Нарушенное развитие характеризуется отклонениями в

физическом и (или) психическом развититии. Дети с подобными отклонениями нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.

В настоящее время выделяют следующие категории детей с отклонениями в развитии (нарушениями развития, детей со специальными образовательными потребностями, с проблемами в развитии):

Дети с нарушением слуха. Это дети, у которых вследствие поражения слухового анализатора нарушены слуховые функции, и вследствие этого отмечается либо отсутствие речи, либо ее грубое недоразвитие. В зависимости от степени тяжести дефекта выделяют две группы: неслышащие (глухие) дети и частично (слабо) слышащие.

Дети с нарушением зрения. Это дети, у которых вследствие поражения зрительного анализатора нарушены функции зрительного восприятия. В зависимости от степени тяжести выделяют две группы: незрячие (слепые) и частично видящие (слабовидящие).

Дети с нарушением речи. Существует две классификации речевых нарушений: клиническая (медицинская) и психолого-педагогическая.

По клинической классификации выделяют такие речевые нарушения, как: дисфония (нарушения голоса), брадилалия (замедленный темп речи), тахилалия (ускоренный темп речи), заикание (нарушение ритмической организации речи), дислалия (косноязычие), ринолалия (гнусавость), дизартрия (нарушение произносительной стороны речи), алалия (отсутствие речи), афазия (утрата речи), дислексия (нарушение процесса чтения), дисграфия (нарушение процесса письма).

По психолого-педагогической классификации выделяют: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), заикание. На основе психолого-педагогической классификации дети принимаются в специальные образовательные учреждения.

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Это дети, у которых вследствие поражения двигательных центров головного мозга возникают различные двигательные расстройства, детский церебральный паралич (ДЦП). К этой категориитакже можно отнести детей с различными заболеваниями костно-мышечной системы.

Дети с задержкой психического развития. Это самая многочисленная категория детей. Их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и эмоционально-личностная незрелость вследствие микроорганического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости.

Дети с нарушением интеллекта или умственно отсталые дети. Характеризуются стойким недоразвитием познавательной деятельности вследствие грубого органического поражения центральной нервной системы. В зависимости от сроков поражения мозга выделяют две формы: олигофрению (раннее поражение мозга) и деменцию (более поздние сроки поражения центральной нервной системы, приводящее к распаду интеллекта).

Дети со сложными дефектами, с комплексными нарушениями . Это дети, имеющие более одного первичного дефекта. Дети с сенсорными дефектами (слепоглухие), с сенсорными и двигательными расстройствами (слепоглухой с ДЦП), с интеллектуальными и сенсорными дефектами (глухой умственно отсталый), с интеллектуальными и двигательными расстройствами (умственно отсталый с ДЦП) и т.д.

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В эту категорию входят дети с ранним детским аутизмом (РДА). Ранний детский аутизм – это тяжелое нарушение психического развития, его механизмы до конца не раскрыты. У таких детей грубо нарушена эмоциональная сфера, вследствие чего затрудняется взаимодействие с окружающими людьми и предметным миром.

Дети с нарушением поведения (девиантным поведением). У этих детей отклонения в поведении и проблемы адаптации возникают на фоне психопатий или психопатоподобных расстройств.

Тема 2. Дети с нарушениями в развитии

Понятие среднестатистической нормы развития. Функциональная

норма как генеральная стратегия специальной помощи детям с наруше-

ниями в развитии. Понятие фактора отклоняющегося развития. Биологиче-

ские и социальные причины возникновения нарушений в развитии. Поня-

тия «аномальный ребенок», «дети с особыми нуждами», «дети с ограни-

ченными возможностями здоровья», «дети с нарушениями в развитии».

Идеи Л.С. Выготского о первичности дефекта и вторичных отклонениях в

развитии ребенка. Понятия «дефект», «структура дефекта», «органические

и функциональные нарушения», «коррекция», «компенсация», «социали-

зация» и «интеграция». Взаимосвязь развития, обучения и воспитания в

работе с детьми с нарушениями в развитии.

Специальная психология возникла и развивалась как пограничная об-

ласть знаний, ориентированная на практическую деятельность и теорети-

ческую дефектологию. Понятие нарушенного развития входит в круг по-

нятий, объединенных термином дизонтогения, который обозначает раз-

личные формы нарушений онтогенеза. В зависимости от ведущей модаль-

ности первичного нарушения принята классификация лиц с особенностями

в развитии: дети с умственной отсталостью, дети с задержкой психическо-

го развития, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями слуха, дети с

нарушениями зрения, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

дети с нарушениями поведения, дети с нарушениями эмоционального раз-

вития, дети с комплексными нарушениями. Под нарушением (устаревшее

«дефект») в специальной психологии понимается недостаток одной из

функций, который нарушает психическое развитие только при определен-

ных обстоятельствах. Л.С. Выготский пишет, что на начальных этапах раз-

вития «проблемного» ребенка главным препятствием к его обучению и

воспитанию является «первичный дефект». При отсутствии коррекционно-

го воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать

вторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ре-

бенка. Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоцио-

нально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-

личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и

ощущениями неуспеха. Эти понятия и включает в себя «структура нару-

шения». Т.о., Л.С. Выготский выделил в структуре нарушения первичное и

вторичное нарушение, а его последователи, опираясь на его описание

трудностей социализации ребенка с особенностями в развитии, выделили и

третичное нарушение. Особое значение для полноценного психического

развития ребенка с особыми нуждами играет целенаправленное обучение

и воспитание, т.е. особым образом организованная внешняя среда, которая

призвана своевременно скорректировать и скомпенсировать нарушения в

развитии. Процесс развития ребенка с тем или иным нарушением двояким

образом социально обусловлен: социальная реализация нарушения с одной

стороны, социальная направленность компенсации на приспособление к

тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный

тип развития, составляют ее вторую сторону. Согласно Л.С. Выготскому,

линия «дефект-компенсация» и есть центральная линия развития ребенка с

особенностями в развитии. Положительное своеобразие ребенка с тем или

иным нарушением создается в первую очередь не тем, что у него выпада-

ют те или иные функции, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни

новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности

на нарушение, компенсацию в процессе развития.

1.1. Понятие «ребенок с нарушениями психического и физического развития»

К детям с особенностями развития относят тех, у которых финические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Понятие «ребенок с нарушениями психического и физичес­кого развития предполагает наличие серьезных отклонений в развитии, вызванных болезнетворными влияниями и обуслов­ливающих необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания.

Дети с отклонениями в развитии - сложная и разнохарак­терная группа. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе разви­тия ребенка, другие лишь коррегироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормаль­ного развития ребенка определяют различные формы психолого-педагогической работы с ним.

В основе отклонений в развитии лежат, в одних случаях, ор­ганические или грубые функциональные нарушения централь­ной нервной системы, в других - периферические поражения отдельного или нескольких анализаторов. Значимыми явля­ются и неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка, которые могут привести к «педагогической запущенности». Причины, приводящие к возникновению детских аномалий,

подразделяются на врожденные и приобретенные (подробно они будут рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом общим законо­мерностям психического развития ребенка, развитие аномаль­ного имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно ко­торой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интел­лектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Слож­ность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в ре­зультате повреждения слухового аппарата и являющегося пер­вичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпа­дением функции слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до периода овладения речью, то как следствие насту­пает немота - вторичный дефект. Такой ребенок сможет овла­деть речью только в условиях специального обучения с исполь­зованием сохранных анализаторных систем: зрения, кинестети­ческих ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познаватель­ных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ре­бенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реак­циях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли. Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вы­зывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в оп­ределенных условиях воздействуют на первичный фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой ос-

нове речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии ин­тенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются воз­можности остаточного слуха. Необходимо широко использовать психолого-педагогическое воздействие на вторичные отклонения аномального ребенка, так как они в значительной степени до­ступны коррекционному воздействию, поскольку их возникно­вение связано с действием главным образом средовых факторов развития психики. Органический дефект ведет к невозможности или крайней трудности усвоения ребенком культуры, а ведь лишь на базе такого усвоения могут сформироваться высшие психичес­кие функции человека, его сознание, его личность. Л. С. Выготс­кий писал, что «недостаток глаза или уха означает поэтому прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерожде­ние общественных связей, смещение всех систем поведения» 1 .

Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины,- пишет Л. С. Вы­готский, - тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию. Получается, на первый взгляд, парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторич­ным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле ока­зывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непос­редственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принци­пиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено» 2 .

Согласно этому положению Л. С. Выготского, чем дальше разведены между собой первопричины (первичный дефект био­логического происхождения) и вторичный симптом (наруше-

1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т 5. С. 63.

" Там же. С. 291.

ние в развитии психических процессов), тем больше возмож­ностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.

Например, в речевом развитии глухого ребенка труднее всего исправить недостатки произношения звуков и слов, ибо неправильность устной речи, с точки зрения ее произноси­тельной стороны в данном случае, зависит от невозможностей говорящего полностью обеспечить слуховой контроль за собс­твенной речью. Вместе с тем другие стороны речи (словарный запас, грамматический строй, семантика), имеющие опосредо­ванную связь с первичным дефектом, в условиях специального обучения коррегируются в большей степени за счет активного использования письменной речи.

В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ре­бенка. Они являются способом приспособления личности ре­бенка к определенному вторичному дефекту развития.

Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора заме­няются интенсивным использованием сохранных.

На развитие аномального ребенка оказывают существенное влияние степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения имеют раз­ный уровень выраженности, т. е. существует прямая зависи­мость количественного и качественного, своеобразия вторич­ных нарушений развития аномального ребенка от степени и качества первичного дефекта.

Своеобразие ребенка с нарушенным развитием зависит также и от времени возникновения первичного дефекта. На­пример, характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием отлича­ется от развития детей с распавшимися психическими функци­ями на более поздних этапах жизни. Возникновение умствен­ной отсталости в период, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает иную, отличную струк­туру этого дефекта и специфику аномального развития.

В коррекционной педагогике выделяются основные 10 катего­рии детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети:

    с нарушениями одного из анализаторов: с полной (то­тальной) или частичной (парциальной) потерей слуха или зрения, неслышащие (глухие), слабослышащие или, как их раньше назвали, тугоухие;

    незрячие (слепые), слабовидящие;

    со специфическими речевыми отклонениями (алалия, об­щее недоразвитие речи, заикание);

    с нарушениями опорно-двигательного аппарата (цереб­ральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита);

    умственно отсталые и с различной степенью выражен­ности задержки психического развития (разные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности);

Ф со сложными нарушениями (незрячие умственно отста­лые; слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушениями речи и др.);

Ф аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми).

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются:

а) ряд достаточно резко выраженных специфических для каждой группы особенностей, не свойственных нормально раз­вивающимся детям, т.е. нарушения системы психической де­ятельности. Например: грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений у незрячих (слепых) детей, ущербность моторики у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, да и многое другое, что препятствует успешной адаптации детей в окружающей их социальной среде;

б) своеобразие и трудности в овладении родной речью, ко­торые особенно очевидны у детей с пониженным слухом и спе­цифическими речевыми нарушениями;

в) отклонения в приеме, переработке и использовании ин­формации, поступающей из окружающей среды. Так умственно отсталые дети, рассматривая предмет, выделяют в нем немногие части и свойства, далеко не всегда осмысливают их значение.

К числу основных задач 1 , решаемых коррекционной педаго­гикой, относятся следующие:

    комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей, отклоняю­щихся от нормы;

    определение качественного своеобразия структуры их нарушений;

» разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий детей с нарушенным развитием; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недо­статков их познавательной деятельности и личности;

* обоснование принципов организации системы разнооб­разных специальных учреждений, создающих оптималь­ные условия для воспитания и обучения отклоняющихся в развитии детей;

    установление закономерностей коррекционного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в специаль­ных детских садах и школах, а также при индивидуаль­ном обучении. Определение целей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обучения, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с на­ рушением развития;

    разработка специальных технических средств, помогаю­щих детям с отклонениями в развитии более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми;

    определение путей и средств профилактики возникнове­ния нарушений развития у детей;

    нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в разви­тии, в социальной среде - в семье, в учебных и трудовых коллективах.

1 Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. 2-е изд. М.: Флинта, 2000.

Основные положения коррекционной педагогики строятся на базе теоретических обобщений фактических материалов, полученных путем экспериментальных исследований и целе­направленных систематических наблюдений за отклоняющи­мися в развитии и нормально развивающимися детьми раз­личных возрастов. Эта работа осуществляется в клиническом, физиологическом, нейрофизиологическом, психологическом и педагогическом направлениях.

Процесс обучения аномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения - постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррек­ция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего разви­тия, помня, что «принцип и психологический механизм воспи­тания здесь те же, что и у нормального ребенка» 1 .

Лекция 2. Основные категории специальной психологии и педагогики.

2.1. Дети с нарушениями в развитии.

2.2. Системы помощи лицам с ОВЗ.

Дети с нарушениями в развитии.

Развитие психики детей с нарушениями в развитии подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:

♦ цикличность психического развития;

♦ неравномерность психического развития;

♦ развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

♦ пластичность нервной системы;

♦ соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями.

Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития:

♦ снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

♦ трудность словесного опосредования;

♦ замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

♦ риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В. И. Лубовскому).

В. В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза):

1. Психическое недоразвитие. Примером служит умственная отсталость. Характерно раннее поражение мозговых структур. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего – коры больших полушарий). Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, натальный периоды или в раннем детстве. При недоразвитии имеется диффузное (повсеместное) поражение мозга. Все мозговые структуры недоразвиты, но наиболее пострадавшими поврежденного оказываются мышление и речь. Наиболее характерным примером недоразвития является олигофрения. В основе патогенеза недоразвития лежит механизм ретардации функций.

2. Задержанное психическое развитие (ретардация) . Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер. Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний. При задержанном развитии имеется «мозаичное» поражение мозга, когда наряду с поврежденными структурами имеются и сохранные. Большая сохранность мозговых структур обеспечивает лучшую компенсацию нарушенных функций. В основе патогенеза задержанного развития лежит механизм ретардации функций.

3. Повреждённое психическое развитие. Локальное поражение какого-либо анализатора или структур головного мозга. Патологическое воздействие на мозг произошло в период, когда их морфологическое и функциональное созревание было практически завершено. Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией – нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер. В основе патогенеза поврежденного развития лежит механизм ретардации функций.

4. Искажённое развитие (асинхрония). Характерно патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Искаженное психическое развитие – разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм – наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития. В основе патогенеза искаженного развития чаще лежит механизм акселерации (ускоренного развития функции). Когда одна или несколько психических функций (как правило, мышление, или речь) резко вырываются вперед, опережая онтогенетические сроки и при этом не подтягивая все остальные. При искаженном развитии также возможно сочетание механизмов акселерации и ретардации.

5. Дисгармоническое развитие это форма нарушения развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Примером служат психопатии и случаи патологического развития личности.

6. Дефицитарное развитие . Характеризуется тяжёлым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных сенсорных систем – зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Дефицитарному развитию подвержены также дети с тяжелыми нарушениями речи.

Среди представителей каждого типа нарушенного развития наблюдаются значительные индивидуально-групповые различия, которые зависят от причин нарушения, периода действия и интенсивности фактора, вызвавшего нарушение. Знание типов нарушенного развития дает возможность психологу более глубоко понять типологию данных нарушений и провести адекватную психокоррекцию.

На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые параметры дизонтогенеза. В соответствии с представлениями М. С. Певзнер, В. В. Лебединского, Э. Г. Симерницкой называют такие параметры, как:

♦ время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогении). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее является недоразвитие психических функций;

♦ этиология (причины и условия возникновения нарушений);

♦ локализация, интенсивность и распространенность патологического процесса. Локальные формы: дефекты отдельных анализаторных систем. Системные нарушения: интеллектуальные дефекты (УО, ЗПР);

♦ степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координации. При общем повреждении нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сенситивном периоде развития.

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения - это нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, речи, движений.

Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.

Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня бодрствования, постоянному снижению работоспособности. На этом же уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций - беспричинные вспышки ярости, чувство общей тоски, тревоги и т. д.

При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля. Поражение лобных отделов головного мозга приводит к нарушению произвольности целенаправленной деятельности. Ребенок испытывает трудности с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость произвольного внимания, теряется функция контроля и критического отношения к результатам деятельности.

Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будут проявления недоразвития психики. При более поздних поражениях характерны повреждения и распад ранее сформированных функций. Каждая функция в ходе своего развития проходит сенситивный период с наибольшей интенсивностью развития, но в этот же период данная функция является наиболее уязвимой.

Так, периодом формирования фразовой речи является возраст от 2 до 3 лет: проходит бурное накопление словарного запаса, усвоение лексико-грамматических конструкций. В это же время психические травмы, соматические заболевания, перенесенные в этот период, могут привести к возникновению заикания. В возрасте от 5 до 7 лет происходит формирование основных морально-этических чувств. Ребенок в этот период развивает навык произвольной регуляции эмоций, и повреждающие воздействия в этот период могут способствовать возникновению органической психопатии. Поэтому в этом же возрасте часто возникают и проявляются психопатические особенности характера: злобность, раздражительность, склонность к внезапным колебаниям настроения. В младшем школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ребенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, автоматизируются навыки чтения и письма.

Недоразвитие какой-либо частной функции, не позволяющее освоить данный объем информации, социальная и педагогическая запущенность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в формировании логического мышления.

В детском возрасте психические функции еще не стабилизировались. Недостаточная устойчивость психических функций может обусловить явления регресса - возврата функции на более ранний возрастной уровень. Различные события, вызывающие стресс и мобилизацию усилий организма на борьбу за выживание, приводят к явлениям временного регресса, т. е. временной утрате сформированных ранее навыков.

Например, при тяжелых соматических заболеваниях дети первых лет жизни могут утрачивать навыки ходьбы, опрятности, перестают произносить слова. У детей старшего возраста, школьников явления временного регресса затрагивают прежде всего интеллектуальную и мотивационную сферу личности. Так, у детей, переживших шоковые психические травмы (после землетрясений, железнодорожных катастроф), отмечался возврат к более примитивным формам рисунка, утрата потребностей и интересов, свойственных возрасту, и появление эмоциональных форм реагирования и потребностей, характерных для более младшего возраста: страх темноты, одиночества, потребность в физическом контакте и т. д. Стойкий регресс - это устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функции. Такое состояние чаще всего связано с тяжелым психическим заболеванием - ранней детской шизофренией. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Так, более вероятна утрата навыков чтения и письма, чем навыка ходьбы и приема пищи.

Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:

1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;

2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами - пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Физическое и психическое развитие человека всегда является результатом взаимодействия многих различных факторов. Одни из этих факторов наследуются, на другие влияет окружающая среда, процессы взросления и обучения. За свою жизнь человек проходит много разных ступеней развития, каждой из которых характерен определенный конкретный уровень.

Существует много факторов, способных вызвать нарушение развития ребенка. Частая причина - нарушение функции головного мозга, наследуемое или предопределенное травмой или болезнями. Нарушение гормонального обмена вызывает нарушение физического роста и психического развития. Социальные проблемы могут стать причиной нарушения развития человека. Дети, чье развитие нарушено, отличаются своей беспокойностью. Такое отклонение предопределяют факторы, которые могли быть обнаружены в период беременности, во время родов или в первый год жизни младенца.

Причины отклонений

Наиболее частые причины нарушения развития ребенка:

  • Наследственные болезни.
  • Нарушение гормонального равновесия.
  • Психическая травма беременной.
  • Инфекции.
  • Неправильное питание.
  • Социальные проблемы.
  • Окружающая среда.

Повреждения, способные нарушить развитие, случаются и во время родов, особенно большая опасность возникает при нехватке кислорода (гипоксии). Однако важным является и рост плода в период всей беременности. В зависимости от времени повреждения нарушения развития могут быть очень тяжелыми или при рождении даже не замеченными, а выявленными в процессе роста ребенка. Кроме того, развитие может нарушиться вследствие нарушения циркуляции и стока спинномозговой жидкости и мозгового кровотечения. Развитие ребенка 1-3 лет может нарушиться после черепно-мозговых травм, инфекций или психических травм.

Диагностика

Поведение ребенка может измениться: внимание его легко направлять; ему тяжело сконцентрироваться; он постоянно повторяет одни и те же действия. В школе такие дети беспокойны, движения их быстры с подергиванием, они постоянно гримасничают; пишут, сильно нажимая на карандаш. Интеллект таких деток может быть нормальным, однако некоторые познавательные компоненты занятий (например, кратковременная память, планирование действий) нарушены, замедлилось их развитие. Могут выявиться разные частичные нарушения: речи, движений и ориентации. Частое нарушение в этой области - это легастения (трудности в обучении навыкам письма и чтения).

Нарушения психического развития

Зачастую родители испытывают шок, если у них рождается ребенок с нарушением психического развития. Они не сразу могут осознать и смириться с тем, что их ребенок всегда будет не таким, как все. Умственно отсталый ребенок полностью зависит от родителей и других людей, его интеллект никогда не будет таким, как у здорового человека. Родители часто спрашивают себя, почему это случилось именно с ними. У них возникает много психологических, физических и финансовых трудностей. Однако, несмотря на все проблемы, они не должны забывать, что из-за своей немощи в большей степени страдает их ребенок. И он особенно нуждается в их любви и заботе. Однако родители, которые воспитывают такого ребенка, рассказывают, что со временем смиряются с судьбой, меняются их идеалы и критерии оценки. Родители, братья, сестры и близкие больного ребенка становятся более чуткими и заботливыми. Они испытывают радость даже при малейшем успехе ребенка.

Вследствие инфекции у 5-10% беременных женщин происходят выкидыши или повреждения плода. Негативное влияние на психику ребенка могут оказать цитомегалия, токсоплазмоз и особенно краснуха. По этой причине необходима вакцинация девочек в возрасте пятнадцати лет против краснухи.

Прежде всего, необходимо проконсультироваться с врачом, который установит степень нарушения психического развития и вместе с родителями примет решение о возможном стимулировании умственного развития ребенка. При тяжелых финансовых затруднениях необходимо обратиться в социальную службу и поинтересоваться наличием льгот, пособий или другой помощи.

Родители часто не знают, действительно ли их ребенок умственно отсталый или его естественное развитие замедлено. Сегодня имеется много литературы, предназначенной для родителей, в которой содержатся специальные таблицы, схемы, помогающие распознавать симптомы нарушения психического развития. К педиатру необходимо обратиться, если ребенок:

  • до 13-й недели не держит головку, когда его посадят;
  • до окончания 3-го месяца не пугается (не реагирует) громких звуков;
  • 4-5-месячный держит ладошки крепко сжатыми в кулачок и совсем не смеется;
  • на б-ом месяце внезапно перестает гукать;
  • с 6-го месяца у него проявляется косоглазие, его глаза начинают подергиваться, голова направлена в сторону.
  • 7-месячный еще не берет игрушку;
  • 9-месячный еще не может самостоятельно перевернуться со спины на живот;
  • 10-месячный еще не произносит простые слоги (мама, па-па);
  • 11-месячный еще твердо не сидит;
  • годовалый ребенок с помощью взрослых еще не сделал ни одного шага, не способен большим и указательным пальцем брать мелкие предметы или не отличает близких людей от чужих.

Лечение

Родители, заметив симптомы нарушения развития, прежде всего должны обратиться к своему педиатру. Врач основательно обследует ребенка, пригласив психолога, логопеда, кинезотерапевта, и подготовит программу коррекции. Обычно в лечебную программу включена и поведенческая терапия.

Незначительные нарушения функции головного мозга, которые явились причиной нарушения развития, детский организм способен преодолеть сам. Однако из-за неправильного поведения родителей или других людей эти нарушения могут зафиксироваться, а их последствия останутся на всю жизнь.