Великий фокусник, иллюзионист 20 века, ловкий трюкач и мастер побега, которому подчинялись любые замки, человек-загадка.

Его звали Эрих Вайс, но мир знал его как Гарри Гудини. Почти как Гудвин-волшебник Изумрудного города. Ведь недаром ему и впрямь приписывали сверхъестественные способности. Это по большей части, веселило его. Он и сам любил подзадорить своих поклонников, окружая себя и свое искусство ореолом таинственности.

Смерть волшебника

Гудини умер 31 октября 1926 года на Хэллоуин. Словно в шутку над теми, кто и впрямь считал его магом, выбрав для своего ухода именно этот мистический праздник - День всех святых.

Что же произошло на самом деле? Спустя почти век его смерть оставляет много загадок, как в прочем и он сам. Была ли это случайность, несчастный случай или же убийство по сговору. Или может, быть волшебник просто устал от мира обычный людей и ускользнул, куда-то в свое тайное измерение, откуда черпал всегда свои силы?

Монреаль. Последние гастроли. Гудини блестяще отыграл свою новую программу, которая включала в себя самые сложные номера мастера.

В гримерную, где отдыхал иллюзионист, в то время как двое студентов художников работали над его портретом, постучались. Это был крепкий молодой человек по имени Гордон Уайтхэд - начинающий боксер, как выяснилось много позже. В гримерку он пришел не ради автографа. К фокуснику его привел спортивный интерес, в буквальном смысле слова.

Правда ли, что Великий Гудини обладает стальным прессом и способен выдержать любой удар?

Фокусник не стал отрицать этот слух, да и не слух это был вовсе. И тогда парень нанес ему три точных удара в грудь, еще прежде, чем Гудини успел подготовиться к демонстрации своих сил. Фокусник согнулся от нестерпимой боли. Но, все же скоро приведя себя в порядок, он отнюдь не выгнал прочь нетерпеливого наглеца, а напротив, попросил у него немного времени, чтобы сосредоточиться. Усмирив боль, он выпрямился и отдав команду принял на себя еще два удара. Фокус удался. Уайтхэд вывихнул кисть о стальной пресс волшебника.

Отыграв французские гастроли, Гудини вернулся домой в Америку, скрывая ото всех свое недомогание, которое усиливалось с каждым днем и перерастало в серьезную форму.

Трюк с освобождением из смирительной рубашки стал его последним выступлением на публике. Гудини стало плохо еще во время представления и его доставили в больницу города Детройт с сильнейшим жаром в полуобморочном состоянии.

Диагноз был неутешителен - перитонит и разрыв аппендикса, последнее как результат знакомства с Уайтхэдом. Вопреки заключению опытных врачей, отсчитавших Гудини всего сутки, волшебник (тут уж никак не иначе) продержался дольше, еще несколько дней. Все закончилось 31 октября в ночь на Хэллоуин.

Но закончилось ли?

Все вышеописанное только лишь официальная версия событий. И действительно ли она привела к такой трагической развязке?

Уже в наше время потомок Гудини, его внучатый племянник Джордж Хардин заинтересовался в эксгумации тела великого фокусника и проведении надлежащей экспертизы. Ведь, тогда в 1926, после смерти, вскрытие не было сделано. Почему же?

Версии о заговоре с целью убийства, возможно даже отравлении, предложили в своей книге «Тайная жизнь Гудини» двое ее авторов - Уильям Калуш и Ларри Слоуман. Их рукопись и побудила Хардина взяться за расследование.

Если верить книге, в ходе написания которой, авторы пользовались дневниками британского разведчика Уильяма Мелвила, Гарри Гудини неоднократно оказывал посильную помощь как Скотленд-Ярду так и спецслужбам, в частности. Месть представителей криминального мира здесь была бы вполне очевидной.

Кроме того, зуб на фокусника имели и поклонники спиритизма, высмеивать и разоблачать, которых в шарлатанстве он весьма любил. Выдавая себя за полисмена, Гудини частенько организовывал, такие себе, облавы на их «шабаши».

Занятный факт, что перед смертью, фокусник якобы оставил своей жене секретный код, без которого его «дух» нельзя будет призвать на спиритических сеансах.

Когда мифы порождают новые мифы добраться до истины становиться очень сложно. Откроет ли волшебник Гудини когда-нибудь свои секреты? Спрятаны ли они в бронзовой гробнице Нью Йоркского кладбища или же Великий волшебник надежно спрятав их в кармане своего сюртука унес в свое следующее измерение. Туда где его новые поклонники, под оглушительный гром аплодисментов ждут его выход на сцену. Кто знает…



В 2009-ом году немецкий режиссёр Ули Эдель завоевал право номинироваться на «Оскар» с картиной «Комплекс Баадер-Майнхоф» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но надо сказать, что это уже не первый раз, когда в США на него обращают внимание — он был отмечен в качестве приглашённого режиссёра для одного из эпизодов культового сериала «Твин Пикс», он снимался с 1990-го по 1991-й год. А в 2014-ом году телеканал «Histoy» нанял Эделя для режиссуры мини-сериала в 152 минуты про историю такой же загадочной личности, как и его фокусы и иллюзии, великом Гарри Гудини. Для этого сценарий писали Бернард С. Мейер (дебютировавший в кинематографе) и Николас Мейер (также имеет номинацию на «Оскар» и в своё время был причастен к созданию пары эпизодов полнометражной фантастики «Звёздный путь»). На главную роль утвердили Эдриена Броуди (в представлениях, думаю, не нуждается), его экранную жену сыграла Кристен Коннолли (больше телевизионная актриса, отметившаяся в нескольких эпизодических ролях в некоторых известных картинах), а помощника Гудини сыграл Ивэн Джонс (то же, что относилось и к Коннолли можно отнести и к Джонсу).

Итак, Броуди, Коннолли и Джонс — вот самые главные действующие лица. Остальные же персонажи, второстепенные, будут сменять друг друга по мере того, как сериал начнёт набирать свои обороты. Но за это время зритель успеет ознакомиться с историей жизни Гарри Гудини и с теми людьми, с которыми великому иллюзионисту довелось встретиться. Среди них и кайзер Германии с семьёй, и российская царская семья с неоднозначным дедом Григорием Распутиным среди них, а также с самим сэром Артуром Конан Дойлем и его женой. Но сценаристы ещё взяли за разработку ту версию, что бывший венгерский еврей, получивший впоследствии американский паспорт, работал на разведку союзнических войск Антанты. Вот так и предстоит зрителю ознакомиться о том как Гарри Гудини начинал представления вместе с братом, затем придумал и усовершенствовал множество фокусов, стал одним из самых величайших людей своей эпохи, после начал конкурировать с чудом техники — только что изобретённого кинематографа, потерял мать и в последствии превратился в самого отъявленного разрушителя легенд, связанных с различного вида шарлатанами, называвшими себя спиритистами, то есть теми, кто может вызывать и беседовать с духами.

Если бы захотелось рассказать полную историю жизни Гарри Гудини, то никаких бы 152 минут не хватило бы — настолько яркой и разнообразной была биография величайшего иллюзиониста в мире (да простят меня фанаты Дэвида Копперфилда), поэтому Мейеры выкроили из истории жизни Гудини самые интересные фрагменты, добавили несколько довольно спорных моментов его биографии и предоставили мини-сериал на зрительское мнение. И мнение оказалось крайне положительным. И это действительно имеет под собой основание, потому что сериал является интересным, интригующим, местами драматическим, а местами приключенческим. Конечно же, много бы споров вызвал бы тот факт, если бы основной упор был сделан на разведывательной миссии Гарри Гудини, с одной стороны — любопытно, но с другой стороны — где же подтверждения? А так с сериалом от Ули Эделя мы можем познать каким же был Гарри Гудини — неистовым гением или же человеком, нашедшим себя со своим талантом? Хотя, вероятнее всего, оба этих утверждения будут правильными. А также узнаем о его жене и о том, кто всегда был готов помочь величайшему иллюзионисту, хоть и тот в приступах исступления вечно его увольнял.

Во многом такая большая удача сериала и положительные отзывы зрителей и критиков стали возможными благодаря выразительной игре Эдриена Броуди, как раз и сыгравшего главного персонажа Гарри Гудини. Сам ловил себя неоднократно на мысли, что искренне верю в то, что передо мной вовсе не актёр, игравший образ, а самый настоящий Гарри Гудини, настолько точно попали мастера кастинга с выбором Эдриена Броуди, и сам актёр подошёл со всей ответственностью к этой непростой, но очень интересной роли. Вообще возникало такое подозрение, что Броуди так серьёзно подошёл к исполнению роли, что на собственной шкуре испытал все фокусы, которыми увековечил своё имя Гарри Гудини. Эдриен Броуди на высочайшем уровне сделал свою работу, как истинный профессионал. Очень старались запомниться хорошей игрой и Кристен Коннолли и Ивэн Джонс, хоть и было заметно, что после самого Гарри Гудини и его фокусов они идут на втором месте, но, тем не менее, и роль самих персонажей и роль самих актёров в сериале «Гудини» являются безусловно важными и во многом добавляют общую картину жизни такого удивительного человека, как Гарри Гудини.

Сериал является не только развлечением, но и он в общих тонах передаёт смысл жизни Гарри Гудини, который был великолепно сыгран Эдриеном Броуди. Несколько фактов и несколько спорных моментов биографии величайшего иллюзиониста заставят многих, возможно и Вас уважаемый потенциальный зритель, узнать об этом человеке побольше, а мини-сериал станет движимой силой для этого, а хорошее музыкальное и декораторское оформление помогут в этом.

Биография

Как свидетельствуют документы, будущий фокусник родился в Будапеште в семье раввина , хотя сам Гудини утверждал, что местом его рождения является американский штат Висконсин . Его родители эмигрировали в США 3 июля 1878 года , когда Эрику было четыре года. Первоначально семейство обосновалось в городке Эпплтон (штат Висконсин), где его отец - Меер Сэмюэл (Шамуэль) Вайс (1829-1892) - получил пост раввина реформистской синагоги Zion Reform Jewish Congregation (реформистская еврейская община Сиона ). В 1887 году Гудини с отцом переехали в Нью-Йорк , где к ним вскоре присоединились мать артиста Сесилия (Цецилия) Штайнер (1841-1913) и шестеро его братьев и сестёр. В семье говорили на идиш, немецком и венгерском языках.

Гарри публично показывал карточные фокусы в увеселительных заведениях с 10 лет. В 1892 году принял псевдоним Гудини, в честь французского фокусника Робер-Удена (фамилию которого он по ошибке прочитал в соответствии с правилами английского, а не французского языка). Позже к фамилии добавилось имя Гарри в честь Гарри Келлара , хотя по свидетельствам близких уже в детстве друзья называли его Эри (Ehrie ) или Гарри (Harry ). Первоначально гастролировал по США вместе с братом. В ранней карьере Гудини преобладали номера по самоосвобождению от наручников и из резервуаров с водой. В рекламных целях он практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы целыми толпами зевак. Так, однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. В 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками.

Во время тура по Европе в 1900 г. Гудини поразил Лондон номером «Исчезновение живого слона», который был им воспроизведен на нью-йоркском ипподроме в 1918 г. Вновь гастролировал по России в 1908 г., демонстрируя самоосвобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости . Маг также выступал и в тюрьмах Вашингтона. Вот как описывают этот трюк авторы книги «От магов древности до иллюзионистов наших дней»: «Запертый в камере тюрьмы, облаченный в арестантскую одежду, он через две минуты вышел, открыл двери соседних камер и, шутки ради, поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную и через пятнадцать минут после того, как был заперт, появился в караульном помещении переодетым в свой костюм» .

C возрастом постановочные трюки давались Гудини все сложнее. Даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу. С 1910 г. он стал сниматься в кино. В том же году поставил номер по освобождению из жерла пушки за считанные секунды до того, как сработает запал. Заинтересовавшись авиацией, он приобрел биплан и совершил первый в истории полет над Австралией. Он также сблизился с бывшим президентом Теодором Рузвельтом . Появились слухи, что Гудини связан с американскими спецслужбами и со Скотленд-Ярдом .

В зените славы Гудини зарабатывает огромные деньги. В 1920-х годах газеты писали, что его жалование почти вдвое больше, чем у президента США. Страх закончить жизнь в нищете, как это было с его отцом, не оставлял его. Гудини совсем не умел обращаться с деньгами: он трясся над каждым центом и в то же время тратил огромные суммы на картины и книги. Посылал чеки старикам, подавал золотые монеты нищим, давал благотворительные концерты в больницах, детских домах и даже в тюрьмах для заключённых.

Гудини был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Последствием стал разрыв со старым товарищем, Артуром Конан Дойлем , который был убежденным приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума .

Смерть иллюзиониста

Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, как к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес артисту два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Несколько дней Гудини не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса, в результате которого развился перитонит . В 1926 г. антибиотиков не существовало, и 31 октября 1926 года Гарри Гудини умер в Детройте .

Гудини оставил жене секретный код, без помощи которого его «истинный» дух не смог бы связаться с живыми во время сеансов столоверчения. Сделано это было для того, чтобы шарлатаны не подстроили сеансов общения с духом Гудини − «грозы спиритов».

    Weiss with mother and wife.jpg

    Гудини с матерью Сесилией Штайнер и женой Бэсс (Элизабет) в 1907 году

    HarryHoudini-1899.jpg

    Гарри Гудини перед выполнением трюка с самоосвобождением, 1899 год

    Mastermystery-1919poster.jpg

    Плакат 1919 года, анонсирующий фильм с Гудини в главной роли

    Houdini Gravesite 1024.jpg

    Могила Гарри Гудини

Премия Гарри Гудини

В 2015 году в России была учреждена премия имени Гарри Гудини , призванная привлечь внимание общественности к проблеме некритичного восприятия заявлений о существовании паранормальных явлений и сверхспособностей.

В искусстве

Гудини - один из героев бестселлера Э. Л. Доктороу «Рэгтайм», переведённого на русский в 1975 году Василием Аксёновым . В 1998 г. по мотивам романа был поставлен мюзикл , в котором Гудини является второстепенным персонажем.

Кинематограф

  1. 1953 - «Гудини» (в роли Гудини: Тони Кёртис)
  2. 1976 - «Великий Гудини» (в роли Гудини: Пол Майкл Глейзер)
  3. 1987 - «Молодой Гарри Гудини» (в роли Гудини: Уил Уитон)
  4. 1998 - «Гудини» (в роли Гудини: Джонатон Шэк)
  5. 2007 - «Смертельный номер » (в роли Гудини: Гай Пирс)
  6. 2008 - «Чудеса Гудини» (в роли Гудини: Эрнест Боргнайн)
  7. 2014 - «Гудини» (в роли Гудини: Эдриен Броуди)
  8. 2016 - «Гудини и Дойл » (в роли Гудини: Майкл Уэстон)

Напишите отзыв о статье "Гарри Гудини"

Примечания

Ссылки

  • Журнал «Вокруг Света», № 6 (2597) | Июнь 1975

Отрывок, характеризующий Гарри Гудини

Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

Мифы и иллюзии окружали Гарри Гудини, знаменитого иллюзиониста, прославившегося своими сложными трюками с освобождением из различных типов заключения, практически всю его жизнь. Легенды окружают и его безвременную кончину 31 октября 1926 года, прямо на Хэллоуин. Официальная причина смерти мастера - осложнения после аппендицита, однако многие подозревают, что смерть великого волшебника была либо предумышленной, либо наступила по неосторожности.

Риск и слава

Более тридцати лет Гудини заставлял аудитории всего мира замирать, затаив дыхание, благодаря уникальным трюкам и нечеловеческой выдержке. Знаменитый иллюзионист совершал прыжки с высоких мостов, будучи заключенным в кандалы, освобождался из плотно закрытых молочных бидонов, заполненных водой, а также «бежал» из самых хорошо охраняемых тюремных камер мира, включая Кресты. Несмотря на то что Гудини был в первую очередь иллюзионистом, его трюки отличались огромным риском и не раз приводили к травмам. В 1915 году мастер чуть не задохнулся во время попытки выбраться из могилы.

Неожиданная смерть

Гудини построил свою карьеру на умении выживать в практически невозможных сценариях, что только добавило тайны его неожиданной смерти в 1926 году. В возрасте 52 лет иллюзионист окончил свое выступление в Детройте 24 октября. После падения занавеса мастер потерял сознание и был отправлен в госпиталь с острым аппендицитом. Гудини умер в госпитале через неделю после операции от перитонита, в результате разрыва аппендикса. Его некролог выражал шок и удивление публики, поклонников и близких смертью человека, который ежедневно дразнил смерть своим умением избегать ее косы.

Черная полоса

Странная череда событий, предшествующая смерти Гарри Гудини, началась за несколько недель до Хэллоуина 1926 года. Во время своего выступления а Албани 11 октября Гудини ударил ногу о тяжелое металлическое оборудование и заработал трещину левого голеностопа. Мастер не стал обращаться к врачу и взамен продолжил свой тур, отправившись в Монреаль.

В Монреале Гудини читал лекцию в Университете Макгилла, где он пригласил несколько студентов на свое выступление 22 октября. Студенты пришли в гримерку пообщаться с иллюзионистом до выступления. Во время беседы Гудини, которого все еще мучала вспухшая лодыжка, сидел на диване. Один из студентов, Гордон Уайтхэд, спросил мастера, правда ли, что он может выдержать удары огромной силы - слова, которые сам Гудини не раз повторял перед публикой.

По словам свидетелей, после того, как Гудини подтвердил свои слова кивком, Уайтхэд нанес несколько сильных ударов в живот, не предупредив мастера. Гудини попросил его остановиться и дать ему время на подготовку. После того, как иллюзионист встал и напряг пресс, студент нанес ему еще несколько ударов. Несмотря на то что первые неожиданные удары причинили Гудини видимую боль, он не стал отменять выступления.

Последнее выступление

После выступления в Монреале Гудини стал мучать дискомфорт и желудочные спазмы. В поезде, по дороге в Детройт на следующее выступление, состояние Гудини значительно ухудшилось. Он стал жаловаться на сильную боль, а температура мастера поднялась до 40 градусов. Доктор, осмотревший Гудни в поезде, предположил аппендицит и посоветовал отправиться прямо в больницу, однако тот не хотел откладывать выступление. Он завершил все запланированные трюки и после падения занавеса потерял сознание.

Официальная причина

Выступление 24 октября в Детройте оказалось последним в карьере великого и легендарного Гарри Гудини. В ту же ночь его увезли в госпиталь, где он был прооперирован. Доктора удачно удалили аппендикс, но оказалось, что его содержимое уже успело значительно отравить внутренние органы. Несмотря на прогноз о скорой смерти, Гудини цеплялся за жизнь в течение недели и умер 31 октября в компании своей жены Бесс и двух его братьев.

Официальной причиной смерти Гудини записан перитонит, вызванный разрывом аппендикса. В то время доктора были уверены, что состояние развилось из-за ударов, нанесенных Гордоном Уайтхэдом. Такие случаи «травматического аппендицита» крайне редки, однако в 1926 году диагноз был подтвержден без раздумий. Страховой компании даже пришлось выплатить жене Гудини сумму, дважды превышающую компенсацию в случае случайной смерти.

Слухи и легенды

Гудини был похоронен на кладбище в Куинсе 4 ноября 1926 года, однако слухи о его неожиданной смерти продолжали разноситься по городам и весям. Многие предполагали что смерть мастера была связана с его разоблачительными действиями против псевдомедиумов, экстрасенсов и других приверженцев сприритизма.

Когда течение разрослось и привлекло иллюзионистов, которые стали скрывать свои трюки под влиянием потусторонних сил ради денег, Гудини принялся за активную разоблачительную кампанию, чем сильно разозлил так называемых медиумов.

Великий разоблачитель

Могла ли вражда с популярными медиумами и экстрасенсами стать причиной умышленного убийства Гарри Гудини? В 2006 году Уильям Калуш и Ларри Сломан опубликовали биографию мастера под названием «Секретная жизнь Гудини». Одной из идей, развитых в книге, оказалась вероятность того, что смерть иллюзиониста и активиста наступила в результате отравления, заказанного гильдией экстрасенсов, работающих в Вашингтоне. За четыре дня до госпитализации иллюзионист выступал перед конгрессом, настаивая на том, чтобы огромное количество салонов медиумов, оперирующих в центре столицы, было закрыто, а шарлатаны - арестованы и наказаны. Кроме того, медиумы не только состояли в своего рода организованной преступной группировке, но и славились тем, что многие из их врагов своевременно умирали от отравления.

Несчастный случай

Многие также до сих пор обвиняют Гордона Уайтхэда, студента из Университета Макгилла, в том, что его неожиданные удары стали той самой причиной разрыва аппендикса, которая привела к перитониту. Кроме того, бытует мнение, что студент мог быть связан с медиумами или являться исполнителем заказного убийства. Однако эта идея не имеет под собой оснований. Дело в том, что Гудини действительно обладал «железным» прессом и несколько ударов в живот не могли стать причиной смерти. А знать об аппендиците студент никак не мог. Единственная возможность причастности Уайтхэда к смерти иллюзиониста - причинение вреда по неосторожности.

Сеанс Гудини

Абсолютная правда о смерти мастера побегов скорее всего никогда не всплывет. На сегодня большинство историков и биографов великого мастера считают слухи об умышленном убийстве не более чем необоснованной спекуляцией. Консенсус по поводу злосчастной причастности к смерти студента, нанесшего удары, так и не достигнут. Существует вероятность, что травматический аппендицит действительно был правильным диагнозом и причиной гибели Гарри Гудини, а может быть, удары только заставили мастера обратить внимание на ранее мучавшее его состояние. В любом случае, когда он обратился за помощью к врачам, спасти его уже не представлялось возможным.

Любопытно, что во время активной борьбы с псевдомедиумами, Гудини часто шутил со своей женой Бесс, обещая, что после смерти сделает все возможное, чтобы связаться с ней. Вдова в течение десяти лет устраивала ежегодные сеансы спиритизма на Хэллоуин, в день смерти великого волшебника, однако его дух так и не объявился. Сегодня «сеанс Гудини» стал традицией Хэллоуина для поклонников великого мастера иллюзий.

Более 80 лет медиумы Америки вызывают дух этого величайшего иллюзиониста всех времен и народов, чтобы узнать его секреты, однако пока безуспешно. Волшебник Гарри Гудини, ставший при жизни легендой, не выходит на связь и дурачит своих поклонников, искренне верящих в то, что король магов обладал сверхъестественными способностями.

Слава фокусника была настолько громкой, что американцы даже ввели в обиход слово "гудинайз" (houdinise), которое означает умение человека выпутываться из самых сложных ситуаций. Иллюзионист несколько десятков лет блистал на сцене, поражая воображение восхищенных зрителей, и многим казалось, что он может все. А смерть знаменитого гения, ставшего частью американской истории, потрясла мир.

Юный талант

В 1874 году в Будапеште на свет появился Эрих Вейс - таково настоящее имя Гарри Гудини, начавшего удивлять публику с раннего детства. Набожная еврейская семья через четыре года эмигрировала в Америку, где отец мальчика получил пост раввина.

В провинциальный городок Аплтон частенько заезжает бродячий цирк, что становится важным событием для всех его жителей. Маленький Эрих, пребывавший в настоящем восторге от увиденных фокусов, пытается их повторить дома. Когда кое-что у него начинает получаться, он показывает свой талант авторитетному циркачу, который подбодрил ребенка и высказал пожелание далее развивать недюжинные способности. Слова поддержки определили дальнейший путь Вейса, переехавшего в Нью-Йорк.

Одержимый фокусами

Мегаполис открывал перед ним множество перспектив, однако увлеченный фокусами юноша предпочел заниматься тем, что он любит больше всего в жизни. Часами он повторяет различные трюки с лентами и картами и придумывает новые. Помимо природной сообразительности, он отличается терпением и настойчивостью. Юный маг, одержимый желанием прославиться, понимает, что добиться известности можно только упорством, и совершенствует свое мастерство, работая каждый день до изнеможения.

На воскресных ярмарках будущий маг Гарри Гудини, биография которого является предметом людских пересудов, выступает перед удивленными посетителями, а его фокусы вызывают шквал аплодисментов. Чтобы понять принцип работы сложных замков, Вейс даже устраивается учеником в слесарную мастерскую, где делает универсальную отмычку, отпирающую все устройства. Юноша уделяет внимание и хорошей физической форме, развивает гибкость суставов, надолго задерживает дыхание.

Мечты о славе и известности

В 16 лет Эриху попадает в руки книга про Роберта Гудина (Robert Houdin) - мага и писателя, и роман о жизни иллюзиониста настолько увлекает его, что молодой человек решается взять творческий псевдоним в честь французского фокусника. Талантливый юноша, огорченный маленькими заработками, ищет различные способы рассказать о себе публике. В рекламных целях он участвует в эффектных трюках, которые наблюдают сотни зевак: проходит сквозь кирпичную стену, освобождается от оков в бочке, заполненной водой, вскрывает мощные сейфы. Он понимает, что зрителям нужна сенсация, а не разоблачение удивительных фокусов.

Цель достигнута!

В одно прекрасно утро заголовки местных газет взрываются сообщениями о том, что некий Гарри Гудини, закованный в наручники и запертый в камере тюрьмы, продемонстрировал уникальный трюк - за несколько минут он освободился и вышел из карцера под фотовспышки корреспондентов. Цель была достигнута, и об иллюзионисте, для которого не было преград, узнают зрители крупных городов.

В это время молодой человек, уже будучи женатым, отправляется в турне, чтобы его имя гремело и в захудалых провинциальных городках. Надо сказать, что европейцы совсем не были избалованы вниманием фокусников, и Гудини мгновенно становится популярным. Иллюзии звезды всегда вызывают ажиотаж среди публики, а его номер, когда накрытый бархатом слон исчезает, лишь только с него срывают ткань, бьет все рекорды посещений в цирке.

В начале XX века иллюзионист дважды побывал в России, и в известной Бутырской тюрьме продемонстрировал свой любимый трюк с освобождением из закрытой камеры.

Народная любовь

Добившийся мировой популярности Гарри Гудини не останавливается на достигнутом, а совершенствует номера. В присутствии сотен зевак его сковывают, привязывают к ногам чугунный шар и бросают в ледяные воды Темзы, а всего лишь через несколько минут освободившийся от пут фокусник всплывает, к радость восторженных обывателей. Этот трюк иллюзионист постоянно усложняет: на него надевают наручники, помещают в тяжелый ящик и заколачивают крышку. Однако ловкий Гудини благополучно выпутывается из всех ситуаций, а народная любовь только растет.

Известен случай, который мог окончиться трагически, и лишь благодаря тому, что иллюзионист умел надолго задерживать дыхание, все обошлось. Обмотанный цепями Гарри, отнесенный течением от проруби, провел подо льдом восемь минут, пока к нему не подоспела помощь. Этот жуткий случай убеждает восхищенных зрителей в том, что иллюзионист обладает поистине нечеловеческими способностями. И в обществе начинают ходить слухи о дьявольском происхождении Гарри Гудини.

Человек или дьявол?

Многие верят в сверхъестественные силы волшебника, творившего настоящие чудеса на сцене. Одни считают его уникальные номера ловкой мистификацией, а другие уверены в том, что так человек демонстрирует свои неисчерпаемые возможности. Конечно, догадкам не было числа, а сам король иллюзий отрицал связь его трюков с магией. Фокусник даже ходил на спиритические сеансы, на которых разоблачал наживающихся на горе людей шарлатанов.

В последние десятилетия своей жизни он выпускает книги, где раскрывает секреты мастерства. Автор работ, ставших бестселлерами, озабочен тем, что многие его коллеги прикрывают трюки мистикой и заявляют об общении с потусторонними силами. В это время у Гудини происходит конфликт со старым приятелем А. Конан Дойлем, который верил в загробный мир и почитал своего друга как сильного медиума.

Тайны трагической смерти

С возрастом опасные трюки даются иллюзионисту все сложнее. Его подводит здоровье, и даже после удачных экспериментов над своим телом он часто оказывается в больнице. О том, как умер Гарри Гудини, его поклонники спорят и по сей день. На гастролях в Монреале за кулисы к фокуснику подошел студент, который оказался мастером по боксу. Он хотел удостовериться в том, что маг не испытывает физической боли, и неожиданно нанес удары в живот иллюзионисту, не успевшему напрячь мышцы брюшного пресса.

Несколько дней мастера фокусов беспокоила сильная боль, но он не обращал на нее особого внимания. У артиста поднялась высокая температура, а во время выступления он упал в обморок. После того как его осмотрели врачи, было установлено, что у Гудини развился перитонит, и 31 октября 1926 года Гарри скончался.

Существует еще одна версия, гласящая, что иллюзиониста отравили. Эти слухи появились после его смерти, а поскольку тело не вскрывали, то они не были опровергнуты или подтверждены.

Его преданные фанаты не верят в официальную причину гибели своего кумира и заявляют, что маг узнал слишком много, и за это он поплатился. Нечистая сила, которая празднует победу зла над добром в последний день октября, забрала того, кто всю жизнь играл со смертью.

Великий обманщик

Его гибель производит эффект разорвавшейся бомбы. Коллеги иллюзиониста, состоявшие в обществе американских магов, рыдают от несправедливости, а газеты, пестревшие траурными заголовками, наперебой печатают завещание артиста, где он якобы обещает раскрыть все тайны в день своего столетия. Публика с нетерпением ждет сенсационных разоблачений, ажиотаж растет, а когда этот момент настает, в нотариальной конторе вскрывают оставленный Гудини конверт, который оказывается пуст. Великий иллюзионист обманул всех, даже после смерти он продолжил дурачить зрителей.

Волшебство и упорные тренировки

Опытные эксперты в области магических трюков много лет пытаются разобраться, в чем состоит главный секрет волшебника, унесшего в могилу свои тайны. Иллюзионист Гарри Гудини прекрасно знал все существующие конструкции замков, к тому же он изобрел миниатюрную отмычку, которую скрывал от чужих взоров. Он прекрасно владел своим телом, умел сжимать или увеличивать объем мышц, смещал кости в суставах. А за кажущимися легкими для исполнения трюками стояло мастерство и утомительные тренировки. Для непосвященных зрителей уникальные номера мага действительно граничили с волшебством.

Победа над страхом

Сам Гарри Гудини, фокусы которого приводили в замешательство публику, признавался, что главное в его профессии - это победить страх. Иллюзионист обязан сохранять спокойствие и выдержку, а поддаться панике означает верную смерть. Сам автор смертельно опасных трюков неоднократно был на волоске от гибели, а спасся лишь потому, что сохранил трезвый ум и не потерял присутствие духа.

Тайны раскрыты

Двенадцать лет назад, в Аплтоне, состоялась выставка, где посетители смогли узнать тайны фокусов знаменитого Гарри Гудини, фото которого были вывешены повсюду. Иллюзионисты всего мира, протестовавшие против раскрытия секретов зрителям, назвали ее нарушением "магического протокола". Мероприятие вызвало огромный резонанс, однако уже давно известно, что спустя лишь год после кончины короля иллюзий его команда начала продавать тайны своего мэтра. Например, освобождение из смирительной рубахи происходило благодаря тому, что Гарри складывал руки особым образом, не позволяя затянуть туго рукава.

Секрет прохождения фокусника через кирпичную стену, возведенную рабочими на глазах восхищенных зрителей, оказался прост. Под ковром, на котором работали строители, находился небольшой лаз, и когда на несколько секунд ассистенты закрывали ширмой Гудини, он прыгал вниз и оказывался по другую сторону стены.

А тайна исчезновения слона заключалась в необычном ящике, в котором находилось животное. В передней части клетки прятался рулон из такой же ткани, как и сценический занавес. Фокусник мгновенно опускал полотно, которое маскировало слона, а зрители думали, что он исчез буквально на их глазах.

Экранизация жизни фокусника

Жизнь популярного иллюзиониста вдохновила создателей мини-сериала, в котором Э. Броуди, обладатель "Оскара", сыграл великого мага Гарри Гудини. Фильм, вышедший на экраны в 2014 году, понравился публике, отметившей прекрасный актерский состав и отличную режиссуру. Захватывающая история рассказывает о долгом пути к славе одного из самых мистических персонажей прошлых эпох. Сериал, в котором Броуди великолепно передал образ одержимого иллюзиями человека, раскрыл тайны самого фокусника, пытавшегося обмануть смерть.

Надо сказать, что это не первое обращение кинематографистов к легенде мирового масштаба. В 1998 году появилась работа режиссера П. Деншэма "Houdini", в основе сюжета которой лежит биография прославленного Гарри Гудини. Фильм с необычным финалом, где фокусник словно возрождается из мертвых, стал второй работой Пена, снявшего 20 лет назад документальную ленту о любимом иллюзионисте. В прекрасной драматической картине, достойной внимания зрителя, рассматриваются известные и не очень события из жизни артиста, а также повествуется об отношениях Гарри и его жены.

Премия имени Гарри Гудини

В 2015 году в России была учреждена премия с призовым фондом в один миллион рублей, которую пока никто не получил. Награда, названная именем величайшего фокусника, достанется тем, кто проявит свои паранормальные способности, поддающиеся экспериментальной проверке.

Первый человек, который успешно пройдет тестирование, не только докажет всему миру, что экстрасенсы существуют, но и получит неплохое денежное вознаграждение. К сожалению, в рамках корректно поставленного эксперимента способности магов и колдунов показывать настоящие чудеса неожиданно пропадают, и пока ждет своих героев являющаяся прототипом американского фонда Д. Рэнди российская премия.

Гарри Гудини - великий мистификатор, оставивший после себя множество нераскрытых тайн. Он неоднократно бросал вызов смерти и становился победителем. И до сих пор его поклонники верят, что дух легендарного иллюзиониста когда-нибудь материализуется.