МБДОУ БГО ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 18.

Выступление на педагогический совет.

Тема: «Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила:

воспитатель

подготовительной к школе группы

Паршикова Е.А.

Борисоглебск

Для решения задач по развитию речи дошкольников педагогу необходимо использовать в практике разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками.

С детьми ИКТ я использую в процессе ООД по развитию речи в качестве современного наглядного материала.

ООД с использованием ИКТ может быть:

Фронтальной;

Индивидуальной;

Групповой .

Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Так как ИКТ имеет ряд преимуществ.

ИКТ имеют ряд преимуществ:

Практика показывает, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход;

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, у него повышается самооценка.

В случае применения ИКТ нужно выполнять следующий ряд требований:

При использовании компьютера на занятиях с детьми 5–7 лет необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия. Возможно их применение не более трех раз в неделю в дни большей работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

После завершения занятия с детьми проводится гимнастика для глаз.

Продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры: для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет 15 минут.

Положение экрана видеомонитора должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см.

Ребенок, который носит очки, должен работать за компьютером в них.

На занятиях детей с компьютером обязательно должен присутствовать воспитатель .

В нашей группе формируется банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя в развитии речи детей по следующим направлениям:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Формирование лексико-грамматических средств языка: формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений), развитие словаря.

3. Развитие связной речи (диалогической и монологической речи).

4. Подготовка детей к обучению грамоте.

Приведём примеры использования ИКТ по каждому направлению работы.

Опыт использования ИКТ в развитии речи детей.

1. Работу над ЗКР начинаю с восприятия неречевых звуков, аудио-техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т.д. Для развития дикции, правильное звукопроизношение использую скороговорки, представленные в виде мнемотаблиц.

2. Для активизации и обогащения словаря использую электронный вариант картинок «Противоположности», данная игра учить ребёнка не путать противоположные понятия (антонимы). Интерактивная игра «Путешествие Тани» позволяет формировать умение называть действия героев, увеличивает глагольный словарь. Для отработки употребления предлогов в самостоятельной речи используется интерактивная игра «Где птичка?». Отдельного внимания заслуживают игры направленные на формирование грамматических представлений - навыков словоизменения и словообразования. Примером таких игр, являются игры «Назови ласково», «Один-много» по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы и ягоды».

3. Развитие связной речи.

При составлении описательных рассказов использую опорные картинки в виде слайдов презентации. При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов использую электронный вариант мнемотаблиц.

Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов.

4. Для овладения элементами грамоты мы используем электронный вариант пособия Е.В. Колесниковой «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», а так же интерактивный тренажер «Учим гласные звуки и буквы (звуки [а] [у] [о])», «Собери слово по слогам», «Звукарик», включающий в себя такие игры как «Найди слова с заданным звуком», «Твёрдый-мягкий», «Измерь слово», «Гусеница», «Подбери слова».

Эти игры помогают, упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, развивать умение дифференцировать согласные звуки на твёрдые и мягкие, упражнять в определении первого и последнего звука в слове, развивать навыки звукового анализа слов, дифференциации звуков на гласные, твёрдые и мягкие согласные.

Так же используем электронный вариант пособия Н.П. Кочугова «Звуки и буквы. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова».

Таким образом, использование ИКТ позволяет проводить занятия:

На высоком научно-познавательном, эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

Обеспечивает наглядность;

Позволяет использовать большое количество дидактического материала, в целом, способствует повышению качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 666-669.]

«Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников»

Воспитатель

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. Изучив педагогическую литературу и передовой опыт, у меня возник вопрос – эффективно ли использовать ИКТ в процессе развития речи детей дошкольного возраста? Так родилась тема моего опыта: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников».

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования ёловой, И. Пашелите, Б. Хантер и др.). Важность и необходимость внедрения ИКТ - технологий в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс».


Для меня, как воспитателя, ИКТ полезны для п овышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы и дистанционное обучение). Ведения электронного портфолио, документации. Проведения методической работы: консультаций, семинаров.

Я использую ИКТ в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми в качестве современного наглядного материала. Еще заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня большой интерес и являются дополнительным набором возможностей в развитии речи воспитанников. В поисках новых путей и методов организации коммуникативной деятельности, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office, а именно, к программе PowerPoint.

Совершенствование образовательного процесса при помощи ИКТ в работе с детьми, определяет актуальность данной проблемы. Основная идея моего педагогического опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка. Осуществление, которой я вижу через решение следующих задач :

изучить нормативные документы, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;

обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коммуникативной деятельности с детьми;

использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе воспитателя.

Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Руководствуясь принципом научности, педагогической целесообразности я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию этим принципам. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.


Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с комплексно-тематическим планом.

Принцип наглядности. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Начиная работу по данной теме, предполагаю достичь следующие результаты:

1. Расширятся представления воспитанников об окружающем мире, обогатится словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значения слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка к индивидуальному сочинению стихов, загадок, сказок.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Работая по данной теме мною создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы: формирование произношения; развитие фонема тического восприятия, овладение элементами грамоты; для развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; здоровьесберегающие технологии.

Работу по развитию фонематического слуха у дошкольников я начала с развития восприятия неречевых звуков, для этого в соответствии с комплексно-тематическим планом подобрала презентации: «Подарки Деда Мороза», «Звуки дома», «Инструменты» и др. Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие как: «вода капает», «дверь скрипит», «стучит молоток».

Особенно необходимы, на мой взгляд, презентации для развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка развития словаря, формирования навыков словообразования . Так появились презентации по лексическим темам: «Детская одежда», «Головные уборы», «Посуда», «Мебель», «Каждой вещи свое место», «Профессии», которые знакомят детей с предметами и их назначением. По лексической теме: «Профессии» мы вместе с родителями создали презентацию в помощь каждому ребенку для составления рассказа о профессии своего родителя. Это форма работы была показана на родительском собрании.

Для формирование произношения, развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, ознакомления детей с готовыми художественными образцами родного языка я использовала методику разучивания скороговорок в игровой форме.

Мной были разработаны мультемидийные презентации «Скороговорки от Егорки». Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме, представляет собой систему и хорошо усваивается. Яркие, объемные картинки, расставленные в последовательности согласно тексту, привлекают внимание детей и помогают легко и быстро запомнить содержание скороговорки.

Проделанная работа расширила представления детей о художественных средствах языка, обогатила словарный запас, позволила плавно перейти к следующему шагу на пути к формированию навыков творческого рассказывания.

Для развития умения соотносить образные обороты речи с предметом, я использовала методику отгадывания и сочинения загадок с использованием картинок.

Мной были разработаны мультимедийные презентации «Овощи», «Фрукты». Игровая форма которых пробуждает у детей интерес к заданию, способствует ориентировки в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи . Воспитанники стали активно употреблять антонимы , узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок.

Для обучения детей поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем я использую методику «Отгадывание загадок с использованием игры «Да-нет». Если загадка отгадана верно, то на экране появляется картинка-отгадка.

Мультимидийный образ оказался очень эффективным, привлек внимание детей, способствовал созданию позитивной атмосферы, проявлению инициативности во время игры. Дети приобрели опыт правильного построения вопросов, совершенствования точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря в процессе отгадывания загадок.

В своей работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования я использую красочные мультимедийные презентации по рассказам Сутеева, Л. Бондаренко, А. Дементьева.

Красочные картинки на юмористические темы на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети научились составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Стали использовать в речи предложения разной структуры.

Составление описательных рассказов по предметным, сюжетным, пейзажным картинам и натюрморту, представленных в большом формате, позволяет воспитанникам рассмотреть художественное произведение более четко, учит детей правильно понимать содержание, точно передавать сюжет, самостоятельно и целесообразно использовать языковые средства. Для этого мной подобраны произведения русских художников классиков по временам года и сказкам. Собранный мультимедийный материал широко используется коллегами детского сада.

Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по открыткам с различными сюжетами, но делаю это в интересной для современных детей мультимедийной форме.

Накануне новогоднего праздника во время рассматривания поздравительных открыток ребятам было предложено придумать по ним сказку. Первые сюжеты появились как отклик на воспринимаемую картинку. У некоторых детей получились короткие сказки, в которых я начинала предложение, а они заканчивали. У других сказка получилась почти без моего участия.

Аналогичная работа была проведена по темам согласно комплексно-тематическому плану: домашние и дикие животные, мамы и их детеныши, зимние развлечения, морские обитатели и т. д.

Таким образом, детьми был приобретен опыт по сочинению сказок-импровизаций. Сюжеты, которых воплотились в игре драматизации.

Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы как составление рассказов из личного опыта. Воспитанники с удовольствием составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Из собранных фотоматериалов, сделана презентация «Наше лето».

С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций я предлагаю детям выполнить комплекс упражнений для глаз. Для большей привлекательности провожу их в игровой форме.

Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление и повышает настроение.

Использование презентаций играет важную роль в психолого-педагогическом просвещении родителей моих воспитанников. На одной из встреч клуба «Заботливые родители» во время проведения консультации о важности роли совместных игр в развитии речи дошкольников были представлены разработанные мной схемы-опоры сочинения загадок. Важность совместных игр со словами и рифмами как своеобразное экспериментирование и условие развития речи детей была принята родителями, они были настолько заинтересованы предложенным материалом, что с удовольствием совместно с детьми сочиняли загадки по предложенным схемам. Семейные схемы-загадки вошли в мультимедийный и печатный сборник «Загадки от гномиков», который представлен педагогическому коллективу детского сада и вошел в методическую копилку.

На одном из собраний клуба «Заботливые родители» в качестве одной из форм совместной деятельности после просмотра части мультфильма родителям было предложено вместе с ребенком придумать свой конец незаконченной истории. Все сказки получились индивидуальны, с неожиданным сюжетом. Работы напечатаны в сборнике «Наши сказки», по некоторым подготовили показ кукольного театра, в рамках недели театрализованной деятельности.

В следующем учебном году я конечно продолжу работу в данном направлении по авторской методике заслуженного учителя РФ «Игра-путешествие «К себе в гости». Мои воспитанники станут на год старше, и я уверенна, что их увлечет яркое и красочное путешествие, которое откроется перед ними на экране.

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в развитии речи дошкольников доказывают полученные результаты за последние 2 года.

font-size:14.0pt;line-height:150%"> Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду , помогут им быть успешными в школе, а чистая, правильная речь придаст им уверенности.

Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.

Подводя итог, постараюсь обосновать основные положения.

Применение ИКТ усиливает:

· положительную мотивацию обучения;

· активизирует познавательную деятельность детей;

·

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка); обеспечить наглядность; привлечь большое количество дидактического материала; способствует повышению качества образования.

Говоря о перспективе, я планирую освоить другие компьютерные программы. «ПервоЛого» - это открытая творческая среда, «компьютерный альбом», разработанный специально для дошкольников позволяющий в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.

С появлением интерактивной доски у меня появится возможность более «плотно» использовать некоторые специфические интерактивные возможности создавая презентации в среде специального программного обеспечения , входящего в комплект интерактивных досок.

Список использованной литературы.

Нормативно-законодательные документы:

1. Закон Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об образовании».

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 000 «Об утверждении федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

5. Федеральный закон от 01.01.2001 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Методическая литература:

1. Антошин работать на компьютере. М.: Айрисс-пресс, 2008.

2. , Поддьяков информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г

3. Иванова ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009

4.Ковалько технологии: школьник и компьютер. М., 2007.

5. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. С.-П.: Каро,2005.

6. Арушанова и речевое общение дошкольников. Формирование грамматического строя речи. М., 2005.

Интернет-ресурсы:

1. www . iteach . ru

2. http :// www . solnet . ee

3. http :// www . detsat . ru

4. http : // sch 1 38. ***** /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

5. http:// http://www. *****

6. http:// festival.1 ***** / articles

Организация: МДОУ Д/С №4 «Незабудка»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Барыш

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедноты словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам на помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.

Начав работать по теме «Применение ИКТ в процессе НОД по речевому развитию дошкольников»я выдвинула гипотезу: применение ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.

Поэтому целью моей работы в данном направлении является развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Признавая, что компьютерные презентации- новое мощное средство для интеллектуального развития детей, использование их в учебно-воспитательных целях с детьми строилось с учетом здоровьесберегающих технологий, на основе выполнения следующих правил:

1. Уточнить состояние здоровья ребенка у медсестры ДОУ, нет ли у кого-то из детей группы противопоказаний для работы с ИКтехникой.

2. Мультимедиа презентации должны быть непродолжительными по времени (3-5 минут).

3. Во время показа следить за осанкой ребенка.

4. После просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физминутки.

Применяя на практике мультимедийные презентации, также опираюсь на дидактические принципы:

1.Принцип активности: используя ИКТ, стимулирую познавательну. Активность детей, тем самым, повышая интерес к участию в НОД по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования минимизированных анимационных эффектов.

2. Руководствуясь принципом научности, преследую цель- помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, звукозаписи).

3. Реализуя принцип доступности, отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.

4. Принцип систематичности и последовательности- усвоение учебного материала идет в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планированием.

5. Принцип наглядности, который в полной мере соответствуют мультимедийные технологии.

Формы использования презентаций в качестве обучающего средства различны, находятся в прямой зависимости от формы организации педпроцесса по речевому развитию. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую следующие варианты:

1. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.

4. Рассказы по цепочке.

5. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Что лишнее?»

6.Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию

7. Использование физкультурных минуток.

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как поручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий- облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.

Опыт организации воспитательно- образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня- один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Список используемой литературы:

1.Габдулина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.

2. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.

3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ.:ООО «Издат-во «Детство-Пресс»,2013.

4. Атемскина Ю. В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПБ.: ООО «Издат-во «Детство-Пресс», 2012.

Анастасия Сердягина
Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников

Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптироваться к новому информационному веку. В нашей стране компьютеры используются в образовании уже очень давно. Использование ИКТ входит и в систему дошкольного образования .

Под ИКТ подразумевается использование компьютера , Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Использование ИКТ открывает для воспитателя неограниченные возможности.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка- дошкольника . Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие . Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи , поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы , ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи , бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи , отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Именно дошкольникам , с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Применение ИКТ усиливает :

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность :

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

обеспечивает наглядность.

Рассмотрим несколько примеров того как можно использовать ИКТ в развитии речи дошкольников .

Сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами :

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос : Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

Звуковая культура речи

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.

Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи .

Разнообразные видео-уроки могут стать хорошими помощниками. Можно заучивать тексты песен для закрепления звукопроизношения.

Автоматизация звука

Наша речь связана с движениями речевого аппарата. При дефектах звукопроизношения большое место в работе занимает артикуляционная гимнастика, которая применяется как при постановке звуков, так и на этапе автоматизации звуков. Тонкие движения артикуляционного аппарата способствуют совершенствованию движений и формированию правильной речи ребёнка .

Аудио занятия могут значительно повысить эффективность индивидуальной и коллективной работы по автоматизации того или иного звука.

Опыт организации воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи . Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников . Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность , формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению , воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в познавательном развитии детей 4–7 лет Государственное бюджетное учреждение Амурской области ГБУ АО «Тындинский социальный приют для детей» Доклад на тему: «Использование.

Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детский сад «Солнышко» по речевому направлению.

Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду в развитии речи дошкольников Современный ребенок с рождения окружен насыщенной медиа – средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимает все большее.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОВЗ Слайд 2 "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы по проблеме: «Использование приемов и методов.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

«Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников»

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) .

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Применение ИКТ усиливает:

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

способствует повышению качества образования.

Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

ПМК по «Развитию речи» А. Ю. Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;

2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;

3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;

4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.

Программа включает следующие разделы:

1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

2. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.

3. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

4. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

5. специальный «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др., так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.

Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.

Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой! » разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.

Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.

Ресурс, адресованный как к педагогам, готовящим детей старшего дошкольного возраста к школе, так и к самим дошкольникам. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические материалы при обучении детей чтению.

Иллюстрированный словарь может предоставлять педагогу следующие возможности:

    подбор иллюстраций к заданной теме,

    подбор иллюстраций к словам, содержащим конкретную букву в начале, в середине или в конце слова,

    просмотр отобранных иллюстраций и скачивание их на персональный компьютер.

Предназначены для развития связной речи детей.

Электронные альбомы предоставляют педагогу следующие возможности:

    отбор иллюстраций для скачивания (для распечатки),

    просмотр отобранного,

    набор и сохранение текстов рассказов, составленных по картинкам.

Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка . Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам . На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для

ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

    исследовательский характер,

    легкость для самостоятельных занятий ребенка,

    развитие широкого спектра навыков и представлений,

    высокий технический уровень,

    возрастное соответствие,

    занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Для развития дошкольников можно использовать серию программ "Несерьезные уроки", выпускаемую фирмой "Новый диск".

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

б) Использование мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

3. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Вывод

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Литература

    Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.

    Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

    Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.

    Зубрилин А.А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.

    Ибука М. После трех уже поздно. - М.: Знание, 1992.

    Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39 - 41.

    Макасер И.Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.

    Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.

    Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.

    Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.

    Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.