ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 10/2009, стр. 3-14

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Полковник А. КАЛУГИН

Высшими политическими и военно-политическими руководящими органами Североатлантического союза являются Совет НАТО, Комитет военного планирования НАТО и Группа ядерного планирования НАТО, работа которых обеспечивается различными комитетами, агентствами, бюро и другими специальными структурами. Деятельность высших руководящих органов организует генеральный секретарь альянса.

Совет НАТО - высший орган Североатлантического союза, обладающий правом принятия решений по всем вопросам деятельности альянса. В него входят представители всех стран - участниц блока, пользующиеся равными правами при обсуждении и принятии решений.

Деятельность высшего политического органа организуется в форме сессий, которые проводятся на различном уровне (главы государств и правительств, министры иностранных дел, министры обороны, постоянные представители государств-членов). Место, время и уровень их проведения определяет генеральный секретарь альянса после соответствующих консультаций. При этом полномочия Совета НАТО, право принятия им решений и сами решения имеют одинаковый статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Заседания на уровне глав государств и правительств проводятся для решения особо важных вопросов, как правило, раз в два года. Не реже двух раз в год проходят летняя и зимняя сессии Совета НАТО на уровне министров иностранных дел, на которых, в зависимости от характера обсуждаемых вопросов, возможно участие других министров государств - членов альянса. Летние сессии проходят поочередно в странах-участницах, зимние - в штаб-квартире альянса в Брюсселе. На этих встречах рассматриваются важнейшие политические и военно-политические вопросы деятельности организации.

Структура высших руководящих органов НАТО

Также дважды в год Совет НАТО проводит заседания на уровне министров обороны. На них обсуждаются проблемы применения коалиционных войск (сил) и концептуальные вопросы военного строительства объединенных вооруженных сил (ОВС) блока.

Заседания совета на уровне постоянных представителей государств - участников альянса в ранге послов (заседания Постоянного совета НАТО) проходят не реже одного раза в неделю. На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-членов по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных коалиционными руководящими органами. При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии Совета НАТО.

Решения на заседаниях совета принимаются по принципу консенсуса, оформляются в виде заключительного документа и подписываются представителями государств-участников.

Штаб-квартиры Совета НАТО, а также большинства других постоянно действующих и временно создаваемых исполнительных органов находятся в Брюсселе. Официальные рабочие языки - английский и французский.

Комитет военного планирования (КВП) НАТО является высшим военно-политическим органом Североатлантического союза. Заседания комитета с участием министров обороны стран - членов блока проводятся дважды в год перед сессиями Совета НАТО. На них обсуждаются проблемы планирования совместной военной деятельности, включая строительство объединенных вооруженных сил альянса, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления. В период между заседаниями КВП руководство военно-политической деятельностью организации осуществляет Постоянный комитет военного планирования НАТО, состоящий из постоянных представителей стран блока (они же работают в Постоянном совете НАТО). В ходе его заседаний обсуждаются текущие военно-политические и административно-финансовые вопросы, а также рассматриваются различные аспекты функционирования подчиненных военных органов. Решения Комитета военного планирования окончательны и не подлежат утверждению Советом НАТО.

Группа ядерного планирования (ГЯП) НАТО - высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Основное предназначение группы заключается в изучении общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработке планов развития ядерных сил блока, рассмотрении вопросов развертывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ЯО, контроле над вооружениями и распространением ОМП. Заседания ГЯП с участием министров обороны стран альянса (кроме Франции) проводятся, как правило, два раза в год в рамках работы Комитета военного планирования под председательством генерального секретаря НАТО или его заместителя. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. В период между заседаниями ГЯП ее функции выполняет Постоянная группа ядерного планирования, в состав которой входят представители государств -членов блока в Постоянном совете НАТО.

Основную подготовительную работу заседаний Группы ядерного планирования проводит штабная группа ГЯП, которая заседает не реже одного раза в неделю. Главным консультативным органом при ГЯП является Группа высокого уровня. В ее состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений стран - членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством США.

Генеральный секретарь НАТО является председателем Совета НАТО, Комитета военного планирования, Группы ядерного планирования и ряда ведущих постоянных комитетов альянса (Главный комитет по гражданскому чрезвычайному планированию, Комитет по стандартизации, Конференция руководящего состава тыла НАТО, Конференция руководителей национальных ведомств по вооружению). Он координирует работу этих структур, контролирует выполнение принятых решений и выполняет представительские функции.

Кроме того, генеральный секретарь возглавляет Совет евроатлантического партнерства (СЕАП) и Группу средиземноморского сотрудничества, а также занимает должность председателя Совета Россия - НАТО (СРН), Комиссии НАТО - Украина и НАТО - Грузия. Он не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчетен только Совету НАТО.

Генеральный секретарь избирается, как правило, на четырехлетний срок на основе принципа единогласия всех стран блока. Союзные государства (примерно за полгода - год до вступления в должность) выдвигают свои кандидатуры, и на сессии Совета НАТО происходит официальное назначение нового генсекретаря. Однако неформально согласование приемлемых кандидатов осуществляется прежде всего между ведущими странами альянса с активным привлечением к этой работе их внешнеполитических и оборонных ведомств. На саммите альянса в г. Страсбург/Кель на пост нового генерального секретаря НАТО утвержден Андерс Фог Расмуссен, бывший до этого премьер-министром Дании. Дата его вступления в должность 1 августа 2009 года.

Основным рабочим органом генерального секретаря является Международный секретариат НАТО , состоящий из шести управлений и двух самостоятельных отделов. Общая численность персонала секретариата около 1 300 человек.

Управление по политическим вопросам и проблемам безопасности отвечает за планирование и реализацию деятельности НАТО в политической области, связанной с выполнением основных задач альянса, а также за организацию взаимодействия с международными организациями и странами-партнерами. Этот орган разрабатывает документы по вопросам внешнеполитической и финансово-экономической деятельности для ВПР блока и стран-участниц. Общее руководство управлением осуществляет помощник генерального секретаря НАТО по политическим вопросам и безопасности, который одновременно является председателем Политического комитета и выступает в качестве председателя ряда других комитетов.

Управление военной политики и планирования отвечает за планирование и реализацию деятельности НАТО в военной сфере, осуществление политики альянса в области ядерного оружия и защиты от оружия массового поражения. Оно занимается вопросами согласования доктрин и стратегических концепций стран-участниц, проведения исследований общих и частных аспектов военного планирования и политики альянса, координации планов строительства ОВС блока и их технического оснащения, изучения ВС стран, не входящих в НАТО, и их возможностей по ведению военных действий, организации компьютерного учета данных об ОВС НАТО и проведения исследований по оценке эффективности деятельности альянса в военной области. Руководство управлением осуществляет помощник генерального секретаря по военной политике и планированию.

Оперативное управление отвечает за поддержание боевых возможностей ОВС НАТО на требуемом уровне, организацию кризисного регулирования, миротворческой деятельности, гражданского чрезвычайного планирования, оперативной и боевой подготовки. Оно также занимается изучением и реализацией вопросов, связанных с урегулированием политических и военных кризисов, осуществляет подготовку операций ОВС блока, контролирует их проведение и организует взаимодействие в этой сфере с ООН, ОБСЕ и ЕС, а также формирует политику военно-гражданского сотрудничества в рамках НАТО. Возглавляет управление помощник генерального секретаря по операциям, который одновременно является председателем Главного комитета чрезвычайного гражданского планирования.

Управление военных инвестиций отвечает за разработку и проведение инвестиционной политики альянса в целях повышения военных возможностей НАТО и наращивания ресурсов блока. На этот орган возложена подготовка соответствующих документов по вопросам перспективных научных исследований и разработок, производства и закупок вооружения и военной техники, развития средств ПВО и системы управления воздушным движением, а также совершенствования военной инфраструктуры в зоне ответственности альянса. Общее руководство управлением осуществляет помощник генерального секретаря по военным инвестициям, который одновременно является председателем Конференции руководителей национальных ведомств по вооружению и Комитета по инфраструктуре, а также сопредседателем Комитета НАТО по стандартизации.

Управление по связям с общественностью отвечает за информационно-пропагандистское обеспечение деятельности НАТО. С этой целью оно осуществляет тесное сотрудничество со СМИ, организует издание и распространение печатной информации, поддержку информационного сервера альянса в сети Интернет, а также проведение семинаров, конференций и разного рода мероприятий, освещающих деятельность НАТО. Руководит управлением помощник генерального секретаря по связям с общественностью.

Управление делами генерального секретаря НАТО отвечает за решение организационных вопросов подготовки и проведения заседаний Совета НАТО, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также за организацию работы штаб-квартиры НАТО в целом и Международного секретариата в частности. Управление ведет протоколы заседаний высших органов НАТО, оформляет и учитывает принимаемые решения, осуществляет контроль за их прохождением и выполнением. Одной из основных его задач является обеспечение деятельности высших органов НАТО в различных условиях обстановки. Одновременно управление выполняет функции отдела кадров технического и обслуживающего персонала, а также финансового отдела Международного секретариата. Общее руководство управлением осуществляет помощник генерального секретаря по исполнительно-административным вопросам.

К высшим военным органам управления Североатлантического союза относятся Военный комитет НАТО и Международный военный штаб НАТО.

Военный комитет (ВК) НАТО работает под общим руководством Совета НАТО и Комитета военного планирования НАТО. В его состав входят начальники генеральных штабов стран альянса. Исландия, не имеющая вооруженных сил, представлена гражданским наблюдателем. Комитет участвует в разработке концепций применения ОВС блока, организует выполнение программ строительства коалиционных войск (сил), разрабатывает планы проведения военных операций, информирует высшие руководящие органы альянса о военно-политической обстановке в различных регионах мира, готовит рекомендации по военным вопросам для Совета НАТО и Комитета военного планирования, руководит деятельностью подчиненных военных органов.

Возглавляет Военный комитет НАТО председатель, избираемый на трехлетний срок. Он ведет заседания ВК и участвует с правом совещательного голоса в заседаниях Совета НАТО и Комитета военного планирования. Кроме того, лицо, занимающее эту должность, выполняет представительские функции в странах блока и государствах-партнерах, являющихся участниками Совета евро-атлантического партнерства и программы ПРМ. Председатель представляет также Военный комитет в Совете Россия - НАТО, Комиссиях НАТО - Украина и НАТО - Грузия и Группе средиземноморского сотрудничества.

Заместителем председателя ВК назначается представитель США. Он отвечает за планирование применения ядерных сил блока, организацию контроля над вооружениями, информирование руководства о состоянии ОВС НАТО, разработку рекомендаций для принятия решений высшими руководящими органами альянса.

Заседания Военного комитета НАТО на уровне начальников генеральных штабов проводятся не реже трех раз в год. Два из них проходят в Брюсселе, а одно - по очереди в странах-участницах. На них могут присутствовать верховные главнокомандующие НАТО. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых ВК решений и координацию деятельности военных органов и командований блока осуществляет Постоянный военный комитет, в состав которого входят представители ГШ стран - членов военной организации альянса. Его заседания организуются еженедельно по четвергам после заседаний Постоянного совета НАТО, проходящих по средам.

Международный военный штаб (МВШ) НАТО подчиняется Военному комитету НАТО и обеспечивает его работу. Штаб отвечает за проведение анализа военной политики альянса, подготовку рекомендаций по ее развитию, планирование деятельности ВК, подготовку проектов его решений и их реализацию. Сотрудники МВШ (440 человек, в том числе 80 гражданских служащих), командированные национальными военными органами для работы в нем, не имеют представительских функций и подчиняются только командованию НАТО.

На должность начальника Международного военного штаба Военным комитетом назначается один из представителей стран - участниц военной организации блока в звании генерала (адмирала). Председатель ВК и начальник МВШ не могут быть представителями одной страны.

Международный военный штаб состоит из пяти управлений, трех отделов, трех бюро и секретариата штаб-квартиры НАТО по консультациям в вопросах командования и управления. Кроме того, в структуру штаба входит Центр НАТО по оценке обстановки (ситуационный центр), который выделен в распоряжение Международного секретариата НАТО и подчинен помощнику генерального секретаря по операциям.

Повседневную деятельность МВШ обеспечивает отдел начальника штаба (личная канцелярия). Он отвечает за координацию работы подразделений штаба, а также за учет и доведение до его сотрудников поступающей информации и документов.

Управление по военной политике и планированию организует разработку военно-стратегических планов НАТО, определяет порядок применения ядерных сил и ОВС блока, планирует основные направления их дальнейшего строительства. Управление готовит также предложения об изменениях в коалиционной военной стратегии альянса с учетом новых военно-стратегических концепций, участвует в планировании мероприятий по программе ПРМ, в разработке и согласовании материалов для переговоров по ограничению и сокращению ядерных сил, обычных вооружений и вооруженных сил в Европе.

Оперативное управление разрабатывает текущие оперативные планы и директивы по оперативной и боевой подготовке, готовит проекты решений Военного комитета по отдельным вопросам строительства и применения ОВС НАТО, составляет планы КШУ и военных игр, представляет ВК отчеты о проведенных крупных учениях. Этот орган занимается согласованием планов оперативной и боевой подготовки вооруженных сил стран блока, включая учения с участием государств - участников программы ПРМ. Кроме того, управление координирует планы применения средств РЭБ и их модернизации, обеспечивает деятельность Комитета НАТО по противовоздушной обороне и организует выполнение его решений.

Разведывательное управление наряду с оценкой и обработкой поступающих разведывательных сведений готовит информационно-аналитические материалы для высших руководящих органов НАТО. Управление не располагает собственными силами и средствами для сбора разведданных, поэтому в своей работе оно использует информацию, предоставляемую стратегическим командованием операций ОВС НАТО и государствами - членами блока.

Управление по сотрудничеству и региональной безопасности отвечает за взаимодействие со странами - участницами программы ПРМ, СЕАП, Средиземноморского диалога, развитие сотрудничества с ЕС и ОБСЕ, координацию партнерской деятельности с Россией, Украиной и Грузией. Оно также.разрабатывает рекомендации по вопросам разоружения и участия НАТО в работе по контролю над вооружениями.

Управление по тыловому обеспечению, вооружениям и ресурсам отвечает за разработку концептуальных основ тылового обеспечения, планирование и организацию материально-технического снабжения и транспортных перевозок ОВС НАТО, а также за оперативное оборудование зоны ответственности этих сил. Оно проводит анализ возможностей коалиционных структур и стран - членов альянса по выделению и использованию людских, материальных и финансовых ресурсов, разрабатывает проекты годовых военных бюджетов НАТО. Кроме того, в ведении управления находятся вопросы стандартизации и оперативной совместимости вооружения.

Секретариат штаб-квартиры НАТО по консультациям в вопросах командования и управления имеет двойное подчинение (структурно входит в состав Международного военного штаба, но оперативно подчинен Международному секретариату НАТО). Его задачами являются разработка директив по внедрению, эксплуатации и техническому обслуживанию систем связи и информации НАТО, а также контроль их выполнения. Секретариат содействует деятельности высших руководящих органов НАТО в вопросах использования систем управления и связи. Он работает под совместным руководством помощника генерального секретаря по военным инвестициям и начальника Международного военного штаба.

Особое место в деятельности Международного военного штаба занимает Центр НАТО по оценке обстановки (SITCEN), который отвечает за сбор, обобщение и анализ политической, экономической и военной информации, а также за разработку информационно-аналитических материалов. Он круглосуточно отслеживает военно-политическую обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит ее до руководства альянса. Центр имеет прямую связь с Военным комитетом НАТО и оперативным центром штаба стратегического командования операций ОВС альянса. Он также непосредственно взаимодействует с аналогичными национальными центрами стран-участниц.

Структура органов управления объединенными вооруженными силами альянса имеет три уровня - стратегический, оперативно-стратегический и оперативный (видовой). На стратегическом уровне функционируют два командования - стратегическое командование операций (СКО) объединенных вооруженных сил альянса и командование стратегических исследований (КСИ) НАТО.

Стратегическое командование операций ОВС НАТО (Касто, Бельгия) осуществляет функции по организации оперативного планирования и применения группировок войск (сил) Североатлантического союза во всей зоне ответственности НАТО и за ее пределами.

Структура штаба СКО - типовая для органа военного управления ОВС НАТО и включает девять управлений: кадров (Л), разведывательное (J2), оперативное и боевой подготовки (J3), тылового обеспечения (J4), перспективного планирования (J5), связи и информационных систем (J6), организации ОБП и учений (J7), бюджетно-финансовое (J8) и военно-гражданской деятельности (J9). Управления J3 и J7, а также J5 и J9 в мирное время являются совмещенными.

Управления штаба функционально подразделяются на оперативные (J2, J3, J5, J7 и J9) и обеспечивающие (Л, J4, J6 и J8), из которых первые пять непосредственно подчинены заместителю начальника штаба (ЗНШ) по оперативным вопросам, остальные - ЗНШ по вопросам обеспечения. Данное командование стратегического уровня возглавляет верховный главнокомандующий из числа генералов (адмиралов) вооруженных сил США, занимающий этот пост по совместительству с должностью командующего объединенным командованием ВС США в Европейской зоне. Он назначается решением Совета НАТО с одобрения всех стран блока. Срок его полномочий составляет три года с возможностью продления до пяти лет.

Верховному главнокомандующему подчинены три коалиционных органа управления оперативно-стратегического уровня - объединенные командования ОВС альянса «Север», «Юг» и «Запад». В случае развязывания крупномасштабных военных действий данные структуры будут решать задачи по руководству войсками (силами) блока во всей зоне ответственности НАТО и за ее пределами.

Кроме вышеперечисленных органов управления верховному главнокомандующему ОВС альянса непосредственно подчинены следующие командования: объединенных подводных сил НАТО; ударного флота НАТО на Атлантике, которое может при необходимости развертываться на базе 2-го оперативного флота ВМС США; дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией AWACS - НАТО, отвечающее за своевременное обеспечение СКО альянса оперативной информацией о воздушной и морской обстановке, а также за организацию взаимодействия объединенных командований по управлению авиацией, силами и средствами ПВО.

На ВГК ОВС блока возложены следующие основные задачи: разработка оперативных планов применения коалиционных группировок войск (сил); поддержание ОВС альянса в необходимой степени боевой готовности; руководство повседневной деятельностью подчиненных войск (сил); организация оперативной и боевой подготовки войск (сил) блока и контроль за ходом ее проведения в национальных ВС, выделяемых в состав ОВС НАТО; участие в определении направлений военного строительства ОВС НАТО; распределение финансовых средств и других ресурсов между подчиненными органами управления, организациями и учреждениями.

Кроме того, в ходе военных действий ВГК ОВС НАТО осуществляет: руководство группировками войск (сил) в зоне ответственности альянса и за ее пределами; координацию действий подчиненных органов управления; организацию взаимодействия войск (сил) и всестороннего обеспечения ОВС блока.

Зона ответственности стратегического командования операций ОВС НАТО включает территории государств - членов блока (кроме США, Канады и Франции) и принадлежащие им острова, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Черного и Азовского морей, зоны проливов - Балтийских, Черноморских, Гибралтарского, Ла-Манш, северную часть Атлантического океана (к северу от тропика Рака), а также воздушное пространство над ними.

Свои полномочия верховный главнокомандующий ОВС НАТО осуществляет через подчиненные ему штабы стратегического и объединенных командований во всей зоне ответственности блока и за ее пределами.

Командование стратегических исследований НАТО, сформированное на базе бывшего стратегического командования ОВС альянса на Атлантике, расположено в г. Норфолк (США). На него не возложены функции оперативного руководства, строительства и определения новых оперативных возможностей коалиционных ВС.

В структуру КСИ входят два главных управления (исследований и обеспечения), подчиненных непосредственно ВГК. Каждое из них, в свою очередь, включает два управления, отвечающие за внедрение результатов экспериментов (учений) и совершенствование боевых возможностей блока (в подчинении главного управления исследований), а также за разработку и функционирование автоматизированных систем управления, разведки и связи, материально-техническое обеспечение (в подчинении главного управления обеспечения). Остальные отделы, отделения и центры штаба подчинены ВГК через начальников соответствующих управлений. Командование возглавляет американский генерал (адмирал), имеющий статус верховного главнокомандующего и одновременно выполняющий функции командующего объединенным командованием единых сил ВС США.

На ВГК КСИ альянса возложены следующие основные задачи: разработка стратегических концепций и определение направлений военно-технической политики альянса; планирование и организация военного строительства; разработка программ оперативной (боевой) подготовки; определение содержания и направленности дальнейшего развития боевых возможностей альянса; формирование программ НИОКР и разработка технических заданий по созданию новых образцов ВВТ; организация проведения и анализ результатов фундаментальных исследований в области разработки современных средств вооруженной борьбы; обеспечение условий для дальнейшего реформирования ОВС блока.

В интересах решения указанных задач КСИ НАТО осуществляет руководство учебно-методической деятельностью переданных в его ведение военных учебных заведений и научно-исследовательских центров блока, таких как объединенный центр разработки концепций боевого применения ОВС НАТО (Йотта, Норвегия), объединенный центр боевой подготовки ОВС НАТО (Быдгощ, Польша), противолодочный исследовательский центр ОВС НАТО (Специя, Италия), объединенный центр анализа и обобщения опыта боевых действий ОВС НАТО (Монсанту, Португалия), а также военный колледж НАТО (Рим, Италия), школа НАТО в Обераммергау (ФРГ), школа связи НАТО (Латина, Италия), центр ОВС НАТО по противодействию терроризму на море (Суда, Греция) и ряд других военных учебных и исследовательских заведений. Кроме того, командование стратегических исследований играет ведущую роль в организации работы создаваемых учебных центров для подготовки ВС государств - участников программы «Партнерство ради мира».

Североатлантический союз, позиционируя себя в качестве единственного гаранта мира и стабильности в глобальном масштабе, предпринимает шаги по модернизации органов управления НАТО. Для своевременного реагирования на возможные угрозы и вызовы руководство альянса создает новые структуры в системе управления. В частности, оно активно работает над развитием возможностей по обеспечению коллективной защиты информационных систем НАТО и стран-участниц. С этой целью в структуре КСИ завершается формирование управления по компьютерной безопасности, которое будет заниматься оценкой угроз, оказывать техническую помощь государствам блока, а также оперативно реагировать на инциденты в сфере компьютерной безопасности.

Кроме того, для расширения возможностей альянса по осуществлению военных контактов с государствами-партнерами, в том числе по их привлечению к проведению операций кризисного реагирования в различных регионах мира, предполагается создать в составе СКО управление военного сотрудничества. Оно будет сформировано на основе координационной ячейки партнерства НАТО, а также отделов сотрудничества, входящих в КСИ и СКО. Начальник этого управления одновременно будет являться заместителем начальника штаба СКО по вопросам международного военного сотрудничества.

Таким образом, действующая структура высших органов управления НАТО позволяет гибко реагировать на меняющуюся обстановку в области безопасности. Она постоянно совершенствуется в соответствии с новыми вызовами, что в целом позволяет руководству Североатлантического союза оперативно принимать решения по важнейшим вопросам военно-политической и военной деятельности и обеспечивать их выполнение, в том числе в области развития военного потенциала блока и применения коалиционных войск (сил) в интересах противодействия современным угрозам для обеспечения безопасности стран - членов альянса.

Объединенные вооруженные силы — войска, силы и средства, органы управления, выделенные по согласованию между двумя или более государствами для совместных действий в целях обеспечения их безопасности. В состав объединенных вооруженных сил от каждого государства входят, как правило, наиболее подготовленные и оснащенные современным вооружением, техническими средствами соединения и части.

Силы специального назначения КСОР состоят из представителей органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Вооруженные силы ООН — объединенные вооруженные силы государств-членов Организации Объединенных Наций, порядок их создания регламентируется статьей 43 Устава ООН. Военные контингенты, предоставляемые странами-членами ООН в распоряжение Совета Безопасности, под его руководство и командование по-существу и представляют собой объединенные вооруженные силы ООН . Их задачей является содействие предотвращению военных действий, восстановление и поддержание порядка, оказание гуманитарной помощи. В их функции включены также контроль за соблюдением договоренности о прекращении огня, наблюдение за выводом войск и патрулирование буферных зон. Традиционно в формировании многонациональных сил ООН принимали участие вооруженные силы скандинавских стран, Канады, Австрии, Ирландии, Франции, Великобритании, а также Ганы, Непала, Фиджи. В современных условиях к участию в них привлекаются также военные формирования США, России, Украины и других государств.

Объединенные Вооруженные Силы НАТО (ОВС НАТО) — коалиционные вооруженные силы государств, входящих в Организацию Североатлантического договора. Созданы в соответствии с решениями пятой сессии Совета НАТО в сентябре 1950 года.

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств : Албания, Бельгия, Болгария, Канада, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Испания, Великобритания, Турция. Главной задачей НАТО является защита свободы и безопасности его государств-членов политическими и военными средствами. НАТО придерживается того принципа, что нападение на одного или нескольких членов организации рассматривается, как нападение на союз в целом.

Структура Объединенных вооруженных сил НАТО по численности, боевому составу и оснащению в большей степени ориентирована на военные действия локального масштаба и проведение миротворческих операций (в том числе за пределами зоны ответственности блока), решение задач по предупреждению или ликвидации источников угроз, связанных с терроризмом и распространением оружия массового поражения (ОМП).

ОВС НАТО состоят из ядерных сил на театре войны и сил общего назначения. Ядерным силам отводится роль сдерживающего фактора для потенциальных агрессоров. Они включают эскадрильи самолетов-носителей тактической авиации военно-воздушных сил (ВВС) и военно-морских сил (ВМС). Силы общего назначения являются наиболее значительными по составу и представлены формированиями сухопутных войск, ВВС и ВМС, не входящими в ядерный компонент блока.

Проект Европейского оборонительного сообщества был оглашен французским премьером Рене Плевеном в 1950 году. Тогда, в июле 1950 года, Северная Корея при поддержке Китая напала на Южную Корею, чтобы объединить страну под коммунистическим флагом. В Европе нарастали опасения, что здесь также может быть осуществлен подобный сценарий, и тогда был разработан проект, согласно которому вооруженные силы Франции, Италии, Западной Германии и стран Бенилюкса должны были объединиться под общим командованием. , его не поддержало Национальное собрание Франции.

Попытки создания единой европейской армии продолжались и далее. В 1991 году Франция, Германия, Бельгия, Люксембург и Испания образовали объединенные бригады с единым командованием в Страсбурге и назвали их "Еврокорпус". В 1995 году французы, итальянцы, испанцы и португальцы договорились о создании Eurofor (European Operational Rapid Force).

На Хельсинской конференции в 1999 году Европейский Союз приступил к выработке единой оборонной политики , была разработана концепция сил быстрого реагирования. Участники конференции решили использовать силы быстрого реагирования только для осуществления миротворческих операций и проведения гуманитарных миссий. При этом была признана прерогатива ООН при принятии решений о начале миротворческих действий, а также "право первого отказа" НАТО, позволявшее использовать европейские войска только в случае, если альянс по каким-то причинам откажется участвовать в операции. Решение о создании сил быстрого реагирования Европейского Союза (EUFOR, European Union Force) было принято в сентябре 2000 года.

Вопросы обеспечения военной безопасности стояли во главе повестки дня саммита Евросоюза, тогда премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон высказался против создания объединенных вооруженных сил ЕС.

Немецкая газета Welt am Sonntag опубликовала интервью главы Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера, который заявил, что ЕС необходимо создать собственную единую армию как инструмент отстаивания интересов Европы. Эта идея была одобрена министром обороны ФРГ Урсулой фон дер Ляйен, а немецкая оппозиция раскритиковала предложение Юнкера.

В Великобритании, Швеции, Польше. Как заявил официальный представитель ЕК Маргаритис Схинас, этот вопрос будет поднят на саммите ЕС в июне.

Страны Лиги арабских государств (ЛАГ) одобрили создание межарабских объединенных вооруженных сил быстрого реагирования, целью которых является устранение угроз в регионе.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 5/2002, стр. 2-5

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СТРУКТУРА КОАЛИЦИОННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОВС НАТО

Подполковник К. КАСАТКИН

Руководство НАТО в соответствии с программой реформирования структуры управления ОВС блока продолжает проведение комплекса мероприятий по реорганизации командно-штабных структур альянса. В настоящее время в основном завершено формирование коалиционных органов управления, в результате чего более чем в 3 раза сокращено количество командований и штабов (с 65 до 20), главным образом за счет упразднения звеньев оперативно-тактического и тактического уровня.

Новая структура органов управления ОВС НАТО включает три уровня командований и штабов блока. Первый уровень (стратегический) - стратегические командования (СК) ОВС НАТО на Атлантике и в Европе; второй (оперативно-стратегический) - региональные командования (РК); третий (оперативный) - субрегиональные (СРК) и видовые (ОВВС, ОВМС) командования.

Все органы управления ОВС НАТО комплектуются по многонациональному принципу, имеющему ряд характерных особенностей: комплектование органов управления стратегического уровня осуществляется представителями всех стран альянса; в состав региональных и субрегиональных командований и штабов входят представители не менее чем пяти государств - членов альянса; квота должностей стран-участниц в штабах субрегиональных командований распределяется следующим образом: не менее 50 проц. должностей выделено для представителей государства, на территории которого расположен штаб СРК, остальные занимают военнослужащие, направленные странами, наиболее активно участвующими в деятельности конкретного командования или наиболее тесно сотрудничающими с ним в военно-технической области.

В соответствии с директивными документами ОВС НАТО зоны ответственности имеют только стратегические и региональные командования. Субрегиональные командования выполняют задачи в пределах границ соответствующего регионального командования.

Разграничительная линия между стратегическими командованиями осталась без изменений, за исключением района вокруг Канарских о-вов и воздушного пространства над ними, которые по просьбе Испании включены в зону ответственности СК ОВС НАТО в Европе (ранее они входили в зону ответственности ВГК ОВС НАТО на Атлантике).

Формирование структуры органов управления ОВС НАТО осуществляется с учетом концепции «многонациональные оперативные силы» (МНОС), предусматривающей возможность задействования в операциях, проводимых Североатлантическим союзом, воинских контингентов стран, не входящих в альянс.

Для развертывания органов управления многонациональными группировками войск (сил) при штабах ОВС НАТО различных уровней формируются оперативные группы, которые станут основой для развертывания штабов МНОС. В зависимости от масштабов и характера предстоящей операции их предполагается доукомплектовывать группами усиления и обеспечения.

В соответствии с установками стратегической концепции Североатлантического союза командования и штабы ОВС блока должны быть способными одновременно развернуть два штаба для руководства крупными группировками войск (сил), а для управления незначительными формированиями (одно-два соединения) - ряд небольших штабов. Развертывание штабов МНОС предполагается осуществлять в основном на базе субрегиональных командований, расположенных вблизи района конфликта (кризисной ситуации).

Стратегические командования ОВС НАТО в Европе и на Атлантике возглавляют верховные главнокомандующие (представители ВС США), которые управляют объединенными вооруженными силами альянса через соответствующие штабы стратегических командований и отвечают за общее руководство строительством вооруженных сил блока, планирование и осуществление всех видов военной деятельности в своих зонах ответственности, а в случае необходимости и за их пределами.

На главнокомандующих региональными командованиями возложена задача непосредственного управления переданными в их распоряжение группировками войск (сил). Помимо вопросов руководства деятельностью войск (сил) блока, на командующих ОВС НАТО всех уровней возлагается решение ряда принципиально новых задач, к числу которых относятся борьба с международным терроризмом, противодействие распространению оружия массового поражения, организация мероприятий оперативной и боевой подготовки в рамках программы ПРМ.

Органы управления ОВС НАТО в Европе. Общее руководство объединенными вооруженными силами блока в Европе осуществляет верховный главнокомандующий ОВС НАТО (представитель ВС США) через штаб стратегического командования, который находится в г. Касто (Бельгия).

Зона ответственности СК ОВС НАТО в Европе включает территории Бельгии, Дании, Германии, Греции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Испании, Турции, Польши, Чехии и Венгрии, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Лигурийского, Тирренского, Ионического, Адриатического, Эгейского, Мраморного, Черного и Азовского морей, зоны Балтийских и Черноморских проливов, Гибралтарский пролив, пролив Ла-Манш, Канарские о-ва, прибрежные воды и воздушное пространство над ними.

В штабе СК ОВС НАТО в Европе имеется девять управлений: Л - кадровое, J2 -разведывательное, J3 - оперативное, J4 - тылового обеспечения, J5 - текущего планирования, J6 - связи и информационных систем, J7 - перспективного планирования и организации боевой подготовки, J8 - бюджетно-финансовое и J9 - военно-гражданской деятельности.

Стратегическому командованию ОВС НАТО в Европе подчинены два региональных командования: ОВС НАТО «Север» и «Юг». В штабах этих командований имеется семь аналогичных управлений (J3 и J7, а также J5 и J9 совмещены).

Региональному командованию ОВС НА ТО «Север» переданы функции упраздненных ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском и Центрально-Европейском ТВД. Штаб РК ОВС НАТО «Север» находится в г. Брюнсюм (Нидерланды) На должность главнокомандующего (по принципу ротации) назначаются представители ВС Германии или Великобритании. Зона ответственности этого командования включает территории, воздушное пространство и прибрежные воды Великобритании, Норвегии, Дании, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Польши и Чехии, акватории Северного, частично Норвежского и Балтийского морей, а также зону Балтийских проливов.

Региональному командованию ОВС НАТО «Север» подчинены два видовых командования (ОВВС «Север» и ОВМС «Север») и три субрегиональных («Север», «Северо-Восток» и «Центр»).

По своей организационной структуре штабы этих командований в основном идентичны и соответствуют штабу регионального командования.

Вместе с тем в штабах субрегиональных командований, в зоне ответственности которых преобладают сухопутные войска, больше должностей выделяется для представителей СВ; в штабах, на которые может быть возложено руководство действиями войск (сил) на приморских направлениях, увеличена численность офицеров военно-морских сил.

Командование ОВВС НА ТО «Север» (г. Рамштейн, Германия) развернуто на базе командования ОВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД. На должность командующего назначается представитель ВС США, который является помощником главнокомандующего РК ОВС НАТО «Север» по вопросам применения группировок военно-воздушных сил блока. Кроме того, на него возложены функции командующего ПВО и начальника региональной системы по контролю воздушно-космического пространства в зоне ответственности РК ОВС НАТО «Север» и координации действий авиации с другими командованиями. Командующему подчинены пять центров управления воздушными операциями (ЦУВО), развернутые в ФРГ (города Калькар и Месшеттен), Дании (г. Финдеруд), Великобритании (г. Хай-Уиком) и Норвегии (г. Рейтан).

Командование ОВМС НА ТО «Север» (г. Нортвуд, Великобритания) возглавляет представитель ВС Великобритании, который одновременно является командующим региональным командованием ОВС НАТО «Восток» стратегического командования ОВС блока на Атлантике, а штабы этих командований представляют собой единый орган. Командование выполняет задачи по управлению флотскими группировками в зоне ответственности регионального командования ОВС НАТО «Север».

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Север» (г. Йотта, Норвегия), возглавляемое представителем ВС Норвегии, осуществляет руководство коалиционными группировками войск (сил) при ведении боевых действий на севере Европы. На это же командование возлагаются задачи организации ПВО и защиты морских коммуникаций в Северо-Восточной Атлантике.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Северо-Восток» (г. Каруп, Дания, возглавляет представитель ВС Дании) предназначено для управления войсками (силами) при ведении военных действий в зоне Балтийских проливов и на подходах к ним. Кроме того, войска (силы) СРК «Северо-Восток» могут привлекаться к решению задач совместно с группировками субрегионального командования ОВС НАТО «Центр» в Центральной Европе.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Центр» (г. Гейдельберг, Германия, по принципу ротации представители ВС ФРГ и США) предназначено для руководства действиями коалиционных группировок войск (сил) в Центральной Европе.

Региональное командование ОВС НАТО «Юг» (штаб в г. Неаполь, Италия, представитель ВС США) сформировано на базе штаба ГК ОВС НАТО на ЮЕ ТВД. Зона его ответственности включает территории, воздушное пространство и прибрежные воды Испании, Италии, Греции, Турции, Венгрии, акватории Средиземного, Черного и Азовского морей. На это региональное командование возложены задачи управления войсками (силами) объединенных вооруженных сил блока на юге Европы через подчиненные ему видовые командования (ОВВС и ОВМС), а также через четыре субрегиональных («Юг», «Юго-Восток», «Юго-Центр» и «Юго-Запад»). По своей структуре и задачам, решаемым их штабами в мирное и военное время, эти командования аналогичны соответствующим командованиям РК ОВС НАТО «Север».

Видовое командование ОВВС НА ТО «Юг» (г. Неаполь, Италия, представитель ВС США) руководит деятельностью объединенных ВВС в пределах зоны ответственности всего регионального командования. Командующий ОВВС НАТО «Юг» является помощником главнокомандующего РК ОВС НАТО «Юг» по вопросам применения группировок военно-воздушных сил блока. Кроме того, на него возложены функции командующего ПВО и начальника региональной системы по контролю воздушно-космического пространства в зоне ответственности РК ОВС НАТО «Юг» и координации действий авиации с другими командованиями. Командующему подчинены также пять центров управления воздушными операциями, развернутых в Италии (г. Поджо-Ренатико), Турции (г. Эскишехир), Греции (г. Лариса), Испании (г. Торрехон) и Португалии (г. Монсанту).

Командование ОВМС НА ТО «Юг» (г. Неаполь, Италия, представитель ВС этой страны) выполняет задачи по управлению флотскими группировками в зоне ответственности регионального командования ОВС НАТО «Юг».

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юго-Восток» (г. Измир, Турция, представитель ВС этой страны) предназначено для организации защиты морских коммуникаций в Восточном Средиземноморье и Черном море, предотвращения возможной агрессии со стороны Ливии, Ирака, Ирана и Сирии, а также для проведения миротворческих операций на Балканах и Ближнем Востоке.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юго-Центр» (г. Лариса, Греция, представитель ВС этой страны) выполняет задачи по защите интересов западноевропейских государств в центральной части Средиземного моря, Эгейском море и западной части Черного моря. Так как СРК ОВС НАТО «Юго-Центр» находится в районе с нестабильной обстановкой, военные эксперты НАТО полагают, что оно будет активно участвовать в организации миротворческих операций в Средиземноморском регионе.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юг» (г. Верона, Италия, представитель ВС этой страны) отвечает за организацию защиты морских коммуникаций в центральной части Средиземного моря и миротворческих операций на Балканах.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юго-Запад» (г. Мадрид, Испания, представитель испанских ВС) отвечает за защиту морских коммуникаций в Западном Средиземноморье (Гибралтар). Кроме того, на него возлагаются задачи по организации и проведению миротворческих операций в странах Магриба, предотвращению деятельности международных экстремистских организаций в западной части Средиземного моря и массовых миграций населения.

Органы управления ОВС НАТО на Атлантике. Общее руководство объединенными вооруженными силами блока на Атлантике осуществляет верховный главнокомандующий ОВС НАТО (представитель ВС США) через штаб стратегического командования, который находится в г. Норфолк (США). Зона ответственности этого командования включает Фарерские о-ва, Гренландию, Исландию и Португалию, а также Северную Атлантику к северу от тропика Рака, за исключением территории Канарских о-вов и относящегося к ней воздушного пространства. Восточная граница зоны ответственности проходит вдоль побережья Африки, затем на север вдоль границы СК ОВС НАТО в Европе. Западной границей зоны ответственности является Восточное побережье Северной Америки, исключая Кубу. Морская граница зоны ответственности с государствами, не являющимися членами альянса, фактически проходит по границе их национальных территориальных вод. Северная граница зоны ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике протянулась до Северного полюса.

В штабе СК ОВС НАТО на Атлантике имеются три управления: Л - военной политики и стратегического планирования, J2 - ресурсов, J3 - связи и информационных систем.

Штабы региональных командований объединенных вооруженных сил на Атлантике дислоцируются в местах расположения прежних главных командований ОВС НАТО, которые по своей организационной структуре аналогичны региональным командованиям в Европе. При этом в повседневных условиях региональные командования не имеют строго определенных зон ответственности. Эти зоны назначаются ВГК ОВС НАТО на Атлантике в случае обострения обстановки или возникновения кризисной ситуации в регионе.

Региональное командование ОВС НА ТО «Восток» (г. Нортвуд, Великобритания, представитель британских ВС) осуществляет руководство деятельностью войск (сил) блока в северо-восточной и восточной частях зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике, включая Исландию. Как уже отмечалось выше, главнокомандующий РК ОВС НАТО «Восток» одновременно является командующим ОВМС регионального командования ОВС НАТО «Север» стратегического командования ОВС НАТО в Европе, а штабы этих командований представляют собой единый орган.

Региональное командование ОВС НА ТО «Запад» (г. Норфолк, США, представитель американских ВС) осуществляет руководство деятельностью войск (сил) блока в западной части зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике.

Региональное командование ОВС НА ТО «Юго-Восток» (г. Лиссабон, Португалия, представитель португальских ВС) осуществляет руководство деятельностью войск (сил) блока в юго-восточной части зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике, включая Португалию.

Командование ударного флота НА ТО на Атлантике (г. Норфолк, США, представитель американских ВС) подчинено непосредственно стратегическому командованию ОВС НАТО на Атлантике, однако при необходимости предусматривается передача его в оперативное подчинение ВГК ОВС НАТО в Европе.

Командование объединенных подводных сил НА ТО на Атлантике (г. Норфолк, США, представитель американских ВС) подчинено непосредственно стратегическому командованию ОВС НАТО на Атлантике. Штаб этого командования не имеет статуса международного и его штатное расписание включает лишь должности для офицеров ВМС США.

Командующему объединенными подводными силами НАТО на Атлантике подчинены объединенные подводные силы блока на Атлантике, которые включают подводные лодки ВМС США, Великобритании и других стран-участниц. Организация применения подводных лодок в интересах альянса возложена на командующего подводными силами Атлантического флота США, который одновременно является командующим объединенными подводными силами в зоне ответственности РК ОВС НАТО «Запад» и в целом в зоне ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике. На командующего объединенными подводными силами возложена функция по координации действий применения многоцелевых подводных лодок с тем, чтобы они не затрудняли выполнение задач стратегическими ПЛАРБ.

Новая организация органов управления ОВС НАТО, разработанная, по заявлению западноевропейских экспертов, «с учетом оценки перспектив развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в Евроатлантическом регионе, обеспечивает создание в рамках блока новой системы европейской безопасности. Она рассчитана также на «подключение» к ней вооруженных сил новых членов альянса без проведения крупных реорганизационных мероприятий».

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 3/2000, стр. 2-7

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Полковник А. СТЕПАНОВ

Военно-политическое руководство Североатлантического союза в интересах приведения командной структуры объединенных вооруженных сил в соответствие с задачами, определенными новой стратегической концепцией альянса, сосредоточило усилия на совершенствовании системы управления коалиционных войск (сил) НАТО.

Принятию решения о внесении изменений в эту структуру предшествовала подготовительная работа, в ходе которой было рассмотрено несколько вариантов реорганизации с учетом военно-политических и стратегических реалий. Военные специалисты исходили из того, что созданная в период «холодной войны» система управления ОВС НАТО, предназначенная в первую очередь для отражения угрозы «массированной агрессии» со стороны бывшего СССР и Варшавского Договора, стала слишком громоздкой, не позволяющей альянсу адекватно реагировать на динамичные изменения обстановки.

Кроме того, появился ряд принципиально новых задач. Наряду с мероприятиями по обеспечению коллективной обороны новых членов НАТО, это проведение миротворческих операций, борьба с международным терроризмом, противодействие распространению оружия массового поражения (ОМП) и другие. В результате возникла необходимость создания многофункциональной, но более гибкой структуры объединенных командований блока, что, по мнению разработчиков, позволит ему эффективно осуществлять деятельность не только в зонах ответственности этих командований, но и за их пределами.

Прежняя структура органов управления ОВС НАТО была ориентирована на руководство прежде всего крупными группировками войск (сил), предназначенными для ведения крупномасштабной войны, и имела четыре уровня (рис. 1).

Органами высшего (стратегического) уровня являлись верховные главные командования - ОВС НАТО в Европе и ОВС НАТО на Атлантике. Им были подчинены главные командования (ГК) оперативно-стратегического уровня. В Европе их насчитывалось три: ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском театрах военных действий (СЗЕ, ЦЕ и ЮЕ ТВД). На Атлантике было пять таких командований (в Западной, Восточной и Иберийской Атлантике, а также ударный флот и командование объединенных подводных сил НАТО на Атлантике). Они, в свою очередь, имели в подчинении командования оперативного уровня (11 в Европе и 15 на Атлантике), а также 29 командований оперативно-тактического уровня.

Новая структура альянса (рис. 2) была впервые предложена на заседании военного комитета НАТО с участием министров обороны стран - членов блока 2 декабря 1997 года, а окончательно утверждена на Вашингтонском саммите в апреле 1999-го. Практическая реорганизация структуры коалиционных органов управления началась 1 сентября 1999 года.

Принятие второй после «холодной войны» реформы натовской командной структуры (первая, менее радикальная, была осуществлена в 1991 году) потребовало значительных усилий и произошло в результате продолжительных торгов относительно географического размещения штабов и распределения командных должностей между странами-участницами.

При определении новой структуры управления вооруженными силами натовские специалисты руководствовались следующими соображениями. Во-первых, направления адаптации структуры управления к современным требованиям, по их мнению, определяются тремя главными целями - военной эффективностью, сохранением трансатлантических связей и обеспечением европейской идентичности в области обороны и безопасности. Во-вторых, альянс должен играть главенствующую роль в системе европейской безопасности, а новая структура военного управления ОВС НАТО должна быть способна решать весь комплекс задач Североатлантического союза. Кроме того, необходимо, чтобы структура управления обладала необходимой гибкостью, обеспечивая участие новых членов НАТО в деятельности блока.

В соответствии с установками НАТО командующие всех уровней получают большую свободу действий во всех видах военной деятельности НАТО. При этом региональные командования должны быть способны организовать прием войск (сил) усиления и осуществлять руководство ими при ведении крупномасштабных военных действий.

Новой структурой управления предусматривается особый подход в отношении зон ответственности объединенных командований. Постоянно установленные зоны ответственности будут иметь только стратегические и региональные командования (СК и РК) в Европе. Граница между стратегическими командованиями остается прежней, за исключением района вокруг Канарских о-вов и воздушного пространства над ними, которые по настоятельной просьбе Испании включены в зону ответственности стратегического командования ОВС НАТО в Европе. Руководство деятельностью авиации и флота в Европе возложено на командующих объединенными ВВС и ВМС региональных командований «Север» и «Юг». Они будут осуществлять его через объединенные центры управления воздушными и морскими операциями в конкретных секторах зоны.

Натовские специалисты предлагают использовать термин «совмещение двух должностей» для начальников штабов, которые могут быть объединены. В частности, штаб РК «Восток» стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике и штаб командования ОВМС регионального командования «Север» СК ОВС НАТО в Европе будут преобразованы в единый орган (в Нортвуд, Великобритания).

Большое значение уделено принципу ротации важнейших командных должностей. В соответствии с ним будут назначаться, в частности, командующие уровня региональных командований и ниже, заместители командующих, и начальники штабов в рамках всей структуры управления, а также заместитель начальника штаба стратегического командования ОВС НАТО в Европе.

Признавая, что многонациональность продолжает оставаться важным фактором обеспечения солидарности и сплоченности блока, эксперты НАТО разработали ряд рекомендаций по комплектованию органов управления:

На долю страны, на территории которой располагается штаб, должно приходиться не более 50 проц. офицерских должностей основного состава. Оставшиеся должности необходимо распределять между офицерами других государств, преимущественно тех, которые граничат со страной, на чьей территории находится штаб;

Каждая страна-участница должна направлять своих офицеров в основной состав штабов стратегических командований;

Все государства в пределах регионального командования обязаны выделять офицеров в основной состав штабов командований соответствующих видов ВС. Более того, для улучшения взаимодействия в них же должны входить специалисты из штабов соседнего регионального командования;

В основной состав штаба каждого субрегионального командования (СРК) ОВС НАТО следует выделять равное количество офицеров не менее чем из пяти государств -членов блока.

Необходимо отметить, что именно СРК являются принципиально новыми образованиями в создаваемой структуре управления ОВС НАТО. По сути, это многовидовые командования, которые включают представителей как сухопутных войск, так и офицеров ВВС и ВМС.

Субрегиональные командования будут играть важную роль в претворении в жизнь концепции «многонациональных оперативных сил» (МНОС), принятой в НАТО в 1994 году. Она предусматривает создание многонациональных объединенных оперативных формирований (CJTF - Combined Joint Task Forces), предназначенных для решения задач урегулирования различных по масштабу и интенсивности кризисных ситуаций как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами с привлечением войск и сил стран, не входящих в альянс (по крайней мере двух в Европе и одного на Атлантике).

Основой для развертывания штабов этих формирований в Европе станут оперативные группы, формирующиеся при штабах региональных командований (до 115 из 700 человек штатного состава штаба). В зависимости от масштабов и характера предстоящей операции их предполагается доукомплектовать группами усиления и обеспечения в основном сухопутных войск (до корпусного состава-100 тыс. человек). Штабы будут развертываться, как правило, на базе штабов СРК, расположенных вблизи от места конфликта (кризиса).

В рамках ОВС НАТО на Атлантике таким объединенным формированием (CJTF) будет, по существу, ударный флот (УФ), развертывание которого намечается главным образом в район Средиземного моря.

Сокращение органов управления ОВС НАТО с 65 до 20 произойдет главным образом за счет упразднения низовых звеньев управления оперативного и оперативно-тактического уровня (по классификации НАТО - третий и четвертый уровни).

По-прежнему будут функционировать два стратегических командования ОВС блока -на Атлантике и в Европе, осуществляющие общее планирование и руководство деятельностью подчиненных органов управления и войск (сил) в зонах своей ответственности.

Наиболее значительные изменения претерпит структура органов управления ОВС НАТО в Европе. В ее составе создаются командования и штабы трех уровней - стратегического, оперативно-стратегического и оперативного (четвертый, тактический уровень органов управления, будет упразднен). Всего в новой структуре вместо 42 намечается иметь 14 коалиционных органов управления: один стратегического, шесть оперативно-стратегического (два РК и четыре видовых) и семь оперативного уровня (СРК).

Непосредственное руководство объединенными вооруженными силами блока в Европе будет по-прежнему осуществлять главнокомандующий СК ОВС НАТО, штаб которого остается в г. Касто (Бельгия).

Самопровозглашенная зона ответственности стратегического командования ОВС НАТО в Европе включает: территории Бельгии, Дании, Германии, Греции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Испании, Турции, Польши, Чехии и Венгрии, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Черного и Азовского морей, пролив Ла-Манш, Гибралтарский пролив и подступы к нему со стороны Атлантики, зону Балтийских проливов, а также Канарские о-ва, прибрежные воды и воздушное пространство над ними.

На базе двух главных командований ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском и Центрально-Европейском ТВД развертывается региональное командование ОВС НАТО «Север» (г. Брюнсюм, Нидерланды), в зону ответственности которого входят территории Бельгии, Дании, Германии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши и Чехии, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского морей, пролив Ла-Манш и зона Балтийских проливов. Ему будут подчинены два видовых командования - объединенных военно-воздушных сил (ОВВС) и объединенных военно-морских сил (ОВМС) НАТО «Север», а также три субрегиональных командования ОВС НАТО («Север», «Северо-Восток» и «Центр»).

Командование ОВВС НАТО «Север» (г. Рамштейн, Германия) развертывается на базе командования ОВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД. На командование ОВМС НАТО «Север» (г. Нортвуд, Великобритания) возлагаются также задачи по руководству силами флота РК ОВС НАТО «Восток» стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике. Штабы СРК ОВС НАТО «Север», «Северо-Восток» и «Центр» располагаются соответственно в городах Йотта (Норвегия), Каруп (Дания) и Гейдельберг (ФРГ).

Главное командование ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД преобразуется в РК ОВС НАТО «Юг» с подчинением ему двух видовых командований (ОВВС и ОВМС «Юг») и четырех СРК ОВС НАТО («Юго-Восток», «Юг», «Юго-Центр» и «Юго-Запад»), два из которых («Юго-Центр» и «Юго-Запад») являются новыми. Программой реорганизации военной структуры блока предусматривается предоставление данному командованию более широких полномочий и самостоятельности при решении оперативных вопросов, так как в зону его ответственности входят основные районы нестабильности (Балканы, Ближний Восток).

Зона ответственности регионального командования ОВС НАТО «Юг» (г. Неаполь, Италия) включает территории Греции, Италии, Испании, Турции и Венгрии, акватории Средиземного, Черного и Азовского морей, зону Черноморских проливов, Гибралтарский пролив и подступы к нему со стороны Атлантики, а также Канарские о-ва, прибрежные воды и воздушное пространство над ними.

Штабы видовых командований ОВВС и ОВМС НАТО «Юг» располагаются в г. Неаполь (Италия), а СРК «Юго-Восток», «Юго-Центр», «Юг» и «Юго-Запад» соответственно в городах Измир (Турция), Лариса (Греция), Верона (Италия) и Мадрид (Испания).

Как отмечают разработчики новой структуры управления, организация штабов этих командований в основном идентична, что говорит о стремлении руководства альянса создать универсальные органы управления, способные эффективно управлять необходимыми силами в зоне ответственности, а также за ее пределами. Они будут различаться лишь соотношением офицеров - представителей различных видов вооруженных сил, входящих в структуру штаба. Очевидно, например, что в СРК ОВС НАТО «Центр» преимущество будет отдано сухопутным войскам, так как оно формируется на базе командования объединенных сухопутных войск НАТО на ЦЕ ТВД. А в СРК ОВС НАТО «Север» и «Северо-Восток» присутствие представителей различных видов ВС будет сбалансировано, так как они формируются на базе командований ОВС НАТО в Северной Европе и в зоне Балтийских проливов соответственно.

Необходимость упразднения многих командных структур обусловлена причинами военно-политического характера, а также финансовыми соображениями. Так, из бюджета НАТО выделялись значительные средства на содержание командований, которые представляли интересы отдельных стран-участниц и были укомплектованы преимущественно офицерами национальных ВС. Поэтому командование ударных ВМС НАТО на ЮЕ ТВД, являвшееся фактически управленческой структурой 6-го флота США, не включено в состав РК ОВС НАТО «Юг». Оно будет функционировать под эгидой американского командования с сохранением в неизменном виде его основного оперативного предназначения.

В Атлантической зоне вместо четырехуровневой системы управления создаются коалиционные командования и штабы двух уровней - стратегического и оперативно-стратегического (всего шесть органов управления): стратегическое командование ОВС НАТО на Атлантике, три РК ОВС НАТО («Восток», «Запад» и «Юго-Восток»), а также два отдельных командования (объединенных подводных сил и ударный флот НАТО на Атлантике). При этом 17 органов управления третьего и четвертого уровня упраздняются, а их функции передаются реорганизуемым командным структурам.

В зону ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике входят Фарерские о-ва, Гренландия, Исландия и Португалия, а также северная часть Атлантического океана (к северу от тропика Рака), за исключением района Канарских о-вов и воздушного пространства над ними.

Непосредственное управление объединенными вооруженными силами блока в Атлантической зоне будет осуществлять главнокомандующий ОВС НАТО на Атлантике, штаб которого будет, как и прежде, находиться в ГВМБ Норфолк (США). Его основные функции сводятся к поддержанию войск и сил в необходимой боевой готовности, организации оперативной и боевой подготовки органов управления, всестороннему обеспечению объединенных вооруженных сил и разработке планов их использования.

По мнению натовских экспертов, структура командований ОВС НАТО на Атлантике является эффективной как с политической, так и военной точки зрения. Отсутствие промежуточных звеньев между стратегическим и региональными командованиями на Атлантике позволяет оперативно управлять подчиненными силами и средствами в случае изменения военно-политической обстановки в Атлантической зоне и в Европе.

На региональное командование ОВС НАТО «Запад» (г. Норфолк) возложено руководство войсками (силами) блока в западной части зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике. РК ОВС НАТО «Восток» (г. Нортвуд, Великобритания) осуществляет руководство войсками (силами) как в зоне ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике, так и силами флота регионального командования ОВС НАТО «Север» СК ОВС НАТО в Европе. Из зоны ответственности регионального командование ОВС НАТО «Юго-Восток» (г. Лиссабон, Португалия), в отличие от предыдущего ПС ОВС НАТО в Иберийской Атлантике, исключена акватория Канарских о-вов, которая перешла под ответственность субрегионального командования ОВС «Юго-Запад».

Штаб ударного флота на Атлантике (г. Норфолк) в основном представлен штабом 2-го флота США с включением в его состав представителей вооруженных сил не менее десяти стран - членов альянса. Развертывание УФ будет ориентировано прежде всего на Средиземное море, т. е. в интересах СК в Европе и РК «Юг».

Командование объединенных подводных сил на Атлантике (г. Норфолк) непосредственно подчинено стратегическому командованию ОВС НАТО на Атлантике. Его штаб не имеет статуса международного, и штатное расписание включает только офицерские должности ВМС США. Предполагается, что командующий объединенными подводными силами в основном будет координировать действия союзников по планированию боевого применения подводных сил.

В целом, поскольку Атлантическое командование будет развертывать свои силы, главным образом, в зону Европейского (РК «Восток», ударный флот), должности ВГК ОВС НАТО в Европе, командующих РК «Юг» и УФ будут отданы представителям США.

Переход на новую структуру управления ОВС альянса намечено осуществить в три этапа и полностью завершить к 2003 году. В ходе первого этапа, который закончился 1 сентября 1999 года, окончательно определена организационно-штатная структура коалиционных органов управления, согласованы состав, численность, дислокация, утверждены детальные планы их формирования и начаты практические мероприятия по реализации этих планов. Основное внимание на данном этапе уделялось южному флангу, который граничит с районами нестабильности, представляющими собой, по мнению военно-политического руководства блока, наибольшую угрозу для безопасности стран Запада.

В частности, были сформированы штабы субрегиональных командований ОВС НАТО «Юго-Запад» и «Юго-Центр». Для них выделены комплексы зданий в населенных пунктах Ретамарес (15 км западнее г. Мадрид, Испания) и Тернавос (30 км северо-западнее г. Лариса, Греция) соответственно. Кроме того, существовавшие ранее командования объединенных сухопутных войск НАТО на ЮЕ ТВД реорганизованы в соответствующие субрегиональные командования ОВС НАТО «Юг» (г Верона, Италия) и «Юго-Восток» (г. Измир, Турция). Таким образом, по завершении этого этапа на юге Европы начали функционировать четыре субрегиональных командования ОВС НАТО: «Юго-Запад», «Юг», «Юго-Центр» и «Юго-Восток».

В ходе второго этапа, который продлится до конца 2000 года, будет завершено формирование командований стратегического и оперативно-стратегического (регионального) уровня, подчиненных им видовых командований объединенных военно-воздушных и военно-морских сил, а также СРК ОВС НАТО на севере и в центре Европы. Так, в настоящее время проводятся мероприятия по созданию нового регионального командования ОВС НАТО «Север» (г. Брюнсюм, Нидерланды) и подчиненных ему одноименных видовых командований ОВВС и ОВМС НАТО. Руководство блока считает, что к апрелю 2000 года командования ОВС НАТО оперативно-стратегического и оперативного уровня будут способны решать весь комплекс задач, предусмотренных новой концепцией управления ОВС альянса.

В ходе третьего этапа реорганизации командной структуры ОВС НАТО, который продлится до апреля 2003 года, намечается решить задачи по сопряжению всех звеньев руководства, завершить строительство и модернизацию инфраструктуры, оснащение органов и пунктов управления современными средствами автоматизации и связи, а также подготовку личного состава для новых командований и штабов.

В результате проведения указанных мероприятий руководство альянса рассчитывает к середине 2003 года завершить создание гибкой системы управления, способной обеспечить эффективное применение коалиционных ВС в вооруженных конфликтах различной интенсивности, включая участие в миротворческих операциях как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами.

Несмотря на то что количество штабов уменьшается с 65 до 20, сокращение численности их личного состава не предусмотрено. По-прежнему в управленческих структурах НАТО будет занято около 14 тыс. человек. На проведение мероприятий по реорганизации структуры управления и модернизацию системы связи, по оценке западных специалистов, потребуется около 500 млн долларов.

Новая структура органов управления ОВС НАТО, по заявлению ее авторов, разработана «с учетом задач, стоящих перед блоком в настоящее время, и оценки перспектив развития военно-политической и стратегической обстановки в евроатлантической зоне и обеспечивает сохранение лидирующей роли блока в новой системе европейской безопасности. Она предусматривает возможность подключения к ней новых членов альянса без проведения крупных реорганизационных мероприятий». Вместе с тем - это развивающаяся структура, которая может видоизменяться и совершенствоваться.

Анализ практических мероприятий и планов руководства НАТО по реорганизации структуры управления ОВС блока свидетельствует о стремлении его руководства адаптировать Североатлантический союз к новым условиям обстановки и придать ему функции военно-политической организации, отвечающей за обеспечение стабильности и защиту «западных ценностей» в глобальном масштабе. При этом после ликвидации промежуточных звеньев управления, как считает руководство блока, оно сможет более оперативно реагировать на изменения обстановки, расширять возможности по разрешению кризисных ситуаций различного характера как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами.

ПРИ СОВЕТЕ ЕС начали действовать Комитет по политике и безопасности и военная структура, которая со временем станет военным комитетом Европейского союза (ЕС), а также группа военных экспертов - основа будущего военного штаба этой организации.

Планируется, что комитет по политике и безопасности будет состоять из постоянных представителей стран - членов ЕС на уровне послов. В его задачи войдут определение общей внешней политики и политики безопасности, в том числе формирование военного потенциала, создание механизма консультаций с третьими странами, желающими участвовать в миротворческих операциях вместе с государствами, входящими в Европейский союз, развитие отношений между ЕС и НАТО. Эти органы являются пока временными, так как не предусмотрены договорами, составляющими конституционную основу Европейского союза. Вот почему межправительственная конференция стран-участниц должна в 2000 году разработать соответствующие поправки к этим документам. Л По заявлению генерального секретаря Совета ЕС Хавьера Солана, создание новых органов стало «важной вехой на пути формирования общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Это первый шаг к формированию в Брюсселе единого центра, который должен обеспечивать политическое руководство и стратегическое планирование единой внешней политики ЕС». По словам X. Солана, «наша цель состоит в том, чтобы Европейский союз мог эффективно реагировать на международные кризисы, используя все имеющиеся у него рычаги: дипломатические, экономические, гуманитарные и, наконец, военную силу. Мы должны быть готовы взять на себя больше ответственности за региональную безопасность, особенно в приграничных со странами союза районах, где речь идет о непосредственных интересах ЕС. Мы должны быть готовы использовать законные средства для защиты безопасности за пределами наших границ».

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

НАТО, или Организация стран Североатлантического блока - военно-политический союз, созданный в 1949 году как противовес растущей опасности, исходящей со стороны Советского Союза, который проводил политику поддержки коммунистических движений в Европе. Сначала в организацию входили 12 государств - десять европейских, а также США и Канада. Сейчас НАТО представляет собой крупнейший альянс, состоящий из 28 стран.

Образование альянса

Спустя несколько лет после окончания войны, в конце 40-х годов, возникла опасность новых международных конфликтов - произошел переворот в Чехословакии, в странах Восточной Европы установлены недемократические режимы. Правительства западноевропейских стран были обеспокоены растущей военной мощью Страны Советов и прямыми угрозами с ее стороны в адрес Норвегии, Греции, других государств. В 1948 году пять стран Западной Европы подписали Договор о намерении создания единой системы для защиты своего суверенитета, который потом стал основой для оформления Североатлантического альянса.

Главной целью организации стало обеспечение безопасности ее членов и политическая интеграция европейских стран. За годы своего существования НАТО несколько раз принимала новых членов. В конце 20-го и начале 21-го века, после распада СССР и Организации стран Варшавского Договора Североатлантический блок принял несколько восточноевропейских стран и бывших республик СССР, которые увеличили численность войск стран НАТО.

Стратегия «сдерживания»

Время действия договора между странами-членами НАТО в момент его подписания было определено в двадцать лет, но было предусмотрено и его автоматическое продление. В тексте договора подчеркивалось обязательство не проводить действия, противоречащие Уставу ООН, содействовать международной безопасности. Была провозглашена стратегия «сдерживания», которая опиралась на концепцию «щита и меча». Основой политики «сдерживания» предполагалось сделать военную мощь союза. Один из идеологов этой стратегии подчеркивал, что из пяти регионов во всем мире с возможностью создания военного могущества - это США, Великобритания, СССР, Япония и Германия - один контролируется коммунистами. Поэтому главной целью политики «сдерживания» стало не допустить распространения идей коммунизма в остальные регионы.

Концепция «щита и меча»

Заявленная концепция основывалась на превосходстве США в обладании ядерным оружием. Ответным ударом на агрессию было возможное применение ядерного оружия малой разрушительной силы. Под «щитом» подразумевались сухопутные войска Европы при мощной поддержке авиации и ВМС, а «меч» - стратегические бомбардировщики США с атомным оружием на борту. Согласно такому пониманию, рассматривались следующие задачи:

1. США должны были осуществлять стратегические бомбардировки.

2. Главные морские операции выполнялись американскими и союзными ВМС.

3. Численность войск НАТО обеспечивала мобилизация в Европе.

4. Главные ближнего действия и ПВО также предоставляли европейские страны во главе с Великобританией и Францией.

5. Остальные страны, являющиеся членами НАТО, должны были оказывать помощь в решении специальных задач.

Образование вооруженных сил альянса

Однако в 1950 году произошло нападение Северной Кореи на Южную. Этот военный конфликт показал недостаточность и ограниченность стратегии «сдерживания». Необходимо было выработать новую стратегию, которая стала бы продолжением концепции. Ею стала стратегия «передовой обороны», согласно которой было решено создать Объединенные вооруженные силы блока - коалиционные силы государств-членов НАТО, дислоцированные в Европе под единым командованием. Развитие Объединенных сил блока можно условно разделить на четыре периода.

Советом НАТО был разработан «короткий» план, рассчитанный на четыре года. Он строился на возможности использования тех военных ресурсов, которые на тот момент имелись в распоряжении НАТО: численность войск составляла 12 дивизий, около 400 самолетов, определенное количество кораблей. План предусматривал вероятность конфликта в ближайшем будущем и вывод войск на границы Западной Европы и в порты Атлантики. Одновременно велась разработка «среднего» и «долгосрочного» планов. Первый из них предусматривал поддержание вооруженных сил в состоянии боевой готовности, а в случае военного конфликта сдерживание сил противника до реки Рейн. Второй же был рассчитан на подготовку к вероятной «большой войне», в которой предусматривалось проведение главных военных операций уже восточнее Рейна.

Стратегия «массированного возмездия»

В результате этих решений за три года численность войск НАТО выросла с четырех миллионов человек в 1950 году до 6,8 миллионов. Увеличилось и количество регулярных вооруженных сил США - с полутора миллионов человек за два года оно выросло в 2,5 раза. Характерен в этот период переход к стратегии «массированного возмездия». Соединенные Штаты уже не имели монополии на ядерное оружие, но у них было превосходство в средствах доставки, а также в количестве, что давало им некоторые преимущества в вероятной войне. Данная стратегия предполагала ведение против советской страны тотальной ядерной войны. Поэтому США видели свою задачу в усилении стратегической авиации для нанесения ядерных ударов по глубоким тылам противника.

Доктрина ограниченной войны

Началом второго периода истории развития вооруженных сил блока можно считать подписание Парижских соглашений 1954 года. Согласно доктрине ограниченной войны было принято решение обеспечить страны Европы ракетами ближнего и дальнего радиуса действия. Возрастала роль объединенных сухопутных сил союзников как одной из составляющих частей системы НАТО. Предусматривалось создание на территории европейских стран ракетных баз.

Общая численность войск НАТО составляла более 90 дивизий, свыше трех тысяч средств доставки атомного оружия. В 1955 году была создана ОВР - несколькими месяцами позже состоялась первая встреча на высшем уровне, посвященная проблемам разрядки напряженности. В эти годы произошло определенное потепление отношений между США и СССР, тем не менее гонка вооружений продолжалась.

В 1960 году в НАТО численность войск насчитывала более пяти миллионов человек. Если же к ним добавить резервные части, территориальные формирования и национальную гвардию, то общая численность войск НАТО составила свыше 9,5 млн человек, около пятисот установок оперативно-тактических ракет и более 25 тысяч танков, примерно 8 тысяч самолетов, из которых 25 % - носители атомного оружия на борту и двух тысяч военных кораблей.

Гонка вооружений

Третий период характеризовался новой стратегией «гибкого реагирования» и перевооружением объединенных войск. В 60-е годы снова обострилась международная обстановка. Произошли Берлинский и Карибский кризисы, потом были события Пражской весны. Был принят пятилетний план развития вооруженных сил, предусматривающий создание единого фонда для систем связи и другие меры.

В 70-х годах 20-го века начался четвертый период развития объединенных сил коалиции и принята очередная концепция «обезглавливающего удара», которая ставила первоочередной задачей уничтожение узлов связи противника, чтобы он не успел принять решение об ответном ударе. На основе этой концепции было начато производство новейшего поколения крылатых ракет, с высокой поражающей точностью заданных целей. Войска НАТО в Европе, численность которых увеличивалась с каждым годом, не могли не тревожить Советский Союз. Поэтому он также приступил к модернизации средств доставки атомного оружия. А после началось новое обострение отношений. Однако с приходом к власти в Советском Союзе нового руководства произошел коренной поворот в международной политике страны, а в конце 90-х годов был положен конец холодной войне.

Сокращение вооружений НАТО

В рамках реорганизации сил НАТО к 2006 году планировалось создать Силы реагирования НАТО, численность войск которых составила бы 21 тысячу человек, представляющих сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Эти войска должны были обладать всеми необходимыми средствами для ведения операций любой интенсивности. В составе Сил быстрого реагирования будут подразделения национальных армий, сменяющих друг друга каждые шесть месяцев. Основную часть военной силы должны были предоставить Испания, Франция и Германия, а также США. Предстояло совершенствовать и командную структуру по видам вооруженных сил, уменьшив на 30 % количество органов управления. Если рассмотреть численность войск НАТО в Европе по годам и сравнить эти цифры, то можно заметить значительное сокращение количества вооружений, которые альянс держал в Европе. США начали выводить свои войска из Европы, часть их перебросили домой, а часть - в другие регионы.

Расширение НАТО

В 90-х годах начались консультации НАТО с партнерами по программам «Партнерство ради мира» - в нем принимала участие и Россия, и «Средиземноморский диалог». В рамках этих программ организация приняла решение о приеме в организацию новых членов - бывших восточноевропейских государств. В 1999 году Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО, в результате этого блок получил 360 тысяч войск, более 500 военных самолетов и вертолетов, полсотни боевых кораблей, примерно 7,5 тысячи танков и другой техники.

Вторая волна расширения прибавила к блоку семь стран - четыре восточноевропейские, а также бывшие прибалтийские республики Советского Союза. В итоге численность войск НАТО в Восточной Европе увеличилась еще на 142 тысячи человек, 344 самолета, более полутора тысяч танков и несколько десятков боевых кораблей.

Взаимоотношения НАТО и России

Эти события были негативно восприняты в России, однако теракт 2001 года и возникновение международного терроризма снова сблизили позиции России и НАТО. РФ предоставила свое воздушное пространство самолетам блока для нанесения бомбовых ударов в Афганистане. В то же время Россия выступила против расширения НАТО на восток и вхождения в ее состав бывших республик СССР. Особенно сильные противоречия между ними возникли в связи с Украиной и Грузией. Перспективы взаимоотношений НАТО и России сегодня волнуют многих, и по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Численность войск НАТО и России практически сопоставима. Никто всерьез не представляет военного противостояния этих сил, и в дальнейшем необходим поиск вариантов диалога и принятия компромиссных решений.

Участие НАТО в локальных конфликтах

Начиная с 90-х годов 20-го века НАТО участвовало в нескольких локальных конфликтах. Первым из них была операция «Буря в пустыне». Когда в августе 1990 года вооруженные силы Ирака вошли в Кувейт, было принято решение о переброске туда многонациональных сил и создана мощная группировка. Численность войск НАТО в операции «Бури пустыни» составила более двух тысяч самолетов с запасом материальных средств, 20 стратегических бомбардировщиков, свыше 1700 самолетов тактической авиации и около 500 - палубной. Вся авиационная группировка была передана под командование 9-й воздушной армии ВВС США. После длительных бомбардировок наземные войска коалиции одержали победу над Ираком.

Миротворческие операции НАТО

Североатлантический блок также участвовал в миротворческих действиях в районах бывшей Югославии. С санкции Совета Безопасности ООН в декабре 1995 года в Боснию и Герцеговину были введены сухопутные войска альянса для предупреждения военных столкновений между общинами. После выполнения воздушной операции с кодовым названием «Обдуманная сила» война была закончена Дейтонским соглашением. В 1998-1999 гг. во время вооруженного конфликта в южном крае Косово и Метохия был введен миротворческий контингент под командованием НАТО, численность войск составила 49,5 тысяч человек. В 2001 году в вооруженном конфликте в Македонии активные действия Евросоюза и Североатлантического блока вынудили стороны к подписанию Охридского соглашения. Крупными операциями НАТО являются также «Несокрушимая свобода» в Афганистане и Ливии.

Новая концепция НАТО

В начале 2010 года НАТО приняло новую стратегическую концепцию, согласно которой Североатлантический блок должен по-прежнему решать три главные задачи. Это:


На сегодняшний день численность войск НАТО в мире составляет, по данным на 2015 год, 1,5 миллиона солдат, из них 990 тысяч - это американские войска. Совместные подразделения быстрого реагирования составляют 30 тысяч человек, они дополняются воздушно-десантными и другими специальными подразделениями. Эти могут прибыть по назначению в короткий срок - в течение 3-10 суток.

Россия и государства - члены альянса ведут постоянный политический диалог по важнейшим вопросам безопасности. В Совете Россия-НАТО созданы рабочие группы для сотрудничества в разных областях. Несмотря на разногласия, обе стороны осознают необходимость поиска общих приоритетов в деле международной безопасности.