Жизнь не стоит на месте: развивается современное производство, появляются новые технологии, новые профессии, новый подход к жизни. Именно поэтому, в течение последних лет я работаю более активно над темойПрофориентационная работа в начальной школе”. Эта проблема на сегодняшний день в педагогике, как вы понимаете, очень актуальна.

Актуальность проблемы я вижу, прежде всего,

– в мотивации, выполняющей функцию ее регулирования и поддержки

– в формировании у младшего школьника отношения к себе, как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

В чем же заключается научность и практичность моей работы:

– нацеливание на определенную профессию

– обучение навыкам самооценки

– развитие эмоционального компонента психологической готовности.

Мы в школе идем в ногу со временем и наша задача педагогов давать не только знания, а мы учим детей жить не завтра, а жить здесь и сейчас. С раннего возраста мы работаем над формированием у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. И именно возраст младшего школьника наиболее благоприятен для такого формирования.

Цель моей работы:

  • развивать познавательные способности учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий;
  • формировать учебно-воспитательные мотивы;
  • дать возможность им испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации;
  • формировать целостные знания, потребности в творческой деятельности;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности.

Отсюда и вытекают основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
  • понимание роли труда в жизни человека;
  • развитие интереса к различным профессиям.

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребенку было интересно. А что интересно младшему школьнику? Это игра.

Поэтому знакомство с профессиями я провожу в форме ролевой игры и не только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех уроках. Тщательно продумываю эту деятельность во время подготовки воспитательных и тематических планов на предстоящий учебный год. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

На уроках математики, чтения, окружающего мира использую ролевые игры, направленные на решение обучающих и воспитательных задач. Это – игры: “Магазин”, “Библиотека”, “Экскурсовод” и другие. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и активизируют познавательные процессы, стимулируют самостоятельность и самоконтроль.

Не секрет, что гораздо приятнее жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. На уроках развития речи я провожу игру– сочинение “Начинающий журналист”. Ученик выступает в роли журналиста, берет интервью у родителей, соседей, обрабатывает информацию и пишет сочинение.

На уроке окружающего мира в ходе практической работы дети сажали цветы. Тогда я впервые заговорила о профессии флориста.

Неожиданностью для меня стало то, что эта профессия заинтересовала не только девочек, но и мальчиков.

Самостоятельно из дополнительных источников ребята узнали много интересного об этой профессии.

На уроках технологии очень важно, чтобы ребенок захотел создать что-то свое, неповторимое, непохожее на тот образец, что зачастую предлагаем мы учителя. Поэтому, знакомясь с техникой бумажной пластики при выполнении панно “Морские животные”, ребята осваивают массу приемов работы с бумагой: складывание, гофрирование, просекание, скручивание.

Дети учатся создавать объемные фигуры, что сделать не так то и легко. Я, в свою очередь, стараюсь дать представление о том, в какой профессии могут пригодиться подобные умения. Например, при рассмотрении профессии “архитектор” уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением.

Живой интерес и творческий подход к такому виду трудовой деятельности позволяет мне сделать вывод, что такие профессии, как дизайнер, модельер, архитектор интересуют ребят уже сейчас, а некоторые из них даже видят себя в этих профессиях.

В процессе работы обучающиеся делятся энциклопедическими знаниями о морских обитателях, что для меня очень ценно. Это тоже профессия ученого . Дети учатся постигать азы исследовательской работы, интеллектуального труда.

Такие уроки творчества пробуждают интерес к той или иной области трудовой деятельности. А чтобы дети имели возможность выбора, что и как творить на уроке, я постаралась максимально заинтересовать их и дать возможность проявлению творческого воображения и самостоятельности каждого из них, и тогда профориентационная работа выходит за рамки урока.

Традиционными стали встречи с представителями различных профессий нашего города.

Так, в 1-м классе мы пригласили сотрудника лесничего хозяйства.

Ученики сами подготовили материал по этой теме, приводили много примеров из жизни своих питомцев.

Во время экскурсии в аэропорт мы познакомились с профессиями пилот и стюардесса.

И трое из ребят решили связать свою жизнь с небом.

Встреча с почетным гражданином нашего города Фаритом Газизуллиным никого из ребят не оставила равнодушным. Выдающаяся личность– геолог, художник, музыкант.

Он познакомил нас с основной своей профессией – профессией геолога и дети открыли для себя увлекательную науку – геологию.

Его рассказ включал в себя наглядный материал: фотографии, рисунки, картины, видеосюжеты с мест экспедиций. Важны и такие моменты, как:

  • история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.);
  • содержание труда;
  • профессионально важные качества;
  • ограничения при работе по этой профессии;
  • интересные случаи.

Анкетирование обучающихся показывает, что при такой системе работы интерес к новым профессиям из года в год растет, ведь увлекательных профессий великое множество. Кроме того, дети приобретают навыки самооценки и самореализации, что развивает эмоциональный компонент их психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что для выбора профессии необходимо :

  • желание учиться,
  • договор с самим собой,
  • экспертиза профессий и своих особенностей,
  • эмоциональное желание,
  • прагматизм.

И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте”.


Подписи к слайдам:

Профориентацияв начальной школе
Составила:Приходько Т.Ю. МОУ СОШ № 6, Г.Копейск
Основная идея: Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.
Цели: ознакомление учащихся с миром наиболее привлекательных для детей профессий (содержание, требования);создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:Проанализировать возрастные особенности младших школьников;С помощью методики «Кем быть?» (Н.С. Пряжников) определить круг профессий, наиболее актуальных для современных детей младшего школьного возраста;Подобрать формы и методы профориентационной работы во внеурочное время
Сроки выполнения проекта:Февраль-апрель, 2014 года.Участники проекта: Учащиеся 3А класса (30 человек)МОУ СОШ №6 г.Копейска
Содержание проекта:Профориентационная работа – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы и учреждениях профессионального образования. Ее главные направления: помощь школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения; повышение готовности детей к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
Возрастные особенностиПовышенная чувствительность к внешним воздействиям;Ведущая деятельность – учебная;В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Возрастные особенности4. Недостаточно развита волевая сфера,мышление носит наглядно-действенный характер;5. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых;6. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

Методика «Кем быть» (Н.С. Пряжников) Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Результаты методики «Кем быть» (Н.С. Пряжников)

Формы и методы профориентационной работы в начальной школе во внеурочное времяИгры и упражнения;Конкурсы и конференции проектных работ;;Организация работы клубов и кружков;Оформление уголка по профориентации“В мире профессий”;Экскурсии
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии Например: - «Угадай профессию по жестам», - «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», - «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией»
Игры и упражнения
Конкурсы и конференции проектных работ
Тематика: «Моя профессия - профессия будущего»; «Хочу быть…и буду»; «Защищаю профессию…»; «Быть мне…»;«Профессия моих родителей - моя профессия»;«Труд парикмахера» и др.
Конференция «Все профессии хороши, выбирай на вкус»
«Приглашаются люди разных профессий, которые рассказывают о своей профессии. Ученикам дается возможность задавать интересующие их вопросы о специфике той или иной профессий.Приглашаются люди не только предпочитаемых детьми профессий, но и тех, о которых дети мало знают либо вообще не знают.
Использование конструктора LEGO
Городские жители. DUPLOТематический набор, иллюстрирующий профессиональные принадлежности городских жителей. В наборе 20 фигурок людей, одетых в спец. одежду, свидетельствующую о профессии или роде деятельности персонажа.
Использование конструктора LEGO
Грузовой и пассажирский транспорт. LEGO
Большой базовый набор иллюстрирует способы грузовых и пассажирских перевозок. Огромное количество стандартных и специальных элементов позволит моделировать работу воздушного, наземного и водного транспорта
Использование конструктора LEGO
Железная дорога. DUPLO
Традиционно любимая всеми Железная дорога. В наборе - 2 товарных поезда, рельсы, пересечение железнодорожных путей, железнодорожный мост и переезд, а также фигурки машинистов и стандартные кирпичики для конструирования станции.
Пожарная станция. DUPLO
Тематический набор, иллюстрирующий работу пожарной команды. В наборе 129 элементов: две пожарные машины, вертолет, фигурки пожарных, а также элементы, имитирующие огонь и воду, и стандартные кирпичики для конструирования пожарной станции.
Полицейский участок. DUPLO
Тематический набор для конструирования и сюжетно-ролевой игры, позволяющий разыграть историю поимки преступников полицейскими.
Рабочие и служащие. LEGO
Более 30 миниатюрных ЛЕГО - человечков, представители различных коммунальных служб, содержит тематический набор для расширения знаний об общественно полезных профессиях.
Транспорт муниципальных служб. DUPLO
Тематический набор для конструирования содержит машины муниципальных служб, фигурки в униформе и дорожные знаки.
Организация работы клубов и кружков
Научно-техническая направленность Кружок авиамодельный, технического моделирования,радиоэлектроники, юных космонавтовЭколого-биологическая направленность Кружки юных цветоводов, зоологов, Клуб "Юный эколог"
Художественно-эстетическая направленность Кружок макраме, кулинарии, художественной вышивки, вязания и др.Музыкальное творчество:Фольклорный кружок, хоровой кружок и др.Социально-педагогическая направленность Кружок юных корреспондентов, Клуб «Юный пожарный», Клуб "Я выбираю профессию…"
Оформление уголка по профориентации“В мире профессий”
В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией.В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсионной работы
Экскурсия на почту;Экскурсия в магазин;Экскурсия парикмахерскую;Экскурсия на предприятие;Экскурсия на фабрики (ОАО «ЧТЗ-Уралтрак, ОАО «Копейский машиностроительный завод», ОАО «Завод «Пластмасс», ОАО «Птицефабрика «Челябинская», МУП «Копейский хлебокомбинат», Группа компаний «Джемир», ООО Ламинат. Мебель. Комплект, Фабрика «УралЭкспрессФудс»)Экскурсия в библиотеку;Экскурсия в 36 ПЧ Копейского гарнизона пожарной охраны;
Эта книга поможет педагогам воспитать в детях живой интерес к миру разных профессий. Ее цель - через сказки, беседы, игры, вопросы и творческие задания о профессиях и мастерах привести детей к осознанию, что на земле нет ненужных профессий, что люди, вкладывающие всю душу в свой труд – Великие Мастера.Лопатина Александра, Скребцова Мария «Секреты мастерства»

Власова Елена Валентиновна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 168
Центрального района Санкт-Петербурга,

Профессиональная ориента-ция - это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопре-делению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в про-фессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.

Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на даль-нейшую жизнь человека. Грамотно постро-енная профориентационная работа позво-ляет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти свое место в мире профессий, реализовать свои возмож-ности. Чтобы учащиеся научились пони-мать себя, объективно оценивать свои успе-хи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школь-ного возраста.

Младший школьный возраст не является ма-лозначимым, «проходным», с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравствен-но-волевых и мотивационных характерис-тик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным.

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей основную. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям. Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников на-выкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей.

Цель учителя начальных классов - развить интересы и способности школьников.

Задачи профориентационной деятельности в начальной школе таковы:

  • познакомить с разнообразием мира профессий;
  • дать общие сведения о содержании труда разных профессий;
  • формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;
  • развивать интеллектуальные и твор-ческие возможности;
  • воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.

Первым этапом этой работы становится профинформация, когда учащиеся знако-мятся с профессиями людей, чей труд они наблюдают изо дня в день. Цель этого эта-па — развитие познавательных способнос-тей на основе разных впечатлений о мире профессий, формирование добросовестно-го отношения к труду.

На всех уроках в начальной школе подчеркива-ется значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответ-ственности за свою работу. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физи-ческой культуры, музыки учащиеся знако-мятся с различными профессиями, а учи-тель пытается донести до сознания детей их важность и значимость. При преподавании практически всех предметов учителя используют активные методы обучения - игровые, метод про-ектов, исследовательские и проблемные. Все это благоприятно влияет на развитие личности и подготовку к профилизации учащихся. Так, на уроках русского языка используем слова, предложения, тексты, связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы, для диктантов и списывания. На уроках математики решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). На уроках развития речи ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники). На уроках окружающего мира происходит знакомство с профессиями в различных отраслях производства, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Разнообразить урок, сделать его более эмоционально насыщенным позволяют загадки, ребусы, кроссворды, короткие стихи о профессиях, игры «Угадай по жестам», «Кто больше?» (назвать как можно больше слов, связанных с профессией), «Орудие труда - профессия» (узнать по орудиям труда профессию) и т.д. Новой для нас формой учебного занятия является решение проектной задачи. Дети получают возможность проявить себя в той или иной роли, проявить самостоятельность, творческое воображение. Очень часто профориентационная работа выходит за рамки урока.

Разнообразная внеурочная деятельность младших школьников в полной мере способствует формированию мотивации и интереса к различным видам деятельности, развивает интеллектуальные и твор-ческие способности учащихся. Введение ФГОС в начальной школе позволило предоставить нашим детям широкий спектр кружков, секций, творческих объединений для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время, т.е. организовать соответствующее пространство для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с перво-го класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. По дан-ной тематике планируем и проводим занятия, используя разнообразные формы, такие как:

Учитель начальных классов на уроках и во внеурочное время ведет работу в следующих направлениях:

1) показывает учащимся роль труда в жизни человека;

2) привлекает учащихся к выполнению социально значимых дел;

3) проводит встречи с представителями различных профессий (в том числе с родителями);

4) вовлекает учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовая, игровая, исследовательская);

5) знакомит учащихся с миром профессий;

6) учит работе по формированию «Портфолио» («Портфеля достижений»).

У учащихся начальных классов только начинает складываться интерес к профессиям. Общественно-полезная деятельность, в которой участвуют дети (а это может быть уход за растениями, изготовление поделок и игрушек, ремонт книг и др.), оказывает определяющее влияние на формирование их интереса. Когда дети видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они от этого испытывают огромное удовольствие. Для учащихся начальных классов необходимы и важны наглядность и смена видов деятельности, очень важен отбор материала, соответствующий возрасту и интересам ребенка, поэтому цель профориентационной работы в первом и третьем классе будет несколько различаться.

Так, в первом классе целью работы может быть расширение знаний о трудовой деятельности, формирование культуры труда, знакомство с профессиями родителей. А в третьем классе, например, знакомство с классификацией профессий, расширение знаний о профессиях нашего города.

В результате данной работы учащиеся начальных классов должны:

знать и понимать:

владеть способами познавательной деятельности:

  • сравнивать и выделять особенности содержания различных про-фессий на основе наблюдений;
  • оценивать результаты своей деятельности в соответствии с постав-ленной задачей;
  • планировать свою деятельность и контролировать ее;
  • соблюдать правила личной гигиены и безопасности при работе с материалами, инструментами, электроприборами.

Выступление на педагогический совет

Скрябина Л.А.

Профориентация в начальной школе

В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания.

Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.

Цель данного направления: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

Развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребёнка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Внешняя сторона деятельности взрослых остаётся для детей более существенной, чем её смысл.

Слова «работать, работа, на работе» - одно из первых в словаре ребёнка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают всё, необходимое для жизни: еду, одежду, лекарства и т. д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.

Часто бывает так, что ребёнок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – «рабочая династия». С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых.

Задумывалась ли я, учитель начальных классов о важности данной проблемы? Нет. Но интуитивно работу в данном направлении все равно проводила и провожу, и достаточно регулярно.

Знакомство с профессиями в своём классе я начинаю с 1 класса. В работе по профориентации я использую самые разнообразные формы: встречи с родителями, с людьми интересных профессий, мастер – классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины и другие виды работы.

1кл. Кл.час «Радуга профессий», разговор о разных профессиях, конкурс рисунков «Радуга профессий» - кем я хочу стать; экскурсия в музей Пожарной безопасности, кл.час «Огонь - друг, огонь - враг» знакомство с профессией пожарный; интересные встречи - рассказ дедушки Волкова В.А. о профессии военного летчика.

2 кл. Кл.час «Я талантлив», групповой проект «Что я умею делать лучше всего». На уроках окр.мира идет знакомство с профессией геолога, сельскохозяйственными профессиями, говорим о «Труд людей осенью», «Весенние работы в саду, огороде, поле». В апреле 2016 года к нам в гимназию приезжал Виктор Игоревич Васильев, актер и председатель Союза кинематографистов Республики Беларусь. Ребята увидели анимационные фильмы «Аист» и «Глупая пани и разумный пан», а также поиграли и смогли почувствовать себя на настоящей съемочной площадке.

3 кл. В рамках интересные встречи – мастер- класс от родительницы Месенгисер Н.С. врач-стоматолог. Рассказала детям о зубах их строении, учила почему надо беречь зубы и как за ними ухаживать.

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Написание сочинения «Кем я хочу стать, когда я вырасту». Вашему вниманию, я представляю выдержки из этих сочинений.

Готовясь к этому педсовету, я стала другими глазами смотреть на данное направление в воспитании наших детей, осознала важность этого момента и теперь пересмотрю план воспитательной работы класса на следующий год


Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по профориентации в начальной школе

Выступление Саратовцевой Елены Владимировны,

учителя начальных классов Гимназии г. Вольска.

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.

Необходимость профориентации в начальной школе

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

На основе проведённого в 4 классе анкетирования я выявила, что предпочтение дети отдают предметам: ФК - 15 чел, математика – 14 чел, ИЗО – 9 чел, русский язык, литературное чтение, ОМ – 8 чел, английский язык – 7 чел. технология – 4 чел.

Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях.

Особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями.

Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.

  1. Профориентация через учебные предметы

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Работа с иллюстрациями и языковым материалом может успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики и др.

На уроках русского языка и литературы использую пословицы о труде: Дело мастера боится. Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.

При изучении словарных слов использую загадки о профессиях.

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый... (капитан)

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам! (Библиотекарь)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

При изучении однокоренных слов предлагаю детям загадки

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках. (Повар)

По вариантам нужно подобрать однокоренные слова разных частей речи и выделить корень.

При изучении темы по окружающему миру «На службе у человека» младшие школьники усваивают, что получение продуктов - это результат работы людей разных профессий (хлеборобов, садоводов, пекарей, трактористов, водителей, фермеров и т.д.)

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры , например, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира).

В таких играх дидактическая задача урока интегрируется с профориентационной.

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Как во время уроков, так и во внеурочное время предлагаю школьникам профориентационные игры. Например, «Профессия на букву...» (к- кассир, курьер, коневод, х- хоккеист, художник), «Кто использует в работе?» (например, зеркало или иглу - назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?»)

  1. Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии,

классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы.

Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра.

На классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».

Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.

1.Лучшая в мире няня - гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда

(Мэри Поппинс, П. Треверс)

2.Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шелковыми» (Фрекен Бок, А. Линдгрен)

3.Из трех цариц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья? (поварихой А.С.Пушкин)

4. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино (Печкин.Э. Успенский)

6. Сказочный ветеринарный врач (Айболит К. Чуковский)

Рассказываем о профессиях, с которыми сталкиваемся ежедневно.

Школьная медсестра. Её работа заключается в охране здоровья детей и учителей. Она оказывает первую помощь при различных заболеваниях, травмах, обрабатывает раны. Медсестра несёт ответственность за качество приготавливаемой пищи в нашей школьной столовой. Она организует вакцинации детей, ежегодные профилактических осмотры как детей, так и учителей.

Казалось бы, профессия повар знакома всем, и много говорить о ней не приходится. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда и успех в учёбе.

« Много на свете хороших профессий, но знаю, моей не найти интересней»

Профессия учитель начальных классов очень важная и нужная. Учитель обучает детей, подготавливает и проводит классные и школьные мероприятия, родительские собрания; проводит уроки и кружки, организует культурно-массовые мероприятия; детский досуг и отдых.

Рассказываем и о других профессиях, без которых нельзя обойтись – вахтёр, гардеробщица, уборщица.

В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах труда – специалистами ГИБДД, пожарными, курсантами ВВИМО, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой.

Обучающиеся моего класса участвуют в творческих конкурсах, выставках школьного, муниципального, регионального уровней «Возраст делу не помеха!», «Осенние поделки»

Младшие школьники с удовольствием посещают театральный кружок.

На классном часе я провела анкетирование и выяснила, что младшие школьники знакомы со многими профессиями. Детям нравятся профессии – учителя, врача, военного, швеи, парикмахера, изобретателя, ветеринара, модели, певицы, кондитера, дизайнера, воспитателя, строителя, полицейского. В будущем школьники мечтают стать врачами – 9 чел, учителями – 4 чел, полицейскими– 2 чел, военными – 3 чел, ветеринарами – 2 чел, швеёй – 2 чел., конструктором – 1 чел, переводчиком – 1 чел, бизнес – леди 1 чел.

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

Начиная с 1 класса, мы создали «портфолио» - папки достижений обучающихся, которые помогут выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу по выбору профессии в дальнейшем.

Хотя выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не скоро, но уже сейчас я их нацеливаю на то, что нужно готовиться к выбору профессии:

Собирать информацию о профессиях,

Наблюдать за трудом взрослых в жизни,

Посещать специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,

Пробовать себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать

И, самое главное, учиться! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.

  1. Профориентационная работа с родителями обучающихся

В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям.

Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.

Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

На родительских собраниях нацеливаю родителей на включение школьников в разные кружки и секции. В результате в спортивных секциях (рукопашный бой, карате, бокс, дзюдо, плавание) занимаются 8 чел., в музыкальной школе – 3 чел., в художественной школе – 3 чел., в танцевальных кружках – 5 чел., в школе искусств – 2 чел. В театральном кружке – 1 чел., бисероплетение – 1 чел.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.