В соответствии с законом «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 1 января 2015 г., лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, имеют право на установление досрочной пенсии по старости независимо от возраста. При этом законом установлено дополнительное требование о наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30. Этот показатель вводится постепенно: в 2015 г. - не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения к 2025 году величины коэффициента 30.

Размер ИПК за периоды после 1 января 2015 г. определяется за каждый год и зависит от страховых взносов в Пенсионный фонд на страховую пенсию, которые в свою очередь тем выше, чем выше заработная плата. Поскольку годовые ИПК затем суммируются, то большое значение имеет и продолжительность стажа. Учитывая, что педагогическим работникам требуется довольно длительный стаж - 25 лет, то, даже работая с невысокой заработной платой, вполне реально за такой срок заработать величину ИПК 30.

Пенсии педработникам назначаются с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости и Правил исчисления указанных периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781. Список конкретизирует понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей». Для того чтобы приобрести право на досрочную пенсию, необходимо, чтобы не только учреждение, но и должность соответствовали Списку.

Право на досрочную пенсию дает работа в общеобразовательных школах всех наименований, школах-интернатах, дошкольных образовательных учреждениях (детских садах, яслях), профессиональных училищах, техникумах, колледжах, домах ребенка.

Работа в перечисленных учреждениях будет засчитываться в стаж, дающий право на досрочную пенсию, если проходила в должностях: учитель, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, преподаватель, мастер производственного обучения, военный руководитель, директор, заместитель директора и др.

Новым является то, что в целях определения права на страховую пенсию периоды работы могут включаться в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Например, теперь с учетом Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г., в стаж педагогической деятельности может быть засчитана служба в армии до 01.10.1993г. Для этого обязательно должны быть соблюдены следующие условия: педагогическая деятельность должна начаться до указанной даты, и педагогический стаж должен составить на дату назначения пенсии не менее 16 лет и 8 месяцев, а вместе со службой в армии не менее 25 лет.

Также при аналогичных условиях период обучения до 1 октября 1993 г. может засчитываться в педагогический стаж. Положением от 17.12.1959 г. было предусмотрено, что время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывается в педагогический стаж, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Период обучения может быть засчитан только полностью (от зачисления в учебное заведение до окончания), а не отдельная его часть.

Анжелика Химбикиянова (Краснодар, Россия)

Пенсионное обеспечение - одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25-30% населения любой страны, и косвенно - все трудоспособное население. Следует отметить, что еще в 1920-х годах были введены пенсии за выслугу лет работникам просвещения. На сегодняшний день педагоги пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Досрочной пенсией признается пенсия, которая устанавливается в связи с определенными обстоятельствами ранее достижения соответствующего пенсионного возраста тем гражданам, которые имеют полный трудовой стаж, в том числе специальный. Таким правом пользуются педагоги, которые отработали в детских учреждениях не менее 25 лет и только в государственных и муниципальных детских учреждениях. К сожалению, реализовать право на получение «педагогической» пенсии отнюдь не просто. Виной тому большое число нормативных актов, применявшихся в разное время, сложные правила исчисления педагогического стажа, и ошибки работодателей, допускаемые в личных документах работников, а зачастую и неправильные действия работников Пенсионного фонда. Таким образом, необходимо определить, какие потребуются составляющие, чтобы педагог мог воспользоваться своим правом на досрочную пенсию.

Рассматривая дела, об оспаривании отказа Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд РФ) следует выделить перечень обстоятельств, которые устанавливаются в судебном заседании: что включить в специальный стаж работы, с учетом которых может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста; суды решают вопрос о виде (типе) учреждения; тождественности выполняемой истцом трудовой функции; условий и характера деятельности исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. Также имеются иные обстоятельства, устанавливаемые в судебном заседании: характер и специфика, условия работы, выполняемые истцом функциональные обязанности, нагрузка, цели и задачи, а также направления деятельности учреждений, в которых он работал и томуподобное.

Названные обстоятельства были приняты во внимание Конституционным Судом Российской Федерации (далее – КС РФ), который своим постановлением от 03.06.2004 № 11 признал не соответствующими Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) положения п. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28 и п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»-ФЗ (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях») в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством. Однако, по смыслу ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 и 3 ст. 37, ч. 1 и 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» в ФЗ «О трудовых пенсиях» были внесены изменения в части досрочного пенсионного обеспечения педагогов. В настоящее время в п. 19 ст. 27 (в редакции от 02.07.2013 года) ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 года № 17

Исключено упоминание о форме собственности учреждений для детей при досрочном назначении трудовых пенсий по старости педагогическим работникам. Но, помимо формы собственности учреждения, в котором работает сотрудник, играют еще и другие немаловажные факторы, служащие основанием для ухода педагогов на пенсию по старости.

В школах и других учреждениях для детей возникают так же трудности с определением соответствия выполняемых должностных обязанностей названию той должности, при которой досрочный выход на пенсию по старости возможен. Так в педагогический стаж засчитывается работа в том случае, если наименование учреждения, где трудился педагог, совпадает с наименованием учреждения в упомянутом списке. Однако, названия учреждений часто менялись произвольно, поэтому это может привести к проблемам при назначении трудовой пенсии. Причины возникших проблем кроются как в значительных изменениях законодательства в период с 1990 по 2002 год, так и в действиях администрации педагогических учреждений.

При назначении трудовой пенсии педагогу, начавшему свою трудовую деятельность в советское время, для определения его права на досрочную трудовую пенсию используются как минимум три нормативных документа, определяющих Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также правила исчисления периодов такой работы. До 1 ноября 1999 года действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067, с 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. .

Статья № 05/2003 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. № 39. Ст. 3625

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Российская газета. 29 декабря 2005. " №3963

Кассационное определение № 33-478. Горно-Алтайск. 26.08.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Постановление Госстандарта РФ ОТ 26.12.94 № 367 о принятии российского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Научный руководитель:

кандидат юридичних наук, старший преподаватель

Васильева Евгения Григорьевна.

Отдельные правила в части ведения преподавательской работы установлены для руководителей отдельных учреждений (например, для директоров общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ – интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и др.). Начиная с 01.09.2000, для зачета в стаж периода работы в качестве руководителя учреждения, требуется выполнение установленного объема преподавательской работы (от 240 часов до 360 часов в год). Преподавательская работа может осуществляться, как в одном, так и в нескольких образовательных учреждениях.

Помимо образовательных, социальных и коррекционных учреждений для детей, Список содержат учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), работа в которых также дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. К таким учреждениям относятся, например, детская школа искусств, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, дворец пионеров и школьников, центр детского творчества и др.

Для работников указанных учреждений установлены дополнительные условия. Периоды работы в учреждениях дополнительного образования с 01.01.2001 засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при наличии на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, не менее 16 лет 08 месяцев и одновременно факта работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования. При отсутствии одного из перечисленных условий работа в учреждениях дополнительного образования детей с 01.01.2001 не засчитывается.

В связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию применяются нормы ранее действовавшего законодательства: Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 №463; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067.

Указанный порядок применения законодательства ограничен временными рамками действия соответствующих нормативных актов (до 01.11.1999 применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, с 01.11.1999 до 12.11.2002 – постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, с 12.11.2002 – постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781).

В соответствии с действующим законодательством в специальный стаж наряду с периодами работы засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Отпуск по беременности и родам не исключается из продолжительности стажа педагогической деятельности.

Включение в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-ёх лет действующее законодательство не предусматривает.

Вопрос о зачете в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком может рассматриваться в рамках применения постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, т.е. с учетом ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, предоставляемом в период до 06.10.1992, до исполнения ребенку 1,5 лет.

Следует отметить, что выбор наиболее выгодного варианта оценки пенсионных прав осуществляется индивидуально при обращении граждан за назначением досрочной трудовой пенсии.

3. Оформление досрочной пенсии и необходимые документы

Постановление Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного Фонда РФ от 27.02.2002 №16/19 утвердило документы для оформления пенсии. Все документы, которые подтверждают ваше право на получение пенсии, обязаны быть выданы компетентными органами, в них должна быть только достоверная информация, основания выдачи должны быть удостоверены подписью должностного лица и печатью органа, который их выдал.

Все документы, не являются исчерпывающими. Для того, чтобы подтвердить некоторые обстоятельства, должны быть предоставлены справки, утверждённого образца.

Право объективной оценки предоставленных документов остается за органом Пенсионного Фонда РФ. О порядке оформления льготной пенсии и перечень документов вы можете узнать в районном отделе социальной защиты.

Перечень документов для оформления трудовой пенсии

· Заявление;

· Документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

· Карточку индивидуального (персонифицированного) учёта;

· Справка о среднемесячном заработке за 2000–2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности;

· Свидетельства о рождении детей;

· Военный билет (для мужчин).

Основным и самым главным документом, подтверждающим трудовой стаж до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.

Так же таким документам могут быть формы, выдаваемые организациями в установленном порядке. После того, кандидат стал застрахованным лицом, документом, подтверждающим трудовой стаж, стал индивидуальный (персонифицированный) счёт.

Иногда, при утрате документов и отсутствию возможности их восстановить, доказательством вашей трудовой деятельности могут стать показания двух или более свидетелей, которые работали вместе с заявителем.

Документом о среднемесячном заработке является выписка из персонифицированного счёта за 2000–2001 год.

Если среднемесячный заработок за 2000–2001 год меньше 1743 рублей 40 копеек, то необходимо предоставить справку о заработке за любые 60 месяцев подряд в период до 1 января 2002 года.

В случае если среднемесячный заработок приходится на период, когда заявитель ещё не были зарегистрирован, как застрахованное лицо, то этот период может быть подтверждён справками, которые выдал работодатель или государственный (муниципальный) орган, основываясь на бухгалтерских документах.

Установление заработной платы по свидетельским показаниям не допускается.

Причина отсутствия данных обязана быть подтверждена документально.

Страховое свидетельство будет являться доказательством того, что заявитель состоите в системе обязательного пенсионного страхования. Оно в обязательном порядке предъявляется сотруднику Пенсионного Фонда во время подачи заявления на выплату пенсии.

Для установления некоторых юридических моментов могут понадобиться следующие документы: свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении ребёнка, справки из жилищных органов или органов местного самоуправления, справка о доходах членов семьи, решение суда, удостоверение участника войны, свидетельство о смерти и т.д. О необходимости этих или других документов заявителю необходимо уточнять непосредственно в Пенсионном Фонде.


Заключение

До сих пор не утихают судебные споры по поводу отстаивания своих прав работниками образования на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Часто судебные перипетии становятся настолько унизительными для педагога, что негативно сказываются и на его здоровье, и на его деятельности.

С принятием 17 декабря 2001 г. закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсионное законодательство претерпело существенные изменения. При применении положений нового закона возникали различные проблемы, формировалась судебная практика. Наиболее противоречивая практика складывалась по вопросам назначения досрочных трудовых пенсий для работников образовательных учреждений. В связи с особым порядком назначения данного вида пенсии, иски этой категории дел в сфере пенсионного обеспечения (наряду с подобными исками, касающимися пенсионного обеспечения медицинских работников) были самими многочисленными в судах РФ на протяжении последних нескольких лет. Анализируя судебную практику судов Иркутской и Читинской областей, можно выделить ряд специфических проблем, возникавших при применении законодательства по назначению досрочных трудовых пенсий педагогам.

Во-первых, долгое время отказы в назначении досрочной пенсии педагогам происходили в связи с их работой в негосударственных и немуниципальных учреждениях. Подпунктом 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют только работники государственных и муниципальных образовательных учреждений. И хотя характер работы в государственных и негосударственных образовательных учреждениях одинаков, территориальные органы Пенсионного фонда отказывали в назначении данного вида пенсии по формальному основанию.


Список используемой литературы

1. Алебастрова А.А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением. М.: Вако, 2008–208 с.

2. В детский сад пришла проверка. Р. – на – Д.: Феникс, 2004, 644 с.

3. Гейц И.В. Что изменилось в трудовом кодексе РФ. М.: Дело и сервис, 2006.-175 с.

4. Дошкольное образование в России. М.: АСТ, 1997.-336с.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год. Изд.: ОЗОН, 2009–560 с.

6. Назаров А.С., Савицкая Т.С. Досрочно назначаемые пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003–126 с.

7. Настольная книга заведующей детского сада. Р-н.-Д.: Феникс, 2004–619.

8. Новое в пенсионном законодательстве Российской Федерации. Изд. Омега-Л, 2006.-208 с.

9. Пенсионное законодательство Российской Федерации. Изд. Экзамен, 2005–96 с.

10. Понкратова В.Н. Вопрос – ответ. // Официальные документы в образовании. -2003 – №15–102–103 с.

11. Трудовой Кодекс РФ. Изд.: ЭКСМО, 2009–272 с.

2. Досрочная пенсия работникам образовательных учреждений

Под досрочным предоставлением трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей понимается ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая педагогическим работникам в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» в целях их материального обеспечения.

Досрочная трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Для пенсионного обеспечения данной категории постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию и Правила исчисления стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию.

Указанный Список содержит исчерпывающий перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, и идеология его применения исходит из точного соответствия наименования должностей и учреждений, в которых протекала работа, наименованиям должностей и учреждений, предусмотренных в Списке.

При осуществлении работы в учреждении, наименование которого не предусмотрено Списком, период работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не засчитывается. Например, не предусмотрены Списком такие учреждения, как детский комбинат, комплекс, соответственно работа в таком учреждении не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ

Списком предусмотрены должности: директор (начальник, заведующий), заместитель руководителя (при условии, если его деятельность связана с образовательным процессом), заведующий учебной частью, преподаватель, в т.ч. старший, воспитатель, в т.ч. старший, воспитатель-методист, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, мастер производственного обучения, учитель, учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог, воспитатель ясельной группы и другие должности.

Периоды работы в должностях, не предусмотренных Списком либо имеющих любые отклонения в их наименовании, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ. Так, например, не засчитывается для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работа в должностях пионервожатой, методиста, психолога, руководителя кружка, сестры-воспитателя и др.

Работа в отдельных должностях при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитывается в зависимости от времени ее выполнения. Так, работа в должностях воспитателя-методиста, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается только за периоды до 01.11.1999; в должностях педагога, педагога-воспитателя, медицинской сестры ясельной группы - за периоды до 01.01.1992.

Руководители дошкольных учреждений (детские сады, ясли-сады, детские ясли, центры развития ребенка - детские сады) и их заместители с 01.11.1999 права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не имеют. Стаж в указанных учреждениях и должностях засчитывается только до 01.11.1999.

Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога, инструктора по труду засчитывается в стаж на соответствующих видах работ по Списку от 29.10.2002, но не во всех предусмотренных Списками учреждениях, а только в учреждениях социальной и коррекционной направленности.
По общему правилу исчисления специального стажа, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, предусмотренных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением должности музыкального руководителя, работа которого требует подтверждения выполнения установленной нормы рабочего времени за весь период деятельности в данной должности.

Исключение из установленного правила составляют учителя начальных классов общеобразовательных учреждений и учителя, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ. Подтверждение выполнения нормы рабочего времени для них не требуется. Также независимо от выполнения нормы рабочего времени и ведения преподавательской работы засчитывается в стаж работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, учебно-производственной работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Напротив, для заместителей руководителей по научной, методической работе требуется дополнительное подтверждение непосредственной занятости с образовательным (воспитательным) процессом.

Отдельные правила в части ведения преподавательской работы установлены для руководителей отдельных учреждений (например, для директоров общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ - интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и др.). Начиная с 01.09.2000, для зачета в стаж периода работы в качестве руководителя учреждения, требуется выполнение установленного объема преподавательской работы (от 240 часов до 360 часов в год). Преподавательская работа может осуществляться, как в одном, так и в нескольких образовательных учреждениях.

Помимо образовательных, социальных и коррекционных учреждений для детей, Список содержат учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), работа в которых также дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. К таким учреждениям относятся, например, детская школа искусств, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, дворец пионеров и школьников, центр детского творчества и др.

Для работников указанных учреждений установлены дополнительные условия. Периоды работы в учреждениях дополнительного образования с 01.01.2001 засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при наличии на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, не менее 16 лет 08 месяцев и одновременно факта работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования. При отсутствии одного из перечисленных условий работа в учреждениях дополнительного образования детей с 01.01.2001 не засчитывается.

В связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию применяются нормы ранее действовавшего законодательства: Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 №463; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067.

Указанный порядок применения законодательства ограничен временными рамками действия соответствующих нормативных актов (до 01.11.1999 применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, с 01.11.1999 до 12.11.2002 - постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, с 12.11.2002 - постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781).

В соответствии с действующим законодательством в специальный стаж наряду с периодами работы засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Отпуск по беременности и родам не исключается из продолжительности стажа педагогической деятельности.

Включение в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-ёх лет действующее законодательство не предусматривает.

Вопрос о зачете в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком может рассматриваться в рамках применения постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, т.е. с учетом ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, предоставляемом в период до 06.10.1992, до исполнения ребенку 1,5 лет.

Следует отметить, что выбор наиболее выгодного варианта оценки пенсионных прав осуществляется индивидуально при обращении граждан за назначением досрочной трудовой пенсии.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности)...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

v гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения; v гарантии и компенсации работникам...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию Государственная аккредитация - свидетельство установленного образца...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

v гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования; v гарантии и компенсации работникам...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

v гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) образовательных учреждениях; При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм...

Государственная поддержка создания и развития инновационных образовательных учреждений (на материалах Управления образования и науки Липецкой области)

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека...

Понятие системы образования

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Федерации), муниципальными, негосударственными (частными...

Правовое регулирование начального профессионального образования. Механизм обеспечения права на начальное профессиональное образование

Стратегические цели и задачи деятельности системы образования округа определены в соответствии с действующим федеральным и окружным законодательством, приоритетами государственной образовательной политики...

Управление системой образования

управление образование лицензирование аттестация Аттестационные комиссии формируются Госинспекцией по аттестации учебных заведений России из числа научно-педагогических работников ведущих образовательных учреждений...

Характеристика бюджетных расходов на образование

Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально - экономической политики Правительства Российской Федерации, должна быть направлена, прежде всего...

В рамках программы по повышению пенсионной грамотности населения НПФ "Промагрофонд" опубликовал 9 ноября 2010 года в "Учительской газете" № 45 статью "Открытый урок для учителей" о пенсионном обеспечении учителей.

Учитывая, что 2010 год - Год учителя в России и что школьных учителей у нас в стране уже около 1.5 млн., из них учителей пенсионного возраста около 20%, и что пенсионное законодательство, касающееся назначения трудовой пенсии педагогическим работникам, весьма запутанное, я решил привести в Виртуальной школе пенсионера – будущего и настоящего эту статью. Мне кажется она будет весьма кстати школьным учителям для своевременной подготовки к жизни на пенсии.

Знание - сила

Знание, не приносящее практи­ческих плодов, философ Френсис Бэкон считал ненужной роскошью.

Эту мысль он выразил в своем зна­менитом афоризме «Знание - сила!», который одинаково актуален как для юных отроков, грызущих гра­нит науки, так и для их учителей, стремящихся вникнуть в суть и ню­ансы документов, определяющих правомочность их притязаний на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Поскольку на­значение такой пенсии подчас со­пряжено с серьезными проблемами, причины которых кроются как в значительных изменениях законо­дательства в период с 1990 по 2002 год, так и в действиях администра­ций педагогических учреждений.

При назначении трудовой пенсии педагогу, начавшему свою трудовую деятель­ность в советское время, для опреде­ления его права на досрочную трудовую пен­сию используются по крайней мере три нормативных документа, опре­деляющих Список должностей и уч­реждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также правила ис­числения периодов такой работы.

До 1 ноября 1999 года это постанов­ление Совета Министров РСФСР №463 , в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ №1067 , с 12 но­ября 2002 г. - постановление Прави­тельства РФ №781 .

В спорных ситуациях применяют­ся Правила исчисления льготных периодов работы, для начисления трудовой пенсии утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516.

Для педагогов, которые работали в так называемых ведомственных образовательных учреждениях, осо­бенно распространенных в советс­кое время, определяющим для на­значения льготной трудовой пенсии стало постановление Конституционного суда РФ от 03.06.2004 №11-П .

Кон­ституционный суд признал не соот­ветствующими Конституции РФ положения Закона №173-Фз , согласно которым периоды осуществления педагогической деятельности в уч­реждениях, не являющихся государ­ственными и муниципальными, не включались в соответствующий стаж для начисления трудовой пенсии. В Закон №173-ФЗ были внесе­ны соответствующие изменения, и в настоящее время в педагогический стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по ста­рости, засчитываются все периоды работы в детских учреждениях, как государственных, так и негосудар­ственных.

Стоит также отметить, что при назначении трудовой пенсии учитывается не только факт работы в определен­ных должностях и в указанных в Списке организациях, а начиная с 1 сентября 2000 года еще и то, что пе­дагогическая деятельность осуще­ствлялась при выполнении (сум­марно по основному и другим мес­там работы) нормы рабочего време­ни (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Следует отметить, что рабо­та учителей начальных классов, преподавателей расположенных в сельской местности общеобразова­тельных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включает­ся в стаж независимо от объема вы­полняемой учебной нагрузки.

Статфакт.

Статистика знает все. Сегодня в России открыто 53 568 школ, в которых работают 1 миллион 360 тысяч педагогов. Приблизительно пятая часть из них (17,8%) - люди пенсионного возраста.

Пенсионная реформа, которая коснулась всех российских граждан, не обошла стороной и учителей.

В начале 2000-х годов изменились принципы расчета трудовых пенсий граждан России, и педагогов в частно­сти. Нынешняя пенсия в отличие от той, что назначалась им в советское время, не является государ­ственной и выплачивается не из госбюджета, а из средств пенсионного капитала, который формиру­ется за весь период работы.

Что касается льготы учителям, имеющим 25-летний стаж, то она сохране­на. Теперь это право на досрочную трудовую пенсию. Основания для предоставления досрочных трудовых пен­сий и момент приобретения права на их получение определяются законом от 17.12.200l №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 этого закона трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа в том случае, если наименование должности и учреждения, где трудился педагог, совпадает с наименованием долж­ности и учреждения в упомянутом списке.

А поскольку названия уч­реждений часто менялись произ­вольно, это может привести к проблемам при назначении трудовой пенсии.

Так, получившие распространение в 80-е годы «детские комбинаты», а в 90-е годы - МДОУ (муниципаль­ные дошкольные образовательные учреждения), не нашли своего мес­та в Списке, утвержденном постановлением №781 .

Там есть только «детский сад» и «начальная школа - детский сад». Пенсионный фонд РФ, будучи правоприменительным ор­ганом, не может расширенно толко­вать нормативные документы Правительства РФ.

Поэтому период ра­боты в «детских комбинатах» и МДОУ не засчитывается в педагогический стаж и не дает права на досрочную трудовую пенсию. Придется отстаи­вать свои права на досрочную трудовую пенсию в суде.

Как правило, суд принимает во внимание учреди­тельные документы образователь­ных учреждений и должностные инструкции работников и чаще все­го устанавливает факт, что работа фактически протекала в учреждении другого наименования, предус­мотренного Списком, и выносит ре­шение о зачете этого периода в пе­дагогический стаж.

Но на благопри­ятный исход придется потратить массу времени, средств и сил.

Не меньшая головная боль - произвольное наименование должностей. Правда, в отдельных случаях есть возможность установить тожде­ственность должностей, предусмот­ренных Списком, с аналогичными должностями, имевшими иные, ра­нее применявшиеся наименования, в официальном порядке, предусмот­ренном нормативными актами уполномоченного федерального органа. В настоящее время это Ми­нистерство здравоохранения и со­циального развития РФ.

Стоит обратить внимание и на то, что в педагогический стаж на общих основаниях засчитывается работа в образовательных учреждениях, яв­ляющихся структурными подразделениями организаций, не содержа­щихся в Списке, как правило, при крупных промышленных предприятиях.

Например, работа учителем в школе №18 Октябрьской железной дороги засчитывается в педагоги­ческий стаж, несмотря на то, что сама железная дорога в Списке не значится. Но если педагог трудился в учебном учреждении, не содержа­щемся в Списке, то этот период не засчитывается в педагогический стаж. Например, не будет засчитана в педагогический стаж работа вос­питателем в ЖЭКе, даже если в этом ЖЭКе фактически есть подразделе­ние, выполняющее функции детско­го сада, но структурно это подразде­ление не выделено.
Стаж всему голова

Следует отличать понятие «стаж педагогической работы для досроч­ного назначения тудовой пенсии» от поня­тия «стаж непрерывной преподава­тельской работы». Хотя оба понятия в обиходе называют педагогичес­ким стажем.

Так, при определении стажа для тарификации период на­хождения работника в отпуске по уходу за ребенком не влияет на раз­мер педагогического стажа , а вот в случае исчисления стажа для досрочного назначения трудовой пен­сии по старости это будет суще­ственным моментом.

Кроме того, Правилами, утверж­денными постановлением №781 , предусмотрены особые требования по исчислению педагогического стажа для ряда должностей.

Напри­мер, директорам (начальникам, за­ведующим) школ, учреждений на­чального и среднего профессио­нального образования периоды работы до 1 сентября 2000 года засчитываются в педагогический стаж независимо от ведения преподава­тельской работы.

А с 1 сентября 2000 года - только при условии ве­дения преподавательской работы в том же или другом детском учреж­дении в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреж­дениях среднего профессионально­го образования - не менее 360 часов в год.

А вот директорам и заведую­щим детских садов и учреждений дополнительного образования в пе­дагогический стаж засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года. Что касается заместителей ди­ректоров (начальников, заведую­щих), то их труды на ниве народного просвещения засчитываются в пе­дагогический стаж, только если ра­бота связана с образовательно-вос­питательным процессом.

Скажем, если из должностной инструкции заместителя директора школы по методической работе видно, что его деятельность непосредственно не связана с образовательным процессом, то период такой работы не вой­дет в педагогический стаж.

В отношении педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы Правилами установлено, что работа в этих должностях засчитывается в педагогический стаж за период до 1 января 1992 года.

Работа в вечерних школах, техни­кумах и колледжах засчитывается в педагогический стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% подростков в возрасте до 18 лет. При этом количество детей определяется на 1 октября на осно­вании списочного состава учащихся (приказ Росстата от 03.05.2005 №27 ).

Суд вам в помощь

Часто ПФР отказывается вклю­чать в педагогический стаж период работы в должности, распростра­ненной в советское время, но отсут­ствующей в нынешнем Списке.

На­пример, в качестве пионервожатого. В советское время эта должность со­держалась в соответствующем Списке и засчитывалась в выслугу лет при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовую пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в ко­торых дает право на такую трудовую пенсию (постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397).

В случае отказа обращайтесь в суд. Исходя из существующей судебной практики можно надеяться, что решение бу­дет принято в пользу пенсионера.

Нередко поводом обратиться в суд становится отказ ПФР включить в педагогический стаж время нахождения в отпуске по уходу за ре­бенком.

Дело в том, что в Правилах, утвержденных постановлением №781, на этот счет ничего не сказа­но.

Поэтому стаж оценивается в по­рядке, предусмотренном законода­тельством в период приобретения этого стажа. Кодексом законов о труде РСФСР (КЗоТ) в редакции, действовавшей до 6 октября 1992 года , было предусмотрено включе­ние в специальный стаж периодов отпуска по уходу за ребенком до до­стижения им полутора лет.

Поэтому периоды отпусков до 1,5 лет, имею­щие место до этой даты, включают­ся в педагогический стаж . Сложнее решается вопрос с отпусками до 3 лет.

Как известно, 22 августа 1989 года вышло постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС №677, увеличившее с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнитель­ного отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

Этим же постановлени­ем было предусмотрено, что допол­нительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а так­же в стаж работы по специальности.

Казалось бы, здесь должно приме­няться то же постановление Кон­ституционного суда и период отпус­ка до трех лет должен засчитываться в педагогический стаж.

Но на практике ПФР рассматривает «стаж работы по специальности» и «спе­циальный стаж» как различные по­нятия , поэтому периоды отпусков до трех лет в специальный, в том числе педагогический, стаж не зас­читывает. Однако решение Пенси­онного фонда можно оспорить в суде.

Доверяй, но проверяй

Чтобы оградить себя от неприят­ных неожиданностей при оформле­нии досрочной трудовой пенсии, стоит заранее проверить, соответ­ствуют ли зафиксированные в трудовой книжке наименования учеб­ных заведений, где вы трудились, и наименования занимаемых вами должностей тем, что указаны в Списке, утвержденном постановле­нием №781.

Если заметили несоответствие, следует обратиться к администра­ции с просьбой о внесении соответ­ствующих изменений.

В случае, ког­да такое несоответствие имело мес­то в прошлом, необходимо озабо­титься сбором соответствующих документов для обращения в суд, таких как приказы о переименова­нии, уставы учреждений, должност­ные инструкции. Они сослужат вам хорошую службу в случае, если ПФР откажет вам в зачете какого-либо периода в педагогический стаж.

Еще один важный шаг, который мы рекомендуем предпринять не только педагогам, но и всем, кто со­бирается на пенсию, - заранее, луч­ше за несколько месяцев до назна­чения, запросить в территориаль­ном органе ПФР выписку из своего лицевого счета.

Для этого нужно обратиться в отдел персонифици­рованного учета по месту житель­ства с паспортом и страховым свиде­тельством обязательного пенсион­ного страхования.

Получая выписку, надо проверить, все ли периоды ра­боты там отражены, чтобы в случае отсутствия каких-либо записей было время для обращения к рабо­тодателям и восстановления отсутствующих данных.

И конечно, особое внимание сле­дует уделить проверке записи о пе­дагогическом стаже.

В строках таб­лицы, соответствующих периодам этого стажа, должны быть указаны определенные коды льготы (напри­мер, ЗП80ПД, ЗП80РК, 28-пД).

Если код отсутствует, проблем с назначе­нием пенсии не избежать. Узнать о значении того или иного кода мож­но у сотрудников одного из трех от­делов: персонифицированного уче­та, назначения пенсии или оценки пенсионных прав.

Дело в том, что по нормам дей­ствующего законодательства пери­оды работы (после регистрации гражданина в системе персонифи­цированного учета) учитываются на основании данных этого учета.

Если даже трудовая книжка и доку­менты организации в порядке, но в данных персонифицированного учета не отмечен педагогический стаж, ПФР может отказать в его за­чете.