Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной реформы в нашей стране и реформированием Вооруженных Сил. Как известно, отправной точкой начала реформирования Вооруженных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры». 31 июля 1997 г. Президент утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на период до 2000 г.


Военная реформа опирается на прочную теоретическую базу, результаты проведенных расчетов, учет изменений, прошедших в начале 90-х гг. в геополитической ситуации в мире, характер международных отношений и изменений, которые произошли в самой России. Основная цель военной реформы обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств.


В настоящее время для предотвращения войны и вооруженных конфликтов в РФ отдается предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. В то же время учитывается, что, пока еще неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной для ее обороны военной мощи. В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны.


Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечивать осуществление Российской федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.


Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения.


Таким образом, в настоящее время Вооруженные Силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооруженных Сил по поддержанию мира.


Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.). Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».






Воинский контингент в зону конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова был введен 23 июня 1992 г. на основании Соглашения между Республикой Молдова и Российской Федерацией о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Общая численность миротворческого контингента составляла около 500 человек. 20 марта 1998 г. в Одессе прошли переговоры по урегулированию приднестровского конфликта при участии российской, украинской, молдавской и приднестровской делегаций.


Воинский контингент в зону конфликта в Южной Осетии (Грузия) был введен 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Российской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек. В зону конфликта в Абхазии воинский контингент был введен 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединении сил. Общая численность данного контингента составляла около 1600 человек.


С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьезное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).


Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.


В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.


Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская область).


Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира. Международная деятельность Вооруженных Сил РФ включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимание. 711 августа 2000 г. было проведено совместное российско-молдавское учение миротворческих сил «Голубой щит».


Кроме того, российские военнослужащие входят в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности. Этот контингент был сформирован в октябре 2007 г. Он предназначен, прежде всего, для участия в операциях по поддержанию мира на территориях государств-членов ОДКБ (по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ), а также за пределами этих государств (на основании Мандата, выдаваемого Советом Безопасности ООН).

Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Феде­рации сегодня неразрывно связана с проведением военной рефор­мы в нашей стране и реформированием Вооруженных Сил.

Как известно, отправной точкой начала реформирования Воору­женных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О пер­воочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры». 31 июля 1997 г. Пре­зидент утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на пе­риод до 2000 г.

Военная реформа опирается на прочную теоретическуюбазу, результаты проведенных расчетов, учет изменений, прошедших в на­чале 90-х гг. в геополитической ситуации в мире, характер междуна­родных отношений и изменений, которые произошли в самой России. Основная цель военной реформы - обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обес­печении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств.

В настоящее время для предотвращения войны и вооруженных конфликтов в РФ отдается предпочтение политическим, экономиче­ским и другим невоенным средствам. В то же время учитывается, что, пока еще неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной для ее обороны военной мощи.

В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интере­сах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны.

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту стра­ны. Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечивать осуще­ствление Российской федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Инте­ресы обеспечения национальной безопасности России предопреде­ляют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности Рос­сии определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на ста­дии их зарождения.

Таким образом, в настоящее время Вооруженные Силы руковод­ством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам стра­ны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Воору­женных Сил по поддержанию мира.

Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, являет­ся Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации во­енного и гражданского персонала для участия в деятельностипо

поддержанию или восстановлению международного мира и безопас­ности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.).

Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

В соответствии с данным указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей числен­ностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов.

Всего до апреля 2002 г. одна тысяча военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в двух регионах - Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии.

Воинский контингент в зону конфликта в Приднестровском регионе Ре­спублики Молдова был введен 23 июня 1992 г. на основании Соглашения между Республикой Молдова и Российской Федерацией о принципах мир­ного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Общая численность миротворческого контингента со­ставляла около 500 человек.

20 марта 1998 г. в Одессе прошли переговорыпо урегулированию при­днестровского конфликта при участии российской, украинской, молдавской и приднестровской делегаций.

Воинский контингент в зону конфликта в Южной Осетии (Грузия) был вве­ден 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Россий­ской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более500 человек.

В зону конфликта в Абхазии воинский контингент был введен 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединении сил. Общая численность данного контингента составляла около 1600 человек.

В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ в соответствии с Договором между Российской федерацией и Респуб­ликой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более 6 тыс. человек (вклейка, фото 36).

С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьезное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).

Комплектование органов управления, воинских частей и подраз­делений специального воинского контингента осуществляется на до­бровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подго-

товка и оснащение миротворческих сил производятсяза счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.

В период прохождения службы в составе специального воинско­го контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при про­ведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвен­цией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безо­пасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.

Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольст­вия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ.

Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контин­гента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офи­церских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская об­ласть).

Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подго­товке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подго­товки и обучения и утверждены программы подготовки всех катего­рий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

Международная деятельность Вооруженных Сил РФ включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и дру­гие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаи­мопонимание.

7-11 августа 2000 г. было проведено совместное российско-молдавское учение миротворческих сил «Голубой щит».

Вопросы и задания

1. Значение и роль международной деятельности Во­оруженных Сил России в проведении военной рефор­мы.

2. Правовая база проведения миротворческой деятель­ности Вооруженных Сил России.

3. Статус военнослужащего контингента миротворчес­ких сил России.

Литература

Большой энциклопедический словарь.- М.: Научное издательство «Боль­шая Российская энциклопедия»; Спб.: Норинт, 1997.

Васнев В. А., Чинённый С. А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

Вестник военной информации.- Агентство «Военинформ» Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство «Новости».- 1998- 2000.-№ 1-12.

Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информа­ции. - 2000. - № 5.

Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ.ред. гене­рал-полковника В. Ф. Кулакова.- М.: Совершенство, 1998.

Военное законодательство Российской империи (кодексрусского Воен­ного права).- М.: Военный университет, 1996.

Военный энциклопедический словарь.-М.: Военное издательство, 1983.

Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.-М.: Крон-Пресс, 1994.

Конституция Российской Федерации.-Любое издание.

Концепция национальной безопасности Российской федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.

Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. академик РАМН В. И. Покровский.- М.: Научно-практическое объединение «Медицинская эн­циклопедия», Крон-Пресс, 1994.

На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ / Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марущенко.-3-е изд.-М.: Русь-РКБ, 1999.

ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.- М.:

Издательство «Русский журнал».- 1998-2000.-№ 1-12,

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.-М.:

Военное издательство, 1994.

Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях:

Практическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭИАС, 2000.

Семейный кодекс Российской Федерации.- Любое издание.

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Ижевский П. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2002.

Тупикин Е. И., Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

Тестовый контроль качества знаний старшеклассников. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2002.

Уголовный кодекс Российской Федерации.- Последнее издание.

Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Феде­рации: Официальное издание.- М., 1998.

Физическая культура: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2001.

Цвилюк Г. Е. Азы личной безопасности.- М.: Просвещение, 1997.

Учебное издание

Смирнов Анатолий Тихонович Мишин Борис Иванович Васнев Виктор Алексеевич

Это - коллективные действия международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.) политического, экономического, военного и иного характера, осуществляемые после возникновения конфликта в соответствии с нормами и принципами международного права, направленные на разрешение международных споров, предотвращение и прекращение вооруженных конфликтов преимущественно мирными способами с целью устранения угрозы международному миру и безопасности. Могут включать в себя посредническую деятельность, действия по примирению конфликтующих сторон, переговоры, дипломатическую изоляцию и санкции.

Миротворческие операции в целом - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению.

В качестве возможных целей миротворческой деятельности вооруженных сил при этом могут выступать:

Принуждение одной или нескольких противоборствующих сторон к прекращению насильственных действий, заключению мирного соглашения между собой или с действующим правительством.

щита территории и (или) населения от агрессии.

Изоляция территории или группы людей и ограничение их контактов с внешним миром.

Наблюдение (слежение, мониторинг) за развитием ситуации, сбор, обработка и доведение информации.

Обеспечение или оказание помощи в обеспечении основных нужд сторон, вовлеченных в конфликт.

Принуждение в данном контексте не предусматривает обязательного согласия всех или какой-либо из сторон на ввод миротворческого контингента.

Основными задачами, выполнение которых в рамках миротворческих операции может быть поручено контингентам вооруженных сил, являются:

наблюдение и контроль за соблюдением условий перемирия и прекращение огня;

превентивный ввод войск в район потенциального конфликта;

разведение сил противоборствующих сторон и контроль за соблюдением условий перемирия;

поддержание и восстановление порядка и стабильности;

обеспечение охраны гуманитарной помощи;

обеспечение права прохода, введение ограничений на передвижение;

установление запретных зон и контроль за ними;

введение и контроль за соблюдением режима санкций;

принудительное разъединение воюющих сторон.

Что касается принудительного разъединения воюющих сторон, то решение этой задачи фактически выводит миротворческую деятельность на уровень "боевых" операций и является отражением отказа от традиционного подхода в использовании миротворческими контингентами исключительно легкого вооружения и только для целей самозащиты. Подобные операции принуждения к миру расширяют возможности урегулирования конфликтных ситуаций, но несут в себе опасность потери миротворческими силами статуса беспристрастного арбитра.

Историю участия военнослужащих России в миротворческих операциях можно исчислять с 1973 г., когда группа офицеров была включена в качестве наблюдателей в состав Чрезвычайных сил ООН на Синае. В учрежденных в 1992 г. Силах ООН по охране (в бывшей Югославии) российские военнослужащие впервые приняли участие в миротворческой операции ООН уже в рамках отдельных национальных воинских формирований. Так, первый российский батальон участвует в разделении сербских и хорватских сил в Хорватии. Впоследствии на базе части сил этого батальона, переброшенной из Сербской Краины под Сараево, был развернут второй российский батальон в Боснии и Герцеговине. В настоящее время две российские дивизии проводят целенаправленную подготовку к осуществлению миротворческих миссий (в том числе и по планам ООН).

Но в значительно больших масштабах Россия оказалась вовлечена в осуществление миротворческих операций на территории бывшего СССР (в Южной Осетии (с 1992 г.), Молдавии (1992 г.), Таджикистане (1993 г.) и Абхазии (1994 г.)).

Можно выделить несколько основных этапов в развитии подходов международного сообщества к осуществлению миротворческих функций.

В ходе ПЕРВОГО ЭТАПА (с 1948 по 1956 г.) были организованы две операции, которые продолжаются до настоящего времени. Так, в рамках этих операций были образованы: Миссия ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия, созданная для наблюдения за соглашением о прекращении огня между Израилем и его арабскими соседями в 19 48 г., и группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане, созданная в 1949 г. для наблюдения за линией разграничения между двумя странами в Кашмире.

ВТОРОЙ ЭТАП международного миротворчества (с 1956 по 1967 г.) проходил на фоне возрастания напряженности в отношениях двух основных военно-политических блоков - ОВД и НАТО. что привело к постепенному сворачиванию миротворческой деятельности под эгидой ООН. В течение этого периода не было организовано ни одной новой миротворческой операции и только три из ранее учрежденных продолжали действовать.

ТРЕТИБ ЭТАП (с 1967 по 1973 г. между 2-й и 3-й арабо-израильскими войнами) характеризовался наиболее ожесточенным соперничеством военно-политических группировок Запада и Востока.

На ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ (хронологически связанным с окончанием "Октябрьской" войны 1973 г. на Ближнем Востоке и по конец 80-х годов) миротворческая деятельность вновь стала рассматриваться в качестве средства, способного обеспечить контроль (мониторинг) за развитием обстановки в случае кризисного развития конфликтных ситуаций.

Пресечение агрессии.

Агрессия (лат. - нападение) военное нарушение суверенитета государства, его независимости и целостности границ. Агрессия может быть также экономической, психологической, идеологической и т.д. В современном международном праве существует принцип правовой ответственности за агрессию, включающий принудительные меры, направленные на пресечение агрессии и восстановление мира. Предусмотрена политическая и материальная ответственность за агрессию.

Пресечение агрессии - решит. применение гос-вом воен. силы в сочетании с невоен. средствами воздействия на агрессора для прекращения его вооруж. нападения. Осуществляется нанесением ответных ударов по пр-ку войсками (силами) с одноврем. использованием экон., полит., дипл. и др. мер противодействия на ранней стадии воен. конфликта с целью предотвратить его эскалацию и способствовать последующему урегулированию на приемлемых для страны, подвергшейся нападению, условиях.

Пресечение вторжения Ирака в Кувейт.

Активные попытки мирового сообщества, направо ленные на урегулирование кризиса, вызванного оккупацией Ираком Кувейта, завершились безрезультатно. 17 января 1991 г. в соответствии с решением Совета Безопасности ООН многонациональные силы антииракской коалиции начали военные действия под кодовым наименованием “Буря в пустыне”.

Политические цели этой операции заключались в освобождении Кувейта и возвращении власти законному правительству, восстановлении стабильности в регионе Персидского залива; утверждении принципов “нового мирового порядка”, а также в изменении состава руководства Ирака и его политического курса. Военные цели операции состояли в уничтожении военного потенциала Ирака, грозящего своей военной мощью Израилю и некоторым странам Ближнего Востока; в лишении Ирака возможности производить ядерное, химическое и биологическое оружие.

Операция началась в ночь с 16 на 17 января 1991. Военно-воздушные силы союзников успешно бомбардировали военные объекты Ирака, который в свою очередь пытался инициировать всеарабскую войну путем нанесения провокационных ракетных ударов по Израилю, официально не участвовавшему в конфликте. Саддам Хусейн пытался начать своеобразную «экологическую войну», спуская нефть прямо в Персидский залив и поджигая нефтяные вышки. Наступление сухопутных войск союзников началось 24 февраля 1991, за 4 дня территория Кувейта была освобождена. 28 февраля военные действия закончились, поскольку Ирак согласился с резолюцией ООН об освобождении Кувейта.

За 43 дня боевых действий Ирак потерял 4 тысячи танков (95% от общего числа), 2140 орудий (69%), 1865 бронетранспортеров (65%), 7 вертолетов (4%), 240 самолетов (30%). Потери коалиции составили 4 танка, 1 орудие, 9 бронетранспортеров, 17 вертолетов, 44 самолета. 700-тысячная союзная группировка войск потеряла убитыми 148 человек. Потери полумиллионной армии Ирака оцениваются в 9 тысяч человек убитыми, 17 тысяч ранеными, 63 тысячи пленными. Около 150 тысяч солдат иракской армии дезертировали во время боев.

Система ПРО.

Противоракетная оборона (ПРО) - комплекс мероприятий разведывательного, радиотехнического и огневого характера, предназначенный для защиты (обороны) охраняемых объектов от ракетного оружия. Противоракетная оборона очень тесно связана с противовоздушной обороной и часто осуществляется одними и теми же комплексами.

Понятие противоракетная оборона включает в себя защиту от ракетной угрозы любого плана и все средства, это осуществляющие (включая активную защиту танков, средства ПВО, борющиеся с крылатыми ракетами и проч.), однако на бытовом уровне, говоря о ПРО, обычно имеют в виду «стратегическую ПРО» - защиту от баллистической ракетной составляющей стратегических ядерных сил (МБР и БРПЛ).

Говоря о противоракетной обороне можно выделить самозащиту от ракет, тактическую и стратегическую ПРО.

Самозащита от ракет

Самозащита от ракет является минимальной единицей противоракетной обороны. Она обеспечивает защиту от атакующих ракет лишь той военной техники, на которой она установлена. Характерной особенностью самооборонительных систем является размещение всех систем ПРО непосредственно на защищаемой технике, и все размещённые системы являются вспомогательными (не основным функциональным назначением) для данной техники. Системы самозащиты от ракет экономически эффективны к использованию лишь на дорогостоящих типах военной техники, которая несёт тяжёлые потери от ракетного огня. В настоящее время активно развиваются два типа систем самозащиты от ракет: комплексы активной защиты танков и противоракетная оборона военных кораблей.

Тактическая ПРО

Тактическая ПРО предназначена для защиты ограниченных участков территории и расположенных на ней объектов (группировок войск, промышленности и населённых пунктов) от ракетных угроз. К целям подобной ПРО относят: маневрирующие (в основном, высокоточные авиационные) и неманеврирующие (баллистические) ракеты с относительно небольшими скоростями (до 3-5 км/с) и не имеющими средств преодоления ПРО. Время реакции комплексов тактической ПРО составляет от нескольких секунд до нескольких минут в зависимости от типа угрозы. Радиус защищаемой области, как правило, не превышает нескольких десятков километров. Комплексы имеющие существенно больший радиус защищаемой области - до нескольких сотен километров, часто относят к стратегической ПРО, хотя они и не способны перехватывать высокоскоростные межконтинентальные баллистические ракеты, прикрываемые мощными средствами преодоления ПРО.

Существующие комплексы тактической ПРО

Малого радиуса действия

Тунгуска

Панцирь-С1

Малого радиуса действия:

MIM-104 Patriot PAC3

Среднего и большого радиуса действия:

Иджис (AEGIS)

ракеты GBI (англ. Ground Based Interceptor)

ракеты KEI (англ. Kinetic Energy Interceptor)

Малого радиуса действия:

Среднего и большого радиуса действия:

Малого радиуса действия:

Железный купол

Среднего и большого радиуса действия:

Стратегическая ПРО

Наиболее сложная, совершенная и дорогостоящая категория средств противоракетной обороны. Задачей стратегической ПРО является борьба со стратегическими ракетами - в их конструкции и тактике применения специально предусмотрены средства, затрудняющие перехват - большое количество лёгких и тяжёлых ложных целей, маневрирующие боеголовки, а также системы постановки помех, включающие высотные ядерные взрывы.

В настоящее время системами стратегической ПРО обладают только Россия и США, при этом существующие комплексы способны защитить лишь от ограниченного удара (единицы ракет), причём по ограниченной территории. В обозримом будущем нет перспектив появления систем, способных защитить от массированного удара стратегическими ракетами.

Система противоракетной обороны территории США (НПРО) (англ. National Missile Defense - NMD) создаётся, согласно заявлениям Американской администрации, для защиты территории страны от ракетно-ядерного удара со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран и Сирию (ранее также Ирак и Ливию). Российскими политиками и военными неоднократно высказывалось мнение, что в действительности американская ПРО угрожает безопасности России и, возможно, Китая, нарушая тем самым ядерный паритет. Развертывание баз ПРО привело к ухудшению отношений между США и Россией.

Система ПРО США

Создаваемая система ПРО США включает в себя следующие элементы: центр управления, станции дальнего обнаружения и спутники слежения за запусками ракет, станции наведения ракет-перехватчиков, сами ракеты-носители для вывода противоракет в космос с целью уничтожения баллистических ракет противника.

В конце 2006 - начале 2007 намерение США разместить элементы системы ПРО в Восточной Европе, в непосредственной близости от российской территории, натолкнулись на резкое противодействие со стороны российского руководства, что дало повод для мнений о начале очередного витка гонки ракетно-ядерных вооружений и холодной войны.

В начале октября 2004 года США, заявляя о своём беспокойстве в связи с появлением у Ирана ракет среднего радиуса действия, способных поражать цели на расстоянии 2 тыс. км., приняли решение ускорить развёртывание системы ПРО в США и провели консультации с европейскими союзниками о размещении ракет-перехватчиков в Европе и включении их в зону действия американской ПРО.

Страны, участвующие в разработке ПРО США: Великобритания, Ирландия, Германия и Франция, Польша, Южная Корея и др.

Развитие российской ПВО

Система ПВО Москвы входит в состав Командования специального назначения (КСпН), созданного в сентябре 2002 на базе Московского округа ВВС и ПВО в качестве головного участка воздушно-космической обороны страны.

Сейчас в состав КСпН входят 16-я воздушная армия со штабом в Кубинке (Московская область), на вооружении которой находятся перехватчики МиГ-25 и МиГ-31, истребители МиГ-29 и Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25, а также два корпуса ПВО (1-й в Балашихе и 5-й в Ржеве), оснащённые зенитно-ракетными комплексами С-300ПМ, С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 «Фаворит».

6 августа 2007 года в подмосковной Электростали на боевое дежурство заступил первый дивизион, оснащенный зенитной-ракетной системой С-400 «Триумф», способной решать задачи как противовоздушной обороны, так и нестратегической противоракетной обороны.

18 августа 2004 командующий войсками КСН генерал-полковник Юрий Соловьев заявил, что концерн ПВО «Алмаз-Антей» занимается разработкой ракеты, которая могла бы осуществлять перехват и уничтожение целей «в ближнем космосе».

22 ноября 2011, в рамках ответа на действия НАТО по созданию европейского компонента системы ПРО, Президент РФ Д. Медведев заявил об отдании приказа о немедленном вступлении новой РЛС класса 77Я6-ДМ «Воронеж-ДМ» (объект 2461), построенной в западной части России в г. Пионерский Калининградской области на боевое дежурство. 29 ноября станция введена в состав системы предупреждения о ракетном нападении. Станция начала опытное функционирование в 2011 году, она должна перекрыть зону ответственности станций в Барановичах и Мука́чеве находящихся за пределами РФ. Основной её задачей является контроль космического и воздушного пространства Европы и Атлантики.

Европейская безопасность.

В Декларации, одобренной на встрече глав государств и правительств участников ОБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. (Хельсинки-11), отмечено, что ОБСЕ является форумом, определяющим направление процесса формирования новой Европы и стимулирующим этот процесс (п. 22). В принятом там же пакете решений предусмотрено создание антикризисных механизмов ОБСЕ, включая операции по поддержанию мира. В частности, определено, что на первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установлению фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира. Такое решение принимается Советом министров на основе консенсуса или действующим в качестве его агента Руководящим советом. Необходимо согласие непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции предполагают посылки групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Личный состав для участия в операциях ОБСЕ по поддержанию мира предоставляется отдельными государствами-участниками.

Операции могут проводиться в случае возникновения конфликтов как между государствами-участниками, так и внутри них. Их основные задачи - контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск, оказание поддержки в сохранении законности и порядка, оказание гуманитарной помощи и т. д. Операции не предусматривают принудительных действий и осуществляются в духе беспристрастности. Общий политический контроль за операцией по поддержанию мира и руководство ею осуществляет Руководящий совет. Предусматривается, что операции ОБСЕ проводятся с должным учетом роли ООН. В частности, в хельсинкских решениях закрепляется положение о том, что председатель ОБСЕ в полном объеме информирует Совет Безопасности ООН об операциях ОБСЕ.

При проведении операций по поддержанию мира ОБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом существующих организаций, например, ЕС, НАТО, ЗЕС, а также СНГ. В каждом конкретном случае ОБСЕ принимает решение об использовании помощи таких организаций.

ОБСЕ приобрела определенный опыт в проведении операций по поддержанию мира различного уровня. Ее миссии направлялись в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Эстонию, Латвию, Украину, Грузию, Молдавию, Таджикистан, Нагорный Карабах, бывшую югославскую республику Македонию, Косово. Их мандаты вырабатывались с учетом конкретной ситуации в районе развертывания операций и предусматривали задачу установления тесных контактов с представителями на местах и дальнейшего укрепления диалога, начатого между вовлеченными в конфликт сторонами.

В 1994 г. на Будапештском совещании глав государств и правительств был принят Кодекс поведения по военно-политическим аспектам безопасности, вступивший в силу с 1 января 1995 г. Основное внимание в документе уделено обеспечению национальной безопасности в соответствии с общими усилиями по упрочению безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ и за его пределами. В нем подчеркнуто, что безопасность неделима и что безопасность каждого из государств-участников неразрывно связана с безопасностью всех других государств-участников. Государства обязались развивать взаимное сотрудничество. В этом контексте была подчеркнута ключевая роль ОБСЕ. В документе предусмотрены совместные и национальные меры по таким направлениям неделимой безопасности, как разоружение, борьба с терроризмом, осуществление права на индивидуальную и коллективную самооборону, укрепление доверия, создание здоровых экономических и экологических условий и др.

Лиссабонская декларация 1996 г. о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI в. заложила основы общеевропейской безопасности. Она предполагает создание единого пространства безопасности, основополагающими элементами которой являются всеобъемлющий и неделимый характер безопасности и приверженность разделяемым ценностям, обязательствам и нормам поведения. Безопасность должна быть основана на сотрудничестве и опираться на демократию, уважение прав человека, основных свобод и верховенство закона, рыночную экономику и социальную справедливость. Ни одно из государств - участников ОБСЕ не должно укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств.

ОБСЕ объединяет в своем составе 55 суверенных и незав-х гос-в евроатлантического пространства и считающуюся крупнейшей региональной орг-цией по вопросам безопасности.

Принятые в Стамбуле на саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. Стамбульская декларация, Хартия европейской безопасности и Венский документ для переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности заложили правовую базу для формирования всеобъемлющей системы европейской безопасности XXI в.

Хартия европейской безопасности представляет собой уникальный документ, фактически являющийся конституцией для новой Европы. Она признает ОБСЕ основной организацией по мирному урегулированию споров в ее регионе и главным инструментом в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

Содружество Независимых Государств призвано обеспечивать безопасность на евроазийском пространстве бывшего СССР. В рамках СНГ приняты важные документы в этой области.

В Устав СНГ включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира от 20 марта того же года. Устав СНГ закрепляет в ст. 12 право на использование в случае необходимости Объединенных вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН, а также применение миротворческих операций.

На основе Договора о коллективной безопасности 1992 г., участниками которого являлись девять государств: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, создан Совет коллективной безопасности (СКБ). В его состав входят главы государств - участников Договора и Главнокомандующий ОВС СНГ. СКБ уполномочен проводить консультации с целью координации позиций государств-участников в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной неприкосновенности и суверенитету одного или нескольких государств либо угрозы миру и международной безопасности: рассматривать вопросы оказания необходимой помощи, в том числе военной, государству - жертве агрессии; принимать необходимые меры для поддержания или восстановления мира и безопасности.

Совсем иная ситуация складывается в отношении Организации Североатлантического Договора (НАТО), претендующей на главную роль в обеспечении безопасности и стабильности в Европе. НАТО основана на подписанном 4 апреля 1949 г. межгосударственном Североатлантическом договоре, вступившем в силу 24 августа того же года. Ее членами являются 23 государства: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Литва, Латвия и Эстония.

Участники Договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН, разрешать все свои споры мирными средствами, содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений.

Для осуществления целей Североатлантического договора создана сложная политическая и военная структура. Высшим органом НАТО является Североатлантический совет (САС), который функционирует на различных уровнях: глав государств и правительств, министров иностранных дел, послов, являющихся постоянными представителями. В последнем случае он рассматривается как Постоянный совет. В рамках Совета проводятся широкие политические консультации по всем вопросам внешних сношений, рассматриваются вопросы обеспечения безопасности, поддержания международного мира, военного сотрудничества. Решения принимаются единогласно. Создан постоянный рабочий орган - Секретариат во главе с Генеральным секретарем НАТО

Для обеспечения сотрудничества между Североатлантическим союзом и европейскими странами, не являющимися членами НАТО, в 1991 г. были созданы программа «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС), призванный осуществлять руководство этой программой. В связи с проводимыми в настоящее время преобразованиями в НАТО введена новая расширенная программа ПРМ, которая могла бы обеспечить более активное сотрудничество членов и нечленов НАТО в оборонной и военной областях, в том числе в условиях кризисов, как это уже имеет место в организации Сил по обеспечению выполнения Дейтонских соглашений (ИФОР) и Сил по стабилизации (СФОР) в Боснии и Герцеговине. В ее рамках предполагается участие стран-членов и нечленов НАТО в создании Штабных элементов партнеров (ШЭП) и Многонациональных оперативных сил (МОС) для проведения операций по урегулированию кризисов.

Вместо ССАС на сессии Совета НАТО 30 мая 1997 г. был создан Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП) в составе 44 стран, в том числе всех государств - членов НАТО, всех бывших республик СССР, всех бывших участников Варшавского договора, а также Австрии, Финляндии, Швеции и Швейцарии. Целью СЕАП является проведение многосторонних консультаций по широкому кругу вопросов, включая вопросы политики, безопасности, урегулирования кризисов, проведения операций по поддержанию мира и др.

Партнерство России и НАТО было установлено подписанием 27 мая 1997 г. в Париже Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора. В Акте указано, что Россия и НАТО будут работать совместно с тем, чтобы внести вклад в создание в Европе общей и всеобъемлющей безопасности, основанной на приверженности общим ценностям, обязательствам и нормам поведения в интересах всех государств. В Акте также подчеркнуто, что он не затрагивает главной ответственности Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности и роли ОБСЕ как общей и всеобъемлющей организации в ее регионе.

Далее, 28 мая 2002 г. в г. Риме была принята «Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств - членов НАТО». В ней, в частности отмечено: «В качестве первоначальных шагов в этом отношении мы сегодня договорились предпринимать следующие усилия по сотрудничеству.

Борьба против терроризма: укреплять сотрудничество на основе многопланового подхода, включая совместные оценки угрозы терроризма для безопасности в Евроатлантическом регионе, сфокусированные на конкретных угрозах, например, вооруженным силам России и НАТО, гражданской авиации или объектам инфраструктуры, имеющим критически важное значение; в качестве первого шага провести совместную оценку террористической угрозы миротворческим силам России, НАТО и государств-партнеров на Балканах.

На сегодняшний день в Европе практически не осталось очагов конфликтов – двумя серьезными «горячими точками» на рубеже веков являются лишь Балканы и Приднестровье. Однако существующие в международных отношениях тенденции не позволяют надеяться на то, что мир даже в долгосрочной перспективе будет избавлен от войн и конфликтов. Кроме того, не до конца преодолено негативное наследие Холодной войны – расширение НАТО на восток по-прежнему воспринимается в России и ряде других государств как угроза собственной безопасности. Весьма резкую реакцию вызвали в Москве и планы США по развертыванию элементов противоракетной обороны в Европе. В свою очередь, в Европе весьма настороженно отнеслись к росту военных расходов России, озабоченность вызвало и заявление о выходе из ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе).

Война.

Война́ - конфликт между политическими образованиями - государствами, племенами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

Как правило, война имеет целью навязывание оппоненту своей воли. Один субъект политики пытается изменить поведение другого, заставить его отказаться от своей свободы, идеологии, от прав на собственность, отдать ресурсы: территорию, акваторию и др.

По формулировке Клаузевица, «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами». Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. В этом смысле война - это организованное вооружённое насилие, целью которого является достижение политических целей. Тотальная война - это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне является армия.

Военные авторы обычно определяют войну как вооружённый конфликт, в котором соперничающие группы обладают достаточно равными силами, чтобы сделать исход сражения неопределённым. Вооружённые конфликты сильных в военном отношении стран с находящимися на примитивном уровне развития племенами называются умиротворениями, военными экспедициями или освоением новых территорий; с небольшими государствами - интервенциями или репрессалиями; с внутренними группами - восстаниями, мятежами либо внутренними конфликтами (гражданская война). Подобные инциденты, если сопротивление оказалось достаточно сильным или продолжительным по времени, могут достичь достаточного размаха, чтобы быть классифицированными как «война»

Марксизм-ленинизм рассматривает В. как общественно-политическое явление, присущее только классовым общественно-экономическим формациям. При первобытнообщинном строе не было частной собственности, деления общества на классы, не было и В. в современном смысле слова. Многочисленные вооружённые столкновения между родами и племенами, несмотря на некоторое их внешнее сходство с В. классового общества, отличаются по социальному содержанию. Причины таких столкновений коренились в способе производства, основанном на использовании примитивных орудий и не обеспечивавшем удовлетворения минимальных потребностей людей. Это толкало одни племена на то, чтобы добывать средства к существованию путём вооружённого нападения на другие племена с целью захвата пищи, пастбищ, мест охоты и рыбной ловли. Важную роль в отношениях между общинами играли разобщённость и изолированность первобытных родов и племён, кровная месть, основанная на кровном родстве, и т. д.

Урок 26

МЕЖДУНАРОДНАЯ (МИРОТВОРЧЕСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предмет: ОБЖ.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 6. основы обороны государства.

Глава 5. Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства.

Урок №26. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: познакомиться с основными аспектами международной (миротворческой) деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации.

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.

    Какие основные задачи выполняют Вооружённые Силы Российской Федерации в мирное время?

    Какие основные задачи решают Вооружённые Силы Российской Федерации в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время?

    В чём заключается новая система комплектования частей солдатами и сержантами?

    Почему, на ваш взгляд, борьба с терроризмом входит в перечень основных задач Вооружённых Сил Российской Федерации?

    Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

В основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов входит участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями.

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооружённые Силы Российской Федерации должны обеспечивать надёжную защиту страны. Одновременно Вооружённые Силы должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и во взаимодействии с международными организациями.

В Военной доктрине Российской Федерации (2010) указывается, что в задачи военно-политического сотрудничества Российской Федерации входит развитие отношений с международными организациями по предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в различных регионах, в том числе с участием российских воинских контингентов в миротворческих операциях.

Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время Вооружённые Силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооружённых Сил по поддержанию мира.

В последние годы военнослужащие из миротворческих подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в четырёх регионах: в Сьерра-Леоне, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Абхазии и Южной Осетии. Например, на территории Абхазии российские миротворцы проводили разминирование территории, восстанавливали объекты жизнеобеспечения населения, проверяли техническое состояние железной дороги, а также ремонтировали автомобильные дороги. Российские медики-миротворцы оказывали неоднократную существенную помощь представителям местного населения.

В настоящее время воинское формирование Вооружённых Сил Российской Федерации принимает участие в миротворческой миссии ООН в Судане.

В целях подготовки военнослужащих российской армии к участию в операциях по поддержанию международного мира и безопасности сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада. Её бойцы могут входить в состав миротворческих контингентов по решению Президента Российской Федерации и в интересах Содружества Независимых Государств, ООН, ОБСЕ, Совета Россия-НАТО и при необходимости Шанхайской организации сотрудничества.

Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производится за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.

В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединённых Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.

Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определён порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

Международная деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимания.

В соответствии с соглашением между правительствами Российской Федерации и Королевства Норвегия «О сотрудничестве при поиске пропавших без вести и спасании терпящих бедствие людей на Баренцевом море» в сентябре 2008 г. прошло совместное российско-норвежское учение «Баренц-2008». Со стороны России в учении принимали участие спасательно-буксирное судно Северного флота и самолёт ВВС Северного флота.

    Выводы.

    Благодаря своему участию в миротворческих операциях Российская Федерация способствует предотвращению кризисных ситуаций на стадии их зарождения.

    В Российской Федерации сформирован специальный воинский контингент миротворцев.

    Международная деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации включает мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимания.

    Вопросы.

    Каковы значение и роль международной деятельности Вооружённых Сил России?

    Какая существует правовая база для проведения миротворческой деятельности Вооружённых Сил России?

    Задания.

    Подготовьте сообщение на тему «Статус военнослужащего контингента миротворческих сил России».

    Используя раздел «Дополнительные материалы», средства массовой информации и материалы Интернета, подготовьте сообщения на одну из тем: «Действия российского миротворческого контингента в Косово (на территории бывшей Югославии)», «Действия российского миротворческого контингента на территории Южной Осетии в августе 2008 г.».

    Дополнительные материалы к §26.

Использование российских миротворцев

Воинский контингент в зону конфликта в Южной Осетии был введён 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Российской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек.

В августе 2008 г. российские миротворцы участвовали в отражении незаконного вторжения на территорию Южной Осетии вооружённых сил Грузии.

Вторжению на территорию Южной Осетии началось утром 9 августа. По местам дислокации наших миротворцев были нанесены прицельные бомбовые авиаудары. На улицы административного центра Южной Осетии – города Цхинвал – ворвались грузинские танки и мотопехота. Силами российских миротворцев и югоосетинских частей было отражено несколько атак агрессора.

В этот же день было принято решение об оказании помощи миротворцам и гражданам России, проживающим в Южной Осетии, которые подвергались фактическому уничтожению. Силы и средства российских миротворцев были усилены. Миротворческая группировка российских войск провела операцию по пресечению агрессии Грузии против Южной Осетии. Поставленная задача – обеспечить мир в этом регионе – была успешно выполнена.

В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооружённых Сил РФ в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более 6 тыс. человек.

С 11 июня 1999 г. Российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьёзное вооружённое противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Российские миротворцы находились в Косово до 1 августа 2003 г. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного международного конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия).

В африканской республике Сьерра-Леоне в 2000-2005 гг. находился российский миротворческий контингент для авиационного обеспечении миссии ООН. В задачи контингента входили воздушное сопровождение и прикрытие колонн войск ООН и гуманитарных конвоев. Численность контингента составляла 115 человек.

Российская Федерация несёт особую ответственность за сохранение безопасности на пространстве СНГ. Так, в Приднестровье в целях мирного урегулирования вооружённого конфликта и на основании соответствующего соглашения всё ещё находятся совместные миротворческие силы России и Молдовы.

    Окончание урока.

    Домашнее задание. Подготовить к пересказу §26 «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации» (сс. 128-131); выполнить задания 1 и 2 (рубрика «Задания», с. 130).

    Выставление и комментирование оценок.

  • 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
  • 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
  • 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
  • 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
  • Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
  • 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
  • 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
  • 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
  • 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
  • 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
  • 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
  • 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
  • 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
  • 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
  • 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
  • 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
  • 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
  • 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
  • 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
  • 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
  • 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
  • 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
  • 4.2. Информационная компетентность
  • 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
  • 4.4. Виды программных педагогических средств
  • 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
  • II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
  • 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
  • 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
  • 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
  • 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
  • 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
  • 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
  • 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
  • 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
  • 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
  • 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
  • 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
  • 2. Основы медицинских знаний
  • 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
  • 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
  • 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
  • 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
  • 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
  • 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
  • 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
  • 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
  • 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
  • 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
  • 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
  • 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
  • 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
  • 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
  • III. Основы обороны государства
  • 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
  • 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
  • Структура вооруженных сил Российской Федерации
  • 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
  • 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
  • Основные воинские ритуалы
  • 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
  • 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
  • 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
  • Обязанности военнослужащих
  • Права военнослужащих
  • 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
  • Формы и причины неуставных взаимоотношений
  • Методика профилактики неуставных взаимоотношений
  • Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
  • Формы негативного воздействия:
  • Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
  • Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
  • 2. Основы национальной безопасности
  • 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
  • 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
  • 2.3. Законы о безопасности.
  • 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
  • 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
  • 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
  • 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
  • 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
  • 2.9. Закон времени
  • 2.10. Теория насилия.
  • 3. Обеспечение безопасности оу
  • 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
  • 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
  • 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
  • Социально-политические:
  • Социально-криминальные:
  • Техногенные и социально-техногенные:
  • Природные и социально-природные:
  • Угрозы экологического характера:
  • Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
  • 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
  • 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
  • 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
  • 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
  • 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф

    По официальным данным ООН к середине 90-х годов, в ходе крупных послевоенных конфликтов, число погибших превысило 20 миллионов человек, более 6 миллионов искалеченных, 17 миллионов беженцев, 20 миллионов перемещенных лиц и эти цифры продолжают расти.

    Из вышесказанного видно, что на современном этапе мировое сообщество столкнулось с серьезной опасностью быть втянутым в стихи то многочисленных, непредсказуемых по своим последствиям, трудно контролируемых вооруженных конфликтов на различной основе, что является дестабилизирующим фактором прогресса общества и требует дополнительных усилий государств в области внутренней и внешней политики, т. к. любой конфликт, по своей сути, несет угрозу любым государствам и народам. В этой связи международная миротворческая деятельность выдвинулась в последние годы в ряд приоритетных направлений внешней и внутренней политики многих государств.

    Практическое участие России (СССР) в операциях ООН по поддержанию мира началось с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюдателей ООН.

    Начиная с 1991 года участие России в этих операциях, активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа российских военных наблюдателей (РВИ) ООН в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре - в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а в январе 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. направлена группа РВН ООН в Грузию, в феврале 1995 г. - в Анголу, в марте 1997 г. в Гватемалу, в мае 1998 г. - в Сьерра-Леоне, в июле 1999 г. - в Восточный Тимор, в ноябре 1999 г. - в Демократическую Республику Конго.

    В настоящее время операциях по поддержанию мира, провидимых под эгидой ООН, участвуют десять групп российских военных наблюдателей и офицеров штабов ООН общей численностью до 70 человек, на Ближнем Востоке (Ливан), на ирако-кувейтской границе, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии, в Сьерра-Леоне, в Восточном Тиморе, в Демократической Республике Конго.

    Основными задачами военных наблюдателей являются наблюдение за выполнением соглашений о перемирии, прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без права применения силы, возможных нарушений принятых соглашений и договоренностей конфликтующих сторон.

    В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности России, на основании резолюции N743 Совета Безопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур (решение Верховного Совета Российской Федерации) в бывшую Югославию был направлен российский пехотный батальон численность» 900 человек, который в январе 1994 г. усилен личным составом, бронетранспортерами БТР-80.

    В соответствии с политическим решением российского руководства часть сил российского контингента сил ООН в феврале 1994 г, была передислоцирована в район г, Сараево и преобразована после соответствующего усиления во второй батальон (численностью до 500 человек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль за соблюдением соглашения по прекращению огня.

    В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России.

    В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15 января 1998 г. миссии ООН в Восточной Словении, российский пехотный батальон (до 950 чел), выполнявший задачи по разъединению сторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России.

    В июне 1995 г. российское миротворческое подразделение появляется на африканском континенте.

    В августе 2000 года на африканский континент вновь направлено российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Это российская авиационная группа в составе 4 вертолетов Ми-24 и до 115 человек личного состава.

    Основные материальные затраты Россия несет при участии специального воинского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территории государств - участников СНГ.

    Приднестровский регион Республики Молдова. Воинский контингент введен в зону конфликта с 23.7 а с 31.8.1992 г. на основании Молдавско-российского соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7.1992 г.

    Основная задача - наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.

    Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992 г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24,6. 1992 г. по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

    Основная задача - обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля.

    Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994 г.

    Основные задачи - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие.

    Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года в состав Коллективных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25.5.1993 г.. Соглашения Совета Глав государств Содружества Независимых Государств о Коллективных Миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению.

    Основные задачи - содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, охрана жизненно важных объектов и другие.