Многие полагают, что японские школьницы невероятно кавайны и безобидны. И сильно ошибаются. Порой, милые девочки способны совершить столь ужасные вещи, что Стивен Кинг начинает нервно курить в сторонке. Одна такая "тян" получила широкую известность на просторах интернета и до сих пор будоражит общественность. Еще не догадались, о ком идет речь?)

Что ж, сегодняшняя наша знаменитость — Невада-тян (Nevada Tan), культовый интернет-персонаж, прототипом которого послужила японская школьница, убившая в возрасте 11 лет одноклассницу ножом для разрезания бумаги.


Настоящее имя Невады - Нацуми Цудзи. Оно тщательно скрывалось в целях защиты прав несовершеннолетних (в документах Нацуми проходила под псевдонимом "Девочка А"), но случайно было выдано японским телеканалом Fuji TV, показавшим рисунки Нацуми, на которых стояла ее подпись. Общественности стало известно, что в день убийства на девочке была надета толстовка с надписью «Nevada», от чего и произошло прозвище Невада-тян.

Родилась Нацуми 21 ноября 1992г. и была совершенно обычным ребенком в самой что ни на есть среднестатистической японской семье. Любила котеек и кино, играла в баскетбол и даже состояла в школьной команде. Но однажды ей пришлось попрощаться с любимым видом спорта по настоянию матери, полагавшей, что дочери стоит подтянуть свои оценки. По мнению ближайшего окружения, это сильно повлияло на дальнейшую судьбу Невады. Девочка стала несколько отчужденной и даже враждебно настроенной по отношению к родным и близким, закрылась в своей комнате и часами просиживала в интернетах, добавляя очередной жестокий ужастик на свой сайт и отслеживая последние новинки аниме и манги в стиле "гуро", одним слвом - превратилась в истинную хиккикомори.


Однажды одноклассница Сатоми Митарай написала на сайте Невады комментарии в стиле — «ты жируха с зашкаливающим ЧСВ». Узнав об этом, девочка решила выяснить отношения, и 1 июня 2004 года в отместку за оскорбление перерезала Сатоми горло ножом для резки бумаги. Данный инцидент, названный также "Резня в Сасебо"(так называлась школа, где учились девочки) подвергся широкой огласке не только в Японии, но и во всем мире. Телевидение и интернет-ресурсы пристально следили за развитием событий. Японский Парламент обсуждал необходимость снижения возраста, начиная с которого подростки должны нести ответственность за криминальные преступления с 14 лет до 11, но окончательного решение так и не было принято. 15 сентября Невада-тян была отправлена в лечебно-трудовой профилакторий сроком на 2 года. В 2006 было принято решение оставить ее там еще на 2 года, после чего 29 мая 2008г. Нацуми была выпущена под домашний арест. Спустя некоторое время Невада и вся ее семья уехала в неизвестном направлении.


Культ Невады начался на японском сайте 2channel, самом крупном сайте в Японии, специализирующемся на сарказме, наcмешках и черном юморе. Анонимы стараются превзойти друг друга, выкладывая все более жуткие, и поэтому более забавные для остальных шутки. Невада стала одной из этих шуток. По ней начали рисовать всевозможные фанарты, а наиболее активные пользователи разузнали настоящее имя Невады, ее реальный адрес и даже навестили ее дом. С 2channel фанарты попали на 4chan, американский аналог японского сайта, и так началась популярность Невады за рубежом. В настоящее время существует достаточное количество фанарта с Невадой, по ее истории рисуют мангу и делают фанатское видео. В честь Невады-тян называлась немецкая рок-группа «Nevada Tan» (с 2008 года — «Panik»).

(и да, мой ник с Невадой-тян никак не связан!)

сайт

Использование материала без указания копирайта и разрешения администрации сайта строго запрещено

- Недавно в Европейском университете вы прочли лекцию «Пацан как объект антропологического изучения». Сохранился ли вообще классический пацан? С ейчас ведь идешь по Москве - и нет их, пацанов-то.

Я определяю «пацанов» как социально-возрастной слой. Это очень расплывчатое понятие, подразумевающее молодых людей, много времени проводящих на улице, во дворе. Если говорить об интернетовском образе «пацана» - грызет семки, сидит на кортах - то это продукт интернет-творчества.

В свое время в ЖЖ сформировалось сообщество, которое занималось разработкой образа гопника. Руководила им компания молодых людей, чисто дружеская.

Первоначально в интернете появился ролик, объясняющий, кто такой гопник. Почти все элементы, там представленные, включая семки, неологизмы, Adidas, затем легли в основу образа. На 2006–2007 годы пришелся пик его популярности, а затем все пошло на спад вместе с востребованностью ЖЖ. Обсуждение темы перешло во вконтакте, в фейсбуке следов я не нашел. Руководят этими группами довольно мирные люди, к гопоте никакого отношения не имеющие.

В ЖЖ это выглядело примерно так. Кто-то специфическим языком писал: «Меня батя попросил забетонировать гараж. С одной стороны, я четкий пацан на районе, с другой - батя же попросил. Как думаете, правильно я сделал, что бате помогал? Не уронил ли я гордое имя?» И все на полном серьезе отвечают, мол, норм пацан. Другой писал: «А у меня батя гад. Вот я сижу, все четко, а тут батя подходит, говорит, у нас с тобой недопонимание вышло, я расслабился, а он меня вилкой в глаз ударил. Я его выгнал, уже полгода не знаю, где он. Как думаете, правильно?» Такая игра.

Я встречался с одним из модераторов такого сообщества - очень милая городская девушка, мы с ней посидели в кафе. Рассказала, что чувствует в себе грубость гопничества и поэтому ей прикольно этим заниматься.

По ее оценке, из тех, кто посещает сообщество, только 2 % - реальные гопники; но мне кажется, что и эти 2 % - обычные интернет-пользователи, сумевшие изобразить гопников убедительно. Просто игра. Такой театр для самого себя.


- Но ведь реальные гопники давно существуют, они ведь не возникли как реакция на это движение.

Есть такое понятие, как возрастная среда. Молодые люди живут во дворах, общаются во дворах, у них есть определенный моральный кодекс, иногда возникают драки - то, что я сейчас как раз с удовольствием изучаю. В Советском Союзе это было распространено больше, так как люди в целом проводили во дворах больше времени. Как правило, это обыкновенная молодежь без криминальных наклонностей. Многие из них потом получали образование, становились интеллигентными людьми. Среди моих коллег, например, тоже есть бывшие «дворовые». Феномен исчезает, так как изменилась система деятельности.

На улицах иногда действительно сидят «на кортах», но это совершенно разные люди, не обязательно «гопота». Есть ощущение, что это скорее стиль поведения деревенских людей - им попросту негде сидеть. Устал, присел - такая форма отдыха.

У меня родственники давным-давно приезжали из села, дедушка и внуки его, они ели мороженое, а потом неожиданно все разом и присели. Что касается семок… У нас дома, к примеру, всегда они есть, как и в каждом магазине.

- Как бы вы с точки зрения антропологии описали гопника?

Само слово «гопник» - внешнее. Есть понятия «эндоним» и «экзоним». Первое означает то, как люди называют себя сами, а второе - как их зовут окружающие. Так функционируют, к примеру, клички народов.

Кавказцы никогда не станут называть себя «черными». Так же и слово «гопник» , оно пришло со стороны.

В последнее время его стали использовать более продвинутые представители групп, освоившие интернет. Как правило, используется слово «пацан». С середины 80-х годов оно стало фактическим названием.

ТНТ выпускал сериал «Реальные пацаны». Как вы считаете, он развил эту культуру, поднял «пацана» на медийном гребне?

Сериал появился уже на медийном гребне.

- А может ли девушка быть гопником? Сериал, в частности, разрабатывал образы таких хабалистых, грубых девушек.

В принципе в таких сообществах редко встречаются девушки, это по большей части мужские образования. Но есть несколько женских типов, например агрессивная «девушка-мальчик», которая ведет себя наравне с пацанами, или, скажем, «общая» девушка. Но, как правило, мужская субкультура включает только подружек пацанов, и они вспомогательные члены группы. В крайнем случае сестер, их очень уважают.

Если девушка входит в уличную среду или, скажем, в группу футбольных фанатов, как правило, она чья-то. Либо она имеет определенную протекцию. Один мой друг, изучающий субкультуры, договаривался с одной из девушек-скиндхедов провести интервью. Девушка пришла не одна. Еще пара парней возникли вместе с ней с вопросом «те че надо?».

- А чисто женские группировки?

Такие есть. Они занимаются тем же, чем и пацаны: ходят по улицам, дерутся между собой. Только названия у них порой оригинальнее.

К примеру, я знаю, что в Ульяновске существовало объединение «Монализовские». (Смеется .) Среди них были боевые девчонки, призывающие объединяться.

Но там тоже, видимо, были покровители. Это мужской мир, куда иногда пускают девушек, но, как правило, те должны с ним определенным образом соотноситься. Иначе могут возникнуть проблемы. Один исследователь описывал, как в Казани пацаны отлавливали девушек из группировки и подвергали их сексуальному насилию.


Моя знакомая из Одессы, с Поскота, самого опасного района в городе, состояла в такой группировке. Она могла за себя постоять, но и получала. И как-то она сказала, что объединение в группировки было своеобразной имитацией семьи, способом решить свои проблемы.

Есть такое явление - игровое создание семьи в молодежных сообществах. Роли детей, родителей и супругов условно распределяются между теми, кто состоит в группе. Причем в случае муж-жена далеко не обязательно речь идет о сексуальных контактах, это только форма взаимоотношений. Что интересно, люди, которые создают подобные формации, могут в обычной жизни особо и не общаться между собой, только в процессе игрового контакта. Ваша подруга, видимо, отрефлексировала сложившуюся ситуацию.

Но когда мы говорим про уличные группировки, мы выходим за рамки субкультурности. Это разные сферы. Большая часть молодежи не принадлежит к субкультурам, сейчас они и вовсе исчезают по причине ненадобности.

Раньше участие в субкультурных объединениях было частью жизни, одним из путей социализации.

По себе могу сказать, что для меня это было моментом взросления, так мы обретали чувство свободы. Я был хиппи.

- Наркотики употребляли?

Раза три, только легкие и без особого интереса. Автостопом много путешествовал в свое время. Но мало тусовался, у меня был свой круг общения, не связанный с волосатыми. Субкультура была для меня «выездной» формой, я становился хиппи, когда покидал Москву.

Тот период действительно дал мне внутреннее чувство свободы, которое осталось со мной по сей день как часть личности. Отсутствие свободы не грызет меня изнутри. У меня есть этот опыт, а пережитое в юношеском возрасте становится частью личности.

Сейчас иногда, как и все замученные жизнью, думаю, может, бросить все и уехать подальше. Но потом вспоминаю, ведь у меня это уже было в жизни.

- Получается, если я не была частью никакой субкультуры, то в будущем меня может на это прорвать?

В субкультуру вряд ли потянет, все-таки это форма деятельности, больше «заточенная» под молодежь. Но есть такое понятие «нагуляться в юности». Если в юности была, скажем, оголтелая любовь, то в зрелом возрасте человек будет лучше контролировать свои чувства. Некоторые эмоции лучше испытать в юности. Но для каждого такой путь индивидуален; например, для большинства людей субкультурные формы деятельности не интересны ни в юности, ни в зрелом возрасте.

Для каждого возраста существуют определенные задачи и потребности развития. Старший подростковый и юношеский возраст - это большая потребность в общении со сверстниками, повышенная эмоциональность, ощущение новизны, поисковое сексуальное поведение (у кого-то оно выражается в обретении семьи, у кого-то - в частой смене партнеров).

Все это, в сущности, игра в жизнь, прорабатывание жизненных моделей. Умение играть - свойство человека как высокоразвитого существа, только наш вид может продолжать играть на протяжении всей жизни.

С точки зрения выживания действие абсолютно бесполезное. Человек занимается им, поскольку обладает интеллектом.

То есть если человек живет размеренной жизнью, не выпендривается, эксцентричных действий не производит, то можно ставить на нем крест? Он больше не развивается?

Это зависит от индивидуальных особенностей личности, которые определяют предпочтения как в юности, так и в зрелом возрасте. Кроме того, в модернизированном обществе мы живем чуть больше века, раньше перед людьми не стояли вопросы самоопределения или встраивания в социальную систему. За отрочеством сразу шла зрелость; вступление в брак происходило лет в восемнадцать почти что в обязательном порядке. Расписание жизни было более простым.

Каждое поколение молодежи имеет право на собственную эмоциональную жизнь. Если оно не глупое, то всегда находит для ее воплощения новые способы, и сейчас мы наблюдаем именно этот процесс. Информационный рай и расширенные коммуникации - основная причина, почему субкультурность исчезла. В интернете обнаружить людей по интересам гораздо проще.

Появление тиндера и других сервисов сверхбыстрых знакомств часто связывают с развитием социальной инфантильности. Люди боятся ответственности, после 30 живут с родителями…

Я живу с родителями всю свою жизнь и не вижу в этом препятствий для саморазвития и самореализации. Но, действительно, есть определенные исследования о том, что уровень инфантильности возрос. Качество жизни улучшается, и потребность в быстром взрослении становится все меньше.

- Если говорить о субкультурах, почему некоторые так быстро исчезают?

Потому что ограничиваются стилистикой, внешним видом, нет совместной деятельности. Лишь мода на имидж.

- Но, например, эмо манифестировали побег от внешнего мира к внутреннему.

Видимо, не прижилось. Девушки и юноши, склонные к «побегу от внутреннего мира к внешнему», выбрали другие пути. Понимаете, сообщество людей существует долго и воспроизводится из поколения в поколение, когда ему есть чем заниматься. Например, байкерское движение существует, потому что они гоняют на мотоциклах. Рок-тусовка - за счет рок-музыки.

Кстати, это очень важно для субкультуры - наличие собственной музыки. По этому принципу долго существовали скинхеды.


И сейчас существуют, только подпольно. По крайней мере, один мой друг заявляет, что в душе он скинхед, что скины всегда были, есть и будут. Хотя эмо он тоже был.

Есть люди, которые в душе готы или средневековые рыцари. Состояние души - это про идентичность. Субкультуры могут существовать как идентичность, к примеру, молодежного движения: хиппи больше нет, а хиппи по душевному состоянию - есть.

Возвращаясь к эмо, у них были музыкальные стили, но не было деятельности.

- Сейчас появляется направление с довольно наивным названием - винишко-тян. С производным винишко все понятно, а тян - это…

Девушка, персонаж из аниме.

- Я рада, что мы с вами говорим на одном языке.

Ну, тянок надо знать. (Смеется. )

Так вот, винишко-тян коротко стригутся, красят волосы в яркие цвета. Говорят, что вроде как о высоком думают, выглядят соответственно. Однако по большей части пьют вино и ничего собой не представляют. Соответствующих этому описанию девушек сейчас очень много в инстаграме, вконтакте, на улицах…

История с винишко-тян - пример того, как субкультура конструируется в нынешних условиях интернета. В конце прошедшего лета эта тема возникла на «Дваче», и, как понимаю, она изначально воспринималась как прикол. Был создан комический образ девушки, причем комизм был выстроен на противоречии: с одной стороны, девушка интеллигентная, начитанная и романтическая; с другой - она пьяница, распутница и дурочка. Те, кто придумал этот прикол, искали в интернете фотографии девушек, подходящих под заданные условия, и публиковали их как якобы представительниц «винишек».

Появилось визуальное творчество на эту тему: разные отфотошопленные картинки, демотиваторы и прочее. Придумали название образу (обсуждались и другие варианты). Несколько видеоблогерш выступили в образе «винишко-тян». Ключевым моментом стало появление сюжета на телеканале «Россия-24», в котором заявлялось: да, такая субкультура есть, девушки действительно пьяницы, распутницы и дурочки, хоть и читают Достоевского.

В итоге мы видим ситуацию: в реальности «винишки-тян» - это виртуальная игра и не более того, а девушек, которые считали бы себя «винишками», нет.

Несколько лет назад так же обсуждали «ванилек». В реальности таких девушек было не найти, знаю людей, которые пытались. В итоге все, к кому они подходили, отвечали, что они не особо-то «ванильки», а вот на другом районе живет одна настоящая.

Ситуация с «винишками-тян» - пример того, как «субкультуры» создают журналисты и чиновники. Мы живем в эпоху моральных паник, неудивительно, что появляются люди, которые профессионально занимаются созданием таких паник. В частности, создание медийных образов субкультур во многом их заслуга. Кто-то написал, остальные журналисты подхватывают тему - такие фантомы быстро возникают и так же быстро исчезают. К примеру, несколько лет назад появилось слово «метросексуал». К этой группе отнесли мужчин, которые прилично одевались, любили парфюмерию, следили за собой, иными словами, были щеголями. Этот новый тип мужчины придумали СМИ. Около года все активно этой формулировкой пользовались. Когда тему высосали и она стала неинтересна, слово исчезло, а мужчины, которые хорошо одеваются, как ходили, так и ходят, никто их не трогает. Они были, есть и будут, но как какое-либо социальное движение их представлять бессмысленно.


1 июня 2004 года в начальной школе Окубо в городе Сасебо 11-летняя японская девочка убила свою 12-летнюю одноклассницу Сатоми Митараи, перерезав ей горло и разрезав руки ножом для бумаги. Сатоми умерла в тот же день.

Нож для бумаги

Знаете ли, обычное детство - розовый пенал, «игра в классики», мультфильмы и платьица, запах карамельных конфет и красивые бантики. А затем эта 11-летняя японская принцесса входит в класс во время большой перемены, приближается к своей подружке Сатоми Митараи (Satomi Mitarai) и предлагает выйти в соседнюю комнату. Там она перерезает ей глотку и руки ножом для бумаги. Затем она оставляет свою 12-летнюю жертву истекать кровью на полу и возвращается в класс. Шокированная учительница вызывает полицию...

Имя девочки-убийцы неизвестно (в официальных документах она фигурирует как «Девочка А», в целях защиты прав несовершеннолетних настоящее имя девочки не предавалось огласке), но анимэ-персонаж, которому она послужила прототипом, стал очень популярен в Интернете как Невада-тян, так как общественности стало известно, что в день убийства на ней была надета толстовка с надписью «Nevada», от чего и произошло прозвище. Невада изображается с короткими темными волосами, в этом самом джемпере, заляпанном кровью, со зловещей улыбкой и с ножом для бумаги в руке.

Всё началось с того, что школьница Сатоми Митараи оставила на одном из сайтов в Интернете оскорбительный комментарий о своей однокласснице. Узнав об этом, Невада-тян решила отомстить и 1 июня 2004 года в отместку за оскорбление перерезала Сатоми горло ножом для резки бумаги. Настоящее имя девочки не разглашалось, но, как случайно упоминалось на телеканале Fuji TV, Неваду-тян зовут, по всей видимости, Нацуми Цудзи.

Полиция и медики прибывают в начальную школу города Сасебо, где произошло убийство, и находят Сатоми лежащей лицом вниз в луже собственной крови - она не дышит, ее сердце больше не бьется. Полиции не удается установить мотив преступления. Учителя говорят, что Сатоми была в хороших отношениях со всем классом и никогда ни с кем не ссорилась. На вопрос: «Зачем ты это сделала?» Девочка А говорит сквозь слезы: «Я поступила плохо» и «Извините меня, извините».

Из Токио прилетает отец Сатоми, Киоджи Митараи (Kyoji Mitarai), которому позвонили и сообщили, что с его дочерью произошло несчастье. «Когда я приехал, то увидел Сатоми на полу, всю сжавшуюся, в крови, - говорит Киоджи. - Я не мог поверить своим глазам. Не могу передать вам своих чувств. Я не понимаю. У меня нет объяснений».

Почему она сделала это?

Девочка А любила котов и баскетбол. До инцидента за ней не замечались странности. Она была обычной маленькой девочкой с волшебными пузырьками детства в голове. Хотя «Wikipedia» уверяет, что она однажды подралась с одноклассницей, что, впрочем, не является чем-то из ряда вон выходящим для школьных будней.

Позже картинка сгустилась и появилась информация о том, что за месяц до убийства у Девочки А «произошел инцидент с ножом», подробности которого нигде не разъясняются, что заставляет сомневаться в реальности этого факта (едва ли пресса упустила бы возможность обсмаковать его). Среди прочего, известно, что за Девочкой А не было замечено асоциального поведения – она активно занималась спортом и общалась с друзьями.

«Wikipedia» пишет, что дизайн ее сайта был построен вокруг флэшевого ужастика «Красная Комната» (Red Room) и 11-летняя Девочка А считалась настоящим гуру в вопросах всевозможных кошмаров из Сети. Странно, что никто не обвинил Девочку А в участии во греховных сатанинских оргиях. Помнится, подобные спекуляции возникали и в случае инцидента в Колумбине, когда наиболее сумасбродные общественные морализаторы кричали, что школьники расстреляли школу потому, что слушали диски Мэрилин Мэнсона.

Для истории с Девочкой А существуют и более разумные объяснения.

«У Невады было множество поклонников, - пишет сайт «Shrinemaiden». – Компрометирующее сообщение Сатоми могло «украсть» у нее ее поклонников. Не сумев справиться со своими страхами, с наплывом разных эмоций, она решила покончить с подружкой».

Что же написала Сатоми? Ничего особенного. Ничего, что не могла бы написать 12-летняя девочка, завидующая своей подружке. Если коротко, то Сатоми назвала Девочку А «толстухой». Только и всего. С другой стороны, этого достаточно, чтобы ранить маленькую девочку, у которой появились первые поклонники среди мальчишек и девчонок. Достаточно, чтобы ранить, но достаточно ли, чтобы спровоцировать убийство?

Девочка А сообщила следователям, что просила Сатоми не писать в Сети о ее внешности, но подружка не послушалась. «Когда мы остались наедине, я предложила ей завязать глаза полотенцем, но она отказалась, - цитирует убийцу «Kyodo news agency». - Поэтому мне пришлось закрыть ей лицо своей ладонью…»

Так или иначе, установить истину сегодня едва ли возможно. Интересное в кровавой истории с Девочкой А то, что случай не просто стал газетной сенсацией, но превратился в культурный феномен: появились майки с надписью «Nevada-tan», игрушки с маленькой принцессой и ножом, разнообразный фан-арт, истории и рисунки на тему.

Из предполагаемой анкеты Невады

День рождения: 21 ноября 1992
Группа крови: A
Хобби: Смотреть кино. (А именно «Королевскую битву» и арт по нему)
Любимое животное: Кот
Любимый спорт: Баскетбол
Музыка: Ответ не дан
Твое сокровище?: Это секрет!

При обследовании персонального компьютера «Невады-тян» там были обнаружены многочисленные видеофайлы и изображения жестокости и насилия, а также аниме и манга в стиле «гуро». На основании этого многие считают, что Невада-тян страдала синдромом хикикомори и причиной ее агрессивных действий стала утрата связи с реальностью, вызванная просмотром аниме и долгим пребыванием в Интернете. Невада-тян часто проявляла агрессивность к своим одноклассникам и признаки социальной фобии, хотя, к примеру, занималась баскетболом.

Наказание

15 сентября Невада-тян была отправлена в лечебно-трудовой профилакторий сроком на 2 года. В 2006 ее было решено оставить там еще на 2 года, после чего 29 мая 2008 года Неваду забрали домой. На самом деле она была выпущена под домашний арест. Но вскоре после освобождения вместе со всей семьей переехала в почти неизвестном направлении, так что никто практически не проверяет, соблюдает ли она правила своего освобождения.

Кто такие хикикомори?

Хикикомори (в переводе с японского означает «устраняться, отходить, отрываться», «находиться в заточении, заключении») – термин, обозначающий расстройство социальной адаптации, которое заключается в полном избегании каких-либо контактов с обществом. Практически все хикикомори - подростки и молодые люди. По словам психолога Сайто Тамаки, до около 1 миллиона жителей Японии - хикикомори (20% людей до 30 лет или 1% населения Японии). Однако министерство здравоохранения Японии приводит более скромную статистику - 50 тысяч человек.

На публике многие из нас испытывают какие-либо неудобства (дискомфорт, страх, стеснение, панику, чувство неполноценности, опасности – иногда проявляющихся в виде соматических симптомов, таких как сердцебиение, потоотделение, расстройства пищеварения, боль, и даже обморок). Часто эти симптомы бывают вызваны различными психическими расстройствами, от которых можно избавиться с помощью лечения медикаментами и психотерапии. Но хикикомори решают эту проблему по-своему – полностью перестают контактировать с людьми. Они целыми днями безвылазно сидят дома, годами, а иногда и десятилетиями не выходя из своей комнаты. Как правило, хикикомори спят днем, а по ночам смотрят фильмы, играют в компьютерные игры, часами сидят в Интернете, читают или же просто сидят, уставившись в стену. В большинстве случаев хикикомори содержат родители, с которыми они живут. Но некоторые хикикомори живут отдельно от родителей. Естественно, что такое не происходит внезапно. До того как молодой человек надолго закроет дверь своей комнаты и станет хикикомори, он шаг за шагом проходит путь, ведущий к социальной изоляции. «Решающему» моменту предшествует довольно продолжительный период «превращения» в хикикомори. Молодой человек хуже чувствует себя в обществе людей, выглядит несчастным, испытывает непереносимые чувства опасности, неполноценности, все меньше общается с другими людьми. Будущие хикикомори довольно часто подвергаются травле, унижениям, оскорблениям в школе, а также давлению со стороны родителей, которые слишком многого требуют от них.

Обычный день среднестатистического хикикомори выглядит таким образом: засыпает ранним утром, а встаёт во второй половине дня, ближе к вечеру. Он проводит время, иногда просто сидя в своей комнате и пиная стенку, или слушая музыку, читая, сидя в Интернете. Но не все хикикомори постоянно сидят у себя в комнате. Некоторые иногда выходят из дома, обычно, когда на улице уже темно, чтобы сходить в магазин за едой. Как правило, хикикомори в буквальном смысле кормят родители, оставляя еду у них под дверью. Или ночью, когда все уже спят, хикикомори незаметно прокрадывается на кухню.

Понятно, что такое продолжительное отсутствие общения с людьми и одиночество отражаются на психике хикикомори. Манга, кино и компьютерные игры становятся их единственной реальностью. В 2004 году Даниель Сугавара, студент голландской киношколы, снял фильм «Тамаго», который рассказывает о японском мальчике Киёши, прожившем на кухне более 3 лет. Его родители не знали, что делать и скрывали это. Они говорили всем, что он учится за границей. Киёши общался только со своей младшей сестрёнкой. Кроме этого, он переписывался по Интернету с теми, кто тоже перестал общаться со своими сверстниками и членами семьи. С ними он обменивался мнениями о том, что его больше всего интересовало – о компьютерных играх, игре на барабанной установке, сексе, кино, жизни и смерти.

Во многих случаях родители непреднамеренно поддерживают социальную изоляцию своих детей (большая часть хикикомори – юноши), так как не могут или не хотят осознать проблему, понять всю серьёзность ситуации. Это вызвано также и особым типом отношений между матерью и сыном, принятыми в Японии - «амаэ» (amae) - эмоциональной взаимозависимостью. Этот договор между детьми и их родителями получивший название «странный мир» (strange peace) говорит о том, что родители должны относиться как можно пассивнее к жизни хикикомори, не вмешиваясь в неё. Довольно часто хикикомори злятся, виня себя в неумении решать свои проблемы. Они считают себя неполноценными и наносят себе раны, предпринимают попытки суицида, испытывают гнев, проявляют агрессию (а иногда и насилие) по отношению к родителям, особенно если те заставляют их выйти из своей комнаты, чем-нибудь заняться. Но за последние несколько лет проблема проявления насилия со стороны хикикомори встала особенно остро.

Причины появления хикикомори в первую очередь социальные. За несколько последних десятилетий молодым людям стало намного труднее следовать требованиям современного общества. Не успев сформироваться как личность, они не могут отличить свою «социальную роль», к которой японское общество предъявляет очень высокие требования, от своего «настоящего Я». Средний класс Японии достиг довольно высокого уровня жизни. И благодаря этому, родители вполне могут содержать своих уже взрослых детей. В менее обеспеченных социальных слоях хикикомори не встречаются, поскольку дети рано понимают, что они сами должны зарабатывать себе на жизнь, и им приходится контактировать с людьми, даже имея серьезные проблемы в общении. Кроме того, Япония последние десять лет пребывала в состоянии экономического застоя, который вызвал нестабильность на рынке труда. По этой причине стало сложнее устроиться на хорошую работу. К ученикам и студентам предъявляют всё более высокие требования – учиться становится всё сложнее, а шансов получить работу в огромной межнациональной корпорации - всё меньше. Молодые люди понимают, что система предыдущего поколения уже не работает. Они не видят конкретной цели в жизни и становятся хикикомори.

Послесловие

В честь Невады-тян называлась немецкая рок-группа «Nevada Tan» (с 2008 года - «Panik»).

Японский Парламент обсуждал необходимость снижения возраста, начиная с которого подростки должны нести ответственность за криминальные преступления с 14 лет до 11, в связи с этим инцидентом, прозванным «Резня в Сасебо».

Также случай с Девочкой А вызвал бурное обсуждение на тему «Этот опасный Интернет» в обществе.

«Когда ты общаешься с друзьями в классе, ты смотришь им в лицо, видишь их эмоции и можешь понять, когда они шутят, а когда нет, - пишет Японская Интернет Ассоциация в своей брошюре «Правила и манеры для детей, пользующихся Интернетом». - Но в Сети ты не видишь лица своего собеседника, не слышишь его голос. То, что ты полагаешь шуткой, может разозлить твоего друга».

Японские блоггеры будто с ума посходили. Невада стала чем-то вроде спонтанного молодежного культа. Казалось бы, вся потаенная агрессия молодых японских интернетчиков воплотилась в ней. Дошло до того, что Девочку А начали превозносить и восхищаться ею. Другие же начали демонизировать Неваду – приписывать ей увлечения «Джеком-Потрошителем» и бесовским искусством (говорят, все это было указано среди «интересов» на ее сайте).

Вокруг ее имени возник ореол из информационного шума и слухов. Ее история продолжилась в фантазиях, выдуманных фактах и предположениях. Короче говоря, по иронии судьбы, Невада добилась того, чего хотела – несказанной популярности. Фактически, убийство сделало ее героем телехроник, городской легендой, культурным идолом и персонажем трэш-мультфильмов, на ряду с Осамой бин Ладеном, Чарли Мэнсоном, Президентом Джорджем Бушем-младшим и Бритни Спирс.

Сидя на уютном диване и просматривая в за ведром попкорна очередной «Звонок» невольно ощущаешь ледяной комок в горле. Следом приходит понимание: нет ничего страшнее маленькой японской девочки...