Представляют собой социальные движения . По определению Д. Делла Порта и М. Диани, социальные движения представляют собой «неформальные сети, базирующиеся на разделяемых всеми их участниками ценностях и солидарности, мобилизующие своих участников по поводу конфликтных проблем посредством регулярного использования различных форм протеста».

Социальные движения — это неинституциональный тип коллективного действия, и соответственно их не следует смешивать с социальными институтами. Социальные институты — это устойчивые и стабильные образования, а социальные движения имеют неопределенный временной цикл, они нестабильны, при некоторых условиях легко распадаются. Социальные институты призваны поддерживать систему социальных отношений, общественный порядок, а социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, большинство членов общества относится к ним равнодушно, а некоторые даже с неприязнью.

Социальные движения представляют собой особую разновидность социальных процессов. Все социальные движения начинаются с чувства недовольства существующим социальным устройством. Объективные события и ситуации создают условия для понимания несправедливости существующего положения вещей. Люди видят, что власти не принимают мер, чтобы изменить ситуацию. При этом существуют определенные эталоны, нормы, знание того, как должно быть. Тогда люди объединяются в общественное движение.

В современном обществе можно выделить различные социальные движения : молодежные, феминистские, политические, революционные, религиозные и др. Общественное движение может быть структурно не оформлено, в нем может не быть фиксированного членства. Это может быть стихийное кратковременное движение или общественно-политическое движение с высокой степенью организованности и значительной продолжительностью деятельности (из них рождаются политические партии).

Рассмотрим такие социальные движения, как экспрессивные, утопические, революционные, реформаторские.

Экспрессивные движения

Участники таких движений с помощью особых ритуалов, танцев, игр создают мистическую реальность, чтобы практически полностью отделиться от несовершенной жизни общества. К ним можно отнести мистерии Древней Греции, Древнего Рима, Персии и Индии. Сейчас экспрессивные движения наиболее ярко проявляются в среде молодежи: в объединениях рокеров, панков, готов, эмо, байкеров и т.д. с их попытками создать свою субкультуру. Как правило, взрослея, молодые люди — участники этих движений — получают профессию, работу, обзаводятся семьей, детьми и в конце концов становятся рядовыми обывателями.

К экспрессивным движениям относят и разного рода монархические объединения в России, движения ветеранов войны. Общей основой в подобных объединениях служат традиции прошлого, реальные или воображаемые подвиги предков, стремление идеализировать старые обычаи и стиль поведения. Обычно эти безобидные объединения заняты воспоминаниями и созданием мемуаров, однако именно они при определенных условиях могут побудить пассивное до этого население к действиям, могут стать промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями. В процессе этнических конфликтов они могут играть чрезвычайно негативную роль.

Утопические движения

Уже в античности Платон пытался описать будущее совершенное общество в своем диалоге «Государство». Впрочем, попытки философа создать такое общество не увенчались успехом. Движения первых христиан, которые были созданы на основе идей всеобщего равенства, оказались более жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью и материальному благополучию, а желали создать идеальные отношения.

Светские «совершенные» общества стали появляться на земле с тех пор, как в 1516 г. английский гуманист Томас Мор написал свою знаменитую книгу «Утопия» (слово «утопия» (греч.) можно понимать и как «место, которого нет» и как «благословенная страна»). Утопические движения возникали как попытки создать на земле идеальную социальную систему с добрыми гуманными людьми и справедливыми общественными отношениями. Мюнстерская коммуна (1534), коммуны Роберта Оуэна (1817), фаланги Шарля Фурье (1818) и многие другие утопические организации быстро распадались по многим причинам, и прежде всего из-за недооценки естественных качеств человека — желания достичь жизненного благополучия, стремления реализовать свои способности, работать и получать за это адекватное вознаграждение.

Однако нельзя недооценивать и желание людей изменить условия, в которых они живут. Это особенно относится к группам, члены которых считают существующие отношения несправедливыми и в связи с этим стремятся решительно изменить свое социальное положение.

Революционное движение

Революция — это неожиданное, стремительное, часто насильственное, кардинальное изменение социальной системы, структуры и функций основных социальных институтов. Революцию следует отличать от верхушечного переворота. «Дворцовые» перевороты совершают люди, стоящие у руля правления, они оставляют неизменными

социальные институты и систему власти в обществе, заменяя, как правило, только первых лиц государства.

Обычно революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Выделяются следующие типичные стадии развития революционных движений:

  • накопление социальной неудовлетворенности в течение ряда лет;
  • появление мотивов к активным действиям, восстанию;
  • революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;
  • выход на активные позиции радикалов, которые захватывают
  • власть и уничтожают оппозицию; о период режима террора;
  • возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

Именно по такому сценарию протекали все наиболее значимые революции.

Реформаторское движение

Реформы проводятся с целью исправить дефекты существующего социального порядка в отличие от революции, цель которой — разрушить всю социальную систему и создать принципиально новый социальный порядок, радикально отличающийся от прежнего. Исторический опыт свидетельствует, что своевременно проведенные необходимые реформы часто предотвращают революцию, если основой для социальных реформ выступают интересы населения. Там, где тоталитарное или авторитарное правление блокирует движение реформ, единственным способом устранения недостатков социальной системы становится революционное движение. В традиционно демократических странах, например Швеции, Бельгии, Дании, радикальные движения имеют мало сторонников, в то же время в тоталитарных режимах репрессивная политика постоянно провоцирует революционные движения и беспорядки.

Стадии социального движения

В любом социальном движении при всех особенностях, обусловленных спецификой страны, региона, народа, выделяют четыре одинаковые стадии: начального беспокойства, возбуждения, формализации, последующей институционализации.

Стадия беспокойства связана с возникновением у населения неуверенности в завтрашнем дне, чувства социальной несправедливости, с ломкой системы ценностей и привычных норм поведения. Так, в России после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов миллионы людей оказались в непривычной обстановке: без работы, без средств к существованию, без возможности в рамках традиционной идеологии оценить ситуацию, когда подверглись эрозии устоявшиеся нормы морали, права, стали изменяться ценности. Это привело к возникновению сильного социального беспокойства у значительной части населения и создаю предпосылки для формирования различных социальных движений.

Стадия возбуждения наступает, если на стадии беспокойства люди начинают связывать ухудшение своего состояния с реальными социальными процессами в такой степени, что у них возникает потребность в активных действиях. Сторонники движения собираются вместе для обсуждения существующего положения. На стихийно возникающих митингах произносятся речи, выдвигаются ораторы, которым лучше других удается сформулировать волнующие всех проблемы, агитаторы и, наконец, лидеры с идеологическим организационным талантом, которые обозначают стратегию и цели борьбы и превращают массы недовольных в эффективное социальное движение. Стадия возбуждения весьма динамична и быстро заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей всякого интереса к этому движению.

Социальное движение, которое пытается добиться коренных изменений в обществе, обычно в той или иной мере организовано. Если энтузиазм возбужденных масс не упорядочен и не направлен на достижение определенных целей, начинаются стихийные уличные беспорядки. Поведение возбужденной толпы непредсказуемо, его итогом становится разрушение: люди поджигают автомобили, переворачивают автобусы, бросают камни в полицейских, выкрикивают угрозы. Так иногда ведут себя футбольные фанаты, провоцируя своих оппонентов. При этом возбуждение обычно быстро проходит и о каком-либо организованном и длительном по времени движении не может быть и речи.

На стадии формализации происходит оформление движения (структуризация, регистрация и т.д.), появляются идеологи для его теоретического обоснования, формулирования четких и ясных целей и задач. Через агитаторов населению разъясняют причины создавшегося положения, перспективы самого движения. На этой стадии возбужденные массы превращаются в дисциплинированных представителей движения, которые имеют более или менее реальную цель.

На стадии институционаяизации социальному движению придается завершенность и определенность. Движение вырабатывает определенные культурные образцы с разработанной идеологией, структурой управления, собственной символикой.

Социальные движения, достигшие своей цели, например получившие доступ к государственной власти, превращаются в социальные институты или организации. Многие движения распадаются под влиянием внешних условий, внутренних слабостей.

Причины возникновения социальных движений

Почему в одном обществе возникают социальные движения, бурлит революционная деятельность, появляются беспорядки, а другое общество живет без значительных потрясений и конфликтов, хотя там также есть богатые и бедные, правящие и управляемые? По-видимому, однозначного ответа на данный вопрос не существует, поскольку действует множество факторов, в том числе цивилизационных.

В экономически развитых, демократически устроенных обществах большинство населения испытывает чувство относительной безопасности, стабильности, равнодушно к изменениям в общественной жизни, не хочет присоединяться к радикальным социальным движениям, поддерживать их, а тем более участвовать в них.

Для изменяющихся нестабильных обществ более характерны элементы социальной дезорганизации, состояние аномии.

Если в традиционных обществах человеческие потребности удерживаются на достаточно низком уровне, то с развитием цивилизации свобода личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможностьличного выбора занятий и способов действия резко расширяются, но одновременно возникает состояние неопределенности, сопровождающееся отсутствием твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит людей в двойственное социальное положение, ослабляет связь с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту случаев отклоняющегося поведения. Особой остроты аномия достигает в условиях свободного рынка, экономических кризисов и неожиданных перемен социально-политических постоянных факторов.

Американский социолог Р. Мертон у членов такого рода нестабильных обществ подметил некоторые основные социально-психологические черты. В частности, они полагают, что те, кто управляет государством, равнодушны к желаниям и стремлениям его рядовых членов. Рядовому гражданину кажется, что он не может достичь своих основных целей в обществе, которое видится ему непредсказуемым и беспорядочным. У него растет убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку институтов данного общества. Комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как современную разновидность аномии.

В этих случаях людям присущи установки на социальные изменения. Данные установки становятся основой формирования движений, которые вызывают контрдвижения, тождественные по направленности, но противоположные по ценностям. Движения и контрдвижения всегда сосуществуют там, где представлены группы с разными интересами и целями.

Наиболее эффективной формой предупреждения столкновения социальных движений с противоположными целями является устранение его причин на разных уровнях.

На общесоциальном уровне речь идет о выявлении и устранении экономических, социальных и политических факторов, которые дезорганизуют общественную и государственную жизнь. Перекосы в экономике, разрыв в уровне и качестве жизни больших групп и слоев населения, политическая нестабильность, неорганизованность и неэффективность системы управления служат постоянным источником крупных и мелких, внутренних и внешних конфликтов. Чтобы предупредить появление радикальных движений, необходимо последовательно проводить социальную, экономическую, культурную политику в интересах всего общества, укреплять правопорядок и законность, содействовать повышению духовной культуры людей. Указанные меры — это общая «профилактика» любых социально негативных явлений в обществе, в том числе конфликтных ситуаций. Восстановление и укрепление законности, изживание «субкультуры насилия», характерной для многих слоев населения, все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, предупреждает возникновение радикальных и экстремистских движений, а если они уже образовались, способствует смягчению их позиций до приемлемого для общества уровня.

Таким образом, социальные движения можно определить как совокупность протестных действий, направленных на поддержку социальных изменений, «коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов» (Э. Гидденс). Важную роль в развитии общества сыграли экспрессивные, утопические, революционные и реформаторские социальные движения. Практика показывает, что, достигая своей цели, социальные движения прекращают существование в качестве собственно движений и преобразуются в институты и организации.

Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительственную часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20-30-е гг. XIX столетия ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета. Кружок братьев П.М. и В.Критских в МГУ (1827) разделял программу декабристов; кружок Н.П.Сунгурова (1830-1831) выступал за революционный переворот; кружки В.Г.Белинского (1829), А.И.Герцена, Н.П.Огарева (1831-1834), Н. В. Станкевича (1833-1837) изучали теорию утопического социализма, западно-европейскую философию.

На рубеже 30-40-х гг. XIX в. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В Московском журнале “Телескоп” в 1836 г. было опубликовано “Философское письмо” П.Я.Чаадаева (в молодости входил в декабристский “Союз благоденствия”, был другом А.С.Пушкина). Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. “Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет”, - писал он. За эту публикацию журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим.

    1. Либеральное направление

Поражение декабристов показало, что прежде чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она из себя представляет- каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Обращение общества к подобным вопросам - историософским и философским - способствовало и само правительство, жестко и оперативно пресекавшее любые попытки представителей общества заняться политической деятельностью. Центрами идейной жизни в 1830-40-х гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры.

К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, юрист и философ К.Д.Кавелин, литераторы В.П.Боткин, П.В.Анненков, В.Ф.Корш и др.) исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а следовательно, и о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, считали западники, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они склонялись к конституционной монархии и рассматривали в качестве образца для России парламентскую Англию и Францию. Западники отрицательно относились к крепостному праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни.

Иных взглядов на исторический путь России придерживались славяно-филы (А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, братья К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин). Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это однако не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии: они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм, с которым было связано самодержавие Николая I. Но изжить эти пороки славянофилы намеревались отнюдь не путем европеизации. Власть царя должна оставаться неограниченной, считали славянофилы, однако народ должен при этом получить право свободно выражать свое мнение - в печати и на земских соборах, получить свободу совести. Подобное сочетание, по мнению славянофилов, соответствовало исконно русским началам: русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни, предоставляя эту сферу государству, а государство не вмешивалось в духовную жизнь народа и прислушивалось к его мнению. В основе русской жизни, по мнению славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Глубоко близка русскому национальному характеру была, по мнению славянофилов, православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I . “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра I, который “прорубив окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

А.И.Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце. Действительно, западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное неприятие революции.

3. Общественные течения в России после декабрьского восстания.

Восстание декабристов, его жестокое подавление и расправа над участниками дали толчок дифференциации общественно-политических интересов. Складывалось мощное, особенно в рядах высшей чиновничьей бюрократии, консервативно-охранительное направление. Его платформа - не допустить дальнейших изменений в сторону западной системы, сохранить «почву», общину в неприкосновенности, утверждать православие, крепостное право, поскольку оно благотворно для крестьян: помещик - отец родной. Так Л.В. Дубельт, управляющий 3 отделением его императорского величества канцелярии, считал: «Наш народ оттого умён, что тих, а тих оттого, что несвободен». И далее: «Не троньте этот народ, оставьте его в патриархальной простоте и во всем природном его величии... Не заражайтесь бессмыслием Запада - это гадкая помойная яма от которой, кроме смрада, ничего не услышите. Не верьте мудрствованиям; они ни вас и никого другого к доброму не приведут».

Эта платформа нашла отражение в теории «официальной народности», которая служила обоснованием идеи самобытности России и зиждилась на трёх началах: православие, самодержавие, народность. Автором её был С.С. Уваров, министр просвещения. Российская интеллигенция, воспитанная на европейских ценностях была возмущена. С. Соловьев, обвиняя Уварова в лицемерии, писал, что он «придумал эти слова: православие - будучи безбожником, не веря в Христа даже и по-протестантски; самодержавие - будучи либералом; народность - не прочтя в свою жизнь ни одной русской книги, писавший постоянно по-французски и по-немецки».

Платформой либерального направления, ориентированного на западные образцы были - правовое государство и гражданское право для всех, конституция, утверждающая разделение властей и контроль общества за властью, государственное устройство - конституционная монархия, мирные средства достижения заявленных целей (реформы). В среде бюрократии складывается слой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей, объединенных идеями реформирования страны. Это так называемая либеральная бюрократия, которая формировалась в сотрудничестве с общественными деятелями, литераторами, учеными. Очагами её формирования были министерства. Ещё одно течение, противостоящее официальной доктрине - либеральная «молодежная Россия», получило своё духовное становление в стенах Московского университета. Здесь сложилась блестящая плеяда либеральных преподавателей: Кавелин, Соловьёв, Грановский и многие другие. Со всей России сюда стекалась талантливая молодежь; учеба в университете накладывала отпечаток на всю их дальнейшую жизнь. Университет был центром, вокруг которого группировались «западники» - сторонники европейских образцов для России: Герцен, Корш, Сатин, Грановский. Люди яркие и талантливые, они украсили своей деятельностью эпоху Николая I.

Вместе с тем уже тогда проявились особенности российского либерализма. Многие считали, что государство - это единственная реальная сила, творящая историю. А народная масса может проявлять себя лишь в бесплодном анархическом бунте. Тогда же стало очевидным, что либерализм в России не может иметь широкой социальной поддержки. Его база - собственники, но в стране их было мало. Оставалось уповать на интеллигенцию и государственную бюрократию. Поэтому единственной силой, по мнению либералов могла быть только власть. Либералы всеми силами старались найти к ней подход и подсказать направления реформ.

В николаевскую эпоху проявилась радикалистская революционная струя. Она была представлена такими именами как М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв и др. В этом течении соседствовали либеральные и славянофильские идеи, признание исторической необходимости насилия и силы власти, прославление революции. Однако оно было достаточно разнородным. «У нас до того все элементы перепутаны, что никак нельзя указать, с какой стороны враждебный стан», - писал А. Герцен.

Но лишь в эпоху Александра II были сделаны наиболее решительные шаги в направлении к европейскому типу развития: в стране наступила гласность, объявлена амнистия политзаключённым, разрешена свободная выдача загранпаспортов и т.п. Но главное - проведена реформа всего «почвенного» уклада. Именно она определяла судьбу России: либо она уйдет от корпоративности, коллективизма и приблизится к европейским державам, либо сохранит прежние позиции. Секретным комитетом по крестьянскому делу был разработан вариант реформы помещичьей деревни:1)сохранение крупных помещичьих хозяйств; 2)отмена крепостного права с передачей крестьянам надельной (полевой) земли в собственность за выкуп. Это означало перевод крестьян на фермерский путь развития, создание многомиллионного слоя мелких собственников.

4. Два взгляда на развитие России.

Интересно, что некоторые историки тесно связывают как революционные события во Франции, так и события в России с историей масонского движения. Многие считали, что своими человечными стремлениями, своим непоколебимым чувством достоинства человека и своими принципами свободы, равенства и братства масонство сильно содействовало к подготавливанию обществ к новым идеям. Принято считать, что ложами масонского ордена была окутана вся Франция перед революцией, повсеместно масоны держали собрания, в которых излагались и восторженно принимались прогрессивные идеи. Провозглашаемыми целями были: освобождение народов от тирании князей и духовенства, освобождение крестьян и рабочих от крепостного состояния, от барщины, от ремесленных гильдий. Считают, что почти все выдающиеся революционеры того времени принадлежали к франк-масонству. И именно интимное и братское общение, установленное ещё до революции в масонских ложах, повлияло на то, что в начале революции борьба между партиями не приняла слишком ожесточенный характер. Деятельность этого тайного ордена свободных каменщиков окутана тайной. Но многие исследователи причисляют к ним руководителей декабристских обществ и носителей идей социализма в России Чаадаева, Герцена.

А вот что писал об этой организации Кропоткин: « Масоны - это прежде всего всесветная политическая сила и вековая организация... Они не раз помогали уничтожать королей и свергать монархии, и наше революционное движение очень много потеряет от того, если оно так или иначе не будет связано с масонством, которое имеет свои нити в России и особенно в Петербурге, в самых разнообразных сферах». И действительно, многих людей выдающегося ума и высокой нравственности принято причислять к масонам. И может быть, идеи братства всех людей и народов, общности и единства религий, служения общему благу, борьбы с предрассудками, невежеством и косностью действительно принесли на Российскую землю тайные братья масонских лож. И, видимо, те же интернациональные идеи легли в основу Октябрьской революции. Но довольно большая часть образованных людей России считали влияние масонства тлетворным и опасным для страны, разрушающим православную веру, традиционный уклад жизни, национальное самосознание русского человека.

В 30-40гг. XIX в. огромный подъем национально-патриотических чувств был вызван глубоким пессимизмом в обществе и чувством отсталости своей страны по сравнению с Европой. Это время характеризуется переоценкой опыта декабристов, отрицанием возможности прямого перенесения западных форм жизни, поисков исторических закономерностей развития, не сводящихся к просветительскому совершенствованию извне. «Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя; понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине» - вот основная общественная идея того времени. Результаты исканий выразились у одной части общества - их обычно относят к славянофилам - в возвеличивании России, признании её самобытности и особой миссии перед миром. А у другой - западников - в национальном самоуничижении и признании отсталости. Отношение к Европе было двойственным: с одной стороны, признание её превосходства, с другой - стремление найти «пятна на солнце». Именно «западников» часто считают русскими масонами.

Каждое из этих течений стремилось построить целостную концепцию развития общества. Первая попытка принадлежит Чаадаеву. Он воспринимает Россию как мертвое и застойное общество, которое не имеет своего культурно-творческого прошлого, существует лишь бездумными заимствованиями, прозябает в глубоком рабстве. И формулирует тезис: отсталость России - есть её огромное преимущество. Он говорит о том, что это преимущество в свежести, наивности неиспорченности нации, необременённости вековым развитием, готовности воспринимать любое новое, начать сразу с высокой фазы развития, достигнутой другими нациями. Христианская Европа и восточные цивилизации уже завершают свой исторический путь развития. Россия же готова к стремительному культурному старту.

Но видно, что во взглядах Чаадаева странным образом смешивается пренебрежение и умаление всего русского с верой в исторический прогресс России.

Славянофилы подвергают сомнению идею отсталости и делают акцент на преимуществах русского прошлого и достоинствах русской цивилизации. Особенностью западной цивилизации, считают они, является «торжество рационализма над внутренним духовным разумом». Это привело Запад к утрате веры, всеобщему эгоизму, индивидуализму, собственничеству. В России же всегда имел место примат веры над разумом, разума над рассудком, общинности над индивидом. «В прежней жизни здесь существовали и грамотность простых людей, и суд присяжных, и деятельное монастырское духовенство. Наша древность пример и начало всего доброго в жизни частной, в судопроизводстве, в отношении людей между собою. Нам довольно воскресить и уяснить старое, привести его в сознание и жизнь». Я думаю, что эти идеи объединяют различные националистические и монархические течения.

Течение социалистов возникло в России как продолжение дела декабристов и развитие идей французских социалистов. Но это было не просто заимствование идей из Европы, а попытка найти свой, российский вариант. Социализм и стал по существу альтернативным проектом национального развития в России и для многих был привлекательным. Тем, что это движение зародилось в развитой Европе, тем, что сокращалось расстояние между Россией и развитыми странами. Тем, что эти идеи опирались на национальные традиции - изначальный коллективизм и общинность русского человека.

Постепенно социализм превратился в очень влиятельное течение русской политической оппозиции. И оказал влияние на все другие течения России.


Заключение

В истории любого народа когда-нибудь неизбежно наступает такое время, что становится неизбежным существенное изменение во всём строе его жизни. И тогда представляются возможным два выхода: реформа или революция. Всегда в таких случаях есть минута, когда реформа ещё возможна. Но если этой минутой не воспользоваться, если правители страны, вместо того, чтобы пойти навстречу новым требованиям, сопротивляются стремлениям и росткам новой жизни и вследствие этого начнёт литься кровь на улицах - тогда возникает революция.

Если изобразить медленный прогресс линией на бумаге, это будет линия медленно поднимающаяся вверх. Начинается революция - линия делает резкий скачок кверху, но наступает реакция, и линия быстро падает. Но опять мало-помалу поднимается и подъем совершается уже на более высоким уровне и почти всегда он идет быстрее. Насколько крутым он будет для нашей страны, я не знаю. Но знаю, что мы выбрали путь реформ. Это значит путь без крови народа. Хотя понятно, что учесть интересы всех непросто.

Работа над материалами по Великой французской революции заставили меня задуматься над многими вопросами. Во-первых, я увидела, что реальные участники событий, представители разных течений, так яростно спорящие между собой и обличающие друг друга, люди искренне болеющие за свой народ, свою родину и желающие улучшить жизнь для своих соотечественников. И у каждого своя истина, свои примеры, свои достаточно обоснованные взгляды. Каждый по своему прав. Я поняла, как непросто сделать выбор и решить на каком пути страна сможет достичь наибольшего благоденствия. Во-вторых, стала ближе и понятнее история моей страны. Начиная с петровских времен перед россиянами стоит извечный вопрос: как сделать скачок в развитии? Перенять ли западные варианты жизни и государственного устройства или делать рывок вперед за счет российской самобытности. Честно говоря, мне не так уж и понятно, в чем наша самобытность, наши корни, и что такое особенное есть в нас самих, что поможет нашему быстрому развитию. Чем вообще мы должны гордиться? Известными писателями, нашей историей, нашими современниками? Думаю, что на эти вопросы нам ещё предстоит отвечать.

Во время работы над я часто размышляла, почему французскую революцию, все, независимо от того как её оценивают, называли Великой?

А сейчас, мне кажется, я знаю ответ. Революция, конечно, наступила не случайно. Народ устал так жить. Кому-то просто было невмоготу. Все хотели перемен. Но ещё им (французам) тогда очень повезло. Рядом были величайшие учёные, философы, которые дали народу великие идеи переустройства жизни. Экономисты, общественные деятели, буржуазия - все, думали об обществе, о благе нации, о благоденствии своего народа. Потом это привело к капитализму, индивидуализму, обогащению отдельных людей, обнищанию другой части. Общества всеобщего благоденствия, всё равно не получилось. Но это была такая светлая мечта человечества, такой глобальный проект! Уже ввязавшись в революцию люди увидели кровь, мародерство, обман, всю человеческую подлость. Мир получил Великое разочарование в идее человека! Велик был и единый порыв целого народа, который дал миру, другим народам огромную надежду, в то, что можно захотеть великих перемен и делать их. И мне кажется, еще были поняты многие нравственные законы. В том, что разрушая что-то, человек разрушает и самого себя. В том, что невозможно добиться счастья своего народа, уничтожая часть его. И выбор остался все тот же - бороться или все терпеть и прощать?


Использованная литература:

1. Л.И.Семенникова «Россия в мировом сообществе цивилизаций»

2. Всемирная история в 24т., т16 «Европа под влиянием Франции»

3. Т. Карлель «Французская революция. История»

4. П.А. Кропоткин «Великая французская революция. 1789 - 1793»

5. В.Г. Хорос «Русская история в сравнительном освещении»

6. Н.А. Бердяев «Смысл истории»

7. Э.В. Соколов «Культурология»

8. И.С. Глазунов «Россия распятая»


Но о чем я забочусь более всего и что для меня самое

важное, - так это заботиться о том, чтобы узнать, чем мне

необходимо руководствоваться в жизни, а отнюдь не забаве

публиковать то немногое, чему я научился...

Рене Декарт преподобному Отцу Мерсену

Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они правят миром.

Джон М. Кейнс

Во всяком случае, заживо поджарить человека из-за своих домыслов - значит предавать им слишком большую цену.

Монтень «Опыты»

1.Темы добра и зла, справедливости и насилия, свободы и зависимости - извечные темы человечества, история их ставит перед каждым поколением, а жизнь - перед каждым человеком. Сегодня на эти вопросы отвечаем мы. И можем сами выбрать варианты ответов. Но есть периоды в истории, когда цена ошибки - сама жизнь.

Это периоды потрясений и революций....

В истории любого народа когда-нибудь неизбежно наступает такое время, что становится неизбежным существенное изменение во всём строе его жизни. И тогда представляются возможным два выхода: реформа или революция. Всегда в таких случаях есть минута, когда реформа ещё возможна. Но если этой минутой не воспользоваться, если правители страны, вместо того, чтобы пойти навстречу новым требованиям, сопротивляются стремлениям и росткам новой жизни и вследствие этого начнёт литься кровь на улицах - тогда возникает революция.

9.Что же такое, революция? Более двухсот лет прошло со времени Великой французской революции, но в слово "революция" вкладывается до сих пор столько различных значений, сколько людей произносят их.

Вот что писал о ней в своей книге «Великая французская революция 1789-1793» П.А. Кропоткин: «..Революция - это быстрое уничтожение устанавливавшихся веками учреждений и традиций, казавшихся до того настолько незыблемыми, что даже самые пылкие реформаторы не осмеливались на них нападать. Это - распадение, разложение в несколько лет всего того, что составляло сущность общественной, религиозной, политической и экономической жизни нации. Это - зарождение новых понятий о равенстве в отношениях между гражданами, которые скоро становятся действительностью и тогда начинают распространяться направление его экономического, политического и нравственного развития».

Уже ввязавшись в революцию люди увидели кровь, мародерство, обман, всю человеческую подлость. Мир получил такое Великое разочарование в идее человека! Велик был и единый порыв целого народа, который дал миру, другим народам огромную надежду, в то, что можно захотеть великих перемен и делать их. И мне кажется, еще были поняты многие нравственные законы. В том, что разрушая что-то, человек разрушает и самого себя. В том, что невозможно добиться счастья своего народа, уничтожая часть его. И выбор остался все тот же - бороться или все терпеть и прощать?

"Мы в некоторых вопросах потому дальше Европы и свободнее ее, что так отстали от неё. Либералы боятся потерять свободу - у нас нет свободы; они боятся правительственного вмешательства в дела промышленности - правительство у нас и так мешается во все; они боятся утраты личных прав - нам их ещё надобно приобретать.

Преимущество отсталости состоит в готовности русских людей пойти сразу на "социальный переворот", перейти к социализму, потому что им, можно сказать "нечего терять, кроме своих цепей


В кн. Н.А. Бердяев, «Смысл истории»

В кн. Н.А. Бердяев, «Смысл истории»

В кн. Э.В. Соколов, «Культурология»

В кн. Т. Карлейль, «Французская революфия. История»

В кн. Всемирная история в 24т., т.16

В кн. Всемирная история в 24 т., т16

В кн. Всемирная история в 24т., т. 16

В кн. Всемирная история в 24 т., т. 16

В кн. П.А. Кропоткин, «Великая французская революция. 1789 - 1793»

В кн. Л.И. Семенникова, «Россия в мировом сообществе цивилизаций»

В кн. Л.И. Семенникова, «Россия в мировом сообществе цивилизаций»

В кн. Л.И. Семенникова, «Россия в мировом сообществе цивилизаций»

В кн. Л.И. Семенниеова «Россия в мировом сообществе цивилизаций»

В кн П.А. Кропоткин, «Великая французская революция. 1789 - 1793»

В кн. В.Г. Хорос «Русская история в сравнительном освещении»

Изд., 1878; часть её, до 1795, переведена на русский язык, СПб., 1863-1864) в частности, где рассматривал революцию как событие не только французское, но общеевропейское. Но обо всем этом рассмотрим в основной части реферативной работы более детально. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ГЕНРИХА ФОН ЗИБЕЛЯ Генрих фон Зибель (нем. Heinrich von Sybel) родился 2 декабря 1817 в Дюссельдорфе и скончался 1 августа 1895 ...

Порядки. 3. Война с Австрией и Пруссией Революция во Фран­ции способствовала подъему антифеодальной борьбы и в других странах Европы. Все очевиднее становилось сочувствие к французской революции и ее идеям со стороны общественности многих стран. Это вызывало большую ненависть к революционной Франции многих европейских правительств, государствах которых ухудшилась внутренняя обстановка. Это...

Реформы 60-70-х гг. привели к росту освободительно­го движения в обществе, появлению многочисленных круж­ков; групп и организаций, стремящихся к изменению поли­тического режима в стране. Половинчатость, незавершен­ность многих преобразований вызвали разочарование в про­грессивных кругах общества. Помимо внутренних причин, большое значение имели революционные идеи, проникав-

шие в Россию из Европы, которые активно воспринима­лись обществом в условиях широкого распространения ни­гилистических воззрений (нигилизму как идеологической концепции присущи гипертрофированное сомнение и от­рицание общепринятых ценностей, абсолютизация мате­риального и индивидуального начал).

Освободительное движение 60-х - начала 70-х гг. Пе­риод начала 60-х гг. в истории русского освободительного движения получил наименование «прокламационного пери­ода». Прокламации, выпускаемые в виде обращений к раз­личным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861 г. В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно уме­ренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению влас*и, экстремистским акци­ям, организации режима революционной диктатуры (наибо­лее известной из таких прокламаций была «Молодая Рос­сия», составленная в мае 1862 года студентом П. Заичнев-ским). В конце 1861 г. в Санкт-Петербурге сложилась обще­русская революционная группировка «Земля и воля». Про­грамма ее носила умеренный характер: в нее входили требо­вания передачи крестьянам тех наделов, которыми они вла­дели до реформы, замена правительственных чиновников вы­борными, избрание центрального народного представитель­ства. Реализация данных положений должна была произой­ти в результате крестьянской революции, которая, как пред­полагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на ско­рейшее восстание крестьян не оправдалась, организация самоликвидировалась (начало 1864 г.). Во второй полови­не 60-х - начале 70-х годов в России (прежде всего в уни­верситетских городах) возникают многочисленные револю­ционно-демократические кружки интеллигенции. Наиболее известными среди них были кружок Н.А. Ишутина, один из членов которого - Д.В. Каракозов - совершил 4 апреля 1866 г. покушение на Александра II, и кружок СП. Не­чаева, программа которого носила наиболее радикальный характер. Организатор данного общества С. Нечаев со-

здал так называемый «Катехизис революционера», в ко­тором обосновывал необходимость самых крайних мето­дов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шанта­жа, разрушений и т. д. Впервые вводится такое понятие, как революционная необходимость, ради которой следова­ло отказаться от существующих моральных и нравствен­ных норм. К началу 70-х гг. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.

Русское народничество 70 - 80-х гг. Главным направ­лением освободительного движения пореформенной России становится народничество. Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед народом и долж­на посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации. Будучи социалистами, народники полагали, что Россия пе­рейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народ­ников не было единства по вопросам теории и тактики рево­люционной борьбы. Можно выделить три крупнейших тече­ния в народничестве. Теоретиком так называемого «бун­тарского течения» был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по ин-стинк-ту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русско­го анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуата­ции и деспотизма». Любой форме государства он противо-поставляд принцип «федерализма», т.е. федерацию само­управляющихся сельских общин, производственных ассо­циаций на основе коллективной собственности орудий и средств производства.

Основателем и теоретиком пропагандистского направле­ния был П.Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо го­товить к революции и социализму посредством долгой про­паганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так на­зываемого «заговорщицкого течения». Согласно его тео­рии, власть должна была быть захвачена хорошо органи­зованной революционной партией, которой затем следова­ло внедрить социализм в русскую жизнь.

В середине 70-х годов в среде народников распространи-

лась практика «хождений в народ». Ряд активных деяте­лей этой организации двинулся в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьяне весьма настороженно относились к та­ким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рам­ках которого интеллигенты селились в деревне, планомер­но агитируя крестьян за революцию, завершилось не бо­лее удачно, чем первое.

В 1876 г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная органи­зация, получившая название «Земля и воля». Организа­цией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Ан-текман и пр. Это была прекрасно организованная и хоро­шо законспирированная организация, имевшая свои фили­алы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования пере­дачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправ­ления, свободы слова, собраний, совести и т.д. Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропа­ганда среди различных слоев общества. Террор рассматри­вался лишь как средство самозащиты или конкретно на­правленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба мелсду сторонниками тактики террора (группа А. Желябо­ва) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций - «Народной воли», которая перешла к пря­мой борьбе против самодержавия, и «Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основ­ной целью народовольцев стало цареубийство, которое дол­жно было явиться сигналом для всеобщей революции. Пос­ле ряда неудачных покушений, 1 марта 1881 года Алек­сандр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожи­даниям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арес­тована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.

Начало социал-демократического движения в России в 80 - 90-е гг. XIX в. 80 - 90-е годы в России были

временем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движе­ния общественной мысли страны. Первой русской марксис­тской группой стала организация «Освобождение труда», основанная Г. Плехановым в 1883 году в Швейцарии. Г. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. Движущей силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х годов марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры - Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и дру­гие - вели марксистскую пропаганду среди рабочих, орга­низовывали стачки, маевки, забастовки. В1895 году в Санкт-Петербурге В.И. Лениным и ЮЛ. Мартовым был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», представ­лявший из себя широкомасштабное социал-демократичес­кое объединение, в состав которого входило около 20 круж­ков. Эти организации явились предпосылкой создания со­циал-демократических партий; в их рамках происходил рост политической грамотности рабочих, закладывались основы дальнейшей революционной борьбы.

Либерально-оппозиционное движение. Либеральная оп­позиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учрелсдений, выражала свое недовольство произво­лом властей, требовала совершенствования государствен­ного строя (представительного учреждения), Но, в то же время, выступала за мирно.е разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интел­лигенции нашли свое отражение на страницах таких пери­одических изданий, как «Голос», «Вестник Европы», «Рус­ская мысль». Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называе­мых «адресов», в которых высказывались предложения раз­личных реформ.

В 80 - 90-е гг. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марксистской идеологий. В 1899 г, возник кружок «Бесе­да», поставивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местного самоуправления. В эти годы закладыва­ются основы либеральной идеологии, формируются полити-

ческие доктрины и концепции русского либерализма.

Таким образом, в качестве ядра освободительного дви­жения второй половины XIX века можно выделить дея­тельность народнических организаций и групп. Несмотря на политическую незрелость и многочисленные заблужде­ния, участники этого движения становятся реальной си­лой, оказывающей заметное влияние на политическое раз­витие страны. В этот период власть, опираясь на свою карательно-репрессивную машину, с трудом справляется с революционерами. В целом, вторую половину XIX века можно охарактеризовать как подготовительный этап в ос­вободительном движении. Закладываются основные теоре­тические и практические основы революционной деятель­ности. Заметно возросла роль сильной, хорошо сплочен­ной, имеющей единую волю организации.

Все это в комплексе с ростом политической грамотности и организованности масс, прежде всего растущего рабочего клас­са, в значительной степени повлияло на будущие события, став основой первой русской революции 1905 - 1907 гг.

С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый революционно-демократический или разночинский этап в освободительном движении. В этот период возглавить движение не могли ни дворянские революционеры, потерпевшие поражение в декабре 1825 г., ни буржуазия, которая в условиях крепостнической России еще не оформилась как класс.

Разночинцы (выходцы из разных сословий общества, люди "разного чина") - представители демократической интеллигенции и в 40-50-е годы играли заметную роль в русском общественном движении, теперь же они возглавили это движение, которое было направлено на устранение феодально-крепостнических пережитков в стране.

Объективно идеология и тактика разночинцев отражала борьбу крестьянских масс, а главным вопросом, стоявшим в 60-е годы, было участие в народной революции, которая покончила бы с самодержавием, помещичьим землевладением, сословными ограничениями. Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации демократических сил в стране, создания революционной организации. В России инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышевскому и его соратникам, за границей - А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге "Русского центрального народного комитета" (1862), а также местных отделений организации, получившей название "Земля и воля". В состав организации входили несколько сотен членов, а отделения, кроме столицы, существовали в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

По мнению членов организации, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение. Однако польское восстание 1863-1864 гг. закончилось поражением, крестьянское восстание в России не произошло, а "Земля и воля" оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже летом 1862 г. самодержавие перешло в наступление. Были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет).

В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

Разгром восставшей Польши усилил реакцию в России, а польское восстание стало последней волной революционной ситуации конца 50 - начала 60-х годов. Первая революционная ситуация в России не завершилась революцией в силу отсутствия необходимого субъективного фактора: наличия класса, способного стать гегемоном в ходе назревавшей буржуазной революции. В результате правительственных репрессий в середине 60-х годов существенно изменилась обстановка в демократической среде. В движении наметился идейный кризис, который выплеснулся и на страницы демократической печати. Поиски выхода из кризиса приводили к дискуссиям о перспективах движения (полемика "Современника" и "Русского слова"), созданию новых кружков (Н.А. Ишутина и И.А. Худякова, Г.А. Лопатина). Один из членов кружка Ишутина, Д.В. Каракозов, 4 апреля 1866 г. в Петербурге стрелял в Александра II. Однако ни казнь Каракозова, ни последовавшая за ней полоса правительственного террора, не прервали революционного движения. Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти т. М.: ИНФРА, 2003.-487с.