Добрый день, уважаемые коллеги!

28 апреля – Всемирный день охраны труда. И в рамках этого события была предложена тема: Стресс на рабочем месте: коллективный вызов» Учебный год близиться к концу, этозначит, что вы накопили усталость, поэтому прошу всех расслабиться, расслабить мышцы, освободить голову от мыслей, глубоко вдохнуть и выдохнуть. Итак, мы начинаем.

Для многих мои слова не будут новыми, я не открываю Америку…но иногда, очевидное, озвученное со стороны, может оказаться полезным.

Темой нашей встречи ко дню охраны труда – стресс, эмоциональное выгорание, т.к. наша с вами профессия более всех подвержена этим неприятным последствиям.Да, охрана труда - это не только инструкции, план эвакуации и комиссии. Это еще ипсихологическая гигиена, профилактика стрессов и тд, т. е все то, что помогает оградить работающего человека от производственных травм, улучшает его физическое и эмоциональное здоровье, повышает производительность труда. Значит, для начала давайте разберемся, каковы причины стресса. Все мы прекрасно знакомы с этим понятием, состоянием, часто его испытываем.

Итак, существует множество причин стресса: накопленная усталость, хроническое недосыпание, конфликты, экология, питание, проблемы на работе и дома, экономика страны, плохие новости, зависть, проблемы со здоровье, не благоустроенность. Причин, как мы видим, множество и как следствие, человек, который не умеет или не хочет бороться со стрессовыми ситуациями приводит себя к депрессии (что, кстати, уже является диагнозом). Кому от этого плохо? Вам, вашей семье, близким, коллегам.

Это отражается на вашей жизнедеятельности, производительности труда и тд.

Человек как сосуд – чем его наполнишь. То и будет выливаться. И если вы долгое время наполняете его негативом, плохими новостями, завистью, критикой, недовольством и тому подобным, необходимо найти выход этому содержимому.

Кроме этого у нас еще есть дом, семья, хозяйство, кастрюли, уборка – это огромная дополнительная нагрузка.

Накопленный стресс и усталость могут привести к Синдрому Эмоционального Выгорания (СЭВ). Причины мы видим на экране.

I фаза – напряжение психологических защит личности
Вроде бы все нормально, но приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний. Все становится скучным, на душе пусто, любимая работа не радует, возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия выхода.
Внезапно, якобы беспричинно, активизируются внутренние конфликты личности, прежде дремавшие внутри, и подкрадывается состояние депрессии.

II фаза – резистенция, (сопротивление) психологических защит
Люди, с которыми человек работает, начинают его раздражать, особенно клиенты и посетители. Человек начинает пренебрежительно относиться к ним, а затем почти ненавидеть. При этом «выгорающий» человек сам не может понять причину нарастающей в нем волны раздражения.
В фазе резистенции возможности для работы в предлагаемом режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям, - и, желательно, самих людей тоже: чем дальше люди – тем спокойнее.

III фаза – истощение
На этом этапе возникает утрата профессиональных ценностей и здоровья. По привычке специалист еще сохраняет свою респектабельность, но уже виден «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие рядом другого человека вызывает чувство дискомфорта и тошноты, вплоть до настоящей рвоты.
В этой фазе ресурсы психики полностью исчерпаны, происходит соматизация. Велика вероятность инфарктов, инсультов, и т.п.

Вы много и напряженно работаете.ДЛЯ чего? Чтобы заработать, реализоваться, обеспечить семью, построить карьеру. Понятно. Но чтобы делать это хорошо, нужно уметь отдыхать и набираться энергии и сил. Все мы хорошо знаем колесо жизни. Чтобы жить в гармонии с собой,с окружающим, нужно все аспекты привести в порядок: здоровье, семья, работа, материальное благополучие, чтобы колесо жизни катилось ровно, и в правильном направлении.

Выяснили, что это такое, теперь КАК с этим бороться! Самое важное, что вы для себя должны решить. ЕСТЬ ли у вас мечта? То, ради чего вы живете, двигаетесь, встаете по утрам, терпите всетрудности, выгораете на работе. Если ее нет, надо заиметь. Тогда жизнь не будет бессмысленной, рутинной и серой. Для начала напишите для себя все мечты, планы, желания. Не будет списка, не будет четкого видения.

Начинайте и заканчивайте день с благодарности. Богу. Себе, близким.

Выпишите все проблемы и задачи. Краткосрочные и долгосрочные, первоочередные и те, которые могут подождать. Обязательно выпишите, и вы увидите, что многих проблем то и нет, или они не такие уж и страшные. Ваши мысли систематизируются, придут решения и выходы.

Если вас раздражает коллега по работе, избегайте встреч с ним. Повесьте напротив на стену то, что вам нравится,на перемене включите музыку…..закройтесь на некоторое время, отвернитесь к окну. Сделайте несколько дыхательных упражнений, закройте глаза, ни о чем не думайте….помечтайте…улыбнитесь

Вот еще несколько советов как можно не допускать или избежать стресса:

Отделяйте работу и отдых. Раз в неделю, в месяц устройте себе день «ничегонеделания». Даже домашние дела оставьте, посуду, стирку, почитайте книжку, послушайте музыку….

Встреча с подругой…бокальчик вина, чашка ароматного кофе..непринужденная беседа или обсуждение проблем..если это коллега по работе, никаких разговоров о работе.

Выход на природу, рыбалка, поход, экскурсия, поездка.

Уделите своей внешности внимание. Сходите к парикмахеру, маникюр, Массаж…цена вопроса 200-300 руб, вы их не заработали?

Велосипедные прогулки, пешие, в парк, в зелень, на речку

Аутотреннинг еще никто не отменял. Чаще говорите себе в зеркало, какая вы красивая, умная, что у вас все хорошо, замечательно, что вы любите жизнь и окружающих. Кстати, в это момент поблагодарите Бога за то, что у вас есть, и простите врагов и завистников. Научитесь дыхательной гимнастике, зарядке.

Хобби. Займите себя делом, приносящим удовольствие. Может со временем это хобби начнет приносить деньги.

Сбалансированное, полезное питание

Поездка к морю, экскурсия по Крыму, поход в кино, театр

Это я вам привела РЕАЛЬНЫЕ примеры.

Есть еще путешествия, смена деятельности, спорт, шоппинг, экстрим.

Самое главное-это смена активности. Т.е. если ваша жизнь динамична и суетлива, то размерьте ее и сбалансируйте. Если жизнь кажется однотипной и скучной, то добавьте адреналин.

Стрессы на самом деле не так страшны и даже полезны. Адреналин, динамика, развитие, главное не накапливать стресс и не доводить себя до депрессии и выгорания.

Полюбите себя, жизнь, окружающих. Помните, что пахать должны лошади..а мы женщины, должны украшать мир, потому что на наших хрупких и сильных плечах держится вселенная. Научитесь получать удовольствие от жизни, работы, от себя.

Тема Всемирного дня охраны труда в 2016 году: «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов ».

Всемирный день охраны труда, ежегодно отмечаемый 28 апреля, призван способствовать предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний во всем мире. Эта информационно-разъяснительная кампания ставит своей целью обратить внимание международного сообщества на масштабы проблемы и на то, как формирование и продвижение культуры охраны труда может помочь сократить число связанных с работой травм и несчастных случаев со смертельным исходом.

28 апреля МОТ отмечает Всемирный день охраны труда, тем самым привлекая внимание к предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на глобальном уровне. Наша информационно-разъяснительная кампания ставит своей целью обратить внимание международного сообщества на новейшие тенденции в области охраны труда и на масштабы производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и смертности во всем мире.

Отмечая Всемирный день охраны труда, МОТ способствует формированию глобальной культуры профилактики в области охраны труда, привлекая к этому своих трехсторонних участников, а также все основные заинтересованные стороны, действующие в данной сфере. Во многих странах национальные органы власти, профсоюзы, организации работодателей и практикующие специалисты в области охраны труда проводят мероприятия, приуроченные к этой дате.

ДОКЛАД ко Всемирному дню охраны труда 2016

ВВЕДЕНИЕ

В докладе представлена динамика распространения стресса на рабочем месте в развитых и развивающихся странах и масштабы этой проблемы в новых условиях, в которых работают трудящиеся. Он содержит межрегиональный обзор распространенности и влияния такого рода стресса, который рассматривается в свете законодательных и административных мер противодействия как на международном, региональном и национальном уровне, так и на уровне предприятий. При этом в докладе на основе методик прогнозирования анализируются возможные сценарии и факторы, способствующие распространенности этой разновидности стресса. Результаты этого исследования предполагается также использовать для информирования участников МОТ в целях принятия соответствующих мер на национальном уровне и на уровне предприятий.

Стресс на рабочем месте стал предметом повышенного внимания исследователей и политиков с 1990-х годов, в частности, в том, что касается воздействия стресса на трудящихся, последствий психологических рисков и возможных мер противодействия. Вследствие этого охрана труда, помимо своей традиционной сферы применения, стала включать в себя поведенческую медицину, психологию профессионального здоровья и социальное благополучие, что стало признанием потребности людей в социально и экономически продуктивной жизни.

Сегодня трудящиеся во всем мире сталкиваются с серьезными переменами в организации труда и трудовых отношениях; им значительно труднее соответствовать требованиям трудовой жизни. В условиях, когда темп работы задается потребностью постоянно оставаться на связи и высоким уровнем конкуренции на мировом рынке, граница между работой и частной жизнью становится все более неопределенной.

Психологические риски, вызываемые растущей конкуренцией, повышенными требованиями к эффективности труда и рабочему времени, способствуют формированию еще более агрессивной рабочей среды. При этом в условиях все более быстрых организационных изменений, вызванных нынешним экономическим спадом, непостоянная занятость, сокращение возможностей трудоустройства, страх лишиться работы, массовые увольнения, безработица и растущая финансовая нестабильность, с которыми сталкиваются трудящиеся, оказывают серьезное воздействие на их психическое здоровье и благополучие. Стресс теперь является признанной глобальной проблемой, влияющей на все виды деятельности и на всех трудящихся как в развитых, так и в развивающихся странах. В этих сложных условиях рабочее место является одновременно мощным источником психологических рисков и идеальной площадкой для их устранения путем принятия коллективных мер в целях защиты здоровья и благополучия трудящихся.

Каждый имеет безусловное право на всемерную охрану своего здоровья. Без охраны труда невозможно участвовать в жизни общества и обеспечить благополучие. Труд в нездоровых условиях подрывает основу производительной занятости и социально-экономического развития. В сфере труда проблема психического нездоровья является как никогда актуальной, так как оказывает значительное влияние на благополучие людей, сокращая перспективы трудоустройства и оплаты труда, что, в свою очередь, подрывает доходы семей и производительность предприятий, а также порождает высокие прямые и косвенные издержки для экономики в целом.

1. ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ?

Термин «стресс» сегодня может означать все, что угодно – от болезненного ощущения по утрам до беспокойства, ведущего к депрессии. В научных кругах он имеет как негативное, так и позитивное значение. В нашем докладе стресс трактуется исключительно негативно и рассматривается применительно к работе. Стресс не означает ухудшение здоровья, но является первым признаком болезненной физической и эмоциональной реакции.

Как определение стресса, так и терминология, относящаяся к психологическим факторам и рискам, менялись с течением времени. Сам этот термин впервые использовал в 1936 году Ганс Селье, который биологически определял стресс как «неспецифическую реакцию организма на потребность в изменении». Его работы подтолкнули к изучению стресса с точки зрения функций мозга. Для того, чтобы отделить стимул от соответствующей реакции, он также рассматривал «факторы стресса» как триггеры физиологической и психологической реакции организма. В этой связи фактором стресса может выступать биологический субъект, обстоятельства среды, внешний стимул или событие. Стресс может определять как негативное, так и позитивное условие реакции на фактор стресса, которое может влиять на психическое (физическое) здоровье и благополучие человека. Сегодня здоровьем считается сочетание биологических, психологических (мышление, эмоции и поведение) и социальных (социально-экономических, социально-экологических и культурных) факторов.

С точки зрения МОТ стресс – это болезненная физическая и эмоциональная реакция, вызванная нарушением равновесия между сознаваемыми требованиями и имеющимися ресурсами и способностями людей удовлетворять этим требованиям. Стресс зависит от организации труда, трудовых отношений и механизмов взаимодействия. Он возникает в том случае, если требования к работнику не соответствуют или превосходят его возможности, ресурсы или потребности, или если знания или способности работника (группы работников) не удовлетворяют ожиданиям, предъявляемым культурой предприятия.


ПРИЧИНЫ

Производственные факторы, вызывающие стресс, называются психосоциальными рисками. По определению, разработанному МОТ в 1984 году, они представляют собой «взаимодействие, с одной стороны, между производственной средой, содержанием труда и его организационными условиями, а, с другой стороны, между способностями, потребностями, культурой и личными внепроизводственными соображениями работников, которое может через восприятие и опыт влиять на состояние здоровья, производительность и удовлетворенность работой». Это определение подчеркивает динамический характер взаимодействия между производственной средой и человеческим фактором. Негативное взаимодействие между условиями труда и человеческим фактором может стать причиной эмоциональных нарушений, поведенческих проблем, биохимических и нервно-гормональных изменений, что, в свою очередь, создает повышенную опасность психических или физических заболеваний. Напротив, если условия труда и человеческий фактор находятся в равновесии, работа рождает чувство совершенства и уверенности в себе, способствует мотивации, повышает работоспособность и удовлетворенность трудом, укрепляет здоровье.

Со временем терминология менялась: факторы стресса стали заменять психосоциальные факторы и психосоциальные риски. Термины «психосоциальные факторы» и «психосоциальные риски» в научной литературе иногда являются синонимами. По мнению ряда специалистов, психосоциальные факторы – это такие аспекты организации труда и управления производством и его социальными и организационными условиями, которые могут наносить физический или психологический ущерб. Сегодня в научных кругах существует относительное единство мнений о характере психосоциальных факторов; однако в силу того, что новые формы труда и изменения производственной среды порождают новые опасные факторы, определение этих факторов нельзя считать окончательным. Так, Кох выделяет десять типов вредных параметров труда (психосоциальных факторов), распределяемых на две группы: «содержание труда» и «контекст труда».

Стресс иногда ошибочно определяют как психосоциальный фактор, а не как одно из его последствий. Как это понимается в охране труда, опасный фактор является внутренним свойством или потенциальной способностью субъекта, процесса или ситуации (включая производственную среду, организацию труда и практику работы, оказывающие негативное организационное влияние) наносить вред или негативное воздействие на здоровье. Риск определяется сочетанием вероятности наступления опасного события и тяжестью наносимого им вреда. Отношение между опасным фактором и риском определяется длительностью их воздействия (кратким или продолжительным), которое может быть как физическим, так и психологическим. В целях доклада риск – это вероятность или возможность наступления вреда для здоровья в случае подверженности психосоциальным факторам.


Первая группа – «содержание труда» – включает в себя психосоциальные факторы, связанные с условиями и организацией труда. Одним из первых изучаемых аспектов было влияние нагрузки на здоровье работников. Со стрессом связаны как количественные (объем выполняемой работы), так и качественные аспекты нагрузки (сложность выполняемой работы). Нагрузку следует рассматривать во взаимосвязи с темпом труда, то есть, скоростью выполнения работы, а также характером контроля этого темпа (самостоятельный или автоматический). Содержание труда (или характер функций) включает в себя ряд опасных аспектов, например, низкую ценность труда, низкую степень использования навыков, монотонность и повторяемость работы, неопределенность, отсутствие возможностей учиться, высокие требования к вниманию, противоречие между требованиями и объемом выделяемых ресурсов.

Неопределенность может выражаться различным образом, в том числе в форме отсутствия обратной связи, неясности в отношении желательного поведения (неопределенности роли) и неопределенности в отношении будущего (негарантированная занятость).8 Большинство литературы на тему графика работы посвящено сменной и ночной работе и продолжительности рабочего дня. Эти факторы являются причиной нарушений суточных биоритмов, сокращения и ухудшения качества сна, равновесия между профессиональной и семейной жизнью, что способствует росту уровня стресса и усталости. Наконец, предметом целого ряда исследований было влияние физических факторов на стресс. Как показывают факты, неадекватность физических условий труда и производственной среды, включая планировку рабочих мест и подверженность действию вредных веществ, может оказывать влияние на состояние стресса, психологическое и психическое здоровье работников.




КОНТЕКСТ ТРУДА

Вторая группа – «контекст труда» – касается психосоциальных факторов, присущих организации труда и трудовым отношениям, таких как корпоративная культура и функции, роль на предприятии, карьерный рост, степень участия в процессе принятии решений и контроле за их исполнением, влияние работы на частную жизнь, межличностные отношения на работе. Особенно важны аспекты организационной культуры и функций – организация как среда с точки зрения выполнения функций, решения производственных проблем и развития личности. Как показывают факты, если организация считается неблагополучной с этих точек зрения, то это может быть связано с повышенным уровнем стресса. Кроме того, были выявлены опасные аспекты организационных ролей, в том числе их неопределенность и конфликт между ними, ролевая перегрузка, ролевая недогрузка и ответственность за других людей. При этом ролевая недогрузка (ситуация недоиспользования навыков и способностей человека) также связана с низким уровнем удовлетворенности своим трудом и лояльности организации. В том, что касается карьерного роста, были выявлены следующие четыре источника опасных ситуаций: слияние и поглощение; сокращение штатов и бюджета; неопределенность и отсутствие гарантий занятости; профессиональная замкнутость. Участие в процессе принятия решений и контроле за их исполнением является важным позитивным аспектом распределения функций и организации труда. Согласно теоретической модели, разработанной Карасеком и его коллегами, участие в процессе принятия решений снижает воздействие факторов стресса, вызванных должностными требованиями, и сокращает психологическую нагрузку.

Роберт Карасек разработал модель «требования-контроль-поддержка», имитирующую состояние стресса и позволяющую предсказать, какая умственная нагрузка возникает из взаимодействия требований к работе и степени участия в процессе принятия решений.

КАТЕГОРИЯ УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РИСК
Организационная культура и функция
Неадекватная коммуникация, практическое отсутствие помощи в решении производственных проблем и развитии личности, отсутствие определения организационных задач
Роль в составе организации
Неопределенность и конфликт функций, ответственность за других людей
Карьерный рост
Отсутствие роста, его неопределенность, недостаточное или избыточное продвижение по службе, низкая оплата труда, негарантированная занятость, низкая общественная ценность труда
Степень свободы и автономии
Низкая степень участия в принятии решений, отсутствие автономии (автономия, особенно в форме участия, также является проблемой контекста труда и его организации в целом)
Межличностные отношения
Социальная или физическая изоляция, плохие отношения с начальством, межличностные конфликты, отсутствие социальной поддержки
Баланс трудовой и личной жизни
Противоречие потребностей на работе и дома, низкая степень поддержки со стороны семьи, проблема противоречий карьерных потребностей супругов

В целом, результаты научных исследований показывают, что возможности участвовать в процессах принятия решений коррелируются с чувством удовлетворенности и собственного достоинства. В перспективе даже небольшая автономия при выполнении задач благотворно влияет на психическое здоровье и производительность. Связь между трудовой и частной жизнью все чаще считается потенциальным источником стресса, особенно в семьях с обоими работающими супругами и семьях, переживающих финансовый трудности или жизненный кризис. Необходимое равновесие между работой и частной жизнью не всегда просто обеспечить, в частности, в случае высокого темпа и интенсивности труда, сменной работы, ненормированного рабочего дня, равнодушного отношения руководства и коллег, отсутствия контроля за содержанием и организацией работы. Если социальные взаимоотношения как на рабочем месте, так и вне его, обычно играют посредническую роль, то негативный эффект влияния других психосоциальных факторов может проявляться с большей вероятностью или остротой в тех случаях, когда такие взаимоотношения не дают результата. Другим важным аспектом является насилие на рабочем месте, которое может приводить к повышенному уровню стресса.

Согласно определению МОТ, насилие на рабочем месте – это «любые действия, инциденты или поведение», отклоняющиеся от обычного поведения, в результате которых человек подвергается агрессии, угрозам, ущербу или травме в процессе или непосредственно в результате работы.» Физическое насилие означает применение физической силы в отношении другого лица (группы лиц), приводящее к физической, сексуальной или психологической травме. Это включает в себя, в частности, удары руками и ногами, пощечины, ножевые и огнестрельные ранения, толчки, укусы, щипание. Психологическое (эмоциональное) насилие – это преднамеренное применение силы, в том числе угрозы физического насилия, против другого лица (группы лиц), могущее наносить ущерб его физическому, умственному, духовному, нравственному или социальному состоянию или развитию. Это включает в себя словесные оскорбления, издевательства (травлю), угрозы и притеснения. Издевательства и травля – это повторяющееся агрессивное поведение в форме мстительных, жестоких или зловредных попыток унизить или компрометировать лицо (группу лиц) с той разницей, что издевательства осуществляются одним лицом, а травля – группой лиц. В отношении тех или иных форм насилия на рабочем месте, в частности, психологических притеснений, существует обширная литература. Наш доклад, не претендуя на исчерпывающее изложение результатов многолетних исследований этой тематики, включает в себя указанные аспекты лишь в той мере, в которой это соответствует его цели.

Эпизоды насилия могут влиять на только на жертв, но также на свидетелей, особенно если значительная часть работы осуществляется в коллективе или связана с обслуживанием клиентов. Насилие может быть следствием психосоциальных факторов и стресса. Так, преследования могут проявляться в условиях организационных факторов, таких как напряженный, монотонный труд, низкий уровень контроля, неопределенность ролей и функций, чрезмерная нагрузка, неудовлетворительное урегулирование конфликтов, организационные изменения.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТРЕССУ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Контроль
адекватность кадрового обеспечения;
возможность высказывать свое мнение в отношении метода выполнения работы
регулярная оценка затрат времени и установление разумных сроков;
предсказуемость и адекватность рабочего времени
Социальная поддержка
возможность социальных контактов между работниками;
отсутствие физического и психологического насилия на рабочем месте;
конструктивные отношения между руководством и работниками;
наличие инфраструктуры, при которой руководство отвечает за других работников при адекватном уровне контактов;
возможность обсуждать проблемы влияния работы на частную жизнь;
стимулирование труда за счет укрепления позитивных и полезных аспектов работы
Соответствие должности
соответствие должности физическим и психологическим способностям;
распределение заданий в соответствии с опытом и компетентностью;
обеспечение надлежащего использования навыков
Учеба и образование
надлежащая подготовка в целях обеспечения соответствия должности;
наличие информации о психосоциальных рисках, стрессе и способах предотвратить их
Прозрачность и справедливость
точное описание выполняемых задач;
четкое распределение ролей во избежание конфликтов и неопределенностей;
обеспечение максимальных гарантий занятости;
адекватная оплата выполняемой работы;
прозрачность и справедливость процедур рассмотрения жалоб
Физическая среда
адекватное освещение, оснащение, качество воздуха, уровень шума;
отсутствие воздействия вредных веществ;
учет эргономических аспектов в целях снижения стресса



ОХРА НА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ТРУДА

Влияние методов организации и управления производством на психическое здоровье работников стало очевидным с 1960-х годов. Однако лишь недавно методы управления и охраны труда стали меняться в виду необходимости обеспечить не только производительность труда, но и благополучие членов рабочего коллектива. Традиционные подходы к охране здоровья, поведенческой медицине и организационной психологии не смогли в новых социально-экономических условиях найти новые аспекты позитивного организационного поведения, обеспечивающие результативный труд и благополучие. Первые исследования здоровья и благополучия позволили переключить внимание с изучения механизмов влияния предшествующих психических расстройств на организационную эффективность на то, каковы последствия работы – как позитивные, так и негативные – для психического здоровья.

Так, было установлено, что неопределенность и конфликт ролей, перегрузка (количественная и качественная), самоустранение, низкая самооценка, неудовлетворенность и напряжение на работе коррелируют со стрессом. Смягчить их воздействие могут межличностные отношения и социальная поддержка, равно как и другие личностные факторы.

Эмпирические исследования профилактики неинфекционных хронических заболеваний подтолкнули директивные органы к тому, чтобы считать их источником не только поведение и образ жизни конкретного человека, но и неравенство социально- экономического положения, состояния здоровья и условий труда, а также требования, предъявляемые той или иной работой. В результате этих исследований была разработана модель производственной нагрузки и модель дисбаланса «усилия-результат». При этом было доказано долгосрочное благотворное влияние даже небольшой степени автономии на психическое здоровье и производительность труда.

Современный характер работы заставляет исследователей все чаще обращать внимание на здоровье и удовлетворенность трудом, управление производительностью, организационную эффективность, отсутствие гарантий занятости и безработицу, «презентеизм» (присутствие на работе во время болезни) и абсентеизм (невыход на работу без уважительных причин), растущее культурное многообразие и технический прогресс. Растущее внимание также уделяется охране психического здоровья, позитивным аспектам здоровья и благополучия, а также организационным факторам, способным укрепить их. Таким образом, исследования доказали важность социального окружения для формирования и оценки производственного поведения, и, следовательно, значение кадровой политики в формировании производственных отношений, основанных на доверии, честности и партнерстве.

С точки зрения МОТ, эффективность охраны психического здоровья в сфере труда зависит от профилактики. Меры в области охраны труда могут способствовать улучшению психического здоровья и благополучия как женщин, так и мужчин, и сократить риск психических расстройств. Это значит, что система охраны труда должна опираться на результаты оценки психосоциальных рисков и управления ими в целях предотвращения стресса на работе и профессиональных психических заболеваний.

«Стресс на рабочем месте: коллективный вызов» .

Всё более динамичный ритм жизни, постоянно меняющиеся условия труда, растущие требования к компетенции сотрудников, а также стремление самих сотрудников достичь и успеть максимума, заставляют человека непрерывно крутиться в колесе своих обязанностей. В результате чего каждый третий человек испытывает стресс на рабочем месте, чувство беспокойства и тревоги, депрессию и другие нарушения психического здоровья.

Стресс на работе - весьма частое и вредное по своим последствиям явление. Организация Объединенных Наций в своем отчете называет стресс на рабочем месте "чумой двадцать первого века".

Международная организация здоровья (World Health Organisation) причисляет стресс к главным заболеваниям, угрожающим здоровью человека в XXI веке. Тревожный показатель: более 90 % работников признают, что их психологическое состояние определяют именно результаты работы, а не внутренние ресурсы, такие как, например, уверенность в своих силах.

Причины стресса на работе.

Наиболее частыми его причинами, согласно статистике, становятся:

Перегрузки на работе, недосып, стиль руководства начальника и проблемы дома. Около 60% людей, например, боятся своих руководителей, особенно если их начальство слишком авторитарно и не дает никакой поддержки;

Отсутствие поощрений, расплывчатые границы обязанностей и полномочий также негативно сказываются на нервной системе;

Рутинная работа тоже может стать источником стресса;

Отсутствие взаимопонимания с сотрудниками приводит к дискомфорту и напряжению;

Также могут привести к стрессу в организации плохое освещение помещения, шумы, некачественная вентиляция, неудобное рабочее место.

Еще один фактор стресса — это уровень увлеченности. Если человеку не нравиться его работа, если она не вызывает интереса, то это приводит к постоянному недовольству и накоплению отрицательных переживаний.

Ситуацию на работе усугубляет то, что, как выяснили психологи Гавайского университета, сотрудники «заражаются» друг от друга стрессом так же, как гриппом. Плохое настроение одного из работников моментально распространяется по офису. В результате окружающие становятся жертвами так называемого «вторичного стресса». Оказывается, люди способны впитывать эмоциональные флюиды подобно губкам. Наполнившись чужими ощущениями, они начинают не только мыслить негативно, но и выражать полученный со стороны стресс с помощью языка тела, меняя осанку, походку и выражение лица. Так получается замкнутый круг: стресс может бесконечно перекочевывать от одних сотрудников к другим.

Как избежать стресса на рабочем месте?

В первую очередь, необходимо определить причину, которая послужила развитию стрессовой ситуации,

Затем правильно оценить свои профессиональные возможности и внутреннее расположение к занимаемой должности. Возможно, придется в корне пересмотреть свое отношение к профессиональным обязанностям. Речь не идет об увольнении, хотя это будет являться самым кардинальным путем. Поэтому, если есть возможность сменить работу на более интересную, будет правильно принять такое решение.

Еще один подход - временно отойти от профессиональной деятельности. Порой достаточно уйти в кратковременный отпуск, и проблема исчерпает себя. Однако если подобных возможностей нет, решением проблемы могут стать следующие условия:

  • Необходимо объективно оценить производственную нагрузку на рабочем месте и собственные ресурсы, направленные на ее выполнение.
  • Лучший способ искоренить стресс - это суметь совместить хобби и работу в единое целое. Когда вы сможете найти работу, которую полюбите, и которая принесет вам удовольствие - вы перестанете думать о стрессах.
  • Старайтесь спать не менее 7-8 часов в сутки, так вы будете успевать восстанавливаться и будете обладать физической подготовкой для нового дня без стрессов.
  • Заранее продумывайте свой график дел на день, собираясь на работу. Здесь очень пригодится ежедневник. Ничего не упускайте и настраивайте себя на необходимость выполнения многих дел.
  • Обеспечить чистоту и порядок на собственном рабочем месте. Расположение объектов должно быть таковым, чтобы появилась возможность максимально полезно использовать свое рабочее время.
  • Четко уяснить собственные обязанности и следовать им и производственным инструкциям.
  • Максимально комфортно проводить время, отведенное для личных нужд сотрудников - обеда, чайных или кофе-пауз, перекуров.
  • Необходимо стараться как можно меньше, если того позволяет производственная необходимость, обсуждать свою трудовую деятельность с коллегами одного ранга. Для этих целей лучше обратиться к непосредственному руководителю, который точно знает, как сделать лучше.
  • На потенциально возможную перспективу лучше быть информированным о состоянии вакансий по аналогичной должности в соседних организациях. Возможно, увольняться и не придется, зато уровень душевного спокойствия возрастет.
  • Использовать в трудовой деятельности как можно больше современных средств массовых коммуникаций. Это действительно полезные и актуальные вещи.
  • Вкусная, а главное «правильная» еда и рациональное питание, особенно в уютной атмосфере поможет искоренить стресс.
  • Распорядок трудового дня - один из важнейших положительных аспектов организации трудовой деятельности, следование которому не позволит нарушить эмоциональное спокойствие сотрудника.
  • Используйте смену труда и «активного» отдыха; повысьте уровень физической активности, прогуливайтесь не менее 30 мин в день; посещайте театр и кино; общение с друзьями и увлечение каким-нибудь хобби всё это поможет побороть стресс.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад№169»

Всемирный день охраны труда

Тема: Стресс на рабочем месте: коллективный вызов.

Психологический тренинг

«Профилактика эмоционального выгорания

педагогов».

Место проведения: МБДОУ №169

Время проведения: 28.04.2016г., 13ч.15мин.

Участники: педагоги, администрация.

Ход тренинга:

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).

Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:


  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

  • невозможность влиять на принятие важных решений

  • необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)

  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадобным поведением)

  • отсутствие каких – либо интересов вне работы

  • переживание несправедливости

  • неудовлетворенность работой
1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки . Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.


  • Диагностическая процедура “Симптомы профессионального “выгорания”
Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального “выгорания”, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки “выгорания”

Приложение 1(Справочник руководителя дошкольного учреждения)

Ведь эти процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания” дают возможность нам понять, что с нами происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или постараться скорректировать проявление синдрома. А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами !

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Так гласит древняя восточная мудрость.

Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов”.


  • Практические упражнения “Осваиваем саморегуляцию”
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием

  • Упражнение “Улыбка”
Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом навашем лице обязательно, но должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.


  • Упражнение “Мышечная энергия”
Релаксация способна улучшить состояние человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритма мозга. Чтобы релаксационные упражнения, были более эффективными, следует запомнить три правила:

Перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.

Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.

Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.

Инструкция: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисти руки ? А дальше идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука напрягается. Проверьте.

Постарайтесь убрать лишнее напряжение. Держите палец напряжённым, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец- напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного…. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.


  • Упражнение “Маска гнева”
Алгоритм релаксации мышц может быть следующим

Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.


  • Упражнение “Отдых”
Инструкция: Стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширине плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

  • Упражнение “Мобилизующие силы”
Инструкция: Стоя или сидя. Выдохнуть из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох- такой же продолжительный как вдох.Затем постепенно увеличиваем фазу вдоха. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, а в скобках заключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха.

  • Упражнение “Похвалилки”
Инструкция: Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”. Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять:

“В моей жизни случается только хорошее”

III часть

Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе.


  • Упражнение: “Телеграмма”
Инструкция: На своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух.

Рефлексия: Анализ полученных знаний и умений.

Список литературы:


  1. Агеева И.А. “Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы”. – СПб.: Речь, 2007. 208с.

  2. Анн Л.Ф. “Психологический тренинг с подростками”. – СПб.: Питер, 2008. 272 с.: ил.

  3. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологическойсаморегуляции. Л.: Методический центр по психологическойсаморегуляции, 1988.

  4. Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. – 2002. №3.

  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. “Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство “Речь”, 2007.224 с.: ил.

  6. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. №9 2009 г., №16 2011.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В 2016 году темой Всемирного дня охраны труда стал стресс на рабочем месте. Международная организация здоровья причисляет стресс к главным болезням XXI века. По статистике каждый третий работник испытывает сильный стресс хотя бы раз в неделю, 13 процентов – ежедневно. Более 90 процентов сотрудников признаются, что их психологическое состояние определяют результаты работы. Эта проблема есть во всех странах. В США 20 процентов кадровых потерь связаны с профессиональными неврозами и стрессами. В Канаде 33 процента работников сказали, что брали отгул, потому что чувствовали себя вымотанными. Кроме того, стресс нередко становится причиной несчастных случаев. На мероприятиях к Всемирному дню охраны труда будут решать, как бороться с этой проблемой.

3 слайд

Описание слайда:

Стресс на работе является важнейшим фактором, влияющим на высокий уровень заболеваемости, прежде всего, сердечно-сосудистыми и нервно-психическими, приводящими к стойкой и длительной утрате трудоспособности.

4 слайд

Описание слайда:

Стресс - это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рисунке отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны

5 слайд

Описание слайда:

В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту. Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность. Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.), способствует этому.

6 слайд

Описание слайда:

Выделяют восемь групп причин стресса. Первая группа - личностные причины. К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе. Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо. К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.

7 слайд

Описание слайда:

К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.

8 слайд

Описание слайда:

Третья группа причин - организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры - дополнительные источники стресса.

9 слайд

Описание слайда:

Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и т. п.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п. Группа причин стресса, связанных с культурой: - расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация; - жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.

10 слайд

Описание слайда:

В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п. Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.

11 слайд

Описание слайда:

Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп.. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.

12 слайд

Описание слайда:

Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.

13 слайд

Описание слайда:

В Японии эквивалентный истощению сил термин звучит как «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина - перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.

14 слайд

Описание слайда:

Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других - фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.

15 слайд

Описание слайда:

Другой неприятный результат стресса - моральные травмы, источник которых - непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, - всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм - на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.

16 слайд

Описание слайда:

Индивидуальное негативное воздействие нередко усиливается отсутствием предупреждения (когда увольнение происходит после того, как менеджмент выступил с заявлением о том, что «больше не будет никаких сокращений») и отсутствием защищенности, ощущаемым даже высококвалифицированными профессионалами (безопасность работы быстро потеряла свое значение для многих работников, не только для отдельных сотрудников). Как правило, причиной моральных травм на рабочем месте является внезапная потеря работы и ее потенциально разрушительное воздействие на самооценку работника. Это явление получило широкое распространение в 1990-е гг. вследствие волны сокращений персонала компаний, под которые попали более 9 млн. И большинство из них испытали, по меньшей мере, кратковременный «удар» по самооценке.

17 слайд

Описание слайда:

Но стресс пережили не только потерявшие работу в ходе массовых сокращений сотрудники, но и те, кто остался на своих местах. Некоторые из них перенесли болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся ощущением неопределенности, раздражения, вины и недоверия. Они одновременно испытывали чувство радости оттого, что у них есть работа, и вины перед своими уволенными сослуживцами. Вместе с тем выполняемый ими объем работ существенно увеличился, поскольку они обязаны выполнять задачи бывших коллег. А как быть с мыслями: «Не буду ли я следующим?»

18 слайд

Описание слайда:

Другой источник моральных травм (и результат стресса) - присутствие в момент насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.

19 слайд

Описание слайда:

Проблемы стресса на работе затрагивают практически всех работников, включая руководителей самого высокого ранга. При этом можно выделить несколько «групп повышенного риска».

20 слайд

Описание слайда:

Первой являются руководители, на которых лежит наибольшая ответственность. Персонал среднего звена (менеджеры) пребывают в состоянии постоянного стресса, так как им приходится постоянно вступать во взаимоотношения с персоналом и клиентами и принимать решения. К персоналу среднего звена руководство предъявляет высокие требования и часто имеет к ним серьезные претензии.

21 слайд

Описание слайда:

Причины стресса у работников нижнего звена вызваны тем, что на них ложится основная «черновая» нагрузка, и на них зачастую списываются все огрехи. У них мало прав, но много обязанностей. К тому же перспектив профессионального и карьерного роста, как правило, почти нет. Для занятых в тяжелых и вредных условиях малоквалифицированных работников основными стрессогенными факторами являются воспринимаемая вредность условий труда, его тяжесть и монотонность.

22 слайд

Описание слайда:

Впервые этот синдром был выявлен у врачей, но впоследствии был диагностирован и у работников многих других, так называемых коммуникативных профессий. То есть тех, кто по роду служебных обязанностей вынужден много и интенсивно общаться с различными людьми. Одной из наиболее нерешенных проблем современности специалисты считают высокую вероятность формирования у работников синдрома профессионального выгорания, как следствия противоречия между величиной физических, нравственных и эмоциональных затрат, необходимых в его профессии ежедневно, и степенью удовлетворенности своим трудом и его оценкой обществом.

23 слайд

Описание слайда:

Методы борьбы со стрессом на работе Что мы можем делать сами, если не поленимся и захотим снизить уровень стресса на работе?