Тема: Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников путем развития зрительного восприятия

Проблема воспитания и обучения учащихся с нарушениями в развитии устной и письменной речи, трудности в усвоении ими программного материала из-за нарушений зрительно-пространственного восприятия.

Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, их оптимальная социальная интеграция.

Исследование теоретических вопросов, касающихся коррекции и развития зрительного восприятия;

Своевременное выявление обучающихся с проблемами формирования зрительного восприятия;

Отбор и систематизация специальных коррекционных приемов, направленных на предупреждение и коррекцию нарушений письма и чтения путем развития зрительного восприятия;

Оказание методической помощи педагогам и родителям.

Взаимосвязь зрительного восприятия с процессом формирования устной и письменной речи

Устная речь осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов. Письменная речь является зрительно-слухомоторным образованием.

В письменной речи моделируется звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится (через зрительное восприятие) в пространственную последовательность графических изображений.

Обучающиеся начальной школы очень часто смешивают Е — З, б-д, ш-т, и-п. Нередко обучающиеся не могут выделить ту сторону, с которой нужно начинать писать. На основе зрительного восприятия и в тесном взаимодействии с ним происходит не только дифференцирование зрительных образов букв, сходных по начертанию, но и формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений, лежащих в основе отработки стабильных графических буквенных форм(соблюдение высоты, ширины, наклона букв).

Чтение тоже начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Выработка навыка правильного чтения во многом зависит от точности зрительного восприятия длины, графического начертания букв, характера элементов, составляющих букву.

Вывод: коррекция дисграфии и дислексии не достигнет максимального эффекта, если у обучающихся отмечается недоразвитие основы процессов письма и чтения – зрительного восприятия.

Трудности в обучении проявляются с началом освоения чтения, счета и особенно письма.

Типичные ошибки:

  • Явление зеркальности;
  • Замены букв по количеству элементов, по пространственному расположению;
  • Длительное неусвоение некоторых из букв.

Сложной задачей является правильное расположение букв в строке, определение границ слова.

Группы недостатков в развитии зрительного восприятия

Недостатки зрительно-пространственного восприятия:

  • Трудности формирование зрительного образа буквы: обучающийся нарушает соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, пишет лишние или не дописывает элементы.
  • Трудное запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп, угадывание, возвратные движения глаз.
  • Обучающийся не видит строку, не может правильно расположить буквы в строке или переходит с одной строки на другую.
  • Обучающийся не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.

Недостатки зрительно-моторной координации:

  • Неспособность провести прямую линию без отрыва карандаша.
  • Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента.
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
  • Тремор.
  • Очень медленный темп письма.

В связи с перечисленными нарушениями зрительного восприятия, которые в целом влияют на формирование процессов письма и чтения, возникает противоречие между требованиями программы общеобразовательной школы и возможностями обучающихся с речевыми нарушениями. Способ преодоления – коррекция нарушений письма и чтения через развитие зрительного восприятия.

Раздели ошибки на две группыОрфографические:
безударные
гласные;
парные согласные;
непроизносимые
согласные;
имена собственные
Логопедические:
замены и смешения
(сильная позиция);
пропуски букв,
слогов;
зеркальность;
неправильное
обозначение
мягкости на письме

Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Письмо

это сложный
навык и вид
графомоторной
деятельности
-

Механизм письма

1.
2.
3.
4.
5.
Мотивация письма
Замысел письма
Звуковой анализ
Выделение фонем
Перевод фонемы в
графему
6. Моторный акт
письма

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

Речедвигательного – помогает
осуществлять проговаривание
Речеслухового – помогает произвести
отбор нужного звука
Двигательного – помогает осуществлять
движения мелких мышц кисти
Зрительного – участвует в подборе
нужных букв

Дисграфия

-
частичное нарушения
процесса письма,
проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках.

Дисграфические ошибки

Стойкие
Сохраняются в течение многих
месяцев
Повторяются
Обусловлены
несформированностью
высших психических процессов

Классификация дисграфии

1. Артикуляторноакустическая дисграфия

2. Акустическая дисграфия
Первично – нарушение фонематического слуха

Классификация дисграфии

3. Дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза
Первично – нарушение фонематического восприятия
4. Аграмматическая дисграфия
Первично - нарушение лексико-грамматической стороны
речи

Классификация дисграфии

5. Оптическая дисграфия
Первично – нарушение зрительнопространственного восприятия
6. Дизорфография

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторноакустическая дисграфия
Первично – нарушение звукопроизношения
Вторично – нарушение фонематического
слуха
Как говорю, так и пишу.

Виды ошибок

1. Отсутствие

Виды ошибок

2. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и
др.)

Виды ошибок

3. Смешения1. Постановка звука (
правильная артикуляция звука)
2.
3. Контроль за правильным
произношением звуков.
4. Закрепление произношения звуков в слов
ах, стихах, связной речи
5. Скороговорки, чистоговорки
6. Дифференциация звуков

Развитие движений губ, языка, щек

Губы хоботком тяну,
Подражаю я слону.
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.

Развитие движений губ, языка, щек

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

Закрепление произношения в словах, стихах, связной речи

Трон, театр, рак, нора, трактор
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей.

Скороговорки, чистоговорки

Ра-ра-ра, весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро, весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре, метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри, двор убрали, раз, два, три.

Правильная артикуляция звука «р»

Губы – полураскрыты
Зубы – щель
Язык – кончик яз. дрожит
Воздушная струя – прерывистая
Голос - звенит

Акустическая дисграфия

Первично- нарушение фонематического
слуха
Фонематический слух – способность к
распознаванию звуков речи
Диагностика:
1. Повторение слоговых цепочек
2. Отбор картинок на звук «с»
3. Слова- паронимы

Виды ошибок

1. Смешения и замены парных согласных
(сильная позиция)

Виды ошибок

2. Неправильное обозначение мягкости
согласных

Виды ошибок

3. Смешения гласных (о- у, ё- ю, и- е)

Замены и смешения букв

Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С,
Ж-Ш);
Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е);
Соноры (Л, М, Н, Р, Й);
Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ);
Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,
Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш);
Неправильное обозначение мягкости на
письме гласными второго ряда и «ь»1. Правильная артикуляция смешиваемых
звуков
2. Опорные схемы, знаки, цвета и символы
3. Опора на разные анализаторы
4. Дифференциация смешиваемых звуков

Правильная артикуляция смешиваемых звуков

План
1.
2.
3.
4.
5.
Губы
Зубы
Язык
Голос
Воздушная струя
с
ш
Губы
в улыбке
округлены
Язык
за
нижними
зубами
за верхними
зубами
(«чашечка»)
Воздуш
ная
струя
холодная
теплая

Опорные знаки, схемы…

Опорные знаки, схемы…

Виды заданий

№ 4.
Замени условные обозначения буквами
П или Б.
Старушка о(─)ирается на (─)алку.
Крыша о(─)ирается на (~)алку.
Ссору надо за(~)ыть.
Лекарство надо за(─)ить.
В синем море звезды (~)лещут.
В синем море волны (─)лещут.

Виды заданий

№ 5.
Вставь пропущенные буквы П или Б.
Наш дом …ольшой и красивый. На
…ервом этаже магазин. В магазине …
родают одежду, о…увь. У …одъезда
дома растут то…оля и …ерезы.
Вокруг дома ре…ята …осадили много
цветов.

Литература

Литература

Логопедия. (под редакцией Волковой Л.
С.) Книга 2.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей
правильного произношения.
Волина В. В. Занимательное
азбуковедение.

Коррекция аккустической дисграфии Записать только гласные из слова, предложения. Записать только гласные из слова, предложения. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. Замена одного звука в слове(цепочка слов: сын- сыр-сор-сок). Замена одного звука в слове(цепочка слов: сын- сыр-сор-сок). Нахождение общих и различающих звуков в словах (дом-мак; почка-бочка). Нахождение общих и различающих звуков в словах (дом-мак; почка-бочка).


Коррекция нарушений анализа и синтеза Последовательная запись букв из слова по цепочке. Последовательная запись букв из слова по цепочке. Запись буквы с заданным номером звука в слове. Запись буквы с заданным номером звука в слове. Запись номера заданного звука в слове. Запись номера заданного звука в слове. Запись слога с заданным номером. Запись слога с заданным номером. Последовательная запись слогов. Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка--- даш). Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка--- даш). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са). Работа со слоговой таблицей. Работа со слоговой таблицей.




Коррекция аграмматической дисграфии Запись предложения (текста) по цепочке с проговариванием вслух. Запись предложения (текста) по цепочке с проговариванием вслух. Выделение слов из сплошного текста (слонжирафкабанзаяц). Выделение слов из сплошного текста (слонжирафкабанзаяц). «Устные диктанты», в которых количество слов соразмерно числу учеников. Каждому – по слову. С установкой: «Думай и произноси». «Устные диктанты», в которых количество слов соразмерно числу учеников. Каждому – по слову. С установкой: «Думай и произноси».


Коррекция оптической дисграфии Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). Нахождение правильно изображённой буквы среди других. Нахождение правильно изображённой буквы среди других. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. Выделить буквы, наложенные друг на друга: Выделить буквы, наложенные друг на друга: Выбрать и подчеркнуть слоги, слова, написанные до черты (слон[ носа лосн слон слол сона слон; Выбрать и подчеркнуть слоги, слова, написанные до черты (слон[ носа лосн слон слол сона слон; зу[ зи ди да зу зу зу зо уз уд зу). зу[ зи ди да зу зу зу зо уз уд зу).


Коррекционные упражнения для детей с ЗПР Буквенные примеры: Буквенные примеры: до + му - у = до + му - у = кар - ар + у + бик = го + рам – ам + ох = Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты. Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты. *«Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2 секунд). *«Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2 секунд). п т ф у ляблокоПтица летит.


Литература Агранович З.Е.»Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Агранович З.Е.»Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Городилова В.И. Кудрявцева М. З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» Городилова В.И. Кудрявцева М. З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» Садовникова И.Н.»Нарушение письменной речи у младших школьников» Садовникова И.Н.»Нарушение письменной речи у младших школьников» Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи» Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи»

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20 станицы Подгорной Ушакова Л.Н
Коррекция нарушений письменной речи младших школьников.

Слайд 2

Письменная речь - сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое структурирование.
В понятие «письменная речь» входит: -Чтение -Письмо. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Письмо – владение графическими и орфографическими системами языка для записи. Чтение – восприятие написанного, воспроизведение текста «про себя» или вслух.

Слайд 3

Слайд 4

Нарушения письменной речи -нарушения устной речи; -недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов; - нарушения оптико-пространственной организации деятельности письма; -рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции; -отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).

Слайд 5

Виды нарушений письменной речи
Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, при сохранном зрении, слухе, интеллекте, при регулярном педагогическом процессе. Дислексия- это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения. Дизорфография- специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Слайд 6

Дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия

Слайд 7

Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Представляет отражение неправильного произношения на письме. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв.
Акустическая дисграфия
Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных. Замена и смешение свистящих и шипящих. Замена и смешение аффрикатов и их компонентов. Замена и смешение гласных первого – второго ряда. Пропуски, замена и смешение мягкого знака. Замена и смешение о - у, е – и в ударной позиции.

Слайд 8

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
1) нарушение анализа - членения предложений на слова (слитное написание слов, раздельное написание слов (приставки, корень); 2) слогового и фонематического анализа и синтеза: -искажение звукобуквенной, слоговой структуры слова, -пропуски согласных при их стечении, -пропуски гласных, -перестановки букв, -добавление букв, слогов.

Слайд 9

Аграмматическая дисграфия
- неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа существительных (деревы, ручков); - неправильное употребление прилагательных (лисячий хвост, медведевая берлога); - нарушения согласования и управления различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.) - неправильное употребление предложно-падежных конструкций (Цветы стоят в ваза.) -пропуски членов предложения, чаще всего сказуемых (Мальчик песочнице); пропуски подлежащего и достаточно часто - определения (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.); - нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.); - неправильное членение текста на предложения.

Слайд 10

Оптическая дисграфия.
-неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы; замены и смешения графически сходных букв (п - т, л - м, и - ш, в - д).

Слайд 11

Дислексия
Фонематическая дислексия (проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении; в нарушении чтения, обусловленном недоразвитием функции фонематического анализа (побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки). Аграмматическая дислексия. Недоразвитие грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, связь слов в предложении). Мнестическая дислексия. У детей появляются трудности в усвоении всех букв, нарушаются ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком. Семантическая дислексия. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений и текста. Оптическая дислексия проявляется в сложности усвоения оптически (графически) сходных букв и в их недифференцированных заменах.

Слайд 12

Дизорфография
Для дизорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков и применения их на письме, при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.

Слайд 13

В русской орфографии выделяются следующие основные принципы:
-фонетический (в основе его - четкое, правильное произнесение всех звуков речи (слова записываются так, как слышатся и произносятся); -морфологический (четкое представление о структуре слова - при различном произношении морфемы слова в сильной и слабой позиции сохраняется ее графическое единообразие); -традиционный (выбор буквы для обозначения фонемы, находящейся в слабой позиции, осуществляется на основе этимологии и традиции (заяц, корова); -морфолого-графических аналогий (объясняет написание буквы ь как графического уравнителя парадигм склонения существительных женского рода (ночь - ночью); одинаковую графическую парадигму слов мужского рода (врач - врачом); графическим уравнителем морфологической категории повелительного наклонения глагола (брось) и инфинитива (стеречь)).

Слайд 14

Первичная профилактика дислексии и дисграфии
Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад. Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

Слайд 15

Вторичная профилактика дислексии и дисграфии
Основные этапы работы: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи.

Слайд 16

Группа нарушения Показатели Время диагностирования
Трудности в овладении письмом Нечёткое знание всех букв алфавита. Сложности при переводе звука в букву и наоборот. Сложности при переводе печатной графемы в письменную. Трудности звуко- буквенного анализа и синтеза. Письмо под диктовку отдельных букв. Первое полугодие первого года обучения.
Нарушение формирования процесса письма Смешение письменных и печатных букв. Списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования. Написание слов без гласных. Слияние или расщепление слов. Второе полугодие первого класса или первое полугодие второго класса.
Дисграфия Стойкие ошибки одного или разных видов Второе полугодие второго класса
Дизорфография Неумение применять на письмеорфографические правила по школьной программе Третий год обучения

Слайд 17

Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002 г.) представлена в трёх направлениях работы. 1. Стабилизация и организация энергетического потенциала организма (дыхательные упражнения, массаж, развитие сенсомоторики, преодоление мышечных дистоний, формирование навыков внимания). 2.Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие зрительного и слухового восприятия, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, фонетико – фонематических процессов), 3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (формирование мыслительных операций, анализа и синтеза, обобщения, самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)

Слайд 18

Основные направления коррекционной работы по профилактике дисграфии: Развитие фонематического восприятия. (Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Слайд 19

Основные приёмы и методы работы по профилактике дизорфографии: 1.Развитие общей и мелкой ручной моторики. 2.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. 3.Развитие внимания. Важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректурные пробы). 4.Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической зашифровки объекта запоминания. 5.Развитие мышления.

Слайд 20

Основные приёмы и методы работы по профилактике дислексии: Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". Метод "озвученного" чтения. Метод словесных анаграмм. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации, снижения успеваемости, учебной мотивации, трудностей в поведении, являются нарушение чтения – дислексия и нарушение письма – дисграфия.

Так как письмо и чтение являются базовыми школьными навыками, то расстройство письма (дисграфия) влечет за собой не только трудности в овладении орфографией, но и в обучении другим предметам.

К сожалению, некоторые педагоги и родители сами не осознают сложность проблемы, считая многочисленные ошибки ребенка результатом его лени и безалаберности.

В данной презентации был рассмотрен функциональный базис письма, основные формы нарушений письменной речи, а также профилактика этих нарушений.

Надеюсь, что материал будет интересен педагогам и родителям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профилактика нарушений письменной речи ГБОУ №509 Красносельского района г. Санкт- Петербурга Учитель-логопед Рязанова О.Н.

Предпосылки письменной речи. Ребенок к школьному периоду должен уметь: правильно произносить все звуки родного языка; правильно воспринимать на слух фонемы родного языка. владеть простыми и сложными формами фонематического анализа; иметь представление о гласных и согласных звуках; не допускать в речи грамматических ошибок; составлять рассказ по серии сюжетных картинок; иметь словарный запас около 3500 слов; иметь достаточно развитую мелкую моторику; иметь определенную сформированность высших психических функий: памяти, внимания, мышления, а так же общего поведения - саморегуляции, самоконтроля.

Если данные умения не сформированы, то возможно, в школе у ребенка возникнут трудности в овладении письмом и чтением, которые позже перейдут в дисграфию и дизорфографию.

Дисграфия Это нарушение процесса письма. Проявляется в стойких, повторяющихся, специфических ошибках.

Виды дисграфии Оптическая. Артикуляторно -акустическая. Акустическая. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия.

Оптическая форма дисграфии Ошибки - замены графически сходных рукописных букв: б-д, и-у, о-а, е-ё, ш-щ, к-п, е-з

Акустическая форма дисграфии Артикуляторно -акустическая форма дисграфии Ошибки – замены, перестановки, пропуски букв, аналогичные тем, которые заменяются и пропускаются в устной речи.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Ошибки – пропуски, добавления букв и слогов, искажения звукобуквенной структуры слова, пропуск и слитное написание слов. Трудности в определении границ предложения.

Аграмматическая форма дисграфии Ошибки – в согласовании слов в роде и числе, падежном управлении. В пропуске членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Причины дисграфии Неправильное произношение звуков. Несформированность фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Недоразвитие грамматического строя речи. Дефицит самоконтроля и слабость психических процессов: памяти, внимания, мышления. Недоразвитие зрительной и слуховой памяти, зрительного и пространственного восприятия. Несформированность оптического образа буквы.

Дислексия Это нарушение процесса чтения. Дизорфография Это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Профилактика Уточнение и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем; Диагностика и коррекция нарушений устной речи; Развитие фонематического анализа и синтеза, умение: - определить место заданного звука в слове, - назвать звуки по порядку, - сосчитать количество звуков в заданных словах, - иметь представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких, звонких и глухих согласных.

Профилактика Развитие и уточнение пространственно – временных представлений; Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования, развитие словарного запаса; Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления.

Роль родителей При необходимости обратиться для консультации в ЦПМСС или логопеду в поликлинику; Использовать пособия и игры для развития лексико – грамматического строя речи; Развивать зрительно-пространственные и временные представления; При нарушении внимания или гиперактивности проконсультироваться с неврологом; Помогать и поддерживать ребенка; Выполнять все рекомендации специалистов.

Используемая литература Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология. – 1984. - № 1 Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997 Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школь­ников. Диагностика и коррекция - СПб: «Союз», 2004. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Логопедическая помощь учащимся общеобразовательных школ // Дефектология. - 1994.

Благодарю за внимание!