Кудрявцева Оксана Игоревна,студентИнститута Педагогики и Психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Киров[email protected]

Особенности математической готовности детей к школе

Аннотация.Статья посвящена вопросу математической готовности детей к школе. Определены и проанализированы компоненты как общей, так и специальной (математической) готовности детей к школе. На основе эмпирического исследованияпо выявлению особенностей математической готовности детей к школесоставлены рекомендации родителям и педагогам поповышениюуровня знаний, умений и навыков в области математики.Ключевые слова:математическая готовность, общая готовностьдетей к школе.

Общая готовностьдетей к школе предусматриваетспецифическуюорганизацию педагогической работы. Такая организация создает условия,способствующие повышениюуровняобщего развития детей старшего дошкольного возраста. Кроме общего развития, работа детского дошкольного общеобразовательного учреждениятакжепредполагаетспециальную подготовку детей к изучениюучебных предметов в начальной школе.

В данной статье обратим внимание на математическую готовность, так как в XXIвекепроблема обучения математике приобретает все большую значимость. Математика является сложной наукой, которая вызывает у детей затруднения в освоении школьной программы по математике. Не исключено, что некоторая часть детей, пришедших в школу,не владеет элементарными математическими представлениями и не имеет склонности к изучению данной науки.Следовательно, от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрастезависит успешность обучения математике в начальной школе.Подытожив вышесказанное,следует сделать вывод о том, чтоодним из главных критериевготовности детей к обучению в школе является математическая готовность.

Прежде чем раскрытьвопрос, касающийся математической готовности, следует принять во внимание краткую характеристику общейготовности детей к школе.Вопросы, связанные с общейготовностьюдетей к школьному обучению,в своих трудахзатронулитакие отечественные и зарубежные авторы, как А. Л. Сюротюк и М. М. Безруких, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, А.В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Анастази, И. Шванцар, Ш. А. Амонашвили, Р.С.Буре, А. М. Раевой, Г. Н. Цукермани др.Проанализировав трактовки понятия «готовность к школьному обучению» вышеуказанных авторов, следуетрассматривать еёкак общую развитость личности, котораяблагоприятно осваиваетшкольную программу, систематически включается в процессобучения и обладатьопределенными свойствами и качествами, которыми необходимо овладеть в дошкольном возрасте посредством умственного, психического, эстетического и физического развития.Таким образом, понятие «готовность к школьному обучению»‬целостное образование, которое требует комплексных психологическихи педагогическихисследований.Для того чтобы проводить исследование по выявлению уровня общей готовности к школьному обучению необходимо знать, что в структуреобщей готовности принято выделять следующие компоненты:

1.Мотивационная готовность.2.Волевая готовность.3.Интеллектуальная готовность.4.Социальнопсихологическая готовность.5.Личностная готовность.

Изучиви проанализировавкомпоненты готовности детей к школе, выдвинутые в работах следующих авторовО. О. Гониной, Н. И. Гуткиной, Г. В. Фадинойидр., можно представить их в таблице 1. Таблица 1Компоненты готовности к обучению в школе

№ Компонент готовностиСущность компонентаОсобенности компонента1МотивационныйМотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию.Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника» (ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний). Если учебная мотивация ребенкане сформирована, то возникают трудности в адаптации его к новым условиям, например, к классному коллективу и учителю. Могут быть следующие проявляющиеся признаки: ребенок недостаточно хорошо воспринимает школьный материал,недостаточная эмоциональнаяустойчивость, апатияи др., что приводит к дезадаптации в классном коллективе. 2ВолевойСпособность ребенка усердно трудиться, выполняя требования учителя, приспособленность к школьному режиму, способность управлять своим поведением и умственной деятельностью.Завершение основных элементов волевого действияпроисходитк концу дошкольного периода: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. 3ИнтеллектуальныйСпособность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация; способность устанавливать в процессе учебной деятельности причинноРазвитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:1.Элементы показатели представление о живой и неживой природе, некоторые социальные явления, систематичность этих представлений.2.Уровень познавательной деятельности: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Предпосылки следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает также определенные знания по окружающему миру и некоторые учебные навыки.для формирования учебной деятельности:умение воспринимать задачи, указание взрослого и самому руководствоваться ею, выполнять правила.3.Элементарные учебные навыки: осуществление звукового анализа слова, чтения, счет и вычисления, подготовленность руки к письму.

4СоциальнопсихологическийПодразумевает формирование у детей коммуникативных качеств,необходимых для общенияс другими детьми, учителями.Включает в себя наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь налаживать контактсо старшими по возрасту людьми сверстниками, выполнятьпросьбы итребования учителя, производить контрольсвоего поведения.5ЛичностныйФормирование у ребенка личностных качеств необходимых для принятия новой социальной позиции.Параметры, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью ребенком:1.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.2.Умение детей сознательно подвергатьсвои действия правилу, определяющему способ действия.3.Умение ориентироваться на заданную систему требований.4.Самостоятельно выполнять требуемоезадания по визуально воспринимаемому образцу.

Следовательно, понятие «готовность кшкольному обучению» носит комплексный характер. Если рассматривать каждый компонент в отдельности, то он дает представление только об определенной стороне готовности ребенка к школе.Комплексное использование в исследовании пяти компонентов готовности позволитвоспитателюили психологу вовремя произвести корректирующую работу с будущим первоклассником для успешного перехода его к планомерно организованному обучению.Определив сущность и содержание общей готовности детей к школе, следует перейти к характеристике математической готовности детей к школьному обучению.Вопросами, связанными с математической готовностью детей к школе занималось большое количество ученых, но наиболее важными, на мой взгляд, являются доктор педагогических наук, российский педагогметодист Л. Г. Петерсон и доктор педагогических наук, профессор Н. Б Истомина.Проанализировав трактовки понятия «математическаяготовность к обучению в школе», можно представить его, как степеньосвоения математического содержания, направленного на развитие творческихи познавательных способностей детейкак умение выявлять,сравнивать, обобщать, устанавливать закономерностии т.п.В структуруматематической готовности детей в школе, предложенной

Е.И. Щербакова ,входятследующие компоненты, характеристика которых представлена в таблице 2.Таблица 2Характеристика компонентов математической готовности

КомпонентыСущностьОсобенности компонента1

Мотивационный

Положительное отношение к школе и учебной деятельности в целомПозитивная мотивация ‬этостимул, которыйобуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.интерес к математической стороне действительностиМатематика для детей дошкольного возраста сложная наука,которая зачастую вызываеттрудности во время обучения в школе, поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе.желание изучать математику

В процессе изучения математики у ребенка формируется познавательный интерес, желаниепознать новое, формирование первичных математических представлений,мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.). Интерес к математике ведет к более глубокому и прочному изучению материала.2

Объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, гибкость.Осознанность математических знаний выражается в понимании связей между ними, в понимании принципа действия связей и механизма их становления.Такое качество как гибкость математических знаний характеризуется возможностью усвоения их в самостоятельной деятельности.особенности развития речи (усвоение математической терминологии)Примерное знание слов препятствует полноценному усвоению понятий, кроме того, это затрудняет их употребление в момент продуцирование связных высказываний.уровень познавательной активности в целомУспешность усвоения учебного материала зависит не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. 3

Процессуальный

1.Знание цифр до десяти2.Счет и отсчет предметов заданного количества.3.Название чисел в пределах десяти.4.Знание знаков «плюс», «минус», «равно», умения пользоваться арифметическими знаками действий.5.Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.6.Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.7.Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.8.Умение соотносить цифру и число предметов.9.Способность составлять и решать простые задачина сложение и вычитание.10.Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.11.Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.умения и навыки учебной деятельностиНа момент поступления в школуребенокдолжен уметь планировать свою учебную деятельность, самостоятельно выполнять её, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Мотивационный компонент обеспечивает ориентациюна усвоение знаний и развитиеумений и навыков, необходимых для формирования математической готовности. Действие содержательного компонента нацеленона обогащение дошкольников знаниями,развитие речи и повышениеуровня познавательной активности. Процессуальный компонент направлен на освоение на практике дошкольниками умений и навыков, необходимых для формирования математической готовности. Осветив теоретическую сущность вопроса общей и математической готовности детей к школе, необходимо провести экспериментальную работу сцелью выявления особенностей математической готовности детей к школе.С целью выявления особенностей математической готовности детей к школе была проведена экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий эксперимент. Процедура диагностики математической готовности к школе осуществлялась с помощью экспериментальной беседы, наблюдения и комплексной методики, состоящей из семи заданий.Результат экспериментальной беседы показал, что у 67% испытуемых мотивация изучения математики в школе сформирована, у 25% частично сформирована и у 8% не сформирована.Результат наблюдения таков, что у 4 испытуемых из 12 (33%) наблюдаются некоторые отклонения в развитии речи, у 8 из 12 испытуемых развитие речи соответствует норме. У 3 испытуемых из 12 (25%) наблюдается низкий уровень познавательной активности, в то время как у 9 испытуемых уровень познавательной активности выше среднего.Результат комплексной методики показал, что 68% испытуемых имеют высокий уровень сформированныхматематических знаний, умений и навыков,16% средний и 16% низкий.Обобщив результаты экспериментальной беседы, комплексной методики и наблюдения, направленные на выявление сформированности математической готовности, можно представитьв виде диаграммы (См. Рис.).

Рис. 1.Общий результат констатирующего эксперимента по выявлению уровня математической готовности детей к школе

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 67%детей обладают высоким уровнем математической готовности, что свидетельствует о том, что они обладают высокой мотивацией и достаточным уровнем математических знаний, 8% имеет средний уровень мотивации и подготовленности, а 25% обладают низким уровнем мотивации и подготовленностью к освоению математики в школе. Для того чтобы повысить уровень общей и математической готовности детей с низким показателем необходимо составить следующие методические рекомендации педагогам для формирования у детей мотивациик обучению в школе, знаний, умений и навыковпо математикедля успешного освоения ими школьной программы по математике и формированию общей готовности к обучению в целом:

1.Вызывайте у ребенка интерес к математике, мотивируйте его к изучениюданного предмета. Для этого необходимо связать выполнение математических заданий с интересной историей какогонибудь персонажа, которому нужно дойти до намеченной цели.2.Развивайте у ребенка пространственное мышление, т.е. учите его определять, где право и лево, где верх и низ.Для этого предлагайте задания вида: «Сосчитай бабочек летящих влево, запиши…».3.Учите ребенка называть предыдущее и последующее число от заданного.4.Развивайте у ребенка логическое мышление. Для этого следует решать с ребенком логические задачи.Например, «…закрась синим цветом числа, которые больше 7, но меньше 9, а красным числа, которые ты получишь в ответе, решив примеры...».5.Развивайте и формируйте у ребенка способность составлять и решать примеры, задачи на сложение и вычитание.Для этого можно использовать сюжетные картинки, а также условные рисунки.6.Развивайте у ребенка умение определять базовые геометрические фигуры и выполнять с помощью их различного рода задания.Например, «Посмотри на картинку и скажи, сколько всего фигур потребовалось для составления жирафа?».7.Учите пользоваться знаками «плюс», «минус» «больше» «меньше», «равно».8.Формируйте у ребенка грамотную речь, в частности математическую (усвоение математической терминологии). В процессе выполнения заданий, требуйте от ребенка, чтобы он размышлял вслух.9.Развивайте у ребенка способность усердно трудиться, выполнять требования, управлять своим поведением, т.е. развивайтеволевой компонент готовности. Этому развитию способствуют задания, направленные на оказание помощи главному герою(или своему товарищу)и стремление достигнуть конкретного результата.10.

Формируйте у ребенка положительную мотивацию к школе.Можно проводитьзанятия в игровой форме с детьми в домашних условиях. 11.

Повышайте общий интеллектуальный уровень будущего школьника для успешного овладения им школьной программой, в частности, по математике.Предлагайте задания на классификацию, сравнение, обобщение, запоминание и т.п.12.

Повышайте уровень познавательной деятельности.

Формируйте у детей качества, благодарякоторым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Каждый ребенок должен уметь взаимодействовать как со сверстниками, так и со старшими.14.

Способствуйте формированию у ребенка личностных качеств, необходимых для принятия новой социальной позиции (самостоятельность, ответственность, трудолюбие, внимательность и др.).15.

Создавайте для ребенка ситуацию успеха.

Таким образом,следует сделать вывод о том, что одной из важных задач родителей и педагогов является развитие у ребенка имеющихся знаний, умений и навыков по математикеи развитие мотивациидетей к изучению математики в школе. Использование разработанных методических рекомендацийпри работе с детьмибудет способствовать развитию и формированию у нихэлементарных математических представленийи мотивации к обучению в школе.

Ссылки на источники1.Антонюк,В.З.Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе [Текст] / В.З. Антонюк // Балтийский гуманитарный журнал. ‬Калининград. 2013. № 3 (4) С. 57.2.Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержание общения дошкольников с родителями [Текст] / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. ‬2014. № 3. ‬С. 8184.3.Корюкова, Н.Н. К вопросу о проблеме социальнопсихологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе [Текст] / Н.Н. Корюкова, В.Н. Поникарова // Вестник магистратуры. ‬2012. №910. ‬С. 3538.4.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] /: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. М.: Изво Московского психологосоциального института; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2005. 392 с.

Математическая подготовка ребенка к школе в условиях семьи

Обычно родители очень рано начинают учить детей считать и гордятся счетными умениями детей.

Мой Коля отличником будет: шести лет нет, а считать умеет до ста. Боюсь только, что в школе начнет баловаться – ведь все уже знает!

Многие из вас слышали подобные разговоры, восхищались умом Коли, который считает до ста, сочувствовали Петиной маме. Значит ли это, что Пете уже сейчас, в шесть лет, предопределена судьба неуспевающего по математике?

Да, многое в успехах первоклассников, в том числе и математических, завит от их дошкольной подготовки. Нет людей неспособных к математике. Причины плохой успеваемости по математике могут быть различными и одна из них – неправильное обучение на самом раннем этапе, в частности, чрезмерное увлечение счетом, желание научить детей считать как можно раньше, быстрее, дальше. Ребенок не привыкает вдумываться в содержание тех действий, которое он делает, механически за взрослыми называет слова-числительные, не понимая смысла счетной деятельности.

Учебник для первого класса называется очень серьезно «Математика». Это значит, что в первом классе ученик будет не только считать, но и познакомиться с арифметическими действиями, приемами вычислений, овладеет некоторыми элементами математической речи, научиться решать простейшие задачи и уравнения, познакомится с элементами геометрии, с величинами и способами их измерений. Всему этому научит учитель. Но обучать можно только того ученика, который готов к усвоению нового материала, иначе ребенку трудно следить за объяснениями учителя, он не поймет некоторых слов, выражений учителя, не сможет быстро, в нужном темпе выполнить задание. И, конечно, в результате будет отставать.

Подобных неприятностей можно избежать. Надо только уделить немного больше внимания математическому развитию ребенка перед школой. Для этого не обязательно заставлять ребенка насильно считать, решать задачи, запрещать ему играть. Первое и главное условие – сделать занятия математикой интересными, занимательными, научить видеть математические отношения предметов в окружающих вещах, явлениях. Тогда ребенок и сам будет находить, выделять эти отношения в самой привычной обстановке: на кухне, в комнате, во дворе, в магазине, в своем игровом уголке. И математика станет близкой, понятной и интересной, а затем появится желание преодолеть те трудности, которые могут возникнуть при изучении этой науки. В домашних условиях обучение можно проводить не торопясь, возвращаясь в удобное время к материалу, который почему-либо ребенок не сразу усвоил, несколько раз повторять знакомое, пользуясь предметами, которые окружают ребенка.

Задача обучения счету состоит не в том, чтобы научить трехлетнего малыша считать до 3, пятилетнего до 7, а семилетнего до 10. Главное – овладение правильными приемами счета, умение сознательно применять эти приемы в самых разнообразных условиях.

Для математического развития важно овладеть понятиями «больше», «меньше», «равно». Их дети осваивают постепенно. Сначала это делается без чисел, способом соотношения один к одному. Затем равенство – неравенство устанавливается на различных количествах: два больше одного, один меньше двух. Установив, что две группы предметов по количеству равны (или неравны), ребенок должен сделать их неравными (или равными), добавив (или убрав) нужное количество предметов.

Скоро придут гости. Сколько ожидаем гостей? Для шести гостей нужно приготовить шесть приборов. Принесли 6 блюдец, а чашек 5. Сколько надо добавить чашек? Положили 7 вилок. Сколько надо убрать вилок. Один гость не пришел. Сколько приборов уберем со стола.

Можно использовать самые разные жизненные ситуации, чтобы лишний раз поупражнять ребенка.

Вы пришиваете пуговицы. Ребенок рядом рассматривает, перебирает их, любуясь цветом. Воспользуйтесь случаем и предложите: «Возьми 4 пуговицы, разложите их по одной. Положи еще одну пуговицу. Сколько получилось пуговиц? Как получилось 5, если у нас уже есть 4? Как снова сделать 4, если у нас есть 5 пуговиц?». Подобные упражнения можно провести с разными предметами, например посадить каждую куклу на стул, поставить каждого солдатика возле своего орудия и т.д. При этом ребенка спрашивают, хватит ли соответствующих предметов (например стульев для всех кукол), что изменится, если мы уберем один предмет, или убрать один предмет).

Предлагайте детям для счета разнообразные по цвету, форме и величине предметы: игрушки, посуду, мебель, овощи. Легче сосчитать предметы, расположенные в ряд, близко друг к другу. Поэтому старшие дошкольники должны упражняться в счете предметов, удаленных друг от друга: машины на улице, окна дома, деревья в парке. Овладение счетом будет более совершенным, если в этой деятельности участвует не только зрение, но и слух, и мускульно-двигательные ощущения. Поэтому полезно считать предметы на ощупь, не видя их, считать звуки (хлопки в ладоши, количество ударов на барабане), считать движения.

Для закрепления знаний детей чаще используйте настольно-печатные игры, которые можно приобрести в любом магазине для детей. Среди них есть специально предназначенные для упражнения детей в счете. Например, лото «Сколько?» знакомит детей в интересной, увлекательной форме с составом числа, игра «Стук-стук» предназначена для счета звуков, «Учить читать и считать» поможет познакомить с цифрами и знаками математических действий.

К семи годам ребенок должен считать от любого числа до 10 и обратно, уметь отсчитать нужное количество из большей группы предметов, понимать, что число не зависит от величины взятых для счета предметов и их пространственного расположения, понимать отношения между смежными числами, знать количественное и порядковое значение числа, уметь раскладывать число на группы в пределах пяти, уметь самостоятельно составлять простые задачи и решать их, различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Введение

1.2. Понятие, сущность и значение математической готовности к обучению в школе

1.3. Проблема подготовки детей к обучению математике в школе

Выводы по главе

Глава 2. Организация подготовки будущих первоклассников к школьному обучению математике

2.1. Программа исследования

2.2. Выявление уровня готовности будущих первоклассников к обучению математике в школе. Анализ результатов

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Пожалуй, не будет преувеличением то, что всех сознательных родителей и педагогов волнуют вопросы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе. По всем ли параметрам готов ребенок стать школьником? Есть ли какие-то пробелы, недоработки в плане этой подготовки? Каков потенциал развития ребенка? В чем заключаются важнейшие источники развития? Только находя верные ответы на эти вопросы (и предпринимая соответствующие действия) можно не беспокоится за достойное вступление первоклассника в стены школы.

Среди наиглавнейших критериев готовности детей к обучению в школе по праву находится математическая готовность. Особенно сегодня, в век новейших технологий, нет смысла спорить о важности этого критерия. Поэтому и проблема изучения математической готовности будущих первоклассников к обучению в школе является на сегодняшний день неоспоримо актуальной и достаточно интересной для проработки как на теоретическом, так и на практическом уровне.

В целом, если говорить о психолого-педагогической литературе, вышеуказанные проблемы освещаются специалистами достаточно широко, что и неудивительно, учитывая сказанное выше. Вопросов готовности детей к школьному обучению в целом, и математической готовности в частности прямо и косвенно касались в своих трудах такие известные авторы, как Ш.А.Амонашвили, Л.А.Венгер, Ю.Н.Карандашев, Я.Л.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Е.А.Панько, Н.Г.Салмина, У.В.Ульенкова и др. (общие вопросы), В.А.Антонов, Л.П.Князева, Л.И.Кузьминых, В.М.Назарова, Е.М.Фадеева, С.А. Яличев и др. (вопросы математической готовности).

Цель данной работы – теоретико-практический анализ проблемы математической готовности будущих первоклассников к обучению в школе.

Проанализировать научную литературу на предмет математической готовности будущих первоклассников к обучению в школе, а именно: выявить основы и нюансы подготовки детей к школе, раскрыть понятие, сущность и значение математической готовности к обучению в школе, осветить проблему подготовки детей к обучению математике в школе;

Сформировать и мотивировать к участию в исследовании две выборки будущих первоклассников (см. ниже);

Выявить и сравнить уровень развитости элементарных математических представлений у детей из разных выборок;

Сформулировать выводы;

Предмет исследования – математическая готовность как важный критерий общей готовности будущих первоклассников к школе.

Объект исследования – старшие дошкольники, готовящиеся к поступлению в первый класс школы; первая выборка – дошкольники, участвовавшие в реализации специальной программы по развитию элементарных математических представлений, вторая – дошкольники, в реализации этой и подобных программ участия не принимавшие (педагоги и родители на протяжении дошкольного возраста занимались с ними математикой, но неструктурированно, время от времени).

Гипотеза: реализация целенаправленных занятий, образующих в своей совокупности программу математической подготовки, обеспечивает лучшее развитие элементарных математических представлений дошкольников, по сравнению с реализацией неструктурированных, периодических занятий.

Структура работы включила теоретическую главу, практическую главу, практические рекомендации, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к обучению математике в школе

1.1. Вопросы подготовки детей к школе в психолого-педагогической и методической литературе

Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:

· выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;

· по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

· спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.

Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных первоклассников, которые приходят в школу в 6-7 лет с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа - дошкольного детства.

Понимая психологическую готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего готовность ребенка к школе, необходим комплекс методик ,,.

Выбор методов диагностики психологической готовности ребенка к школе зависит от подхода к организации диагностического обследования, выбираемого тем или иным психологом.

Одним из вариантов организации может быть первоначальная общая диагностика, обнаруживающая при массовых обследованиях детей в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координации движения рук и зрения, умения ребенка подражать образцу. Далее, оценивая уровень готовности к школе, психолог продолжает работу с детьми с низким и особо низким уровнем сформированности компонентов психологической готовности к школе, которые нуждаются в дополнительном индивидуальном психологическом обследовании . Благодаря последнему должна быть дана подробная качественная характеристика особенностей психического развития ребенка, необходимая как для уточнения выводов, сделанных на основе фронтального обследования, так и для выбора направлений коррекционной работы.

Для реализации первоначальной диагностики, составления общего представления об уровне готовности ребенка к школьному обучению можно использовать ориентационные тесты, например, тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Подобные тесты обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования старших дошкольников:

· не требуют продолжительного времени для проведения;

· могут быть использованы как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

· имеют нормативы, разработанные на больших выборках;

· не требуют специальных средств и условий для проведения

Коррекционная работа в начальной школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связанна: с развитием мышления и эмоционально-волевой сферы, с развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», с формированием навыков письма, чтения, счета и интеллектуальных способностей, с развитием сферы межличностных отношений ребенка.

Важно подчеркнуть, что при проведении специфической коррекционной работы с младшими школьниками (коррекция учебных навыков, формирование произвольности, развитие психических процессов и т.п.), особое внимание должно уделяться коррекции личностного развития. Специальные проблемы коррекции составляют такие личностные особенности, как неадекватность самооценки, тревожность, неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, а также конформизм, пассивность, безынициативность ,,.

Основные методы развивающего и психокоррекционного характера используемые в начальных классах школ - это игровые методы. В форме игровых методов должно проводится и предметное обучение и психотерапевтическая тренинговая работа. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их личности.

Главное условие при этом - проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться позитивным эмоциональным настроем.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе .

Как правило, дети выражают желание идти в школу. Всегда необходимо учитывать, что привлекает ребенка в школе. «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг» - примерно такие высказывания характерны для старших дошкольников. Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми. Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь считать », «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать»). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.

,
логопед-дефектолог.

Что должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы:

Счёт

Ребенок дошкольного возраста должен уметь считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40...), называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по¬рядке (с 1 0 до 1), соотносить заданное количество предметов с цифрой, определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Хорошо, если малыш отвечает сразу, без помощи взрослого на такие вопросы, как: «сколько?», «На котором по счету месте?».

Состав числа

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее состав¬ляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и...? Ребенок должен назвать число 3.

Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 1 00 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.

Сравнение чисел

Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.

Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.

Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет Например, пять мень¬ше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.

К этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (

Решение примеров

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.

Дошкольник должен знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать и называть арифметические действия - «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.

Решение задач

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «-», «=».

Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно.

Логические задачи

Развитие логического мышления - одно из важных условий успешного обучения ребенка математике. В этом разделе вы найдете несколько типов логических задач, которые обычно даются будущим первоклассникам на школьном тестировании.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью арифметических действий, другие - при помощи логических размышлений.

Задачи на логическое мышление побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавли¬вать связи между явлениями.

Геометрия

Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга - на прямоугольник, дорожный знак - на треугольник и т. п.

Хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух-четырех треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников один большой. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.

Малыш должен понимать, что геометрические тела - это объемные фигуры. Из объемных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

Ребенок должен знать прямые, кривые и ломаные линии. Хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.

Ориентировка в пространстве

Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориенти-роваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Дошкольник должен уметь обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади меня - шкаф, справа от меня - дверь, слева - окно).

Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».

На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

На листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, малыш должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под». Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т. д.).

Ориентировка во времени

К моменту поступления в школу ребенок должен четко ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Хорошо, если малыш знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке. Дошкольник также должен разделять все месяцы в году на зимние, весенние, летние и осенние, знать, что в каждом времени года по три месяца.

Все мы хотим, чтобы наш ребенок был самый умный, самый образованный, самый успешный и, конечно, счастливый. Ради него мы готовы пожертвовать всем, подарить ему целый мир, всему научить, и обучение счету – не последнее в этом ряду. Но, к сожалению, мы не всегда знаем, с чего начинать обучение математике, что от него требовать, и вообще, как подготовить его к школе.

ЗАЧЕМ МАЛыШУ МАТЕМАТИКА?

Существует две причины, почему детей нужно учить математике. Математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только человек способен к счету. К тому же без счета мы не можем обойтись и дня. Считают все: и школьники, и домохозяйки, и бизнесмены, и ученые.
Вторая причина – счет способствует физическому развитию мозга, а значит, и интеллекта ребенка. Главное же для дошкольника – научиться мыслительным логическим процессам.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
Что же должен знать будущий школьник?

Чтобы подготовить малыша к школе, главное – научите ребенка считать до десяти (туда и обратно), складывать и вычитать в пределах десятка. Потом ему будет намного легче освоить счет до 20, 30 или до 100. Сейчас много книг и тетрадей-раскрасок для малышей "Учись считать", "Учись думать". На обратной стороне книг авторы объясняют свои задачи. Выбирая литературу, исходите из этого.


К школе ребенок должен знать прямой и обратный счет до 10 (минимум) или до 30 (это зависит от ребенка), уметь складывать и вычитать в этих пределах. 6-летний дошкольник должен уметь решать разные арифметические задачи, когда можно наглядно сосчитать предметы.
Например, показывают 2 вазы с яблоками. В одной 2 яблока, в другой 3. Сколько нужно яблок добавить в первую вазу, чтобы их получилось столько, сколько в первой вазе?"
Ребенок должен уметь решать задачи, решающиеся в уме. Например, "Представь, что в коробке для карандашей 4 карандаша, а я добавляю туда еще 2. Сколько стало карандашей в коробке?"


К школе у ребенка формируются зачатки абстрактных представлений. В подготовительной группе ребенок должен знать геометрические фигуры, направления движения, ориентироваться по часам. У него должны быть сформированы измерительные навыки, он должен уметь сравнивать множества (больше - меньше). Например, в одной коробке 5 карандашей, в другой – 6, значит, в первой коробке карандашей на один меньше, чем во второй.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ?
НАШИ ПАЛЬЧИКИ СЧИТАЛИ

Обучение счету нужно начинать с 3 лет.
Первый этап – освоение количества. Начинаем с количественных представлений, таких понятий как "много – мало", "один - много", "ничего - много". Потом, когда малыш осознает число "один", постепенно добавляем следующие числа.
Ребенок знакомится с математикой, начиная с себя, со своего тела. Он узнает, что у него один нос и два глаза, две руки, две ноги и один рот, а пальцев на одной руке пять. Считайте с ним его уши, глаза ("сколько у тебя ручек, глазок?"), считайте пальчики на одной руке, на другой, на ногах. Периодически задавайте ему вопросы: сколько ног (глаз, ушей) у мамы, у папы, у бабушки, у куклы, у мишки (сколько верхних лапок, сколько нижних).

Обучать математике ребенка можно между делом. Например, играя, гуляя, моя посуду (сколько чашек, тарелок я помыла, сколько осталось). Во время прогулки считайте листочки, цветочки и лепесточки, птичек и камешки.
Когда малыш играет с игрушками, спрашивайте, сколько у него машинок, кукол, кубиков, мячиков, сколько машинок на полу, а сколько в ящике. Обучение счету девочек и мальчиков совершенно одинаково. Просто оперируйте игрушками в зависимости от пола ребенка: с мальчиком разговаривайте об его машинках (сколько колес, рулей у машины), с девочкой – о куклах.
Так, возьмите куклу и ее вещи (например, 2 трусиков, 5 платьев, носочки). Предложите девочке поиграть: "Давай оденем куклу. Сколько тебе нужно платьев, носочков, чтобы одеть куклу? Сколько всего ты взяла трусиков? носочков?"
Когда ребенок научится легко считать предметы, задачу усложняем: рассматриваем картинки с предметами и считаем их на картинке.
Учите с малышом скороговорки, песенки, стишки, включающие в себя счет. Они помогают ребенку запомнить последовательность чисел.

ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ: ДВА ПЛЮС ДВА – ЧЕТЫРЕ.

Второй этап обучения счету - складывание.
Возьмите один мяч (стакан, кубик) и одновременно медленно скажите "один плюс". Затем возьмите второй предмет и одновременно скажите "один равняется" и, пододвигая к малышу оба предмета, произносите "двум". Повторите снова эти действия со словами "один плюс один равняется двум" или "один плюс один – два". Пусть ребенок говорит с вами.
Потом можете положить перед ним один мяч, затем другой и спросить, сколько всего мячей перед ним. Помогайте, подсказывайте малышу, не раздражаясь. Он не обязан быть вундеркиндом. Объясните, почему мячика стало два, снова пересчитав оба мяча.
Когда ребенок освоит, что один плюс один будет два, усложните задачу: прибавьте к двум мячам еще один. После решения ребенком одной задачи (но не раньше), ставьте перед ним другую. Каждое занятие должно состоять не более, чем из трех уравнений.

Не бойтесь слов "плюс" и "равняется". Не надо объяснять их значения, ребенок поймет это из контекста.
Всегда придерживайтесь одной манеры изложения, употребляя одни и те же термины. Если вы сказали один раз фразу: "один плюс два равняется трем", не стоит потом ее менять на другие, например: "к одному прибавить два будет три".
Дети видят не символы, а факты. Когда вы их учите фактам, они сами делают выводы и постигают правила. Если мы меняем термины, то ребенок имеет основания считать, что с терминами изменились и правила.
Дети – это маленькие ученые. Они обладают удивительной способностью открывать законы, если мы им сообщим факты. За первые три года ребенок усваивает больше фактов, чем за всю последующую жизнь. Затем он систематизирует их, чтобы обнаружить законы, которым они подчиняются.

СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ - ВЫЧИТАНИЕ.

Принципы обучения математике на этом этапе – те же.
Вы показываете 2 кубика, затем убираете один, одновременно говоря: "два минус один равняется одному".
В начале учите малыша складывать и вычитать на предметах, потом на картинках, на которых изображены эти предметы. И только потом используйте сюжетные картинки. Например, на картинке нарисована поляна, на ней 4 гриба. Белка забирает 1 гриб. Вы внимательно рассматриваете картинку: поляну, грибы (пересчитываете их), белку с грибом, потом спрашиваете: "сколько осталось грибов на поляне?"

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТь, УЧИМСЯ СЧИТАТЬ…

В 4 года начинаем малыша знакомить с цифрами. Цифра – это символ, обозначающий количество, а когда мы используем слово "число", мы имеем в виду реальное количество (не символ, а факт) самих объектов.
Сделайте карточки из белого картона, цифры напишите красным фломастером (внимание детей лучше всего привлекает этот цвет, тем более он создает хороший контраст на белом фоне). При написании пользуйтесь одним и тем же шрифтом.
В начале выберите набор цифр от 1 до 3. Показывайте по порядку, потом – в разбивку. Затем составляйте легкие уравнения. Воспользуйтесь знаками плюса, минуса, равенства.
Кстати, в дошкольную математику входят и представления о форме, величине, длительности, протяженности, пространстве, расположению между предметами и расположению по отношению к ребенку (впереди-сзади, слева-справа).

В 4 года ребенок должен не только уметь считать до 5, но и познакомиться с понятиями равенства – неравенства. Например, если в одной руке 2 камешка и в другой - два камешка, то количество камешков в обеих руках равное, и "два равно двум". Если в правой руке один камешек, а в левой – два, то количество камешков неравное, и "два не равно одному".
В 5 лет ребенок должен уметь считать до 6-8, в 6 лет – до 10, складывать и вычитать в этих пределах.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: БЫСТРЫЙ СЧЕТ. НУЖЕН ЛИ ОН?

Я хотела научить своего ребенка быстрому счету, - делится со мной мама 9-летнего Игоря. - Делала специальные карточки (до 100), наклеивала на них точки (на последних карточках было по 99, по 100 точек). Показывала быстро их малышу, он определял количество точек на карточке. Потом составляла с карточками уравнения, и достаточно, сложные (например, двадцать точек плюс пятнадцать). Мой сын уже в три года мог решать математические задачи. Но оказалось, все было напрасно. Когда я отдала его в детский сад, воспитатели не слишком обрадовались успехам моего сына. А в школе у него вообще начались проблемы с математикой. Выяснилось, что, увлекшись техникой счета и доведя ее до автоматизма, мы упустили другую, не менее важную вещь - логическое мышление. Теперь догоняем остальных".


Это - главная ошибка родителей. Решив воспитать маленького гения, они стремятся к высотам математики и информатики, и забывают (конечно, по не знанию) привить детям элементарные навыки. Например, есть дети, великолепно считающие и решающие задачи, но не знающие состава числа в пределах десятка. Они умеют считать автоматически, но как это делать, логически не понимают. Неосмысленный счет в последствии выльется в проблемы с математикой, ребенок будет путаться. А переучиваться всегда сложнее.
А какие ошибки еще делают родители?

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

1. Часто родители стараются ускорить обучение ребенка математике, перешагивая через важные этапы его развития и необходимые для ребенка в его возрасте знания. Этого ни в коем случае нельзя делать. Есть дети, которые умеют играть в компьютерные игры, но не умеют играть с игрушками и не знают стишки Чуковского. А игрушки (обучение счету на игрушках) и детские стишки, считалки для него в этом возрасте ВАЖНЕЕ. И это упущение обязательно скажется в дальнейшем на развитии ребенка.


2. Некоторые родители, гоняясь за высокими результатами в обучении счету, забывают дать малышу представления о величине, форме, пространстве, времени, протяженности и длительности. Некоторые дети считают до 100, но не умеют сравнивать величины: высокий дом или низкий, длинная или короткая дорога, узкий или широкий шарф, не знают геометрические фигуры. Кстати, задачи на сравнение предметов по признакам и свойствам развивают логику. И ими пренебрегать нельзя. Разобраться в этом малыш должен в дошкольном возрасте, потом ему будет сложнее, и впоследствии это приведет ребенка к проблемам с геометрией в школе.


3. Еще одна ошибка родителей: часто они завышают требования к ребенку, не учитывая его возраста. Например, в 2 года требуют от малыша, чтобы он знал цифры, а у него в этом возрасте еще нет абстрактного мышления.


4. Часто родители ругают детей, раздражаются, если они считают медленно или неправильно, что-то не понимают. Далеко не все рождаются математиками и логиками. Может быть, ваш малыш – гуманитарий и ему близко искусство и творчество. Тогда не стоит насильно "лепить" из него гения математики. Порадуйтесь тому, что он такой эмоциональный, ласковый, чувствующий, понимающий.


5. У родителей, к сожалению, нет системы обучения счету. Им свойственно в обучении математике перепрыгивать с одного уровня сложности на другой. В результате, ребенок еще не освоил само понятие числа, а у него уже спрашивают, сколько будет 2 плюс 3. Особенно сложно приходится детям, воспитывающимся дома.


6. Еще хуже, когда родители ставят сразу перед ребенком несколько задач. Решить их в раз малышу не под силу. Пусть cначала он справится с одной задачей, поймет суть ее решения, и только тогда давайте ему другую задачу.


7. Чаще всего математика дома детям объясняется на пальцах. Ребенку сложно понять то, о чем идет речь из-за отсутствия наглядного материала. Чтобы понять, ему нужно все увидеть и потрогать. Поэтому дома (даже если ребенок ходит в детский сад) обязательно должен быть счетный материал, чтобы ребенок мог закрепить пройденный в детском саду материал.
Счетный материал можно купить, а можно изготовить самим вместе с ребенком из нетолстого картона, желательно цветного (или наклеить на белый картон цветную бумагу), а потом вырезать фигурки в виде домиков, грибков, елочек, корабликов, птичек, мышек.


8. Многие родители не терпеливы и торопят ребенка во время обучения счету("ну, ну, сколько?"). Главное – не скорость, а понимание сути.


9. Готовя ребенка к школе, многие родители превращают обучение счету в скучные, нудные занятия, напоминающие школьные уроки.
Математика – абстрактная наука, поэтому при обучении счету малыша нужно заинтересовать. Помните, что занятия должны приносить удовольствие как вам, так и ребенку, и проходить в виде игры.
Игра – основная деятельность дошколят. Занимайтесь только в хорошем, приподнятом настроении (чтобы не отбить у ребенка желание заниматься, обучаться, что-то познавать). Как это не покажется вам парадоксальным, чтобы привлечь интерес ребенка к этой абстрактной науке, нужно быть с ним очень эмоциональным, даже подчеркнуто эмоциональным. А значит, будьте радостны и доброжелательны.