Почти три года назад (тогда мне было 28) я работала копирайтером в «Яндексе» и очень хотела стать маркетологом. Я много читала о маркетинге, но сложно сделать так, чтобы в старой компании тебя начали серьезно воспринимать в новой профессии.

Я подумывала пойти на второе высшее - по маркетингу, но не могла решиться. В заочку я не верю, учиться очно - слишком дорого в плане упущенной прибыли (неполученная зарплата). Оставалось вечернее отделение. Но у меня к тому моменту уже была семья и трехлетний ребенок - не хотелось отнимать у него вечера в течение многих лет.

Время шло - ничего не происходило.

КНИГА

Не помню, как я купила книгу Олега Тинькова «Я такой как все». Но помню, что я прочитала ее взахлеб в электронном виде за две трехчасовые поездки и потом очень удивлялась в магазине, когда увидела, какая она толстенная. :)

Сердце забилось на одном абзаце - я узнала, что Олег несколько месяцев учился маркетингу в Беркли. Интенсив по маркетингу у профессоров Калифорнийского университета - звучало очень круто:

Я два с половиной года отучился в Горном институте и шесть месяцев в Беркли - эти две модели обучения даже сравнивать нельзя. Я официально заявляю, что российские учебные заведения - это детский сад. Это списывания и шпаргалки. Ни о чем. В Америке же идет серьезная работа. Пахота. Говоря по-русски, я просто зае…лся. Там очень сложные экзамены, я их сдавал еле-еле, на троечки, и горд, что у меня висит в кабинете этот диплом. А главное, я как губка впитывал все и хорошо подготовился к своему следующему прорыву - пивному бизнесу. После Беркли уже точно знал, что, как и почему.

ПОСЛЕ

Мы ехали ночью по трассе, муж засыпал за рулем, я читала на заднем сиденье. Под ложечкой засосало, когда я разрешила себе допустить эту идею в принципе - поехать учиться маркетингу в Штаты. Поначалу это кажется слишком смелой идеей, когда у тебя трехлетний ребенок, вы снимаете квартиру, а сбережений едва хватило бы на минимальный взнос для ипотеки в Подмосковье. Но история Тинькова как раз про «таких как все» - она заразила меня чувством безграничных возможностей, и я тут же высказала свою идею мужу, который сразу перестал клевать носом и, кажется, был не против, чтобы я навела справки.

Университет в Беркли соответствовал моим параметрам - быстро, у лучших профессоров и красивый логотип на дипломе.)


Калифорнийский университет в Беркли

К тому же рядом Сан-Франциско, Силиконовая долина и знаменитые калифорнийские пляжи.

Далее встал вопрос цены - поначалу $19 500 казались огромной суммой. По мере того как я узнавала цены на обучение в лучших ВУЗах Москвы и умножала на три года, cумма уже не казалась такой огромной. Точнее, эти две суммы оказывались идентичными. Разница в том, что в московском ВУЗе от диплома меня отделяло бы три года учебы по вечерам, а в Беркли - несколько месяцев «пахоты» днем и ночью.

Я выбрала четырехмесячный курс, который включал такие предметы:

Я училась у соавтора книг Дэвида Аакера по стратегии, у бывшей главы дальневосточного подразделения Colgate-Palmolive, у консультанта British Airways, бывшего профессора Стэнфорда и многих преподавателей с не менее крутым послужным списком. Некоторые учили весьма необычными методами. =)

Контингент учеников очень разнообразный, 90% - «такие как все» из разных стран. Некоторые продали квартиры, машины, чтобы быть здесь. За других платили компании, за третьих - родители.

К сожалению, русских среди нас было крайне мало. Мои знакомые, которые легко находили 20 тыс. долларов, чтобы обновить авто, очень удивлялись, как я могла найти те же деньги на образование. Официальная статистика участников моей программы по странам мира:

Проделав весь этот путь и потратив все сбережения, я не могла себе позволить учиться на тройки (я все же не Тиньков), хотя спать иногда хотелось. На фото - китайский студент спит на парте во время ланч-брейка, бедняга.

Я не считаю, что оценки - это важно. Гораздо важнее - общение со спецами, кейсы, ссылки и идеи, взятые на карандаш. Но для очистки совести я делала все, чтобы получить все «A». Тем более что это было захватывающе. Насколько мне известно, в моей группе нас было всего двое, кому это удалось, - я и японец Йохей. У него было на пару минусов меньше, поэтому на выпускном выступать с речью пришлось ему:)

Транскрипт моих оценок - столбик GRADE.

ИТОГО

Наверное, если бы не книга, я так и работала бы до сих пор копирайтером в Яндексе. Книга не просто дала мне идею, куда именно пойти учиться, но «вытолкнула» меня из состояния «мамаши», копящей на ипотеку, годами работая на насиженном теплом месте (в Яндексе действительно очень тепло - во всех смыслах слова).

Вот уже два года я - маркетолог в «Манн, Иванов и Фербер» и нереально счастлива, делая эту работу. Хотя, по недавним подсчетам, потраченные деньги все еще не отбила. Но это не важно. Я устроилась в издательство именно потому, что книги меняют жизни людей. Я не жду от книг бизнес-идей на миллион долларов, но знаю, что они точат мое сознание и каждый раз я становлюсь способна на большее. Важно, что с вами после книги произошло. Перемены бесценны. :)

Если у вас есть истории о полезных книгах, которые изменили вашу жизнь, отправляйте их в издательство на мейл [email protected]. Не забудьте разбавить текст фотосвидетельствами ваших достижений. Самые интересные истории будут опубликованы на Лайфхакере в рубрике «ДО и ПОСЛЕ». В начале лета три истории, набравшие самое большое число просмотров, получат народную славу и по пять бизнес-книг от издательства «Манн, Иванов и Фербер» - на выбор победителей.

Университет с отдельной парковкой для Нобелевских лауреатов, Беркли славится как один из лучших в мире вузов по подготовке физиков, экономистов и специалистов по высоким технологиям. Высоко котируется диплом бизнес-школы Хаас, а сам университет постоянно занимает верхние строчки в рейтингах.

История

Университет Беркли уступает о возрасту не только европейским вузам, но и учебным заведениям Восточного побережья США. История американского Запада, который часто называют “Диким”, совсем другая, и местные университеты были основаны не первыми переселенцами из Старого Света, а американцами, открывающими для себя новые регионы. Основан Беркли был в 1868 году в разгар Золотой лихорадки. Сейчас университет Беркли входит в систему государственных Калифорнийских университетов, объединяющую 10 вузов, но в 19 веке Беркли был первым и единственным университетом в только что образованном штате. К тому времени уже существовал частный Калифорнийский колледж (College of California) и государственный Колледж сельского хозяйства, горного и механического дела (Agricultural, Mining, and Mechanical Arts College). Путем слияния этих учебных заведений и был образован университет Беркли.

В начале 20 века новый президент университета смог добиться привлечения в вуз новых преподавателей, а также обеспечил финансирование научных исследований и стипендий. К середине века Беркли был известен в мире как крупный научно-исследовательский центр. Во время Второй мировой войны здесь велись исследования по созданию атомной бомбы. В 1960-е годы университет оказался в центре студенческих волнений, и хотя накал политической активности давно спал, университет Беркли до сих пор славится либеральной атмосферой и пацифистскими настроениями. Сам городок Беркли известен как “Город обучения” (City of Learning).

Программы

Беркли предлагает почти 8 тыс. курсов и 350 программ, ведущих к получению диплома бакалавра, магистра или степени доктора наук (PhD). Университет занимает первое место среди по числу ежегодно присуждаемых докторских степеней. Беркли - это многопрофильный университет, в котором можно изучать гуманитарные, естественные и технические науки. Самой большой популярностью пользуются программы по специализации “Компьютерные науки”, “Экономика”, “Политология”, “Деловое администрирование” и “Психология”.

Число учащихся : в университете Беркли учится более 36 тыс. студентов, при этом почти 26 тыс. составляют учащиеся бакалавриата.

Знаменитые выпускники . В Беркли учились медиамагнат Уильям Рэндольф Херст, актер Грегори Пэк, со-основатель компании Apple Стив Возняк, председатель Совета директоров компании Google Эрик Шмидт и 29 Нобелевских лауреатов. В Беркли учился, но университет не закончил писатель Джек Лондон.

СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА

Университет Беркли состоит из 14 колледжей и школ, большая часть которых разделена на департаменты-кафедры. В отличие от многих других университетов, колледж в Беркли не является подразделением исключительно бакалавриата. Во многих колледжах Беркли можно получить диплом магистра и заниматься научно-исследовательской работой, ведущей к степени доктора наук (PhD).

  • Колледж гуманитарных и естественных наук (College of Letters and Science) - самый большой колледж в составе Беркли. Состоит из 60 департаментов-кафедр и предлагает программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по направлениям “Биология”, “Искусство”, “Гуманитарные науки”, “Физика” и “Социальные науки”.
    Сайт колледжа: www.ls.berkeley.edu
  • Школа бизнеса имени Уолтера Хааса (Haas School of Business) - престижная бизнес-школа, где можно получить диплом магистра делового администрирования (MBA), а также докторскую степень в области бизнеса и экономики.
    Сайт школы: www.haas.berkeley.edu
  • Колледж химии (College of Chemistry) состоит из департамента “Химии” и “Химической и биомолекулярной инженерии”. Предлагаются программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
    Сайт колледжа: www.chemistry.berkeley.edu
  • Высшая школа образования (Graduate School of Education) готовит педагогов, госслужащих и законодателей для сферы образования.
    Сайт школы: www.gse.berkeley.edu
  • Колледж прикладных наук (College of Engineering) предлагает программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по специальности “Биоинженерия”, “Инженерия окружающей среды”, “Компьютерные науки”, “Индустриальная инженерия”, “Наука о материалах”, “Механическая инженерия” и “Ядерная инженерия”.
    Сайт колледжа: www.engineering.berkeley.edu
  • Колледж дизайна окружающей среды (College of Environmental Design) присуждает степени бакалавра, магистра и доктора наук со специализацией “Архитектура”, “Ланшдафтная архитектура” и “Городское и региональное планирование”.
    Сайт колледжа: www.ced.berkeley.edu
  • Школа информации (School of Information) - самая молодая и маленькая школа в составе Беркли. Школа предлагает программы магистратуры и аспирантуры, направленные на научно-исследовательскую работу в области создания и передачи информации. В числе изучаемых предметов - компьютерные науки, дизайн, социология, менеджмент и право.
    Сайт школы: www.ischool.berkeley.edu
  • Высшая школа журналистики (Graduate School of Journalism) - престижный факультет журналистики, на котором можно получить диплом магистра.
    Сайт школы: www.journalism.berkeley.edu
  • Школа права (School of Law) - очень уважаемое подразделение университета Беркли, на которое ежегодно из 7 тыс. поступающих принимают меньше трех сотен.
    Сайт школы: www.law.berkeley.edu
  • Колледж природных ресурсов (College of Natural Resources) включает кафедры экономики в сельском хозяйстве, экологии, менеджмента в области сельского хозяйства и защиты окружающей среды. Присуждаются степени бакалавра, магистра и доктора наук.
    Сайт колледжа: www.nature.berkeley.edu
  • Школа оптометрии (School of Optometry) занимается научно-исследовательской и преподавательской работой в области оптометрии.
    Сайт школы: www.optometry.berkeley.edu
  • Школа здравоохранения (School of Public Health) предлагает программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в области биостатистики, эпидемиологии, менеджмент в здравоохранении, вакцинологии, питания, здоровья матери и ребенка.
    Сайт школы: www.sph.berkeley.edu
  • Школа государственной политики Ричарда и Роды Голдман (Richard and Rhoda Goldman School of Public Policy) присуждает степени магистра и доктора наук в области государственного управления.
    Сайт школы: www.gspp.berkeley.edu
  • Школа социального обеспечения (School of Social Welfare) готовит специалистов социальной службы и занимается исследованиями в области социальной политики.
    Сайт школы: www.socialwelfare.berkeley.edu

В структуру университета также входят три центральные библиотеки, 18 специализированных и 11 библиотек узкой направленности.

УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

Бакалавриат

В бакалавриат Беркли могут поступать выпускники средних школ, в том числе и российских. Приемная комиссия при рассмотрении заявок учитывает два основных момента - удовлетворение требованиям университета и отбор самых лучших студентов из подавших заявки абитуриентов. Поэтому важно все - и оценки, и академические успехи, и личные качества.

Поступающие должны предоставить результаты тестов ACT Plus Writing или SAT Reasoning Test, сведения о полученных в средней школе оценках (если вы планируете начать обучение в университете сразу после школы, но не нужно дожидаться получение аттестата - можно предоставить транскрипты оценок, начиная с 9 класса, а официальный аттестат предоставить после его получения и зачисления в университет). Рекомендации не являются обязательными для поступления в бакалавриат, но некоторые школы и факультеты могут их потребовать.

Абитуриенты, получившие среднее образование не на английском языке, должны предоставить также результаты экзаменов TOEFL или IELTS.

Общая информация для поступающих в бакалавриат: www.admissions.berkeley.edu

Информация для иностранцев, поступающих в баклавриат: www.admissions.berkeley.edu/internationalstudents

Магистратура и аспирантура

Базовыми требованиями для поступлению на постдипломные программы в Беркли являются диплом бакалавра, высокий средний балл по диплому и необходимый опыт для научно-исследовательской работы (особенно это важно для поступающих в аспирантуру).

Помимо базовых требований, многие школы и факультеты имеют свои требования, в том числе результаты экзаменов GRE или GMAT. Заранее уточните, какие именно требования для поступления на выбранную вами специализацию. Иностранцы, получившее образование не на английском языке, также обязаны предоставить результаты теста TOEFL. Понадобятся также три рекомендации, а в некоторых случаях еще эссе или мотивационное письмо, почему вы хотитет обучаться именно на этой программе и именно в Беркли.

Информация для поступающих в магистратуру и аспирантуру: www.grad.berkeley.edu/admissions/apply/

MBA

Основными критериями для отбора в бизнес-школу являются профессиональный опыт кандидата, академические способности и личные качества. Поступающие должны заполнить заявку онлайн, приложить к ней резюме, эссе, рекомендации, транскрипты полученных оценок (например, в бакалавриате), результаты теста GMAT или GRE, результаты тестов TOEFL или IELTS. После рассмотрения заявки бизнес-школа приглашает кандидатов на собеседование, которое может проводиться на кампусе или в разных городах мира.

Информация для поступающих в бизнес-школу: www.mba.haas.berkeley.edu/admissions/

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ (в год):

  • Бакалавриат. 13 тыс. долл.
  • Магистратура. От 13 до 29 тыс. долл. Самые дорогими являются программы по специализации “Бизнес”, “Право”, “Медицина”, “Архитектура”.
  • Аспирантура. От 13 до 29 тыс. долл. Стоимость обучения обычно покрывается стипендиями и грантами. Аспиранты также получают зарплату за преподавательскю и научно-исследовательскую работу.
  • MBA. 28 тыс. долл.

Стипендии

Более 60% студентов бакалавриата получают финансовую помощь для оплаты обучения - полной или частичной. Чаще всего стипендии выделяются внешними частными фондами. Около трети студентов получают стипендию на основании невысокого дохода семьи. Согласно статистике, в Беркли на стипендии учится больше студентов из семей с маленьким доходом больше, чем во всех университетах Лиги плюща вместе взятых.

Общая информация о финансовой помощи для студентов Беркли: www.berkeley.edu/apply/aid.shtml

Информация о стипендиях и грантах для студентов бакалавриата: www.admissions.berkeley.edu/typesofaid

Студенты магистратуры и аспирантуры могут получить стипендию или грант на исследования. Как правило, все аспиранты получают финансовую помощь в разных видах, покрывающую стоимость обучения.

Информация о стипендиях для студентов магистратуры и аспирантуры: www.grad.berkeley.edu/financial/fellowships/

Университет Калифорнии в Беркли

Указанная на сайте стоимость программ включает не только полный пакет услуг (в том числе оформление визы, страховки, банковский перевод, круглосуточную связь с родителями и мониторинг путешественника в период поездки, многомиллионные финансовые гарантии и официальный детальный договор, одобренный надзорным ведомством), но и особый, индивидуальный сервис для каждого ученика/студента «Альбион+ »: тестирование до отъезда, организация подготовки к занятиям в летней школе до начала поездки, составление плана индивидуальной подготовки в период пребывания в летней школе, контроль выполнения индивидуальных заданий зарубежными преподавателями, подробный отчёт по итогам образовательной поездки.

Уровень сервиса и возможностей «Альбиона» позволяет также по желанию родителей организовать в период пребывания студента в Летней школе встречи с мировыми знаменитостями, визиты в научные лаборатории и творческие мастерские, знакомство с работой всемирно известных университетов и компаний.

Условия размещения:

Студенты проживают в резиденции университета на территории кампуса. Современные комнаты рассчитаны на размещение двух человек. Туалеты и ванные комнаты имеются в достаточном количестве на каждом этаже. В каждой резиденции есть общие зоны отдыха, где ребята могут отдохнуть, пообщаться, посмотреть телевизор или поиграть в игры.
В программу включено трехразовое сбалансированное питание. В воскресенье студентам предлагается поздний завтрак, совмещенный с обедом (бранч). Во время экскурсий студенты получают пакетированный обед.

Описание учебного центра:

Сан-Франциско является мировым туристическим центром, и славится своими летними холодными туманами, крутыми холмами и сочетанием викторианской и современной архитектуры. В число достопримечательностей города входят: мост «Золотые Ворота», остров Алькатрас, система канатных трамваев, башня Койт и Чайна-таун. В годы золотой лихорадки в город приехало очень много китайских рабочих для работы на золотых шахтах, а в будущем - для работы на трансконтинентальной железной дороге. Китайский квартал был и остается одним из самых больших в стране. Пятая часть жителей Сан-Франциско - китайцы, это одна из самых крупных китайских диаспор в мире. Климат в Сан-Франциско в общем схож со средиземноморским климатом, характеризуется мягкой мокрой зимой и тёплым сухим летом. Сан-Франциско с трёх сторон окружен водой, поэтому на его климат влияет довольно прохладный в этом районе из-за холодных течений Тихий океан, что обуславливает мягкий климат с небольшими сезонными колебаниями температуры.
Сан-Франциско находится вблизи двух тектонических разломов, являющихся причиной частых землетрясений. Небольшие землетрясения в районе залива Сан-Франциско происходят с периодической постоянностью.
Летняя программа для подростков проводится в Калифорнийском Университете в Беркли - старейшем из десяти кампусов Калифорнийского университета. Согласно многочисленным рейтингам это - лучший государственный университет в США. Он был основан в 1868 году, занимает территорию площадью около 5 км². Пользуется мировой известностью как один из лучших центров для подготовки специалистов по компьютерным технологиям, экономике, физике. Физики из Беркли сыграли ключевую роль в разработке атомной бомбы во время Второй мировой войны и водородной бомбы после неё. Учёные из Беркли изобрели циклотрон, исследовали антипротон, сыграли ключевую роль в разработке лазера, объяснили процессы, лежащие в основе фотосинтеза, открыли множество химических элементов, включая сиборгий, плутоний, берклий, лоуренсий и калифорний. Из стен университета вышли 20 нобелевских лауреатов.

Студенты тестируются в начале курса, а также по его завершению для наглядного представления о прогрессе каждого студента. В конце программы студенты получают сертификаты.
Занятия проходят пять дней в неделю (с понедельника по пятницу) по 4 урока в день в группах не более 15 человек. Уроки могут проходить как в утренние часы, так и во второй половине дня. Уроки разделены на две части. Первая часть: языковое погружение, включающее освоение грамматики и словарного запаса через задачи и упражнения. Вторая часть: мероприятия на улучшения навыков беглости речи. Для этого студентам предлагаются различные проекты, например, дизайн вебсайта или постера, постановка небольшой пьесы и т.д. Студентам выдаются учебные материалы, рассчитанные на двухнедельную программу и раскрывающие следующие темы: американская жизнь; деньги, числа и шоппинг; еда и диета; хобби и спорт; школа и работа; здоровье; погода и сезоны; развлечения и слава.
К каждой экскурсии студенты готовятся заранее на уроках, изучая краткую информацию о посещаемом месте.

Спорт:

футбол, волейбол, теннис, плавание, бейсбол, настольный теннис, баскетбол, бадминтон

Экскурсии и развлекательная программа:

После занятий и по вечерам студентам предоставляется шанс принять участие в культурных и досуговых мероприятиях, которые расширяют их познавательный опыт. Наряду с занятиями многочисленными видами спорта организуются различные мероприятия, включая искусство, драму, экскурсии по местным достопримечательностям, танцы и многое другое.
По субботам организованы экскурсии на целый день, по воскресеньям - экскурсии на полдня, или мероприятия на территории лагеря. В перечне экскурсионных поездок и визитов: Сан Франциско - Golden Gate Bridge, Union Square, Chinatown, Fisherman’s Wharf (в числе достопримечательностей Рыбацкой пристани - Морской национальный исторический парк Сан-Франциско, консервный завод, старая шоколадная фабрика, площадь Гирарделли, музей механики и музей восковых фигур, многочисленные рестораны и стенды по продаже морепродуктов), Санта-Крус, Беркли, Окленд.

Стоимость обучения:

Актуальную стоимость программы можно уточнить, позвонив в компанию "Альбион" по телефону, или отправив письмо по электронной почте

Сегодня выпускникам элитных иностранных университетов на рынке труда достаточно легко найти себе работу. Они пользуются спросом во многих крупных компаниях и организациях. И это объяснимо: получаемое подразумевает у студентов наличие востребованных умений и хорошее усвоение актуальных знаний. В списке лучших мировых вузов уже давно стабильно состоят многие университеты США.

Лучшие американские учебные заведения

Вряд ли найдется человек, который не знает, как престижно учиться в Принстоне, Йеле или Гарварде. Эти являются членами знаменитой «Лиги плюща» - восьми самых лучших американских вузов. Поступить в них могут только от шести до десяти процентов иностранных граждан. Именно эти учебные заведения и возглавляют США. Это Колумбийский, Гарвардский, Принстонский, Йельский, Брауновский, Корнельский и Дортмундский элитные вузы.

Преимущества обучения в США

Лучшими американскими учебными заведениями предлагается сбалансированная учебная программа, разработанная преподавателями, имеющими мировую славу. Обучение в университетах США дает возможность студентам получать знания, которые им дают выдающиеся профессора, мировые лидеры, главы крупных компаний. По статистике около девяноста пяти процентов выпускников вузов «Лиги плюща» уже в течение шести месяцев после получения диплома об окончании находят себе достаточно высокооплачиваемую работу. Многие из них занимают сегодня весьма престижные должности, ну а наиболее талантливые стали лауреатами Нобелевской или

В библиотеках американских университетов собрано огромное количество книг и журналов, публикаций, редких рукописей. Их изучение обеспечивает студентам получение обширной базы знаний в любом направлении. Самая внушительная библиотека, которой гордится Columbia University в Нью-Йорке, состоит из более десяти миллионов книг.

Выбирая США для получения высшего образования, многие, в том числе и россияне, делают ставку на прогрессивность. Ведь обучение в престижных мировых вузах становится шансом стать членом развитого общества.

Государственный или частный

В настоящее время наболевший вопрос о том, куда же пойти учиться, получил новый смысловой оттенок. Абитуриенты встают перед выбором: куда лучше нести документы - в государственный или частный вуз.

В нашей стране уже изначально установлено, что госуниверситет обязательно выдает более престижный, надежный и, главное, качественный диплом. Однако за рубежом такая постановка вопроса полностью отсутствует. Например, согласно американской системе высшего образования, ни один вуз не подлежит государственному управлению. Учебные заведения, которые расположены на территории конкретного штата, местными властями только контролируются и лицензируются. Однако они ни в коем случае не вмешиваются в аккредитацию и тем более не гарантируют качество обучения. Эти две функции возложены на негосударственные и независимые организации.

Где лучше учиться

На вопрос о том, какие американские учебные заведения являются более престижными - частные или государственные университеты США, однозначно ответить невозможно. Согласно опросам, в список наиболее популярных в мировом масштабе входят и первые, и вторые. При этом нужно отметить, что в перечень так называемой Ivy League - «Лиги плюща», куда входят старейшие американские университеты, предоставляющие наиболее фундаментальные знания и качественное образование, включены главным образом именно частные вузы.

Но в данном случае ценится именно имя вуза, а не форма его собственности. При этом и многие крупные государственные общеобразовательные учреждения имеют богатые традиции и достаточно долгую историю. Они тесно взаимодействуют с руководством штатов, на территории которого располагаются, а в некоторых случаях и финансируются из бюджета власти. Как правило, государственные университеты США организуются как центры научной и общественной жизни территориального подразделения и привлекают множество иностранных граждан. А поскольку обучение в них стоит более дешево, чем учеба в частных вузах, и вместе с тем они более престижны, то и популярность их намного выше.

Государственные университеты функционируют и в мегаполисах, и в небольших населенных пунктах. Многие из них обладают широкой сетью филиалов - кампусов, разбросанных по всей территории штата.

Оплата

Государственные высшие учебные учреждения управляются специально организованными советами попечителей. Они находятся в различной степени зависимости от государства. Как правило, высшие учебные заведения в США контролируются региональными властями и не подчиняются федеральному ведомству образования - министерству.

Благодаря финансовой поддержке, получаемой от государства, стоимость обучения в таких вузах несколько ниже, чем в частных университетах. Однако она все равно достаточно высока. К тому же, как во многих странах, она из года в год вырастает, поэтому американцам со средним достатком приходится обращаться за банковским займом на учебу в государственном вузе.

The University of California

Калифорнийский университет является одним из известнейших научных и учебных центров в мире. Этот вуз делит третье место в рейтинге с Мичиганским высшим учебным заведением. Оба этих университета считаются самыми престижными в США.

В разных подразделениях University of California (UC) сегодня обучается более двухсот тысяч студентов. Калифорнийский университет был преобразован в 1868 году из одноименного колледжа. Среди его выпускников и лекторов есть нобелевские лауреаты и обладатели многих престижных премий в различных сферах науки и искусства.

Калифорнийский вуз готовит специалистов в бизнесе и экономике, медицине и общественных связях, экологии и сельском хозяйстве. Студентам на выбор предлагается несколько сотен научных и учебных программ.

The University of California - это конгломерат из одиннадцати кампусов - студенческих городков, которые расположены во многих городах штата Калифорния. Главный из них находится в Кроме него, есть подразделения в Бельмонте, Девисе, Ирвайне, Лос-Анджелесе, Риверсайде, Мерседе, Сан-Франциско, Сан-Диего, Санта-Барбаре и в Санта-Крузе. Кроме того, в состав университета входит институт океанографии Скриппса и колледж права Хейстингса.

Кампус в Беркли

Являющийся частью системы Калифорнийского университета, этот филиал состоит из десяти самостоятельных вузов, каждый из которых является автономным и имеет собственную администрацию и финансы. Университет Беркли - старейший в конгломерате кампусов UC. Он расположен в одноименном городе, недалеко от Сан-Франциско. Калифорнийский университет в Беркли - единственное государственное учебное заведение, входящее в число двадцати пяти лучших вузов США.

История

В 1866 году землю, на которой университет Беркли сегодня расположен, купил частный колледж. Но поскольку он испытывал недостаток в финансовых средствах, то в конце концов ему пришлось объединиться с управляемыми местными властями штата промышленным и сельскохозяйственным учебными заведениями. Учредительный документ, согласно которому был создан объединенный университет в Беркли, подписал Г. Хаит. Произошло это 23 марта 1868 года.

Свою деятельность Калифорнийский университет в Беркли начал в сентябре следующего года. В 1871-м Совет регентов вуза постановил принимать в него на равных основаниях с мужчинами и женщин. Это было очень прогрессивным решением для того времени.

Развитие

Тому, чтобы учебное заведение нормально функционировало, немало способствовали пожертвования, получаемые от семьи Херстов - магнатов, которые начали спонсировать вуз с последнего десятилетия девятнадцатого века. Будучи государственным, университет в Беркли успешно привлекал на образовательные цели и для проведения исследований и частные Однако во времена финансирование резко сократилось. Тем не менее университет Беркли смог удержать лидирующие позиции в системе высшего образования США. К 1942 году, судя по образовательного Совета, Беркли по многим пунктам занимал после Гарварда второе место.

Во время Второй мировой немалую роль в процессе разработки атомного оружия сыграла и университетская Радиационная лаборатория. Например, открытие профессором Г. Сиборгом плутония немало этому поспособствовало.

Обучение в бакалавриате

Плата за учебу в университете Беркли по первой ступени составляет в среднем около тридцати тысяч долларов с проживанием в кампусе. В эту сумму входят обучение, жилье, питание, затраты на книги и другие необходимые пособия. Кроме того, студентам приходится платить деньги и на личные нужды, и на транспорт. Тем не менее стоимость обучения в университете в Беркли ощутимо ниже, чем в остальных ведущих исследовательских вузах. Это обусловлено государственным статусом. Кроме того, примерно семьдесят пять процентов студентов, обучающихся по программе бакалавриата, получают определенную финансовую помощь.

Стоимость учебы по магистерским или докторским программам намного выше. Она составляет около 33 тысяч долларов для жителей данного штата и почти 50 - для нерезидентов.

Подразделения

При 130 факультетах данного вуза организовано 14 школ и колледжей. Последние предусмотрены только для студентов. В свою очередь «школы» бывают аспирантскими. Колледжи имеют следующие специализации: по химии, внешнему дизайну, литературе и науке, природным ресурсам. В списке школ - педагогическая, юридическая, медицинская, государственной политики имени Голдмана, социальной защиты. Есть также направленность по журналистике и информационным технологиям. Однако самой популярной является Школа бизнеса, названная в честь Уолтера Хааса.

Статистика

Университет Беркли сегодня имеет более 50 тысяч абитуриентов, из которых только 25% будут зачислены в вуз. Общее количество студентов составляет почти 40 тысяч, из которых 11 000 обучающихся приходится на магистратуру и докторантуру.

Студентов Бакалавров Магистров и докторов Преподавателей Цвета

Университет пользуется мировой известностью как один из лучших центров подготовки специалистов по компьютерным и IT-технологиям, экономике, физике. Физики из Беркли сыграли ключевую роль в разработке атомной бомбы во время Второй мировой войны и водородной бомбы после неё. Учёные из Беркли изобрели циклотрон , исследовали антипротон , сыграли ключевую роль в разработке лазера , объяснили процессы, лежащие в основе фотосинтеза , открыли множество химических элементов, включая сиборгий , плутоний , берклий , лоуренсий и калифорний . Именно в Беркли получила начало операционная система BSD лицензия BSD ) .

Беркли известен своей историей студенческого активизма. Наиболее известные акции: Движение за Свободу Слова в 1964 году - акция протеста, начавшаяся после попытки университета убрать распространителей политических памфлетов из кампуса и Восстание в народном парке в 1968 году , состоявшееся во время волны протестов иностранных студентов, прокатившаяся в 1960-х годах , ассоциированная с культурой «хиппи ». Однако, несмотря на студенческий активизм и бунтарство, кампус Беркли со своими многочисленными зелеными уголками и зданиями, известными своей архитектурой, удивительно спокоен.

История

В 1866 году территория, где сейчас находится кампус Беркли, приобретена частным Калифорнийским колледжем, основанным конгренатским священником Генри Дюрантом в 1855 году . Не имея достаточно денег для существования, 23 мая 1868 года Калифорнийский колледж слился с государственным Колледжем сельского хозяйства, горного и механического дела , сформировав тем самым Университет Калифорнии. Дюрант стал первым президентом университета. В 1869 году университет открылся в Окленде в зданиях бывшего Калифорнийского колледжа . В 1873 году , после завершения строительства здания Северного и Южного холлов, университет переехал в Беркли. На тот момент там училось 167 молодых людей и 222 девушек-студентов .

Университет достиг зрелости под руководством Бенджамина Иде Уилера , который был президентом университета с по 1919 год . Его репутация выросла, когда президент сумел привлечь новых преподавателей в университет и обеспечить фонды для исследований и стипендий . Кампус начал выглядеть как современный университет со зданиями в стиле бозара и неоклассицизма , построенными архитектором Джоном Галеном Говардом . Эти здания формируют ядро современной архитектуры в Беркли.

Роберт Гордон Спраул занял президентское кресло в 1930 году , и за время его управления в течение 28 лет Беркли приобрел международную известность как один из крупнейших университетских научных центров. Перед тем как занять должность, Спраул совершает шестимесячную поездку в другие известные университеты и колледжи мира, как с целью изучить их методы обучения и управления, так и наладить связи, с помощью которых он мог бы привлекать талантливых ученых в свой университет в будущем .

Несмотря на снижение финансирования во время Великой депрессии и Второй мировой войны, Спраул поддерживал уровень науки и образования, привлекая частные фонды. В 1942 году Американский совет образования назвал Беркли вторым, после Гарварда , университетом по числу выдающихся факультетов .

В течение Второй мировой войны, Национальная лаборатория имени Лоуренса в Беркли начала работать с американской армией над разработкой атомной бомбы, основанной на передовых исследованиях Беркли в области ядерной физики (учитывая секретное тогда открытие плутония Гленном Сиборгом). Профессор физики Роберт Оппенгеймер назначен научным руководителем Манхэттенского проекта в 1942 году . Комната 307 в Холле Гилмана , где Сиборг открыл плутоний , сейчас является исторической достопримечательностью. Две другие лаборатории, которые управляются Университетом Калифорнии, Лос-Аламосская и Ливерморская , основаны в то же время в и 1952 годах соответственно.

Академические достижения университета немного пострадали от студенческих беспорядков во время Движения за Свободу Слова в 1964 году . Студенческие протесты продолжились до начала 1970-х годов , иногда даже более агрессивных, чем в прошлом. Антивоенные кампании превращались в бунты: так, в 1967 году полиция вынуждена использовать слезоточивый газ против толпы. В 1969 году группа студентов Беркли захватила пустую территорию «Народного парка» , на которой Университет планировал построить общежитие. Калифорнийский губернатор Рональд Рейган , который обещал во время избирательной кампании «очистить от мусора» Беркли, отстранил ректора Керра спустя несколько недель после того, как тот занял пост, потому что Керр отказался запретить Движение за Свободу Слова. Кампус в результате был занят войсками Национальной гвардии. Университет впоследствии сдался, но только после того, как несколько десятков человек были госпитализированы, один полицейский ранен и один студент убит .

Сейчас студенты Беркли гораздо менее политически активны, даже по сравнению с преподавателями, и их мнения ближе к точке зрения большинства американцев . Но университет и сейчас является одним из главных центров протестов против войн в Афганистане и Ираке .

Структура университета

Ректоры

Должность ректора создана в 1952 году при реорганизации Университета Калифорнии, с того момента пост занимали десять ректоров (и один исполняющий обязанности ректора):

  1. Кларк Керр (1952-1958)
  2. Гленн Сиборг (1958-1961)
  3. Эдвард Стронг (1961-1965)
  4. Мартин Меерсон (1965, acting)
  5. Роджер Гейнс (1965-1971)
  6. Алберт Бовкер (1971-1980)
  7. Ира Майкл Хейман (1980-1990)
  8. Чанг-Ли Тиен (1990-1997)
  9. Роберт Бердал (1997-2004)
  10. Роберт Биржено (2004-2013)
  11. Николас Диркс (2013 - наст. вр.)

Подразделения

При 130-ти факультетах Беркли организованы 14 колледжей и школ. («Колледжи» могут быть для студентов и аспирантов, тогда как «школы» бывают только аспирантские, в частности Школы бизнеса):

  • Школа бизнеса имени Уолтера Хааса
  • Колледж химии
  • Педагогическая школа
  • Инженерный колледж
  • Колледж внешнего дизайна
  • Школа журналистики
  • Юридическая школа имени Боалта
  • Школа информационных технологий
  • Колледж литературы и науки
  • Колледж природных ресурсов
  • Школа оптометрии
  • Школа здравоохранения
  • Школа государственной политики имени Голдмана
  • Школа социальной защиты

В астрономии

В честь университета назван астероид (716) Беркли , открытый в 1911 году.

Статистика

  • Количество абитуриентов: 50 312 чел., из них приняты к зачислению 25,6 %
  • Количество студентов: 35 899
    • Бакалавров: 25 774
    • Магистров и докторов: 10 125

Напишите отзыв о статье "Калифорнийский университет в Беркли"

Примечания

  1. (англ.) . University of California, Berkeley. Проверено 13 января 2014.
  2. (англ.) . The World Reputation Rankings . Times Higher Education . Проверено 13 января 2014.
  3. Andrew Leonard. (англ.) . Salon.com (16 May 2000). Проверено 13 января 2014.
  4. Rachel Chalmers. (англ.) . Salon.com (17 May 2000). Проверено 13 января 2014.
  5. . Days of Cal . Bancroft Library . Проверено 12 января 2014.
  6. (англ.) . History of UC Berkeley . University of California, Berkeley. Проверено 13 января 2014.
  7. (англ.) . History Digital Archives
  8. Jeffery Kahn. (англ.) . NewsCenter . University of California, Berkeley (5 March 2003). Проверено 13 января 2014.
  9. (англ.) . History Digital Archives . University of California. Проверено 13 января 2014.
  10. (англ.) . The Manhattan Project: Making the Atomic Bomb . atomicarchive.com. Проверено 13 января 2014.
  11. (англ.) . Atomic Heritage Foundation . Проверено 13 января 2014.
  12. Steve Finacom. (англ.) . History Digital Archives . University of California. Проверено 13 января 2014.
  13. Anne Benjaminson. (англ.) . News . The Daily Californian (1999-10-8). Проверено 13 января 2014.
  14. (англ.) . Конституция Калифорнии . Official California Legislative Information. Проверено 13 января 2014.
  15. Greg Wesley. . News . The Daily Californian (11 октября 1999). Проверено 12 января 2014.
  16. Jeffery Kahn. (англ.) . NewsCenter . University of California, Berkeley (2004-06-8). Проверено 13 января 2014.
  17. Jane Yang. (англ.) . News . The Daily Californian (31 August 2005). Проверено 13 января 2014.

Литература

  • Gray A. Brechin. Imperial San Francisco: urban power, earthly ruin. - Berkeley, California : University of California Press , 1999. - 402 p. - ISBN 0-520-21568-0 . .
  • Susan Dinkelspiel Cerny. Berkeley landmarks: an illustrated guide to Berkeley, California"s architectural heritage. - Berkeley, California : Berkeley Architectural Heritage Association , 2001. - 302 p. - ISBN 0-9706676-0-4 .
  • Jo Freeman . At Berkeley in the "60s: the education of an activist, 1961-1965. - Bloomington, Indiana : Indiana University Press , 2003. - 280 p. - ISBN 0-253-21622-2 .
  • Helfand, Harvey. University of California, Berkeley: an architectural tour and photographs. - New York : Princeton Architectural Press , 2002. - 360 p. - ISBN 1-56898-293-3 .
  • W. J. Rorabaugh . Berkeley at War: The 1960s. - New York : Oxford University Press , 1990. - 277 p. - ISBN 0-19-506667-7 .
  • Wong, Geoffrey. A Golden State of Mind. - Victoria, British Columbia : Trafford Publishing , 2001. - 317 p. - ISBN 1-55212-635-8 .

Ссылки


Калифорнийский университет : Беркли | Дэвис | Ирвайн | Лос-Анджелес |

Отрывок, характеризующий Калифорнийский университет в Беркли

– Хороший.
– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.
– Так смотри же, гребешков, гребешков в тортю положи, знаешь! – Холодных стало быть три?… – спрашивал повар. Граф задумался. – Нельзя меньше, три… майонез раз, – сказал он, загибая палец…
– Так прикажете стерлядей больших взять? – спросил эконом. – Что ж делать, возьми, коли не уступают. Да, батюшка ты мой, я было и забыл. Ведь надо еще другую антре на стол. Ах, отцы мои! – Он схватился за голову. – Да кто же мне цветы привезет?
– Митинька! А Митинька! Скачи ты, Митинька, в подмосковную, – обратился он к вошедшему на его зов управляющему, – скачи ты в подмосковную и вели ты сейчас нарядить барщину Максимке садовнику. Скажи, чтобы все оранжереи сюда волок, укутывал бы войлоками. Да чтобы мне двести горшков тут к пятнице были.
Отдав еще и еще разные приказания, он вышел было отдохнуть к графинюшке, но вспомнил еще нужное, вернулся сам, вернул повара и эконома и опять стал приказывать. В дверях послышалась легкая, мужская походка, бряцанье шпор, и красивый, румяный, с чернеющимися усиками, видимо отдохнувший и выхолившийся на спокойном житье в Москве, вошел молодой граф.
– Ах, братец мой! Голова кругом идет, – сказал старик, как бы стыдясь, улыбаясь перед сыном. – Хоть вот ты бы помог! Надо ведь еще песенников. Музыка у меня есть, да цыган что ли позвать? Ваша братия военные это любят.
– Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь, – сказал сын, улыбаясь.
Старый граф притворился рассерженным. – Да, ты толкуй, ты попробуй!
И граф обратился к повару, который с умным и почтенным лицом, наблюдательно и ласково поглядывал на отца и сына.
– Какова молодежь то, а, Феоктист? – сказал он, – смеется над нашим братом стариками.
– Что ж, ваше сиятельство, им бы только покушать хорошо, а как всё собрать да сервировать, это не их дело.
– Так, так, – закричал граф, и весело схватив сына за обе руки, закричал: – Так вот же что, попался ты мне! Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову, и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих. Больше ни у кого не достанешь. Самого то нет, так ты зайди, княжнам скажи, и оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй – Ипатка кучер знает – найди ты там Ильюшку цыгана, вот что у графа Орлова тогда плясал, помнишь, в белом казакине, и притащи ты его сюда, ко мне.
– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Граф обрадовался, что Анна Михайловна брала одну часть его поручений, и велел ей заложить маленькую карету.
– Вы Безухову скажите, чтоб он приезжал. Я его запишу. Что он с женой? – спросил он.
Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь…
– Ах, мой друг, он очень несчастлив, – сказала она. – Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.
– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.
– Ежели бы не было Багратиона, il faudrait l"inventer, [надо бы изобрести его.] – сказал шутник Шиншин, пародируя слова Вольтера. Про Кутузова никто не говорил, и некоторые шопотом бранили его, называя придворною вертушкой и старым сатиром. По всей Москве повторялись слова князя Долгорукова: «лепя, лепя и облепишься», утешавшегося в нашем поражении воспоминанием прежних побед, и повторялись слова Ростопчина про то, что французских солдат надо возбуждать к сражениям высокопарными фразами, что с Немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем итти вперед; но что русских солдат надо только удерживать и просить: потише! Со всex сторон слышны были новые и новые рассказы об отдельных примерах мужества, оказанных нашими солдатами и офицерами при Аустерлице. Тот спас знамя, тот убил 5 ть французов, тот один заряжал 5 ть пушек. Говорили и про Берга, кто его не знал, что он, раненый в правую руку, взял шпагу в левую и пошел вперед. Про Болконского ничего не говорили, и только близко знавшие его жалели, что он рано умер, оставив беременную жену и чудака отца.

3 го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривающих голосов и, как пчелы на весеннем пролете, сновали взад и вперед, сидели, стояли, сходились и расходились, в мундирах, фраках и еще кое кто в пудре и кафтанах, члены и гости клуба. Пудренные, в чулках и башмаках ливрейные лакеи стояли у каждой двери и напряженно старались уловить каждое движение гостей и членов клуба, чтобы предложить свои услуги. Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими, самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твердыми движениями и голосами. Этого рода гости и члены сидели по известным, привычным местам и сходились в известных, привычных кружках. Малая часть присутствовавших состояла из случайных гостей – преимущественно молодежи, в числе которой были Денисов, Ростов и Долохов, который был опять семеновским офицером. На лицах молодежи, особенно военной, было выражение того чувства презрительной почтительности к старикам, которое как будто говорит старому поколению: уважать и почитать вас мы готовы, но помните, что всё таки за нами будущность.
Несвицкий был тут же, как старый член клуба. Пьер, по приказанию жены отпустивший волоса, снявший очки и одетый по модному, но с грустным и унылым видом, ходил по залам. Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними.