Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017

Возраст детей: 4 – 5 лет

В ОД используются технологии: здоровье сбегающие технологии, моделирование

Цели:

  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
  • Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
  • Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.
  • В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.
  • Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам
  • Воспитывать взаимопомощь.

Демонстрационный материал:

Мягкая игрушка медведя, графическая схема описания игрушек, картинки различных игрушек, картинки животных, игрушки для описания: кукла, машинка, мячик.

Раздаточный материал: зеленые и красные сигнальные карточки (на каждого ребенка) .

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

Этот зверь живет в лесу.

У него коричневая, теплая и густая шуба.

У этого зверя большие, толстые, косолапые лапы.

Этот зверь любит мед и ягоды.

Зимой он спит в берлоге и сосет лапу.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно, дети, это медведь. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не испугался.

«мишка» тихо (шепотом) .

Воспитатель: Не слышит он нас. Давайте позовем мишку чуть погромче.

Дети: Дети зовут медведя, произнося слово «мишка» громче.

Воспитатель: Все равно не слышит он нас. Давайте позовем мишку громко.

Дети: Дети зовут медведя, произнося слово «мишка» громко.

Появляется медведь.

Медведь: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

Основная часть:

Воспитатель: Мишка, конечно мы любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем тебе о наших любимых игрушках. Миша присаживайся с нами рядышком и послушай, как ребята будут описывать свои любимые игрушки. А поможет нам описывать игрушки наша схема.

Но прежде чем начать мы немножко отдохнем.

А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Составление описательных рассказов по графическим схемам.

Величина

Как можно играть?

Воспитатель: А еще, Мишка, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька» , ребята, давайте покажем как мы играем с Ванькой-Встанькой.

Физкультминутка: Динамическая пауза «Ванька – Встанька» .

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,

Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево

Сядь немножко посиди. Приседания

По дорожке походи. Ходьба

Одевай рубашку. Повороты туловища

Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны

Воспитатель: Молодцы ребята. Тихонечко присаживаемся.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Мишка, поиграть вместе с нами. Дети, возьмите сигнальные карточки, если вы услышите неправильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять красную карточку, если правильное – зеленую.

Примеры:

Кирамидка

Пирамидка

Нирамидка

Сирамидка

Медведь: А я тоже знаю очень интересную игру «назови ласково» . Я буду показывать картинки животных, а вы, ребята, должны назвать их ласково.

Кошка, собака, коза, куры, утка, лошадь, белка, заяц.

Дети: Кошечка, козочка, курочки, лошадка, белочка, зайчик.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с игрой Мишки.

Медведь: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы очень интересно рассказываете о своих игрушках. Я тоже нарисую такую схему и буду описывать игрушки своим лесным друзьям. Спасибо вам. До свидания.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня не просто поиграли с Мишкой, но и вспомнили как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, вы у меня все сегодня молодцы.

реквизиты: Никитина Ольга Александровна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №10 муниципального образования Усть - Лабинский район

Елена Орлова
Конспект занятия в средней группе «Здравствуй, народная игрушка!»

Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы

средняя общеобразовательная школа №1002 дошкольное отделение №1

Конспект занятия в средней группе

«Здравствуй, народная игрушка!»

воспитатель:

Орлова Елена Павловна.

Конспект занятия «Здравствуй, народная игрушка!»

Программное содержание: Знакомить детей с изделиями народных мастеров – народной игрушкой

Показать разнообразие материала. Подвести детей к пониманию того, что народная игрушка любима каждому, в ней отражено время и память нашего народа.

Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера

своего дела

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Используемый материал: игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, дымковская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, фонограмма рус. нар. музыки, карусель.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки.

Ход занятия В. - Дети! Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

Дети: Матрёшка.

В. – Правильно, как вы быстро отгадали. Сегодня, к нам в гости пришла Матрёшка.

Она захотела с нами поиграть и послушать

В. – Скажите, пожалуйста, а в какой стране мы живём?

Дети: В России.

В. – Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет. (И. Кадухина)

В – Наша страна самая богатая. У нас много лесов, полезных ископаемых, много

рек, озёр. В далёкие времена наши предки делали всё своими руками: игрушки,

посуду, разные инструменты для работы

А как называли таких людей? (предположения детей)

В – Русские мастера-умельцы передавали свои секреты своим детям, дети – своим

детям и так до нас дошло это народное искусство. Они делают своими руками

необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень

нравятся людям разных стран и народов. Они любуются и восхищаются ими.

В. – Матрешка это самая главная игрушка русского народа. Каждый гость, который

приезжает в Россию обязательно выбирает русскую матрёшку. Матрёшка – это

символ России.

– А как вы думаете, из чего она сделана? (Ответы детей)

В. – Чтобы быть хорошим, настоящим мастером надо много трудиться и всё уметь.

Есть много пословиц о труде, может быть кто-то и слышал их:

Труд человека кормит, а лень портит.

Глаза страшатся, а руки делают.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Дело мастера боится.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Делу время, потехе час.

В. – Весь свой товар мастера везли продавать на ярмарку. Кто из вас знает, что

такое ярмарка? (предположение детей)

В. – Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар.

Мастера из разных уголков России везут свой товар на ярмарку. Народ ходит

по рядам, любуется, а товара так много, что глаза разбегаются.

В. – Мы с вами совсем недавно тоже были на ярмарке. Это был праздник Осени -

"Осенины. " Скоморохи приглашали нас на ярмарку. Предлагали купить разный товар

(Звучит русская народная мелодия, слышны голоса скоморохов)

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

В. – Ребята, вы слышите, нас приглашают на ярмарку. На ярмарке всегда весело,

слышатся шутки, прибаутки, загадки разные, народ торгуется с продавцами,

делает разные покупки. Мы свами пройдёмся по рядам и посмотрим товар

мастеров.

(Дети подходят к столу)

В. – Давайте посмотрим, какие еще есть игрушки на ярмарке?

Посмотрите, какие красивые игрушки! (Показывает дымковские игрушки).

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор.

В. – Это дымковские игрушки. Здесь и кони, и кавалеры, и барышни, и водоноски.

Из чего сделаны дымковские игрушки? (из глины)

Почему они называются дымковскими? (из села Дымково)

Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).

Мы с вами тоже были «мастерами» и рисовали дымковские узоры.

Посмотрите, сколько труда вложил мастер в эту игрушку. (Дети рассматривают

игрушки: водоноски, кони, индюк, барыня. олень)

В – Ребята, а на ярмарках есть балаганы, шатры, где показывали кукольные

театры, на площадях, люди играли в разные народные игры, устраивали

состязания, измеряли свою силу, в тирах стреляли из ружья, катались на

каруселях. Давайте и мы поиграем в народную игру «Перетяни канат»

(Дети делятся на две подгруппы. Игра «Перетяни канат»)

В. – Ребята, посмотрите на эти игрушку. Кто догадался, что это такое?

(Воспитатель дует в свистульку) (Ответы детей)

В. – Посмотрите, все свистульки разные, они и звучат по-разному. Их делали

разные мастера. Эта дымковская свистулька – сделана из (глины, а эта

городецкая – (из дерева) Её смастерили мастера из Городца. Дети

рассматривают игрушки, играют.

(Подходят к другому столу)

В. – Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

В. – Проходите да поглядите, какая здесь посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы. Здесь и ложки, и солонки,

и черпаки. (Дети рассматривают)

В. – Вот и закончилась наша ярмарка. Что вам запомнилось больше всего? Какие

игрушки были привезены мастерами на ярмарку? (Ответы детей)

Мы с вами узнали о русских мастерах, которые делают игрушки, но есть и

другие мастера, о которых мы узнаем в следующий раз. А матрёшка решила

остаться в нашей группе, чтобы мы с ней играли у нас.

А сейчас мы с вами покатаемся на карусели. Игра «Карусель»

Список литературы

1.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д.

Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998г.

2.«Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты

занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.

3. Дорофеева А. Наглядно – дидактическое пособие для детей 3 – 7 лет

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи.

ТЕМА: ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: коммуникация.

Интеграции образовательных областей: «Социализация», «Познание»,Художественное творчество»,«Безопасность».

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Продуктивная

Игровая

Двигательная

Задачи:

Образовательные:

Обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков и т.д.); образование относительных прилагательных, сложных слов. Формирование умения в среднем дошкольном возрасте составлять описательные рассказыо предмете(игрушки).

Развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, мыслительных процессов (классификации, обобщения).

Воспитательные: воспитание бережного отношения к игрушкам, навыков культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: игрушки из разных материалов: мяч, план-схема; , слайды презентации к занятию.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель заводит детей в зал, встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Раздаётся телефонный звонок.

Добрый день!

Незнайка! Ребята, нам звонит Незнайка.

Я вас внимательно слушаю.

День рождения! Нас приглашают на день рождения. Вы принимаете приглашение?

Да, да, мы согласны, ждите нас в назначенный день.

Спасибо за приглашение. До свидания!

Ну что, мы только что приняли приглашение. Надо собираться. Только без подарков на день рождения не ходят. Все любят подарки.

Что же можно по подарить на день рождения?

Игрушки…

Итак, на день рождения мы подарим Незнайке игрушки.

Игра с мячом «Игрушка какая?»

Игрушка из дерева какая? (деревянная)

Игрушка из железа какая?

Игрушка из резины какая?

Игрушка из глины какая?

Игрушка из кожи какая?

Игрушка из железа какая?

Игрушка из пластмассы какая?

Игрушка из плюша какая?

Игрушка из стекла какая?

Игрушка из олова какая?

Вот, какие разные бывают наши игрушки.

2. Основная часть. Поход в магазин игрушек.

Воспитатель: Где же можно купить игрушки? (В игрушечном магазине). Предлагаю вам отправиться в игрушечный магазин и выбрать игрушки, которые мы подарим нашему имениннику.

Раз, два, три – покружись,

В игрушечном магазине окажись!

Детская мультимедийная презентация «Игрушечный магазин».

Слайд № 5. Игра «что лишнее?».

Вот игрушки стали в ряд

Мы попросим всех ребят.

Расмотреть и нам сказать.

Что здесь лишнее иль нет

Быстро дай нам всем ответ

Рассказ – описание игрушек детьми с помощью плана – схемы.

Воспитатель: Все игрушки разглядели, поиграли. Пора выбирать те, которые подарим. Подойдём к витрине поближе. Как же мы будем покупать игрушки без денег? (дети предлагают свои варианты ответов)

Верно, нужно подробно и интересно рассказать продавцу об игрушке. Я вам предлагаю поиграть в игру «Магазин». Кто нам нужен для этой игры? (продавец и покупатель)

Поможет нам в этом схема описания игрушек. (Рассматривание схемы и объяснение всех ее элементов).

1. Название игрушки.

2. Цвет.

3. Форма.

4. Строение (составные части).

5. Какая на ощупь.

6. Из какого материала сделана.

7. Размер.

8. Способ использования.

Рассказ свой начните со слов «Я хочу купить», укажите ее размер, цвет, форму и т.д.

Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку.

Для того, чтоб четко и ясно рассказать описать игрушку, давайте потренируем наши язычки: быстро и отчетливо произнесите скороговорку:

Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки мои!

Сейчас я превращусь в продавеца. А вы будете покупателями.

Д/и «Угадай по описанию» - Чтобы купить игрушку, нужно выполнить условие: не называть игрушку, а описать, чтобы я могла угадать,какую игрушку вы хотие купить..

Воспитатель: Вот сколько игрушек мы выбрали для Незнайки!

3 . Воспитатель: Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем.

Поиграем, а потом

Все на место уберём

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим.

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!

О чём это стихотворение?

Как нужно относиться к игрушкам? (беречь, не ломать, не бросать, прибирать, убирать на свое место и т.д.).

А какое время года?

Значит Деннь рождения у Незнайки………..(зимой)……

Игровое упражнение

На улице зима, стало холодне,

Наверое одежда нам нужна теплее,

Чьи это варежки ….мои,

Чья это шапка….моя,

Чей это шарф мой,

Давай гулять пойдем с тобой.

Чтобы ножки не замерзли мы потопаем. мы потопаем

Чтобы ручки отгреть мы похлопаем.

А чтобы весело играть мы снежкит будем кидать.

Хорошо зимой гулять!

Хотите ещё поиграть с игрушками?

Игра «Какие игрушки?» (образование сложных прилагательных).

Кукла с длинными волосами – длинноволосая

Клоун с рыжими волосами – …

Буратино с длинным носом – …

Велосипед с двумя колёсами – …

Машина с 4-мя колёсами – …

Лошадка с белой гривой – …

Солдатик с длинными ногами – …

Карандаши разных цветов – …

Птица с сизыми крыльями – …

Заяц с длинными ушами – …

Сова с большими глазами – …

Мишка с толстыми пятками – …

4. Заключение.

Возвращение из магазина.

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад.

Раз, два, три – покружись,

В детском садике окажись!

Как вы думаете, Незнайка будет доволен нашими покупками?

Авы ребята молодцы. Вы выбрали самые замечательные подарки.

Наиля Салахутдинова
Конспект занятия по знакомству с окружающим миром на тему «Игрушки» (средняя группа)

Задачи : Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам . Рассказать о значении подарков. Показать, как можно доставить другому человеку радость, сделать что-то приятное, поздравить, похвалить.

Материалы, инструменты, оборудование :Детские игрушки , сделанные из разных материалов : деревянные, пластмассовые, резиновые, тканевые.

Ход занятия:

В :-Ребята посмотрите, кто к нам пришел в гости? Это плюшевый мишка,а зовут его Пышка.

(Воспитатель предлагает его потрогать, погладить)

Вы обратили внимание, какой он пушистый и мягкий –это потому что он сшит из специальной ткани : плюш. Но почему то наш мишка очень грустный. Давайте узнаем почему (чтение стихотворения Э. Мошковской «Я был таким хорошим» ):

В игрушечном отделе

я прожил две недели.

Все дети две недели

купить меня хотели!

Кричал тогда Ванюша :

Глядите, он из плюша!

Купите, он из плюша! -

заплакала Валюша…

И вот, меня купили,

и все меня любили.

Любили и не били,

когда меня купили!

В штанишки нарядили.

в сапожки нарядили,

гулять меня водили,

и лапы все ходили!

Ходили мои лапы,

хоть были косолапы,

ходили все четыре,

четыре мои лапы!

Но плюшевую лапу,

игрушечную лапу ,

но лапу ухватили,

вертели и крутили!

И вот, одной не стало,

и вот, их стало мало…

И вот, я не гуляю,

и вот, я тут валяюсь…

И вот, я среди пыли ,

и вот, меня забыли,

и вот, я в угол брошен,

а был таким хорошим!

две недели

купить меня хотели!

И так меня любили,

когда меня купили.

В :-А,как вы думаете, правильно поступили дети?

Обсуждение с детьми,как нужно относиться к своим игрушкам .

В :-Что бы поднять Пышке настроение давайте все вместе проведем мини-зарядку.

Физминутка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя .

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

В :-Ой,какие молодцы!Посмотрите,как повеселел наш Мишка. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» (в волшебный мешочек складываются игрушки из различных материалов, дети на ощупь определяют : что это за игрушка ? из чего она сделана)

Обсуждение с детьми, чем похожи игрушки из различных материалов, чем отличаются; с какими игрушками можно играть в воде ,с какими ложиться спать.

Пальчиковая гимнастика :

«ИГРУШКИ »

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Танины сидят : стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши

В :-А,у вас есть любимые игрушки ?

Рассказы детей о своей любимой игрушке .

В :- Вот и подошло к концу наше занятие ,давайте попрощаемся с мишкой-Пышкой.

О чем сегодня мы с вами говорили?

Какие бывают игрушки ? Из каких материалов они сделаны?

Как надо относиться к игрушкам ?

Ответы детей.

Публикации по теме:

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее.

Цель: способствовать развитию познавательных и конструктивных способностей детей. Задачи: расширять представления детей о космических полетах;.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира (средняя группа) «Мой город Арзамас» Тема: «Мой город Арзамас». Цель: *** Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города,.

Конспект урока по познанию мира «Растение - живой организм» Тема: Растение - живой организм. Задачи: 1. Расширить знания учащихся об изменениях в жизни растений, знать, что растение - живой организм.

Конспект занятия по познанию целостной картины мира во второй младшей группе «Обитатели осеннего леса» Конспект занятия по познанию целостной картины мира во 2 младшей группе. Тема: «Обитатели осеннего леса» Задачи: Расширять представление.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Зимний лес» (средняя группа) Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Зимний лес» Средняя группа Подготовил: воспитатель Озерова Т. С.


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА г. ГОМЕЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ЗОЛАК» г. ГОМЕЛЯ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ

СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

«БЕЛОРУССКАЯ ИГРУШКА»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: подгрупповое занятие.

ЗАДАЧИ:


  • закрепляем и обогащаем знания и представления воспитанников о природных материалах, из которых изготавливаются белорусские народные игрушки; развиваем словарный запас по теме;

  • закрепляем умение выделять существенные признаки и детали игрушек при их рассматривании;

  • упражняем в образовании сложных прилагательных;

  • упражняем в подборе антонимов;

  • расширяем словарь синонимов;

  • упражняем в согласовании слов в родительном падеже, множественном числе; составлении сложноподчиненных предложений с союзом а ;

  • закрепляем умение детей составлять рассказ-описание предмета с опорой на картинки-символы и находить предмет по описанию;

  • упражняем детей в образовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными;

  • развиваем слуховое внимание, координацию движений, конструктивный праксис;

  • развиваем сенсорно-кинестетические ощущения детей;

  • прививаем любовь и уважение к родному краю, посредством знакомства с белорусской народной игрушкой; эстетический вкус.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: дыхательная гимнастика, беседа, игры, составление описательного рассказа о белорусской игрушке с опорой на картинки-символы, тактильные методы, физкультминутка.

ОБОРУДОВАНИЕ: приспособления для дыхательной гимнастики, напоминающие о времени года (на каждого ребенка), белорусские народные игрушки, льняной клубочек (мячик), лучики и кармашки для них, основы для солнышек (на каждого ребенка), конверты с разрезными фотографиями белорусских игрушек и зрительными образцами (на каждого ребенка), графическая схема с картинками-символами.

ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание белорусских игрушек с использованием модификации сенсорно-графической схемы

В.К. Воробьевой, отражающей сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки; разучивание рифмовки, знакомство с новыми названиями белорусской народной игрушки («маляванка», «пiсанка», «крашанка»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель-дефектолог.


  • Дети, давайте улыбнемся гостям, которые пришли к нам на занятие и поздороваемся. Представьтесь нашим гостям.

  • Ребята возьмите яблоневые цветочки в правую руку. Скоро зацветут сады. На яблонях распустятся вот такие красивые яблоневые цветочки. Они очень нежные и трепещут от малейшего дуновения ветерка. Подуем на наши цветочки, как ветерок. Медленно выдыхайте воздух. Распустившиеся цветки нам напомнят, что сейчас какое время года? (Весна. )
ПРОВЕДЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.

Учитель-дефектолог.


  • Дети, подойдите к столу.
(Дети стоят полукругом перед столом с белорусскими игрушками.)

  • Искусство изготовления художественной игрушки одно из самых древних и традиционных искусств Беларуси. Белорусы делали игрушки из натуральных, природных материалов. Мы знакомились с природными материалами на прошлых занятиях. Какие из них вы запомнили? (Солома, лоза, лен, дерево, глина).

  • Молодцы. Из какого материала сделаны коник, лесовик и звоночки. (Из глины.)

  • Правильно. Свежая глина - пластичная и мягкая.

  • Что с ней можно делать? (Ее можно разминать и лепить из нее, как из пластилина) .

  • Когда игрушка вылеплена, её оставляют обсохнуть.

  • Кто вспомнил для чего? (Чтобы глина застыла и затвердела. Игрушка становится твердой.)

  • Правильно, дети. Но игрушка всё равно непрочная, хрупкая, легко может разбиться. Для того чтобы наш глиняный коник стал не просто твёрдым, а еще и очень прочным, его обожгли в печи, где очень большой жар. Так игрушка становится керамической. Напомню, керамика – это изделия из глины, которые обжигаются для прочности. Глиняная игрушка тоже относится к художественной керамике.
Белая глина после обжига становится светло-розовой; посмотрите, например, на нашего коника. Каких еще цветов бывает глина? (Глина может быть коричневой, голубой и зеленой.)

  • Правильно. Глина бывает разных цветов, поэтому наш керамический лесовик – коричневый, а звоночек внутри оранжевый. Возьмите в руки, потрогайте глиняные игрушки, стоящие на столе. Какие они на ощупь? (Твердые, шершавые, тяжелые, холодные ).

  • Глина тяжелый материал. Даже маленькие игрушки из неё, достаточно много весят.

  • Из чего сделаны Жар-птица или павлин и коник? (Сделаны из соломы.)

  • В прошлом ни один праздник белорусских крестьян не обходился без соломенных игрушек.

  • Какого цвета солома? (Желтого цвета) .

  • Возьмите в руки игрушки из соломы. Проведите рукой по соломинкам. Какие они? (Гладкие . Легкие.)

  • Правильно. Этот материал очень лёгкий и даже большие игрушки из него весят мало.

  • Из какого природного материала изготовлены куколки - Янина и Алеся? (Сделаны из льна.)

  • Какой лен по цвету? (Серый.) Ощупайте игрушки. Какие они? (Мягкие, шершавые, тёплые. )

  • Этот материал, как и солома, легкий.

  • Вспомните, из какого материала сделаны цапля, поросёнок, дудки-свистульки и «маляванкi»?

  • Правильно, из дерева. Дерево – это один из наиболее распространенных и универсальных материалов.

  • Деревянные игрушки часто размалёвывают, расписывают, раскрашивают в разные цвета. «Маляванку» можно назвать по-другому «пiсанка» или «крашанка». Это традиционная белорусская игрушка. Дети с удовольствием играли с такими расписными яичками в Пасхальные праздники. Свистулька-дудочка у нас тоже разноцветная. А вот цапля и поросёнок сделаны из натурального неокрашенного дерева. Они светло-желтого цвета. Цвет природных материалов не очень яркий, естественный.

  • Погладьте «пiсанку» рукой. Что мы узнали об этой деревянной белорусской игрушке? Какая она? (Гладкая, твердая ).

  • А если надавить на неё рукой? Мягкая или твердая?

Учитель-дефектолог.


  • На столе очень много разных белорусских народных игрушек. Поиграем с вами в игру «Найди игрушку». Надо внимательно слушать, чтобы догадаться, какую игрушку надо взять.
Разноцветная, овальная, маленькая, деревянная. Она катится, крутится, вертится. («Маляванка». )

Светло-розовый, маленький, тяжелый, глиняный. (Коник. )

Светло-желтый, овальный, маленький, гладкий, деревянный. (Поросёнок. )

Коричневый, низенький, тяжелый, глиняный, шершавый. (Лесовик. )

Желтая, большая, лёгкая, соломенная. (Жар-птица. )

Светло-желтая, большая, высокая, деревянная. (Цапля. )

Серая, высокая, легкая, мягкая, шершавая. (Куколка. )

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ С МЯЧОМ

Учитель-дефектолог.


  • Кому я бросила мячик, тот отвечает и бросает мне его обратно.
Звоночек из глины... (глиняный звоночек.)

Жар-птица из соломы... (соломенная жар-птица)

Свистулька из дерева... (деревянная свистулька )

Лесовик из керамики...(керамический лесовик )

Куколка из льна...(льняная куколка )

Козлик из соломы...и т.д.

ИГРА «ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

Учитель-дефектолог.


  • Дети подберем слова-признаки. За каждый правильный ответ вы будете получать лучики. Посмотрим, кто больше лучиков заработает. Каждый лучик кладите в кармашек-копилку у вас на груди. Посчитаем лучики в конце занятия.
Кукла (какая?)-...(красивая, маленькая, льняная, нарядная и т.д)

Поросенок (какой?) -…(гладкий, блестящий, овальный , короткошеий и т.д.)

Цапля (какая?) – (длинноногая и т.д.)

СОСТАВЛЕНИЕ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК РАЗЛИЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БЕЛОРУССКИХ ИГРУШЕК

Учитель-дефектолог.


  • Дети сядьте за столы. У каждого лежит конверт. Откройте его и сложите белорусскую игрушку.

  • Части какой игрушки у тебя были? Что получилось? (У меня были части лесовика, а получился лесовик. ) И т.д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «Тихо-громко».

Учитель-дефектолог.


  • Я взяла в руки белорусскую народную игрушку ­– звоночек. Кто из вас вспомнил стишок про звоночек-колокольчик?

  • Колокольчик наш, звени,
Песня, разливайся!

Динь-динь-динь!

Дон-дон-дон!

Колокольный слышен звон!

Учитель-дефектолог.


  • Молодцы! Теперь давайте поиграем со звоночком.
Ведущий звонит в игрушку - звоночек сначала тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию звоночка дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут.

Учитель-дефектолог.


  • Поиграем в игру «Скажи наоборот». Будьте внимательны, тот кому я брошу мяч, ловит его и отвечает.
Учитель-дефектолог зачитывает начало предложения, а ребенок, которому бросили мяч, его заканчивает.

Павлин большой, а коник наоборот…(маленький. )

У цапли длинные ноги, а у поросенка наоборот…(короткие. )

Кукла Яна высокая, а кукла Алеся…(низкая. )

Коса у Алеси широкая, а у Яны…(узкая. )

Коник шершавый, а маляванка…(гладкая. )

Кукла мягкая, а лесовик…(твёрдый. )

Жар-птица лёгкая, а коник …(тяжелый. )

Клюв птички-свистульки короткий, а у цапли…(длинный. )

Аист поднял голову вверх, а коник …(опустил вниз. )

Лесовик весёлый, а коник…(грустный. )

У аиста клюв открыт, а у цапли…(закрыт. )

Хрупкий, а наоборот…(прочный. )

Натуральный, природный, а наоборот…(искусственный. )

Лесовик низкий, а аист…(высокий. )

Поросенок толстый, а кукла Алеся…(худенькая, стройная. )

Поросенок короткошеий, а аист…(длинношеий. )

Птичка короткохвостая, а павлин…(длиннохвостый. )

Учитель-дефектолог.


  • Дети подойдите к мольберту. Выберите на столе ту белорусскую игрушку, которая вам особенно понравилась. Расскажите о ней. Картинки-символы вам помогут.

  1. ЧТО ЭТО?

  2. КАКАЯ ПО ЦВЕТУ? (Если форма игрушки сложная (павлин, аист, кукла, лесовик, козлик), то этот пункт в рассказах детей опускается, а часть схемы закрывается листом бумаги).

  3. КАКАЯ ПО ФОРМЕ?

  4. КАКАЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ?

  5. ИЗ КАКАГО МАТЕРИАЛА СДЕЛАНА?

  6. ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ? (Если игрушка цельная («маляванка»), то этот пункт рассказа детей опускается.)

  7. КАК С НЕЙ МОЖНО ИГРАТЬ?

Учитель-дефектолог.


  • Дети, в какие игры мы играли сегодня на занятии?

  • Что мы еще делали?

  • А теперь каждый из вас тихонько посчитает свои лучики и сделает из них вот такие солнышки. У кого лучиков больше, у того и солнышко краше.

  • У всех получились красивые солнышки, все старались и хорошо занимались. Но лучше всех умеет подбирать слова признаки... Давайте посветим солнышками нашим гостям и попрощаемся с ними.

Список использованной литературы:

1. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2004, №6,с. 64-68.

2. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика =...: Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Ч. 1. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

3. Народныя мастацкiя рамёствы Беларусi / Уклад. Я.М. Сахута. – Мн.: Беларусь, 1996.

4. Сахута Я.М. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва: Вучэб. дапам. – Мн.: Беларусь, 1996.