ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС - 9-А-620) - шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик.

Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстр/мин в патронном ящике в считанные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской флот, для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 кг.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 кг, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 кг. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.

ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС - 9-А-620) - шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик.

Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстр/мин в патронном ящике в считанные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской флот, для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 кг.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 кг, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 кг. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.

Универсальный пушечный контейнер УПК-23/250 (УПК-23-250) представляет из себя гондолу со встроенной в нее двухствольной 23мм скорострельной пушкой ГШ-23 (ГШ-23Л, ГШ-23М) конструкции Грязева-Шипунова УПК-23-250 подвешивается на стандартные подкрыльевые точки подвески вооружений вертолета. Предназначен для комплектования объектов типа: 28, ВМ, 48, 82, 94, 24Б, 24БН, 32, 24, 23, 11, С-22, Т-43, С-32МК, т-58, С32М2К, С52К, С52УК, 242, 243, 246, 249, 80Т, 80МТ, 502, 72П.

Устанавливается на вертолеты: Ми-24, Ми-8, Ми-28 (и их модификации), Ка-50, Ка-52 и т.д. Вообщем практически на любой Российский вертолет с подкрыльевами пилонами для подвески вооружений. Предназначен для решения обширного круга задач: уничтожение легко и среднебронированных наземных целей, уничтожение медленнолетящих воздушных целей, уничтожение живой силы противника и т.д. Вообщем выполняет почти те же задачи что и бортовые вертолетные пулеметы и пушки и служит для усиления огневой мощи вертолета. Вес гондолы с пушками и с полным боекомплектом около 300-310 кг. Скорострельность пушки ГШ-23 около 3000 выстрелов в минуту при скорости снаряда в 690-700 метров в секунду...Дальность стрельбы при этом достигает 3000 метров! Боезапас одного контейнера равен 250 снарядов, именно поэтому контейнер называется УПК-23-250. Боезапас четырех контейнеров (макс, боезапас Ми-28) соответственно равен 1000 снарядов. Является хорошим средством для контактного воздушного боя

Тактико-технические характеристики УПК-23-250

Пушка ГШ-23Л

Разработка спаренной 23-мм пушки АО-9 началась НИИ-61 в 1955 году под руководством главного конструктора В.П.Грязева и начальника отдела А.Г.Шипунова. Пушка разрабатывалась под патрон АМ-23. По сути это были две пушки, объединённые в один блок и имеющие связанный механизм автоматики. Накат одной пушки осуществлялся за счёт энергии пороховых газов при откате второй, что позволило отказаться от накатников и возвратных пружин и снизить массу конструкции. Наличие двух стволов позволило увеличить их живучесть при общем высоком темпе стрельбы (в 2 раза выше, чем у АМ-23). Для увеличения живучести был применён безударный механизм плавного досылания патронов в патронники. На первом опытном образце пушки была принята движковая схема механизма подачи ленты, но онаоказалась неудачной. На втором образце уже был использован звёзчатый привод.

С 1957 года доработкой пушки занималось ОКБ-575, но заводские испытания прошли в НИИ-61. Государственные наземные испытания завершились в конце 1958 года. В июне 1959 года прошли лётные испытания, после чего было принято решение о запуске пушки в серийное производство на заводе им. Дегтярёва под обозначением ГШ-23. Первые серийные образцы показали низкую живучесть, что потребовало провести ряд доработок конструкции. Официально принята на вооужение в 1965 году.

Работа автоматики основана на использовании энергии пороховых газов, которые подаются поочерёдно то от одного ствола, то от другого. Питание пушки -ленточное (предусмотрено как левое, так и правое питание). Подача патронов в оба ствола осуществляется общим механизмом из одной ленты. Каждый ствол имеет свои узлы снижения патрона из ленты в патронник, его досылания, запирания и экстракции ленты. Механизмы одного ствола кинематически связаны с механизмами второго с помощью рычагов-корамысел, чередуя работу узлов и подачу между двумя блоками: запирание одного ствола приходится на отпирание другого, выброс гильзы - на досылание патрона в соседнем.

Управление стрельбой дистанционное, электрическое постоянного тока (27 В).

Для стрельбы из пушки ГШ-23 используются 23-мм патроны с осколочно-фугасными, бронебойно-разрывными и бронебойно-зажигательными снарядами. Порох патрона воспламеняется электрокапсюлем.

Пушка может применяться в подвесных контейнерах ГП-9, СППУ-22, УПК-23-250.

Пушка ГШ-23Л выпускается в трех исполнениях

  • 9-А-472.00-01 - с горизонтальным расположением локализатора;
  • 9-А-472.00-02 - с вертикальным расположением выхлопных окон локализатора;
  • 9-А-472.00-03 - с расположением выхлопных окон локализатора под углом 45°

Подвеска для УПК 23-250

В зависимости от типа подвески контейнер подразделяется на 6 типов:

  • 9-А-681,
  • 9-А-681-01,
  • 9-А-681-02,
  • 9-А-681-03,
  • 9-А-681-04,
  • 9-А-681-05

В режиме пулемета С появлением и постоянной модернизацией авиационных средств поражения, в том числе ракет, часть номенклатуры которых относится сегодня уже к полноценному классу высокоточного оружия, не отпала потребность и в традиционном стрелково-пушечном вооружении летательных аппаратов. Тем более, что это оружие имеет и свои преимущества. В их числе – способность применения с воздуха по всем видам целей, постоянная готовность к ведению огня, невосприимчивость к средствам радиоэлектронного противодействия.Современные виды авиационных пушек – это фактически пулеметы по скорострельности и одновременно артиллерийские орудия по калибру. С пулеметом авиапушку роднит и принцип автоматической стрельбы. При этом скорострельность у некоторых образцов отечественного авиационного вооружения является рекордной даже для пулеметов.Скажем, разработанная в ЦКБ-14 (предшественнике Тульского Конструкторского бюро приборостроения) авиационная пушка ГШ-6-23М по сию пору считается самым скорострельным оружием в военной авиации. Эта шестиствольная пушка обладает темпом стрельбы в 10 тысяч выстрелов в минуту!Рассказывают, что во время сравнительных испытаний ГШ-6-23 и американской М-61 «Вулкан» отечественная пушка, не требуя для своей работы мощного внешнего источника энергии, показала практически вдвое больший темп стрельбы, имея при этом вдвое меньшую собственную массу. К слову, в шестиствольной пушке ГШ-6-23 был впервые применен и автономный газоотводный привод автоматики, что давало возможность использования этого оружия не только на самолете, но и, к примеру, на наземных огневых установках.Модернизированным вариантом ГШ-23-6 с боекомплектом в 500 выстрелов по сию пору оснащаются фронтовые бомбардировщики Су-24: это оружие установлено здесь в подвесном подвижном пушечном контейнере. Кроме того, пушкой ГШ-23-6М вооружен сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Шестиствольный вариант пушки ГШ использован и для пушечного вооружения истребителя-бомбардировщика МиГ-27. Правда, здесь установлена уже 30-миллиметровая пушка, и для оружия этого калибра она тоже считается самой скорострельной в мире – шесть тысяч выстрелов в минуту.Шквал огня с неба Не будет преувеличением сказать, что авиационное вооружение с маркой «ГШ» стало, по сути, основой этого вида оружия для отечественной боевой авиации. В одноствольном и многоствольном вариантах с применением инновационных технологий под боеприпасы различного калибра и предназначения – в любом случае пушки Грязева-Шипунова заслужили свое признание у летчиков многих поколений.Развитием авиационного стрелково-пушечного вооружения в нашей стране стали пушки калибра 30 миллиметров. Так, знаменитой ГШ-30 (в двуствольном варианте) оснащаются не менее знаменитые штурмовики Су-25. Это машины, доказавшие свою эффективность во всех войнах и локальных конфликтах, начиная с 70-80-х годов прошлого столетия.Один из самых острых недостатков такого оружия – проблема с «живучестью» стволов – решена здесь за счет распределения между двумя стволами длины очереди и уменьшения темпа стрельбы, приходящегося на один ствол. При этом все основные операции по подготовке стрельбы – подача ленты, досылание патрона, подготовка выстрела – происходят равномерно, что обеспечивает пушке высокую скорострельность: темп стрельбы Су-25 достигает 3500 выстрелов в минуту.Еще один проект тульских авиационных оружейников – орудие ГШ-30-1. Оно признано самой легкой 30-миллиметровой пушкой в мире. Масса оружия – 50 килограммов (для сравнения – «шестисволка» такого же калибра весит в три с лишним раза больше). Уникальная особенность этой пушки заключается в наличии автономной системы водоиспарительного охлаждения ствола. В кожухе здесь находится вода, которая в процессе стрельбы при нагревании ствола превращается в пар. Проходя по винтовой проточке на стволе, он охлаждает его, а затем выходит наружу.Орудием ГШ-30-1 оснащаются самолеты МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-33, Су-35. Имеется информация о том, что этот калибр будет основным и для стрелково-пушечного вооружения истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). В частности, как сообщили недавно в пресс-службе КБП, летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9А1-4071 (такое наименование получило это орудие) с отработкой всего боекомплекта в различных режимах проводились на самолете Су-27СМ. После завершения испытаний планируется опытно-конструкторская работа по отработке данной пушки уже на Т-50.«Летающая» БМП Тульское КБП (ЦКБ-14) стало «Родиной» авиационного вооружения и для отечественных винтокрылых боевых машин. Именно здесь появился вариант пушки ГШ-30 в двуствольном варианте для вертолетов Ми-24. Главная особенность этого оружия – наличие удлиненных стволов, благодаря чему повышена начальная скорость полета снаряда, которая составляет здесь 940 метров в секунду.А вот на новых российских боевых вертолетах – Ми-28 и Ка-52 – применена иная схема пушечного вооружения. Основой стало хорошо зарекомендовавшее себя орудие 2А42 калибра 30 миллиметров, устанавливаемое на боевые машины пехоты. На Ми-28 эта пушка монтируется в несъемную подвижную пушечную установку НППУ-28, благодаря чему существенно повышается маневренность при стрельбе. Снаряды подаются с двух сторон и в двух вариантах – бронебойном и осколочно-фугасном.Легкобронированные цели на земле можно поражать с воздуха на дальности 1500 метров, воздушные цели (вертолеты) – два с половиной километра, а живую силу – четыре километра. Установка НППУ-28 размещается на Ми-28 под фюзеляжем в носовой части вертолета и работает синхронно с прицелом (в том числе нашлемным) у летчика-оператора. Боезапас расположен в двух ящиках на поворотной части турели.30-миллиметровое орудие БМП-2, также помещенное в подвижную пушечную установку, принято на вооружение и на Ка-52. А вот на машинах Ми-35М и Ми-35П, ставших, по сути, продолжением легендарной серии вертолетов Ми-24, вновь вернулись к пушке ГШ и к 23-му калибру. На Ми-35П количество огневых точек может достигать трех. Это происходит, если пушки ГШ размещаются в двух универсальных пушечных контейнерах (ставятся на пилоны по бокам машины), а еще одно орудие устанавливается в несъемную носовую подвижную пушечную установку. Общий боекомплект авиационного пушечного вооружения вертолетов 35-й серии в этом варианте достигает 950 снарядов.Стрельба... с перерывом на обед Не отказываются от пушечного вооружения и при создании боевых машин на Западе. В том числе – суперсовременных самолетов пятого поколения. Так, на истребителе F-22 устанавливается упомянутая выше 20-миллиметровая M61A2 Vulcan с боекомплектом 480 снарядов. Эта скорострельная шестиствольная пушка с вращающимся блоком стволов отличается от российского орудия более примитивной системой охлаждения – воздушной, а не водяной, а также пневматическим или гидравлическим приводами.Несмотря на все недостатки, среди которых, прежде всего, малый калибр, а также архаичная система звеньевой подачи снарядов и ограниченный боезапас при весьма высокой скорострельности (четыре-шесть тысяч выстрелов в минуту), «Вулкан» с 50-х годов является стандартным вооружением боевых самолетов США. Правда, в американской военной печати проходила информация о том, что в настоящее время с задержками в системе подачи боезапаса удалось справиться: для пушки М61А1 вроде бы разработана беззвеньевая система боепитания.Автоматической пушкой оснащен и AH-64 «Apache» – основной ударный вертолет армии США. Некоторые аналитики называют его самой распространенной винтокрылой машиной своего класса в мире, не приводя, впрочем, никаких статистических данных. На борту у «Apache» находится автоматическая пушка M230 калибра 30 миллиметров и скорострельностью 650 выстрелов в минуту. Существенный недостаток этого оружия – в необходимости охлаждения его ствола после выполнения каждых 300 выстрелов, причем время такого перерыва может составлять 10 минут и более.Для этого оружия вертолет может брать на борт 1200 снарядов, но только если на машине не установлен дополнительный топливный бак. При его наличии объем боекомплекта не превысит тех самых 300 выстрелов, которыми «Apache» можно стрелять без необходимости «перерыва» на обязательное охлаждение ствола.Плюсом этого орудия можно считать разве что наличие в его боекомплекте снарядов с бронебойно-кумулятивным элементом. Заявлено, что с таким боеприпасом «Apache» может поражать наземные объекты, оснащенные 300 мм гомогенной брони.Автор: Дмитрий СергеевФото: Минобороны России/«Вертолеты России"»/
Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова

23-мм авиационная двухствольная пушка ГШ-23.

Разработчик: НИИ-61, В.Грязев и А.Шипунов
Страна: СССР
Испытания: 1959 г.
Принятие на вооружение: 1965 г.

ГШ-23 (ТКБ-613) — двуствольная авиационная пушка, предназначенная для оснащения подвижных и неподвижных пушечных установок самолетов и вертолётов. Дальность эффективной стрельбы ГШ-23 составляет 2 км. Первым самолетом, на котором была использована пушка, стал МиГ-21ПФС (ПФМ) . ГШ-23Л размещалась в контейнере ГП-9 в центре под фюзеляжем, боекомплект 200 патронов. Кроме стационарного размещения, пушка используется в подвесном контейнере УПК-23-250, СППУ-22, СНПУ, ВСПУ-36.

Пушка разработана в ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула) и поступила на вооружение в 1965 году. Производством пушки ГШ-23 занимается ОАО «Завод имени В.А.Дегтярева» (г. Ковров).

Конструктивно ГШ-23 выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста.

Пушка ГШ-23 была разработана под руководством главного конструктора В.Грязева и начальника отдела А.Шипунова под патроны к пушке АМ-23 калибра 23 х 115 мм.

Первый макетный образец пушки был собран в НИИ-61 в конце 1954 года. После множества технологических и конструктивных изменений (только ударно-спусковой механизм пушки менялся радикально пять раз) и кропотливой пятилетней доработки ГШ-23, в 1959 году было принято решение о ее запуске в производство. Первые серийные образцы пушки показали низкую живучесть, что потребовало провести ряд доработок конструкции. Официально ГШ-23 принята на вооружение в 1965 году.

В этой пушке в одном кожухе устанавливались два ствола и размещались механизмы, обеспечивающие поочередное их заряжание. Автоматика оружия приводилась в движение газоотводным двигателем, в который пороховые газы поступали при выстрелах то из одного, то из другого ствола. Общий агрегат производил подачу патронов из одной патронной ленты. Вместо популярных ранее реечных систем подачи в устройстве ГШ-23 применили шестеренчатый привод со звездочкой, протаскивающей патронную ленту. Каждый ствол имел свои узлы снижения патрона из ленты в патронник, его досылания, запирания и экстракции гильзы. Механизмы одного ствола были кинематически связаны с механизмами другого ствола с помощью рычагов-коромысел, чередуя работу узлов и подачу между двумя блоками: запирание ствола одного приходилось на отпирание другого, выброс гильзы – на досылание патрона в соседнем.

Такая схема позволила несколько упростить кинематику, поскольку ползуны при откате и накате двигались линейно, только вперед и назад, а их перемещение осуществлялось принудительно воздействием газовых поршней, без каких-либо возвратных пружин, в отличие от того же автомата Калашникова. Благодаря этому удалось добиться хорошей динамической уравновешенности автоматики в направлении отката и реализовать высокую надежность работы системы.

Еще одним новшеством стало внедрение пиротехнической перезарядки пушки вместо привычной пневмо-перезарядки, передергивавшей затвор подачей сжатого воздуха в случае осечки, задержки или других отказов. Воздух высокого давления выступал при этом в роли «штатных» пороховых газов в пушках с газоотводом либо подавался в специальный механизм перезарядки в системах с откатом ствола, обеспечивая действие кинематики.

По сути, ГШ-23 представляла собой две пушки, объединенные в один блок и имевшие связанный механизм автоматики, где «половинки» работают друг на друга, выполняя накат затвора одной из них за счет энергии пороховых газов при откате соседней. Такое соединение позволило получить выигрыш в весе и габаритах оружия по сравнению с двумя несвязанными пушками, так как ряд узлов и механизмов являлись общими для обоих стволов, входящих в систему. Общими были кожух (ствольная коробка), подающий и стреляющий механизм, электроспуск, амортизатор и механизм перезаряжания. Наличие двух стволов решило проблему их живучести при достаточно высоком общем темпе стрельбы, поскольку интенсивность стрельбы из каждого ствола уменьшалась вдвое и, следовательно, снижался износ стволов.

Особенности и достоинства двуствольной схемы автоматического оружия в сочетании с безударным досыланием патрона позволили увеличить темп стрельбы пушки ГШ-23 по сравнению с АМ-23 при незначительном увеличении веса оружия (всего на 3 кг). Достигнутый темп стрельбы в 3200-3400 выстр./мин существенно превышал возможности прежних систем. Благодаря новым конструкционным материалам и рациональным решениям в устройстве агрегатов удалось улучшить также эксплуатационные свойства системы, упростив работу с вооружением: если переборку и чистку с полной разборкой пушек НР-30 требовалось производить после каждых 500 выстрелов, то регламентом технического обслуживания для ГШ-23 позволялось выполнять эти процедуры после настрела в 2000 выстрелов. После 500-600 выстрелов пушку ГШ-23 разрешалось не разбирать для обслуживания, а ограничиваться только промывкой и смазкой отдельных деталей – газовых поршней, стволов и приемника. Звенья патронной ленты ГШ-23, усиленные по сравнению с применявшимися на АМ-23, допускали их использование до пяти раз подряд.

ГШ-23 последний комплекс из ряда (А-12,7 ; ЯкБ-12,7 ; ГШ-30-2 ; ГШ-23) стрелкового вооружения установленного на Ми-24 и продолжатель эволюции ряда стрелковых комплексов устанавливаемых на этот штурмовой вертолет. С введением ГШ-23 боевая эффективность стрелкового оружия на Ми-24ВМ стала на порядок выше чем у Ми-24П с 30-мм пушкой ГШ-30.

Помимо России и стран СНГ, пушка эксплуатируется в Афганистане, Алжире, Бангладеш, Болгарии, Кубе, Чехии, Эфиопии, Гане, Венгрии, Нигерии, Польше, Румынии, Сирии, Таиланде, Вьетнаме, Сербии, Черногории, Бразилии.

Модификации:

ГШ-23 — базовая модификация.
ГШ-23Л — с локализаторами, которые служат для направленного отвода пороховых газов и уменьшения усилия отдачи. Длина увеличена до 1537 мм.
ГШ-23В — с водяным олаждением.
ГШ-23М — с увеличенным темпом стрельбы и без локализатора.

Носители:

ГШ-23 — МиГ-21 (начиная с модификации МиГ-21ПФМ), Ан-2А, Ил-76 , Ка-25Ф , Як-28 .
ГШ-23В — Ми-24ВМ (с установкой НППУ-24).
ГШ-23Л — Ан-72П , Ил-102 , L-39Z , Ми-24ВП , МиГ-23 , Ту-22М , Ту-95МС , Ту-142М3 .

Технические характеристики:

Тип: ГШ-23 / ГШ-23Л
Калибр, мм: 23 / 23
Длина пушки, мм: 1387 / 1537
Ширина пушки, мм: 165 / 165
Высота пушки, мм: 168 / 168
Длина ствола (стволов), мм: 1000 / 1000
Вес пушки без магазина, кг: 50,5 / 51
Вес снаряда, кг: 173 / 173
Темп стрельбы, выстр./мин: 3000-3400 / 3200
Начальная скорость снаряда, м/сек: 715 / 715
Длина непрерывной очереди, выстр: 200 / 200
Боекомплект, снарядов: 250 / 450.

Авиационная пушка ГШ-23.