Занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром 2-я младшая группа

Тема: «Дикие и домашние животные»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во 2-й младшей группе по теме "Дикие и домашние животные"

Тема: Дикие и домашние животные.

Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

Группа: Вторая младшая.

Форма проведения: Путешествие.

Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

  • 1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.
  • 2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.
  • 3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предшествующая работа:

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Рисование животных по трафаретам.

Игры-перевоплощения в животных.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Лепка животных из пластилина.

Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

Заучивание стихов о животных.

Русские народные потешки и загадки о животных.

План занятия:

  • 1. Вводная часть (беседа) - 3 мин.
  • 2. Основная часть (путешествие) - 12 мин.
  • 3. Заключительная часть (беседа, игра) - 5 мин.

Ход занятия

I. Вводная часть (беседа)

Дети входят в зал.

  • - Ребята, вы любите гулять?
  • - Куда можно пойти гулять?
  • (Ответы детей.)
  • - Когда люди отправляются на прогулку в далекие места - это называется путешествием.
  • - Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)
  • - Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.

II. Основная часть (путешествие)

В зал вносят воздушный шар, накаченный гелием.

Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие.

Дети, взявшись за веревочку воздушного шара, поют:

На воздушном шаре мы летим,

На воздушном шаре мы летим, как птицы.

Вот и домик виден там вдали,

Поскорей бы нам на землю опуститься.

Песня заканчивается, дети останавливаются возле домика.

  • - Вот и наша первая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей.)
  • - Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат в дверь и спрашивают:
  • - Здравствуйте, кто здесь живет?

То мурлычет, то играет,

То куда-то удирает,

Убегает далеко.

А когда придет обратно,

То мяукает и с блюдца

Пьет сырое молоко.

  • - Вы отгадали загадку? Кто же это?
  • - Кошка.
  • - Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?
  • - Домашнее.
  • - Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)
  • - Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей.)
  • - Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.
  • (Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок.Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
  • - А теперь назовите животное и его детеныша.

Ответы детей:

  • - У собаки - щенок.
  • - У кошки - котенок.
  • - У курицы - цыпленок.
  • - У коровы - теленок и др.
  • - Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.

Показываем картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят как эти животные кричат.

Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.

Под исполнение песни путешествие продолжается.

Вот опять на высоте, солнце светит вдалеке.

Ручки к тучкам тянем мы все выше.

В лес зеленый мы скорей спешим,

На полянку мы опустимся потише.

Возле леса песня заканчивается.

  • - Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? (В лес.)
  • - А какие животные живут в лесу? (Ответы детей.)
  • - Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
  • - Посмотрите на экран. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь.

Дети рассматривают животных, которые появляются на экране.

  • - А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.
  • (Картинки с животными размещены на ветках деревьев. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
  • - Назовите животное и его детеныша.

Ответы детей:

  • - У зайца - зайчонок.
  • - У волка - волчонок.
  • - У белки - бельчонок и др.
  • - Наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.

Дети берут воздушный шар за веревочку, и передвигаются по залу.

Наше путешествие кончается,

Нам пора обратно в детский сад.

С нашими зверями не прощаемся,

Каждый их увидеть будет рад.

III. Заключительная часть (беседа, игра)

  • - Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки. На одной «полянке» стоит условное обозначение дома, на другой - леса. Дети раскладывают картинки с изображением диких и домашних животных на две «полянки».
  • - Молодцы, помогли животным разобраться.
  • - Вам понравилась наша прогулка? (Да.)
  • - Где мы с вами были? (В лесу и у домика.)
  • - О каких животных мы с вами вспомнили? (О диких и домашних.)
  • - Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами поиграть.

Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них. Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу прячутся в домики: дикие животные - к условному обозначению леса, домашние - к условному обозначению домика.

Технические средства обучения: магнитофон с записью музыки.

Дидактические материалы:

  • 1. Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей.
  • 2. Карточки с условным обозначением леса и дома.
  • 3. Макет домика.
  • 4. Макеты деревьев.
  • 5. Шапочки с животными.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

по теме: «Дикие животные наших лесов»

Цель:

уточнить и расширить знания детей о жизни диких животных, их детенышей(когда появляется потомство у медведицы; почему зайчат называют «настовиками»;

закрепить знания о жилищах животных; повадках; питании; чем отличаются от домашних животных;

развивать внимание; умение рассказывать о диком животном выразительно и эмоционально;

обогащать активный и пассивный словарь: название диких животных; согласовывать существительное с прилагательным: «медвежьи», «заячьи», «барсучьи», «волчьи»;

воспитывать доброжелательное и бережное отношение к природе и её обитателям.

Ход .

    Сегодня мы с вами беседуем о диких животных.

(рассматриваем иллюстрации).

Словесная игра: «Звери шли на водопой»

В жаркий день лесной тропой звери шли на водопой идут по кругу

За мамой лосихой - топал лосенок топают ногами

За мамой лисицей – крался лисенок крадется

За мамой ежихой катился ежонок присесть

За мамой медведицей шел медвежонок вперевалочку

За мамою белкой – скакали бельчата вправо- влево на 2х ногах

За мамой зайчихой – косые зайчата на прямых 2х ногах

Волчица вела за собою волчат выносить руки вперед

Все звери и дети напиться хотят наклоняются вперед

    Сегодня наши ребята приготовили небольшие рассказы о диких животных.

Загадка. «Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной» (еж)

(Дети одевают маски животных и выходят рассказывать)

Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору ,

Готовил с осени запас: гриб и ягоды припас.

Трудился, не ленился!

Меня вот разбудили и к вам, ребята пригласили

Чтоб о себе все рассказал.

Сюда б медведя я позвал, но он в берлоге крепко спит,

И его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил,

Он много ел и много пил.

Нам с медведем зимой одна работа-

Крепко спать и весны ждать.

Воспитатель . Ребята у ежихи ежата рождаются сразу с иголками, но они мягкие и белые.

«Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит,

А проснется, ну ревет, как зовут его…(медведь)

Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога – это глубокая яма в земле, в берлоге тепло. В феврале у медведицы появляется медвежата.

Медвежонок покрыт шерстью. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями, а также рыть землю. Медведи всеядны.

Воспитатель . Ребята, а знаете почему именно зимой у медведицы рождаются медвежата?

Медвежата рождаются зимой, так как только зимой у медведицы есть свой «дом» - берлога. Медведь, которого разбудили зимой, очень опасен не только для зверей, но и для человека, так как зимой он не может найти себе еду.

«Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил» (белка)

Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Всю осень дупло утепляла, пуха, соломки натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…

Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?

Трудно белке зимовать…

Зимой белый, летом серый. (заяц)

Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной.

Не увидит, не узнает зверь меня лесной!

Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.

Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз.

И еды не хватает, а питаюсь я корой, ягодой замершей.

Что под снегом он найдет - все ему впрок пойдет.

Вы же зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.

Воспитатель. Заяц одевает белую шубку, только уши остаются черными.

А зайчата рождаются зимой и называют их «настовиками».

Почему? Маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст. (это корочка ледяная на снегу).

Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (лиса)

Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый, какой – мне он нравится самой!

Живу в норе, там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Мне зимой трудно бывает.

Воспитатель. Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У нее очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Еще лиса может питаться ежами, сусликами, хорьками.

Дружбу водит он с лисой,

Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щелк, щелк,

Очень страшный серый…(волк)

Волк очень хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Чутье у волка отличное, он чувствует запах металлического капкана даже под снегом, прекрасное зрение, он хорошо видит даже в сумерках.

Живет он всюду, где только может добыть себе еду – мясо.

Иногда селится рядом с человеческим жильем, около пастбищ.

3. Физминутка.

« Как на горке – снег, и под горкой – снег,

И на елке – снег, и под елкой – снег, (поднимаются на носки; приседают)

А под снегом спит медведь-

Тише, тише – не шуметь. (пальчик у губ).

4. Презентация «Дикие животные наших лесов »

(строение, питание зверей).

5. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом,

Не страшны зимой метели – белочке в дупле на ели,

Под кустами еж колючий нагребает литья в кучу,

Из ветвей, корней, коры – хатки делают бобры,

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.

(загибают пальчики одновременно на двух руках)

Есть у каждого свой дом, всем тепло уютно в нем.

Ударяют кулачками и ладошками).

6. Словесная игра «Чья, чьё, чьи?»

Уши зайца - чьи уши? заячьи;

Морда медведя – чья морда? медвежья.

Хвост лисы - чей хвост? лисий

Рога оленя – чьи рога? оленьи

Лапы волка – чьи лапы? волчьи

Хвост ежа – чей хвост? ежиный

Копыта лося – чьи копыта? лосиные

Логово волка – чьё логово? волчье

7. Игра « Кто, где живет?»

Белка - в дупле; волк – в логове; медведь – в берлоге;

Лиса в – норе; бобры в хатках; и т.д.

8. Игра «Назови детеныша»

у лисы - лисенок; у волка - волчонок; у медведицы – медвежонок; у

лося – лосенок; у барсука – барсучонок.

Занятие НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе

Тема: «Комнатные растения».

Программное содержание :

Закрепить знание названий знакомых детям растений; уточнить представление о значении корня в жизни растений (впитывает из почвы влагу и питательные вещества, помогает закрепиться в почве, растение живет, пока жив корень);

формировать умение замечать красоту комнатных растений;

Познакомить с новым комнатным растением – фиалка; со способами размножения растений на примере комнатного растения – бальзамин.

учить различать его по внешним признакам (величина, форма, цвет, плотность, поверхность: дать детям новые знания о лекарственных свойствах комнатных растений; расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, ясно и внятно выражать свои мысли.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, как много в нашей группе растений. Они растут в помещении, в нашей группе, поэтому и называются «комнатные растения». Давайте скажем все вместе: «комнатные растения».

А сейчас давайте пройдём по групповой комнате и познакомимся с комнатными растениями (воспитатель знакомит детей с комнатными растениями, называет их названия, дети хором повторяют, дети с помощью воспитателя рассматривают листья и говорят, на что похожи листья).

Посмотрите, ребята, у каждого растения свои листочки, цветы.

Воспитатель : Ребята, в нашей комнате есть неухоженные растения: не политые, пыльные, с сухими листьями. Чтобы этого не произошло, что мы должны сделать? Как правильно ухаживать за комнатными растениями? (ответы детей)

Правильно, ребята, а теперь посмотрите на схему «Условия жизни растении».

Если мы будем соблюдать все эти правила по уходу за комнатными растениями, то наши растения будут радовать нас своей красотой и будут нашими лучшими друзьями.

Дети: Цветок. Ой, ребята, нас ждёт ещё один сюрприз. Что здесь спрятано? Давайте посмотрим, что это?

Воспитатель: Красивый цветок, вам нравится?

Дети: да.

Воспитатель : А называется он бальзамин. Повторите хором. Кому трудно выговорить «бальзамин» по- другому можно назвать его «огонёк».

    А почему его называют «огонёк», как вы думаете?

Потому что его цветы похожи на огоньки.

    Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит растение?

    кто покажет и назовёт части растений.

Воспитатель: как вы думаете, где у этого растения корень?

Правильно, они находятся в земле.

А теперь давайте посмотрим по схеме: стебель, листья, цветы, корень.

Ребята, посмотрите, что у меня есть? Это отросток бальзамина. Прежде чем посадить отросток в горшок с землёй, мы должны поставить его в вазу с водой и дождаться, когда отросток даст корни, после этого мы посадим отросток в горшок с землёй.

Я предлагаю всё, что будет происходить с черенком, зарисовывать в тетради наблюдений, а через две недели посмотрим, какие изменения произошли с ним. Вот наш черенок дал корешки. Теперь мы посадим его в горшок с землей и будем поливать и дальше наблюдать.

Давайте отдохнём и проведём физминутку

«Семена у нас взошли».

Уж ты, семечко-зерно,

Ляжешь в борозду на дно (дети опускаются на корточки)

Ты не бойся, золотое.

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли! (медленно встают вырастают)

Вот весною, в ранний час,

Семена взошли у нас

Вышли к солнышку из тьмы (потягиваются).

Здравствуй, солнце, это мы! (поднимают руки над головой, машут кистями)

Мал ещё росток – ребёнок (опускают руки вниз)

Только вырос из пелёнок (по очереди наклоняют голову в разные стороны)».

А сейчас поиграем в игру

« Найди такое же растение»

(демонстрирую фотографии комнатных растений, дети находят их в группе.

Ребята, я хочу познакомить с комнатным растением – фиалка.

Это растение не любит обильной влаги, прямых солнечных лучей.

Размножается листом, протирать листья надо осторожно мягкой кистью.

.
Теперь мы посадим его в горшок с землей и будем поливать и дальше наблюдать.

Вот так выглядит наш черенок через месяц после посадки в землю.

Бальзамин –очень любит обильный полив, прямые солнечные лучи.

Воспитатель: ну, вот ребята теперь вы знаете как ухаживать за комнатными растениями,

знаете их названия.

Конспект НОД художественное творчество аппликация в подготовительной группе

«Ежик»

Провела воспитатель: Л.А. Минеева.

Программное содержание .

Развитие у детей познавательного интереса к природе, представлений о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.

Расширять и обогащать знания детей о природе, диких животных. Совершенствовать умения детей: в силуэтном вырезывании фигурок животного, создавать выразительный образ, дополняя изображения деталями (глаза, нос, уши); колючки ежа сделать объемнее путем складывания квадрата бумаги по диагонали.

Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кистью.

Развивающие:

Активизировать речь детей по данной теме. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к природе, животному миру.

Просмотр презентации "В мире животных ".

Практическая: Сложить квадрат по диагонали и наклеивать сверху близко друг к другу, в несколько рядов.

Материал к занятию:

Готовый силуэт ежа

Полоски бумаги черного цвета

Фломастеры черного цвета

Овал белого цвета

ножницы, клей, кисти для клея.

Ход НОД:

Организационная часть.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это …

Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядит ежик.

Дети: Он колючий у него маленькие лапки,

есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком.

Воспитатель: Мордочка у ежа маленькая с вытянутым носом,

вся покрытая короткими серыми волосками.

Черные, как бусинки, глаза кажутся умными,

но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

Лапки у ежа короткие с маленькими коготками.

Что я еще забыла?

Колючки!

Ну, конечно же, колючки! А для чего они ему нужны?

Дети: Чтобы ежика не съели волк и лиса.

Воспитатель : Верно. Как же ежу без иголок? Это средство защиты от врагов. Свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иголки – попробуй-ка, съешь его! А как он их еще использует?
Д. Он носит на них грибы, ягоды.

Воспитатель Правильно. Иголки помогают ежу переносить что-либо на своей спине. Ведь лапки у него короткие, ими он ничего и взять-то не может, с помощью их ежик только передвигается. У ежика острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают. С их помощью. Он и жилище свое обустраивает на зиму. Вот послушайте, как он это делает:

Загорелись, как пожар, на рябине кисти,

Катится на встречу шар из осенних листьев.

Ты его не узнаешь? Приглядись-ка – это еж!

Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,

Листья клена нанизал на свои иголки.

Их несет к себе домой, стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.

Пусть ему навеют сны снежные метели,

Пусть проспит он до весны в теплой колыбели .

Чтобы не спать голодным долгую зиму, он старается летом накопить жирок. А вы знаете, чем любит лакомиться ежик?

Д. Он любит грибы, яблоки, ловит мышей.

В. Вы правы. А еще ежик ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей. Еж – очень полезный зверек: он избавляет лес от многих вредителей

В. Скажите, а как зовут детенышей ежа?

Д. Ежата.
В. Весной в гнезде ежа, которое он устраивает где-нибудь под кустом или в какой-нибудь ямке, появляются малыши. Они родятся слепыми, и иголок на них сначала нет. Потом иголки появляются: белые и мягкие, потом темнеют и становятся твердыми и крепкими.

Мама - ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком. А если чувствует опасность, то перетаскивает своих детенышей в другое место, более безопасное. Когда ежата подрастают, ежи-родители учат своих малышей искать и ловить разных насекомых. Хотите побывать в лесу, где живут ежики?

Практическая часть:

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам выполнить поделку «Ёжика» в технике аппликация. Для создания выразительного образа, мы будем дополнять наше изображение деталями – глаза, нос, уши.

Колючки, которые мы выполнили заранее, позволят нам отразить природные качества ежика и придать нашей работе объемность.

Этапы выполнения работы:

Дети нарезают квадратики и складываем по диагонали противоположные сторон. 3аполнить туловище ежа иголками: треугольники будем приклеивать рядышком рядами в шахматном порядке.

Заключительная часть:

Воспитатель: Сегодня вы ближе познакомились с лесным зверьком – ежом, узнали о нем много нового. А также вы хорошо поработали: ежики получились замечательные, они очень похожи на своих лесных братьев, такие же забавные и колючие. Я думаю, что с такими иголками вашим ежикам не страшен ни волк, ни лиса.

Ребята, а вы знаете, что ежику не всегда нравились его колючки. Хотите узнать, что такое могло случиться, чтобы ежик понял, как они ему необходимы?

Чтение педагогом стихотворения

П. Воронько «ЕЖИК»

«Ежик маленький сердит, он колючками покрыт:

-У других пушок и шерстка, и не колко, и не жестко.

Почему достались мне сто колючек на спине?

Серый волк подкрался сзади,

Но с клубком не смог он сладить:

Нос и губы поколол и голодный в лес ушел.

У ежа довольный вид: он колючками покрыт».

. Оснащение логопедического уголка в детском саду.

    Картинки по лексическим темам

    Каталог речевых игр

    Упражнения по артикулляционной гимнастике

    Упражнения дыхательной гимнастики

    Упражнения по пальчиковой гимнастике

    Игры на развитие фонематического слуха (цветные обозначения звуков)

    Художественные произведения по программе

    Словесные дидактические игры

    Чистоговорки, потешки, поговорки, предметные сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для составления рассказов

    Картинки с изображением явлений природы

    Профессий

    Техники специального назначения

    С изображением признаков предметов (светлый, темный, чистый, грязный)

    С изображением действий предметов (ложится спать, бегает)

    С изображением синонимов

    зеркало

« Когда в душистом сквозняке присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-ты многое заметишь, друг

Личинку тащит муравей, спешит куда-то меж корней.

Большой сосны на толстый сук уселся золотистый жук..» .

Такими словами началось путешествие в лес. На лесных дорожках ребята встретили многих насекомых: паука, бабочку, кузнечика, божью коровку и. д. познакомились с насекомыми, которых не увидишь на участке и в лесу.

Узнали ребята, что насекомые бывают не только полезными и вредными,

но и хищными: стрекоза, кузнечик, божья коровка т.д.

Но самым неприятным оказалось насекомое, от которого много не только неприятностей, но и вреда это - муха, которая разносит разные болезни. Рассмотрели схему превращения гусеницы в бабочку. Рисовали, лепили насекомых.



Непосредственно образовательная деятельность

Художественное творчество – лепка

Подготовительная группа

«Стрекоза и муравей»

Цель занятий

Обогащение знаний детей о стрекозах и муравьях

Задачи НОД:

Обогащать знания о стрекозах и муравьях.

развивать связную и выразительную речь;

Развивать навыки лепки:

Из целого куска пластилина;

Фигурки из составных частей с помощью примазывания.

Учить:

- создавать единую композицию;

- использовать дополнительно бросовый материал для дополнения композиции яркими деталями

:

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща; развивать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; формировать умение правильно вести себя, не перебивать других, выслушивать до конца, создание положительной атмосферы в группе;

формировать у детей потребность в активной двигательной деятельности

Предварительная работа

Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», рассматривание иллюстрации.

.

Демонстрационный материал к занятию

Презентация НОД, компьютер, игрушки насекомых.

Материалы, инструменты

Пластилин, стеки, бусинки, кусочки кальки, зубочистки, доски для работы, салфетки бумажные и матерчатые.

Ход НОД

Воспитатель : Ребята я вам сейчас прочитаю отрывок из произведения, а вы попробуйте

отгадать из какого произведения эти строки и кто автор этого произведения.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле:
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждый ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

Дети :

Это отрывок из басни Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей

Воспитатель: Замечательный писатель баснописец Иван Андреевич Крылов написал басню «Стрекоза и муравей». А теперь назовите мне, пожалуйста, главных героев этой басни.

Дети:

Стрекоза и муравей.

Воспитатель:

Да! Эти герои привлекают наше внимание. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием.

Воспитатель: А какая мораль этой басни?

Дети:

Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

Воспитатель:

Басня Ивана Андреевича Крылова учит нас быть трудолюбивыми, справедливыми, честными. Хотя в басне действуют насекомые, но мы то с вами понимаем, что речь здесь идёт о людях. Автор нам помогает оценить их поступки.

Давайте посмотрим. (Воспитатель демонстрирует иллюстрацию из книги)

Воспитатель:

Обратите внимание, на эти иллюстрации их нарисовали художники, чтобы мы не только могли слушать текст самой басни, но и хорошо могли представить себе, как выглядят герои басни (как одеты, черты лица), какой у них характер

Любых героев можно не только рисовать, но и делать их объёмными- лепить, вырезать, отливать в различные формы… Эту работу выполняют скульпторы. А работы их называются скульптурами. Эти скульптуры большие по размеру.

А вам я сегодня предлагаю побывать в роле скульпторов и слепить из пластилина героев нашей басни Стрекозу и Муравья.

Воспитатель:

Давайте, вспомним из каких частей состоит тело стрекозы (туловище - вытянутое,

голова – большая, круглая; глаза - выпучены; крылья - прозрачные, овальной формы.),

из каких частей состоит тело муравья (тельце муравья состоит из трёх частей - головы, груди и большого брюшка. Лепить брюшко, грудь и голову необходимо в форме конусов.

Затем добавляем шесть ножек их можно слепить из пластилина, а можно из веточек. Затем «оживляем» голову. Усики лепим из пластилина или сворачиваем из проволоки).

Методом примазывания необходимо соединить все эти детали, чтобы скульптура получилась целостной и устойчивой.

Работа предстоит большая, я предлагаю вам договориться, кто из вас будет лепить стрекозу, а кто муравья.

(Материал дети выбирают самостоятельно)

Прежде чем приступить к работе нам необходимо ручки наши разогреть.

(массаж кистей рук)

Самостоятельная деятельность детей.

Физкультминутка

(дети выполняют действия)

Муравей ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,
(Руки опущены, выполняем стряхивающее движение)

Муравья на землю смыл.
(Хлопок ладошками по коленкам.)

Солнце стало пригревать,
(
Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками )

Муравей ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу второй руки.)

Воспитатель:

Ну что, ребята, хорошо отдохнули? Продолжим нашу работу. Дети, во время работы вы можете пользоваться стеками. Работа предстоит непростая и кропотливая. Вам нужно заранее хорошо представить своего героя, а затем подобрать пластилин нужного цвета, придать ему задуманную форму. Пожалуйста, не забывайте делиться друг с другом пластилином нужного цвета, учитесь взаимовыручке.

Итог занятия:

В конце занятия проводится выставка детских работ и обсуждение, дети высказывают свое мнение по поводу каждой работы, советуют, что можно бы было сделать еще. Воспитатель отмечает удачные работы или отдельные элементы.

После занятия театрализованное представление

«Стрекоза и муравей»

Ведущая:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою,

Всё его одело.

Стрекоза:

Так недавно к нам в оконце Каждый день глядело солнце А теперь пора настала - В поле вьюга загуляла. Разбежалась с песней звонкой, Всё укрыла, как пелёнкой, Запушила снежным пухом - Стало всюду пусто, глухо.

Ведущая:

Злой тоской удручена. К муравью ползёт она.

Стрекоза:

Не оставь меня, кум милый, Дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней. Прокорми и обогрей.

Муравей:

Кумушка, мне странно это, Да работатала ль ты лето?

Ведущая:

Говорит ей Муравей.

Стрекоза:

До того ль, голубчик, было В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час Так, что, голову вскружило.

Муравей :

Ты всё пела? Это дело: Так поди же попляши!

Стрекоза:

Я лениться перестану (гладит муравьёв) Нянчить буду малышей, и помощницей вам стану, Только, братец, обогрей».

Муравей:

Так и быть, кума-соседка, Я не буду помнить зла


Алгоритм одевания

Чего нельзя делать в природе

!

Образовательные области:

1. Социально-коммуникативная.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Физическое развитие.

Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных.

Задачи:

1. Образовательные: Учить детей сравнивать домашних и диких животных.Находить сходства и различия.Дать представление о внешнем виде.Учить детей рассматривать картинку,отвечать на вопросы.
2. Развивающие: Развивать умение детей различать животных по размерам(большой-маленький). Развивать связанную речь, мышление, внимание, наблюдательность.
3. Воспитательные: Воспитывать детей проявлять заботу о животных.

Словарная работа: заучивание стихов.

Предварительная работа: рассматривание картинки с домашними и дикими животными.

Оборудование: Макеты животных, ферма, картинки с дикими и домашними животными, карточки с изображением животных.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: «Дети, а давайте вспомним и назовём каких животных мы с вами знаем.»
Дети: «Лиса, заяц, корова, лошадь, волк……»(перечисляют).
Восп: «Дети назовите сначала домашних животных».
Дети: «корова, лошадь…….»
Восп: «А где они живут?»
Дети: «Дома».
Восп: «Теперь назовите диких животных».
Дети: «Лиса, заяц, волк…..».
Восп: «А где они живут?»
Дети: «В лесу».
Восп: «Правильно ребята. А теперь скажите мне, кто ухаживает за домашними животными?»
Дети: «За ими ухаживает и заботится человек.»
Восп: «А скажите мне ребята, чем питаются дикие животные?»
Дети: «Зайцы едят капусту, траву. Лиса и волк питаются мелкими зверюшками.»
Восп: «Ребята, а давайте закроем с вами глаза, и скажем: «Раз, два, три, в Страну Зверушек попади.»»

Дети закрывают глаза и повторяют слова.

Восп: «Ну вот мы и попали в Страну Зверушек. Посмотрите сколько здесь разных зверушек.»

Дети оглядываются вокруг. Видят разных животных (мягкие игрушки, макеты диких и домашних животных, ферма).

Восп: «Дети, а давайте поможем животным: диких отправим в лес, а домашних на ферму.»

Дети делят животных на диких и домашних.

Восп: «Молодцы детки. А теперь поиграем в игру: «Кто как кричит?»

Восп: «А теперь поиграем в игру: «Кто где живёт?»

Показываются картинки с животными, дети отгадывают.

Физкульт минутка «Весело в лесу».

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (прыжки на месте)
По дорожкам прыг-прыг-прыг
Кто к зарядке не привык? (ходьба на месте)
Вот лиса идет по лесу,
Кто там скачет интересно? (прыжки на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (потягивания на носочках)
Но зайчата быстро скачут
Как же может быть иначе. (ходьба на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают.(Бег на месте)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса, (тянут руки вверх)
Тяжело вздыхает,(вдох и выдох)
Садится, отдыхает.(садятся дети)

Восп: «Молодцы ребята, садимся на стульчики. А какие стихи про животных вы знаете?»
Дети: «Медведи», «Лев», «Обезьяна», «Бурый медведь».
Восп: «Ребята послушайте новое стихотворение»

На кого похож тигрёнок?
Папа-тигр, тигрица-мама,
И детишки их тигрята.
Отдыхают на поляне
И играют как котята.
Только маленький тигрёнок
Вдвое больше взрослой кошки,
Он не возится с клубками
И не кушает из миски.
Тигр рычит уже с пеленок,
У него большие лапы…
Хочет маленький тигрёнок
Стать охотником как папа

Т. Алмазова (стихи про животных)

Восп: «А теперь ребята выполним следующее задание:
У вас на столах лежат картинки.
Вы должны каждому взрослому животному найти детёныша
(самостоятельная работа)
Восп: «Молодцы ребята,вы все задания выполнили. А теперь скажите мне: где могут жить животные?
Дети: «В лесу и дома у человека.Животные,которые живут в лесу называются дикими, а за которыми ухаживает человек-домашними.
Восп: «Детки давайте закроем глазки и Скажем: Раз, два, три в детский садик нас верни».

Дети закрывают глаза и проговаривают слова.

Методическая лит-ра:

1. Ушакова О.С.»Теория практика развития речи дошкольников».
2. Сфера 2008. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи во 2 ой младшей группе детского сада».
Конспект занятие по развитию речи в младшей группе В.В.Гербова.
3. Е.А.Савельева «Пальчиковые игры в стихах для дошкольников».
4. Е.В.Мурадова «Ознакомление с дошкольников с окружающим миром».

Разделы: Работа с дошкольниками

Занятие охватывает большой объем программного материала по теме “Дикие животные”, а также знакомит детей с дикими животными Кемеровской области. Занятие построено с учетом возрастных особенностей дошкольников, в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает отследить уровень знаний дошкольников и спланировать дальнейшую работу.

Дикие животные нашего края

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Цель занятия : обобщить знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные

  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области

Воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
  • Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным
  • Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность

Развивающие

  • Работа по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.;
  • Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один зайчонок, два зайчонка, десять зайчат т.д.).

Предварительная работа:

  • Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.
  • Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;
  • Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.).
  • Заучивание: Е. Трутнева “Белкина кладовка”, В.Степанов “Как живете? Что жуете?”, И. Токмакова “Медведь”, А. Блок “Зайчик”.
  • Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.
  • Разучивание подвижных игр “Заяц Егорка”, “Зайка беленький сидит”.
  • Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Материалы к занятию:

Иллюстрации к занятию “Дикие животные”, “Дикие животные Кемеровской области”, “Животные, которые жили на территории Кемеровской области много миллионов лет назад”, “Деревья Кемеровской области”, “Заповедники Кузбасса”, “Динозавр”. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч”, фанты для поощрения детей.

Список литературы:

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995.
  2. Волина В. Праздник Букваря. М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
  3. Скоролупова О.А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006.
  4. Сладков Н. Разговоры о животных. М.: “Стрекоза – Пресс”, 2002.
  5. Соболева А.В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
  6. Степанов В.А. Природа родного Кузбасса,

Интернет ресурсы:

  1. gsmnet.ru/logzhiv/logzhiv110.htm
  2. http://www.twirpx.com/file/618203/
  3. http://lik-kuzbassa.narod.ru/liki-zemli-kuzneckoy.htm

Ход занятия

Часть I

Введение

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о диких животных. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь (по мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет картинки с изображением животных).

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…(Белка).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)

Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Серенькая, маленькая,
хвост как шило. (Мышь)

С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,
знайте, дети, это…(Лось).

Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … (Кабан).

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

– Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

– О животных.

– Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.

Часть II

Рассказы детей о диких животных

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь. Для того чтобы организовать очерёдность детей, можно провести игру “Волшебный мячик”. Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера.

Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу “ волшебный мяч”.

Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

План

    Название животного.

    Что умеет делать?

    Чем питается?

    Как называют его детёнышей?

    Как называется его жилище.

Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.

Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться.

Физкультминутка “Дикие животные”:

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

Часть III

Рассказ воспитателя

Животные нашей Кемеровской области

Сегодня на занятии пойдёт разговор о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях, о животных, которые обитали в нашей Кемеровской области много миллионов лет назад, какими они были.

В Кемеровской области из крупных диких животных обитают лось и марал, косуля сибирская и северный олень. Из хищных животных наиболее распространены бурый медведь, рысь и рассомаха.

Есть в нашей области место на берегу реки Кии – единственное в нашей стране “кладбище динозавров”. В окрестностях села Шестаково на правом берегу реки под землёй сокрыто огромное количество костей животных, населявших землю более 130 миллионов лет назад. Здесь был найден скелет динозавра, которого нарекли “пситтакозавр сибирикус”. Это небольшой двухметровый динозавр с необычной формой головы и клювом, как у попугая. Пятьдесят миллионов лет назад климат Сибири был значительно теплее, и растительность резко отличалась от современной. Вместо тайги простирались теплолюбивые леса из бука, ольхи, липы, клена, дуба и грецкого ореха. Лиственные леса шумели даже там, где сейчас простирается тундра. В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты. Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн!

Физкультминутка “Звериная зарядка”:

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Часть IV

Заключение

Воспитатель:

– Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”. Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру.

Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фанты или фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фанты, и определяется победитель.