Среди международных образовательных систем, стандарты которых получат в 2013 году государственную поддержку при внедрении в школах Москвы, в первую очередь отмечен Международный бакалавриат. Международный бакалавриат (International Baccalaureate IB) – это интернациональная образовательная программа с общим для всех стран-участниц учебным планом. Обучение в рамках программы ведется на английском языке (французском, испанском) в течение 12 лет. Обладатели диплома IB могут поступать в любые вузы любой страны мира без вступительных экзаменов.

Программа IB собрала всё лучшее, что есть в школьном образовании стран-участниц. При этом IB не подменяет национальные системы образования, а поднимает их на качественно новый уровень выше национального стандарта. В 2012 году программа IB официально аккредитована в 3180 школах 140 стран мира, в России зарегистрировано 18 школ, из них 10 – в Москве.

Основная цель программы международного бакалавриата – развитие навыков самостоятельной работы у учащихся, навыков учения, умения планировать и проводить индивидуальные и коллективные эксперименты и исследования. Программа направлена на всестороннее развитие творческих способностей учащихся, формирование их личности.

Такие высокие цели программа решает поэтапно. Первый уровень обучения в начальной школе рассчитан на дошкольников и младших школьников от 3 до 12 лет (PYP). Второй уровень, средний, – на подростков 11–16 лет (MYP). Завершающий уровень обучения – Дипломная программа – для старшеклассников в возрасте от16 до 19 лет (DP). В основе программ обучения первого и второго блоков лежат образовательные программы страны, в которой находится школа. Дипломная программа для 11–12-х классов имеет ярко выраженную международную направленность.

Основу Дипломной программы составляют шесть предметов, которые каждый ученик выбирает самостоятельно из шести групп дисциплин (например, иностранные языки, естественные науки, человек и общество и др.). Три предмета из них он изучает на продвинутом уровне в повышенном объеме, в основном они необходимы для поступления в вуз. Оставшиеся три предмета изучают на стандартном уровне. Кроме того, все школьники изучают два общих курса: «Теория познания» и «Творчество, действие, служение», что отвечает целям программы.

После завершения обучения школьники сдают очень серьезные экзамены. По статистике около 1/3 окончивших обучение по программе международного бакалавриата диплома так и не получают. Чтобы получить диплом, нужно успешно сдать экзамены, написать развернутое эссе, провести самостоятельное исследование и выполнить программы социальной и творческой активности. Итоговые оценки складываются из внутреннего и внешнего оценивания. Все экзаменационные работы направляются экзаменаторам Международного бакалавриата.

Отсюда вывод, что в первую очередь диплом IB нужен тем, кто собирается получать высшее образование за рубежом. Действительно, обучение по программам IB в России – достойная альтернатива зарубежной средней школе, к тому же дешевле и психологически комфортнее. Не придется думать, чем занять год разницы в продолжительности среднего образования в России и в ряде других государств. Преподавание на иностранном языке всех предметов компенсирует неполное погружение в языковую среду при обучении на родине. Кроме того, в такие школы охотно отдают учить своих детей иностранцы, живущие временно в России, так что обучение и общение с носителями языка обеспечено.

Школы, в которых в Москве можно пройти обучение по программам международного бакалавриата:
Московская экономическая школа (PYP, MYP, DP)
ГОУ Гимназия № 45 (MYP, DP)
НОУ «Европейская гимназия» (PYP, MYP, DP)
НОУ «Интеграция ХХI век» (MYP, DP)
ГОУ Гимназия № 1531 «Лингвистическая» (MYP)
НОУ Англо-американская школа в Москве (PYP, DP)
ГОУ Образовательный центр «Гамма» № 1404 (MYP)
НОУ Британская международная школа (DP)
НОУ Школа «Президент» (DP)
ГОУ Гимназия № 1306 «Школа юных политиков» (DP)

Средняя стоимость обучения по программе IB в московских школах начинается от 1500 евро в месяц и зависит в первую очередь от уровня обучения: в начальной школе или по Дипломной программе. В иностранных школах, например, в Великобритании, стоимость обучения начинается от 2200 евро за месяц.



Программа International Baccalaureate (IB program)


Получите международно-признанную квалификацию по подготовке к университету.

Программа International Baccalaureate - это предуниверситетская подготовительная программа, предназначенная для старшеклассников, планирующих дальнейшее поступление в лучшие университеты за рубежом.

В настоящее время все больше британских школ предлагают программуInternational Baccalaureate (IB) наравне с классической подготовительной программой A - Level . Диплом об окончании программы IB признается ведущими вузами мира.

Программа IB Diploma


Что это за программа?

2-х годичная учебная программа получения International Baccalaureate Diploma.

Для кого зта прогамма?

Для выпускников 10-11 классов и старше

Академические требования

высокий уровень успеваемости или сертификат о сдаче 5 экзаменов GCSE (включая математику) с баллом не ниже С или эквивалент.

Уровень английского

IELTS 5.5 /TOEFL 194 CBT / 71 IBT / SLEP 57

Школы

Нью-Йорк Оксфорд Торбей

Продолжительность

2 гола (6 триместров)


Что такое International Baccalaureate Diploma?


International Baccalaureate Diploma Programme (IBDP) - это международный диплом о полном среднем образовании, который признается университетами по всему миру. Эта интенсивная 2-х годичная международная образовательная программа подходит старшеклассникам от 16 до 19 лет, закончившим как минимум 10-11 классов средней школы.

Почему IB Diploma Programme?

Программа IB Diploma дает возможность получить всемирно- признаваемый диплом об окончании среднего образования. Успешное окончание программы позволят поступать в самые престижные университеты мира. Изучение предметов из различных академических сфер, а также работа над заданиями как индивидуально так и в группах, позволяет получать обширные знания и развивать самостоятельность.


Основным преимуществом International Baccalaureate по сравнению с A-level считается подход к изучению предмета. В программе IB используются методы различного анализа, делается акцент на написание исследовательских работ и самостоятельную деятельность студентов. В отличие от A-level, программаInternational Baccalaureate предлагает более разностороннее обучение: 6 дисциплин на выбор, из которых 3 предмета студент учит на продвинутом уровне (advanced level), а 3 - на стандартном (standard level).

Предметы выбираются по одному из 6 групп, на которые распределены все возможные дисциплины:

1. Первый язык - обычно это родной для ученика язык: их на курсах IB преподается около восьмидесяти. Если родной язык не преподается в выбранной школе, можно выбрать один из иностранных языков и учить его на стандартном уровне.
2. Второй язык - в зависимости от первого второй язык изучается на стандартном или продвинутом уровне.
3. Человек и общество - имеются в виду социальные и гуманитарные науки: философия, экономика, бизнес и менеджмент, психология, информатика, география и история.
4. Естественные науки - физика, химия, биология, экология и др.
5. Математика
6. Искусство или предметы на выбор - театральное искусство, музыка, дизайн или предмет на выбор из групп 2,3 или 4.

Кроме 6 выбранных предметов, студенты изучают:

  • Theory of Knowledge (TOK) - " Теория познания " . Студентов учат правильно писать эссе, аргументировать свою точку зрения, давать определения и формулировать гипотезы, грамотно дискутировать.
  • Creativity, Action, Service (CAS) - студентам прививают навыки командной работы и умение креативно мыслить.

К концу программы каждый студент должен написать развернутое эссе (Extended Essay) объемом минимум 4000 слов. Оно представляет собой отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, который выполняется под руководством учителя. Это позволяет ученикам приобрести навыки исследовательской деятельности. Эссе, как и экзамены, сдается в обязательном порядке.

Курс программы International Baccalaureate, как и A-levels, рассчитан на 2 года.

Система обучения

Программы обучения IB диплома предложат Вам намного больше, чем просто перечень познавательных фактов. International Baccalaureate Diploma готовит школьников к поступлению в университет и учит их:

  • формулировать сложные вопросы
  • быть мотивированными студентами и уметь самостоятельно находить ответы на вопросы
  • развивать самоуверенность
  • развивать коммуникативные навыки, понимать людей разных стран и культур
  • становиться в конечном итоге настоящими «гражданами мира».


Концепция программы IB Diploma


Программа International Baccalaureate Diploma дает студентам замечательную возможность получить престижный диплом международного образца. Успешное окончание программы позволяет студентам претендовать на поступление в лучшие университеты по всему миру. IB Diploma включает в себя изучение широкого спектра учебных предметов в группах и индивидуально. Процесс обучения построен таким образом, что знания приобретаются с удовольствием.

Учебная программа


Учебная программа сформирована в 6 предметных группах, дополняемых тремя обязательными предметами. Студенты выбирают по одной дисциплине из каждой группы. Обычно 3 из них изучаются на стандартном уровне и 3 на продвинутом. Обязательные предметы являются основополагающими в философии программы и изучаются всеми студентами.

Программа IB Diploma предлагает разностороннюю академическую подготовку. Студенты изучают, гуманитарные дисциплины, математику, естественные науки, а также творческие дисциплины. Все студенты пишут расширенное эссе на выбранную тему объемом 4000 слов. Тему эссе студенты выбирают сами, исходя из собственных интересов. Кроме этого, студенты изучают Теорию познания, предмет, который учит критическому мышлению. А также они участвуют в проекте Творчество-Действие-Сервис и имеют возможность проявить себя за пределами классной комнаты, быть активными в разнообразных общественных и волонтерских мероприятиях.

Международный бакалавриат, или IB, – это международно признанная учебная программа, помогающая студентам поступить в зарубежные вузы.

В процессе обучения по программе IB студенты изучают обязательные и факультативные предметы в различных областях, а потом сдают выпускной экзамен. По окончанию программы студенты получают дипломы, которые служат доказательством высокого уровня знаний и готовности к обучению в университете. Дипломы IB признаются большинством иностранных вузов, наряду со школьным аттестатом и результатами языкового тестирования.

Несомненный плюс программы IB – это возможность пройти ее, не выезжая из своей страны или даже города! Сегодня школы IB работают по всему миру. В России и СНГ действует 36 школ, большинство из которых находятся на территории РФ.

Хотите получить диплом IB? Ищите подходящее учебное заведение поблизости? Представляем вам список 10 школ IB в России…

1. Московская экономическая школа, Москва

Школа предлагает обучение по дипломной программе IB ученикам 10-11 классов. Учебное заведение гордится успехами своих студентов при сдаче экзамена IB и их востребованностью на международной академической арене. Сегодня выпускники школы учатся в Лондонском городском университете, Манчестерском университете, Уорикском университете, Университетском колледже Лондона, Кингс колледже Лондона, Нью-Йоркском университете, Колумбийском университете, Корнелльском университете, Университете Вашингтона и других зарубежных вузах.

2. Самарский медико-технический лицей, Самара

Отделение Международного бакалавриата существует в лицее с 2000 года, за это время 33 ученика лицея получили дипломы IB и были подготовлены к обучению за рубежом. Обучение по программе проводится квалифицированными педагогами на английском языке и проходит одновременно со стандартной программой на уровне 10-11 класса.

3. Международная общеобразовательная школа «Интеграция XXI век», Москва

Обучение по программе IB предлагается в школе с 2006 года и длится два учебных года (10 и 11 класс). В школе преподают опытные педагоги, некоторые из них сами являются выпускниками зарубежных вузов. Сегодня выпускники программы IB в школе «Интеграция XXI век» учатся в признанных университетах Великобритании, США, Швейцарии, Кипра и других стран.

4. Школа «Обучение в диалоге», Санкт-Петербург

Школа предлагает дипломные программы Международного бакалавриата, готовя своих выпускников к обучению за рубежом. Обучение проводится на уровне 10-11 или 11-12 классов, его стоимость составляет RUB 950,000 за 1 год. Преподавание осуществляется высококлассными учителями, владеющими английским языком на высшем уровне.

5. Школа «Президент», Московская область

Частная школа предлагает дипломные программы IB, продолжительность которых составляет 2 года (10-11 класс). На выбор студента возможно обучение в маленькой группе (до 5 человек) или стандартной группе (от 5 человек), от этого также зависит стоимость программы.

6. Средняя общеобразовательная школа № 9 имени А. С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла, Пермь

Школа является единственным учебным заведением в Пермском крае, предлагающем программу MYP IB (The IB Middle Years Programme) для учеников от 11 до 16 лет. Данная программа развивает у учеников критическое мышление, а также межкультурный глобальный подход к образованию, готовя их к обучения по дипломной программе IB.

7. Лицей № 10, Пермь

Дипломные программы IB в лицее преподают педагоги, аккредитованные и сертифицированные Организацией Международного бакалавриата, имеющие соответствующие сертификаты IB по результатам зарубежных стажировок. Обучение осуществляется на уровне 10-11 класса, также предлагается курс подготовки к дипломной программе pre-DP на уровне 9 класса.

8. СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка, Пермь

Изначально школа предлагала только англоязычную учебную программу PYP IB (для детей до 12 лет), направленную на полноценное умственное, творческое и языковое развитие детей. С 2015 года в школе также предлагается дипломная программа IB на уровне 10-11 класса. 11 учителей школы успешно получили сертификаты IB и начали подготовку учащихся к поступлению в иностранные университеты.

9. Школа-интернат для одаренных детей ВГУЭС, Владивосток

На базе Международного отделения школа реализует две программы Международного бакалавриата - MYP IB (для учащихся 5-9 класса) и дипломную программу DP (для учащихся 10-12 класса). Школа-интернат находится в красивом месте на берегу Амурского залива и, помимо обучения, предлагает ученикам комфортабельное размещение, питание и возможность заниматься в различных секциях и кружках.

10. Международная школа "Источник", Ульяновск

Старшеклассникам школа предлагает обучение по дипломной программе IB на уровне 10-11 класса. Преподавание ведется квалифицированными и опытными педагогами с использованием лучших учебных пособий на английском языке, признанных на международном уровне.

IB or not IB?

IB or not IB?

Если вы хотите учиться в Оксфорде или Гарварде, это желание можно только приветствовать. Но беда в том, что сразу после окончания российской школы в английский, немецкий или, скажем, американский вуз вас не примут. Впрочем, есть один вариант, как отучиться в школе в России и сразу же поступить в зарубежный вуз. Это программа International Baccalaureate (IB).
Образовательная программа под названием International Baccalaureate (Международный бакалавриат) была создана в Швейцарии в конце 60-х годов. По инициативе школы ООН в Нью-Йорке и Международной школы в Женеве группа международных экспертов взялась составить универсальную школьную программу, которая позволяла бы учебным заведениям признавать эквивалентность образования, полученного в другой стране.
Программа имела успех. Сначала преподавание по ней велось всего в нескольких частных школах, но потом ее стали вводить все новые и новые учебные заведения разных стран мира, в том числе государственные.
По мере распространения программы IB Diploma (так называемый диплом IB, по сути - аттестат об окончании школы) стали признавать ведущие университеты мира. Сейчас в США, Канаде, Ирландии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Швеции и некоторых других странах абитуриентов с таким аттестатом принимают в университеты без вступительных экзаменов. Оговариваются только проходной балл и требования к оценкам в аттестате по определенному набору предметов. В других странах - например, в Испании - диплом IB признается наряду с национальным, однако не освобождает от сдачи вступительных экзаменов. В России же диплом IB признан документом, сопоставимым с национальным аттестатом, однако в российские государственные университеты с таким документом о среднем образовании пока еще никого не приняли.
Сегодня по программе IB можно учиться в 1.020 школах 100 стран мира. Быстрее всего количество школ IB растет в США. Как правило, во всех странах школы, практикующие обучение по этой модели, входят в число лучших (см. табл. 2). Это, в сущности, означает, что уровень среднего образования, получаемого в школах IB, выше национального стандарта.
В России создано семь школ IB: шесть - в Москве, одна - в Тольятти. Еще одна школа в Самаре в настоящий момент проходит авторизацию. Министерство образования России заинтересовалось программой еще в 1989 году. А в 1995 году по его приглашению из Женевы приехали с инспекцией представители IBO и остановили свой выбор на московской школе ь45. Она первой начала работать по программе, и через год, в 1996 году прошла аккредитацию и получила право выдавать диплом IB.

Из чего сделан IB?

Программы IB в первую очередь рассчитаны на то, чтобы дать учащимся знания и умения, необходимые в жизни каждому, независимо от профессии, а также навыки социальной адаптации. Благодаря такому подходу у учеников повышается мотивация и интерес к занятиям, а следовательно и успеваемость.
В настоящий момент существует три программы International Baccalaureate. Это дипломная программа (Diploma Program), которая, собственно, и является визитной карточкой IBO, программа для средних классов (Middle Years Program) появившаяся в 1992 году, и программа для начальных классов (Primary Years Program) созданная лишь три года назад. Мы расскажем о Diploma Program, так как для школьников, стремящихся поступить в зарубежный вуз, она представляет наибольший интерес.
Дипломная программа рассчитана на два года. Обучение ведется на одном из трех рабочих языков IBO: английском, французском или испанском (допускается преподавание родного языка, родной и мировой литературы на национальном языке). Основа дипломной программы - изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам. "Вместо того чтобы изучать все подряд, как в российской программе, ученик может выбрать предметы, наиболее его интересующие, - говорит студентка Уорвикского университета (Warwick University) в Англии.Наталья Тумасьева, окончившая школу по программе IB. - Это увеличивает мотивацию к обучению, а поскольку предметов всего шесть, то каждому из них можно посвятить гораздо больше времени и сил".
Предметы программы преподаются на двух уровнях: "повышенном" (Higher level) и "вспомогательном" (Subsidiary Level). Первый предполагает изучение дисциплины в объеме 240 учебных часов, второй - 150 часов. На "повышенном" уровне изучаются три или четыре предмета. Это позволяет ученику сосредоточиться на дисциплинах, необходимых ему для поступления в вуз.
В конце курса школьники обязаны написать так называемое "развернутое эссе" (Extended Essay) объемом минимум в 4.000 слов. Оно должно представлять собой своего рода отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, который выполняется под руководством учителя. Это позволяет ученикам приобрести навыки исследовательской деятельности. Такие работы принимаются по 60 предметам.

"Теория знания" и другие

Предметы программы IB объединены в шесть групп; из каждой группы ученик выбирает для изучения один. Первая группа - это "первый" язык (как правило, родной) и выборочное изучение произведений мировой литературы. Вторая - иностранные языки и литература на этих языках. Преподавание ведется для трех уровней владения языком: продвинутого (свободное владение), среднего, с предшествующим сроком изучения более двух лет, и начального (ab initio).
В третью группу предметов под названием "Человек и общество" входят история, география, экономика, философия, психология, социальная антропология, бизнес и управление, информационные технологии в мировом сообществе и... курс истории исламского мира.
Четвертую группу составляют естественные науки: биология, физика, химия, прикладная химия, а также курс с многообещающим названием "Экологические системы". В пятую группу входят математические дисциплины.
Шестая группа объединяет факультативные предметы. Сюда входят дизайн, музыка, театральное искусство, классические языки, компьютерное программирование, третий современный язык, второй предмет из третьей или четвертой групп, математика на продвинутом уровне или любой другой курс, предлагаемый школой и одобренный IBO.
Дипломная программа IB имеет также две черты, отличающие ее от всех национальных систем школьного образования в мире. Первая - это обязательное изучение предмета, который называется "Теория знания" (Theory of Knowledge - TOK). Он представляет собой курс философского плана, где сведены воедино различные вопросы междисциплинарного знания. "На этих занятиях школьников "учат учиться" и спорить с учителями, - поясняет Наталья Тумасьева. - Он дает базу для самообучения". В рамках этого курса школьников учат правильно писать эссе, аргументировать свою точку зрения, давать определения и формулировать гипотезы, грамотно дискутировать.
Второе отличие - также обязательная для всех работа в рамках программы "Творчество, действие, служение" (Creativity, Action, Service - CAS). К творчеству может относиться выпуск школьной газеты, написание сценария для новогодней елки и т. д. Действие - это спорт, танцы - одним словом, все подвижные виды деятельности. Служение обществу - это любая деятельность, направленная на помощь обездоленным, защиту окружающей среды и т.п. - от посещения детских домов до помощи в строительстве церкви.
"Раз в неделю я занимаюсь английским с мальчиком-инвалидом из нашего района, - рассказывает Надя Манойло из Московской экономической школы. - А все вместе мы ездим в подшефный детский сад в Хотьково. Сейчас собираемся восстанавливать там веранду. Этим будут заниматься несколько человек. Один составляет смету на строительство, другой отвечает за доставку стройматериалов. Это учит нас работать вместе".

Пушкина проходим, Лермонтов - на ум пошел

Отличие программы IB от российской проявляется, прежде всего, в подходе к изучению предмета. Так, российская программа по литературе построена по хронологическому принципу и включает большое количество изучаемых произведений. В программе IB используется метод сравнительного анализа. Ученики изучают меньше литературных произведений, но разбирают их значительно глубже.
Итоговая оценка ученика по литературе складывается из четырех компонентов. Это сочинение по двум произведениям мировой классики, устный комментарий к отрывку из произведения русской литературы, письменный комментарий к отрывку из другого произведения русской литературы, и, наконец, экзаменационное сочинение по произведениям русской литературы. Последние два элемента - обязательная часть заключительного письменного экзамена на получение диплома IB.
Курс математики в рамках программы IB более детален и имеет гораздо больше разделов, но при этом уровень сложности решаемых задач не столь высок. Зато ученики IB изучают теорию вероятности и математическую статистику - разделы, которые в российскую школьную программу не входят.
Этим отличия не исчерпываются. Программа по истории, по словам Елены Абакумовой, координатора блока истории программы IB Московской экономической школы, учит ребят анализировать источники и писать исследовательские работы. "Если российская программа в большей мере ориентирована на знание имен, событий и дат, то программа IB учит навыкам исторического анализа. Как правило, детально разрабатываются наиболее яркие примеры", - говорит она. В курсах биологии, химии и физики акцент делается на самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся (проекты и мини-проекты, индивидуальные и групповые). А большая часть предметов, входящих в комплекс общественных наук, - например, бизнес и менеджмент, социология и др. - в российской средней школе вообще не изучается.

Поставлю-ка я тебе семерку!

"Международный бакалавриат - это, прежде всего, уникальная методика обучения, - говорит помощник регионального координатора программы в России Михаил Шнейдер. - Считается, что в России очень высокий уровень преподавания математики, в Великобритании - гуманитарных дисциплин, а естественные науки лучше всего изучать в Германии. Программа IB вобрала в себя лучшие стороны школьного образования каждой из стран".
Кроме того, школы должны выдерживать весьма строгие стандарты. Прежде чем ввести у себя преподавание по методике IB, школа должна пройти аттестацию на соответствие ее условий требованиям программы, а учителя проходят обучение в центрах подготовки IBO. Аккредитация школы обычно производится спустя год после начала ее работы по программе.
Особо следует отметить гибкость программы. Каждые три года в нее вносятся изменения. Над совершенствованием курсов постоянно работают профильные комитеты учителей. С помощью анкетирования опрашиваются едва ли не все педагоги, работающие по этой системе, и их мнения учитываются при совершенствовании программы.
Авторитетности диплома IB способствует также объективная оценка результатов. Выпускник программы должен получить две оценки по семибалльной шкале: внутреннюю, которую выставляет учитель школы, и внешнюю - то есть ту, что поставят зарубежные экзаменаторы. Все экзаменационные работы стекаются на проверку в город Кардифф в Уэльсе, в единый экзаменационный центр. Проверяющие не знают учеников, поэтому предвзятость оценки исключается. Всего в проверке работ задействовано более 3.500 экзаменаторов.
Непривычным может показаться и сам подход к выставлению оценок. Дело в том, что в IB оцениваются не столько знания ученика на текущий момент, сколько их динамика - от одного экзамена до другого.
Экзамены по шести выбранным предметам проводятся в конце второго года обучения, в мае. Внутренняя и внешняя оценки складываются в определенную сумму баллов по каждому предмету - от 1 до 7. Кроме этого, ученики пишут две работы по "теории знания", которая оценивается по шкале A-C, и дипломную работу по любому из выбранных ими предмету (оцениваемую по шкале А-Е). Отличные работы отмечаются дополнительными баллами, которые прибавляются к баллам, полученными за 6 предметов. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может получить ученик - 45. Говорят, за всю историю существования IB такое случилось лишь однажды.
Ежегодно экзамены IB сдают 36.000 учеников. Из них только около 80\\\\% получают диплом. Его выдают в том случае, если выполнены все требования программы: написаны "развернутое эссе" и две работы по ТОК; не менее 150 часов отработано по программе CAS; завершены все проекты и мини-проекты по различным предметам; успешно выполнены экзаменационные работы (не менее 24 баллов за 6 экзаменов).

Российские форпосты IB

Пока по программе IB в России учатся единицы, поскольку по нашим меркам это обходится довольно дорого, хотя и дешевле, чем обучение в частной школе за рубежом. При этом программу IB изучают параллельно с российской, поэтому учебная нагрузка на ребенка оказывается изрядной. Да и сами школы не готовы обеспечить сотни учебных мест.
Например, московская школа №45, возглавляемая заслуженным учителем России Леонидом Мильграмом, не может позволить себе обучать по этой программе более 8 человек в год. Из стен школы пока вышло всего три выпускника программы IB. "От идеи обучать имеющихся учителей английскому отказались сразу. Пригласили людей со стороны, свободно владеющих английским. Трудно было найти учителя математики, но и эту проблему удалось решить", - говорит Михаил Шнейдер, заместитель директора школы.
От тех, кто собирается заниматься по программе IB в этой школе, требуется только знание английского. За все три года родители должны заплатить около $10.000. Сюда входит стоимость учебников и оплата труда преподавателей, читающих предметы на английском. Обучение предметам государственной школьной программы в школе бесплатное.
Дипломная программа уже целый год существует и в школе "Эколь". Претендентов на получение диплома в 2001 году здесь больше - 32 человека. Это отчасти объясняется тем, что преподавание ведется по программе английской спецшколы, и малыши начинают учить английский с "нулевого" класса. Конкурса для поступления в классы IB нет, шанс попробовать свои силы дается всем. Те, кто быстро понимает, что не сможет выдержать учебу на английском, отсеиваются сами.
Преподаватели, работающие по дипломной программе IB, как правило, имеют два образования: профильное и лингвистическое. Например, экономику здесь преподают специалисты, окончившие экономический факультет МГУ и Московский государственный лингвистический университет.
Частная Московская экономическая школа - это одна из 12 школ мира, которая получила аккредитацию на все три программы IB. Уровень преподавания дипломной программы здесь очень высок. Достаточно сказать, что три выпускника школы закончили программу с итоговыми оценками 37, 38 и 39 баллов, а с 38 баллами уже берут в Кембридж.
Преподавать по программе International Baccalaureate в МЭШ начали в 1997 году. Школе удалось не только пригласить преподавателей со стороны, но и обучить собственных учителей на курсах повышения квалификации, которые каждое лето проводит IBO. Кроме того, учителя школы ездят в крупные университеты мира изучать специальную лексику и методику преподавания предмета на языке. Например, этим летом группа преподавателей МЭШ отправится в Шотландию, в университет города Сент-Андрус.
МЭШ предъявляет очень серьезные требования к ученикам. В классы IB берут только тех, кто действительно настроен серьезно учиться. От школьников, желающих заниматься по дипломной программе IB, требуется хороший уровень владения английским (не менее 150 баллов из 200 возможных по Oxford Placement Test, что соответствует уровню Upper Intermidiate), достаточный уровень социальной и интеллектуальной зрелости.
В десятом классе те, кто хочет заниматься по программе IB, могут пройти тестирование и начать учиться в классе pre-IB. В нем дети проходят российскую программу 10 класса, но большая часть предметов читается на английском. Затем - еще одно тестирование по математике, английскому, русскому и литературе, а также собеседование с психологом. По их результатам принимается окончательное решение.
"Мы смотрим, как развиты в ребенке навыки анализа и обобщения, в какой степени он ориентирован на результат. Чтобы заниматься по этой программе, ребенок должен иметь определенный склад личности, быть эмоционально устойчивым и иметь высокий уровень самоконтроля, - поясняет школьный психолог Ольга Гаврилова. - После pre-IB многие сами понимают, что нагрузка для них слишком велика, и продолжают учиться дальше по российской программе".
Для учеников МЭШ не существует дополнительной платы за программу IB. Цена обучения для всех учеников школы одна - $500 в месяц. Большую часть расходов по организации работы программы берет на себя попечительский совет школы.
Сейчас по дипломной программе IB в МЭШ занимаются 11 человек, которых распределили по 8 учебным группам. По словам координатора программы IB Аллы Скворкиной, составить расписание было очень сложно. "Пока у нас никто еще не выбирал географию, из естественных наук все сделали выбор в пользу биологии. А информационные технологии, которые в прошлом году изучали трое наших выпускников, не взял никто. Хорошо еще, что TOK изучают все вместе", - шутит она.
Надя Манойло сейчас учится в 11 классе IB, она - круглая отличница. В прошлом году заняла 1 место на Всероссийской олимпиаде школьников по истории. Собирается поступать в Лондонскую школу экономики (LSE, cм. ь). Надя говорит, что уже год не подходит к телевизору, потому что "времени на него совершенно нет".
Ее одноклассник Максим хочет поступать в Гарвард. Он выбрал математику на уровне Higher level, а тема его развернутого эссе - "Теория игр и ее приложение в экономике". Естественно, работа будет написана на английском языке. И это при том, что теорию игр в российском курсе математики вообще не изучают.

Школа после школы

Главная сложность, которая беспокоит многих молодых людей и их родителей, - как строятся отношения выпускников с военкоматами. Напомним, что юноши заканчивают программу IB именно в призывном возрасте - в 18 лет. Но, по словам координатора программ IB школы "Эколь" Натальи Зыковой, школа предоставила военкомату список мальчиков - претендентов на получение диплома IB, и им была предоставлена отсрочка, так что у них еще останется время для поступления в вуз.
Ученики дипломной программы IB других школ заканчивают 12 класс, уже поступив на первый курс российского вуза. Так, руководство школы ь45 внесло в программу единственное, но существенное изменение: положенное по программе количество часов "растянули" не на два, а на три года. Последний год программы студенты IB проходят уже после окончания школы, совмещая учебу в вузе с выполнением всех заданий и написанием заключительных работ.
Что же касается МЭШ, то в1999 году в Международный институт экономики и финансов ГУ-ВШЭ были зачислены два выпускника школы, получившие государственные аттестаты - Алексей Котлов и Денис Скуратовский. Они считались стажерами дневного отделения факультета экономики и продолжали учиться по программе IB в 12 классе. В мае 1999 года они сдали экзамены по программе International Baccalaureate, а также ("для подстраховки") внешние экзамены по системе Advanced Placement Program по микроэкономике, макроэкономике и статистике вместе со студентами 1-го курса МИЭФ. Экзамены по системе Advanced Placement Program засчитываются университетами США и других стран и рассматриваются многими ведущими вузами (в том числе и Лондонским университетом), как вступительные.
Помимо МИЭФ с дипломом IB принимают в РЭА имени Плеханова. По словам Аллы Скворкиной, требования к поступлению в Центр международного образования РЭА им. Плеханова - две "шестерки" и одна "пятерка" по профильным дисциплинам. Студентам с дипломом IB предоставляется большая скидка за обучение.
Что касается возможности поступления с дипломом IB в другие российские государственные университеты, то здесь пока сложно говорить о чем-то определенном. Зато с иностранными университетами все очень просто: полный список вузов всех стран, принимающих абитуриентов с такими аттестатами, публикуется ежегодно. По словам Натальи Тумасьевой, при поступлении в Уорвикский университет у нее не возникло особых проблем. Многим родителям именно это и нужно. А вам?
Таблица 2. Стоимость обучения по дипломной программе IB в некоторых иностранных школах

Название школы Расположение Стоимость обучения, тыс. долл. в год

College du Leman Версуа, Швейцария 28,8-33
Ecole Brilliamont Лозанна, Швейцария 36-42
Ecole Lemania Лозанна, Швейцария 34-39
St Clare College Оксфорд, Великобритания 28,5
Skagerak Gymnas Сандефьорд, Норвегия 16

Традиционно курс A-level включает в себя до 45 различных дисциплин, из которых студенты выбирают 3-6 в зависимости от своих целей и способности к обучению. Выбор изучаемых дисциплин является важным шагов в получении образования, он должен соответствовать будущей специальности. Обычно в список предлагаемых для изучения дисциплин входят следующие предметы:

  • Математика
  • Физика
  • Химия
  • Биология
  • Бухгалтерский учет
  • Высшая математика
  • Английская литература
  • Политика
  • Искусство и дизайн
  • Экономика
  • Экологический менеджмент
  • Психология и другие.

А-level обычно имеет два уровня, на освоение каждого из которых отводится учебный год – AS-level и A-level. Студенты имеют право сами определять количество изучаемых предметов, но чаще всего это 4 академических дисциплины на первом году подготовки и 3 на втором. Для иностранных студентов дополнительным предметом изучения становится английский язык.

Учебный год состоит из трех триместров: осенний, весенний и летний. В конце каждого учебного триместра учащиеся сдают экзамены. После завершения обучения и получения сертификата об образовании студенты могут подать документы в институты. Чем выше оценки за A-level, тем больше шансов поступить в престижный ВУЗ.

Требования, предъявляемые к иностранным абитуриентам, могут отличаться в зависимости от школы:

  • Результаты не ниже 5.0 – 5.5 (может отличаться в разных учебных заведениях), 500

Особенностью данной программы является возможность прохождения ее в некоторых школах в ускоренном темпе за год или полтора. Многие учебные заведения Великобритании также предлагают курсы подготовки к A-level, призванные облегчить подростку адаптацию к жизни в другой стране, повысить его знания английского языка (расширить словарный запас, изучение специализированный лексики) и академических предметов, развитие учебных навыков.

Для поступления на британский A-level стоит заранее познакомится со списком необходимых документов в выбранное учебное заведение и правилами их подачи.

IB Diploma

Образовательная программа International Baccalaureate (Международный бакалавриат) – это программа, направленная на получение полного среднего образования за рубежом. Данный курс преподается на одном из трех языков – английском, испанском или французском. Образование по программе IB Diploma можно пройти более чем в 120 странах мира. Курс обучения IB Diploma приобретает всю большую популярность, ведь сертификат о его завершении дает возможность поступления в различные известные университеты в , Великобритании, Ирландии, Бельгии, Франции, Швеции, Норвегии и некоторых других странах.

Образовательные учреждения, предлагающее обучение по программе IB Diploma, обычно входят в число лучших, что отражает уровень освоения дисциплин. International Baccalaureate известен своей объективностью за счет прохождения студентом единого экзамена.

Программа IB Diploma была разработана в 1968 году в . IB направлен на развитие личностного потенциала учащегося, прививание стремления к академическим успехам, освоение умения критически мыслить и навыков самостоятельной работы. Особенностью программы стало использования различных методов анализа, написание огромного количества исследовательских работ, акцент на экспериментальной деятельности.

В настоящее время продолжительность программы составляет 2 года. За это время студенты обязаны освоить 6 обязательных дисциплин, написать эссе (научную работу). Изучение основных предметов ведется на двух уровнях:

  • Higher level (продвинутый уровень) предполагает 240 часов занятий. Как правило, на нем изучаются 3-4 дисциплины, которые необходимы для поступления в институт
  • Standard level (стандартный уровень) – 150 учебных часов.

Предметы IB Diplom обычно объединены в 6 групп. Студент обязан выбрать один предмет для изучения в каждом классе:

  • Первый язык, выборочное изучение произведений мировой литературы
  • Иностранные языки и литература на них
  • Человек и общество (история, психология, география, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и др.)
  • Естественные науки (биология, физика, химия, экологические системы и др.)
  • Математика
  • Дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, театральное искусство, одни из предметов группы 3 или 4, математика на продвинутом уровне).

Обязательной частью образования по программе IB является прохождения курса Theory of Knowledge (теория знаний) и Creativity, Action and Service (творчество, спорт и общественная работа):

  • Теория знаний – это общий курс, включающий в себя ряд дисциплин и направленный на практическое применение полученных теоретических знаний.

Продолжительность курса – минимум 100 учебных часов. Он помогает развить у учащихся критическое мышление, логику, стремление к самообразованию. По завершению курса учащиеся пишут реферат, объем которого составляет 4-5 страниц печатного текста. При успешной презентации проекта студенту может быть начислено до 3 дополнительных баллов.

  • CAS (Creativity, Action and Service) – дополнительный блок образования. Целью курса является мотивация учащихся на занятие спортом, творчеством, участие в социально значимых проектах. Это позволяет выйти за рамки школьной программы, научиться взаимодействию с другими людьми.

Продолжительность курса – минимум 150 учебных часов (50 часов – на творчество, 50 – на спорт, 50 – на общественную работу). При прохождении CAS студент получает диплом о завершении курса.

Требования к поступающим (могут варьироваться в зависимости от образовательного учреждения и внутренней учебной программы):

  • Возраст - от 16-17 лет (законченный 10 или 11 класс российского образования)
  • Табель с оценками за последние 2-3 года (для успешного поступления оценки по основным дисциплинам должны быть не ниже 4)
  • Уровень английского - IELTS 5.5 /TOEFL 194 CBT / 71 IBT / SLEP 57
  • Высокий уровень успеваемости или сертификат о сдаче 5 экзаменов GCSE (включая математику) с баллом не ниже С или эквивалент.

После завершения программы и сдачи экзаменов студент получает сертификат об окончании. Оценки выставляются в баллах, где 7 является высшим. Максимально возможный результат, который может получить студент - 45 баллов. Для получения диплома учащийся должен набрать минимум 24 балла.

Сравнение программ A-level и IB Diploma

Основным отличием в программах A-level и IB Diploma является их разная направленность.

  • A-level позволяет ученику сосредоточиться на нескольких основных предметах, необходимых ему для поступления в университет. Прекрасно подходит для учащихся, определившихся с выбором специальности.
  • IB Diploma (международный бакалавриат) обеспечивает более широкий кругозор и дает возможность определиться с необходимыми предметами и будущей профессией чуть позже.

High School

– это программа обучения, которая позволяет ребенку провести учебный год или семестр в другой стране. Этот курс получил наибольшее распространение в США. Он позволяет подростку погрузиться в культуру другой страны, существенно повысить знания английского языка, пройти академическую программу, адаптироваться к проживанию за рубежом и завести друзей.

Основной целью обучения становится знакомство подростка с системой образования, ее ценностями, культурными особенностями и основными идеалами страны. High School может быть, как самостоятельной программой, направленной на развитие языковых навыков ребенка, так и прекрасной подготовкой к поступлению на программы A-level или IB Diploma.

Учебная программа курса направлена на адаптацию иностранных школьников к философии и правилам международного образования, где основной ценностью является критическое мышление, самостоятельность и раскрытие личного потенциала. За время учебы школьники совершенствуют свой английский язык, расширяют словарный запас, улучшают навыки устной речи. Также школьники учатся составлению грамотных презентаций, написанию интересных сочинений, анализу учебных текстов и построению независимых суждений.

Различные школы предлагают разные варианты длительности программы – от 3 месяцев до года. Наибольшей популярностью пользуются курсы длительностью 6 месяцев или год.

Основные требования к участнику High School:

  • Возраст - 15-18 лет (учащиеся, закончившие 8,9 или 10 класс)
  • Английский язык:
  • Для курса 9-12 месяцев: минимум IELTS 4.0/TOEFEL 60 CBT/19 IBT/SLEP 40 или эквивалентный балл по бесплатному тесту EF Academy
  • Для курса 6 месяцев: минимум IELTS 4.5/TOEFEL 103 CBT/34 IBT/SLEP 43
  • Табель с оценками за последние 2-3 года (для успешного поступления оценки по основным дисциплинам должны быть не ниже 4).

К необходимым личным качествам традиционно относят самостоятельность, вежливость, ответственность, коммуникабельность и другие.

Успешное окончание курса High School, программ A-Level или IB Diploma открывает двери в лучшие университеты мира. High School прекрасно подходит учащимся, чей уровень английского ниже необходимого для зачисления на программы A-level или IB Diploma, тем, кто младше вступительного возраста или имеет недостаточную академическую подготовку.

Как мы видим, каждая из программ имеет свои особенности, плюсы и минусы. Именно поэтому выбор курса обучения должен строиться в соответствии с потребностями и возможностями ребенка. Еще одним фактором при выборе программы обучения может стать его основная цель - поступление в престижный ВУЗ, получение прекрасного образования или раскрытие личностного потенциала подростка.

Однозначного ответа на вопросы «что лучше - поступить на программу или дать год подготовки» или «на какую программу поступить» нет. Год подготовки – это прекрасная возможность для подростка привыкнуть к новой обстановке, повысить свои языковые навыки и завести друзей. Также он идеально подходит для того, чтобы догнать академическую программу по выбранному направлению.