Руслан Сулимович Байсаров – российский предприниматель чеченского происхождения, бывший гражданский муж . Родился 9 августа 1968 года в многодетной чеченской семье Сулима и Касират Байсаровых в Грозненском районе Чеченской республики, в селе Пригородное. Руслан - урожденный представитель чеченского тейпа хачарой.

Образование

В Москву Байсаров перебрался сразу же после школы. Он поступил в Московский строительно-инженерный институт. В 1986 году Руслан был призван на службу в армию, после демобилизации переводится в Грозненский нефтяной институт им. академика М. Д. Миллионщикова на инженерно-экономический факультет, который окончил в 1996 году.

Руслан Байсаров, фото - Алексей Витвицкий

Ещё через пять лет Руслан Байсаров получает степень магистра по социологии в Московском Государственном Университете имени , а в 2018 году защищает кандидатскую по техническим наукам в Национальном исследовательском технологическом университете "МИСиС".

Бизнес

Первый бизнес-проект Руслана Байсарова – создание студии красоты. Салон располагался в Центре Международной торговли, где впоследствии молодой бизнесмен познакомился с . В середине 90-х совместно с начинающим режиссером и актером Байсаров создал закрытый игровой клуб «Инфант силвер».


Бизнесмен Руслан Байсаров (фото из личного архива Руслана Байсарова)

В те годы в ЦМТ Руслан арендовал несколько объектов для спорткомплекса, ночного клуба и казино. Там же Байсаров организует первый в России японский ресторан.

В конце 1990-х годов Руслан Байсаров занялся нефтяным бизнесом, начал работать с Московским нефтеперерабатывающим заводом, а в скором времени стал вице-президентом «Московской топливной ассоциации», в которую входило более 50 организаций, реализующих 75 процентов объема продаж на московском топливном рынке.

В 2000-х Руслан становится сначала вице-президентом, а потом первым вице-президентом «Московской нефтегазовой компании». В 2008 году он приобрел права на часть активов компании Sibir Energу, которую впоследствии выкупила компания «Газпром нефть».


Руслан Байсаров и Наследный принц Абу-Даби, Шейх Мохаммад Бен Зайед Аль Нахайан (фото из личного архива Руслана Байсарова)

В 2010-х Руслан Байсаров обращает внимание на богатую залежами полезных ископаемых Республику Тыва. В апреле 2013 года принадлежащая ему «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) приобрела лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения, проект комплексного освоения которого был утвержден в конце 2017 года и включил в себя строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино.

В 2019 году генеральный директор АО «ТЭПК Кызыл – Курагино» Руслан Байсаров подписал с ОАО «РЖД» договор подряда на строительство железнодорожной ветки. Как отметил присутствовавший при подписании министр экономического развития – «это крупнейший инвестиционный проект, который может серьезно улучшить состояние Восточно-сибирского региона и создать большое количество новых рабочих мест».


Руслан Байсаров в 2019 году на подписании договора с ОАО «РЖД» (фото - пресс-служба РЖД)

Одновременно с этим в 2015 году Руслан Байсаров стал акционером, а в 2016 году – контролирующим акционером и председателем совета директоров строительной компании (СК) «Мост» – российское предприятие в области строительной индустрии, которое объединяет 12 мостостроительных предприятий и 3 тоннельных подразделения.

СК «Мост» реализует массу значимых инфраструктурных проектов по всей России, в числе которых два моста через реку Амур, соединяющих Россию и Китай в районах Благовещенска и Нижнеленинского, второй Байкальский тоннель, перегонные тоннели на Кожуховской линии метро Москвы, строительство объектов морского арктического порта «Сабетта» и другие.

Личная жизнь

Впервые Руслан Байсаров женился в начале 90-х годов на фотомодели Татьяне Ковтуновой. В 1993 году в семье появилась дочка Камилла. Но брак продержался недолго.

Позже молодой человек познакомился с дочерью Кристиной Орбакайте. Руслан и Кристина не фиксировали отношений в ЗАГСе, однако свадебный обряд был зарегистрирован по мусульманским законам в мечети города Москвы. В 1998 году у молодых родился сын , который получил гражданство Литвы и России. В начале 2000-х годов отношения у Кристины и Руслана разладились.


Руслан Байсаров и его сын Дени (фото из личного архива Руслана Байсарова)

В 2003 году у Руслана появился второй сын Илман от молодой фотомодели агентства Modus Vivendis Алины Цевиной, которая стала третьей женой бизнесмена. Девушка жила в доме возлюбленного недолго, так как уже через полгода после рождения ребенка переехала в личную квартиру в центре Москвы. Роскошный подарок Алина получила в знак благодарности за сына от Руслана. Ребенок, как и первая дочь, остались в доме Байсарова.

В 2005 году от девушки по имени Юлия у Руслана появляется вторая дочь – Дали.

В 2009 году широкий общественный резонанс получила история после того, как Дени Байсаров после каникул не вернулся к Кристине Орбакайте. В прессе певица обвиняла бывшего супруга в похищении сына. Но, как утверждал сам Руслан, мальчик остался с отцом добровольно. Дени должен был улетать в США для продолжения учебы, но, по утверждению Руслана, мальчик хотел остаться на родине, где у него родственники и друзья.


Федор Бондарчук и Руслан Байсаров на отдыхе (фото из личного архива Руслана Байсарова)

В октябре 2009 года было заключено мировое соглашение, по которому мальчик во время отсутствия Орбакайте будет жить с отцом, а во время отсутствия Байсарова - с матерью. Решение о том, с кем именно он останется в настоящий момент, Дени, согласно документу, может принимать самостоятельно.

В 2009 году Руслан женился на чеченской девушке Мадине Гайтаевой из своего родового села Пригородное, которая родила ему двоих сыновей Амира и Амина.

У Руслана Байсарова шестеро детей. Отец заботится об образовании собственных сыновей и дочерей. Большое внимание Руслан уделяет культурному воспитанию детей в национальном духе. Бизнесмен часто проводит время вместе с ними.

Состояние


Бизнесмены Джек Ма и Руслан Байсаров (фото из личного архива Руслана Байсарова)

Руслан Байсаров признан самым состоятельным представителем чеченской диаспоры в России. В настоящее время, по версии журнала Forbes, Руслан Байсаров входит в список двухсот богатейших бизнесменов России. В 2018 году его состояние оценивалось в $900 млн (118 место).

Биография известного предпринимателя Руслана Байсарова слишком часто сводится к той ее крохотной части, которая интересна желтой прессе. Между тем значимость этого человека в нынешней России сложно переоценить.

Учитывая, что широкая публика чрезвычайно охотлива к восприятию новостей из жизни звезд, чеченский предприниматель Руслан Байсаров воспринимается общественностью прежде всего как бывший зять Аллы Пугачевой и отец кумира девушек Дени Байсарова. Между тем Руслан Сулимович и сам является весьма неординарной фигурой, и его биография заслуживает серьезного разговора, а не только упоминаний в светской хронике.

Детство и звезды

Байсаров Руслан Сулимович родился 9 августа 1968 года в обычной многодетной чеченской семье тейпа Хачарой. Мальчик отличался от сверстников энергией и предприимчивостью: «Сколько себя помню, всю жизнь я зарабатывал деньги», вспоминает он о торговле яблоками в детстве. Впрочем, первые коммерческие проекты не помешали ему хорошо закончить школу и в 17 лет приехать покорять столицу – поступить в Московский инженерно-строительный институт. Но в те годы призывали даже студентов-очников, так что два года Руслан Байсаров провел в армии, а потом решил продолжить обучение поближе к родным горам – в Грозненском нефтяном институте. Московские знания тоже оказались не лишними – хотя в студенческие годы Байсаров, как и многие тогда, начал с торговли компьютерами, всю свою взрослую жизнь он будет заниматься нефтью и строительством.

Несмотря на то, что обстановка в республике в то время не располагала к академическим занятиям, а в Москве было куда безопаснее, Руслан Байсаров окончил Грозненский институт. После уже в столице Байсаров открыл салон в Центре международной торговли, потом на паях с Федором Бондарчуком стал владельцем ночного клуба, в общем, был в центре московской светской жизни. Перед чарами этого чеченского юноши не устояла одна из главных звезд тогдашней столицы Кристина Орбакайте, дочь Аллы Пугачевой. Многих поразило тогда, что знаменитая жена Руслана Байсарова согласилась оформить отношения по мусульманскому обряду. Через год у них родился сын Дени, и хотя брак не оказался прочным, мальчик рос в атмосфере любви. Сейчас, в 21 год, он стал одним из самых популярных молодых людей в российских соцсетях. Вероятно, его ожидает завидное артистическое будущее, хотя не исключено, что он проявит интерес и к продолжению дела отца.

Заканчивая тему личной жизни, скажем, что позже Руслан Байсаров женился на чеченской девушке Мадине Гайтаевой, у них все хорошо, они воспитывают двух своих сыновей, а всего у бизнесмена шесть детей, и в судьбах всех шестерых он принимает активное участие.

Нефть и строительство

Режиссеры, модельеры и певицы – это, конечно, интересно и весело, но мужчина должен заниматься настоящим делом. На рубеже веков Руслан Байсаров занялся нефтяным бизнесом:

  • основал нефтеперерабатывающую компанию «Инфант»,
  • был избран вице-президентом Московской топливной ассоциации,
  • в 2001 году стал вице-президентом «Московской нефтяной компании»,
  • позже – «Московской нефтегазовой компании»,
  • еще позже – «Центральной топливной компании».

Накопив огромный опыт в топ-менеджменте, в 2011 году он основал Тувинскую Энергетическую Промышленную Корпорацию (ТЭПК) – свой первый по-настоящему крупный проект на правах собственника. А в 2015-16 годах Руслан Байсаров приобрел контрольный пакет в группе строительных компаний «Мост» (ГК СК Мост), которая сейчас и ассоциируется с его именем в деловых кругах.

Инфраструктурные задачи «Моста»

ГК СК Мост участвует сейчас в крупнейших инфраструктурных проектах России – все-таки не зря глава холдинга начинал учиться именно на строителя. Если вам не очень интересны стройки в отдаленных уголках, несколько следующих абзацев можно просто пропустить – достаточно понимать, что какое-никакое развитие нашей экономики становится возможным благодаря вот таким работам крепких людей в суровых условиях:

  • Один из самых известных проектов Руслана Байсарова – это мост между селом Нижнеленинское Еврейской АО и городским уездом Тунцзян в Китае. На секундочку, первая в истории переправа для поездов через пограничную реку Амур, ориентировочная загруженность – 21 млн тонн грузов в год, две с половиной тысячи тонн в час! Чем проще и дешевле будет товарообмен с Китаем, тем легче всей нашей стране будет диверсифицировать экспортные потоки, что чрезвычайно важно в нынешних обстоятельствах.
  • Продолжается реконструкция БАМа – читатели постарше, наверное, помнят эту великую комсомольскую стройку, которая сначала была делом всей страны, потом объектом насмешек над энтузиазмом отцов, а теперь – жизненно необходимой артерией между центром страны и ее востоком (если вы думаете, что центр – Москва, посмотрите на карту). ГК СК Мост Руслана Байсарова проложила Второй Байкальский тоннель, открытие которого для поездов ожидается уже грядущей зимой.
  • Необычным проектом заняты сотрудники Руслана Байсарова на Дальнем Востоке – расширением колеи сахалинской железной дороги с карликовых 1067 мм на общепринятые в России 1520 мм. Это облегчит доставку грузов по легендарному острову, а значит приведет к росту товарооборота и как следствие – повышению собираемости налогов.

Первые рельсы Тувы

В России практически не строят пассажирские железные дороги – напротив, время от времени «консервируют» действующие участки, сокращают число составов. Теперь уже на пригородных поездах не проехать ни из Мурманска в Сочи, ни из Москвы в Хабаровск. И только Руслан Байсаров плывет против этого течения – упомянутая выше ТЭПК работает сейчас над крупнейшим железнодорожным проектом страны – 410-километровой трассой Элегест – Кызыл – Курагино в Туве. Наверное, не многие из читателей сходу покажут Тыву на карте – эта республика находится на 21-м месте по площади среди регионов России, но лишь на 78-м по населению, а ее валовой региональный продукт достигает 15 тысяч рублей на человека в месяц. Инфраструктура республики имеет значительный потенциал для развития: авиасообщение с Москвой появилось четыре года назад, а железные дороги отсутствуют в принципе. При этом республика богата минеральным сырьем, она может его добывать, но стоимость доставки добытого до покупателей превышает все разумные цифры. Эту проблему и призвана решить новая железная дорога. Она свяжет Тыву с единой железнодорожной сетью России и позволит горнорудным предприятиям наконец задышать полной грудью.

Благодаря этому после ввода трассы в строй республика обретет 15 тысяч новых рабочих мест, то есть почти 5% населения Тувы получат стабильную хорошо оплачиваемую работу. Именно так, а не спортивными достижениями и политическими дрязгами, куется настоящее величие России.

Сербия и снова Амур

Вкратце расскажем о других значимых направлениях работы Руслана Байсарова и его ГК СК Мост и входящих в эту структуру компаний.

Еще один интересный проект – строительство гигантского железнодорожного виадука в Сербии. Эта страна, хотя и рвется в Евросоюз, все же остается нашим ближайшим европейским союзником, и помощь российского предприятия в строительстве железнодорожных объектов для скоростной трассы между Белградом и Будапештом, безусловно, не останется незамеченной. На данный момент доверенный «Строй-Тресту» Руслана Байсарова проект является одним из крупнейших в Европе.

А весной 2020 года мы ждем торжественного ввода в эксплуатацию знаменитого «Моста Дружбы» Благовещенск – Хэйхэ между Россией и Китаем через реку Амур. Этот мост, несомненно, существенно оживит экономику Амурской области, упростит и удешевит торговлю – неудивительно, что местные жители буквально считают дни до открытия движения.

Успехи Руслана Байсарова – не только его заслуга

Понятно, что любой бизнес такого масштаба – это не заслуга одного человека, а комплекс усилий тысяч, а то и десятков тысяч специалистов самого разного профиля и уровня. И все же, как правило, необходима одна управляющая рука, одна сильная воля для того, чтобы все эти люди организовались для исполнения гигантских задач. Тогда и появляются в разных уголках России тоннели, мосты, железные дороги, тогда на смену разрушению и запустению приходят созидание и процветание.

Руслан Байсаров еще достаточно молод, ему 51 год, большинство перечисленных нами проектов завершены или подходят к завершению, так что в обозримом будущем мы можем ожидать больших новостей от ГК СК Мост – в какие еще полузабытые места придут транспорт и цивилизация? Россия велика, осваивать можно бесконечно.

Руслан Байсаров родился в селе Пригородное, Чечня, в многодетной семье. В 1985 году, закончив школу, поступил в Московский инженерно-строительный институт. В период с 1986 по 1988 годы проходил срочную службу в армии, после которой перевелся в Грозненский нефтяной институт имени академика Миллионщикова, который закончил в 1996 году. В 2001 году получил степень магистра по социологии в МГУ имени Ломоносова, а в 2018-м – степень кандидата технических наук в Национальном исследовательском технологическом университете "МИСиС".

ПО ТЕМЕ

Первые проекты и работа в нефтяных компаниях

Из-за того, что семья Байсаровых была не очень обеспеченной, начал думать о заработках с раннего детства. Первые серьезные деньги получил, будучи студентом Московского инженерно-строительного института и продавая компьютеры.

Однако его первым серьезным бизнес-проектом может считаться салон красоты в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в столице. Там же появились:

    один из первых в стране японских ресторанов,

    ночной клуб

    внешняя парковка.

В конце 1990х годов Байсаров занялся нефтяным бизнесом. Его розничная компания "Инфант" перерабатывала порядка полутора миллионов тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Клиентами компании Байсарова были не только две тысячи заправок в России, но и различные бюджетные организации и государственные структуры.

В это же время он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации. В структуру входили более 50 различных организаций, которые в совокупности контролировали 75% объема продаж на топливном рынке столицы.

    С 2001 по 2004 годы Байсаров занимал должность вице-президента ОАО "Московская нефтяная компания".

    С 2004 по 2005 годы он продолжил карьеру в ОАО "Центральная топливная компания".

    Кроме того, в 2005 году занимал пост председателя совета директоров ЗАО "МНК-АВТОКАРД".

    В том же году Байсаров стал вице-президентом ОАО "Московская Нефтегазовая компания". В 2007 году он – первый вице-президент компании.

В 2008 году приобрел права на часть активов нефтяной компании Sibir Energy. Этот пакет он продал "Газпром нефти" за 740 миллионов долларов.

С 2010 по 2011 годы занимал пост первого вице-президента ОАО "Центральная топливная компания", после чего в качестве генерального директора возглавил ЗАО "Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация" (ТЭПК).

Основание ТЭПК и строительство первой в Туве железной дороги

В 2013 году ТЭПК получила лицензию на разработку Элегестского месторождения в Улуг-Хемском угольном бассейне. Это крупнейшее месторождение России с запасами в 855 миллионов тонн.

В том же году ТЭПК начала сотрудничать с Русским географическим обществом. Была достигнута договоренность на проведение раскопок на месте строительства железной дороги. По данным археологов, там могли находиться ценные исторические артефакты. Чтобы их сохранить, компания Байсарова стала партнером археолого-географической экспедиции с более чем 700 участниками.

Для реализации правительственного распоряжения в мае прошлого года АО "ТЭПК "Кызыл-Курагино" и государство в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта заключили концессионный договор о создании и использовании объектов железнодорожной инфраструктуры перспективной линии Элегест-Кызыл-Курагино – первой железной дороге в Тыве, которая свяжет республику с Красноярским краем.

В апреле 2019 года "ТЭПК "Кызыл-Курагино" подписало договор с "РЖД". Стороны договорились, что железнодорожный перевозчик станет генподрядчиком строительства ветки от Элегеста через Кызыл до Курагино. В правительстве уверены, что реализация проекта улучшит экономическую и транспортную ситуацию в Восточной Сибири и создаст множество новых рабочих мест.

Обращает на себя внимание и проект комплексной разработки Элегестского месторождения. Концепция включает в себя создание угольного терминала морского порта Ванино.

Инфраструктурные проекты ГК СК "Мост" Руслана Байсарова

Другое детище Байсарова – группа компаний СК "Мост". В 2015 году предприниматель приобрел 25% акций ГК, а спустя год довел свою долю до контрольной – 56% – и возглавил совет директоров.

ГК СК Мост принимает активное участие в реализации важнейших инфраструктурных проектов:

  • Структуры Руслана Байсарова строят первый железнодорожный мост через реку Амур, который соединит российский Дальний Восток с Китаем. В марте 2019 года была завершена часть работ: проведена укрупнительная сборка и монтаж пролетного строения длиной 132 метра, вес которого – более тысячи тонн. Общая протяженность сооружения с подъездными путями превышает семь километров. Ожидается, что мост будет пропускать около 21 миллиона тонн грузов в год.
  • Кроме того, ГК СК Мост участвует в проекте модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, а также задействован в строительстве второго Байкальского тоннеля длиной 6,5 километров. Эксперты транспортной отрасли подчеркивают, что после окончания работ объем перевозок на участке будет увеличен в 2,5 раза.
  • Компания Руслана Байсарова с 2017 года реализует масштабный проект переустройства железной дороги Сахалина с колеи 1067 миллиметров на общесетевую колею, ширина которой составляет 1520 миллиметров. Реконструкция даст возможность повысить объемы перевозимых грузов до восьми миллионов тонн.
  • Помимо прочего, в январе 2019 года ГК СК Мост закончила работы в рамках строительства некоторых объектов морского порта "Сабетта" на арктическом побережье. Он входит в масштабный проект "Ямал СПГ". Новый порт обеспечит навигацию судов-газовозов круглый год.

Компания Байсарова реализует проекты и в столице нашей страны. Так, в конце прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что СК "Мост" завершила прокладку первого в Москве двухпутного тоннеля, построенного по испанской технологии.

Это участок новой, Некрасовской линии метро от станции "Окская" до "Стахановской". Как отметил глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, несмотря на тяжелейшие геологические условия, а также плотную жилую застройку, тоннель построен успешно и в срок.

Личная жизнь

Руслан Байсаров женат, воспитывает шестерых детей – двух дочерей и четырех сыновей. Первой супругой предпринимателя была Татьяна Ковтунова, в браке родилась дочь Камила. В 1997 году Байсаров познакомился с певицей Кристиной Орбакайте, через год появился первый сын Дени. В 2003 году они расстались.

В 2003-м родился сын Илман, в 2005-м – дочь Дали.

В 2009 году бизнесмен женился еще раз, жена родила ему двоих сыновей – Амира и Амина. Девушка является экономистом по образованию.

Участие в благотворительности

Как и многие крупные бизнесмены, Руслан Байсаров принимает участие в благотворительности. По данным СМИ, в 2009 году за 200 тысяч евро для начинающей актрисы он приобрел трехминутную роль в фильме Федора Бондарчука "Сталинград".

Вырученные средства были направлены на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Строитель, нефтяник, промышленник, меценат, да к тому же красивый, умный и богатый мужчина в самом расцвете сил. Мог ли мальчик из чечено-ингушского села Пригородное Руслан Байсаров, приносивший в семью свои первые деньги от продажи садовых яблок, представить, что попадет в список Forbes? Вряд ли.

Но если ты человек с непомерными амбициями, предпринимательской жилкой и огромным желанием пахать днем и ночью, рано или поздно обязательно окажешься в «золотом рейтинге».


Сегодня 51-летний Руслан Сулимович Байсаров (родился 9 августа 1968 года) - гендиректор АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) и председатель совета директоров ГК СК Мост, а начинал он свою трудовую деятельность с бизнеса развлекательного. В 1997 году вместе с Федором Бондарчуком и сыном Никиты Михалкова Степаном потомок древнего чеченского рода открыл почти в самом центре Москвы

Салон красоты,
- один из первых в стране японский ресторан,
- игорное заведение
- и ночной клуб.


Деньги на этот проект начинающий бизнесмен заработал, еще учась в Московском инженерно-строительном институте, куда поступил сразу после школы в 1985 году. Серьезный по тем временам капитал студент-первокурсник сколотил, продавая компьютеры, адаптированные под русскоговорящих пользователей.

Прежде чем реализовать в конце 90-х салонно-развлекательный, как сейчас сказали бы стартап, будущий бизнесмен отслужил два года в армии. После срочной службы в столичный вуз Байсаров решил не возвращаться - перевелся из него в Грозненский нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова. Спустя пять лет дипломированный инженер-экономист увлекся наукой об обществе и на кафедре социологии МГУ получил степень магистра. А в 2018 году Байсаров защитил диссертацию в Московском институте стали и сплавов. Теперь долларовый миллионер - кандидат технических наук.

С начала 2000-х годов Руслан Байсаров пробует себя в «нефтянке» - сначала создает нефтеперерабатывающую компанию «Инфант», которая ежегодно перерабатывала порядка 1,5 миллионов тонн нефти, проставляя бензин на отечественные АЗС и обеспечивая топливом государственные компании, а позже, уже имея солидный предпринимательский бэкграунд, активно участвует в нескольких проектах топливного и нефтегазового секторов.

В разные годы он занимает руководящие должности на:
- Московской топливной ассоциации,
- Московской нефтегазовой компании,
- Московской нефтяной и Центральной топливной компаниях.

В конце «двухтысячных» Руслан Сулимович покупает часть активов компании Sibir Energу, а затем за 740миллионов долларов продает их компании «Газпром нефть».

Семья - залог успеха

Прежде чем перейти к подробностям о том, на чем сосредоточен предприниматель сегодня, стоит сказать, что бизнес для Руслана Байсарова - важная часть его жизни, но он никогда не забывает о своей семье и детях.

У 51-летнего Руслана Сулимовича шестеро детей. Правда, от разных жен.

Первым ребенком в 1993 году стала дочка Камилла. Спустя время молодой человек знакомится с Кристиной Орбакайте, и в 1998 году на свет появляется Дени - старший сын бизнесмена. Позднее пара разошлась. Также предприниматель имеет сына Илмана (родился в 2003 году). Мальчик, как и дочь Камила, воспитываются в семье Байсарова. Вторая дочь - Дали - родилась в 2005 году. В нынешнем браке, со своей землячкой Мадиной Гайтаевой, на которой бизнесмен женился в 2009 году, подрастают сыновья Амир и Амин.

Несмотря на занятость, Байсаров, сам выросший в многодетной семье, заботится обо всех своих детях, старается как можно больше времени проводить с ними и особое внимание уделяет их культурному воспитанию в национальном духе.

Угольные перспективные проекты и не только

Основная сфера интересов российского бизнесмена сегодня - развитие топливно-энергетического комплекса России и формирование на Дальнем Востоке и в Западной Сибири современной инфраструктуры, без которой, по словам Руслана Байсарова, невозможно налаживать экономические связи между регионами, увеличивать внешнеторговый оборот и расширять инвестиционное сотрудничество.

В 2011 году предприниматель создает собственный проект в Туве, учреждает компанию и сам становится во главе нее, а спустя два года ТЭПК приобретает лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения.

О громадных перспективах разработки Элегеста, как и всего Улуг-Хемского угольного бассейна, частью которого месторождение является, говорили уже давно. Строительство здесь горно-обогатительных предприятий - это прежде всего подъем экономики Тывы и развитие угольной промышленности в республике. А объемы промышленных запасов только одного месторождения предпринимателя огромные - почти 860 миллионов тонн. Кроме того, компания Руслана Байсарова строит не только ГОК, но и в рамках проекта создает инфраструктуру - это терминал для отгрузки угля в одном из российских портов, который планируется построить к 2024 году, а также железнодорожная ветка «Элегест-Кызыл-Курагино» - между прочим, это первая железная дорога в истории региона. В советское время местные жители не могли об этом и мечтать - было не понятно, как вообще такой проект осуществить в столь сложных условиях. Да и теперь все осознают, насколько трудоемкая предстоит работа. Шутка ли: на 400-километровой магистрали будет проложено восемь тоннелей сквозь горы и построено более сотни мостов. Но главное - богатый ресурсами регион получит доступ к общефедеральной магистрали.

Перспективы от реализации всего угольного проекта для региона огромные: как рассказал Руслан Байсаров, помимо налогов, а они обещают быть весьма внушительными, строительство только железной дороги поможет создать около пяти тысяч рабочих мест. Еще в два раза больше россиян (и это как минимум) будут трудоустроены после возведения горно-обогатительного комбината и выхода предприятия на полную мощность. Связи между регионами укрепятся с появлением дороги.

Чтобы ускорить реализацию проекта, весной 2018 года правительство РФ распорядилось строить дорогу в рамках концессионного соглашения. Его участники - АО «ТЭПК «Кызыл - Курагино», дочерняя структура Байсарова, он же возглавляет компанию - и Федеральное агентство железнодорожного транспорта, как представитель государства. Через год структура предпринимателя подписала договор с Российскими железными дорогами, которые выступили генподрядчиком строительства ветки. Контролировать процесс назначили министра экономического развития Максима Орешкина, который также отвечает за развитие тувинского региона в целом. По словам инвестора, появление куратора такого уровня и привлечение к проекту РЖД позволит ускорить темпы реализации проекта.

В августе 2019 года стало известно, что на часть документации уже получено экспертное заключение, и компания Байсарова может приступать к непосредственной реализации проекта. Основные работы запланированы на 2020 год. При этом в РЖД предложили рассмотреть возможность увеличения мощности будущей дороги до 27 миллионов тонн и больше. В первоначальном варианте проекта этот показатель составляет примерно вполовину меньше. Тогда же глава Минфина Антон Силуанов заявил, что строительство комбината на Элегесте, а также портового терминала в Ванино в перспективе может получить гарантийную поддержку со стороны государства.

Есть вероятность, что как только перспективный Элегестский проект начнет действовать, финансовые активы Байсарова пойдут вверх, и в престижном рейтинге авторитетного экономического издания он поднимается выше нынешней 187-й строчки. Напомним, благодаря удачным инвестициям в различные отрасли промышленности, последние четыре года успешный предприниматель - неизменный участник списка двухсот самых богатых бизнесменов России по версии журнала «Форбс». Первый раз он попал в престижный рейтинг в 2014-м. Тогда с состоянием в 900 миллионов долларов один из самых богатых представителей чеченской диаспоры в России занимал 116 место.

Развитие Великого сибирского пути

В середине 2010-х Руслан Сулимович вошел в состав акционеров ГК СК Мост. Тогда бизнесмен стал владельцем блокпакета акций компании, а уже в 2016 году он довел долю до 56%, став контролирующим собственником предприятия. Специализируясь на строительстве и реконструкции мостов, тоннелей и метро, группа компаний сдала в эксплуатацию за 27 лет более двух с половиной тысяч объектов. Лидер в области строительной индустрии успешно реализовала десятки значимых для экономики страны инфраструктурных проектов. Ставший уже знаменитым Русский мост, тоннели в Сочи, проложенные к Зимней Олимпиаде - одни из самых ярких.

Пожалуй, в стране не найдется региона, где хотя бы один мост, транспортная развязка, тоннель или путепровод не были построены компанией Байсарова. Можно сколь угодно долго перечислять реки, чьи берега соединены руками специалистов из ГК СК Мост, железнодорожные и автодорожные тоннели на магистралях по всей стране. С помощью щита-гиганта «Виктория» прокладывали новый участок Московского метрополитена: «Окская» - «Стахановская», а сегодня компания закончила проходческие работы и вышла на «Нижегородской» на Некрасовской линии метро.

Активную деятельность в последнее время компании Руслана Байсарова проводят и в арктическом регионе. Бизнесмен уверен: реализация масштабных «северных» проектов придаст импульс развитию не только приграничных зон в районе Северного полюса, но и всей страны. Так, в конце 2018 года его компания, еще со строительства БАМа имеющая огромный опыт возведения сложных объектов в тяжелых природных условиях, сдала один из своих «арктических» объектов - морской порт Сабетта, через который уже бесперебойно идут отгрузки сжиженного газа, добываемого на Ямале. Через новые терминалы также будет круглогодично проходить существенный объем грузов Северного морского пути.

В настоящее время возглавляемая Байсаровым компания, объединяющая более десятка мостостроительных предприятий и три тоннельных подразделения, возводит на Дальнем Востоке через реку Амур два трансграничных мостовых перехода с КНР. Автодорожный мост длиной 1080 метров соединит страны в районе Благовещенска (Амурская область) в декабре 2019 года, железнодорожный - в районе села Нижнеленинское (Еврейская автономная область) также в конце 2019-го. Протяженность российской части железнодорожного перехода сама по себе небольшая, но вместе с прилегающими подъездными путями ее протяженность составит более пяти километров. Планировалось, что мост будет отрыт для проезда уже в 2019 году. Он обеспечит пропускную способность в 21 миллион тонн грузов в год.

Руслан Байсаров неоднократно отмечал важность совместных с Китаем проектов, которые позволят навести мосты с соседом как в буквальном, так и в переносном смысле. Поскольку это поможет интегрировать экономику, прежде всего, Дальнего Востока в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще больше укрепятся и торгово-экономические связи двух стран - участников проекта, а путь до потребителей российской продукции в Юго-Восточной Азии сократиться более чем на 1700 километров. Говоря об особенностях возведения переходов, инвестор отметил, что, к примеру, железнодорожный мост предусматривает прохождение поездов по колеям с разной шириной - 1520 мм для российских и 1435 мм для китайских поездов.

Это не единственные грандиозные проекты ГК СК Мост. С января 2018 года на Сахалине идет модернизация Дальневосточной железной дороги с колеи 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм. В ходе этого беспрецедентного по своей географической протяженности проекта компания Байсарова реконструирует 53 объекта инфраструктуры, включая несколько десятков мостов. Специалисты отмечают сильную изношенность островной инфраструктуры, и поэтому им приходится возводить мосты, по сути, заново. Темпы модернизации во многом зависят от слаженности их действий, ведь задача компании - подготовить мостовые переходы к прокладке железной дороги с новой колеей. Впрочем, сдавать объекты точно в срок - всегда было конкурентным преимуществом ГК СК Мост. На том же Сахалине компания одновременно строит три десятка мостов. Причем структура Руслана Байсарова подключилась к проекту только в 2018 году - за два года до завершения всех работ. При этом надо было доставить на остров с материка (и это в отсутствии моста) технику, оборудование, материалы. Да к тому же работали только во время технологических перерывов, чтобы не лишать местных жителей привычного для них средства передвижения.

По сути, аналогичная ситуация с проектом прокладки второго Байкальского тоннеля, которая ведется параллельно первой ветке. Строительство в рамках модернизации БАМа и Транссиба для увеличения пропускной способности обеих магистралей также осуществляют структуры Руслана Байсарова. После того, как предприниматель стал основным собственником группы компаний, проходка тоннеля, который уже приобрел статус одного из крупнейших искусственных сооружений в стране, ускорилась, что определенно говорит о бизнесмене, как об эффективном стратегическом инвесторе, способном оперативно решать вопросы с финансированием. Ведь строительство тоннеля - тот еще трудоемкий и потому чрезвычайно затратный процесс - нужно учесть массу нюансов при прохождении скальной породы. Приходится работать в сложных горно-геологических условиях, в сейсмоопасных районах, заботиться об оборудовании, которое часто требует ремонта, потому что постоянное трение о твердую горную породу приводит к износу.

Причем на строительстве специалисты компании Байсарова используют специальный тоннелепроходческий комплекс, прошедший все испытания на ура еще в Сочи при подготовке инфраструктуры к Олимпиаде 2014 года. Его в компании любовно называют «ветеран», и он даст фору многим молодым, особенно в умелых руках. По словам профессионалов СК Мост, им пришлось пойти на хитрость, чтобы сократить время остановок на ремонт: в проекте предусмотрели через каждые триста метров сбойки между тоннелем и штольней, из-за чего комплекс не приходилось откатывать назад для замены лезвий.

К слову, строительство второй ветки тоннеля на БАМе - можно уже считать историей. Основные работы завершены, по плану, к концу 2019 года по нему должны пройти первые поезда. По сравнению с первым Байкальским тоннелем - это образец современной инфраструктуры: объект оборудован всевозможными датчиками, которые ведут контроль за бесперебойным электроснабжением, безопасностью, вентиляцией. Следить за порядком помогает система видеонаблюдения. После завершения всех работ пропускная способность новых и реконструированных магистралей увеличится в разы. Когда стало понятно, какая важная и необходимая работа проделана, задумались о реконструкции первой ветки.


Благие дела Руслана Байсарова

В декабре 2009 года Руслан Байсаров перечислил серьезную сумму на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Это были двести тысяч евро, которые бизнесмен заплатил за лот, выставленный на одном из благотворительных мероприятий - право на трехминутное появление начинающей актрисы в фильме Бондарчука «Сталинград». Но это лишь малая часть всех благотворительных проектов бизнесмена, попавшая в СМИ. Деятельность в этом направлении предприниматель не афиширует.

Биография предпринимателя-промышленника и мецената, генерального директора АО «ТЭПК» и главы совета директоров АО «УСК Мост».

Человек известный, хотя его нельзя назвать публичной фигурой. Он успешный бизнесмен и экономист. Руслан Байсаров - основатель, владелец и генеральный директор «Тувинской энергетической промышленной корпорации» (АО «ТЭПК»), а также владелец блокирующего пакета акций и председатель совета директоров АО «УСК Мост». Эти крупнейшие бизнес-структуры занимаются важнейшими инфраструктурными проектами, которые меняют жизнь целых регионов.

Кроме того, 50-летний бизнесмен чеченского происхождения активно занимается благотворительностью, в частности, помогает детям с онкологическими заболеваниями. Женат, отец шестерых детей.

Кто такой Руслан Байсаров

Уроженец Чечено-Ингушской АССР Руслан Байсаров родился 9 августа 1968 в селе Пригородное Чеченской республики в многодетной семье представителей чеченского тейпа Хачарой. Семья была небогата, поэтому Руслан с детства работал, стараясь внести свою лепту в семейный бюджет.

После окончания школы в 1985 году он поступил в Московский инженерно-строительный институт, где не без успеха попробовал себя в новом тогда компьютерном бизнесе.

Обучение прервала армия. Прослужив два года и демобилизовавшись, будущий фигурант списка Forbes сменил профиль обучения и перевелся в Грозненский государственный нефтяной технический университет им.академика М. Д. Миллионщикова, который закончил в 1996-м. В 2001 году Руслан Байсаров получил степень магистра по социологии в столичном МГУ, а в 2018-м защитил кандидатскую диссертацию в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».

От владельца салона красоты до «начальника» московской нефти

Бизнесом Руслан Байсаров всерьез занялся в Москве, для начала открыв в престижном месте - Центре международной торговали на Краснопресненской набережной - салон красоты, один из первых в России японских ресторанов, небольшое казино и расположенную по соседству парковку.

В 1997 году Руслан Байсаров вместе с режиссером Федором Бондарчуком и актером Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер», а затем предприниматель решил вернуться к выбранной в вузе специальности и всерьез заняться нефтяным бизнесом.

Розничная сеть Руслана Байсарова «Инфант» перерабатывала около 1,5 млн тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Структура Байсарова обслуживала не только около 2 тыс. заправок в России, но и различные бюджетные организации, а также госструктуры. Вскоре он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, в которую входило более полусотни организаций, реализующих 75% объема продаж на московском топливном рынке.

С 2001 по 2004 годы Руслан Байсаров - вице-президент ОАО «Московская нефтяная компания»; в 2004–2005 годах - он вице-президент ОАО «Центральная топливная компания», в состав которого входил Московский нефтеперерабатывающий завод, в то время - основной поставщик нефтепродуктов в московском регионе.

В 2005 году Руслан Байсаров - председатель совета директоров ЗАО «МНК-АВТОКАРД», тогда же он становится вице-президентом ОАО «Московская нефтегазовая компания» (МНГК). С 2007 года он первый вице-президент компании, под его управлением Московский нефтеперерабатывающий завод, Московская топливная компания и ОАО «Моснефтепродукт».

Согласно Википедии, в 2008 году Руслан Байсаров купил часть активов нефтяной компании Sibir Energy. В 2010 году этот пакет выкупила «Газпром нефть», оценив стоимость активов более чем в 740 млн долларов.

В 2010–2011 годах Руслан Байсаров занимает пост первого вице-президента Центральной топливной компании, с 2011-го - он гендиректор АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК).

Первая железная дорога в Туве

В 2013 году компания Руслана Байсарова ТЭПК приобрела лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва.

Совсем недавно - в мае прошлого года - АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» (дочерняя структура ТЭПК) и государственное Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключили концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино. Это будет первая в Туве железная дорога, которая свяжет республику с Красноярским краем.

Всего несколько недель назад - в апреле 2019-го - компания АО «ТЭПК «Кызыл-Курагино» подписала договор генерального подряда с ОАО «РЖД» на проектирование и строительство железнодорожной линии «Элегест - Кызыл - Курагино». В правительстве рассчитывают, что реализация столь мощного инфраструктурного проекта улучшит экономическую и транспортную ситуацию в Восточной Сибири, а также создаст новые рабочие места.

Занимаясь железной дорогой, Руслан Байсаров не забывает об угледобыче: в рамках комплексной разработки Элегестского угольного месторождения уже готов проект создания угольного портового терминала в Хабаровском крае.

Инфраструктурные проекты Группы компаний «Мост»

Группа компаний СК «Мост» - также сфера серьезных бизнес-интересов Руслана Байсарова. В 2015 году бизнесмен приобрел 25% акций компании, а спустя год довел свою долю до контрольных 56% и возглавил совет директоров.

«Мост» занимается важнейшими для РФ дальневосточными инфраструктурными проектами - строительством первого железнодорожного моста через реку Амур «Нижнеленинск - Тунцзян» и первого автодорожного моста «Благовещенск - Хэйхэ», которые должны соединить российский Дальний Восток с Китаем.

Общая протяженность железнодорожного моста вместе с подъездными путями превысит 5 км, планируемая пропускная способность - около 21 млн тонн в год. Длина с подъездными путями автодорожного моста - почти 20 км, его пропускная способность, по данным СМИ, - 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5,5 тыс. человек в год.

Кроме того, СК «Мост» участвует в проекте модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, а также в строительстве второго 6,7-километрового Байкальского тоннеля, который позволит в 2,5 раза увеличить объем перевозок на этом участке.Также Руслан Байсаров с 2018 года реализует масштабный проект переустройства железнодорожной сети Сахалина под общероссийский стандарт ширины колеи - 1520 мм, что позволит значительно повысить объемы перевозимых по ней грузов.

В декабре 2018 года компания Руслана Байсарова завершила работы в морском порту «Сабетта» на арктическом побережье в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ». Обновленный порт обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов.

СК «Мост» реализует проекты и в Москве. В конце 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что строительная корпорация Руслана Байсарова завершила прокладку первого в столице двухпутного тоннеля, построенного по испанской технологии в рамках строительства новой Некрасовской линии метро. Как отметил заммэра столицы по строительству Марат Хуснуллин, проект тоннеля от станции «Окская» до станции «Стахановская» был сдан в срок, несмотря на тяжелейшие геологические условия и плотную жилую застройку в этом районе.

Благотворительность

Руслан Байсаров не забывает о социальной роли и ответственности большого бизнеса, он активно занимается благотворительностью. Впрочем, о своих благотворительных проектах бизнесмен особо не распространяется.

Но кое-что просачивается в СМИ: так, в 2009 году Руслан Байсаров участвовал в благотворительном аукционе, в ходе которого выложил 200 тысяч евро за небольшую роль для начинающей актрисы в фильме Федора Бондарчука «Сталинград». Деньги пошли на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Отец шестерых детей

Руслан Байсаров женат, он отец шестерых детей. Первой женой бизнесмена была фотомодель Татьяна Ковтунова, в 1993 году у пары родилась дочь Камила.

Второй супругой Байсарова стала певица Кристина Орбакайте, в 1998 году у них родился сын Дени. Также у бизнесмена есть 16-летний сын Илман и 14-летняя дочь Дали.

В 2009 году Байсаров женился на своей односельчанке Мадине Гайтаевой, выпускнице факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета, у пары в браке родились два сына - Амир и Амин.