно можно развиваться до трех лет, а там уже и прислушаться пора. В этом возрасте ребенок имеет полное право неправильно выговаривать звуки и предложения. Его задание – понимать, что от него хотят родители (это легко проверяется мелкими заданиями: принеси мне что-то и т. д.) К логопеду трехлетнего малыша стоит завести в том случае, если он вообще ничего не говорит или не может понять ваших элементарных обращений.

В четыре года требования к речи уже немного меняются. Ребенок должен яснее изъясняться, чтобы его могли понять не только родители, но и посторонние люди, воспитатели. Если его речь может понять только мама, то стоит отвести кроху к логопеду. Если же большинство фраз малыша понимает даже дедушка-сосед, то ребенок развивается вполне нормально.

По разработанным нормам в пятилетнем возрасте нормальным для малыша является разве что плохое произношение звука «р». Все остальное должно быть правильным. А вот в шесть лет, когда скоро придется идти в школу, нужно все говорить правильно, использовать падежи, грамотно и связно строить предложения.

Логопеды советуют детям, которые плохо говорят и едят развивать челюстные мышцы. Им нужно давать кушать мясо кусочками, хлеб, целые фрукты и овощи. Также покажите ребенку, как набирать в рот воздух и перекатывать его от щеки к щеке. Очень важно уделять внимание и мелкой моторике: завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Сначала пускай малыш делает это на вас или на куклах, а позже уже и на себе.

Проблема, о которой мы поговорим в нашей статье, знакома многим родителям. Заключается она в том, что ребёнок «проглатывает» окончания, а то и целые слова, говорит невнятно, будто бы без особого желания. При этом явных дефектов дикции нет: все звуки по отдельности выговариваются, но общая речь – нечёткая. В быту такой дефект называется «кашей во рту». Чем же обусловлено такое явление и как с ним бороться? Попробуем разобраться.

Типичное замечание, которое слышат дети с «кашей во рту», звучит примерно так: «Ну что ты ленишься открывать рот?». Как ни странно, в этом есть доля правды, ведь описанный выше дефект связан, прежде всего, со слабо разработанной артикуляционной системой, включающей в себя работу губ, языка и челюсти. Их то и нужно тренировать в первую очередь, чтобы речь стала чёткой и ясной. Пока ребёнок не пошел в школу, стоит посетить врача, возможно пройти курс лечения у него. Логопед дошкольникам поможет быстрее, чем школьнику. Во-первых, потому что выделить время на занятия проще (уроки учить не надо). Во-вторых, потому что проще исправить дикцию когда она еще формируется, чем испаравлять то, что вошло серьёзно в привычку.

Стандартная артикуляционная разминка начинается с гимнастики губ. Сюда входят такие знакомые всем с детства упражнения, как «трубочка-улыбка», «поцелуйчики», «натягивание губ на зубы». Очень эффективно также упражнение «шторки»: плотно смыкаем зубы, затем пытаемся поднять, будто за ниточку, верхнюю губу. Нижняя губа должна оставаться расслабленной. Затем опускаем вторую «шторку». Все упражнения должны делаться в полную силу: попросите ребёнка попытаться дотянуться губами до противоположной стены, не сходя с места. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, ведь очень важно, чтобы ребёнку были интересны занятия.

После тренировки губ переходите к упражнениям для языка. Можете предложить ребёнку по-разному дразниться, сворачивать из языка трубочки, прилеплять его к нёбу или цокать как лошадь. Цель этих упражнений – научиться управлять собственным языком. Чтобы проверить результат проведённых упражнений, попросите ребёнка менять положение языка под ваши хлопки: допустим, на первый хлопок сворачивать в трубочку, а на второй – расслаблять.

Работа с челюстью – самый сложный и важный элемент артикуляционной разминки, ведь именно этот зажим является самым сложным, и чем старше становится ребёнок, тем тяжелее исправить ситуацию. Чтобы слова произносились внятно, челюсть должна широко открываться. Наработать эту привычку можно разными способами: самыми популярными из них являются речь с пробкой во рту или с орехами за щеками. Также полезно следующее упражнение: руку, зажатую в кулак, нужно подносить ко рту, открывая челюсть, будто хотите откусить кусочек яблока.

Залог успеха артикуляционной разминки состоит в постоянном повторении упражнений. В то же время, они не должны приедаться, потому, как мы уже говорили, не забывайте преподносить каждое задание, как весёлую игру. Когда вы увидите результаты работы над артикуляционным аппаратом, попробуйте ввести в занятия чистоговорки. Их можно использовать по-разному: читать, играя определённую роль, ритмично произносить, отбивая от пола на каждое слово теннисный мяч или совмещать с какими-либо движениями. Можно даже придумать простой танец и исполнять его одновременно с чтением чистоговорки. Таким образом, вы сможете закрепить наработанные результаты и отлично дисциплинировать речь ребёнка.

Хороша лишь та каша во рту, которая до этого была с любовью приготовлена на кухонной плите. Мелкий речевой недостаток может повредить вашему ребёнку в будущим, когда бороться с ним станет уже намного сложнее. Желаем вам успехом в весёлом обучении детей!

10 минут плохого самочувствия могут быть инсультом. Как не пропустить его первые симптомы.

Ишемическая атака - это, по сути, тот же инсульт

Слабость отдельно в руке, ноге или в руке и ноге с левой или с правой стороны может быть одним из первых проявлений инсульта, в том числе из-за кровоизлияния в головной мозг. Иногда возможно полное обездвиживание.

Второй важный признак - нарушение речи (ощущение, что просто тяжело говорить, не двигается угол рта или появляется асимметрия лица) или полная потеря речи. Причем эти симптомы могут то появляться, то исчезать: ослабла рука, каша во рту, а через 10 минут все прошло - и люди расслабляются. И пропускают ишемическую атаку - это, по сути, тот же инсульт! Поэтому звонить в «скорую» нужно сразу, даже если к приезду врачей вы чувствуете себя хорошо. Расскажите, что произошло. При обычном инсульте эти симптомы сохраняются долго. Сердце при инсульте не болит, голова тоже. При инсульте многие годы в сосудах головного мозга происходят изменения, часто абсолютно незаметные.

Инсульт может случиться даже после гриппа

С возрастом возрастает риск получить инсульт. Но в последнее время он угрожает и молодым. Причины банальны: молодежь курит, злоупотребляет алкоголем, имеет избыточную массу тела. «Помолодели» сахарный диабет, артериальная гипертония, мерцательная аритмия, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность. Все это может спровоцировать инсульт. К тому же у молодых есть и прямые причины для инсульта: наследственное нарушение свертывания крови, пролапс митрального клапана. Инсульт может развиться даже после гриппа. Это редкое осложнение после него, но оно случается.

В группе риска также беременные. Основная причина - повышенное артериальное давление и склонность к образованию тромбов. Кроме того, женщины стали рожать в более позднем возрасте, а это тоже фактор риска.

Часто инсульты случаются у тех, кто страдает мерцательной аритмией, когда в полости сердца образуются микротромбы. Отлетая, они могут закупорить сосуды головного мозга. Поэтому при любой форме аритмии надо обязательно принимать препараты, прописанные врачом, чтобы не случилось инсульта. Лекарства (пероральные антикоагулянты) нового поколения на 35% снижают риск развития инсульта и почти на 60% риск осложнения - внутримозгового кровоизлияния.

Нельзя резко снижать давление

Почему это опасно? Если есть артериальная гипертония, то резкое снижение давления так же опасно, как и резкое повышение. При артериальной гипертонии сосуды, как правило, извиты, кровь через них проходит под давлением. Если его резко снизить препаратами, подача крови нарушается. Вот почему опасно бесконтрольно принимать таблетки от давления. Часто нельзя принимать их на ночь. В норме во время сна давление снижается само по себе. Если снизить его еще и препаратами, можно серьезно навредить себе. Поэтому нельзя каждый раз подкладывать под язык таблеточку от давления - разработайте свою схему приема препаратов.

«Да у тебя каша во рту», - говорят о людях с не четкой, смазанной речью. Согласитесь, сложно общаться с человеком, который говорит непонятно, но и самому человеку непросто. Помимо сложностей с повседневным общением, нечеткая речь может стать препятствием при устройстве на работу. Множество профессий связанно с общением: сотрудники банка, администраторы, юристы, учителя, продавцы и многие другие, а если у человека есть дефект речи, то, скорее всего, работодатель откажет ему, так как у такого сотрудника могут возникнуть трудности в процессе работы.

Что же это за «каша» и как от неё избавиться? В народе «кашей во рту» называют такие нарушения речи как дислалия, дизартрия и тахилалия (ускоренный темп речи).

Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

  • неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда и др.), в результате чего органам артикуляции сложно принять правильную позу для произнесения определенного звука;
  • нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух), т.е. человек не различает звуки на слух, а, следовательно, не может определить правильно ли он сказал слово (вместо «жук» может быть «шук», вместо «коза» - «коса»);
  • неправильно сформировавшиеся артикуляционные уклады, которые негативно сказываются на звукопроизношение (например, звук [л] произносится с помощью губ как английское «w», при произнесении звука [с] кончик языка высовывается между зубов и др.).

При дизартрии нарушения носят более серьезный характер, так как нарушенным оказывается не только звукопроизношение, но и интонация, тембр и ритм речи. Причиной этого нарушения служит недостаточное обеспечение мышц артикуляционного аппарата нервными импульсами, в результате чего нарушается их связь с центральной нервной системой. В результате этого нарушается тонус артикуляционной мускулатуры (повышенный, пониженный или изменяющийся характер). При таком состоянии человеку трудно управлять органами артикуляции, поэтому речь и получается смазанная. Помимо звукопроизношения , нарушенным может быть и речевое дыхание (поверхностное, слабое), голос (тихий, слабый, прерывистый), кроме этого голос становится монотонным и маловыразительным.

Как видно, дизартрия более серьезное нарушение речи, чем дислалия, и оно требует большего внимания, а иногда для устранения этого дефекта необходимо медикаментозное лечение.

Как уже было отмечено, при обоих нарушениях страдает звукопроизношение. Существует несколько типов нарушения звукопроизношения:

  • Искажение, когда звук произносится неверно, например горловое [р] или картавость, произношение звука [л] с помощью губ и др.
  • Смешение, недостаточное различение схожих по артикуляции или близких по звучанию звуков при произношении (рыба-лыба, шуба-суба)
  • Замена, использование другого звука вместо отсутствующего в речи (шапка-фапка, хапка, рыба-лыбй, йыба, сумка-фумка, дом-том)
  • Пропуск, когда звук просто не используется в речи (ракета-акета, кошка-кока и др).

Все эти нарушения могут быть как вследствие не развитого фонематического слуха так и из-за того что человек не может принять правильную артикуляционную позу.

В отличие от дислалии и дизартрии, при тахилалии нарушается не звукопроизношение, а темп речи. Человек с таким нарушением говорит быстро, невнятно, «проглатывая» окончание слов, переставляя слоги местами. Это все происходит непроизвольно, но если говорящий будет внимательно следить за речью, то она приблизится к норме.

Существует несколько причин возникновения данной проблемы:

  • наследственный фактор;
  • подражание быстрой речи взрослого у ребёнка, что со временем закрепляется и уже негативно сказывается на речь взрослого человека;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Для устранения этих недостатков лучше всего обратиться за помощью к логопеду. Безусловно, в интернете можно найти много информации и видеороликов по устранению нарушений звукопроизношения, но, не зная причин нарушения можно либо потратить время впустую, применяя бесполезные методики, либо вовсе ухудшить свое положение.

Логопед сможет определить причину нарушения, его вид и, конечно же, разработает индивидуальный план работы по преодолению речевой проблемы. Если возникнет необходимость, логопед может посоветовать пройти обследование у других специалистов (ортодонт, невролог, лор) , для того чтобы работа по устранению дефектов была результативнее. Возможно, при наличии проблем с тонусом мышц, будет необходимо провести курс специального логопедического массажа. Кроме этого, при нарушениях голоса, тембра и речевого дыхания также необходимы специальные упражнения, которые подбираются логопедом индивидуально.

Несмотря на сложность дефекта и кажущуюся невозможность решения проблемы, не стоит отчаиваться, работа под руководством логопеда принесет свои плоды. Главное помнить, что даже высококвалифицированный специалист будет бессилен, если человек сам не будет прилагать усилий. Да, исправление звукопроизношения непростая задача в любом возрасте, но все обязательно получится, если постараться.

В заключении приведем примеры из жизни:

Юрий 20 лет, пришел на консультацию с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики было выявлено нарушение звуков [ш],[л], [р], нарушение речевого дыхания и голоса. По результатам диагностики логопед составил индивидуальный план работы и в течение года (занятия 3 раза в неделю) полностью поставили все звуки и устранили другие недостатки речи, конечно же, молодой человек был заинтересован в результатах и занимался еще и дома.

Ксения 18 лет. Пришла на консультацию к логопеду после самостоятельной попытки исправить произношение звука [р]. В течение года девушка занималась по видео урокам, но успехов не отмечала. По результатам диагностики, логопед составил план работы, который включал в себя и логопедический массаж, так как у девушки были проблемы с тонусом мышц языка, по истечении полугода регулярных занятий удалось поставить звук.